Кандомбле Кету
Кандомбле Кету | |
---|---|
![]() Жрицы кандомбле в Бразилии | |
Тип | Афро-диаспорический |
Классификация | Афро-бразильский |
Теология | Сочетание религии йоруба из различных провинций и общин йоруба, встречающееся в диаспоре, особенно в Баии. |
Ассоциации | Орден Богоматери Доброй Смерти Орден Господа нашего Мученичества |
Кандомбле Кету (или Кето по -португальски ) является крупнейшей и наиболее влиятельной ветвью ( нацией ) Кандомбле , религии, исповедуемой преимущественно в Бразилии . Слово Кандомбле означает «ритуальный танец или собрание в честь богов», а Кету — это название региона Кету в Бенине. [ 1 ] Его литургический язык , известный как йоруба или наго , является диалектом йоруба . Кандомбле Кету возник в начале 19 века и приобрел большое значение для бразильского наследия в 20 веке.
История
[ редактировать ]
Кето - это система верований, которая объединяет мифологию йоруба (привезенную в Новый Свет рабами йоруба) с различными влияниями других африканских сообществ в Бразилии, особенно Баии, где нация ала-кето наиболее распространена. [ 3 ] Кето развилось в Португальской империи . Рабы йоруба несли с собой различные религиозные обычаи, включая систему транса и гадания для общения со своими предками и духами, жертвоприношения животных, а также священную игру на барабанах и танцы . [ 4 ] [ 5 ] Эта религия стала популярной среди рабов, потому что она была для рабов йоруба способом сохранить свою культуру и выразить независимость.
Его истоки связаны с религиозными и благотворительными братствами ( ирмандадес ), организованными Римско-католической церковью среди порабощенных этнических йоруба, джедже и банту; Орден Богоматери Доброй Смерти ( Nossa Senhora da Boa Morte ) для женщин и Орден Господа Мученичества ( Nosso Senhor dos Martírios ) для мужчин.
Многочисленные террейро ветви Кету в Кандомбле получили исторический статус и государственную защиту от Национального института исторического и художественного наследия (IPHAN). Илье-Аксе-Ия-Нассо-Ока в Сальвадоре был первым неримско-католическим и первым афро-бразильским религиозным местом поклонения, получившим статус охраняемого наследия в Бразилии. Илье Одо Оге , также известный как Террейро Пилао де Прата, получил статус культурного наследия штата Баия. [ 6 ]
Религиозные практики
[ редактировать ]Часть серии о |
Религия йоруба |
---|
![]() |
Божества |
Убеждения |
Практики |
Варианты |
|
Священные места |
Легендарные фигуры |
Будучи крупнейшей ветвью религии Кандомбле, происхождение Кету оказывает большое влияние на религию в целом. Хотя существуют различные ветви Кандомбле, основные убеждения одни и те же. Они различаются по именам, песням и ритуалам, главным образом из-за отсутствия письменных источников. Каждая ветвь обладает уникальным божеством под началом Верховного бога Олодумаре, который считается непревзойденным и превосходящим все существование. Божества Кету называются Ориша . [ 7 ] Орикса управляют судьбами людей и действуют как хранители. Ориша также представляет различные силы в природе, еде, цветах, животных и днях недели.
В Кету важны повествования кандомбле и жертвоприношения животных. Ожидается, что рассказывание историй будет сделано ясным и точным способом, чтобы его можно было передать следующим поколениям. В жертву часто приносят таких животных, как свиньи, козы, коровы, овцы и куры. Животные считаются священными, поэтому их часто приносят в жертву, чтобы передать энергию между природой, людьми и Ориша. [ 8 ]
Католическое сопротивление
[ редактировать ]Католическое сопротивление было сильным из-за убеждения, что эта религия - дело рук дьявола. Рабы часто включали в себя вымышленных католических Святых, чтобы сохранить свою практику в секрете. Католики хотели, чтобы рабы обратились в их религию, и боялись возмездия, если рабы станут слишком независимыми. [ 9 ]
Пантеон
[ редактировать ]- Олорум (Высшее Существо)
- Эксу
- Огун
- Ошосси
- Ошун
- Оксалуфа
- Оксагиан
- Ориша Око
- Олисса
- Орунмила
- Ксанго
- Айра
- Йеманджа
- Оссей
- Оя
- Обалуаэ
- Омолу
- Боевой
- Нана Буруку
- Ошумаре
- Оба
- Красота
- Скажи это
- Борьба с языком
- Ироко
- Олорок
- Апока
- Иями Оксоронга
- Эгунгун (предки)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ивонн Дэниел (2005). Танцующая мудрость: воплощенные знания в гаитянском воде, кубинском йоруба и баианском кандомбле . Издательство Университета Иллинойса. п. 324.
- ^ «Что такое кандомбле? Первое полное руководство, которое поможет вам изучить диаспору» . Опание . 01.04.2022 . Проверено 2 февраля 2023 г.
- ^ «Что такое кандомбле? Первое полное руководство, которое поможет вам изучить диаспору» . Опание . 01.04.2022 . Проверено 2 февраля 2023 г.
- ^ Лоис Риттер, Нэнси Хоффман (18 апреля 2011 г.). Мультикультурное здоровье . Джонс и Бартлетт Обучение. п. 268.
- ^ Абиола Иреле , Биодун Джейифо (27 апреля 2010 г.). Оксфордская энциклопедия африканской мысли, том 1 . Издательство Оксфордского университета. п. 305.
- ^ Дурадо, Одета (2011). «Старые линии, новый внешний вид: внесение Илье Аксе Ия Нассо Ока в список и сохранение объектов наследия в Бразилии» (PDF) . РИСК . 14 (2):6–19. дои : 10.11606/issn.1984-4506.v0i14p6-19 . Архивировано из оригинала (PDF) 16 января 2017 г. Проверено 12 января 2017 г.
- ^ «Что такое кандомбле? Первое полное руководство, которое поможет вам изучить диаспору» . Опание . 01.04.2022 . Проверено 2 февраля 2023 г.
- ^ Керилин Дэниел, «Понимание психического здоровья с точки зрения кандомбле» , 2007. Проверено 22 февраля 2016 г.
- ↑ Дом Филлипс, «Афробразильские религии борются с евангелической враждебностью» , The Washington Post , 6 февраля 2015 г. Проверено 22 февраля 2016 г.