Фильтр
Часть серии о |
Религия йоруба |
---|
Божества |
Убеждения |
Практики |
Варианты |
|
Священные места |
Легендарные фигуры |
Асэ , аше (от йоруба ашес ), [1] или действовать [2] — это философия йоруба, которая представляет собой силу, которая заставляет вещи происходить и производит изменения в религии йоруба . Считается, что Олодумаре передает его всему — богам, предкам , духам, людям, животным, растениям, камням, рекам и озвученным словам, таким как песни, молитвы, хвалы, проклятия или даже повседневные разговоры. Существование, согласно мысли йоруба, зависит от этого. [3]
Помимо своих священных характеристик, асе также имеет важные социальные последствия, что отражено в его переводе как «власть, власть, командование». Человек, который посредством обучения, опыта и посвящения учится использовать основную жизненную силу вещей для преднамеренного изменения, называется алаасом .
Ритуалы призыва божественных сил отражают ту же заботу об автономности отдельных сущностей. Признание уникальности и автономии личности и богов — вот то, что структурирует общество и его взаимоотношения с потусторонним миром. [3]
Искусство Эша и йоруба
[ редактировать ]Концепция аше влияет на состав произведений искусства йоруба. В изобразительном искусстве дизайн может быть сегментированным или последовательным — «прерывистая совокупность, в которой единицы целого дискретны и имеют равную ценность с другими единицами». [4] Такие элементы можно увидеть в и чашах Ифа подносах , столбах веранд, резных дверях и масках предков .
Относительно композиции в искусстве йоруба как отражения концепции аше Древал пишет:
Единицы часто не имеют установленного порядка и являются взаимозаменяемыми. Внимание к отдельным единицам целого создает многофокусную форму со сдвигами перспективы и пропорций... Такие композиции (репрезентативные или нет) отражают мировой порядок структурно различных, но автономных элементов. Это формальное средство организации различных сил не только для признания их автономии, но, что более важно, для пробуждения, призыва и активации различных сил, для организации и приведения их в феноменальный мир. Значение сегментированной композиции в искусстве йоруба можно оценить, если понять, что искусство и ритуал неразрывно связаны друг с другом. [3]
Голова как место асэ
[ редактировать ]Голова, или ори , имеет большое значение в йоруба искусстве и мышлении . При изображении в скульптуре размер головы часто изображается в четыре или пять раз больше обычного размера по отношению к телу, чтобы передать, что это место расположения человека, а также его или ее сущностной природы, или ива. . [3] Йоруба различают внешнюю ( ода ) и внутреннюю ( ину ) голову. Ода — это внешний вид человека, который может либо маскировать, либо раскрывать его внутренние ( ину ) аспекты. Внутренние качества, такие как терпение и самообладание, должны доминировать над внешними.
Голова также связывает человека с потусторонним миром. Церемония имори (что переводится как «познание головы» ) — это первый обряд, который проводится после рождения ребенка йоруба. Во время имори прорицатель определяет, происходит ли ребенок по линии матери или отца или от определенного ориса . В последнем случае ребенок пройдет посвящение ориса во взрослом возрасте, во время которого ори-ину человека становится духовным сосудом для асе этого ориса . Чтобы подготовиться к этим церемониям, голову человека бреют, моют и помазывают. [3]
Различные виды асов
[ редактировать ]- Майехун
- Обещать
- Вставать
- Слушатель
Современное использование в диаспоре
[ редактировать ]По крайней мере, со времен движения афроцентризма в англоязычной диаспоре в конце 20 века термин «Эш» стал относительно распространенным термином в Соединенных Штатах, с общим смыслом утверждения и обнадеживающих желаний. Оно также стало использоваться в религиозном контексте чернокожих христиан как эквивалент (или замена) слова «Аминь». [5] [6]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Актриса Виола Дэвис основала компанию Ashé Audio, которая подписала контракт с Audible на выпуск подкастов. [7] [8]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Что такое Асэ Ире?» . Ase Ire.com. Архивировано из оригинала 7 марта 2018 года . Проверено 29 ноября 2016 г.
- ^ Саламоне, Фрэнк А. (2004). Левинсон, Дэвид (ред.). Энциклопедия религиозных обрядов, ритуалов и фестивалей . Нью-Йорк: Рутледж . п. 24. ISBN 0-415-94180-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Древал, Х.Дж. и Дж. Пембертон III с Роулендом Абиоданом (1989). Аллен Уордвелл (ред.). Йоруба: девять веков африканского искусства и мысли . Нью-Йорк: Центр африканского искусства.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Древал, М.Т. и Х.Дж. Древал (1987). «Составление времени и пространства в искусстве йоруба». Слово и изображение: журнал вербальных и визуальных исследований . 3 (3): 225–251. дои : 10.1080/02666286.1987.10435383 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Выпуск 1 Месяца черной католической истории. «Подарок-Эш» » . www.facebook.com . Проверено 17 декабря 2020 г.
- ^ Уилл Коулман (2002). «Аминь» и «Аше»: афроамериканское протестантское богослужение и его западноафриканский предок». Перекрестные течения . 52 (2): 158–164. ISSN 0011-1953 . JSTOR 24460537 . Викиданные Q110816445 .
- ^ Спенглер, Тодд. «Ashe Audio Виолы Дэвис подписывает эксклюзивный контракт на выпуск подкастов Audible» . разнообразие.com . Разнообразие . Проверено 24 июля 2023 г.
- ^ Дж. КЛАРА, ЧАН. «Ashe Audio Ventures Виолы Дэвис подписывает многопроектную сделку с Audible (эксклюзив)» . Голливудский репортер . Проверено 24 июля 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Баском, WR 1960. «Концепции души йоруба». В книге «Люди и культуры» . Под редакцией AFC Уоллеса. Беркли: Издательство Калифорнийского университета: 408.
- Принс, Р. 1960. «Проклятие, инновации и психическое здоровье йоруба». Канадский психиатрический журнал 5 (2): 66.
- Вергер, П. 1864. «Высший бог йоруба - обзор источников». Доклад, представленный на конференции «Высший Бог в Африке» , Университет Ифе: 15–19.
- Айоаде, JAA 1979. «Концепция внутренней сущности в традиционной медицине йоруба». В африканских терапевтических системах . Под редакцией З.А. Адемувагуна и др. Уолтем, Массачусетс: Crossroad Press: 51.
- Фагг, ВБ, и Дж. Пермбертон (3-е место). 1982. Скульптура йоруба Западной Африки . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф: 52 и далее.
- Древал, М.Т. и Х.Дж. Древал. 1983. Геледе: исследование искусства и женской силы среди йоруба . Блумингтон: Издательство Университета Индианы: 5–6, 73 и далее.
- Джонс, Оми Осун Джони Л. 2015. Театральный джаз: перформанс, Асэ и сила настоящего момента . Колумбус: Издательство Университета штата Огайо: 215–243.