Шахмаран
![]() Шахмаран | |
Группировка | Мифическое существо |
---|---|
Фольклор | Иранский фольклор , турецкий фольклор , курдская мифология |
Другое имя (а) | Шах (король) Змей |
Шахмаран [ а ] — мифическое существо, полуженщина-полузмея, происходящее из индоиранского и тюркского фольклора. [ 1 ]
Этимология
Имя Шахмаран происходит от персидских слов Шах ( شاه ) и маран ( ماران ; перевод « змеи »; ср. مار mar ). Следовательно, имя Шахмаран буквально означает «царь змей». [ 2 ]
Описание
Шахмаран - мифическое существо, полузмея и полуженщина, изображаемое как двуглавое существо с короной на каждой голове, имеющее человеческую женскую голову на одном конце и голову змеи на другом, возможно, представляющее фаллическую фигуру. . [ 3 ] Человеческая часть также украшена большим ожерельем. [ 4 ] [ 5 ]
Мифологические рассказы
Шахмаран засвидетельствован в ближневосточной литературе, например, в сказке «История Йемлихи: подземной королевы» из « 1001 одной ночи » и в имени Камасб . [ 6 ] Ее история, кажется, присутствует в восточной части Анатолийского полуострова . [ 7 ] или на юго-востоке и востоке Турции (включая территории курдской, арабской, ассирийской и турецкой общин). [ 8 ]
Джамасп-Имя
Из-за своей древности существует множество вариаций одной и той же истории. [ 9 ]
По одной из версий, первым человеком, которого встречает Шахмаран, является молодой человек по имени Джамасп ( персидский : Jāmāsp جاماسپ), который также известен под именем Яда Джамсаб (другие варианты написания — Джамбс, Камасб и Джамисав). [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] Джамасп застревает в пещере после того, как вместе с несколькими друзьями пытается украсть мед, друзья оставляют его одного в пещере. [ 10 ] Он решает исследовать пещеру и находит проход в комнату, которая выглядит как мистический и красивый сад с тысячами не совсем белых змей и Шахмараном, гармонично живущими вместе. [ 10 ] [ 13 ] В этот момент Шахмаран и Джамасп влюбляются и живут в пещерной камере, а Шахмаран учит его лекарствам и лекарственным травам. [ 10 ] Джамасп скучает по жизни над землей и хочет уйти. Он говорит Шахмаран, что не расскажет секрет ее проживания там. [ 10 ] Проходит много лет.
Царь города Тарсус заболевает, и визирь обнаруживает, что для лечения его состояния требуется плоть Шахмарана. [ 13 ] Джамасп сообщает горожанам, где живет Шахмаран, по легенде Шахмаран говорит: «Бланшируйте меня в глиняном блюде, отдайте мой экстракт визирю, а мою плоть скормите султану». [ 13 ] Они привозят ее в город и убивают в бане под названием «Шахмаран Хамам». [ 10 ] Король съедает ее плоть и живет, визирь выпивает экстракт и умирает. [ 10 ] [ 13 ] Джамасп пьет воду Шахмарана и становится врачом, обретя мудрость Шахмарана. [ 10 ] [ 13 ] [ 14 ]
В «Арабских ночах»
Похожий рассказ засвидетельствован в корпусе «Тысяча и одна ночь» под названием «Царица змей» : у греческого философа по имени Даниэль есть сын по имени Хасиб Карим ад-Дин. В определенный момент истории Хасиб падает в цистерну, но убегает, достигает логова змей и встречает их лидера с человеческим лицом, который представляется как Ямлиха, «царица змей». Через некоторое время Хасиб желает вернуться в верхний мир, но царица змей предупреждает его, что он войдет в баню и это приведет к ее смерти. Несмотря на ее мрачное предсказание, Хасиб обещает никогда не заходить в баню, и его отпускают. Однако, как и предсказывала царица змей, Хасиб входит в баню, что запускает цепочку событий, которая приводит к тому, что злой визирь вызывает царицу из колодца. Смирившись со своей судьбой, царица поручает Хасибу: ее следует разрезать, приготовить мясо, а бульон разлить в три склянки; первый флакон следует отдать визирю, а Хасибу остается только выпить из второго. Происходит это так: злой визирь пьет из первого флакона и умирает, а Хасиб пьет из второго и обретает вселенские знания о науках. [ 15 ] По мнению ученых Ульриха Марцольфа и Ричарда ван Левена, имя героя «Хасиб» является арабским переводом персидского имени «Джамасп». [ 16 ]
Популярная культура

Курдский фольклор
Курды традиционно рассматривают змею как символ удачи и силы, и они продолжают размещать изображения Шахмарана на стекле или металлических изделиях, которые, в свою очередь, вывешиваются на их стенах. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]
Турецкий фольклор
В Турции Шахмаран, как полагают, живет в средиземноморском городе Тарсус , и аналогичная легенда рассказана в восточной части страны, а именно в Мардине , городе с большим курдским и арабским населением. [ 12 ] В этих регионах часто вспоминают легенды о ней, ее образ изображен в вышивке, тканях, коврах и украшениях. История и образы Шахмарана считаются национальным достоянием Турции. [ 13 ]
Ученые Вольфрам Эберхард и Пертев Наили Боратав разработали систему классификации турецких народных сказок и повествований, названную Typen türkischer Volksmärchen («Каталог турецких сказок»). В своей совместной работе они зарегистрировали тип турецкой сказки , получивший индекс TTV 57, «Der Schlangenkönig Schahmeran» («Змеиный царь Шахмеран»), с семью перечисленными вариантами. В этом типе сказок герой (бедный мальчик по имени Ками Сап, Верблюд или Канибис) идет в лес и падает в яму или яму, где встречает Шахмерана; через несколько лет он возвращается к цивилизации; позже антагонист (местный падишах или колдун, в зависимости от варианта) узнает о присутствии Шахмерана и желает съесть его плоть; Шахмеран инструктирует бедного мальчика: он должен приготовить его мясо и выпить бульон, но только вторую порцию, и позволить противнику выпить ее первым; антагонист делает это и умирает, а герой становится искусным целителем. [ 20 ]
Другие аккаунты
Многие версии истории Шахмарана можно найти в художественных книгах, включая Дж. К. Мардруса перевод «Тысячи ночей и одной ночи» как рассказ «Джемлия - султан подземелья» и « Кольцо Шаха Марана, история с гор». Курдистана Рафаэля Эммануэля (1944). [ 21 ] [ 22 ] [ нужен лучший источник ] Последний рассказывает народную историю о мальчике, который делит хлеб с животными и заслужил уважение Шахмарана. [ 22 ]
По мнению узбекского фольклориста Мансура Афзалова, в узбекской сказке «Ибн Сино билан Ибн Хорис» («Ибн Сина и Ибн Хорис») Ибн Сину приветствует в змеиный змей «Шохиморон» («Шохиморон»), змеиный царь. ден. Ибн Сина также пьет бульон из змеи и обретает магические силы. [ 23 ]
Версия сказки о Шахмаране была взята из уйгурского источника под названием « Шахмаран'ин Хикаяси» («История Шахмарана»), в которой юноша по имени Джиханша дружит с Шахмараном, повелителем змей, живущим на дне колодца. и становится визирем после того, как выпьет третью порцию бульона, приготовленного из плоти Шахмарана. [ 24 ]
Другое использование
Голландская певица иранского происхождения Севдализа включила песню под названием «Shahmaran» в свой дебютный студийный альбом ISON . [ 25 ]
Поскольку ок. В 2016 году сторонники ЛГБТК в Турции и на Ближнем Востоке использовали образ Шахмарана как символ поддержки проблем ЛГБТК. [ 12 ] Образ Шахмаран также использовался художницами Зехрой Доган и Джанан Сенол как символ силы курдских женщин . [ 12 ] [ 26 ] В 2020 году в столичном муниципалитете Мардина в Турции прошла публичная художественная выставка «Шахмаран Мардин», на которой были представлены статуи Шахмарана работы Айлы Туран, украшенные местными художниками и предпринимателями. [ 13 ]
2023 года Netflix Сериал «Шахмаран» также построен вокруг легенды в современной обстановке. [ 27 ]
Исторические справки
Бассейн Шах-Маран-Даулатабад — это древняя ирригационная система железного века , обнаруженная в 1960-х и 1970-х годах недалеко от Тепе-Яхья на юго-западе Ирана. [ 28 ] [ 29 ]
В Адане на юге Турции находится Йыланкале (Змеиный замок), известный среди местных жителей как дом Шахмарана. [ 30 ] [ 31 ]
Шахмеран Хамам , исторический хаммам (турецкая баня) в Тарсусе , Турция, связан с Шахмараном. [ 32 ]
См. также
- Мифологические драконы, змеи и змеи
- Иллуянка – змеиный дракон из хеттской мифологии и религии.
- Нага - получеловек-полузмея, встречающееся в индуистской и буддийской мифологии.
- Верехелен — мифическое существо между драконом и змеей, часто изображаемое с несколькими головами, происходящее из Волжской Булгарии .
- Заххак – злобное змееподобное существо, берущее начало в персидской мифологии и фольклоре.
- Зилант — мифическое существо между драконом и виверной , происходящее из Казани .
Примечания
- ^ Персидский : Шахмаран , латинизированный : Шахмаран ; Курдский : Шахмаран/Шамаран ; Турецкий : Шахмеран ; Татарские : Шахмара, Зилант, Зилант, Белый Змей ; Чуваши : Змея , букв. «Огненная змея»
Ссылки
- ^ Росс, Даниэль (7 января 2020 г.). «Разоблачение парадигмы «несчастной девушки»: культура знаний мусульманских женщин Волги и Урала и ее трансформация на протяжении долгого девятнадцатого века». Ин Сартори, Паоло; Росс, Даниэль (ред.). Шариат в Российской империи: распространение и пределы исламского права в Центральной Евразии, 1550-1917 гг . Издательство Эдинбургского университета. п. 141. дои : 10.1515/9781474444316-005 . ISBN 9781474444316 . Проверено 13 мая 2023 г.
... змеиная царица Шахмаран, персонаж тюркского или индоиранского фольклора.
- ^ Рассел, Джеймс Р. (1987). Зороастризм в Армении . Издательство Гарвардского университета. п. 422. ИСБН 978-0674968509 .
(...) называется Шахмаран (NP. šāh-i mārān 'царь змей' (...)
- ^ Баран, Суат (2020). «От сказочного персонажа к потерянной богине: архетипическое изображение мачехи в курдском фольклоре». В Коранги, Алиреза (ред.). Курдское искусство и идентичность: словесное искусство, самоопределение и новейшая история . Берлин, Бостон: Де Грюйтер. п. 92-93. дои : 10.1515/9783110599626-004 . ISBN 9783110599626 . S2CID 242457615 .
- ^ Сагастер, Бёрте (2009). «Шахмеранин Бакаклары: пересказ Муратаном Мунганом древнего мифа». Структурные ограничения – личные свободы: османы, турки, мусульмане: размышления о социальных потрясениях. Мемориальный том в честь Петры Капперт (на немецком языке). Берлин, Нью-Йорк: Де Грюйтер. п. 323. дои : 10.1515/9783110210651.323 . ISBN 978-3-11-020055-3 .
- ^ Дениз, Дилша (2021). «Шаймаран: философия, сопротивление и поражение потерянной богини Курдистана» . Гранат . 22 (2): 233–236. дои : 10.1558/pome.38409 . S2CID 239757941 .
- ^ Баран, Суат (2020). «От сказочного персонажа к потерянной богине: архетипическое изображение мачехи в курдском фольклоре». В Коранги, Алиреза (ред.). Курдское искусство и идентичность: словесное искусство, самоопределение и новейшая история . Берлин, Бостон: Де Грюйтер. п. 92. дои : 10.1515/9783110599626-004 . ISBN 9783110599626 . S2CID 242457615 .
- ^ Сагастер, Бёрте (2009). «Шахмеранин Бакаклары: пересказ Муратаном Мунганом древнего мифа». Структурные ограничения – личные свободы: османы, турки, мусульмане: размышления о социальных потрясениях. Мемориальный том в честь Петры Капперт (на немецком языке). Берлин, Нью-Йорк: Де Грюйтер. п. 323. дои : 10.1515/9783110210651.323 . ISBN 978-3-11-020055-3 .
- ^ Баран, Суат (2020). «От сказочного персонажа к потерянной богине: архетипическое изображение мачехи в курдском фольклоре». В Коранги, Алиреза (ред.). Курдское искусство и идентичность: словесное искусство, самоопределение и новейшая история . Берлин, Бостон: Де Грюйтер. п. 92. дои : 10.1515/9783110599626-004 . ISBN 9783110599626 . S2CID 242457615 .
- ^ Сагастер, Бёрте (2009). «Шахмеранин Бакаклары: пересказ Муратаном Мунганом древнего мифа». Структурные ограничения – личные свободы: османы, турки, мусульмане: размышления о социальных потрясениях. Мемориальный том в честь Петры Капперт (на немецком языке). Берлин, Нью-Йорк: Де Грюйтер. п. 323. дои : 10.1515/9783110210651.323 . ISBN 978-3-11-020055-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «ШАХМАРАН: Городская легенда Турции» . Веб-сериал «Канага ТВ» . ННако. 2016. Архивировано из оригинала 3 февраля 2023 г. Проверено 27 апреля 2020 г.
- ^ Ахмед, Мохаммед, Массачусетс (2008). Огонь в моем сердце: курдские сказки . Мировой фольклорный сериал. Дайан Эджкомб, Мохаммед М.А. Ахмед, Чето Озель. Библиотеки без ограничений. стр. 107–108. ISBN 9781591584377 . Архивировано из оригинала 03 февраля 2023 г. Проверено 5 февраля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Грубер, Кристиана. «Что представляет собой мифическая фигура Шахмерана в Турции и почему активисты ее используют» . Разговор . Архивировано из оригинала 24 мая 2021 г. Проверено 8 июля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Шахмаранская сказка найдет отклик на улицах Мардина с искусством скульптуры» . Ежедневный Сабах . 01.03.2020. Архивировано из оригинала 20 ноября 2020 г. Проверено 28 апреля 2020 г.
- ^ Дениз, Дилша (2021). «Шаймаран: философия, сопротивление и поражение потерянной богини Курдистана» . Гранат . 22 (2): 222–224. дои : 10.1558/pome.38409 . S2CID 239757941 .
- ^ Марцольф, Ульрих ; ван Ливен, Ричард. Энциклопедия «Тысячи и одной ночи» . Том. Я. Калифорния: ABC-Clio. 2004. стр. 348-350. ISBN 1-85109-640-X (электронная книга).
- ^ Марцольф, Ульрих ; ван Ливен, Ричард. Энциклопедия «Тысячи и одной ночи» . Том. Я. Калифорния: ABC-Clio. 2004. с. 132. ISBN 1-85109-640-X (электронная книга).
- ^ Николаус, Питер (2011). «Змеиная символика в езидской религиозной традиции и змея в Ереване». Иран и Кавказ . 15 (1/2): 59. дои : 10,1163/157338411X12870596615359 . JSTOR 41430888 .
Более того, змея считалась и до сих пор считается символом удачи и власти среди курдского народа, а «изображение Шахмаран (царицы змей) изображается на стеклянных или металлических изделиях, которые можно увидеть висящими на стенах даже сегодня».
По состоянию на 14 мая 2023 г. - ^ Баран, Суат (2020). «От сказочного персонажа к потерянной богине: архетипическое изображение мачехи в курдском фольклоре». В Коранги, Алиреза (ред.). Курдское искусство и идентичность: словесное искусство, самоопределение и новейшая история . Берлин, Бостон: Де Грюйтер. п. 92. дои : 10.1515/9783110599626-004 . ISBN 9783110599626 . S2CID 242457615 .
Тем не менее, что касается коллективных культурных элементов, общих для Ближнего Востока в целом и Курдистана в частности, образ Шахмаран выделяется как наиболее вероятное проявление утраченного женского архетипа или Матери-Земли. Она является мощной мифической фигурой в регионе, и ее изображение также появляется на каждом традиционном сельском жилище в курдских прериях как часть их коллективной культуры и идентичности на протяжении веков.
- ^ Дениз, Дилша (2021). «Шаймаран: философия, сопротивление и поражение потерянной богини Курдистана» . Гранат . 22 (2): 228–229. дои : 10.1558/pome.38409 . S2CID 239757941 .
[...] несмотря на тысячи лет монотеистического исламского давления, образ и миф [Шаймарана] передаются из поколения в поколение и продолжают оставаться частью курдского дома и повседневной жизни. [...] Курды не перестали рисовать, гравировать, печатать и вышивать ее изображение или выставлять его на своих стенах.
- ^ Эберхард, Вольфрам; Боратав, Пертев Наилы. Виды турецких народных сказок . Висбаден: Штайнер, 1953. стр. 63–64.
- ^ Мардрус, Джозеф Чарльз (1992). «Джемлия – султан подземелья». Тысяча ночей и одна ночь . Том. 7. С. 68–131.
- ^ Перейти обратно: а б Эммануэль, Рафаэль (1944). Кольцо Шаха Марана: история гор Курдистана . Данвилл, Иллинойс: Межгосударственные типографии и издатели. Архивировано из оригинала 03 февраля 2023 г. Проверено 20 августа 2019 г.
- ^ Афзалов, М. [Афзалов, Мансур]. «Сказки о животных». В кн.: «Узбекский фольклор ХХ века»: Антология. [Редактор]: Тулабоев О. и бонщ. Ташкент: Государственное научное издательство «Национальная энциклопедия Узбекистана», 2017. С. 83. ISBN 978-9943-07-566-5 (на узбекском языке)
- ^ Ялчинкая, Фатош (2021). Тип и мотивная структура уйгурских волшебных сказок: Обзор (на турецком языке). Анкара: Президентство Культурного центра Ататюрка. стр. 212-216 (турецкое краткое содержание повести № 60). ISBN 978-975-17-4792-1 .
- ^ «Болезненный визуал Севдализы «Шахмаран» — это молчаливое освобождение для голосов угнетенных» . БЕТ.com . Архивировано из оригинала 21 июля 2020 г. Проверено 20 августа 2019 г.
- ^ Акунер, Дерья. «КАНАН (Шенол)» . ВНИМАНИЕ Женщины-художницы / Femmes Artistes . Архивировано из оригинала 03 февраля 2023 г. Проверено 30 декабря 2022 г.
- ^ «Шахмаран: Женщины и змеи» [Шахмаран: Женщины и змеи] (на турецком языке). Торн. 22 января 2023 г. Архивировано из оригинала 24 января 2023 г. Проверено 24 января 2023 г.
- ^ Адрианов Борис В.; Мантеллини, Симона (2013). Древние ирригационные системы Приаралья: Древние ирригационные системы . Книги Оксбоу. п. 35. ISBN 9781782971672 . Архивировано из оригинала 23 января 2023 г. Проверено 20 августа 2019 г.
- ^ Уайт Бил, Томас; Ламберг-Карловский, CC (2004). Раскопки в Тепе Яхья, Иран, 1967–1975 гг., Том I: Ранние периоды . Бюллетени Американской школы доисторических исследований 38. Издательство музея Пибоди. ISBN 978-0873655415 .
- ^ Мюррей, Дж. (1837). «Общий отчет о трудах и ходе экспедиции к Евфрату под командованием полковника Чесни» . Журнал Лондонского королевского географического общества . 7 : 420. Архивировано из оригинала 03 февраля 2023 г. Проверено 20 августа 2019 г. - через Google Книги.
- ^ «Змеиный замок восстановлен, чтобы приветствовать посетителей» . Дейли Сабах . 17 мая 2018 г. Архивировано из оригинала 20 августа 2019 г. Проверено 20 августа 2019 г.
- ^ «Тарсус Беледиеси - Туристик Йерлер» [Муниципалитет Тарсуса - Туристические места]. www.tarsus.bel.tr (на турецком языке). Архивировано из оригинала 21 августа 2019 г. Проверено 21 августа 2019 г.
Дальнейшее чтение
- Битуна, Габриэль (2017). «ШАХМЕРАН – КОРОЛЕВА ЗМЕЙ» . Романо-арабский . XVII . Издательство Бухарестского университета: 7–8.
- Сёкмен, Султан; Балканал, Зейнеп (2018). «Место важного анатолийского символа Шахмарана в народных верованиях » . Журнал Института социальных наук Университета Бингёль (BUSBED) (на турецком языке). 8 (15). Институт социальных наук Университета Бингёль: 281-296. doi : 10.29029/busbed.333220 .
Видео
Short BBC documentary on the shahmaran [1]
