Скелет
Часть серии о |
Религия йоруба |
---|
Божества |
Убеждения |
Практики |
Варианты |
|
Священные места |
Легендарные фигуры |
Эгунгун ( эгунгун с тональными знаками языка йоруба) в самом широком смысле представляет собой любой йоруба или замаскированную, костюмированную фигуру. маскарад [ 1 ] Точнее, это маскарад йоруба в знак почитания предков или самих предков как коллективной силы. Eégún — это сокращенная форма (аббревиатура посредством ассимиляции) слова egúngún , имеющая то же значение. [ 2 ] Существует заблуждение, что Эгун или Эгун (ээгун с тональными знаками йоруба) является формой единственного числа или что оно представляет предков, тогда как эгунгун - это маскарад или форма множественного числа. Это заблуждение распространено в Америке среди приверженцев Ориса, которые не говорят на языке йоруба как на разговорном языке. [ 3 ] Эгунгун — это видимое проявление духов ушедших предков, которые периодически вновь посещают человеческое сообщество для воспоминаний, празднования и благословения. [ 4 ]
Классификация типов Эгунгун
[ редактировать ]Классификация типов Эгун или Эгунгун может показаться довольно простой задачей, но на самом деле это чрезвычайно сложная расшифровка понимания местной таксономии. [ 5 ]
К трудностям относятся: проблема различения личных имен Эгуна и родовых терминов для типов; проблема определения «множеств», где один маскарад может рассматриваться одновременно как несколько типов категорий; практика «наслаивания», при которой участники маскарада надевают один тип костюма поверх другого и меняют их во время представления; и разнообразие критериев, используемых для классификации Эгунгуна, а также диапазон вариаций внутри типов категорий. Подобные факторы демонстрируют сложность анализа аборигенной систематики и классификации типов маскарада. Те же самые трудности возникают при определении и использовании самого термина Эгунгун. [ 6 ] Однако, исходя из культурного сходства, особенно на земле йоруба, на юго-западе Нигерии, можно выделить следующие названия эгунгун: Данафоджура и Аводагбесе в Огбомосо, Алапансанпа в Ибадане и Фелеру в Ибобу, штат Осун.
Роль семьи
[ редактировать ]В религии йоруба ежегодные церемонии в честь умерших служат средством обеспечения их предкам места среди живых. Они верят, что предки несут ответственность за то, чтобы заставить живущих соблюдать этические стандарты прошлых поколений их клана, города или семьи. Эгунгун отмечают на фестивалях, известных как Одун Эгунгун , а также в семейных ритуалах посредством обычая маскарада.
В семейных ситуациях старейшина семьи, известный формально или неофициально как «Алагба», руководит родовыми обрядами. Он может быть посвящен в местное общество Эгунгун, а может и не быть. В вопросах, касающихся целых сообществ, священникам и посвященным Эгунгун, обученным общению с предками, возвышению предков и погребальным обрядам, поручено призывать и вызывать предков. Они носят сложные маскарадные костюмы. Считается, что посредством игры на барабанах и танцах исполнители в мантиях Эгунгун становятся одержимыми духами предков, проявляющимися как единое целое. Эгунгун духовно очищает сообщество; драматической игрой и имитацией священников в мантиях они демонстрируют как этическое, так и аморальное поведение, имевшее место со времени их последнего визита. Таким образом, они раскрывают сильные и слабые стороны сообщества, чтобы поощрять поведение, более подходящее их потомкам. Когда представление завершено, исполнители в роли Эгунгун передают сообщения, предупреждения и благословения собравшимся зрителям.
Важные кости включают Олулу и Алапансанпу, обе из Ибаданленда. Особую известность также имеют дети игбомина йоруба клана , который распространен в городах Оке-Ила Орангун , Ила Орангун и Арандун.
В Бразилии главный культ Эгунгун находится на острове Итапарика в штате Баия . Молитвенные дома, посвященные Эгунгуну, существуют и в других штатах.
Костные ансамбли
[ редактировать ]Ткань играет важную роль в мире йоруба. Их убеждения приравнивают наготу к младенчеству, безумию или отсутствию социальной ответственности. [ 7 ] Более изысканная одежда отражает социальную власть и престиж. В представлениях в честь предков изысканная ткань является основным средством трансформации маскировщика. Костюм Эгунгун состоит из нескольких слоев тканевых накидок из дорогих и престижных тканей, выражающих богатство и статус семьи, а также силу предка.
Состав ансамбля «Эгунгун» имеет ряд отличительных особенностей. Слой, надеваемый ближе всего к коже маскировщика, нижний мешок, должен быть изготовлен из асо-окэ , цвета индиго и белой полосатой ткани (рис. 6). Он очень напоминает саван, в который заворачивают умерших. [ 8 ] Этот мешок вместе с сеткой для лица и рук должен полностью закрывать тело маскировщика. Сетка эффективно скрывает черты лица и рук, которые могут раскрыть его личность.
Поверх этой основы укладываются слои лаппетов. Когда маскар кружится, лапки взлетают, создавая «ветер благословения». Поэтому дизайн костюма тесно связан с хореографией спектакля. Генри Древаль выдвигает гипотезу, что ветерок благословения, создаваемый Эгунгуном, может также относиться к Ойе , жене Шанго , обожествленного четвертого короля Ойо и бога грома. [ 8 ] [ 9 ] Оя — это вихрь, считающийся ветром благословения, который предшествует Шанго, буре.
Чтобы костюм был красивым, а значит и мощным, лоскуты украшают лоскутными узорами, тесьмой, пайетками, кистями и амулетами. В амулетах содержатся лекарственные препараты, обладающие перформативной силой ( асе ), обеспечивающие защиту от врагов в тот момент, когда трансформированный человек уязвим. Однако основные защитные амулеты находятся внутри костюма, а не снаружи. К одежде также пришивают металлические предметы. Они улавливают свет при движении владельца, создавая вспышки, указывающие на связь с духовным миром, орун. [ 8 ]
Множество скрытых и видимых слоев ткани, используемых для создания костюма Эгунгун, символизируют священное и мирское соответственно. [ 8 ] Слои, используемые в сочетании, предполагают воссоединение ушедших и живых. [ 8 ]
Ансамбль ремонтируется и обновляется для использования год за годом, добавляя новые слои и амулеты, чтобы выразить память и честь. Однако посредством гадания предок мог вообще попросить новый костюм. В создании ансамбля сотрудничают владелец и покровитель, жрец гадания, портной, травник, готовящий пакеты с лекарствами, и вся линия передачи. В зависимости от благосостояния семья может владеть несколькими типами костюмов Эгунгун, которые могут представлять конкретных или коллективных предков линии.
Ансамбль Эгунгун выступает в качестве средства трансформации маскара в своих предков. Общество Эгунгун состоит из мужчин и женщин, чьи родословные имеют право устраивать маскарад. Маскировку делают мужчины. Женщины никогда не носят этот костюм, хотя и участвуют в хоре, который поет хвалебные стихи орики и истории семей. Старшие женщины с высоким титулом также совершают заклинания, молитвы и подношения. На ежегодных фестивалях каждой из многочисленных линий передачи дается отдельный день для выступления. Маскер удерживается на расстоянии от окружающей толпы с помощью обслуживающего персонала, облаченного в маскарадные костюмы разных типов. После того, как все Эгунгун оттанцевали, ансамбли сохраняются до следующего выступления. [ 9 ]
Фестиваль
[ редактировать ]Фестиваль Эгунгун — это фестиваль, который отмечается среди народа йоруба , отмечается ежегодно и передается из поколения в поколение. «Последующий фестиваль продлится несколько дней и укрепит узы, объединяющие семьи и общины с ушедшими предками». [ 4 ] Считается, что он помогает развивать торговлю и коммерцию и в целом объединяет людей Йорубаленда, независимо от их религиозных убеждений. [ 10 ] Члены общества танцуют на рынках в масках, символизирующих умерших духов своих предков. Духу, которому следует поклоняться, решает исключительно Оракул Ифа. [ 11 ]
Женская роль в Эгунгуне
[ редактировать ]В маскарадах Эгунгун доминируют мужчины, и только мужчинам разрешено общаться с духами в Эгунгуне, превращаясь в фигуру в маске. Женщины преобладают в создании материалов, инсценировке представления, пении, танцах и просмотре. Старейшины говорят, что разделение необходимо из-за опасностей, связанных с властью женщин. [ 12 ]
Согласно корпусу Ифа , когда-то Эгунгуном управляли женщины. Ритуал берет свое начало из религиозного опыта женщин йоруба. [ 13 ] Также утверждается, что женщины были сторонниками Эгунгун, и, согласно Оду Ирантегбе главе корпуса Ифа, они были обмануты мужчинами, и их власть над культом Эгунгун была отнята. [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Адепегба, Колорадо (1984). . Йоруба Эгунгун: его связь с предками и типология йоруба маскируется его костюмом . Ибадан, Нигерия: Университет Ибадана.
- ^ [Роулендс, EC (1973-01-01) «Йоруба (Книги для самообучения», глава 7, стр. 39)
- ^ Мудрый Дэниел. «Пост без названия». Facebook, 5 марта 2021 г., www.facebook.com/ группы/902090743956279/posts/902142383951115/. По состоянию на 26 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Костяной маскарадный танцевальный костюм: Костяная крыса» . www.africa.si.edu .
- ^ «Значение Эгунгуна в истории культуры йоруба» . The Guardian Новости Нигерии — Нигерия и мировые новости . 09.02.2020 . Проверено 31 июля 2021 г.
- ^ Древал, ХТ (апрель 1978 г.). «Искусство Эгунгун среди народов йоруба». Африканское искусство . 11 (3): 18–19+97–98. дои : 10.2307/3335409 . JSTOR 3335409 .
- ^ Баском, WR (1951). «Социальный статус, богатство и индивидуальные различия среди йоруба» (PDF) . Американский антрополог . 53 (4): 490–505. дои : 10.1525/aa.1951.53.4.02a00040 .
- ^ Jump up to: а б с д и «Маскарадный костюм Эгунгун · Интернет-коллекции музея Майкла К. Карлоса» . carlos.digitalscholarship.emory.edu . Архивировано из оригинала 23 марта 2020 г. Проверено 02 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Фицджеральд, Мэри Энн; Генри Дж. Древол; Мойо Окедиджи (весна 1995 г.). «Трансформация через ткань: костюм йоруба эгунгун». Африканское искусство . 28 (2): 54–57. дои : 10.2307/3337226 . JSTOR 3337226 .
- ^ Огундаре Йет, Гбенга. «Традиции встречаются с коммерцией, поскольку Ибадан празднует фестиваль Эгунгун» .
- ^ Акиниеми, Джошуа. «Фестиваль Эгунгун в Нигерии: цвет, культура и сообщество» .
- ^ Уиллис, Джон Табити (15 ноября 2011 г.), Роль женщин в маскарадах Эгунгун - Hist 282 - f11 , получено 22 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Оладжубу, Ойеронке (2004). «Взгляд глазами женщины: религиозные традиции йоруба и гендерные отношения». Журнал феминистских исследований религии . 20 (1): 41–60. JSTOR 25002489 .
Фильм и видео
[ редактировать ]Маскарад Эгунгун во дворце HRM Алафин , Ойо , штат Ойо, Нигерия . Это видеозапись, снятая в августе 1999 года: Эгунгун полон энергии для танца.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- http://www.sacred-texts.com/afr/yor/yor07.htm
- Легенда о костях Олудажубу
- https://www.bbc.com/news/world-africa-41026019
португальский