Jump to content

Ифа

Поднос для гадания, на котором лежат ракушки каури, которые используются для гадания Ифа.

Ифа или Фа — это система гадания, зародившаяся в Западной Африке . Он берет свое начало в традиционной религии народа йоруба, хотя его также практикуют последователи западноафриканского водена и религий африканской диаспоры, таких как кубинская сантерия .

Согласно учению Ифа, системой гаданий управляет ориша дух Орунмила , который, как полагают, передал ее человечеству. Ифа организована как инициативная традиция, в которой посвященного называют бабалаво или бокɔнɔ . Традиционно это только мужчины, хотя на Кубе и в Мексике были инициированы женщины. Его пророческий литературный корпус состоит из 256 томов (знаков), которые разделены на две категории, первая из которых называется Оджу Оду или главный Оду и состоит из 16 глав. Вторая категория состоит из 240 глав, называемых Amúlù Odù (omoluos), они состоят из комбинации основных Odù. Они используют либо гадальную цепочку, известную как Ọ̀pẹ̀lẹ̀ , либо священную пальму ( Elaeis guineensis ), либо орехи колы , называемые Икин , на деревянном подносе для гадания, называемом Ọpọn Ifá, чтобы математически рассчитать, какой Оду использовать для какой проблемы.

Ифа впервые упоминается среди народа йоруба в Западной Африке. Расширение влияния йоруба на соседние народы привело к распространению ифа, например, среди народа фон, практикующего западноафриканский водун . В результате работорговли в Атлантике порабощенные посвященные Ифа были перевезены в Америку. Там Ифа выжила на Кубе, где она пересеклась с афро-кубинскими религиозными традициями, такими как Сантерия и Абакуа . Растущие транснациональные связи между Африкой и Америкой в ​​1970-е годы также привели к попыткам западноафриканских бабалаво обучать и инициировать людей в таких странах, как Бразилия и Соединенные Штаты.

Определения

[ редактировать ]

В системе существуют региональные различия. В Западной Африке существуют версии этой практики как йоруба, так и фон, последнюю обычно называют Фа. [ 1 ] Система Ифа йоруба считается более трудоёмкой и требует больше жертв, чем система Фа среди Фон. [ 2 ] , где доминирует Фон Поэтому в Уиде , некоторые люди считают йоруба Ифа более мощной, чем их собственная местная система. [ 3 ] Таким образом, некоторые люди, получившие посвящение в Фа в стиле Фон, позже проходят дополнительные церемонии посвящения в Ифа в стиле йоруба. [ 4 ]

Шестнадцатилетний директор Оду
Имя 1 2 3 4
Ранить я я я я
Смерть II II II II
Восхищение II я я II
Отрицательный я II II я
Кровать я я II II
Дешевый II II я я
Немедленно я II II II
Еще один II II II я
Огунда я я я II
Лагуна II я я я
Ика II я II II
Кабель II II я II
Отура я II я я
Неверность я я II я
Неделя я II я II
Рот II я II я

Шестнадцатилетний директор Афа-ду
(Йеве Воду)
Имя 1 2 3 4
Использование-Сообщество я я я я
Два других II II II II
Двойная перспектива II я я II
Стена-Два я II II я
Двуспальная кровать я я II II
Двое мужчин II II я я
Кровь-Меджи я II II II
Раз-Два II II II я
Двадцать два я я я II
Оса-Меджи II я я я
Палец-Два II я II II
Двусторонний II II я II
Отура-Меджи я II я я
Ирете-Вода я я II я
Неделя-вторая я II я II
Два горла II я II я

Теология

[ редактировать ]

В Йорубаленде гадание дает священникам неограниченный доступ к учению Урунмилы. [ 5 ] Среди фон Орунмила известен как Фа. [ 6 ]

Эшу Говорят, что одалживает пепел оракулу во время указания и/или разъяснения совета. Эшу также является тем, кто хранит ключи от гнева (удачи или благословения). [ 7 ] и, таким образом, действует как Олувинни (Кредитор): он может дать гнев или удалить его. [ 8 ] Обряды гадания Ифа предоставляют возможность общения с духовным миром и намерениями своей судьбы . [ 9 ]

Среди Фон именно женский дух Гбаду считается источником силы Фа. [ 10 ] Она считается женой Фа. [ 11 ] Ее присутствие необходимо для новых посвящений. [ 12 ] Считается, что она обеспечивает людям значительную защиту, но ее почитание считается опасным, если человек не посвящен. [ 12 ] Например, считается, что женщин следует держать отдельно от нее, поскольку, если они приблизятся к ней, они могут стать бесплодными или умереть. [ 11 ]

Ифа состоит из 256 двоичных знаков. [ 1 ] Вместо этого термин йоруба odù появляется в Fon как . [ 2 ]

В Фоне священные пальмовые орехи называются фадеквин . [ 13 ] «Цепочка предсказаний» на языке йоруба называется òpèlè , а на языке Fon — akplɛ . [ 2 ] Он может состоять из восьми связанных вместе половинок ореха. [ 14 ] То, как оно падает, раскрывает один из 256 возможных признаков. [ 14 ]

Для гадания бабалаво часто садят на циновку. [ 15 ] Прежде чем бросить гадальную цепь, прорицатель может спеть, призывая Фа. [ 14 ] В Фоне поднос для гаданий называется fátɛ . [ 16 ] В Западной Африке качество фата может указывать на финансовый успех бабалаво ; некоторые, у кого небольшая клиентская база, могут использовать только пластиковый или картонный поднос, в то время как те, у кого есть доступ к большим средствам, могут заплатить за тщательно продуманный, специально построенный деревянный fátɛ . [ 17 ]

Другой ритуальный объект известен йоруба как Ϫpá ٪şun , а фон — как fásɛn . [ 18 ] Он состоит из металлического посоха высотой от четырех до пяти футов, увенчанного наверху металлическим диском, а иногда и металлическим петухом. [ 19 ] Когда создается фасан , его омывают особыми листьями и кровью 16 гигантских улиток; эту задачу выполняют женщины, изолированные от взглядов мужчин. [ 20 ] Любых цыплят, приносимых в жертву фасуну, едят только женщины. [ 20 ]

В литературном корпусе Оду Ифа шестнадцать основных книг. В совокупности получается 256 Оду (набор из шестнадцати, каждый из которых имеет шестнадцать альтернатив ⇔ 16). 2 , или 4 4 ), которые, как полагают, относятся ко всем ситуациям, обстоятельствам, действиям и последствиям в жизни на основе бесчисленных ese (или «поэтических руководств») относительно кодирования 256 Odu. Они составляют основу традиционных духовных знаний йоруба и являются основой всех систем гадания йоруба. Пословицы, рассказы и стихи Ифа не записываются. Скорее, они передаются устно от одного бабалаво к другому. Люди йоруба обращаются к Ифа за божественным вмешательством и духовным руководством. [ 21 ]

Знак Посланника Ифа

[ редактировать ]
Церемониальные подношения в Ифа

Помимо шестнадцати основных знаков, гадание Ифа включает в себя главный знак, который представляет собой комбинацию Осе и Отура, идущих справа налево (Эсе-Тура).

Осе-Тура
я я
II II
я я
я II

Этот знак необходимо писать каждый раз, когда проводится ритуал: Осе-Тура — посланник и носитель жертвоприношения. Он тесно связан с богом Эшу в системе Ифа. Этот знак Посланника был известен в арабской и латинской средневековой геомантии как Утренняя звезда. [ 22 ]

Бабалавос

[ редактировать ]
Бабалаво , сфотографированное в Западной Африке.

называют бабалаво Посвященного в Ифа на языке йоруба , а на языке фон — боконьо . [ 23 ]

Традиционно только гетеросексуальные мужчины могут стать бабалаво . [ 24 ] при этом женщины и гомосексуальные мужчины исключаются. [ 25 ] Однако и на Кубе, и в Соединенных Штатах бабалаво инициировали своих сыновей-открытых геев. [ 26 ] Более того, несмотря на традиционный запрет женщинам брать на себя эту роль, [ 27 ] религиовед Мэри Энн Кларк отметила, что к началу 21 века женщины-практикующие «становились институционализированными в некоторых религиозных общинах» в Соединенных Штатах, где они были известны либо как иялаво (мать тайн), либо как иянифа (мать Ифа). . [ 28 ] Сообщалось также о женщинах-практикующих в Мексике. [ 29 ]

Четыре бабалаво, сфотографированные в 2021 году.

Ограничение на женское посвящение объясняется историей о том, что Орша Орула был в ярости из-за того, что Йемайя, его жена, использовала его волшебную доску табла , и впоследствии решил запретить женщинам когда-либо снова прикасаться к ней. [ 30 ] Среди фон одна традиция утверждает, что женщинам не нужно посвящаться в традиции женского духа Гбаду, жены Фа, потому что в них уже есть сила созидания. [ 11 ] По мнению прорицателей Фона, разделение женщин и Гбаду обеспечивает концептуальное состояние хладнокровия. [ 11 ] Это распространяется и на табу на то, чтобы женщины ели мясо животных, принесенных в жертву Гбаду. [ 10 ]

После того, как человека инициируют как бабалаво, ему дают горшок с различными предметами, в том числе пальмовыми орехами, которые считаются буквальным воплощением Орулы. [ 31 ] Бабалавос приносят подношения Оруле, включая жертвоприношения животных и денежные подарки. [ 32 ] На Кубе Ифа обычно включает в себя отливку освященных пальмовых орехов, чтобы ответить на вопрос. Затем бабалаво интерпретирует послание орехов в зависимости от того, как они упали; В системе Ифа существует 256 возможных конфигураций, которые, как ожидается, бабалаво запомнит. [ 33 ] Люди обращаются к бабалаво в поисках совета, часто по финансовым вопросам, при этом прорицатель обращается к Оруле с помощью установленного метода гадания. [ 34 ] В свою очередь, посетители бабалаво платят им за свои услуги. [ 35 ]

Инициация

[ редактировать ]

Инициация в качестве бабалаво требует оплаты инициатору и обычно считается очень дорогой. [ 36 ] В Бенине посвящение Фа обычно занимает меньше недели, тогда как посвящение в культы других водун может занять несколько недель или месяцев. [ 37 ] Различают посвящение, называемое й Фа («получить Фа»), которое часто рассматривается как «первое посвящение» в почитание Фа, которое предлагает его защиту, и священническое посвящение, при котором человек, как говорят, Фазуньи («получить лес Фа»). [ 38 ]

У фонов священный лес Фа называется фазун ; [ 14 ] от обычного леса он отличается измельченными пальмовыми листьями, известными на Фоне как асан , а на йоруба как мариво . [ 19 ] Именно сюда ведут новых посвященных; их будут сопровождать животные для жертвоприношения, существующие посвященные, поющие хвалебные песни, и человек, идущий впереди, несущий фасан . [ 18 ] Для ритуала можно взять с собой фигурку духа Лэгба , призывающую это божество охранять проход посвященных в лес. Ему будут сделаны подношения и будет проведено гадание, чтобы убедиться, что он их принимает. [ 19 ]

В лесу новому посвященному дают съесть орех кола, чтобы привести его к общению с Фа. [ 39 ] Затем все присутствующие могут положить руки вместе на фасан , которому затем можно принести в жертву петуха. [ 40 ] Глаза новичка промывают травяной смесью под названием Гбадосин. [ 41 ] Затем неофиту завязывают глаза, а затем отправляют его в священную рощу Фазун , где ему раскрываются тайные учения Фа. [ 16 ] С помощью гадания определят, под каким из 256 знаков родится их священство. Выбранный знак указывает, на каких духов следует обратить особое внимание и какие табу необходимо соблюдать: [ 23 ] это может включать в себя отказ от определенных продуктов питания, ношение определенных цветов или участие в определенных действиях. [ 42 ] Затем голову посвященного бреют в знак его посвящения, его ритуально омывают и заворачивают в белую ткань. [ 43 ] Далее следует праздник, во время которого в жертву Фа приносят козла, и участники едят его мясо. [ 43 ]

Посвященный может получить небольшой сверток kpɔli , содержащий ингредиенты секты, соответствующие его личному ду . [ 44 ] Они также могут получить небольшой сосуд для хранения пальмовых орехов и небольшой камень кен , чтобы защитить их от колдовства. [ 44 ]

Западноафриканское происхождение

[ редактировать ]

Система 16 принципов имеет свою самую раннюю историю в Западной Африке . У каждой нигеро-конгоязычной этнической группы, практикующей его, есть свои мифы о происхождении; Религия йоруба предполагает, что она была основана Орунмилой в Или-Ифе, когда он инициировал себя, а затем инициировал своих учеников, Акоду и Аседа . Согласно книге «История йоруба от древнейших времен до британского протектората» нигерийского историка Сэмюэля Джонсона и Обадии Джонсона (1921) , именно Аругаба, мать Онибоги, 8-го алаафина Ойо , познакомила Ойо с Ифа. в конце 1400-х гг. Она инициировала Аладо Ато и даровала ему право инициировать других. Аладо, в свою очередь, инициировал священников Ойо, и именно так Ифа оказалась в империи Ойо. [ 45 ]

Ифа возникла среди народа йоруба. [ 4 ] Лингвист Ванде Абимбола утверждал, что Ифа, вероятно, произошла от более простой системы гаданий, дилоггун ; это контрастирует с убеждением некоторых бабалаво , что дилоггун основан на Ифа. [ 46 ]

между Примерно 1727 и 1823 годами королевство Дагомея было вассальным государством доминировали йоруба , что привело к активному религиозному обмену. Империи Ойо , находившейся на востоке, где [ 47 ] В этот период народ фон в Дагомее перенял Ифа, а также культы Оро и Эгунгун от йоруба. [ 47 ] Ифа присутствовала в Дагомее во время правления ее пятого правителя Тегбесу , который правил с 1732 по 1774 год, и прочно обосновалась в королевском дворце во время правления Гезо , которое длилось с 1818 по 1858 год. [ 48 ]

По словам Уильяма Баскома , [ 49 ] «Свидетельством важности Ифа для религиозной системы [йоруба] в целом является тот факт, что наиболее поразительный религиозный синкретизм, возникший в результате контактов с европейцами, можно найти в церкви основанной в Лагосе Иджо Ọ̀rúnmila Adulawọ, в 1934 году. была основана на предпосылке, что учение Ифа представляет собой Библию йоруба». В том же году он был открыт в Порто-Ново (Бенин). [ 50 ] По словам Эрвана Диантеля , [ 51 ] Церковь Ифа по-прежнему активна в 2024 году в Нигерии и Бенине, имея около 2000 последователей в Лагосе, Порто-Ново и Котону.

Из иностранцев, приехавших в Западную Африку для посвящения в Водун, самая большая группа стремилась получить посвящение в Фа. [ 52 ]

Ифа на Кубе

[ редактировать ]

На Кубе Ифа стала использоваться в афро-кубинской религии Сантерия . [ 53 ] Там это самая сложная и престижная система гаданий, используемая в религии. [ 54 ] Они тесно связаны между собой, разделяя одну и ту же мифологию и концепцию Вселенной. [ 55 ] Орула или Арунмила занимают видное место в Сантерии. [ 56 ] Тем не менее, на Кубе Ифа также продолжает существовать отдельно от Сантерии. [ 56 ] Многие кубинские бабалаво также являются сантерос , или мужчинами, посвященными в Сантерию. [ 57 ] нередко хотя бабалаво считают себя выше сантерос . [ 58 ] Хотя присутствие бабалаво не требуется для церемоний Сантерии, они часто присутствуют в качестве прорицателей. [ 59 ] Другие кубинские бабалаво были посвященными в общество Абакуа . [ 60 ]

Во время кубинской революции около 200 бабалаво в 1959 году на Кубе действовало ; к 1990-м годам кубинские бабалаво утверждали, что их численность на острове исчисляется десятками тысяч. [ 60 ] В 1980-х годах кубинские бабалаво создали организацию «Ифа вчера», «Ифа сегодня», «Ифа завтра», первое кубинское учреждение, представляющее духовенство афро-кубинской религии. [ 61 ] После распада Советского Союза в 1990-х годах правительство Кубы заявило, что остров вступает в « особый период », когда потребуются новые экономические меры. В рамках этого он выборочно поддерживал афро-кубинские традиции и традиции сантерии, отчасти из-за желания стимулировать туризм; [ 62 ] священники Сантерии, Ифа и Пало принимали участие в спонсируемых правительством турах для иностранцев, желающих приобщиться к таким традициям. [ 63 ]

Ифа в США

[ редактировать ]

Кубинские мигранты увезли Ифа в США. Там, в 1960-е годы, небольшая группа бабалаво доминировала на сцене Сантерии в Нью-Йорке. Их доминированию бросили вызов новые кубинские мигранты, прибывшие между 1965 и 1973 годами и которые, хотя и были посвященными сантерос и сантерас , не были бабалаво . [ 64 ] Этномузыколог Мария Тереза ​​Велес отметила, что «возникло два типа домов оча: те, которые все еще полагались на бабалао и не ставили под сомнение какие-либо их прерогативы, и те, которые стали независимыми от бабалао в большинстве своих ритуальных действий». домами часто управляют женщины. [ 65 ]

В 1978 году церемонии Ифа прошли в Майами , штат Флорида , под наблюдением нигерийского брата Ифаеми Элебвубвуна Ависа из Осогбо . В этом ему помогали два кубинских бабалаво , Луис Фернандес-Пелон и Хосе-Мигель Гомес, оба из которых были членами Абакуа. [ 60 ] В 1980-х годах чикагская компания Филип и Васса Ньюмаркет основала Фонд Северной и Латинской Америки Ifa. Отступая от устоявшейся традиции, они предлагали «бескровные» посвящения, приветствовавшие тех, кто не желал приносить в жертву животных. [ 66 ]

Ифа в Бразилии

[ редактировать ]

Несмотря на то, что Ифа выжила в кубинской Сантерии, она не осталась частью бразильской религии, которая во многом была обязана традициям йоруба, Кандомбле . [ 67 ] Вместо этого в Кандомбле дилогун является основным методом гадания, используемым его посвященными. [ 68 ] Одним из первых практиковавших Ифа в Бразилии был французский этнограф Пьер Верже , который стал бабалаво в Западной Африке и также участвовал в Кандомбле. [ 69 ]

В результате растущих связей между Бразилией и Нигерией в 1970-х годах в бразильских городах были предприняты различные образовательные усилия, направленные на содействие пониманию культуры йоруба. В их число входил Центр исследований и изучения культуры йоруба, основанный в 1977 году Фернандесом Португалом и привлекший нигерийских учителей для проведения курса преподавания Ифа. [ 70 ] Церемония закрытия состоялась в январе 1978 года, на ней присутствовали 14 студентов, получивших статус омо (сына) Ифа. [ 71 ] Один из этих учеников, посвященный в Кандомбле по имени Хосе Нилтон Вианна Рейс (Тороде де Огун), девять лет спустя стал бабалаво , а в 1984 году начал свой собственный курс преподавания в Ифа. [ 72 ]

В 2008 году ЮНЕСКО включила Ифа в свой список « Шедевров устного и нематериального наследия человечества ». [ 4 ] [ 73 ]

  1. ^ Jump up to: а б Лэндри 2019 , с. 25.
  2. ^ Jump up to: а б с Лэндри 2019 , с. 26.
  3. ^ Лэндри 2019 , стр. 26, 155.
  4. ^ Jump up to: а б с Лэндри 2019 , с. 154.
  5. ^ Лихаду, Э. М. Ифа: Его сила, которая легла в основу религии на Земле йоруба. Адо-Экити: Омолайо Стандарт Пресс, 1898. 1972.
  6. ^ Лэндри 2019 , с. 101.
  7. ^ "Асе Ире :: Что такое Асэ Ире?" .
  8. ^ [1] Архивировано 25 сентября 2015 г., в Wayback Machine.
  9. ^ Адеко, Аделеке. «Написание» и «ссылка» в гадательных песнопениях Ифа». Устная традиция 25, вып. 2 (2010).
  10. ^ Jump up to: а б Лэндри 2019 , с. 34.
  11. ^ Jump up to: а б с д Лэндри 2019 , с. 49.
  12. ^ Jump up to: а б Лэндри 2019 , с. 38.
  13. ^ Лэндри 2019 , с. 73.
  14. ^ Jump up to: а б с д Лэндри 2019 , с. 52.
  15. ^ Лэндри 2019 , стр. 26, 52.
  16. ^ Jump up to: а б Лэндри 2019 , с. 79.
  17. ^ Лэндри 2019 , с. 177.
  18. ^ Jump up to: а б Лэндри 2019 , с. 68.
  19. ^ Jump up to: а б с Лэндри 2019 , с. 69.
  20. ^ Jump up to: а б Лэндри 2019 , с. 176.
  21. ^ Караде, Баба И. (2020). Справочник религиозных концепций йоруба . Красное Колесо/Вайзер. ISBN  9781578636679 – через Google Scholar.
  22. ^ Диантей, Э. (2022). Венера, Исса и Лунная Собака, Международный журнал гадания и прогнозирования, 3 (2), 125–170. дои: https://doi.org/10.1163/25899201-12340025
  23. ^ Jump up to: а б Лэндри 2019 , с. 80.
  24. ^ Холбраад 2005 , с. 234; Холбраад 2012 , с. 90.
  25. ^ Перес и Мена 1998 , с. 21; Кларк 2005 , стр. 21–22.
  26. ^ Перес и Мена 1998 , с. 20.
  27. ^ Ведель 2004 , с. 157; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 61.
  28. ^ Кларк 2005 , с. 27.
  29. ^ Папенфусс 2023 , с. 390.
  30. ^ Фернандес Элмос и Парависини- Геберт 52–53.
  31. ^ Холбраад 2012 , стр. 90–91.
  32. ^ Холбраад 2005 , с. 237–238.
  33. ^ Ведель 2004 , с. 92; Холбраад 2012 , с. 91.
  34. ^ Холбраад 2005 , с. 234.
  35. ^ Холбраад 2005 , стр. 234–235.
  36. ^ Холбраад 2005 , стр. 235–236.
  37. ^ Лэндри 2019 , с. 143.
  38. ^ Лэндри 2019 , с. 180.
  39. ^ Лэндри 2019 , с. 74.
  40. ^ Лэндри 2019 , стр. 75–76.
  41. ^ Лэндри 2019 , стр. 77–78.
  42. ^ Лэндри 2019 , стр. 142–143.
  43. ^ Jump up to: а б Лэндри 2019 , с. 81.
  44. ^ Jump up to: а б Лэндри 2019 , с. 174.
  45. ^ Джонсон, Сэмюэл (1921). История йоруба с древнейших времен до начала британского протектората . Книжные магазины Нигерии.
  46. ^ Кларк 2005 , с. 56.
  47. ^ Jump up to: а б Лэндри 2019 , с. 27.
  48. ^ Лэндри 2019 , с. 57.
  49. ^ Баском, Уильям (1969). Ифа – Общение богов и людей в Западной Африке . Индианаполис: Издательство Университета Индианы. п. 12. ISBN  978-0-253-32890-8 .
  50. ^ де Сюржи, Альберт (июнь 1996 г.). «Церковь Фа в Бенине» . Социальный компас . 43 (2): 210. doi : 10.1177/003776896043002005 . ISSN   0037-7686 .
  51. ^ Диантейл, Эрван (2024). «Оракул и Храм – От средневековой геомантии до церкви Ифа (Нигерия, Бенин)» . Издания Labor & Fides (на французском языке) . Проверено 28 февраля 2024 г.
  52. ^ Лэндри 2019 , с. 173.
  53. ^ Хагедорн 2001 , с. 104; Холбраад 2012 , с. 90.
  54. ^ Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , стр. 70.
  55. ^ Холбраад 2005 , с. 233; Холбраад 2012 , с. 90.
  56. ^ Jump up to: а б Хагедорн 2001 , с. 104.
  57. ^ Хагедорн 2001 , с. 105; Виртц 2007 , с. ix.
  58. ^ Холбраад 2005 , стр. 233–234.
  59. ^ Хагедорн 2001 , стр. 104–105; Холбраад 2012 , с. 90.
  60. ^ Jump up to: а б с Миллер 2014 , с. 261.
  61. ^ Велес 2000 , с. 93.
  62. ^ Хагедорн 2001 , с. 7–8; Каштан 2007 , с. 148; Виртц 2007 , с. 72.
  63. ^ Хагедорн 2001 , с. 8.
  64. ^ Велес 2000 , с. 136-137.
  65. ^ Велес 2000 , с. 137.
  66. ^ Лэндри 2019 , с. 145.
  67. ^ Хейс 2007 , с. 303; Капоне 2010 , с. 43.
  68. ^ Капоне 2010 , с. 43.
  69. ^ Хейс 2007 , с. 303.
  70. ^ Капоне 2010 , стр. 239–240.
  71. ^ Капоне 2010 , с. 240
  72. ^ Капоне 2010 , стр. 240–241.
  73. ^ «Система гадания Ифа» . Проверено 5 июля 2017 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Капоне, Стефания (2010). В поисках Африки в Бразилии: сила и традиции в Кандомбле . Перевод Люси Лайалл Грант. Дарем и Лондон: Издательство Университета Дьюка. ISBN  978-0-8223-4636-4 .
  • Кастаньеда, Анджела Н. (2007). «Африканская диаспора в Мексике: Сантерия, туризм и представительства государства». В Теодоре Луи Тросте (ред.). Африканская диаспора и изучение религии . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 131–50. дои : 10.1057/9780230609938_8 . ISBN  978-1403977861 .
  • Кларк, Мэри Энн (2005). Где правят мужчины — жены и матери: ритуальные практики Сантерии и их гендерные последствия . Гейнсвилл: Университетское издательство Флориды. ISBN  978-0813028347 .
  • Фернандес Элмс, Маргарет; Парависини-Геберт, Элизабет (2011). Креольские религии Карибского бассейна: введение от Водоу и Сантерии к Обиа и спиритизму (второе изд.). Нью-Йорк и Лондон: Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN  978-0-8147-6228-8 .
  • Хагедорн, Кэтрин Дж. (2001). Божественные высказывания: исполнение афро-кубинской сантерии . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновские книги. ISBN  978-1560989479 .
  • Хейс, Келли Э. (2007). «Черная магия и Академия: Макумба и афро-бразильское «православие» ». История религий . 46 (4): 283–31. JSTOR   10.1086/518811 .
  • Холбраад, Мартин (2005). «Расход множественности: деньги в кубинских культах Ифа». Журнал Королевского антропологического института . 11 (2): 231–254. дои : 10.1111/j.1467-9655.2005.00234.x . JSTOR   3804208 .
  • Холбраад, Мартин (2012). «Истина вне сомнений: оракулы Ифа в Гаване». HAU: Журнал этнографической теории . 2 (1): 81–109. дои : 10.14318/hau2.1.006 . S2CID   143785826 .
  • Лэндри, Тимоти Р. (2019). Водун: Тайна и поиск божественной силы . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. ISBN  978-0812250749 .
  • Миллер, Айвор Л. (2014). «Сообщества Абакуа во Флориде: члены кубинского братства в изгнании». В Аманде Карлсон и Робин Пойнор (ред.). Африка во Флориде: пятьсот лет африканского присутствия в солнечном штате . Университетское издательство Флориды. стр. 249–275. ISBN  978-0813044576 .
  • Папенфусс, Мария (2023). «Сантерия в Катемако, Мексика: гибридные (ре)конфигурации религиозного значения и практики» . Междисциплинарный журнал религии и трансформации в современном обществе . 9 : 375–94. дои : 10.30965/23642807-bja10044 .
  • Перес и Мена, Андрес И. (1998). «Кубинская Сантерия, Гаитянский Водун, Пуэрто-риканский спиритуализм: мультикультуралистское исследование синкретизма». Журнал научного изучения религии . 37 (1): 15–27. дои : 10.2307/1388026 . JSTOR   1388026 .
  • Велес, Мария Тереза ​​(2000). Игра на барабанах для богов: жизнь и времена Фелипе Гарсии Вильямиля Исследования музыки Латинской Америки и Карибского бассейна. Филадельфия: Издательство Университета Темпл. ISBN  978-1566397315 .
  • Ведель, Йохан (2004). Исцеление Сантерии: путешествие в афро-кубинский мир божеств, духов и колдовства . Гейнсвилл: Университетское издательство Флориды. ISBN  978-0-8130-2694-7 .
  • Вирц, Кристина (2007). Ритуал, дискурс и сообщество в кубинской Сантерии: разговор о священном мире . Гейнсвилл: Университетское издательство Флориды. ISBN  978-0-8130-3064-7 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Абимбола, «Ванде». 1976. Ифа: Экспозиция литературного корпуса Ифа. Ибадан: Издательство Оксфордского университета, Нигерия. Представитель, Бруклин, Нью-Йорк: Athelia Henrietta Press, 1997.
  • Абимбола, «Ванде». 1997. Ифа исправит наш разрушенный мир: мысли о религии и культуре йоруба в Африке и диаспоре. Роксбери, Массачусетс: Цель.
  • Он объяснил: «Ванде. 2001. Мешок мудрости: Осун и истоки гадания Ифа. InMurphy и Sanford, 2001. Солнце над водами: богиня йоруба в Африке и Америке. Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 2001, 141–54.
  • Главный FAMA Основы религии йоруба (поклонение Ориса) ISBN   0-9714949-0-8 (работы опубликованы самостоятельно через ее компанию)
  • FAMA для профессионалов Ifa Справочник главных практиков ISBN   0-9714949-3-2
  • Руководитель FAMA Основы религии йоруба (поклонение Ориса) ISBN   0-9714949-6-7
  • Фама, вождь (1994). историй об Ифа Шестнадцать мифологических Сан-Бернардино, Калифорния: Orunmila Communications. ISBN  9780964424722 .
  • Chief FAMA FAMA'S EDE AWO (Словарь Ориса Йоруба) ISBN   0-9644247-8-9
  • Шеф ФАМА « Ритуалы» (новелла) ISBN   0-9644247-7-0
  • Аво Фасина Фаладе Ифа: ключ к ее пониманию ISBN   0-9663132-3-2
  • Вождь Адедоя Алуко Шестнадцать (16) майор Оду Ифа из Иле-Ифе ISBN   978-37376-6-Х
  • Руководитель библиотеки С. Солагбаде Попула, INC Ифа Дида: Том 1 (ЭджиОгбе - Орангун Меджи) , ISBN   978-0-9810013-1-9
  • Руководитель библиотеки С. Солагбаде Попула, INC Ифа Дида: Том 2 (Обего Ойеку - Огебо Офун) , ISBN   978-1-926538-12-9
  • Шеф С. Солагбаде Попула и Факунле Оесанья Икунле Абиямо - ASE материнства ISBN   978-09810013-0-2
  • К. Осамаро Ибие Ифизм, Полное собрание сочинений Орунмилы ISBN   1-890157-05-8
  • Уильям Р. Баском: Гадание Ифа: общение между богами и людьми в Западной Африке ISBN   0-253-20638-3
  • Уильям Р. Баском: Шестнадцать каури: гадание йоруба от Африки до Нового Света ISBN   0-253-20847-5
  • Розенталь Дж. «Одержимость экстазом и закон в овечьем вуду» ISBN   0-8139-1805-7
  • Мопуаль, Бернар. «Геомантия Древний Невольничий берег»
  • Алапини, Жюльен. Священные орехи. Полное исследование гения мудрости и прорицания Фа-Ахидегуна в Дагомее.
  • Доктор Рон Эглаш (1997) Американский антрополог Рекурсия в этноматематике , Теория хаоса в гадании в Западной Африке.
  • Bàbálàwó Ifatunwase Энциклопедические трактаты Ифа (Сборник Алафунде) , ISBN   978-0-9810387-04
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: aeac3d3f522c47d1d76eeb56218c9507__1723155360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ae/07/aeac3d3f522c47d1d76eeb56218c9507.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ifá - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)