Список тюркских мифологических персонажей
Божества
[ редактировать ]Главные боги
[ редактировать ]- Кёк Тенгри – Бог Неба. Изначально само небо. Создатель всего. Тенгри был главным богом тюркского пантеона, управляющим небесной сферой.
- Кайра (или Кайра) – Верховный Бог Вселенной. Он Дух Божий и бог-творец в тюркской мифологии. Источники описывают их как отца и мать, поэтому нейтрально. Обычно не изображается в антропоморфном виде. [ 1 ]
- Эрлик или Эрлик Хан – Бог мертвых и подземного мира .
- Ульган (или Ульген) – Бог доброжелательности. Сын Кайры. Он тюркское и монгольское божество-творец.
- Мерген – Бог мудрости. Сын Кайры. Это тюркское божество изобилия и знаний.
- Кызаган – бог войны европейских гуннов . У первых тюрков не было бога войны. Кызаган — сын Кайры и брат Улгана.
- Умай или Умай – Богиня плодородия. Она богиня девственности и поэтому связана с женщинами, матерями и детьми.
- Куара — бог грома и сын Тенгри. Его можно сравнить с Тором в скандинавской мифологии.
- Кубай – Богиня рождения и детей. Она защищает рожающих женщин. Она дарит детям души.
- Кояш или Куяш – Бог Солнца. Кояш — сын Гок Тенгри «Бога Неба» и Богини Земли.
- Ак Ана – Богиня творения. Ак Ана – исконная богиня-создательница тюркских народов. Она также известна как богиня воды.
- Ай Ата – Бог Луны. Согласно мифологии, он бог луны и жил на шестом этаже неба вместе с Гун Ана.
- Гун Ана – Богиня Солнца. Она — общетюркское солнечное божество, рассматриваемое как богиня в казахской и киргизской мифологии.
- Йел Ана – Богиня ветров. В венгерском фольклоре ее также называют «королевой ветра».
- Йел Ата – Бог ветров. В венгерском фольклоре его также называют «королем ветра».
- Буркут – Бог-Орёл. Бог-орел Буркут символизирует солнце и силу.
- Од Тенгри или Од-Огёд – Бог времени. Рассматривается как олицетворение времени в тюркской мифологии. Обычно изображается в виде дракона.
- Боз Тенгри - Бог, которого чаще всего считают богом земли и степей.
- Айсыт – Богиня красоты. Она также является богиней-матерью якутов из Сибири.
- Су Ана – Богиня воды. Говорят, что Су Ана выглядит как обнаженная молодая женщина со сказочным лицом.
- Су Ата – Бог воды. Он выглядит как старик с лягушачьим лицом, зеленоватой бородой, а его тело покрыто водорослями и навозом.
- Од Ана – Богиня огня. Также называется богиней брака. В монгольском фольклоре ее называют «царицей огня».
- Од Ата – Бог огня. В монгольском фольклоре он упоминается как Од Хан, «король огня». Это дух огня в шаманских традициях Монголии.
- Йер Танри – Богиня/Бог Земли. Как богиня плодородия, она была признана дарительницей урожая и изобилия.
- Этуген – Богиня Земли. Ее имя происходит от Отюкен , священной горы земли и богини плодородия древних тюрков. [ 2 ]
- Ормуз [ 3 ] [ 4 ] или Курмез – Бог душ. Также он является богом в монгольской мифологии и шаманизме , описываемым как главный из 55 богов.
- Джайык – Бог рек. Это бог тюркского пантеона, ранее известный как Дайык в алтайской мифологии. Он живет на слиянии 17 рек.
- Алаз – бог огня в тюркской мифологии. Также известен как Алас-Батыр или иногда Алаз-хан .
- Баянай – богиня охоты. Она также является якутской богиней леса и радости.
- Кайлин — богиня королей и королев. Она контролирует поиск хорошего короля или королевы.
Другие боги
[ редактировать ]- Адаган – Горный Бог. Он защищает горы и существ, которые там живут. Его имя означает «принимающий жертву» .
- Акбуга – Бог медицины. Он бог здоровья и исцеления в древнетюркской традиции. У него есть белая змея.
- Ай Тойон (саха: Айый Тойон , русский: Айы Тойон ) — якутский бог света, обычно изображаемый в виде орла, восседающего на вершине «мирового дерева».
- Адзис Ханым (Безымянная дама). Богиня зла. [ 5 ]
- Эрклиг Хан – Бог космоса , управляет небесными телами. [ 6 ] Говорят, что он убивает звезды с восходом солнца, поэтому стал символом воинов. [ 7 ]
- Шалык – Охотничий Бог. Он был тюркской богиней охоты, диких животных, дикой природы и защитником лесов.
- Инехсит – Богиня родов и схваток. Она была божественной помощницей рожениц и имела очевидное происхождение от человеческой повивальной бабки.
- Ковак – Бог неба. Он рождает новое солнце каждый день; по этой причине Йелбехен охотится за ним, чтобы остановить ее и вызвать полную тьму.
- Урен Хан – Бог урожая. Он руководил зерном и плодородием земли.
- Зарлык – Богиня Правосудия. Она была богиней справедливости, справедливых судов и прав.
- Зада – Бог Ветра. Он повелитель ветров и владелец Яда Таши (Камень Ветра).
- Укулан – Бог Воды. Он — вождь рек, источников, ручьев и фонтанов.
- Изых – Бог диких животных. Он особенно бог освобожденных животных.
- Чокку – Богиня добрых пожеланий. Она исполняет желания.
- Талай или Далай – Бог океанов. Он был олицетворением Мирового океана, огромной реки, опоясывающей мир.
- Квара или Куара — бог-громовержец булгарского происхождения (сравним со скандинавским Тором )
Существа
[ редактировать ]Подлинный
[ редактировать ]- Абада – Дух леса. Это невинный дух в татарской мифологии , похожий на старуху. Абяда также представлена в мифологиях сибирских народов . Он защищает птиц, деревья и лесных животных.
- Алара – известная водная фея ( пери ) из озера Байкал в Центральной Азии, фигурирующая в записях и фольклоре нескольких тюркских народов. Она появляется перед теми, кому она нужна, чтобы исправить разбитые сердца, и обладает способностями, подобными силам Купидона .
- Аль Басти - демонический дух женского пола. Она — древний женский дух, олицетворение вины, встречающийся в фольклоре по всему Кавказу, берущий свое начало еще в шумерской мифологии .
- Арчура – Лесной монстр. Арчура обычно выглядит как мужчина, но он может менять свой размер с травинки на очень высокое дерево. Он защищает животных и птиц в лесу.
- Арбога – существо, похожее на быка. Арбоги — получеловек-полубык; туловище человека простирается там, где должна быть шея быка. Говорили, что они были дикими, дикими и похотливыми.
- Ардоу (су иеси) – Дух воды. Ардоу — это духи человеческих душ, которые умерли, утонув, и пребывают в стихии собственной гибели. Они несут ответственность за засасывание людей в болота и озера, а также за убийство животных, стоящих возле стоячих вод.
- Азмыч – Дорожный дух. Это злой дух, который вызывает дезориентацию и бесцельно водит человека по кругу. Этот термин также означает «сбиться с пути».
- Басти – Дух ночных кошмаров. Басти наиболее известен своими способностями к изменению формы. В тюркском фольклоре это злой дух или гоблин, который ездит на груди людей, пока они спят, вызывая плохие сны (или «кошмары»).
- Бичура – Домашний дух в татарском/тюркском фольклоре. Традиционно говорят, что в каждом доме есть Бичура. Также было сказано, что Бичура может принимать облик кошек или собак. Он носит красные платья.
- Чак – Народный черт. Он специально занимался развращением крестьян. Хотя иногда его изображали в деревенской обстановке, обычно его изображали стоящим на иве или рядом с ней на краю болота.
- Чесма иеси - дух в форме кошки, живущий в колодцах или фонтанах и соблазняющий молодых людей утонуть.
- Чор — существо, похожее на джинна, ответственное за психические расстройства .
- Чорабаш – предводитель джиннов
- Эльбис – дух войны и зависти. Иногда путают с Иблисом.
- Эрборю — существо, похожее на оборотня . Это мифологический или фольклорный человек, обладающий способностью превращаться в волка или териантропическое гибридное волкоподобное существо либо намеренно, либо после того, как он подвергся проклятию или недугу (например, через укус или царапину от другого оборотня).
- Эрбуке — существо, похожее на Шахмарана . Эрбюке часто изображают как мудрого и доброго человека с чертами человека выше пояса и змеи ниже пояса. Его считают королем змей.
- Хортдан или Хортлак – чудовище, выходящее из могил. Хортданы — существа азербайджанской мифологии , как олицетворение злых духов, духов умерших.
- Ирши – сказочный дух. Обычно ее описывают как девушку красивой внешности и обладающую магическими способностями. Хотя их часто изображают молодыми, иногда крылатыми, высокими, лучезарными, ангельскими духами.
- Ийе – дух, присвоенный определенному элементу , животному, роду или месту.
- Хыртык – болотный демон женского пола. В тюркской мифологии она известна как злобная и опасная. Говорили, что она жила в зарослях возле рек, ручьев и озер.
- Кормос – призрак умершего
- Корболко – жар-птица, которая принесла огонь на землю и научила людей разжигать огонь. [ 8 ] [ 9 ]
- Мхачкай – сродни вампиру. Это существо, немного похожее на вампира в тюркском (и особенно татарском) фольклоре. Считалось, что людьми, рожденными с двумя сердцами и двумя душами, были Мхачкаи.
- Му шувуу – душа девушки, превратившаяся в птицеподобное существо.
- Неме – духовное существо. Это мифические существа, зародившиеся в тюркском фольклоре. Немесы — эльфы, очень похожие на других, но они охраняют леса, горы, пещеры и подземелья.
- Орек — Оживленный труп, похожий на зомби . В тюркском фольклоре это оживший труп, возвращенный к жизни с помощью мистических средств, таких как колдовство.
- Сазакан – дракон, ястреб, сокол или огненный карлик, превращающийся в вихрь. [ 10 ]
- Шурала – Лесной демон. По легендам, Шюрале живет в лесах. У него длинные пальцы, рог на лбу и мохнатое тело. Он заманивает жертв в чащу и защекочивает их до смерти.
- Сусулу – Русалка в тюркских мифологиях. Она легендарное водное существо с верхней частью тела женщины и хвостом рыбы. Она дочь Морского Короля.
- Тепегез – существо, похожее на циклопа , с одним глазом на лбу. [ 11 ]
- Убир – монстр, похожий на вампира. Это мифологическое или фольклорное существо в тюркской мифологии, которое существует, питаясь жизненной сущностью (обычно в форме крови) живых существ, независимо от того, является ли это нежитью или существом.
- Уйлак – Ведьма или дух, вселившийся в людей. Уйлак может превращаться в любое животное или любой предмет. Он способен превращаться в лошадь, мотылька или волка. Он также устойчив к чарам Арчуры.
- Ярьонд — существо, похожее на Центавра . Кентавры — получеловек-полулошадь; туловище человека простирается там, где должна быть шея лошади. Говорили, что они были дикими, дикими и похотливыми.
- Йинамнаут и Йинамтилан — духи туманов и туманов. [ 12 ] [ 13 ]
- Юкса – царица змей. По поверьям, каждая 100-летняя змея превращается в Юксу. В сказках Юкса описывается как красивая девушка, которая выходит замуж за мужчин, чтобы родить потомство.
- Зилант – змееподобный дракон. С 1730 года является официальным символом Казани. Этот крылатый змей упоминается в легендах об основании Казани . Зиланта следует отличать от Ак Йылана (Белой Змеи), царя змей.
Иностранный
[ редактировать ]- Аз – Демон Жадности (или Похоти), упоминаемый в тюркских манихейских источниках. [ 14 ]
- Азазил – существо, упоминаемое в некоторых турецких суфийских текстах, которое когда-то было палачом Бога, но впало в немилость, когда отказался склониться перед человечеством. Похожий на Сатану. [ 15 ]
- Цин – турецкий эквивалент исламского джинна .
- Дервиш – человек, преданный пути Бога. Он является источником мудрости, и ему часто приписывают чудеса.
- Дев – огр или великан ; часто обладающий магическими способностями и враг народных героев. Обитает в подземном мире. Часто путают с Ифритом .
- Караконколос — злобное существо, похожее на пугала из юго-восточноевропейского и местного анатолийского фольклора . Они появляются в первые десять дней «ужасных холодов» (с 25 декабря по 6 января, в это время солнце прекращает свое сезонное движение), когда стоят на темных углах и задают прохожим, казалось бы, обычные вопросы.
- Хизир – ангел или пророк, помогающий попавшим в беду.
- Ин – демон с чертами, похожими на джиннов. Чаще всего появляется в сочетании с джиннами, но может иметь истинное тюркское происхождение.
- Иблис – Дьявол или вообще существо, восстающее против Бога. Иногда путают с Эльбисом.
- Ифрит – обитатель подземного мира. Злой дух. [ 16 ] В современном турецком языке это термин, обозначающий духов подземного мира в целом. [ 17 ]
- Мелек – ангел , бесполый дух, служащий Богу.
- Пери – нематериальная сущность. Сказочный . Иногда их называют агентами зла; позже они доброжелательны. Это изысканные крылатые сказочные существа, занимающие промежуточное положение между ангелами и злыми духами. Иногда они посещают царство смертных.
- Симну — уйгурский эквивалент манихейского Аримана или Принца Тьмы . [ 18 ]
- Шейтан – злые духи или демоны, завидующие человечеству, которые могут вселиться в человека. [ 19 ] Первоначально это был эпитет Аримана , но позже он стал общим термином для злых духов. [ 20 ]
- Зебани – демоническое существо, находящееся в распоряжении Эрлика, живущее в подземном мире с духами проклятых. [ 21 ] По мнению йорюков Антальи , они вызывают гром во время битвы с небесными силами. [ 22 ]
Источники
[ редактировать ]- Энциклопедический словарь турецкой мифологии, Джелал Бейдили, издательство «Юрта» (на турецком языке)
- Глоссарий турецких мифов (Словарь турецких мифов), Дениз Каракурт (OTRS: CC BY-SA 3.0) (на турецком языке)
- Бахаеддин Огель, Турецкая мифология, Публикации Турецкого исторического общества (Том-1, Том-2), Турция
- Словарь турецкой мифологии, Пынар Караджа
- Ожан Озтюрк . Словарь фольклора и мифологии. Анкара, издательство Phoenix Publications, 2009 г. п. 491 ISBN 978-605-5738-26-6
- Древняя турецкая мифология, Жан Русс и Райан Рейнольдс
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Каракурт, Дениз. «Словарь турецких мифов». Аннотированный энциклопедический мифологический словарь, август (2011 г.).
- ^ Энциклопедия ислама, VIII, 236, М.Т. Хоутсма
- ^ Религия и политика в России: читатель, Марджори Мандельштам Бальцер
- ^ Фрай, Ричард Нельсон (1996), Наследие Центральной Азии от древности до турецкой экспансии , Markus Wiener Publishers, ISBN 978-1-55876-111-7
- ^ Многоязычный словарь турецкой мифологии Дениз Каракурт Дата публикации 2018 г. Темы Многоязычный словарь турецкой мифологии Коллекция с открытым исходным кодом Язык английский
- ^ Каракурт, Дениз. «Словарь турецких мифов». Аннотированный энциклопедический мифологический словарь, август (2011 г.).
- ^ Пользователь, Хатидже Ширин. «Чолпан «Планета Венера» на тюркском языке». Studia Etymologica Cracoviensia (SEC) 19.3 (2014): 169–178.
- ^ Бахаеддин Огель, Турецкая мифология (том 2, стр. 499, публикации «Турецкого исторического общества»)
- ^ Религиозные идеи алтайских народов, Уно Харва, стр. 171.
- ^ Словарь турецкой мифологии, Пынар Караджа - «Сазакан».
- ^ «Одно из демонических существ турецкой мифологии, не владеющих мечом: Тепегоз» . Кислые вещи (на турецком языке) . Проверено 4 июля 2023 г.
- ^ Джордан, Майкл (2009). Словарь богов и богинь (второе изд.). Нью-Йорк: факты в архиве. п. 355 . ISBN 978-1-4381-0985-5 .
- ^ Йохельсон, Вальдемар (1908). «66. Йинеевут и Человек-Туман». В Боасе, Франц (ред.). Коряк (PDF) . Северо-Тихоокеанская экспедиция Джессопа, том VI. Лейден: Брилл. стр. 256–258.
- ^ Роберт Чарльз Зенер Зурван: Библо зороастрийской дилеммы и издательство Tannen Publishers, 1972 ISBN 978-0-81960280-0 с. 168
- ^ Кефели, А. (2022). «Возвращение джиннов и ангелов: восстановление доступа к пророческой власти в Татарстане». В Мусульманском религиозном управлении Центральной Евразии. Лейден, Нидерланды: Brill. https://doi.org/10.1163/9789004527096_004
- ^ Ферхат Аслан МОТИВ ДРАКОНА В АНАТОЛИЙСКИХ ЛЕГЕНДАХ Международный журнал социальных исследований Журнал международных социальных исследований Том: 7 Выпуск: 29 Том: 7 Выпуск: 29 www.sosyalarastirmalar.com Issn: 1307-9581 стр. 37
- ^ Эрдаги, Д. Зло в турецком мусульманском фильме ужасов: демоническое в «Семум». СН Соц Наука 4, 27 (2024)
- ^ SNCL Лиеу- манихейство в Центральной Азии и Китае BRILL, 1998 ISBN 9789004104051 с. 43
- ^ «Сэмум, верный слуга дьявола » .
- ^ Банзаров, Доржи и др. «ЧЕРНАЯ ВЕРА, или ШАМАНИЗМ У МОНГОЛОВ». Монголоведение, том. 7, 1981, стр. 53–91. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/43193075 . По состоянию на 27 марта 2023 г.
- ^ Байрам Эрдоган Турецкая мифология с вопросами Pozitif, 2007 г. ISBN 9789756461471 с. 116
- ^ Ганс Вильгельм Хауссиг, Эгидиус Шмальцридт Вертербух дер Мифологии Клетт-Котта 1965 ISBN 978-3-129-09870-7, стр. 314 (немецкий)