Библиомантия
Библиомантия – это использование книг в гадании . Использование священных книг (особенно конкретных слов и стихов) для «магической медицины», для устранения негативных сущностей или для гадания широко распространено во многих религиях мира.
Терминология
[ редактировать ]Согласно Оксфордскому словарю английского языка , [1] слово библиомантия (этимологически от βιβλίον biblion- «книга» и μαντεία -manteía «гадание посредством») — «гадание по книгам или по стихам Библии» впервые зафиксировано в 1753 году ( Циклопедия Чемберса ). Иногда этот термин используется как синоним стихомантии (от στίχος stichos- «ряд, строка, стих») «гадание по строкам стихов в книгах, взятых наугад», что впервые было зафиксировано ок. 1693 ( « Рабле » Уркхарта ).
Библиоманцию сравнивают с рапсодомантией (от rhapsode «стихотворение», «песня», «ода») — «гаданием путем чтения случайного отрывка из стихотворения». Историческим прецедентом была древнеримская практика sortes (« sortilege , гадание путем вытягивания жребия»), которая специализировалась на sortes Homericae , sortes Virgilianae и sortes Sanctorum , используя тексты Гомера , Вергилия и Библии. [ нужна ссылка ]
Метод
[ редактировать ]- Выбирается книга, которая, как полагают, содержит истину.
- Его балансируют на позвоночнике и позволяют раскрыться.
- Отрывок выбирают с закрытыми глазами.
Среди христиан Библия чаще всего используется (в Sortes Sanctorum ), а в исламских культурах — Коран . В средние века использование Вергилия » « Энеиды было обычным явлением в Европе и было известно как sortes Virgilianae . В классическом мире сорта Virgilianae и sortes Homericae (с использованием « Илиады» и «Одиссеи» использовались ).
В Иране библиомантия с использованием «Дивана Хафеза» является наиболее популярной для этого вида гадания, но ни в коем случае не единственной. Коран, а также Матнави Руми Также можно использовать . Фал-е Хафез может использоваться для одного или нескольких человек. [2]
широко распространена практика движения Хабад-Любавич Среди некоторых, особенно мессианских, членов хасидского использования « Игрот Кодеш» , тридцатитомного собрания писем, написанных их лидером Менахемом Менделем Шнеерсоном в качестве руководства. [3]
Другой вариант требует выбора случайной книги из библиотеки перед выбором случайного отрывка из этой книги. Это справедливо и в том случае, если книга сама упала с полки. Английский поэт Роберт Браунинг использовал этот метод, чтобы задать вопрос о судьбе своего влечения к Элизабет Барретт (позже известной как Элизабет Барретт Браунинг ). Сначала он был разочарован тем, что выбрал книгу «Итальянская грамматика» Черутти , но, случайно открыв ее, его взгляд упал на следующую фразу: «Если мы будем любить в другом мире так же, как в этом, я буду любить тебя вечно» (что было упражнение по переводу). [4]
В исламе
[ редактировать ]
Библиомантия имеет долгую историю в исламской культуре, используя как светские, так и религиозные книги, особенно Коран . [6] Персидское в слово Фалнама или Фалнамах («Книга предзнаменований» или «Книга гаданий») охватывает две формы библиомантии, исторически использовавшиеся Иране , Турции и Индии . [7] [8] Коранические фалнамы представляли собой разделы в конце рукописей Корана, используемые для гадания на основе сетки. Рукописи Корана, созданные в Индии и Иране, обычно имели на конце фолианты специально для гадания, по крайней мере, с конца 14 по 19 век. [9] [7] В 16 веке были представлены рукописи Фалнама, в которых использовалась другая система; люди совершали ритуалы очищения , открывали случайную страницу в книге и интерпретировали свою судьбу в свете картины и сопроводительного текста. [10] Сейчас сохранилось лишь несколько иллюстрированных Фалнамас; они были заказаны богатыми покровителями и представляют собой необычно большие для того времени книги со смелыми, прекрасно выполненными рисунками. [11] [12]
Рукописи Фалнама представляли собой необычайно большие книги; Высота сохранившихся экземпляров варьируется от 40 сантиметров (16 дюймов) до более 66 сантиметров (26 дюймов). [12] Картины сочетали в себе светские и религиозные образы, а изображение религиозных и мифических фигур оказало большое влияние на другие произведения. Каждая картина рассказывала историю какого-то события, хотя повествования в книге в целом не было; порядок картин был случайным. [13] С ними консультировались, чтобы предугадать перспективы принятия важного решения (например, делового предприятия, брака или переезда) или предугадать состояние отсутствующих родственников или друзей. [14] Чтобы ответить на вопрос, читатели совершали омовение, читали молитвы из Корана, а затем открывали книгу на случайной странице. [15] В тексте объяснялось, было ли предсказание благоприятным, неблагоприятным или средним. Например, изображение Солнца предполагало благоприятный исход, тогда как злодей обычно означал катастрофический исход. [10] Чтобы избежать худших последствий, текст рекомендовал благочестивые действия, такие как молитва, паломничество или доброта к другим. [10]
В художественной литературе
[ редактировать ]- В «Михаиле Строгове» (1876) Жюля Верна Феофар Хан осудил Михаила Строгова до слепоты после того, как случайно указал в Коране на фразу: «И он больше не увидит вещей этой земли».
- В «Книге Вебстера» (1993) Дж. Н. Уильямсона главный герой-социопат Делл использует словарь, чтобы руководить своими действиями.
- В рассказе « Ясень » М. Р. Джеймса библиомантия используется для получения предупреждающего сообщения из Библии .
- В романе «Первый куплет» Барри МакКри рассказывается история Найла Ленихана, студента, который попал в «культ», члены которого используют сорта в качестве руководства.
- В романе Уилки Коллинза 1868 года «Лунный камень » рассказчик Габриэль Беттередж регулярно занимается библиомантией, используя страницы « Даниэля Дефо » Робинзона Крузо . Это хороший пример интертекстуальности , поскольку сам Крузо использует библиомантию на своем пути к искуплению.
- В «Лираэле » Гарта Никса упоминается «Чёрная книга библиомантии» , фальшивая книга.
- » Огюстена Берроуза В «Беге с ножницами один из главных героев использует библиомантию (называемую «окунание Библии»).
- Рассказчик « Путешествий с моей тетей» Грэма Грина рассказывает, что его покойный отец практиковал библиомантию с произведениями Вальтера Скотта: «Однажды, когда он сильно страдал от запора, он наугад открыл Роба Роя и зачитал: «Вошел мистер Оуэн». Столь регулярны были движения и привычки этого достойного человека». ( «Путешествия с моей тетей» , гл. 16).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Оксфордский словарь английского языка , 2-е издание, 1989 г.
- ^ Омидсалар, Махмуд. «Гадание» . Энциклопедия Ираника . Проверено 5 апреля 2009 г.
- ^ « Игрот Кодеш» («Священные письма») Любавичского Ребе» . www.ravaviner.com . Архивировано из оригинала 4 апреля 2010 года . Проверено 22 ноября 2017 г. .
- ^ Письма Роберта Браунинга и Элизабет Барретт , Том, 1, с. 470
- ^ Парих 2022 , с. 123.
- ^ Парих 2022 , с. 16.
- ^ Jump up to: а б Коффи, Хизер (2019). «Миниатюрное гадание и последствия масштаба: миниатюрная кораническая фалнама периода Сефевидов». В Мирволде, Кристина; Миллер Парментер, Дорина (ред.). Миниатюрные книги: формат и функции крошечных религиозных текстов . Шеффилд. стр. 85–87. ISBN 978-1-78179-860-7 . ОСЛК 1082402029 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Роджерс, Дж. М. (2008). Искусство ислама: сокровища из коллекции Насера Д. Халили (переработанное и расширенное изд.). Абу-Даби: Компания по развитию туризма и инвестициям (TDIC). стр. 275–9. OCLC 455121277 .
- ^ Де Ла Перьер, Элоиза Брак (2016). «Рукописи в каллиграфии Бихари: предварительные замечания о малоизвестном корпусе» . Мукарнас . 33 : 63–90. дои : 10.1163/22118993_03301P005 . ISSN 0732-2992 . JSTOR 26551682 .
- ^ Jump up to: а б с Пи-Либерман, Бет (22 октября 2009 г.). «Книга предзнаменований Фалнамы: Будущее будет ярким и солнечным» . Смитсоновский журнал . Проверено 11 ноября 2021 г.
- ^ Гопник, Блейк (25 октября 2009 г.). «Обзор искусства: Блейк Гопник о «Фалнаме: Книга предзнаменований» в галерее Саклер» . Вашингтон Пост . Проверено 11 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Натиф, Мика (6 октября 2010 г.). «Рецензия на «Фалнаму: Книга предзнаменований» Массуме Фархада» . Обзоры CAA . Ассоциация искусств колледжа. doi : 10.3202/caa.reviews.2010.110 . ISSN 1543-950Х . Проверено 25 сентября 2023 г.
- ^ Хадроми-Аллуш, Зоар (2018). «Образы первой женщины: Евы в исламских картинах Фал-нама» . В Эксуме Дж. Шерил; Клайнс, Дэвид Дж.А.; Апостолос-Кападона, Диана (ред.). Библейские женщины и искусство . Лондон: Блумсбери. п. 9. ISBN 9780567685162 .
- ^ Парих 2022 , с. 9.
- ^ Парих 2022 , с. 17.
Источники
[ редактировать ]- Парих, Рэйчел (2022). Халили Фалнама . Лондон: Фонд Нура совместно с Azimuth Editions. ISBN 9781874780946 . OCLC 1340908405 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]