Орнитомантия
Часть серии о |
Антропология религии |
---|
![]() |
Социальная и культурная антропология |
Орнитомантия (современный термин от греческого ornis «птица» и manteia «гадание»; на древнегреческом : οἰωνίζομαι «получать предзнаменования по полету и крикам птиц») — это практика чтения предзнаменований по действиям птиц, которой следовали во многих древних культурах, включая греков используемому и эквивалентно предсказанию , древними римлянами .
Орнитомантия в той или иной форме была обнаружена во всем мире среди самых разных доиндустриальных народов. [1]
Средиземноморские события
[ редактировать ]Пророчества с помощью птиц появились у хеттов в Анатолии, а тексты о птичьих оракулах, написанные на хеттском языке, известны с 13 или 14 веков до нашей эры. [2] и от кого может произойти греческая практика. [3] Он также был знаком этрускам , которые, возможно, привезли его в Рим. [4]
Греческие доказательства
[ редактировать ]Орнитомантия восходит к ранним греческим временам, появляясь на архаических вазах, а также у Гесиода и Гомера : [5] один примечательный пример из последнего встречается в «Одиссее» , когда трижды появляется орел, летящий вправо, с мертвым голубем в когтях, предзнаменование, интерпретируемое как приход Одиссея и смерть женихов его жены . Эсхил утверждает, что Прометей принес человечеству орнитомантию, указав среди птиц «тех, которые по своей природе благоприятны, и тех, которые / зловещи». [6]
Орнитомантия может быть спонтанной или результатом формальной консультации: [7] провидец смотрел на север, а птицы справа от них — восток, направление восхода солнца — считались благоприятными (обратное верно для римского авгура, который, напротив, смотрел на юг ). [8] Хотя изучались в основном полеты и пение птиц, любое действие можно было истолковать либо как предсказание будущего, либо как сообщение от богов.
Римская практика
[ редактировать ]Приметы от наблюдения за полетом птиц римляне воспринимали со всей серьезностью. Практика орнитомантии, проводимая жрецами, называемыми авгурами, была ветвью римской национальной религии, существовавшей еще до основания города, и у которого была собственная жреческая коллегия, которая контролировала ее практику. [9]
Слово «инаугурация» происходит от латинского существительного inauguratio, происходящего от глагола inaugurare, который должен был «снимать предзнаменования у летящих птиц». Поскольку римские авгуры преимущественно смотрели на птиц в поисках предзнаменований, их также называли ауспексами («наблюдатели за птицами», множественное число ауспиций ), однако они также интерпретировали гром, молнию, поведение некоторых животных и странные события. Фраза «под покровительством » происходит от потребности в благоприятном прочтении предзнаменований авгурами. [10] [11]
Культурное эхо
[ редактировать ]- Льюис Намье начал свое просопографическое исследование политики в Англии восемнадцатого века цитатой из Эсхила об орнитомантии: «Я приложил все усилия, чтобы определить полет птиц с кривыми когтями, отмечая, какие из них были правыми по природе, а какие левыми, и каковы были их образы жизни, каждый по роду своему». [12]
- Песня -счетчик сорок — фольклорный пережиток орнитомантии. [13]
Другие примеры
[ редактировать ]
Тайвань
[ редактировать ]Тайвоанцы . называют крик ворон «о-а-о-а» pháinn-kiat-tiāu , что означает предзнаменование неудачи, а также может указывать на предстоящее нападение со стороны других коренных общин Охотникам рекомендуется не выходить на охоту, если они услышали такой призыв. скульптуры черных птиц, которые обычно можно увидеть на крышах общественного зала Конг-кай в тайвоанских общинах, таких как Раурон , представляют собой ворон. Считается, что [14]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ А. Мутон, Лувийские идентичности (2013), с. 329-30
- ^ Сакума, Ясухико (2013). «Термины орнитомантии на хеттском языке» (PDF) . Лингвистические статьи Токийского университета . 33 : 219–238. Архивировано из оригинала (PDF) 23 декабря 2015 г. Проверено 23 декабря 2015 г.
- ^ А. Мутон, Лувийские идентичности (2013), с. 335-40
- ^ Л. Коттрелл, Книга пингвинов затерянных миров 2 (1966) стр. 158
- ^ Д. Огден, Спутник греческой религии (2010), с. 151
- ^ Эсхил, Прометей связан (1982), с. 35
- ^ А. Мутон, Лувийские идентичности (2013), с. 336
- ^ Изд. Х. Неттлшипа, Словарь классических древностей (1891), с. 86
- ^ Ингерсолл, Эрнест (1923). Птицы в легендах, баснях и фольклоре . Лонгманс, Грин и Ко, стр. 212–225.
- ^ Митчелл, Джеймс (1908). Значительная этимология . Уильям Блэквуд и сыновья. стр. 16–17.
- ^ Уикли, Эрнест (1921). Этимологический словарь современного английского языка . Лондон: Джон Мюррей. п. 90.
- ^ Л. Р. Намье, Структура политики при воцарении Георга III (Лондон, 1929), с. ii
- ^ Т. Д'Элгин, Книга «Все птицы» (1998), стр. 225
- ^ Мата Тайвань Табу, связанные с рыбной ловлей и охотой народа тайво на реке Намасия: Крик вороны «Файнн-Киат-Тиау»] « . Банк культурной памяти Тайваня . Проверено 31 марта 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Баумбах, Мануэль и Трампедах, Кай (2004). « «Крылатые слова»: поэзия и гадание в «Ойоноскопике» Посидиппа .». В Акоста-Хьюз, Бенджамин; Косметату, Элизабет и Баумбах, Мануэль (ред.). Трудился в листьях папируса: перспективы коллекции эпиграмм, приписываемых Посидиппу (P. Mil. Vogl. VIII 309) . Серия эллинистических исследований 2. Вашингтон, округ Колумбия: Центр эллинистических исследований. ISBN 978-0-674-01105-2 .
- Спенс, Льюис, Энциклопедия оккультизма , Нью-Йорк, издание Carl Publishing Group, 1996. ISBN 0-8065-1401-9
- Мандельбаум, Аллен, Одиссея Гомера , Нью-Йорк, Bantam Classic Edition, 1991. ISBN 0-553-21399-7