Гематрия
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Gematria (/ɡəˈmeɪtriə/; Hebrew: גמטריא or gimatria גימטריה, plural גמטראות or גימטריות, gimatriotгематрия [1] это практика присвоения числового значения имени, слову или фразе путем чтения его как числа или иногда с использованием буквенно-цифрового шифра . Буквы задействованных алфавитов имеют стандартные числовые значения, но слово может давать несколько значений, если используется шифр.
Согласно Аристотелю (384–322 гг. до н. э.), изопсефия , основанная на милетской нумерации греческого алфавита, разработанной в греческом городе Милет , была частью пифагорейской традиции , зародившейся в VI веке до н. э. Первые свидетельства использования еврейских букв в качестве чисел датируются 78 г. до н. э.; гематрия до сих пор используется в еврейской культуре . Подобные системы использовались в других языках и культурах, производные или вдохновленные греческой изопсефией или еврейской гематрией, и включают арабские цифры абджад и английскую гематрию .
Наиболее распространенная форма еврейской гематрии используется в Талмуде и Мидраше . [2] [3] и тщательно разработано многими пост-талмудическими комментаторами . Он предполагает чтение слов и предложений как чисел, присвоение каждой букве еврейского алфавита числового, а не фонетического значения . Когда они читаются как числа, их можно сравнивать и противопоставлять другим словам или фразам – ср. еврейская пословица נכנס יין יצא סוד ( nichnas yayin yatza sod , букв. « вино вошло, тайна вышла » , т.е. «in vino veritas» ). Гематрическое значение יין («вино») равно 70 ( י =10; י =10; ן =50), и это также гематрическое значение סוד («секрет», ס =60; ו =6; ד =4). ). [4]
Хотя в древней вавилонской культуре использовался тип системы гематрии («Ару»), их письмо было логографическим , а числовые присвоения, которые они делали, были целыми словами. Ару сильно отличался от милетских систем, используемых в греческой и еврейской культурах, которые использовали алфавитное письмо. Значение слов с Ару присваивалось совершенно произвольно, а соответствия осуществлялись с помощью таблиц. [5] и поэтому не может считаться истинной формой гематрии.
Суммы гематрии могут включать отдельные слова или последовательность длинных вычислений. Кратким примером еврейской нумерологии , в которой используется гематрия, является слово חי ( хай , букв. « живой » ), которое состоит из двух букв, сумма которых (с использованием сопоставлений в таблице неправильных гадоль, показанной ниже) составляет 18. Это сделало 18 – « счастливое число » среди еврейского народа.
В ранних еврейских источниках этот термин может также относиться к другим формам вычислений или манипуляций с буквами, например атбаш . [6]
Этимология
[ редактировать ]Ученые-классики сходятся во мнении, что еврейское слово гематрия произошло от греческого слова γεωμετρία geōmetriā , « геометрия ». [7] хотя некоторые ученые полагают, что это слово происходит от греческого γραμματεια grammateia «знание письма ». [ нужна ссылка ] Вполне вероятно, что оба греческих слова оказали влияние на образование еврейского слова. [8] [1] Некоторые считают, что оно происходит от порядка греческого алфавита , где гамма — третья буква греческого алфавита («гамма триа»). [7]
Это слово существует в английском языке, по крайней мере, с 17 века из переводов произведений Джованни Пико делла Мирандола . Он широко используется в еврейских текстах, особенно в тех, которые связаны с Каббалой . Ни это понятие, ни термин не встречаются в самой еврейской Библии . [1]
История
[ редактировать ]Первое документально подтвержденное использование гематрии содержится в ассирийской надписи, датируемой 8 веком до н. э., сделанной по заказу Саргона II . В этой надписи Саргон II утверждает: «Царь построил стену Хорсабада длиной 16 283 локтя, чтобы соответствовать численному значению его имени». [9]
Практика использования букв алфавита для обозначения чисел возникла в греческом городе Милет и поэтому известна как милетская система. [10] Ранние примеры включают граффити на вазах, датируемые VI веком до нашей эры. [11] Аристотель писал, что пифгорейская традиция , основанная в VI веке до нашей эры Пифагором Самосским , практиковала изопсефию . [12] греческий предшественник гематрии. Пифагор был современником философов Анаксимандра , Анаксимена и историка Гекатея , которые все жили в Милете, за морем от Самоса . [13] Милетская система широко использовалась во времена правления Александра Великого (336–323 гг. До н. э.) и была принята другими культурами в последующий эллинистический период . [10] Официально он был принят в Египте во время правления Птолемея II Филадельфа (284–246 до н.э.). [10]
В ранних библейских текстах числа записывались полностью с использованием еврейских числовых слов . Первые свидетельства использования еврейских букв в качестве цифр появляются в поздний эллинистический период, в 78 г. до н.э. [14] Ученые определили гематрию в еврейской Библии . [15] [16] [17] [18] канон которого был закреплен во времена династии Хасмонеев (ок. 140–37 гг. До н. Э.), [19] хотя некоторые ученые утверждают, что это было исправлено только во втором веке нашей эры или даже позже. [20] Хасмонейский царь Иудеи Александр Янней (умер в 76 г. до н. э.) имел монеты с надписью на арамейском языке финикийским алфавитом , обозначающую 20-й и 25-й годы его правления буквами K и KE (для Малахи Александра 20 год и для Малахи Александра 20 год). ). [ нужна ссылка ]
Некоторые старые тексты Мишны могут сохранять очень раннее использование этой системы счисления, но сохранившихся письменных документов не существует, и некоторые ученые полагают, что эти тексты передавались устно и на ранних этапах, до восстания Бар-Кохбы, никогда не были написаны. [21] Гематрия, как известно, не встречается ни в свитках Мертвого моря, обширном массиве текстов с 100 г. до н.э. по 100 г. н.э., ни в каких-либо документах, найденных во время восстания Бар-Кохбы около 150 г. н.э.
Согласно Проклу в его комментарии к «Тимею» Платона , написанному в V веке, автор Феодор Асей, живший веком ранее, интерпретировал слово «душа» (ψυχή) на основе гематрии и изучения графических аспектов букв, составляющих слово. По мнению Прокла, Феодор почерпнул эти методы из сочинений Нумения Апамейского и Амелиуса . Прокл отвергает эти методы, апеллируя к аргументам против них, выдвинутым философом-неоплатоником Ямвлихом . Первый аргумент заключался в том, что некоторые буквы имеют одинаковое числовое значение, но противоположное значение. Его второй аргумент заключался в том, что форма букв меняется с годами, и поэтому их графические качества не могут нести более глубокого значения. Наконец, он выдвигает третий аргумент: когда кто-то использует всевозможные методы, такие как сложение, вычитание, деление, умножение и даже соотношение, бесконечное количество способов их комбинирования позволяет получить практически любое число для любых целей. [22]
Некоторые ученые предполагают, что в Новом Завете встречаются по крайней мере два случая гематрии. Согласно одной из теорий, ссылка на чудесный «улов 153 рыб» в Иоанна 21:11 является применением гематрии, происходящей от названия источника, называемого «EGLaIM» в Иезекииля 47:10. [23] [24] [25] Появление этой гематрии в Иоанна 21:11 связано с одним из свитков Мертвого моря , а именно с 4Q252, в котором также применяется та же гематрия 153, взятая из Иезекииля 47, чтобы утверждать, что Ной прибыл на гору Арарат на 153-й день после начало потопа. [26] Некоторые историки видят гематрию за ссылкой на число имени Зверя в Откровении как 666, что соответствует числовому значению еврейской транслитерации греческого имени «Нерон Кайсар», относящегося к римскому императору I века, преследовавшему ранние христиане. [27] Другое возможное влияние на использование числа 666 в Откровении восходит к упоминанию о том, что Соломон взял 666 талантов золота в 3 Царств 10:14. [28]
Гематрия несколько раз появляется в различных христианских и еврейских текстах, написанных в первые века нашей эры. Одно из упоминаний гематрии в раннехристианский период встречается в Послании Варнавы 9:6–7, датируемом где-то между 70 и 132 годами нашей эры. Здесь 318 слуг Авраама в Бытие 14:14 используются для обозначения того, что Авраам с нетерпением ждал пришествия Иисуса, как числовое значение некоторых букв в греческом имени Иисуса, а также буква «т», представляющая символ. ибо крест также равнялся 318. Другой пример — христианская интерполяция в « Сивиллинских оракулах» , где утверждается символическое значение значения 888 (равного числовому значению Iesous , латинизированного перевода греческого варианта имени Иисуса). . [29] Ириней также резко критиковал интерпретацию писем гностика Марка . Из-за их связи с гностицизмом и критикой Иринея, а также Ипполита Римского и Епифания Саламинского эта форма интерпретации никогда не стала популярной в христианстве. [30] - хотя это действительно встречается, по крайней мере, в некоторых текстах. [31] Еще два примера можно найти в 3 Варухе , тексте, который, возможно, был написан евреем или христианином где-то между I и III веками. В первом примере утверждается, что змея поглощает локоть океана каждый день, но не может когда-либо закончить его, потому что океаны также наполняются 360 реками. Число 360 дано потому, что числовое значение греческого слова, обозначающего змею, δράκων , в транслитерации на иврит ( דרקון ) равно 360. Во втором примере число гигантов, которые, как утверждается, умерли во время Потопа, составляет 409 000. Греческое слово «потоп», κατακλυσμός , имеет числовое значение 409 при транслитерации еврейскими буквами, что побудило автора 3-й главы Варуха использовать его для обозначения числа погибших гигантов. [32]
Гематрия часто используется в раввинистической литературе . Одним из примеров является то, что числовое значение слова « Сатана» ( השטן ) на иврите равно 364, и поэтому говорилось, что сатана имел власть преследовать Израиль в течение 364 дней, прежде чем его правление закончилось в День искупления . в Йома 20а и Пескита 7а. [29] [33] В Йоме 20а говорится: «Рами бар Хама сказал: Нумерологическое значение букв, составляющих слово Ха-Сатан, составляет триста шестьдесят четыре: Хе имеет значение пять, грех имеет значение триста, тет имеет значение девять, а нун имеет значение пятьдесят. Триста шестьдесят четыре дня солнечного года, что составляет триста шестьдесят пять дней, сатана имеет лицензию на судебное преследование». [34] В Бытии 14:14 говорится, что Авраам взял 318 своих слуг, чтобы помочь ему спасти некоторых из своих родственников, что было воспринято в Песките 70b как отсылка к Елеазару, чье имя имеет числовое значение 318.
Суммарное значение букв исламской басмалы , то есть фразы Бисмиллах ар-Рахман ар-Рахим («Во имя Бога , Милостивого . Милосердного »), по стандартной Абджади системе нумерологии , составляет 786 . [35] Таким образом, это число приобрело значение в народном исламе и ближневосточной народной магии , а также появляется во многих случаях поп-культуры, например, в песне 2006 года «786 All is War» группы Fun-Da-Mental . [35] Рекомендация читать басмалу 786 раз подряд записана в Аль-Буни . Зюндерманн (2006) сообщает, что современный « духовный целитель » из Сирии рекомендует произнести басмалу 786 раз над чашкой воды, которую затем следует выпить как лекарство. [36] Использование гематрии до сих пор широко распространено во многих частях Азии и Африки. [37]
Методы еврейской гематрии
[ редактировать ]Стандартная кодировка
[ редактировать ]В стандартной гематрии ( mispar hechrechi ) каждой букве присваивается числовое значение от 1 до 400, как показано в следующей таблице. В «миспар гадол» пяти последним буквам присваиваются собственные значения в диапазоне от 500 до 900. Вполне возможно, что этот хорошо известный шифр использовался для сокрытия других, более скрытых шифров в еврейских текстах. Например, писец может обсуждать сумму, используя шифр «стандартной гематрии», но может намереваться проверить сумму с помощью другого секретного шифра. [ нужна ссылка ]
|
|
|
Математическая формула для нахождения соответствующего номера буквы в неправильном гадоле : [ нужна ссылка ]
где x — позиция буквы в индексе букв языка (регулярный порядок букв), пола и модуля используются функции .
гласные
[ редактировать ]Значение еврейских гласных обычно не подсчитывается, но некоторые менее известные методы также включают гласные. Наиболее распространенные значения гласных следующие ( менее распространенное альтернативное значение, основанное на сумме цифр в скобках указано ):
|
|
|
Иногда названия гласных пишутся по буквам и рассчитывается их гематрия стандартными методами. [38]
Другие методы
[ редактировать ]Существует много различных методов, используемых для расчета числового значения отдельных ивритских/арамейских слов, фраз или целых предложений. Гематрия — это 29-е из 32 герменевтических правил, одобренных раввинами Талмуда для обоснованного агадического толкования Торы. [39] Более продвинутые методы обычно используются для наиболее значимых библейских стихов, молитв , имен Бога и т. д. К этим методам относятся: [40]
- Mispar hechrachi (абсолютное значение) является стандартным методом. Он присваивает значения 1–9, 10–90, 100–400 22 буквам иврита по порядку. Иногда его также называют миспар ха-паним (лицевой номер), в отличие от более сложного миспар ха-акхор (задний номер).
- Миспар гадол (большое значение) считает конечные формы (софит) еврейских букв как продолжение числовой последовательности алфавита, причем последним буквам присваиваются значения от 500 до 900. Название миспар гадол иногда используется для другого метода. , Отийот бе Милуи .
- То же имя, mispar gadol , также используется для другого метода, который записывает имя каждой буквы и добавляет стандартные значения результирующей строки. Например, буква алеф пишется алеф ламед пе , что придает ей значение .
- Mispar katan (маленькое значение) вычисляет значение каждой буквы, но отсекает все нули. Его также иногда называют миспар меугаль .
- Миспар сидури (порядковый номер), где каждой из 22 букв присвоено значение от 1 до 22.
- Misparbone'eh (строительная ценность, также revu'a , квадрат [41] ) рассчитывается путем обхода каждой буквы от начала до конца, прибавляя к промежуточной сумме значение всех предыдущих букв и значение текущей буквы. Следовательно, значение слова ахад (один) равно .
- Mispar kidmi (предыдущее значение) использует каждую букву как сумму всех предшествующих ей стандартных буквенных значений гематрии. Следовательно, значение алефа равно 1, значение ставки — 1+2=3, значение гимела — 1+2+3=6 и т. д. Оно также известно как миспар-мешулаш (треугольное или тройное число).
- Миспар п'рати вычисляет значение каждой буквы как квадрат ее стандартного значения гематрии. Следовательно, значение алефа составляет 1 × 1 = 1, значение ставки — 2 × 2 = 4, значение гимела — 3 × 3 = 9 и т. д. Это также известно как миспар ха-мерубах ха-прати .
- Миспар ха-мерубах ха-клали — это квадрат стандартного абсолютного значения каждого слова.
- Mispar meshulash вычисляет значение каждой буквы как куб их стандартного значения. Этот же термин чаще используется для обозначения неправильного кидми .
- Миспар ха-акхор . Значение каждой буквы равно ее стандартному значению, умноженному на положение буквы в слове или фразе в порядке возрастания или убывания. Этот метод особенно интересен, поскольку результат чувствителен к порядку букв. Его также иногда называют миспар-мешулаш (треугольное число).
- Миспар миспари описывает стандартные значения каждой буквы по их еврейским именам («ахад» (один) — это и т. д.), а затем складывает стандартные значения полученной строки.
- Отийот бе-милуи («заполненные буквы», также известные как миспар гадол или миспар шеми ) использует значение каждой буквы, равное значению ее имени. [42] Например, значение буквы алеф равно , ставка и т. д. Иногда одна и та же операция применяется рекурсивно два или более раз. В варианте, известном как отийот пнимиет (внутренние буквы), начальная буква в написанном имени опускается, таким образом, значение алефа становится 30+80=110.
- Mispar ne'elam (скрытое число) записывает название каждой буквы без самой буквы (например, «leph» вместо алефа ) и складывает значение полученной строки.
- Mispar katan mispari (целое приведенное значение) используется, когда общее числовое значение слова сокращается до одной цифры. Если сумма значения превышает 9, целочисленные значения суммы повторно складываются для получения однозначного числа. Одно и то же значение будет получено независимо от того, подсчитываются ли методы, описанные выше, абсолютные значения, порядковые значения или приведенные значения. Например, значение слова эмет (истина — אֶמֶת) — алеф + мем + тав : , Эмит – Эмит есть , излучать - излучать - излучать - это , и т. д
- Миспар Мусафи добавляет количество букв в слове или фразе к их гематрии.
- Колель – это количество слов, которое часто добавляется к гематрии. В случае одного слова стандартное значение увеличивается на единицу.
Связанные преобразования
[ редактировать ]В более широкую тему гематрии включены различные преобразования алфавита, при которых одна буква заменяется другой по логической схеме:
- Атбаш заменяет каждую букву в слове или фразе на противоположные буквы. Противоположные буквы определяются путем замены первой буквы еврейского алфавита ( алеф ) на последнюю букву ( тав ), вторую букву ( бет ) на предпоследнюю ( шин ) и т. д. Результат можно интерпретировать как секретное послание. или рассчитывается стандартными гематрическими методами. Несколько примеров атбаша можно найти уже в еврейской Библии . Например, см. Иеремия 25:26 и 51:41 с Таргумом и Раши , в которых имя ששך («Шешек»), как полагают, представляет בבל ( Вавилон ). [1]
- Альбам – алфавит разделен пополам, по одиннадцать букв в каждой секции. Первая буква первой серии заменяется первой буквой второй серии, вторая буква первой серии — на вторую букву второй серии и так далее.
- Ачби делит алфавит на две равные группы по 11 букв. Внутри каждой группы первая буква заменяется последней, вторая — 10-й и т. д.
- Аяк бакар заменяет каждую букву другой, значение которой в 10 раз больше. Последние буквы обычно обозначают числа от 500 до 900. Тысячи сокращаются до единиц (1000 становится 1, 2000 становится 2 и т. д.).
- Офаним заменяет каждую букву последней буквой своего имени (например, пе вместо алефа ).
- Акхас бета делит алфавит на три группы по 7, 7 и 8 букв. Каждая буква циклически заменяется соответствующей буквой следующей группы. Буква Тав остается прежней.
- Авгад заменяет каждую букву следующей. Тав становится алефом . Также используется обратная операция.
Большинство вышеупомянутых методов и шифров перечислены раввином Моше Кордеверо . [43]
Некоторые авторы предоставляют списки из 231 различных замещающих шифров, относящихся к 231 мистическим Вратам Сефер Йецира . [44]
В каббалистической литературе используются десятки других, гораздо более совершенных методов, не имеющих конкретных названий. В одной статье журнала Ms. Oxford 1822 перечислено 75 различных форм гематрии. [45] Некоторые известные методы являются рекурсивными по своей природе и напоминают теорию графов или широко используют комбинаторику . Раввин Элазар Рокич (родился около 1176 г. - умер в 1238 г.) часто использовал умножение вместо сложения в вышеупомянутых методах. Например, если написать буквы слова и затем умножить квадраты значений каждой буквы в полученной строке, получится очень большое число, порядка триллионов . Процесс правописания можно применять рекурсивно, пока не будет найден определенный шаблон (например, все буквы слова « Талмуд »); Затем вычисляется гематрия полученной строки. Тот же автор также использовал суммы всех возможных уникальных буквенных комбинаций, которые в сумме составляют значение данной буквы. Например, буква Hei , имеющая стандартное значение 5, может быть получена путем объединения , , , , , или , что в сумме составляет . Иногда сочетания повторяющихся букв не допускаются (например, действительно, но нет). Исходную букву также можно рассматривать как допустимую комбинацию. [44]
Варианты написания некоторых букв можно использовать для создания наборов разных чисел, которые можно складывать или анализировать отдельно. Множество различных сложных формальных систем и рекурсивных алгоритмов, основанных на графоподобном структурном анализе названий букв и их отношений друг к другу, модульной арифметике , поиске по образцу и других высокоразвитых методах, можно найти в «Сефер ха-Малхут» раввина. Давид ха-Леви из долины Драа , испано-марокканский каббалист XV–XVI веков. [38] Методы раввина Давида ха-Леви также учитывают числовые значения и другие свойства гласных .
Каббалистическая астрология использует некоторые специфические методы для определения астрологических влияний на конкретного человека. Согласно одному методу, гематрия имени человека добавляется к гематрии имени его или ее матери; затем результат делится на 7 и 12. Остатки обозначают конкретную планету и знак Зодиака. [46]
Транслитерированный иврит
[ редактировать ]Исторически герметические и эзотерические группы XIX и XX веков в Великобритании и Франции использовали транслитерированный еврейский шифр с латинским алфавитом. В частности, транслитерированному шифру обучали членов Герметического Ордена Золотой Зари . В 1887 году С.Л. МакГрегор Мазерс , который был одним из основателей ордена, опубликовал транслитерированный шифр в книге «Каббала, раскрытая в таблице Мазерса» . [47] [48]
ТАБЛИЦА ЕВРЕЙСКИХ И ХАЛДЕЙСКИХ БУКВ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Число | Звук или мощность | иврит и Халдейские буквы |
Числовые значения | Римский персонаж по который выразил |
Имена | Значение имен | |||
1. | а (тихое дыхание). | А | 1. | (Тысячи обозначается буква большего размера; таким образом, Алеф больше, чем остальная часть лет- среди что это такое, означает не 1, но 1000.) |
А. | Алеф. | Ох. | ||
2. | б, бх(в) . | на | 2. | Б. | Бет. | Дом. | |||
3. | г (жесткий), гх . | третий | 3. | Г. | Гимел. | Верблюд. | |||
4. | d, dh (плоский й ). | д | 4. | Д. | Далет. | Дверь. | |||
5. | ч (грубое дыхание). | тот | 5. | ЧАС. | Он. | Окно. | |||
6. | v, u, o . | и | 6. | V. | Ух ты. | Колышек, гвоздь. | |||
7. | з, дз . | Г | 7. | С. | Зейн. | Оружие, меч. | |||
8. | ч (гортанный). | ЧАС | 8. | Ч. | Чет. | Ограждение, забор. | |||
9. | т (сильный). | девятый | 9. | Т. | Горячий. | Змей. | |||
10. | я, й (как в да ). | Дж | 10. | Я. | Йод. | Рука. | |||
11. | k, kh . | о | Финал = | с | 20. | Финал = 500 | К. | Капф. | Ладонь руки. |
12. | л . | к | 30. | Л. | Ламед. | Бычье стрекало. | |||
13. | м . | от | Финал = | М | 40. | Финал = 600 | М. | Память | Вода. |
14. | н . | Н | Финал = | Н | 50. | Финал = 700 | Н. | Монахиня. | Рыба. |
15. | с . | С | 60. | С. | Самех. | Опора, поддержка. | |||
16. | О, аа, нг (хорошо.). | П | 70. | ТЕМ. | Айн. | Глаз. | |||
17. | п, тел . | П | Финал = | ж | 80. | Финал = 800 | П. | На. | Рот. |
18. | ц, ц, дж . | С | Финал = | С | 90. | Финал = 900 | Т З. | Цадди. | Рыболовный крючок. |
19. | q, qh (кит.). | К | 100. | (Финал не всегда считается как несущий в- смятые цифры- Калибровочное значение.) |
К. | Коф. | Задняя часть головы. | ||
20. | р . | Р | 200. | Р. | Реш. | Голова. | |||
21. | ш, п . | что | 300. | Ш. | Шин. | Зуб. | |||
22. | й, т . | А | 400. | Т Х. | Да. | Знак креста. |
Будучи бывшим членом Золотой Зари, Алистер Кроули широко использовал транслитерированный шифр в своих трудах. [49] для двух его магических орденов A∴A∴ [50] и Орден Восточного Храма (ОТО). [51] Многие другие оккультные авторы, принадлежащие к различным эзотерическим группам, либо упоминали этот шифр, либо публиковали его в своих книгах, в том числе Пол Фостер «Дело строителей святилища» (БОТА). [52]
Использование в несемитских языках
[ редактировать ]Греческий
[ редактировать ]Согласно Аристотелю (384–322 гг. до н. э.), изопсефия , ранняя милетская система, использующая греческий алфавит, была частью пифагорейской традиции , зародившейся в VI веке до н. э. [12]
Платон дискуссию (ок. 427–347 до н.э.) предлагает в «Кратиле» , включающую взгляд на слова и имена как на относящиеся (более или менее точно) к «сущностной природе». [53] человека или объекта и что эта точка зрения могла повлиять на изопсефию и является центральной в ней. [54] [55]
Образец граффити в Помпеях (разрушенный вулканическим пеплом в 79 г. н. э.) гласит: «Я люблю девушку, которую зовут фи му эпсилон (545 г.)». [56]
Другие примеры использования в греческом языке взяты в основном из христианской литературы. Дэвис и Эллисон заявляют, что, в отличие от раввинских источников, изопсефия всегда явно указывается как используемая. [57]
латинский
[ редактировать ]В эпоху Возрождения были разработаны системы гематрии для классического латинского алфавита . Существовало несколько их разновидностей, которые были популярны в Европе. [58] [59]
В 1525 году Кристоф Рудольф включил классическую латинскую гематрию в свою работу «Проворные и красивые вычисления» с помощью хитрых правил алгебры, [которые] так часто называют «косс» :
A=1 B=2 C=3 D=4 E=5 F=6 G=7 H=8 I=9 K=10 L=11 M=12
N=13 O=14 P=15 Q=16 R=17 S=18 T=19 U=20 W=21 X=22 Y=23 Z=24[58]
В начале Апокалипсиса в «Апокалипсине» (1532 г.) немецкий монах Михаэль Штифель (также известный как Штейфель) описывает алфавиты естественного порядка и тригональных чисел, утверждая, что изобрел последний. Он использовал тригональный алфавит для интерпретации пророчества в Библейской Книге Откровения и предсказал конец света в 8 часов утра 19 октября 1533 года. Официальная лютеранская реакция на пророчество Штейфеля показывает, что такого рода деятельность не приветствовалась. Вера во власть чисел была неприемлема в реформаторских кругах, а гематрия не была частью программы реформации. [58] : 44, 60 [60]
Аналог греческой системы изопсефии с использованием латинского алфавита появился в 1583 году в произведениях французского поэта Этьена Табуро . Этот шифр и его вариации были опубликованы или упомянуты в главном труде итальянца Пьетро Бонго Numerorum Mysteria, а также в работе 1651 года Георга Филиппа Харсдёрфера и Афанасия Кирхера в 1665 году, а также в томе «Каббалологии» 1683 года Иоганна Хеннинга, где его просто называли алфавитом 1683 года . Он был упомянут в работе Иоганна Кристофа Мэннлинга Европейский Геликон или Гора Муз в 1707 году назвал его Alphabetum Cabbalisticum Vulgare в Die verliebte und galante Welt. в 1704 году, а Кристиан Фридрих Хунольд Его использовал Лео . Толстой в своем произведении 1865 года « Война и мир» отождествил Наполеона с числом Зверя . [58] [60]
Английский
[ редактировать ]Английская Каббала относится к нескольким различным системам. [61] : 24–25 мистицизма , связанного с герметической каббалой , которая интерпретирует буквы английского алфавита через заданный набор нумерологических значений. [62] [63] : 269 Первую систему английской гематрии использовал поэт Джон Скелтон в 1523 году в стихотворении «Лавровая гирлянда». [64]
Код Агриппы использовался как на английском, так и на латыни. Он был определен Генрихом Корнелиусом Агриппой в 1532 году в его работе De Occulta Philosopha . Агриппа основал свою систему на порядке классического латинского алфавита, используя ранжированную оценку, как в изопсефии , добавив четыре дополнительные буквы, использовавшиеся в то время после Z, включая J (600) и U (700), которые все еще считались вариантами букв. . [65] Агриппа был наставником валлийского фокусника Джона Ди . [66] который ссылается на код Агриппы в теореме XVI своей книги 1564 года Monas Hieroglyphica . [67]
После смерти Алистера Кроули (1875–1947) ряд людей предлагали числовые соответствия английской гематрии, чтобы достичь более глубокого понимания « Книги Закона » Кроули (1904). Одна из таких систем, английская Каббала , была открыта английским фокусником Джеймсом Лизом 26 ноября 1976 года. [68] Основание магического ордена Лиза ( O∴A∴A∴ ) в 1974 году и открытие им EQ описаны в Все это и книга» . книге Кэт Томпсон « [69]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Соломон Шехтер ; Каспар Левиас (1901–1906). «ГЕМАМРИЯ» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- ^ Бытие Раба 95:3. Земля Израиля, V век. Перепечатано, например, в Мидраше Раба: Бытие. Перевод Х. Фридмана и Мориса Саймона. Том II , Лондон: The Soncino Press, 1983. ISBN 0-900689-38-2 .
- ^ Второзаконие Раба 1:25. Земля Израиля, V век. Перепечатано, например, в Мидраше Раба: Левит. Перевод Х. Фридмана и Мориса Саймона. Том VII , Лондон: The Soncino Press, 1983. ISBN 0-900689-38-2 .
- ^ Вавилонский Талмуд, трактат Синедрион 38а, см. Цукермана, Гилада (2006), « Этимифологическое иное » и сила «лексической инженерии» в иудаизме, исламе и христианстве. Социально-фило(соф)ологическая перспектива», Исследования по социологии языка и религии , под редакцией Топе Омонийи и Джошуа А. Фишмана , Амстердам: Джон Бенджаминс, стр. 237–258.
- ^ ЛИБЕРМАН, Стивен (1987). «Месопотамская подоплека так называемых агадических «мер» библейской герменевтики?». Ежегодник Еврейского союзного колледжа . 58 : 157–225. JSTOR 23508256 .
- ^ «Синедрион 22а» . Архивировано из оригинала 31 октября 2022 г. Проверено 9 мая 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кляйн, RC (2014). Лашон Хакодеш: История, святость и иврит: лингвистическое путешествие из Эдема в Израиль . Мозаика Пресс. п. 158. ИСБН 978-1-937887-36-0 .
- ^ «гематрия» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство в участвующей организации .) Оксфордский словарь английского языка
- ^ Дэниел Лакенбилл, Древние записи Ассирии и Вавилонии , том. 2, University of Chicago Press, 1927, стр. 43, 65.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хэлси, В., изд. (1967). «Числа и системы счисления». Энциклопедия Кольера .
- ^ Джеффри, Л. (1961). Местные письменности архаической Греции . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Асеведо, Дж. (2020). Буквенно-цифровая космология с греческого на арабский: идея стоихии в средневековом Средиземноморье . Германия: Мор Зибек. п. 50. ISBN 978-3-16-159245-4 .
- ^ Ридвег, Кристоф (2005) [2002], Пифагор: его жизнь, учения и влияние , Итака, Нью-Йорк: издательство Корнельского университета, ISBN 978-0-8014-7452-1
- ^ Розенсток, Б. (2017). Трансфинитная жизнь: Оскар Гольдберг и виталистское воображение . Издательство Университета Индианы. п. 61. ИСБН 978-0-253-02997-3 .
- ^ Кнох л, Израиль л. «Оригинальная версия священнического рассказа о сотворении мира и религиозное значение числа восемь в Библии» . Проверено 18 сентября 2019 г.
- ^ Кноль, Израиль (2012). «Сакральная архитектура: числовые измерения библейской поэзии» Ветус Заветум 62 (#2): 189–19 7. дои : 10,1163/156853312x629199 . ISSN 0042-4935 .
- ^ Гуровиц, Виктор (2012). «Пословицы: Введение и комментарий». Микра ле-Исраэль . 1–2 .
- ^ Либерман, Стивен (1987). «Месопотамская подоплека так называемых агадических «мер» библейской герменевтики?». Ежегодник Еврейского союзного колледжа : 157–225.
- ^ Дэвис, Филип Р. (2001). «Еврейский библейский канон в культурной перспективе» . В Макдональде Ли Мартин; Сандерс, Джеймс А. (ред.). Канонические дебаты . Бейкер Академик. п. ПТ66. ISBN 978-1-4412-4163-4 .
Вместе со многими другими учеными я прихожу к выводу, что составление канонического списка почти наверняка было достижением династии Хасмонеев.
- ^ McDonald & Sanders, The Canon Debate , 2002, стр. 5, цитируются книги Нойснера «Иудаизм и христианство в эпоху Константина» , стр. 128–145, и «Мидраш в контексте: экзегеза в формирующемся иудаизме» , стр. 1–22.
- ↑ Изобретение запрета на устное написание Торы. Архивировано 13 января 2022 г. в Wayback Machine , Яир Фюрстенберг, AJS Review, отправлено в 2022 г.
- ^ Цахи Вайс, Сефер Йезира и его контекст, Пенсильвания, 2018, 26–28.
- ^ «Иезекииль 47 / Еврейско-английская Библия / Мехон-Мамре» . mechon-mamre.org . Проверено 22 августа 2022 г.
- ^ Ричард Бокэм, «153 рыбы и единство четвертого Евангелия», Neotestamentica 2002.
- ^ Марк Кили, «Еще три истории о рыбах (Иоанна 21:11)», Журнал библейской литературы, 2008 г.
- ^ Джордж Брук. Свитки Мертвого моря и Новый Завет. Крепость Пресс 2005, стр. 286-97.
- ^ Крейг Кестер, Откровение: новый перевод с введением и комментариями , издательство Йельского университета, 2014, стр. 598
- ^ Боднер и Строун, «Соломон и 666 (Откровение 13.18)», Исследования Нового Завета (2020), стр. 299–312.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Этот и ряд других примеров появления гематрии приведены у Д.С. Рассела. «Обратный отсчет: арифметика и анаграмма в ранней библейской интерпретации». Разоблачительные времена 1993.
- ^ Цахи Вайс, Сефер Йезира и его контекст, Пенсильвания, 2018, 21–26, 28.
- ^ Цахи Вайс, Сефер Йезира и его контекст, Пенсильвания, 2018, 28–29.
- ^ Гидеон Бохак. Греко-еврейская гематрия в 3 Варухе и в Откровении. Журнал изучения псевдоэпиграфов 1990.
- ^ Трагман (5 мая 2013 г.). «Малые суда» . Ор Хадаш . Проверено 22 августа 2022 г.
- ^ Приведенный текст Йома 20а взят из перевода Уильяма Дэвидсона.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шах и Халим (ред.), Оксфордский справочник по изучению Корана , Oxford University Press, 2020, стр. 581, 587–88.
- ^ Катя Зиннерманн, Духовные целители в современной Сирии: профессиональный имидж и самооценка - знания и практика , Ханс Шилер, 2006, с. 371. Архивировано 31 октября 2022 г. в Wayback Machine .
- ^ Кравел-Тови и Д. Мур, Подведение итогов: культуры перечисления в современной еврейской жизни, Современный еврейский опыт (Indiana University Press, 2016), 32, 71; Холт, Культура и политика в Индонезии (Equinox Publishing, 2007), 81; Лесли и Янг, Пути к азиатским медицинским знаниям, Сравнительные исследования систем здравоохранения и медицинской помощи (Беркли: University of California Press, 1992), 261.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сефер ха-Малхут, «Сифрей Хаим», Иерусалим, 2008 г.
- ^ Пессен, Сара (2013). Путеводитель для читателей по иудаизму . Нью-Йорк: Рутледж. п. 457. ИСБН 978-1-57958-139-8 .
- ↑ Моше Кордоверо , Pardes Rimmonim. Архивировано 26 декабря 2019 г. в Wayback Machine.
- ^ Toras Menachem – Tiferes Levi Yitzchok Vol. I – Bereshis, p. 2, fn. 7
- ^ написание названия числа взято из Талмуда
- ^ Моше Кордеверо, Сефер Пардес ха-Римоним , Ворота писем
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Элазар Рокич, Сефер ха-Шем
- ^ Энциклопедия иудаики Том. 7 , 2007, с. 426
- ↑ Комментарий к Сефер Йецира , приписываемый Саадиа Гаону , 6:4; Раввин Арье Каплан, Сефер Йецира, "WeiserBooks", Бостон, 1997, стр. 220–221.
- ^ Мазерс, С. Л. МакГрегор (1887). Каббала раскрыта . Лондон: Редвей. п. 3.
- ^ Весткотт, В. Винн (1890). Числа . Лондон: Теософское издательское общество. п. 37.
- ^ См., например, Кроули, Алистер (1977). «Сефер Сефирот». 777 и другие каббалистические сочинения Алистера Кроули . Мэн: Сэмюэл Вайзер, INC. с. Предисловие. ISBN 0-87728-670-1 .
- ^ Чертон, Тобиас (2011). Алистер Кроули: Биография, духовный революционер, романтический исследователь, оккультный мастер и шпион . Лондон: Издательство Уоткинс. стр. 47, 217. ISBN. 978-1-78028-012-7 .
- ^ Дюкетт, Лон Майло (2001). «Куриная каббала» раввина Ламеда Бен Клиффорда . Йорк, Мэн: Weiser Books. п. 404. ИСБН 978-1-57863-215-2 .
- ^ Фортуна, Дион (1935). Мистическая Каббала . Лондон: Williams and Norgate Ltd., с. Вперед.
- ^ «Электронная книга Платона «Проект Гутенберга о Кратиле»» . www.gutenberg.org . 27 апреля 2022 г. . Проверено 6 августа 2023 г.
- ^ Марк Хиршман, Теология и экзегеза в мидрашической литературе , у Джона Уитмена, Интерпретация и аллегория: от древности до современного периода . Брилл, 2003. стр. 113–114.
- ^ Джон Мичелл, Размеры рая: сакральная геометрия, древняя наука и Небесный порядок на Земле , 2008. стр. 59–65 и далее.
- ^ Адела Ярбро Коллинз, Космология и эсхатология в еврейском и христианском апокалиптике , Brill 2000, стр. 116.
- ^ * Дэвис, Уильям Дэвид; Эллисон, Дейл К. (2004). Критический и экзегетический комментарий к Евангелию от Матфея . Международная издательская группа «Континуум». п. 164. [ ISBN отсутствует ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Татлоу, Рут. Бах и загадка цифрового алфавита . Издательство Кембриджского университета, 1991. стр. 130-133. ISBN 0-521-36191-5
- ^ Рэмси, Дэвид (1997). «Бах и нумерология: «сухая математическая чушь»?» . Литература и эстетика . 7 : 157–161 . Проверено 5 июня 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дадли, Андервуд. Нумерология, или Что сделал Пифагор . Издательство Кембриджского университета, 1997. ISBN 0-88385-524-0
- ^ Нема (1995). Магия Маат: Руководство по самоинициации . Йорк-Бич, Мэн: Вайзер. ISBN 0-87728-827-5 .
- ^ Халс, Дэвид Аллен (2000). Западные тайны: энциклопедический путеводитель по священным языкам и магическим системам мира . Публикации Ллевеллина. ISBN 1-56718-429-4 .
- ^ Рабинович, Шелли; Льюис, Джеймс (2004). Энциклопедия современного колдовства и неоязычества . Цитадель Пресс. ISBN 0-8065-2407-3 .
- ^ Уокер, Джулия. Зеркала М. Медузы: Спенсер, Шекспир, Мильтон и метаморфоза женского «я» , стр. 33–42 University of Delaware Press, 1998. ISBN 0-87413-625-3
- ^ Агриппа фон Неттесхайм, Генрих Корнелиус (1993). Тайсон, Дональд (ред.). Три книги оккультной философии . Перевод Джеймса Фрика. Публикации Ллевеллина. стр. Книга II, гл. 22. ISBN 978-0-87542-832-1 .
- ^ Мостофизаде, Камбиз (2012). Магия как наука и религия: Джон Ди и Генрих Корнелиус Агриппа в мягкой обложке . Микадзуки.
- ^ Ди, Джон (1975). Иероглифическая Монада . Перевод Дж. В. Гамильтона-Джонса. Книги Вайзера. ISBN 1-57863-203-Х .
- ^ Томпсон, Кэт (2016). «Предварительные сведения». Магический язык Книги Закона: английский учебник Каббалы . Хадин Пресс Лимитед. ISBN 978-1-907881-68-8 .
- ^ Томпсон, Кэт (2018). Все это и книга . Хадин Пресс Лимитед. ISBN 978-1-907881-78-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Клоусон, Кэлвин К. (1999). Математические загадки: красота и магия чисел . Основные книги. ISBN 978-0-7382-0259-4 .
- Меннингер, Карл (1969). Числовые слова и числовые символы: культурная история чисел . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN 978-0-262-13040-0 .