Нана Брюки
Нана Брюки | |
---|---|
![]() Нана на фото в Кандомбле . | |
Почитается в | Религии, основанные на западноафриканском вуду ( кандомбле , луизианское вуду , гаитянское вуду ) и дагомейская религия . |
Генеалогия | |
Дети | Маву и Лиза |
Нана Булуку , также известная как Нана Буруку , Нана Буку или Нанан-буклу — верховное женское существо в западноафриканской традиционной религии народа фон (Бенин, Дагомея ) и народа эве ( Того ). [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Она является одним из самых влиятельных божеств в теологии Западной Африки, и ее разделяют многие этнические группы, помимо народа фон, хотя и с вариациями. ее называют Нана Букуу Например, среди народа йоруба , а - Олисабулува среди народа игбо , но описывают по-разному: некоторые активно поклоняются ей, а некоторые не поклоняются ей и поклоняются богам, происходящим от нее. [ 1 ] [ 4 ]
В мифологии Дагомеи Нана Булуку — мать-высшая создательница, родившая дух луны Маву , дух солнца Лизу и всю вселенную. Родив их, она ушла на пенсию и оставила мирские дела Маву-Лизе. Она — первичный создатель, Маву-Лиза — вторичный создатель, и основанная на них теология называется Водун, Вуду или Вуду. [ 5 ]
По словам Майи Дерен , некоторые водоувизаны считают, что Нанан-буклу — одновременно мужчина и женщина. [ 6 ]
Соблюдение
[ редактировать ]Африка
[ редактировать ]Религия Вуду народа Фон состоит из четырех пересекающихся элементов: общественных богов, личных или частных богов, духов предков и магии или чар. [ 5 ] В этой традиционной религии Западной Африки творение начинается с верховного женского существа по имени Нана Булуку, которое родило Маву и Лизу и создало вселенную. [ 5 ] После родов верховная мать удалилась и оставила все Маву-Лизе (Луна-Солнце, женщина-мужчина), божествам, духам и косной вселенной. Маву-Лиза создала множество мелких несовершенных божеств. По верованиям Фон, женское божество Маву должно было работать с обманщиком Легбой и змеей Айдо Хведо, чтобы создать живые существа - метод творения, который наполнял добро, зло и судьбу каждого существа, включая людей. Только умиротворив меньших божеств и Легбу, в теологии Фона, можно изменить эту судьбу. Это умиротворение требует ритуалов и подношений меньшим богам и духам предков, которые, как полагают, обладают способностью оказывать людям услугу. [ 5 ] [ 7 ] [ 8 ]
Америка
[ редактировать ]Когда миллионы жителей Западной Африки были захвачены и порабощены в колониальную эпоху, а затем отправлены через Атлантику для работы на плантациях сахарного тростника, хлопка и табака, они принесли с собой свои религиозные идеи, в том числе о Нана Булуку. Она прославляется как Нана в Кандомбле-Джеже и Тамбор-де-Мина и как Нана Буруку в Кандомбле Кету , где она изображена как очень старая женщина, старше самого творения. В частности, она встречается во Французской, Голландской и Британской Вест-Индии, например, среди общин африканского наследия Французской Гвианы, Суринама, Гайаны, Бразилии, Тринидада, Мартиники, Гаити и других островов Карибского бассейна. [ 9 ] [ 10 ]
Другая информация
[ редактировать ]- Есть песня, написанная на тамильском языке под названием « Нана Булуку » (Youtube) и показанная в фильме « Пичайкаран 2 », выпущенном в 2023 году. В тексте также упоминается Нана Булуку как бог и упоминается танцору, имеющему дружбу с богом.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Тереза Н. Вашингтон (2005). Наши матери, наши силы, наши тексты: проявления Адже в африканской литературе . Издательство Университета Индианы. стр. 63–64. ISBN 0-253-00319-9 .
- ^ Грин, Сандра Э. (1996). «Религия, история и верховные боги Африки: вклад в дебаты». Журнал религии в Африке . 26 (2). Издательство Brill Academic: 122–138. дои : 10.1163/157006696x00037 .
- ^ Тойин Фалола; Нана Акуа Ампонса (2012). Роль женщин в странах Африки к югу от Сахары . АВС-КЛИО. п. 70. ИСБН 978-0-313-38545-2 .
- ^ Джеффри Парриндер (2014). Религия Западной Африки: исследование верований и обычаев акан, эве, йоруба, ибо и родственных народов . Випф и сток. стр. 28–29. ISBN 978-1-4982-0492-7 .
- ^ Jump up to: а б с д Молефи Кете Асанте; Ама Мазама (2009). Энциклопедия африканской религии . Публикации SAGE. стр. 270–273. ISBN 978-1-4129-3636-1 .
- ^ Божественные всадники: Живые боги Гаити Майи Дерен, стр. 55
- ^ Сара А. Рич (2009), Лицо «Лафва»: Воду и древние статуэтки бросают вызов человеческой судьбе , Журнал гаитянских исследований, Том. 15, № 1/2, выпуск, посвященный 20-летию Ассоциации гаитянских исследований (весна/осень 2009 г.), страницы 262–278.
- ^ Косентино, Дональд (1987). «Кто этот парень в разноцветной шапке? Трансформации Эшу в мифологиях Старого и Нового Света». Журнал американского фольклора . 100 (397): 261–275. дои : 10.2307/540323 . JSTOR 540323 .
- ^ Патрик Тейлор; Фредерик И. Кейс (2013). Энциклопедия карибских религий . Издательство Университета Иллинойса. стр. 742–746, 1134–1139. ISBN 978-0-252-09433-0 .
- ^ Миллер, Нидерланды (2000). «Гаитянские этномедицинские системы и практикующие биомедицины: указания для врачей». Журнал транскультурного медсестер . 11 (3): 204–211. дои : 10.1177/104365960001100307 . ПМИД 11982109 . S2CID 33589193 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чарльз Спенсер Кинг, «Древняя религия природы». ISBN 978-1-4404-1733-7
- Чарльз Спенсер Кинг, «ИФА и Ориша: древняя религия природы» ISBN 1-4610-2898-1
Внешние ссылки
[ редактировать ]Дети Дагомеи в Wayback Machine (архивировано 4 апреля 2005 г.)