Jump to content

Шахмаран

Страница расширена и защищена

Шахмаран
Шахмаран
Группировка Мифическое существо
Фольклор Иранский фольклор , турецкий фольклор , курдская мифология
Другое имя (а) Шах (король) Змей

Шахмаран [ а ] — мифическое существо, полуженщина-полузмея, происходящее из индоиранского и тюркского фольклора. [ 1 ]

Этимология

Имя Шахмаран происходит от персидских слов Шах ( شاه ) и маран ( ماران ; перевод « змеи »; ср. مار mar ). Следовательно, имя Шахмаран буквально означает «царь змей». [ 2 ]

Описание

Шахмаран - мифическое существо, полузмея и полуженщина, изображаемое как двуглавое существо с короной на каждой голове, имеющее человеческую женскую голову на одном конце и голову змеи на другом, возможно, представляющее фаллическую фигуру. . [ 3 ] Человеческая часть также украшена большим ожерельем. [ 4 ] [ 5 ]

Мифологические рассказы

Шахмаран засвидетельствован в ближневосточной литературе, например, в сказке «История Йемлихи: подземной королевы» из « 1001 одной ночи » и в имени Камасб . [ 6 ] Ее история, кажется, присутствует в восточной части Анатолийского полуострова . [ 7 ] или на юго-востоке и востоке Турции (включая территории курдской, арабской, ассирийской и турецкой общин). [ 8 ]

Джамасп-Имя

Из-за своей древности существует множество вариаций одной и той же истории. [ 9 ]

По одной из версий, первым человеком, которого встречает Шахмаран, является молодой человек по имени Джамасп ( персидский : Jāmāsp جاماسپ), который также известен под именем Яда Джамсаб (другие варианты написания — Джамбс, Камасб и Джамисав). [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] Джамасп застревает в пещере после того, как вместе с несколькими друзьями пытается украсть мед, друзья оставляют его одного в пещере. [ 10 ] Он решает исследовать пещеру и находит проход в комнату, которая выглядит как мистический и красивый сад с тысячами не совсем белых змей и Шахмараном, гармонично живущими вместе. [ 10 ] [ 13 ] В этот момент Шахмаран и Джамасп влюбляются и живут в пещерной камере, а Шахмаран учит его лекарствам и лекарственным травам. [ 10 ] Джамасп скучает по жизни над землей и хочет уйти. Он говорит Шахмаран, что не расскажет секрет ее проживания там. [ 10 ] Проходит много лет.

Царь города Тарсус заболевает, и визирь обнаруживает, что для лечения его состояния требуется плоть Шахмарана. [ 13 ] Джамасп сообщает горожанам, где живет Шахмаран, по легенде Шахмаран говорит: «Бланшируйте меня в глиняном блюде, отдайте мой экстракт визирю, а мою плоть скормите султану». [ 13 ] Они привозят ее в город и убивают в бане под названием «Шахмаран Хамам». [ 10 ] Король съедает ее плоть и живет, визирь выпивает экстракт и умирает. [ 10 ] [ 13 ] Джамасп пьет воду Шахмарана и становится врачом, обретя мудрость Шахмарана. [ 10 ] [ 13 ] [ 14 ]

В «Арабских ночах»

Похожий рассказ засвидетельствован в корпусе «Тысяча и одна ночь» под названием «Царица змей» : у греческого философа по имени Даниэль есть сын по имени Хасиб Карим ад-Дин. В определенный момент истории Хасиб падает в цистерну, но убегает, достигает логова змей и встречает их лидера с человеческим лицом, который представляется как Ямлиха, «царица змей». Через некоторое время Хасиб желает вернуться в верхний мир, но царица змей предупреждает его, что он войдет в баню и это приведет к ее смерти. Несмотря на ее мрачное предсказание, Хасиб обещает никогда не заходить в баню, и его отпускают. Однако, как и предсказывала царица змей, Хасиб входит в баню, что запускает цепочку событий, которая приводит к тому, что злой визирь вызывает царицу из колодца. Смирившись со своей судьбой, царица поручает Хасибу: ее следует разрезать, приготовить мясо, а бульон разлить в три склянки; первый флакон следует отдать визирю, а Хасибу остается только выпить из второго. Происходит это так: злой визирь пьет из первого флакона и умирает, а Хасиб пьет из второго и обретает вселенские знания о науках. [ 15 ] По мнению ученых Ульриха Марцольфа [ де ] и Ричарда ван Левена, имя героя «Хасиб» является арабским переводом персидского имени «Джамасп». [ 16 ]

Shahmaran pictures on sale in Mardin, Turkey

Курдский фольклор

Курды традиционно рассматривают змею как символ удачи и силы, и они продолжают размещать изображения Шахмарана на стекле или металлических изделиях, которые, в свою очередь, вывешиваются на их стенах. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]

Турецкий фольклор

В Турции Шахмаран, как полагают, живет в средиземноморском городе Тарсус , и аналогичная легенда рассказана в восточной части страны, а именно в Мардине , городе с большим курдским и арабским населением. [ 12 ] В этих регионах часто вспоминают легенды о ней, ее образ изображен в вышивке, тканях, коврах и украшениях. История и образы Шахмарана считаются национальным достоянием Турции. [ 13 ]

Ученые Вольфрам Эберхард и Пертев Наили Боратав разработали систему классификации турецких народных сказок и повествований, названную Typen türkischer Volksmärchen («Каталог турецких сказок»). В своей совместной работе они зарегистрировали тип турецкой сказки , получивший индекс TTV 57, «Der Schlangenkönig Schahmeran» («Змеиный царь Шахмеран»), с семью перечисленными вариантами. В этом типе сказок герой (бедный мальчик по имени Ками Сап, Верблюд или Канибис) идет в лес и падает в яму или яму, где встречает Шахмерана; через несколько лет он возвращается к цивилизации; позже антагонист (местный падишах или колдун, в зависимости от варианта) узнает о присутствии Шахмерана и желает съесть его плоть; Шахмеран инструктирует бедного мальчика: он должен приготовить его мясо и выпить бульон, но только вторую порцию, и позволить противнику выпить ее первым; антагонист делает это и умирает, а герой становится искусным целителем. [ 20 ]

Другие аккаунты

Многие версии истории Шахмарана можно найти в художественных книгах, включая Дж. К. Мардруса перевод «Тысячи ночей и одной ночи» как рассказ «Джемлия - султан подземелья» и « Кольцо Шаха Марана, история с гор». Курдистана Рафаэля Эммануэля (1944). [ 21 ] [ 22 ] [ нужен лучший источник ] Последний рассказывает народную историю о мальчике, который делит хлеб с животными и заслужил уважение Шахмарана. [ 22 ]

По мнению узбекского фольклориста Мансура Афзалова, в узбекской сказке «Ибн Сино билан Ибн Хорис» («Ибн Сина и Ибн Хорис») Ибн Сину приветствует в змеиный змей «Шохиморон» («Шохиморон»), змеиный царь. ден. Ибн Сина также пьет бульон из змеи и обретает магические силы. [ 23 ]

Версия сказки о Шахмаране была взята из уйгурского источника под названием « Шахмаран'ин Хикаяси» («История Шахмарана»), в которой юноша по имени Джиханша дружит с Шахмараном, повелителем змей, живущим на дне колодца. и становится визирем после того, как выпьет третью порцию бульона, приготовленного из плоти Шахмарана. [ 24 ]

Другое использование

Голландская певица иранского происхождения Севдализа включила песню под названием «Shahmaran» в свой дебютный студийный альбом ISON . [ 25 ]

Поскольку ок. В 2016 году сторонники ЛГБТК в Турции и на Ближнем Востоке использовали образ Шахмарана как символ поддержки проблем ЛГБТК. [ 12 ] Образ Шахмаран также использовался художницами Зехрой Доган и Джанан Сенол как символ силы курдских женщин . [ 12 ] [ 26 ] В 2020 году в столичном муниципалитете Мардина в Турции прошла публичная художественная выставка «Шахмаран Мардин», на которой были представлены статуи Шахмарана работы Айлы Туран, украшенные местными художниками и предпринимателями. [ 13 ]

2023 года Netflix Сериал «Шахмаран» также построен вокруг легенды в современной обстановке. [ 27 ]

Исторические справки

Бассейн Шах-Маран-Даулатабад — это древняя ирригационная система железного века , обнаруженная в 1960-х и 1970-х годах недалеко от Тепе-Яхья на юго-западе Ирана. [ 28 ] [ 29 ]

В Адане на юге Турции находится Йыланкале (Змеиный замок), известный среди местных жителей как дом Шахмарана. [ 30 ] [ 31 ]

Шахмеран Хамам , исторический хаммам (турецкая баня) в Тарсусе , Турция, связан с Шахмараном. [ 32 ]

См. также

Мифологические драконы, змеи и змеи

Примечания

  1. ^ Персидский : Шахмаран , латинизированный : Шахмаран ; Курдский : Шахмаран/Шамаран ; Турецкий : Шахмеран ; Татарские : Шахмара, Зилант, Зилант, Белый Змей ; Чуваши : Змея , букв. «Огненная змея»

Ссылки

  1. ^ Росс, Даниэль (7 января 2020 г.). «Разоблачение парадигмы «несчастной девушки»: культура знаний мусульманских женщин Волги и Урала и ее трансформация на протяжении долгого девятнадцатого века». Ин Сартори, Паоло; Росс, Даниэль (ред.). Шариат в Российской империи: распространение и пределы исламского права в Центральной Евразии, 1550-1917 гг . Издательство Эдинбургского университета. п. 141. дои : 10.1515/9781474444316-005 . ISBN  9781474444316 . Проверено 13 мая 2023 г. ... змеиная царица Шахмаран, персонаж тюркского или индоиранского фольклора.
  2. ^ Рассел, Джеймс Р. (1987). Зороастризм в Армении . Издательство Гарвардского университета. п. 422. ИСБН  978-0674968509 . (...) называется Шахмаран (NP. šāh-i mārān 'царь змей' (...)
  3. ^ Баран, Суат (2020). «От сказочного персонажа к потерянной богине: архетипическое изображение мачехи в курдском фольклоре». В Коранги, Алиреза (ред.). Курдское искусство и идентичность: словесное искусство, самоопределение и новейшая история . Берлин, Бостон: Де Грюйтер. п. 92-93. дои : 10.1515/9783110599626-004 . ISBN  9783110599626 . S2CID   242457615 .
  4. ^ Сагастер, Бёрте (2009). «Шахмеранин Бакаклары: пересказ Муратаном Мунганом древнего мифа». Структурные ограничения – личные свободы: османы, турки, мусульмане: размышления о социальных потрясениях. Мемориальный том в честь Петры Капперт (на немецком языке). Берлин, Нью-Йорк: Де Грюйтер. п. 323. дои : 10.1515/9783110210651.323 . ISBN  978-3-11-020055-3 .
  5. ^ Дениз, Дилша (2021). «Шаймаран: философия, сопротивление и поражение потерянной богини Курдистана» . Гранат . 22 (2): 233–236. дои : 10.1558/pome.38409 . S2CID   239757941 .
  6. ^ Баран, Суат (2020). «От сказочного персонажа к потерянной богине: архетипическое изображение мачехи в курдском фольклоре». В Коранги, Алиреза (ред.). Курдское искусство и идентичность: словесное искусство, самоопределение и новейшая история . Берлин, Бостон: Де Грюйтер. п. 92. дои : 10.1515/9783110599626-004 . ISBN  9783110599626 . S2CID   242457615 .
  7. ^ Сагастер, Бёрте (2009). «Шахмеранин Бакаклары: пересказ Муратаном Мунганом древнего мифа». Структурные ограничения – личные свободы: османы, турки, мусульмане: размышления о социальных потрясениях. Мемориальный том в честь Петры Капперт (на немецком языке). Берлин, Нью-Йорк: Де Грюйтер. п. 323. дои : 10.1515/9783110210651.323 . ISBN  978-3-11-020055-3 .
  8. ^ Баран, Суат (2020). «От сказочного персонажа к потерянной богине: архетипическое изображение мачехи в курдском фольклоре». В Коранги, Алиреза (ред.). Курдское искусство и идентичность: словесное искусство, самоопределение и новейшая история . Берлин, Бостон: Де Грюйтер. п. 92. дои : 10.1515/9783110599626-004 . ISBN  9783110599626 . S2CID   242457615 .
  9. ^ Сагастер, Бёрте (2009). «Шахмеранин Бакаклары: пересказ Муратаном Мунганом древнего мифа». Структурные ограничения – личные свободы: османы, турки, мусульмане: размышления о социальных потрясениях. Мемориальный том в честь Петры Капперт (на немецком языке). Берлин, Нью-Йорк: Де Грюйтер. п. 323. дои : 10.1515/9783110210651.323 . ISBN  978-3-11-020055-3 .
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «ШАХМАРАН: Городская легенда Турции» . Веб-сериал «Канага ТВ» . ННако. 2016. Архивировано из оригинала 3 февраля 2023 г. Проверено 27 апреля 2020 г.
  11. ^ Ахмед, Мохаммед, Массачусетс (2008). Огонь в моем сердце: курдские сказки . Мировой фольклорный сериал. Дайан Эджкомб, Мохаммед М.А. Ахмед, Чето Озель. Библиотеки без ограничений. стр. 107–108. ISBN  9781591584377 . Архивировано из оригинала 03 февраля 2023 г. Проверено 5 февраля 2021 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д Грубер, Кристиана. «Что представляет собой мифическая фигура Шахмерана в Турции и почему активисты ее используют» . Разговор . Архивировано из оригинала 24 мая 2021 г. Проверено 8 июля 2021 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Шахмаранская сказка найдет отклик на улицах Мардина с искусством скульптуры» . Ежедневный Сабах . 01.03.2020. Архивировано из оригинала 20 ноября 2020 г. Проверено 28 апреля 2020 г.
  14. ^ Дениз, Дилша (2021). «Шаймаран: философия, сопротивление и поражение потерянной богини Курдистана» . Гранат . 22 (2): 222–224. дои : 10.1558/pome.38409 . S2CID   239757941 .
  15. ^ Марцольф, Ульрих [ де ] ; ван Ливен, Ричард. Энциклопедия «Тысячи и одной ночи» . Том. Я. Калифорния: ABC-Clio. 2004. стр. 348-350. ISBN   1-85109-640-X (электронная книга).
  16. ^ Марцольф, Ульрих [ де ] ; ван Ливен, Ричард. Энциклопедия «Тысячи и одной ночи» . Том. Я. Калифорния: ABC-Clio. 2004. с. 132. ISBN   1-85109-640-X (электронная книга).
  17. ^ Николаус, Питер (2011). «Змеиная символика в езидской религиозной традиции и змея в Ереване». Иран и Кавказ . 15 (1/2): 59. дои : 10,1163/157338411X12870596615359 . JSTOR   41430888 . Более того, змея считалась и до сих пор считается символом удачи и власти среди курдского народа, а «изображение Шахмаран (царицы змей) изображается на стеклянных или металлических изделиях, которые можно увидеть висящими на стенах даже сегодня». По состоянию на 14 мая 2023 г.
  18. ^ Баран, Суат (2020). «От сказочного персонажа к потерянной богине: архетипическое изображение мачехи в курдском фольклоре». В Коранги, Алиреза (ред.). Курдское искусство и идентичность: словесное искусство, самоопределение и новейшая история . Берлин, Бостон: Де Грюйтер. п. 92. дои : 10.1515/9783110599626-004 . ISBN  9783110599626 . S2CID   242457615 . Тем не менее, что касается коллективных культурных элементов, общих для Ближнего Востока в целом и Курдистана в частности, образ Шахмаран выделяется как наиболее вероятное проявление утраченного женского архетипа или Матери-Земли. Она является мощной мифической фигурой в регионе, и ее изображение также появляется на каждом традиционном сельском жилище в курдских прериях как часть их коллективной культуры и идентичности на протяжении веков.
  19. ^ Дениз, Дилша (2021). «Шаймаран: философия, сопротивление и поражение потерянной богини Курдистана» . Гранат . 22 (2): 228–229. дои : 10.1558/pome.38409 . S2CID   239757941 . [...] несмотря на тысячи лет монотеистического исламского давления, образ и миф [Шаймарана] передаются из поколения в поколение и продолжают оставаться частью курдского дома и повседневной жизни. [...] Курды не перестали рисовать, гравировать, печатать и вышивать ее изображение или выставлять его на своих стенах.
  20. ^ Эберхард, Вольфрам; Боратав, Пертев Наилы. Виды турецких народных сказок . Висбаден: Штайнер, 1953. стр. 63–64.
  21. ^ Мардрус, Джозеф Чарльз (1992). «Джемлия – султан подземелья». Тысяча ночей и одна ночь . Том. 7. С. 68–131.
  22. ^ Перейти обратно: а б Эммануэль, Рафаэль (1944). Кольцо Шаха Марана: история гор Курдистана . Данвилл, Иллинойс: Межгосударственные типографии и издатели. Архивировано из оригинала 03 февраля 2023 г. Проверено 20 августа 2019 г.
  23. ^ Афзалов, М. [Афзалов, Мансур]. «Сказки о животных». В кн.: «Узбекский фольклор ХХ века»: Антология. [Редактор]: Тулабоев О. и бонщ. Ташкент: Государственное научное издательство «Национальная энциклопедия Узбекистана», 2017. С. 83. ISBN   978-9943-07-566-5 (на узбекском языке)
  24. ^ Ялчинкая, Фатош (2021). Тип и мотивная структура уйгурских волшебных сказок: Обзор (на турецком языке). Анкара: Президентство Культурного центра Ататюрка. стр. 212-216 (турецкое краткое содержание повести № 60). ISBN  978-975-17-4792-1 .
  25. ^ «Болезненный визуал Севдализы «Шахмаран» — это молчаливое освобождение для голосов угнетенных» . БЕТ.com . Архивировано из оригинала 21 июля 2020 г. Проверено 20 августа 2019 г.
  26. ^ Акунер, Дерья. «КАНАН (Шенол)» . ВНИМАНИЕ Женщины-художницы / Femmes Artistes . Архивировано из оригинала 03 февраля 2023 г. Проверено 30 декабря 2022 г.
  27. ^ «Шахмаран: Женщины и змеи» [Шахмаран: Женщины и змеи] (на турецком языке). Торн. 22 января 2023 г. Архивировано из оригинала 24 января 2023 г. Проверено 24 января 2023 г.
  28. ^ Адрианов Борис В.; Мантеллини, Симона (2013). Древние ирригационные системы Приаралья: Древние ирригационные системы . Книги Оксбоу. п. 35. ISBN  9781782971672 . Архивировано из оригинала 23 января 2023 г. Проверено 20 августа 2019 г.
  29. ^ Уайт Бил, Томас; Ламберг-Карловский, CC (2004). Раскопки в Тепе Яхья, Иран, 1967–1975 гг., Том I: Ранние периоды . Бюллетени Американской школы доисторических исследований 38. Издательство музея Пибоди. ISBN  978-0873655415 .
  30. ^ Мюррей, Дж. (1837). «Общий отчет о трудах и ходе экспедиции к Евфрату под командованием полковника Чесни» . Журнал Лондонского королевского географического общества . 7 : 420. Архивировано из оригинала 03 февраля 2023 г. Проверено 20 августа 2019 г. - через Google Книги.
  31. ^ «Змеиный замок восстановлен, чтобы приветствовать посетителей» . Дейли Сабах . 17 мая 2018 г. Архивировано из оригинала 20 августа 2019 г. Проверено 20 августа 2019 г.
  32. ^ «Тарсус Беледиеси - Туристик Йерлер» [Муниципалитет Тарсуса - Туристические места]. www.tarsus.bel.tr (на турецком языке). Архивировано из оригинала 21 августа 2019 г. Проверено 21 августа 2019 г.

Дальнейшее чтение

Видео

Short BBC documentary on the shahmaran [1]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5e10bbca247a6966dcd7ec99729d33d4__1720825320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5e/d4/5e10bbca247a6966dcd7ec99729d33d4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shahmaran - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)