Jump to content

Иранский фольклор

Иранский фольклор включает в себя народные традиции , которые развились в Большом Иране .

Устные легенды

[ редактировать ]
Представление историй из Шахнаме иранского национального эпоса « » в Казвине , Иран.

Рассказывание историй занимает важное место в иранской культуре. [1] В классическом Иране менестрели выступали перед публикой при королевских дворах. [1] и в общественных театрах. [2] Менестрель упоминался парфянами как госан на парфянском языке , а сасаниды - как хуниягар на среднеперсидском языке . [2] Со времен династии Сефевидов сказители и чтецы стихов появились в кофейнях . [3]

Ниже приводится ряд народных сказок, известных народу Ирана: [4]

Ниже представлен ряд исторических сборников сказок, содержащих иранские народные сказки.

Статуя Араша-лучника в Саадабаде , Тегеран .

Герои в Шахнаме

[ редактировать ]

Другие герои

[ редактировать ]

Персонажи анекдотов

[ редактировать ]

Существа

[ редактировать ]
Миниатюрная картина Шахнаме , изображающая демона ( див ), бросающего Ростама в море.
Скульптура капители колонны в форме грифона, примерно 500 г. до н.э. Персеполь, Иран. В местной народной интерпретации фигуры на этих колоннах воспринимаются как изображения птицы Хума.
  • Ал : тощая старуха с глиняным носом и красным лицом, которая нападает на беременных женщин, когда они одни, и мешает родам. Считается, что она несет корзину, в которую складывает печень или легкие матери. [25] хотя существует и множество других описаний. [26]
  • Ночная ведьма ( бактак ): призрак или злое существо, вызывающее сонный паралич . [27] Считается, что это существо знает о спрятанных сокровищах, и об одном из них можно узнать, схватив существо за нос. Спастись от существа можно, шевеля пальцами.
  • Химантопод ( давалпа ): злое существо, которое использует свои гибкие, похожие на кожу ноги как щупальца, чтобы захватывать и захватывать людей. Пленники будут порабощены и вынуждены нести существо, пока не умрут от усталости . [28]
  • Хума : мифическая птица, похожая на Грифона, которая, как говорят, никогда не останавливается, всю свою жизнь летает невидимо высоко над землей и никогда не садится на землю (в некоторых легендах говорится, что у нее нет ног). [29]
  • Демон ( див ; от авестийского даэва ): злое существо, дьявол , огр или великан . [30]
  • Гуль ( гул ): отвратительное чудовище с кошачьей головой, раздвоенным языком, волосатой кожей и деформированными ногами, напоминающими вялые и тощие ноги недоношенного младенца. [31]
  • Джинн ( Дженн ): сверхъестественное существо, сравнимое с эльфами и гоблинами , которое, как полагают, создано из бездымного огня и невидимо живет рядом с видимым миром. [32]
  • Мантикора ( мардхар : от среднеперсидского martyaxwar ), людоед с головой человека и телом льва, похожая на египетского сфинкса .
  • Птица Амен ( morğ-e āmin ): мифическая птица в персидской литературе , которая постоянно летает и исполняет желания людей. [33] [34]
  • Пари : разновидность изысканного крылатого волшебного духа, стоящего между ангелами и злыми духами.
  • Рира , Райра или Райра : была волшебно-прекрасной женщиной, которая, как полагали, принесла красоту северным джунглям Ирана .
  • Камень терпения ( санг-э сабур ): самый чуткий из слушателей, который, как полагают, поглощает горести и боли человека, который доверяет себе. [35] Говорят, что когда камень больше не может сдерживать таящую в себе боль, он распадается на куски. [35] Это также очень известная народная сказка . [36] [37]
  • Шах-маран («Вождь змей»): умная королева змей, имеющая человеческие черты выше талии и змеиные ниже.
  • Симорг (от среднеперсидского Sēnmurw , авестийского mərəγō saēnō ; «хищник»): доброжелательная мифическая птица. [38]
  • Такам : царь коз, в фольклоре тюркоязычных народов Азербайджана . Традиционно истории о такам декламируются в общественных театрах менестрелем по имени такамчи .
  • Зар : злой дух в фольклоре южных прибрежных регионов Ирана, который овладевает людьми и причиняет им вред.

Социальные убеждения и практики

[ редактировать ]
Камень с изображением глаза, созданный для защиты от сглаза .
  • Сглаз ( чеш-Zaxm ; среднеперсидский : duščašm [39] ), проклятие, которое, как полагают, было наложено злобным взглядом. [40] Чтобы защититься от него, используется кулон , драгоценный камень или что-то подобное, изображающее глаз в качестве амулета . [41] Считается, что еще один способ защитить человека от сглаза — выпустить ароматный дым эсфанда ( peganum Harmala ) и окунуть им голову тех, кто подвергается взгляду незнакомцев. При этом также читается древняя молитва. [40] [42]
  • Гадание ( морва , сёгун , фал ), включающее толкование случайно появляющихся предметов, толкование непроизвольных телесных действий (чихание, подергивание, зуд и т. д.), наблюдение за поведением животных, игральные карты или нут, библиомантию (например, с помощью поэзия Хафеза Ширази ), зеркала и линзы, наблюдение за печенью убитого животного, пламенем лампы и т. д. [43]
  • Наз о нияз кокетство и мольба »), традиция между любовником и возлюбленным, основанная на том, что возлюбленный причиняет боль своему возлюбленному кокетством, а ответом возлюбленного является мольба и настойчивость в любви. [44] [45]
  • Таароф , своего рода этикет , определяемый как «активная, ритуализированная реализация дифференцированного статуса во взаимодействии». [46]
  • В иранской свадебной традиции принято покупать серебряное зеркало и две свечи и ставить их на свадебный софр ( кусок ткани ), рядом с едой и другими традиционными предметами. Первое, что жених увидит в зеркале, должно быть отражение его будущей жены. [47]

Церемонии

[ редактировать ]
Прыжки через костры по случаю Чаршанбе Сури .

Народные игры

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Иранские народные сказки :

  1. ^ Перейти обратно: а б "ШОУ-ИН " Иранская энциклопедия . Том. VII. 18 ноября 2011. с. 102–103.
  2. ^ Перейти обратно: а б «ГОСАН» . Энциклопедия Ираника . Том. Си. 17 февраля 2012. С. 167–170.
  3. ^ «КОФЕЙНЯ» . Энциклопедия Ираника . Том. VI. 26 октября 2011 г. стр. 1–4.
  4. ^ Гаффари, Фаррох (1994). «Иранцы (фольклор)». Универсальный литературный словарь (на французском языке). Полет. 2: ИДИ. Париж: Presss universaires de France . п. 1703. Среди наиболее известных сказок [Ирана] мы цитируем: ... «Катящая тыква» (Kaduy-e qelqelehzan), «Тетушка Жук» (Khâleh suskeh), ... «Горький апельсин и бигарад» (Nârendj) ва торандж)… «Ле Пулен Марин» (Корре-йе дарья’и)… «Фронте де Луне» (Мах-пишани)…
  5. ^ Макдональд, Маргарет Рид (1994). «Старуха в тыквенной скорлупе». Празднуйте мир . Нью-Йорк: HW Wilson. стр. 61–70. ISBN  9780824208622 .
  6. ^ Зипес, Дж. (2016). Братья Гримм: От зачарованных лесов к современному миру 2e . Спрингер. п. 190. ИСБН  9781137098733 .
  7. ^ Хейдари, Мортеза (2017). «Объяснение и анализ мифической темы в структуре сказки «Махпишани» » . Университет Исфахана . 9 (1). дои : 10.22108/LIAR.2017.21405 .
  8. ^ «ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ» [ii(d). ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПОВОРОТ. Энциклопедия Ираника . Том. IX. 26 января 2012. С. 597–599.
  9. ^ Омидсалар, Махмуд. «ЧЕЛЛА В персидском фольклоре» . Энциклопедия Ираника . Проверено 21 декабря 2011 г.
  10. ^ «ХЕДАЯТ, САДЕК» [iii. Хедаят и фольклористика. Энциклопедия Ираника . Том. XII. стр. 121–135 . Проверено 1 октября 2017 г.
  11. ^ «Новые фильмы появятся на иранских экранах» . Информационное агентство Мехр . 18 декабря 2010 г. (...) история тетушки Таракана, рассказанная бабушками и опубликованная в сборниках рассказов на протяжении многих лет (...)
  12. ^ Баши, Голбарг (28 октября 2014 г.). «Лучшие детские книги об Иране» . Хранитель .
  13. ^ ван Зутфен, Марджолин (2014). Фарамарз, герой Систани: тексты и традиции Фарамарзнаме и персидского эпического цикла . БРИЛЛ. п. 70. ИСБН  9789004268289 .
  14. ^ ХАНЭВЭЙ, УИЛЬЯМ Л. «Доктор» . Энциклопедия Ираника Проверено 2 января 2009 г.
  15. ^ ХАНАВЕЙ, УИЛЬЯМ Л. «ЭСКАНДАР-НАМА» . Энциклопедия Ираника . Проверено 25 января 2009 г.
  16. ^ "САМАК-Э АЙЯР " Энциклопедия Ираника 20 июля,
  17. ^ "АЙЙАР " Энциклопедия Ираника Том. III. 18 августа 2011 г. стр. 10-11. 159–163.
  18. ^ Бойл, Джон Эндрю. «Фирдоуси» . Британская энциклопедия . Проверено 18 июля 2017 г.
  19. ^ Дэвис, Ричард (23 февраля 2012 г.). «Греция ix. Греческие и персидские романы» . Энциклопедия Ираника .
  20. ^ Хэгг, Томас; Утас, Бо (2003). Богородица и ее возлюбленный: фрагменты древнегреческого романа и персидской эпической поэмы . Лейден: Издательство Brill . ISBN  9789004132603 .
  21. ^ «Добро пожаловать в энциклопедию Ираника» . Энциклопедия Ираника . Том. III. 18 августа 2011 г. стр. 191–205.
  22. ^ «ХОСАЙН-Э КОРД-Э ШАБЕСТАРИ» . Энциклопедия Ираника . Том XII. 23 марта 2012. с. 515–516.
  23. ^ «ЗУР-ХАНА» . Энциклопедия Ираника 15 августа 2006 г.
  24. ^ «Якуб-и Лаит Саффари» . Британская онлайн-энциклопедия . Проверено 15 июля 2007 г.
  25. ^ Асатрян, Гарник (2001). «Переосмысленный». Иран и Кавказ . 5 (1). Лейден: Издательство Brill: 150. doi : 10.1163/157338401X00189 . ISSN   1609-8498 . JSTOR   4030855 .
  26. ^ «АЛ» . Энциклопедия Ираника . Том. I. 29 июля 2011 г., стр. 741–742.
  27. ^ "БАХТАК " Энциклопедия Ираника Том. III. 15 декабря 1988 г. с. 539.
  28. ^ "ДАВАЛ-ПА(Й) " Энциклопедия Ираника Том. VII. 18 ноября 2011 г. стр. 10-11. 128–129.
  29. ^ Нил, Грин (2006), «Страусиные яйца и павлиньи перья: священные предметы как культурный обмен между христианством и исламом», Аль Масак: Ислам и средневековое Средиземноморье , 18 (1): 27–78, doi : 10.1080/09503110500222328 , S2CID   154129150 .
  30. ^ Омидсалар, Махмуд (28 ноября 2011 г.). «ДЕВ» . Энциклопедия Ираника . Том. VII. стр. 428–431.
  31. ^ Омидсалар, Махмуд; Омидсалар, Тереза ​​П. (24 февраля 2012 г.). "ХУЛ " Энциклопедия Ираника Том. XI. стр. 100-1 393–395.
  32. ^ «ГЕНИЙ» . Энциклопедия Ираника . Том. X. 7 февраля 2012 г., стр. 418–422.
  33. ^ Карими-Хаккак, Ахмад; Талаттоф, Камран (2004). Очерки о Ниме Юшидже: оживление модернизма в персидской поэзии . Издательство «Брилл». п. 128. ИСБН  9004138099 . ...рефлексивность определяет мифическую роль птицы «аминь»: птица озвучивает желание людей, и они отвечают «Аминь» («Да будет так»), тем самым повторяя имя птицы и воплощая желание в жизнь...
  34. ^ Карими-Хаккак, Ахмад (1995). Переработка персидской поэзии: сценарии поэтической современности в Иране . Издательство Университета Юты. п. 268. ИСБН  0874804922 . Первоначально он делает это, устанавливая ряд связей между птицей аминь и другими мифическими птицами, известными или воображаемыми читателям стихотворения.
  35. ^ Перейти обратно: а б Хабиби, Фарангис (30 августа 2011 г.). «СИНГЕ САБУР: ПЬЕР ДЕ ПАЦИЕНС» . Энциклопедия Ираника
  36. ^ Саадат, Мостафа; Хосрави, Ахмад Реза (22 августа 2020 г.). «Кластеризация повествований сказки «Санг-е Сабур»» . Журнал иранских исследований . 19 (37): 163–184. doi : 10.22103/jis.2020.13108.1891 (неактивен 31 января 2024 г.). {{cite journal}}: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 г. ( ссылка )
  37. ^ Гаффари, Фаррох (1994). «Иранский (фольклор)». Универсальный литературный словарь (на французском языке). Полет. 2: ИДИ. Париж: Press Universitaires de France. п. 1703. Среди наиболее известных сказаний [Ирана] цитируем: «Камень терпения» ..]
  38. ^ Шмидт, Ханнс-Петер (20 июля 2002 г.). «СИМОРХ» . Энциклопедия Ираника .
  39. ^ Капови, Мэтт; Рамат, Анна Джакалоне; Рамат, Паоло (2017). Индоевропейские языки . Тейлор и Фрэнсис. п. 447. ИСБН  9781317391531 .
  40. ^ Перейти обратно: а б Шакурзад, Омидсалар, Эбрагим, Махмуд. «ЧАШМ-ЗАЖМ» . Иранская энциклопедия . Проверено 30 июня 2009 г. {{cite encyclopedia}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  41. ^ Мойн, М. Персидский словарь (на персидском языке) (3-е изд.). п. 4752.
  42. ^ «اسفند» [Эсфанд] (на персидском языке). Большая исламская энциклопедия. Архивировано из оригинала 18 декабря 2010 года.
  43. ^ Перейти обратно: а б ОМИДСАЛАР, МАХМУД. «ГАДАНИЕ» . Энциклопедия Ираника . Проверено 5 апреля 2009 г.
  44. ^ Орсатти, Паола. «ТАЙНА ОСРОВА » Энциклопедия Ираника Проверено 1 февраля 2011 г.
  45. ^ де Фушекур, Шарль-Анри (1989). Наз-о нияз, или любовь и Восток (5/2 изд.). Лукман. стр. 77–86.
  46. ^ «ТААРОФ» . Энциклопедия Ираника (онлайн-изд.). 5 декабря 2017 г.
  47. ^ Омидсалар, Махмуд. «СОФРА» . Энциклопедия Ираника . Проверено 15 ноября 2006 г.
  48. ^ «Призыв к безопасному празднованию конца года» . Финансовая трибуна. 12 марта 2017. Древняя традиция со временем трансформировалась от простого костра до использования петард...
  49. ^ «Зажгите! Иранцы отмечают праздник огня» . Новости Эн-Би-Си . 19 марта 2014 г.
  50. ^ Чанчрик, Джайн; Чанчрик, КЛ; Джайн, МК (2007). Энциклопедия великих фестивалей . Shree Издатели и дистрибьюторы. п. 150. ИСБН  9788183291910 .
  51. ^ Эпинетт, Мишель (15 сентября 2014 г.). «МИР-Э НОВРУЗИ» . Энциклопедия Ираника (онлайн-изд.).
  52. ^ Резаян, Лачин (20 декабря 2015 г.). «Ялда: иранский праздник зимнего солнцестояния» . Информационное агентство Мехр .
  53. ^ Россинг, Лесли (2012). Больше никаких «нас» и «них»: классные уроки и мероприятия по развитию уважения со стороны сверстников . R&L Образование. п. 89. ИСБН  9781610488129 .
  54. ^ Хамеди, Саба (20 декабря 2013 г.). «По древней традиции иранцы празднуют зимнее солнцестояние» . Лос-Анджелес Таймс .
  55. ^ Фольц, Ричард (22 октября 2013 г.). Религии Ирана: от предыстории до современности . Публикации Oneworld. п. 29. ISBN  9781780743073 .
  56. ^ «АЛАК-ДОЛАК» . Энциклопедия Ираника (онлайн-изд.). 29 июля 2011 г.
  57. ^ «Родные и местные игры Ирана» (PDF) (на персидском языке). Иранская национальная комиссия по делам ЮНЕСКО. 2011. с. 42. Архивировано из оригинала (PDF) 20 октября 2016 г. Проверено 25 февраля 2018 г.
  58. ^ Перейти обратно: а б с д и ж "БАЗИ " Энциклопедия Ираника Том. IV. 15 декабря 1989 г. с. 60–65.
  59. ^ Во время, Жан; Мирабдолбаги, Зия; Сафват, Дариуш (1991). Урок современного мастера от Дария Сафвата . Том. 1. Издательство Маг. п. 89. ИСБН  9780934211222 .
  60. ^ Джейкоби, Освальд; Морхед, Альберт. «Происхождение и распространение покера» . Британская энциклопедия . Проверено 18 января 2008 г. (...) Покер практически неотличим от древней персидской игры, называемой нас , игры в четыре руки с колодой из 20 карт, по пять карт, раздаваемых каждому игроку. Это совпадение побудило некоторых исследователей игр назвать покер производным от as nas, но эта теория была дискредитирована. (...)
  61. ^ Перейти обратно: а б «КАРТОЧНЫЕ ИГРЫ» . Энциклопедия Ираника . Том. IV. 15 декабря 1990 г., стр. 802–803.
  62. ^ Энциклопедия иранской народной культуры (на персидском языке). Центр Большой исламской энциклопедии. 2014. с. 56.
  63. ^ Шедлер, Ульрих; Данн-Ватури, Анн-Элизабет (2016). «НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ в доисламской Персии» . Энциклопедия Ираника (онлайн-изд.).

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b1dbc835bc068db95d6dfc63f181b5d6__1722505800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b1/d6/b1dbc835bc068db95d6dfc63f181b5d6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Iranian folklore - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)