Эрлик
Эрлик, Эрлик Хан | |
---|---|
Смерть и подземный мир | |
Обитель | Тамаг |
Символ | Монстр |
Этническая группа | Тюркские народы Монгольские народы |
Генеалогия | |
Родители | Бог благодати и земли |
Братья и сестры | Приходить Ульген Кояш Привет, папа |
Тюркский Эрлик , Эрлиг , Эрлик-хан , монгольский Эрлег или Ерлег (венгерская мифология, эквивалентная Ордогу ) — бог смерти и подземного мира , иногда называемый Тамагом (адом) в тюркской мифологии . Эр (или йер ) означает Землю , в недрах которой живет Эрлик. [ 1 ] Из подземного мира Эрлик вызывает смерть, чуму и злых духов, чтобы мучить людей и забирать их души в свое царство. Поскольку тенгрианство не основано на письменном своде, а охватывает опыт духовной жизни тюркских народов, среди всех тюркских народов нет единых верований. Эрлик уже упоминался в орхонских писаниях и демонстрирует последовательную модель владыки подземного мира среди тюркских систем верований. [ 2 ]
Легенды
[ редактировать ]В тюркской мифологии Эрлик участвовал в создании человечества. [ 3 ] Он убил бога-посланника Майдере/Майдере и является учителем греха. Иногда его изображают тотемным медведем.
В тюркской мифологии Эрлик был божеством зла, тьмы, повелителем нижнего мира и судьей мертвых. Эрлик — брат Ульгена , они оба произошли от Кайры (Тенгере Кайра Хан). [ 4 ] Он хочет быть равным Ульгену, он создает свою землю и был отправлен в тюрьму на 9-м слое земли и стал противником верхнего мира, царства света. По мнению хакасов , Эрлик обитает в самом глубоком подземном мире во дворце из меди с мебелью из золота . [ 5 ]
По алтайской легенде , Эрлик создал духов ( Ие ), еще находясь на небесах. Эрлик и его духи были изгнаны и вместе упали на землю, когда он заявил о своей божественности. [ 6 ] В другом предании алтайцев зафиксировано положение, что Бог ( Тенгри ) наделил Эрлика молотом и наковальней, но отнял у него силу, когда Эрлик творил с их помощью зло. [ 7 ]
По другой легенде, записанной Василием Радловым , Бог приказал первому человеку нырнуть в первозданную воду и достать со дна моря горсть грунта. Однако первый человек хотел спрятать немного почвы, чтобы позже создать свой собственный мир. Но земля у него во рту выросла, и он ее выплюнул. Кайра , создательница мира в этой легенде, в качестве наказания изгнала первого человека из небесного царства и назвала его Эрликом . [ 8 ]
В другом повествовании люди были бессмертны до появления Эрлика. Люди и животные перенаселили мир, пока ворона не предложила вызвать Смерть в мир . Итак, люди призвали Эрлика, после чего входит смерть. Во-первых, все люди знали, когда они умрут, и поэтому жили в страхе, пока Тенгри не скрыл дату их смерти. [ 9 ]
Злые духи, созданные Эрликом, причиняют человечеству несчастья, болезни и смерть. Эти духи представляются помощниками Эрлика. Кроме того, его девять сыновей и дочерей помогают отцу на пути зла. Особенно стараются переубедить шамана, пытающегося добраться до Ульгена, дочери Эрлика с их красавицами. Эрлик насылает всякие болезни и требует от народа жертвоприношений. Если они не приносят ему жертву, он ловит трупы людей, которых он убил, и увозит их в этот нижний мир, а затем делает их своими рабами. Так, особенно на Алтае, при появлении болезни люди пугаются Эрлика и приносят ему в жертву множество животных. [ 3 ]
В молитвах шаманов Эрлик описывается как чудовище, имеющее лицо и зубы свиньи, сочетающиеся с человеческим телом . Помимо лица, это старик с хорошо сложенным телом, черными глазами, бровями и усами.
По версии долган , Эрлик увел Мамонтов в подземный мир. Всякий раз, когда они пытаются вернуться на поверхность, в качестве наказания они замерзают насмерть. [ 10 ]
динозавр Эрликозавр . В его честь назван [ 11 ]
Дети Эрлика
[ редактировать ]У Эрлика девять сыновей по имени Караогланлар («темные мальчики»). Это Караш-хан, Матыр-хан, Шингай-хан, Комур-хан, Бадиш-хан, Ябаш-хан, Темир-хан, Учар-хан и Керей-хан. У него также есть девять дочерей по имени Каракызлар («темные девушки»), их имена неизвестны. [ 12 ]
Караогланцы
[ редактировать ]Они сыновья Эрлика .
- Караш Хан : Бог тьмы.
- Матыр Хан : Бог мужества и храбрости.
- Шынгай Хан : Бог хаоса.
- Комур Хан : Бог зла.
- Бадыш Хан : Бог катастроф.
- Ябаш Хан : Бог поражения.
- Темир Хан : Бог железа и горнодобывающей промышленности.
- Учар Хан : Бог информаторов.
- Керей Хан : Бог раздора.
В религиозных практиках
[ редактировать ]Эрлику поклонялись в некоторых традиционных религиях Сибири и Средней Азии, например, буряты . Поскольку Эрлик рассматривается как правитель демонов и подземного мира, ему приносятся жертвы, чтобы избавиться от болезней или ради людей, которые попадут в подземный мир после смерти. [ 13 ] Альтернативно люди приносят жертвы Эрлику, чтобы получить более высокий ранг в его подземном мире. Шаманов, почитающих Эрлика, называют Черными шаманами ( кара кам ). Их практика обычно не одобряется, поскольку они ведут переговоры с демоническими духами. [ 14 ] Эрлик не может претендовать на каждую душу, а только на злых. Когда человек умирает, Эрлик посылает кормоса (какое-то привидение), чтобы забрать душу, одновременно небо посылает духа, чтобы унести душу на небеса. Расклад души определяет исход борьбы этих двух духов. [ 15 ] По словам Вербицкого, тюркские источники сообщают, что однажды Бог сказал Эрлику:
«Теперь ты был грешником. Ты задумал зло против меня. Даже люди, которые поверят тебе, будут думать плохо. Люди, которые подчиняются мне, будут чисты и непорочны. Они увидят солнце. В дальнейшем твое имя будет Эрлик, люди, которые скрывают от меня свои грехи, будут вашей публикой; люди, которые скрывают от вас свои грехи, будут моей публикой» (Вербицкий 1903: 102-103; Инан 1972: 19-21). [ 16 ]
В то время как некоторые ученые считают, что Эрлик указывает на своего рода дуализм между божественным небом и нижней землей в рамках тенгрианской космологии, другие утверждают, что Улган и Эрлик являются двумя правителями наряду с Тенгри, олицетворяющими добро и зло соответственно. [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Бухараев, Р. (2014). Ислам в России: Времена года. Соединенное Королевство: Тейлор и Фрэнсис. п. 78
- ^ Бурнаков В.А. "Эрлик-хан в традиционном мировоззрении хакасов". Археология, этнология и антропология Евразии 39.1 (2011): 107-114.
- ^ Jump up to: а б Чобан, Рамазан Волкан. Место, описание и происхождение Эрлика, бога зла в турецкой мифологии (турецкий). Архивировано 1 июля 2020 г. в Wayback Machine.
- ^ Общее и особенное в среднеазиатском эпосе // Общественные науки. Том. 4. № 2 (12), 1973, с. 94—104.
- ^ Бурнаков В.А. "Эрлик-хан в традиционном мировоззрении хакасов". Археология, этнология и антропология Евразии 39.1 (2011): 107-114.
- ^ Физули Баят Турецкая мифологическая система 2: Священная женщина - мифологическая мать, примитивные мифологические категории в парадигме Умай - персонажи и демонология Ötüken Neşriyat A.Ş, 2016 ISBN 9786051554075 (турецкий)
- ^ ИСИК, ТОПРАК и СЕХЕР ДЖЕСУР КИЛИЧАСЛАН. «ЖЕНЩИНЫ В ТЮРКСКОЙ МИФОЛОГИИ». Международная академическая конференция по социальным и гуманитарным наукам. 2017.
- ^ Кара, Мехмет и Эрсин Терес. «Некоторые сходные и параллельные моменты между тюркским легендарным «творением» и подобными текстами Японии». стр.194
- ^ Сагандыкова А.Б. и др. «Древнетюркская модель мифологии смерти». Социальные науки (Пакистан) 11.9 (2016): 2273-2284.
- ^ Раимовна, Пардаева Дильфуза. «Мифология и тюркская литература средних веков». Среднеевропейский научный бюллетень 19 (2021): 115-119.
- ^ Р. Барсболд и А. Перл, 1980, Acta Palaeontologica Polonica 25 (2): стр. 187-195
- ^ мифологический словарь Турецкий , Дениз Каракурт, (OTRS: CC BY-SA 3.0)
- ↑ Марджори Мандельштам Бальцер Шаманизм: Советские исследования традиционной религии в Сибири и Центральной Азии: Советские исследования традиционной религии в Сибири и Центральной Азии Routledge , 22.07.2016 ISBN 9781315487243 с. 63
- ^ Марджори Мандельштам Бальцер Шаманизм: Советские исследования традиционной религии в Сибири и Центральной Азии: Советские исследования традиционной религии в Сибири и Центральной Азии Routledge, 22 июля 2016 г., ISBN 978-1-315-48724-3 S. 63
- ^ Глоссарий турецких мифов, Дениз Каракурт (на турецком языке)
- ^ Кара, Мехмет и Эрсин Терес. «Некоторые сходные и параллельные моменты между тюркским легендарным «творением» и подобными текстами Японии».
- ^ Алиджи, Мустафа. «Идея Бога в древней турецкой религии по мнению Рафаэле Петтаццони. Сравнение с турецким историком религий Хикметом Танью». (2011). стр.149