Jump to content

Список тюркских мифологических персонажей

Божества

[ редактировать ]

Главные боги

[ редактировать ]
  • Кёк Тенгри – Бог Неба. Изначально само небо. Создатель всего. Тенгри был главным богом тюркского пантеона, управляющим небесной сферой.
  • Кайра (или Кайра) – Верховный Бог Вселенной. Он Дух Божий и бог-творец в тюркской мифологии. Источники описывают их как отца и мать, поэтому нейтрально. Обычно не изображается в антропоморфном виде. [ 1 ]
  • Эрлик или Эрлик Хан – Бог мертвых и подземного мира .
  • Ульган (или Ульген) – Бог доброжелательности. Сын Кайры. Он тюркское и монгольское божество-творец.
  • Мерген – Бог мудрости. Сын Кайры. Это тюркское божество изобилия и знаний.
  • Кызаган – бог войны европейских гуннов . У первых тюрков не было бога войны. Кызаган — сын Кайры и брат Улгана.
  • Умай или Умай – Богиня плодородия. Она богиня девственности и поэтому связана с женщинами, матерями и детьми.
  • Куара — бог грома и сын Тенгри. Его можно сравнить с Тором в скандинавской мифологии.
  • Кубай – Богиня рождения и детей. Она защищает рожающих женщин. Она дарит детям души.
  • Кояш или Куяш – Бог Солнца. Кояш — сын Гок Тенгри «Бога Неба» и Богини Земли.
  • Ак Ана – Богиня творения. Ак Ана – исконная богиня-создательница тюркских народов. Она также известна как богиня воды.
  • Ай Ата – Бог Луны. Согласно мифологии, он бог луны и жил на шестом этаже неба вместе с Гун Ана.
  • Гун Ана – Богиня Солнца. Она — общетюркское солнечное божество, рассматриваемое как богиня в казахской и киргизской мифологии.
  • Йел Ана – Богиня ветров. В венгерском фольклоре ее также называют «королевой ветра».
  • Йел Ата – Бог ветров. В венгерском фольклоре его также называют «королем ветра».
  • Буркут – Бог-Орёл. Бог-орел Буркут символизирует солнце и силу.
  • Од Тенгри или Од-Огёд – Бог времени. Рассматривается как олицетворение времени в тюркской мифологии. Обычно изображается в виде дракона.
  • Боз Тенгри - Бог, которого чаще всего считают богом земли и степей.
  • Айсыт – Богиня красоты. Она также является богиней-матерью якутов из Сибири.
  • Су Ана – Богиня воды. Говорят, что Су Ана выглядит как обнаженная молодая женщина со сказочным лицом.
  • Су Ата – Бог воды. Он выглядит как старик с лягушачьим лицом, зеленоватой бородой, а его тело покрыто водорослями и навозом.
  • Од Ана – Богиня огня. Также называется богиней брака. В монгольском фольклоре ее называют «царицей огня».
  • Од Ата – Бог огня. В монгольском фольклоре он упоминается как Од Хан, «король огня». Это дух огня в шаманских традициях Монголии.
  • Йер Танри – Богиня/Бог Земли. Как богиня плодородия, она была признана дарительницей урожая и изобилия.
  • Этуген – Богиня Земли. Ее имя происходит от Отюкен , священной горы земли и богини плодородия древних тюрков. [ 2 ]
  • Ормуз [ 3 ] [ 4 ] или Курмез – Бог душ. Также он является богом в монгольской мифологии и шаманизме , описываемым как главный из 55 богов.
  • Джайык – Бог рек. Это бог тюркского пантеона, ранее известный как Дайык в алтайской мифологии. Он живет на слиянии 17 рек.
  • Алаз – бог огня в тюркской мифологии. Также известен как Алас-Батыр или иногда Алаз-хан .
  • Баянай – богиня охоты. Она также является якутской богиней леса и радости.
  • Кайлин — богиня королей и королев. Она контролирует поиск хорошего короля или королевы.

Другие боги

[ редактировать ]
  • Адаган – Горный Бог. Он защищает горы и существ, которые там живут. Его имя означает «принимающий жертву» .
  • Акбуга – Бог медицины. Он бог здоровья и исцеления в древнетюркской традиции. У него есть белая змея.
  • Ай Тойон (саха: Айый Тойон , русский: Айы Тойон ) — якутский бог света, обычно изображаемый в виде орла, восседающего на вершине «мирового дерева».
  • Адзис Ханым (Безымянная дама). Богиня зла. [ 5 ]
  • Эрклиг Хан – Бог космоса , управляет небесными телами. [ 6 ] Говорят, что он убивает звезды с восходом солнца, поэтому стал символом воинов. [ 7 ]
  • Шалык – Охотничий Бог. Он был тюркской богиней охоты, диких животных, дикой природы и защитником лесов.
  • Инехсит – Богиня родов и схваток. Она была божественной помощницей рожениц и имела очевидное происхождение от человеческой повивальной бабки.
  • Ковак – Бог неба. Он рождает новое солнце каждый день; по этой причине Йелбехен охотится за ним, чтобы остановить ее и вызвать полную тьму.
  • Урен Хан – Бог урожая. Он руководил зерном и плодородием земли.
  • Зарлык – Богиня Правосудия. Она была богиней справедливости, справедливых судов и прав.
  • Зада – Бог Ветра. Он повелитель ветров и владелец Яда Таши (Камень Ветра).
  • Укулан – Бог Воды. Он — вождь рек, источников, ручьев и фонтанов.
  • Изых – Бог диких животных. Он особенно бог освобожденных животных.
  • Чокку – Богиня добрых пожеланий. Она исполняет желания.
  • Талай или Далай – Бог океанов. Он был олицетворением Мирового океана, огромной реки, опоясывающей мир.
  • Квара или Куара — бог-громовержец булгарского происхождения (сравним со скандинавским Тором )

Существа

[ редактировать ]

Подлинный

[ редактировать ]
  • Абада – Дух леса. Это невинный дух в татарской мифологии , похожий на старуху. Абяда также представлена ​​в мифологиях сибирских народов . Он защищает птиц, деревья и лесных животных.
  • Алара – известная водная фея ( пери ) из озера Байкал в Центральной Азии, фигурирующая в записях и фольклоре нескольких тюркских народов. Она появляется перед теми, кому она нужна, чтобы исправить разбитые сердца, и обладает способностями, подобными силам Купидона .
  • Аль Басти - демонический дух женского пола. Она — древний женский дух, олицетворение вины, встречающийся в фольклоре по всему Кавказу, берущий свое начало еще в шумерской мифологии .
  • Арчура – ​​Лесной монстр. Арчура обычно выглядит как мужчина, но он может менять свой размер с травинки на очень высокое дерево. Он защищает животных и птиц в лесу.
  • Арбога – существо, похожее на быка. Арбоги — получеловек-полубык; туловище человека простирается там, где должна быть шея быка. Говорили, что они были дикими, дикими и похотливыми.
  • Ардоу (су иеси) – Дух воды. Ардоу — это духи человеческих душ, которые умерли, утонув, и пребывают в стихии собственной гибели. Они несут ответственность за засасывание людей в болота и озера, а также за убийство животных, стоящих возле стоячих вод.
  • Азмыч – Дорожный дух. Это злой дух, который вызывает дезориентацию и бесцельно водит человека по кругу. Этот термин также означает «сбиться с пути».
  • Басти – Дух ночных кошмаров. Басти наиболее известен своими способностями к изменению формы. В тюркском фольклоре это злой дух или гоблин, который ездит на груди людей, пока они спят, вызывая плохие сны (или «кошмары»).
  • Бичура – ​​Домашний дух в татарском/тюркском фольклоре. Традиционно говорят, что в каждом доме есть Бичура. Также было сказано, что Бичура может принимать облик кошек или собак. Он носит красные платья.
  • Чак – Народный черт. Он специально занимался развращением крестьян. Хотя иногда его изображали в деревенской обстановке, обычно его изображали стоящим на иве или рядом с ней на краю болота.
  • Чесма иеси - дух в форме кошки, живущий в колодцах или фонтанах и соблазняющий молодых людей утонуть.
  • Чор — существо, похожее на джинна, ответственное за психические расстройства .
  • Чорабаш – предводитель джиннов
  • Эльбис – дух войны и зависти. Иногда путают с Иблисом.
  • Эрборю — существо, похожее на оборотня . Это мифологический или фольклорный человек, обладающий способностью превращаться в волка или териантропическое гибридное волкоподобное существо либо намеренно, либо после того, как он подвергся проклятию или недугу (например, через укус или царапину от другого оборотня).
  • Эрбуке — существо, похожее на Шахмарана . Эрбюке часто изображают как мудрого и доброго человека с чертами человека выше пояса и змеи ниже пояса. Его считают королем змей.
  • Хортдан или Хортлак – чудовище, выходящее из могил. Хортданы — существа азербайджанской мифологии , как олицетворение злых духов, духов умерших.
  • Ирши – сказочный дух. Обычно ее описывают как девушку красивой внешности и обладающую магическими способностями. Хотя их часто изображают молодыми, иногда крылатыми, высокими, лучезарными, ангельскими духами.
  • Ийе – дух, присвоенный определенному элементу , животному, роду или месту.
  • Хыртык – болотный демон женского пола. В тюркской мифологии она известна как злобная и опасная. Говорили, что она жила в зарослях возле рек, ручьев и озер.
  • Кормос – призрак умершего
  • Корболко – жар-птица, которая принесла огонь на землю и научила людей разжигать огонь. [ 8 ] [ 9 ]
  • Мхачкай – сродни вампиру. Это существо, немного похожее на вампира в тюркском (и особенно татарском) фольклоре. Считалось, что людьми, рожденными с двумя сердцами и двумя душами, были Мхачкаи.
  • Му шувуу – душа девушки, превратившаяся в птицеподобное существо.
  • Неме – духовное существо. Это мифические существа, зародившиеся в тюркском фольклоре. Немесы — эльфы, очень похожие на других, но они охраняют леса, горы, пещеры и подземелья.
  • Орек — Оживленный труп, похожий на зомби . В тюркском фольклоре это оживший труп, возвращенный к жизни с помощью мистических средств, таких как колдовство.
  • Сазакан – дракон, ястреб, сокол или огненный карлик, превращающийся в вихрь. [ 10 ]
  • Шурала – Лесной демон. По легендам, Шюрале живет в лесах. У него длинные пальцы, рог на лбу и мохнатое тело. Он заманивает жертв в чащу и защекочивает их до смерти.
  • Сусулу Русалка в тюркских мифологиях. Она легендарное водное существо с верхней частью тела женщины и хвостом рыбы. Она дочь Морского Короля.
  • Тепегез существо, похожее на циклопа , с одним глазом на лбу. [ 11 ]
  • Убир – монстр, похожий на вампира. Это мифологическое или фольклорное существо в тюркской мифологии, которое существует, питаясь жизненной сущностью (обычно в форме крови) живых существ, независимо от того, является ли это нежитью или существом.
  • Уйлак – Ведьма или дух, вселившийся в людей. Уйлак может превращаться в любое животное или любой предмет. Он способен превращаться в лошадь, мотылька или волка. Он также устойчив к чарам Арчуры.
  • Ярьонд — существо, похожее на Центавра . Кентавры — получеловек-полулошадь; туловище человека простирается там, где должна быть шея лошади. Говорили, что они были дикими, дикими и похотливыми.
  • Йинамнаут и Йинамтилан — духи туманов и туманов. [ 12 ] [ 13 ]
  • Юкса – царица змей. По поверьям, каждая 100-летняя змея превращается в Юксу. В сказках Юкса описывается как красивая девушка, которая выходит замуж за мужчин, чтобы родить потомство.
  • Зилант – змееподобный дракон. С 1730 года является официальным символом Казани. Этот крылатый змей упоминается в легендах об основании Казани . Зиланта следует отличать от Ак Йылана (Белой Змеи), царя змей.

Иностранный

[ редактировать ]
Турецкий Сия Калам . Изображение танцующих дивов (извергов)
  • Аз – Демон Жадности (или Похоти), упоминаемый в тюркских манихейских источниках. [ 14 ]
  • Азазил – существо, упоминаемое в некоторых турецких суфийских текстах, которое когда-то было палачом Бога, но впало в немилость, когда отказался склониться перед человечеством. Похожий на Сатану. [ 15 ]
  • Цин – турецкий эквивалент исламского джинна .
  • Дервиш – человек, преданный пути Бога. Он является источником мудрости, и ему часто приписывают чудеса.
  • Дев огр или великан ; часто обладающий магическими способностями и враг народных героев. Обитает в подземном мире. Часто путают с Ифритом .
  • Караконколос — злобное существо, похожее на пугала из юго-восточноевропейского и местного анатолийского фольклора . Они появляются в первые десять дней «ужасных холодов» (с 25 декабря по 6 января, в это время солнце прекращает свое сезонное движение), когда стоят на темных углах и задают прохожим, казалось бы, обычные вопросы.
  • Хизир – ангел или пророк, помогающий попавшим в беду.
  • Ин – демон с чертами, похожими на джиннов. Чаще всего появляется в сочетании с джиннами, но может иметь истинное тюркское происхождение.
  • Иблис Дьявол или вообще существо, восстающее против Бога. Иногда путают с Эльбисом.
  • Ифрит – обитатель подземного мира. Злой дух. [ 16 ] В современном турецком языке это термин, обозначающий духов подземного мира в целом. [ 17 ]
  • Мелек – ангел , бесполый дух, служащий Богу.
  • Пери – нематериальная сущность. Сказочный . Иногда их называют агентами зла; позже они доброжелательны. Это изысканные крылатые сказочные существа, занимающие промежуточное положение между ангелами и злыми духами. Иногда они посещают царство смертных.
  • Симну — уйгурский эквивалент манихейского Аримана или Принца Тьмы . [ 18 ]
  • Шейтан – злые духи или демоны, завидующие человечеству, которые могут вселиться в человека. [ 19 ] Первоначально это был эпитет Аримана , но позже он стал общим термином для злых духов. [ 20 ]
  • Зебани – демоническое существо, находящееся в распоряжении Эрлика, живущее в подземном мире с духами проклятых. [ 21 ] По мнению йорюков Антальи , они вызывают гром во время битвы с небесными силами. [ 22 ]

Источники

[ редактировать ]
  1. Энциклопедический словарь турецкой мифологии, Джелал Бейдили, издательство «Юрта» (на турецком языке)
  2. Глоссарий турецких мифов (Словарь турецких мифов), Дениз Каракурт (OTRS: CC BY-SA 3.0) (на турецком языке)
  3. Бахаеддин Огель, Турецкая мифология, Публикации Турецкого исторического общества (Том-1, Том-2), Турция
  4. Словарь турецкой мифологии, Пынар Караджа
  5. Ожан Озтюрк . Словарь фольклора и мифологии. Анкара, издательство Phoenix Publications, 2009 г. п. 491 ISBN   978-605-5738-26-6
  6. Древняя турецкая мифология, Жан Русс и Райан Рейнольдс

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Каракурт, Дениз. «Словарь турецких мифов». Аннотированный энциклопедический мифологический словарь, август (2011 г.).
  2. ^ Энциклопедия ислама, VIII, 236, М.Т. Хоутсма
  3. ^ Религия и политика в России: читатель, Марджори Мандельштам Бальцер
  4. ^ Фрай, Ричард Нельсон (1996), Наследие Центральной Азии от древности до турецкой экспансии , Markus Wiener Publishers, ISBN  978-1-55876-111-7
  5. ^ Многоязычный словарь турецкой мифологии Дениз Каракурт Дата публикации 2018 г. Темы Многоязычный словарь турецкой мифологии Коллекция с открытым исходным кодом Язык английский
  6. ^ Каракурт, Дениз. «Словарь турецких мифов». Аннотированный энциклопедический мифологический словарь, август (2011 г.).
  7. ^ Пользователь, Хатидже Ширин. «Чолпан «Планета Венера» на тюркском языке». Studia Etymologica Cracoviensia (SEC) 19.3 (2014): 169–178.
  8. ^ Бахаеддин Огель, Турецкая мифология (том 2, стр. 499, публикации «Турецкого исторического общества»)
  9. ^ Религиозные идеи алтайских народов, Уно Харва, стр. 171.
  10. ^ Словарь турецкой мифологии, Пынар Караджа - «Сазакан».
  11. ^ «Одно из демонических существ турецкой мифологии, не владеющих мечом: Тепегоз» . Кислые вещи (на турецком языке) . Проверено 4 июля 2023 г.
  12. ^ Джордан, Майкл (2009). Словарь богов и богинь (второе изд.). Нью-Йорк: факты в архиве. п. 355 . ISBN  978-1-4381-0985-5 .
  13. ^ Йохельсон, Вальдемар (1908). «66. Йинеевут и Человек-Туман». В Боасе, Франц (ред.). Коряк (PDF) . Северо-Тихоокеанская экспедиция Джессопа, том VI. Лейден: Брилл. стр. 256–258.
  14. ^ Роберт Чарльз Зенер Зурван: Библо зороастрийской дилеммы и издательство Tannen Publishers, 1972 ISBN   978-0-81960280-0 с. 168
  15. ^ Кефели, А. (2022). «Возвращение джиннов и ангелов: восстановление доступа к пророческой власти в Татарстане». В Мусульманском религиозном управлении Центральной Евразии. Лейден, Нидерланды: Brill. https://doi.org/10.1163/9789004527096_004
  16. ^ Ферхат Аслан МОТИВ ДРАКОНА В АНАТОЛИЙСКИХ ЛЕГЕНДАХ Международный журнал социальных исследований Журнал международных социальных исследований Том: 7 Выпуск: 29 Том: 7 Выпуск: 29 www.sosyalarastirmalar.com Issn: 1307-9581 стр. 37
  17. ^ Эрдаги, Д. Зло в турецком мусульманском фильме ужасов: демоническое в «Семум». СН Соц Наука 4, 27 (2024)
  18. ^ SNCL Лиеу- манихейство в Центральной Азии и Китае BRILL, 1998 ISBN   9789004104051 с. 43
  19. ^ «Сэмум, верный слуга дьявола » .
  20. ^ Банзаров, Доржи и др. «ЧЕРНАЯ ВЕРА, или ШАМАНИЗМ У МОНГОЛОВ». Монголоведение, том. 7, 1981, стр. 53–91. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/43193075 . По состоянию на 27 марта 2023 г.
  21. ^ Байрам Эрдоган Турецкая мифология с вопросами Pozitif, 2007 г. ISBN   9789756461471 с. 116
  22. ^ Ганс Вильгельм Хауссиг, Эгидиус Шмальцридт Вертербух дер Мифологии Клетт-Котта 1965 ISBN   978-3-129-09870-7, стр. 314 (немецкий)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9abf13cd235d63d9c9e2d2ac8bed96d4__1716827220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9a/d4/9abf13cd235d63d9c9e2d2ac8bed96d4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
List of Turkic mythological figures - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)