Ифа
Ифа или Фа — это система гадания, зародившаяся в Западной Африке . Он берет свое начало в традиционной религии народа йоруба, хотя его также практикуют последователи западноафриканского водена и религий африканской диаспоры, таких как кубинская сантерия .
Согласно учению Ифа, системой гаданий управляет ориша дух Орунмила , который, как полагают, передал ее человечеству. Ифа организована как инициативная традиция, в которой посвященного называют бабалаво или бокɔнɔ . Традиционно это только мужчины, хотя на Кубе и в Мексике были инициированы женщины. Его пророческий литературный корпус состоит из 256 томов (знаков), которые разделены на две категории, первая из которых называется Оджу Оду или главный Оду и состоит из 16 глав. Вторая категория состоит из 240 глав, называемых Amúlù Odù (omoluos), они состоят из комбинации основных Odù. Они используют либо гадальную цепочку, известную как Ọ̀pẹ̀lẹ̀ , либо священную пальму ( Elaeis guineensis ), либо орехи колы , называемые Икин , на деревянном подносе для гадания, называемом Ọpọn Ifá, чтобы математически рассчитать, какой Оду использовать для какой проблемы.
Ифа впервые упоминается среди народа йоруба в Западной Африке. Расширение влияния йоруба на соседние народы привело к распространению ифа, например, среди народа фон, практикующего западноафриканский водун . В результате работорговли в Атлантике порабощенные посвященные Ифа были перевезены в Америку. Там Ифа выжила на Кубе, где она пересеклась с афро-кубинскими религиозными традициями, такими как Сантерия и Абакуа . Растущие транснациональные связи между Африкой и Америкой в 1970-е годы также привели к попыткам западноафриканских бабалаво обучать и инициировать людей в таких странах, как Бразилия и Соединенные Штаты.
Определения
[ редактировать ]В системе существуют региональные различия. В Западной Африке существуют версии этой практики как йоруба, так и фон, последнюю обычно называют Фа. [ 1 ] Система Ифа йоруба считается более трудоёмкой и требует больше жертв, чем система Фа среди Фон. [ 2 ] , где доминирует Фон Поэтому в Уиде , некоторые люди считают йоруба Ифа более мощной, чем их собственная местная система. [ 3 ] Таким образом, некоторые люди, получившие посвящение в Фа в стиле Фон, позже проходят дополнительные церемонии посвящения в Ифа в стиле йоруба. [ 4 ]
Вера
[ редактировать ]Шестнадцатилетний директор Оду | ||||
---|---|---|---|---|
Имя | 1 | 2 | 3 | 4 |
Ранить | я | я | я | я |
Смерть | II | II | II | II |
Восхищение | II | я | я | II |
Отрицательный | я | II | II | я |
Кровать | я | я | II | II |
Дешевый | II | II | я | я |
Немедленно | я | II | II | II |
Еще один | II | II | II | я |
Огунда | я | я | я | II |
Лагуна | II | я | я | я |
Ика | II | я | II | II |
Кабель | II | II | я | II |
Отура | я | II | я | я |
Неверность | я | я | II | я |
Неделя | я | II | я | II |
Рот | II | я | II | я |
Шестнадцатилетний директор Афа-ду (Йеве Воду) | ||||
Имя | 1 | 2 | 3 | 4 |
Использование-Сообщество | я | я | я | я |
Два других | II | II | II | II |
Двойная перспектива | II | я | я | II |
Стена-Два | я | II | II | я |
Двуспальная кровать | я | я | II | II |
Двое мужчин | II | II | я | я |
Кровь-Меджи | я | II | II | II |
Раз-Два | II | II | II | я |
Двадцать два | я | я | я | II |
Оса-Меджи | II | я | я | я |
Палец-Два | II | я | II | II |
Двусторонний | II | II | я | II |
Отура-Меджи | я | II | я | я |
Ирете-Вода | я | я | II | я |
Неделя-вторая | я | II | я | II |
Два горла | II | я | II | я |
Теология
[ редактировать ]В Йорубаленде гадание дает священникам неограниченный доступ к учению Урунмилы. [ 5 ] Среди фон Орунмила известен как Фа. [ 6 ]
Эшу Говорят, что одалживает пепел оракулу во время указания и/или разъяснения совета. Эшу также является тем, кто хранит ключи от гнева (удачи или благословения). [ 7 ] и, таким образом, действует как Олувинни (Кредитор): он может дать гнев или удалить его. [ 8 ] Обряды гадания Ифа предоставляют возможность общения с духовным миром и намерениями своей судьбы . [ 9 ]
Среди Фон именно женский дух Гбаду считается источником силы Фа. [ 10 ] Она считается женой Фа. [ 11 ] Ее присутствие необходимо для новых посвящений. [ 12 ] Считается, что она обеспечивает людям значительную защиту, но ее почитание считается опасным, если человек не посвящен. [ 12 ] Например, считается, что женщин следует держать отдельно от нее, поскольку, если они приблизятся к ней, они могут стать бесплодными или умереть. [ 11 ]
Система
[ редактировать ]Оду Ифа
[ редактировать ]Ифа состоит из 256 двоичных знаков. [ 1 ] Вместо этого термин йоруба odù появляется в Fon как dù . [ 2 ]
В Фоне священные пальмовые орехи называются фадеквин . [ 13 ] «Цепочка предсказаний» на языке йоруба называется òpèlè , а на языке Fon — akplɛ . [ 2 ] Он может состоять из восьми связанных вместе половинок ореха. [ 14 ] То, как оно падает, раскрывает один из 256 возможных признаков. [ 14 ]
Для гадания бабалаво часто садят на циновку. [ 15 ] Прежде чем бросить гадальную цепь, прорицатель может спеть, призывая Фа. [ 14 ] В Фоне поднос для гаданий называется fátɛ . [ 16 ] В Западной Африке качество фата может указывать на финансовый успех бабалаво ; некоторые, у кого небольшая клиентская база, могут использовать только пластиковый или картонный поднос, в то время как те, у кого есть доступ к большим средствам, могут заплатить за тщательно продуманный, специально построенный деревянный fátɛ . [ 17 ]
Другой ритуальный объект известен йоруба как Ϫpá ٪şun , а фон — как fásɛn . [ 18 ] Он состоит из металлического посоха высотой от четырех до пяти футов, увенчанного наверху металлическим диском, а иногда и металлическим петухом. [ 19 ] Когда создается фасан , его омывают особыми листьями и кровью 16 гигантских улиток; эту задачу выполняют женщины, изолированные от взглядов мужчин. [ 20 ] Любых цыплят, приносимых в жертву фасуну, едят только женщины. [ 20 ]
В литературном корпусе Оду Ифа шестнадцать основных книг. В совокупности получается 256 Оду (набор из шестнадцати, каждый из которых имеет шестнадцать альтернатив ⇔ 16). 2 , или 4 4 ), которые, как полагают, относятся ко всем ситуациям, обстоятельствам, действиям и последствиям в жизни на основе бесчисленных ese (или «поэтических руководств») относительно кодирования 256 Odu. Они составляют основу традиционных духовных знаний йоруба и являются основой всех систем гадания йоруба. Пословицы, рассказы и стихи Ифа не записываются. Скорее, они передаются устно от одного бабалаво к другому. Люди йоруба обращаются к Ифа за божественным вмешательством и духовным руководством. [ 21 ]
Знак Посланника Ифа
[ редактировать ]Помимо шестнадцати основных знаков, гадание Ифа включает в себя главный знак, который представляет собой комбинацию Осе и Отура, идущих справа налево (Эсе-Тура).
я | я |
II | II |
я | я |
я | II |
Этот знак необходимо писать каждый раз, когда проводится ритуал: Осе-Тура — посланник и носитель жертвоприношения. Он тесно связан с богом Эшу в системе Ифа. Этот знак Посланника был известен в арабской и латинской средневековой геомантии как Утренняя звезда. [ 22 ]
Бабалавос
[ редактировать ]
называют бабалаво Посвященного в Ифа на языке йоруба , а на языке фон — боконьо . [ 23 ]
Традиционно только гетеросексуальные мужчины могут стать бабалаво . [ 24 ] при этом женщины и гомосексуальные мужчины исключаются. [ 25 ] Однако и на Кубе, и в Соединенных Штатах бабалаво инициировали своих сыновей-открытых геев. [ 26 ] Более того, несмотря на традиционный запрет женщинам брать на себя эту роль, [ 27 ] религиовед Мэри Энн Кларк отметила, что к началу 21 века женщины-практикующие «становились институционализированными в некоторых религиозных общинах» в Соединенных Штатах, где они были известны либо как иялаво (мать тайн), либо как иянифа (мать Ифа). . [ 28 ] Сообщалось также о женщинах-практикующих в Мексике. [ 29 ]

Ограничение на женское посвящение объясняется историей о том, что Орша Орула был в ярости из-за того, что Йемайя, его жена, использовала его волшебную доску табла , и впоследствии решил запретить женщинам когда-либо снова прикасаться к ней. [ 30 ] Среди фон одна традиция утверждает, что женщинам не нужно посвящаться в традиции женского духа Гбаду, жены Фа, потому что в них уже есть сила созидания. [ 11 ] По мнению прорицателей Фона, разделение женщин и Гбаду обеспечивает концептуальное состояние хладнокровия. [ 11 ] Это распространяется и на табу на то, чтобы женщины ели мясо животных, принесенных в жертву Гбаду. [ 10 ]
После того, как человека инициируют как бабалаво, ему дают горшок с различными предметами, в том числе пальмовыми орехами, которые считаются буквальным воплощением Орулы. [ 31 ] Бабалавос приносят подношения Оруле, включая жертвоприношения животных и денежные подарки. [ 32 ] На Кубе Ифа обычно включает в себя отливку освященных пальмовых орехов, чтобы ответить на вопрос. Затем бабалаво интерпретирует послание орехов в зависимости от того, как они упали; В системе Ифа существует 256 возможных конфигураций, которые, как ожидается, бабалаво запомнит. [ 33 ] Люди обращаются к бабалаво в поисках совета, часто по финансовым вопросам, при этом прорицатель обращается к Оруле с помощью установленного метода гадания. [ 34 ] В свою очередь, посетители бабалаво платят им за свои услуги. [ 35 ]
Инициация
[ редактировать ]Инициация в качестве бабалаво требует оплаты инициатору и обычно считается очень дорогой. [ 36 ] В Бенине посвящение Фа обычно занимает меньше недели, тогда как посвящение в культы других водун может занять несколько недель или месяцев. [ 37 ] Различают посвящение, называемое й Фа («получить Фа»), которое часто рассматривается как «первое посвящение» в почитание Фа, которое предлагает его защиту, и священническое посвящение, при котором человек, как говорят, Фазуньи («получить лес Фа»). [ 38 ]
У фонов священный лес Фа называется фазун ; [ 14 ] от обычного леса он отличается измельченными пальмовыми листьями, известными на Фоне как асан , а на йоруба как мариво . [ 19 ] Именно сюда ведут новых посвященных; их будут сопровождать животные для жертвоприношения, существующие посвященные, поющие хвалебные песни, и человек, идущий впереди, несущий фасан . [ 18 ] Для ритуала можно взять с собой фигурку духа Лэгба , призывающую это божество охранять проход посвященных в лес. Ему будут сделаны подношения и будет проведено гадание, чтобы убедиться, что он их принимает. [ 19 ]
В лесу новому посвященному дают съесть орех кола, чтобы привести его к общению с Фа. [ 39 ] Затем все присутствующие могут положить руки вместе на фасан , которому затем можно принести в жертву петуха. [ 40 ] Глаза новичка промывают травяной смесью под названием Гбадосин. [ 41 ] Затем неофиту завязывают глаза, а затем отправляют его в священную рощу Фазун , где ему раскрываются тайные учения Фа. [ 16 ] С помощью гадания определят, под каким из 256 знаков родится их священство. Выбранный знак указывает, на каких духов следует обратить особое внимание и какие табу необходимо соблюдать: [ 23 ] это может включать в себя отказ от определенных продуктов питания, ношение определенных цветов или участие в определенных действиях. [ 42 ] Затем голову посвященного бреют в знак его посвящения, его ритуально омывают и заворачивают в белую ткань. [ 43 ] Далее следует праздник, во время которого в жертву Фа приносят козла, и участники едят его мясо. [ 43 ]
Посвященный может получить небольшой сверток kpɔli , содержащий ингредиенты секты, соответствующие его личному ду . [ 44 ] Они также могут получить небольшой сосуд для хранения пальмовых орехов и небольшой камень кен , чтобы защитить их от колдовства. [ 44 ]
История
[ редактировать ]Западноафриканское происхождение
[ редактировать ]Система 16 принципов имеет свою самую раннюю историю в Западной Африке . У каждой нигеро-конгоязычной этнической группы, практикующей его, есть свои мифы о происхождении; Религия йоруба предполагает, что она была основана Орунмилой в Или-Ифе, когда он инициировал себя, а затем инициировал своих учеников, Акоду и Аседа . Согласно книге «История йоруба от древнейших времен до британского протектората» нигерийского историка Сэмюэля Джонсона и Обадии Джонсона (1921) , именно Аругаба, мать Онибоги, 8-го алаафина Ойо , познакомила Ойо с Ифа. в конце 1400-х гг. Она инициировала Аладо Ато и даровала ему право инициировать других. Аладо, в свою очередь, инициировал священников Ойо, и именно так Ифа оказалась в империи Ойо. [ 45 ]
Ифа возникла среди народа йоруба. [ 4 ] Лингвист Ванде Абимбола утверждал, что Ифа, вероятно, произошла от более простой системы гаданий, дилоггун ; это контрастирует с убеждением некоторых бабалаво , что дилоггун основан на Ифа. [ 46 ]
между Примерно 1727 и 1823 годами королевство Дагомея было вассальным государством доминировали йоруба , что привело к активному религиозному обмену. Империи Ойо , находившейся на востоке, где [ 47 ] В этот период народ фон в Дагомее перенял Ифа, а также культы Оро и Эгунгун от йоруба. [ 47 ] Ифа присутствовала в Дагомее во время правления ее пятого правителя Тегбесу , который правил с 1732 по 1774 год, и прочно обосновалась в королевском дворце во время правления Гезо , которое длилось с 1818 по 1858 год. [ 48 ]
По словам Уильяма Баскома , [ 49 ] «Свидетельством важности Ифа для религиозной системы [йоруба] в целом является тот факт, что наиболее поразительный религиозный синкретизм, возникший в результате контактов с европейцами, можно найти в церкви основанной в Лагосе Иджо Ọ̀rúnmila Adulawọ, в 1934 году. была основана на предпосылке, что учение Ифа представляет собой Библию йоруба». В том же году он был открыт в Порто-Ново (Бенин). [ 50 ] По словам Эрвана Диантеля , [ 51 ] Церковь Ифа по-прежнему активна в 2024 году в Нигерии и Бенине, имея около 2000 последователей в Лагосе, Порто-Ново и Котону.
Из иностранцев, приехавших в Западную Африку для посвящения в Водун, самая большая группа стремилась получить посвящение в Фа. [ 52 ]
Ифа на Кубе
[ редактировать ]На Кубе Ифа стала использоваться в афро-кубинской религии Сантерия . [ 53 ] Там это самая сложная и престижная система гаданий, используемая в религии. [ 54 ] Они тесно связаны между собой, разделяя одну и ту же мифологию и концепцию Вселенной. [ 55 ] Орула или Арунмила занимают видное место в Сантерии. [ 56 ] Тем не менее, на Кубе Ифа также продолжает существовать отдельно от Сантерии. [ 56 ] Многие кубинские бабалаво также являются сантерос , или мужчинами, посвященными в Сантерию. [ 57 ] нередко хотя бабалаво считают себя выше сантерос . [ 58 ] Хотя присутствие бабалаво не требуется для церемоний Сантерии, они часто присутствуют в качестве прорицателей. [ 59 ] Другие кубинские бабалаво были посвященными в общество Абакуа . [ 60 ]
Во время кубинской революции около 200 бабалаво в 1959 году на Кубе действовало ; к 1990-м годам кубинские бабалаво утверждали, что их численность на острове исчисляется десятками тысяч. [ 60 ] В 1980-х годах кубинские бабалаво создали организацию «Ифа вчера», «Ифа сегодня», «Ифа завтра», первое кубинское учреждение, представляющее духовенство афро-кубинской религии. [ 61 ] После распада Советского Союза в 1990-х годах правительство Кубы заявило, что остров вступает в « особый период », когда потребуются новые экономические меры. В рамках этого он выборочно поддерживал афро-кубинские традиции и традиции сантерии, отчасти из-за желания стимулировать туризм; [ 62 ] священники Сантерии, Ифа и Пало принимали участие в спонсируемых правительством турах для иностранцев, желающих приобщиться к таким традициям. [ 63 ]
Ифа в США
[ редактировать ]Кубинские мигранты увезли Ифа в США. Там, в 1960-е годы, небольшая группа бабалаво доминировала на сцене Сантерии в Нью-Йорке. Их доминированию бросили вызов новые кубинские мигранты, прибывшие между 1965 и 1973 годами и которые, хотя и были посвященными сантерос и сантерас , не были бабалаво . [ 64 ] Этномузыколог Мария Тереза Велес отметила, что «возникло два типа домов оча: те, которые все еще полагались на бабалао и не ставили под сомнение какие-либо их прерогативы, и те, которые стали независимыми от бабалао в большинстве своих ритуальных действий». домами часто управляют женщины. [ 65 ]
В 1978 году церемонии Ифа прошли в Майами , штат Флорида , под наблюдением нигерийского брата Ифаеми Элебвубвуна Ависа из Осогбо . В этом ему помогали два кубинских бабалаво , Луис Фернандес-Пелон и Хосе-Мигель Гомес, оба из которых были членами Абакуа. [ 60 ] В 1980-х годах чикагская компания Филип и Васса Ньюмаркет основала Фонд Северной и Латинской Америки Ifa. Отступая от устоявшейся традиции, они предлагали «бескровные» посвящения, приветствовавшие тех, кто не желал приносить в жертву животных. [ 66 ]
Ифа в Бразилии
[ редактировать ]Несмотря на то, что Ифа выжила в кубинской Сантерии, она не осталась частью бразильской религии, которая во многом была обязана традициям йоруба, Кандомбле . [ 67 ] Вместо этого в Кандомбле дилогун является основным методом гадания, используемым его посвященными. [ 68 ] Одним из первых практиковавших Ифа в Бразилии был французский этнограф Пьер Верже , который стал бабалаво в Западной Африке и также участвовал в Кандомбле. [ 69 ]
В результате растущих связей между Бразилией и Нигерией в 1970-х годах в бразильских городах были предприняты различные образовательные усилия, направленные на содействие пониманию культуры йоруба. В их число входил Центр исследований и изучения культуры йоруба, основанный в 1977 году Фернандесом Португалом и привлекший нигерийских учителей для проведения курса преподавания Ифа. [ 70 ] Церемония закрытия состоялась в январе 1978 года, на ней присутствовали 14 студентов, получивших статус омо (сына) Ифа. [ 71 ] Один из этих учеников, посвященный в Кандомбле по имени Хосе Нилтон Вианна Рейс (Тороде де Огун), девять лет спустя стал бабалаво , а в 1984 году начал свой собственный курс преподавания в Ифа. [ 72 ]
Прием
[ редактировать ]В 2008 году ЮНЕСКО включила Ифа в свой список « Шедевров устного и нематериального наследия человечества ». [ 4 ] [ 73 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Лэндри 2019 , с. 25.
- ^ Jump up to: а б с Лэндри 2019 , с. 26.
- ^ Лэндри 2019 , стр. 26, 155.
- ^ Jump up to: а б с Лэндри 2019 , с. 154.
- ^ Лихаду, Э. М. Ифа: Его сила, которая легла в основу религии на Земле йоруба. Адо-Экити: Омолайо Стандарт Пресс, 1898. 1972.
- ^ Лэндри 2019 , с. 101.
- ^ "Асе Ире :: Что такое Асэ Ире?" .
- ^ [1] Архивировано 25 сентября 2015 г., в Wayback Machine.
- ^ Адеко, Аделеке. «Написание» и «ссылка» в гадательных песнопениях Ифа». Устная традиция 25, вып. 2 (2010).
- ^ Jump up to: а б Лэндри 2019 , с. 34.
- ^ Jump up to: а б с д Лэндри 2019 , с. 49.
- ^ Jump up to: а б Лэндри 2019 , с. 38.
- ^ Лэндри 2019 , с. 73.
- ^ Jump up to: а б с д Лэндри 2019 , с. 52.
- ^ Лэндри 2019 , стр. 26, 52.
- ^ Jump up to: а б Лэндри 2019 , с. 79.
- ^ Лэндри 2019 , с. 177.
- ^ Jump up to: а б Лэндри 2019 , с. 68.
- ^ Jump up to: а б с Лэндри 2019 , с. 69.
- ^ Jump up to: а б Лэндри 2019 , с. 176.
- ^ Караде, Баба И. (2020). Справочник религиозных концепций йоруба . Красное Колесо/Вайзер. ISBN 9781578636679 – через Google Scholar.
- ^ Диантей, Э. (2022). Венера, Исса и Лунная Собака, Международный журнал гадания и прогнозирования, 3 (2), 125–170. дои: https://doi.org/10.1163/25899201-12340025
- ^ Jump up to: а б Лэндри 2019 , с. 80.
- ^ Холбраад 2005 , с. 234; Холбраад 2012 , с. 90.
- ^ Перес и Мена 1998 , с. 21; Кларк 2005 , стр. 21–22.
- ^ Перес и Мена 1998 , с. 20.
- ^ Ведель 2004 , с. 157; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 61.
- ^ Кларк 2005 , с. 27.
- ^ Папенфусс 2023 , с. 390.
- ^ Фернандес Элмос и Парависини- Геберт 52–53.
- ^ Холбраад 2012 , стр. 90–91.
- ^ Холбраад 2005 , с. 237–238.
- ^ Ведель 2004 , с. 92; Холбраад 2012 , с. 91.
- ^ Холбраад 2005 , с. 234.
- ^ Холбраад 2005 , стр. 234–235.
- ^ Холбраад 2005 , стр. 235–236.
- ^ Лэндри 2019 , с. 143.
- ^ Лэндри 2019 , с. 180.
- ^ Лэндри 2019 , с. 74.
- ^ Лэндри 2019 , стр. 75–76.
- ^ Лэндри 2019 , стр. 77–78.
- ^ Лэндри 2019 , стр. 142–143.
- ^ Jump up to: а б Лэндри 2019 , с. 81.
- ^ Jump up to: а б Лэндри 2019 , с. 174.
- ^ Джонсон, Сэмюэл (1921). История йоруба с древнейших времен до начала британского протектората . Книжные магазины Нигерии.
- ^ Кларк 2005 , с. 56.
- ^ Jump up to: а б Лэндри 2019 , с. 27.
- ^ Лэндри 2019 , с. 57.
- ^ Баском, Уильям (1969). Ифа – Общение богов и людей в Западной Африке . Индианаполис: Издательство Университета Индианы. п. 12. ISBN 978-0-253-32890-8 .
- ^ де Сюржи, Альберт (июнь 1996 г.). «Церковь Фа в Бенине» . Социальный компас . 43 (2): 210. doi : 10.1177/003776896043002005 . ISSN 0037-7686 .
- ^ Диантейл, Эрван (2024). «Оракул и Храм – От средневековой геомантии до церкви Ифа (Нигерия, Бенин)» . Издания Labor & Fides (на французском языке) . Проверено 28 февраля 2024 г.
- ^ Лэндри 2019 , с. 173.
- ^ Хагедорн 2001 , с. 104; Холбраад 2012 , с. 90.
- ^ Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , стр. 70.
- ^ Холбраад 2005 , с. 233; Холбраад 2012 , с. 90.
- ^ Jump up to: а б Хагедорн 2001 , с. 104.
- ^ Хагедорн 2001 , с. 105; Виртц 2007 , с. ix.
- ^ Холбраад 2005 , стр. 233–234.
- ^ Хагедорн 2001 , стр. 104–105; Холбраад 2012 , с. 90.
- ^ Jump up to: а б с Миллер 2014 , с. 261.
- ^ Велес 2000 , с. 93.
- ^ Хагедорн 2001 , с. 7–8; Каштан 2007 , с. 148; Виртц 2007 , с. 72.
- ^ Хагедорн 2001 , с. 8.
- ^ Велес 2000 , с. 136-137.
- ^ Велес 2000 , с. 137.
- ^ Лэндри 2019 , с. 145.
- ^ Хейс 2007 , с. 303; Капоне 2010 , с. 43.
- ^ Капоне 2010 , с. 43.
- ^ Хейс 2007 , с. 303.
- ^ Капоне 2010 , стр. 239–240.
- ^ Капоне 2010 , с. 240
- ^ Капоне 2010 , стр. 240–241.
- ^ «Система гадания Ифа» . Проверено 5 июля 2017 г.
Источники
[ редактировать ]- Капоне, Стефания (2010). В поисках Африки в Бразилии: сила и традиции в Кандомбле . Перевод Люси Лайалл Грант. Дарем и Лондон: Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-0-8223-4636-4 .
- Кастаньеда, Анджела Н. (2007). «Африканская диаспора в Мексике: Сантерия, туризм и представительства государства». В Теодоре Луи Тросте (ред.). Африканская диаспора и изучение религии . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 131–50. дои : 10.1057/9780230609938_8 . ISBN 978-1403977861 .
- Кларк, Мэри Энн (2005). Где правят мужчины — жены и матери: ритуальные практики Сантерии и их гендерные последствия . Гейнсвилл: Университетское издательство Флориды. ISBN 978-0813028347 .
- Фернандес Элмс, Маргарет; Парависини-Геберт, Элизабет (2011). Креольские религии Карибского бассейна: введение от Водоу и Сантерии к Обиа и спиритизму (второе изд.). Нью-Йорк и Лондон: Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN 978-0-8147-6228-8 .
- Хагедорн, Кэтрин Дж. (2001). Божественные высказывания: исполнение афро-кубинской сантерии . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновские книги. ISBN 978-1560989479 .
- Хейс, Келли Э. (2007). «Черная магия и Академия: Макумба и афро-бразильское «православие» ». История религий . 46 (4): 283–31. JSTOR 10.1086/518811 .
- Холбраад, Мартин (2005). «Расход множественности: деньги в кубинских культах Ифа». Журнал Королевского антропологического института . 11 (2): 231–254. дои : 10.1111/j.1467-9655.2005.00234.x . JSTOR 3804208 .
- Холбраад, Мартин (2012). «Истина вне сомнений: оракулы Ифа в Гаване». HAU: Журнал этнографической теории . 2 (1): 81–109. дои : 10.14318/hau2.1.006 . S2CID 143785826 .
- Лэндри, Тимоти Р. (2019). Водун: Тайна и поиск божественной силы . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0812250749 .
- Миллер, Айвор Л. (2014). «Сообщества Абакуа во Флориде: члены кубинского братства в изгнании». В Аманде Карлсон и Робин Пойнор (ред.). Африка во Флориде: пятьсот лет африканского присутствия в солнечном штате . Университетское издательство Флориды. стр. 249–275. ISBN 978-0813044576 .
- Папенфусс, Мария (2023). «Сантерия в Катемако, Мексика: гибридные (ре)конфигурации религиозного значения и практики» . Междисциплинарный журнал религии и трансформации в современном обществе . 9 : 375–94. дои : 10.30965/23642807-bja10044 .
- Перес и Мена, Андрес И. (1998). «Кубинская Сантерия, Гаитянский Водун, Пуэрто-риканский спиритуализм: мультикультуралистское исследование синкретизма». Журнал научного изучения религии . 37 (1): 15–27. дои : 10.2307/1388026 . JSTOR 1388026 .
- Велес, Мария Тереза (2000). Игра на барабанах для богов: жизнь и времена Фелипе Гарсии Вильямиля Исследования музыки Латинской Америки и Карибского бассейна. Филадельфия: Издательство Университета Темпл. ISBN 978-1566397315 .
- Ведель, Йохан (2004). Исцеление Сантерии: путешествие в афро-кубинский мир божеств, духов и колдовства . Гейнсвилл: Университетское издательство Флориды. ISBN 978-0-8130-2694-7 .
- Вирц, Кристина (2007). Ритуал, дискурс и сообщество в кубинской Сантерии: разговор о священном мире . Гейнсвилл: Университетское издательство Флориды. ISBN 978-0-8130-3064-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Абимбола, «Ванде». 1976. Ифа: Экспозиция литературного корпуса Ифа. Ибадан: Издательство Оксфордского университета, Нигерия. Представитель, Бруклин, Нью-Йорк: Athelia Henrietta Press, 1997.
- Абимбола, «Ванде». 1997. Ифа исправит наш разрушенный мир: мысли о религии и культуре йоруба в Африке и диаспоре. Роксбери, Массачусетс: Цель.
- Он объяснил: «Ванде. 2001. Мешок мудрости: Осун и истоки гадания Ифа. InMurphy и Sanford, 2001. Солнце над водами: богиня йоруба в Африке и Америке. Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 2001, 141–54.
- Главный FAMA Основы религии йоруба (поклонение Ориса) ISBN 0-9714949-0-8 (работы опубликованы самостоятельно через ее компанию)
- FAMA для профессионалов Ifa Справочник главных практиков ISBN 0-9714949-3-2
- Руководитель FAMA Основы религии йоруба (поклонение Ориса) ISBN 0-9714949-6-7
- Фама, вождь (1994). историй об Ифа Шестнадцать мифологических Сан-Бернардино, Калифорния: Orunmila Communications. ISBN 9780964424722 .
- Chief FAMA FAMA'S EDE AWO (Словарь Ориса Йоруба) ISBN 0-9644247-8-9
- Шеф ФАМА « Ритуалы» (новелла) ISBN 0-9644247-7-0
- Аво Фасина Фаладе Ифа: ключ к ее пониманию ISBN 0-9663132-3-2
- Вождь Адедоя Алуко Шестнадцать (16) майор Оду Ифа из Иле-Ифе ISBN 978-37376-6-Х
- Руководитель библиотеки С. Солагбаде Попула, INC Ифа Дида: Том 1 (ЭджиОгбе - Орангун Меджи) , ISBN 978-0-9810013-1-9
- Руководитель библиотеки С. Солагбаде Попула, INC Ифа Дида: Том 2 (Обего Ойеку - Огебо Офун) , ISBN 978-1-926538-12-9
- Шеф С. Солагбаде Попула и Факунле Оесанья Икунле Абиямо - ASE материнства ISBN 978-09810013-0-2
- К. Осамаро Ибие Ифизм, Полное собрание сочинений Орунмилы ISBN 1-890157-05-8
- Уильям Р. Баском: Гадание Ифа: общение между богами и людьми в Западной Африке ISBN 0-253-20638-3
- Уильям Р. Баском: Шестнадцать каури: гадание йоруба от Африки до Нового Света ISBN 0-253-20847-5
- Розенталь Дж. «Одержимость экстазом и закон в овечьем вуду» ISBN 0-8139-1805-7
- Мопуаль, Бернар. «Геомантия Древний Невольничий берег»
- Алапини, Жюльен. Священные орехи. Полное исследование гения мудрости и прорицания Фа-Ахидегуна в Дагомее.
- Доктор Рон Эглаш (1997) Американский антрополог Рекурсия в этноматематике , Теория хаоса в гадании в Западной Африке.
- Bàbálàwó Ifatunwase Энциклопедические трактаты Ифа (Сборник Алафунде) , ISBN 978-0-9810387-04