Майя Дерен
Майя Дерен | |
---|---|
![]() Дерен в фильме «Сети дня» (1943), ее дебют. | |
Рожденный | Элеонора Деренковска 12 мая [ по ст. ст. ] 1917 г. 29 апреля |
Умер | 13 октября 1961 г. Нью-Йорк, Нью-Йорк , США | ( 44 года
Национальность | Американский |
Альма-матер | |
Известный | Экспериментальный фильм |
Заметная работа | Фильмы:
|
Движение | Американский авангард |
Супруги | Грегори Бардак |
Награды |
|
Майя Дерен (урожденная Элеонора Деренковская , украинский: Елеоно́ра Деренко́вська ; 12 мая [ OS 29 апреля] 1917 [1] [2] украинского происхождения (тогда входивший в состав Российской империи, ныне независимая Украина) — 13 октября 1961) — американский кинорежиссер-экспериментатор и важный представитель авангарда 1940 -х и 1950-х годов. Дерен также был хореографом, танцором, теоретиком кино, поэтом, преподавателем, писателем и фотографом.
Функция фильма, считал Дерен, заключалась в создании опыта. [3] Она объединила свой опыт в танце и хореографии, этнографии, африканской духовной религии Гаити Вуду , символистской поэзии и гештальт-психологии (будучи ученицей Курта Коффки ) в серии перцептивных черно-белых короткометражных фильмов. Используя монтаж, мультиэкспозицию , резкий монтаж , наложение , замедленную съемку и другие приемы работы с камерой в своих интересах, Дерен отказалась от устоявшихся представлений о физическом пространстве и времени, внося новшества в тщательно спланированные фильмы с конкретными концептуальными целями. [4] [5]
«Сети дня» (1943), ее сотрудничество с тогдашним мужем Александром Хаммидом , стало одним из самых влиятельных экспериментальных фильмов в истории американского кино. Дерен снял еще несколько фильмов, включая, помимо прочего, « На суше » (1944), «Этюд хореографии для камеры» (1945) и «Ритуал в преображенном времени» (1946), написав, продюсируя, срежиссировав, отредактировав и сфотографировав их. с помощью только одного человека, Хеллы Хейман , ее оператора.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Дерен родился 12 мая [ OS 29 апреля] 1917 года в Киеве , Украина, Российская империя, ныне независимая Украина, в еврейской семье. [6] психологу Соломону Деренковскому и Гитель-Малка (Мари) Фидлер, [1] которые якобы назвали свою дочь в честь итальянской актрисы Элеоноры Дузе . [7] [8]
В 1922 году семья бежала из Украинской ССР из-за антисемитских погромов, устроенных Белой Добровольческой армией , и переехала в Сиракузы, штат Нью-Йорк . Ее отец сократил фамилию с Деренковской на «Дерен» вскоре после того, как они приехали в Нью-Йорк. [9] [10] Он стал штатным психиатром в Государственном институте для слабоумных в Сиракузах. [11] Мать Дерена была музыкантшей и танцовщицей, обучавшейся этому искусству в Киеве. [10] В 1928 году родители Дерена стали натурализованными гражданами США. [6]
Дерен был очень умным человеком и пошел в пятый класс всего в восемь лет. [10] она посещала Международную школу Лиги Наций в Женеве , Швейцария . С 1930 по 1933 год [12] Ее мать переехала в Париж, Франция, чтобы быть ближе к ней, пока она училась. Дерен научилась говорить по-французски, пока была за границей. [13]
Дерен поступила в Сиракузский университет в шестнадцать лет, где начала изучать журналистику и политологию. [14] [10] Дерен стала очень активной социалистической активисткой во время троцкистского движения, когда была подростком. [4] Она работала национальным студенческим секретарем в Национальном студенческом офисе Социалистической лиги молодежи и была членом Клуба социальных проблем Сиракузского университета.
В июне 1935 года, в восемнадцать лет, она вышла замуж за Грегори Бардака, активиста-социалиста, с которым познакомилась через Клуб социальных проблем. [4] После его окончания в 1935 году она переехала в Нью-Йорк. Она закончила школу в Нью-Йоркском университете со степенью бакалавра литературы в июне 1936 года и той же осенью вернулась в Сиракузы. [9] Она и Бардак стали активными участниками различных социалистических проектов в Нью-Йорке; и именно в это время они расстались и в конце концов развелись три года спустя. [15]
В 1938 году Дерен поступил в Новую школу социальных исследований и получил степень магистра английской литературы в Смит-колледже . [16] Ее магистерская диссертация называлась «Влияние французской школы символистов на англо-американскую поэзию» (1939). [17] Сюда входили работы Паунда, Элиота и имажистов. К 21 году Дерен получил две степени по литературе. [13]
Ранняя карьера
[ редактировать ]После окончания Смита Дерен вернулась в Гринвич-Виллидж в Нью-Йорке , где присоединилась к европейской эмигрантской арт-сцене. [18] С 1937 по 1939 год она зарабатывала на жизнь тем, что писала статьи для радиошоу и газет на иностранных языках. В это время она также работала помощником редактора у известных американских писателей Эды Лу Уолтон , Макса Истмана , а затем Уильяма Сибрука . [4] Она писала стихи и рассказы, пробовала свои силы в написании коммерческого романа, а также перевела произведение Виктора Сержа, которое так и не было опубликовано. [10] Она стала известна своей одеждой ручной работы в европейском стиле, дикими рыжими вьющимися волосами и жестокими убеждениями. [9] [19]
В 1940 году Дерен переехала в Лос-Анджелес, чтобы сосредоточиться на поэзии и фотографии-фрилансере. В 1941 году Дерен написала Кэтрин Данэм — афроамериканской танцовщице, хореографу и антропологу карибской культуры и танца, — предлагая написать детскую книгу о танцах и подавая заявку на управленческую работу для нее и ее танцевальной труппы; позже она стала помощницей и публицистом Данэма. Дерен путешествовал с труппой в течение года, научившись больше ценить танец, а также интересоваться и ценить гаитянскую культуру. [10] Полевые исследования Данэма повлияли на исследования Дерена гаитянской культуры и мифологии вуду . [20] [19] По окончании гастролей нового мюзикла Cabin in the Sky остановилась танцевальная труппа Данэма на несколько месяцев в Лос-Анджелесе, чтобы поработать в Голливуде . Именно там Дерен познакомился с Александром Хакеншмидом (который позже сменил имя на Александр Хаммид), знаменитым фотографом и оператором чешского происхождения, который стал вторым мужем Дерена в 1942 году. Хакеншмид бежал из Чехословакии в 1938 году после Судетского кризиса .
Дерен и Хаммид жили вместе в Лорел каньоне , где он помогал ей с ее фотографиями, посвященными местным сборщикам фруктов в Лос-Анджелесе. [4] Из двух заказов журнала по фотоснимкам 1943 года, посвященных художникам, работавшим в Нью-Йорке, в том числе Осипу Цадкину , ее фотографии появились в статье журнала Vogue. [21] Другая статья, предназначенная для журнала «Мадемуазель», не была опубликована. [22] но три подписанных увеличенных фотографии, предназначенных для этой статьи, на всех из которых изображена подруга Дерена, нью-йоркский керамист Кэрол Джейнвей , сохранились в МоМА. [23] и Художественный музей Филадельфии. [24] [25] Все отпечатки были из поместья Джейнвей. [26]
Личная жизнь
[ редактировать ]В 1943 году она переехала в бунгало на Кингс-роуд в Голливуде. [4] и взяла имя Майя, домашнее имя, которое придумал ее второй муж Хаммид. Майя — это имя матери исторического Будды , а также дхармическая концепция иллюзорной природы реальности. В греческом мифе Майя — мать Гермеса и богиня гор и полей.
В 1944 году, вернувшись в Нью-Йорк, в ее круг общения входили Марсель Дюшан , Андре Бретон , Джон Кейдж и Анаис Нин . [27] В 1944 году Дерен снял «Колыбель ведьмы» в галерее Пегги Гуггенхайм « Искусство этого века» с участием Дюшана в фильме.
В декабрьском выпуске журнала Esquire за 1946 год в подписи к ее фотографии говорилось, что она «экспериментирует с кинофильмами подсознания, но вот убедительные доказательства того, что сама женщина бесконечно фотогенична». [28] Ее третий муж, Тейдзи Ито , сказал: «Майя всегда была русской. На Гаити она была русской. Она всегда была одета, разговаривала, говорила на многих языках и была русской». [28]
Кинокарьера
[ редактировать ]Дерен определил кино как искусство, обеспечил интеллектуальный контекст для просмотра фильмов и заполнил теоретический пробел в отношении видов независимых фильмов , которые демонстрировали кинообщества. [29] Как заявляет Сара Келлер: «Майя Дерен претендует на честь быть одним из самых важных пионеров американского киноавангарда, на ее счету всего семьдесят пять или около того минут готовых фильмов». [30]
Дерен начала показывать и распространять свои фильмы в США, Канаде и на Кубе , читая лекции и писая по авангардной теории кино, а также по «Вуду». В феврале 1946 года она заказала театр Провинстаун в Гринвич-Виллидж для крупной публичной выставки под названием « Три заброшенных фильма» , в которой она показала «Сетки дня» (1943), «На суше» (1944) и «Этюд хореографии для камеры » (1945). [15] Билеты на мероприятие были полностью распроданы, что вдохновило Амоса Фогеля на создание Cinema 16 , самого успешного киносообщества 1950-х годов. [31]
В 1946 году она была удостоена стипендии Гуггенхайма за «Творческую работу в области киноискусства», а в 1947 году выиграла Международный Гран-при за авангардный фильм на Каннском кинофестивале за «Сети дня» . Затем она учредила стипендию для кинематографистов-экспериментаторов — Creative Film Foundation. [32]
Между 1952 и 1955 годами Дерен сотрудничал с балетной школой Метрополитен-опера и Антонием Тюдором для создания «Самого глаза ночи» .
Опыт Дерен и ее интерес к танцу проявляются в ее работах, особенно в короткометражном фильме «Этюд хореографии для камеры» (1945). Эту комбинацию танца и кино часто называют «хореокино» — термин, впервые придуманный американским танцевальным критиком Джоном Мартином . [33]
В своей работе она часто сосредотачивалась на бессознательном опыте, например, в «Сетках дня». Считается, что на это вдохновил ее отец, который был учеником психиатра Владимира Бехтерева , который исследовал транс и гипноз как неврологические состояния. [34] Она также регулярно исследовала темы гендерной идентичности, включая элементы самоанализа и мифологии. Несмотря на ее феминистский подтекст, в то время она практически не признавалась писателями-феминистками, даже влиятельные писательницы Клэр Джонстон и Лора Малви в то время игнорировали Дерен. [35] хотя позже Малви отдал Дерену это признание, поскольку их работы часто обсуждались друг с другом. [36]
Основные фильмы
[ редактировать ]Сети дня (1943)
[ редактировать ]
В 1943 году Дерен купила бывшую в употреблении 16-миллиметровую камеру Bolex на часть денег, полученных в результате наследства после смерти ее отца от сердечного приступа. Эта камера использовалась для создания ее первого и самого известного фильма «Сети дня» (1943), снятого в сотрудничестве с Хаммидом в их доме в Лос-Анджелесе с бюджетом в 250 долларов. [5] «Сети дня» признан основополагающим американским авангардным фильмом. Критики увидели в фильме автобиографические элементы, а также мысли о женщине как о субъекте, а не как об объекте. Первоначально это был немой фильм без диалогов, но музыка к нему была написана спустя много времени после его первого показа третьим мужем Дерен Тейдзи Ито в 1952 году. Фильм можно охарактеризовать как экспрессионистский «транс-фильм», полный драматических ракурсов и новаторского монтажа. . Он исследует эфемерные способы работы подсознания главного героя и устанавливает связи между объектами и ситуациями. Женщина, которую играет Майя Дерен, подходит к дому в Лос-Анджелесе, засыпает и, кажется, видит сон. Последовательность подходов к воротам по частично затененной дороге возобновляется много раз, сопротивляясь традиционным повествовательным ожиданиям, и заканчивается в различных ситуациях внутри дома. Движение ветра, тени и музыка поддерживают сердцебиение сна. Повторяющиеся символы включают фигуру в плаще, зеркала, ключ и нож.
Свободное повторение и ритм обрывают любые ожидания от традиционного повествования, усиливая сказочные качества. Камера изначально не показывает ее лицо, что исключает идентификацию с конкретной женщиной, что создает универсализирующий, тотализирующий эффект – ведь к неизвестной, безликой женщине легче относиться. Появляются множественные «я», перемещающиеся между первым и третьим лицом, предполагая, что в игре задействовано супер-эго , что соответствует психоаналитической фрейдистской лестнице и цветочным мотивам. Такая фрейдистская интерпретация, с которой она не согласилась, побудила Дерен добавить звук, написанный Тейдзи Ито в фильм .
Другая интерпретация состоит в том, что каждый фильм является примером «личного фильма». Ее первый фильм «Сети дня » исследует женскую субъективность и отношение к внешнему миру. Жорж Садуль сказал, что Дерен, возможно, была «самой важной фигурой в послевоенном развитии личного независимого кино в США». [37] В изображении режиссера как женщины, чья субъективность в домашнем пространстве исследуется, на передний план выходит феминистское изречение «личное — это политическое». Как и в других своих фильмах о самопрезентации, Дерен преодолевает противоречивые тенденции себя и «другого» посредством удвоения, умножения и слияния женщины в фильме. Следуя за сказочным квестом аллегорической сложности, «Сети дня» имеют загадочную структуру и отдаленное сходство как с нуаром, так и с домашней мелодрамой. [9] Фильм известен тем, что он перекликается с жизнью и тревогами Дерена. Согласно обзору в The Moving Image , «этот фильм возникает из ряда проблем и страстных обязательств, которые присущи жизни и траектории Дерен. Первой из этих траекторий является интерес Дерен к социализму в ее юности и университетских годах». [38]
Заметки директора
[ редактировать ]Нет никакой конкретной информации о концепции « Сетей дня», кроме того, что Дерен предложила поэтические идеи, а Хаммид смогла превратить их в визуальные эффекты, какими она их себе представляла. Первоначальная концепция Дерен начиналась с точки зрения субъективной камеры, которая показывала бы ее точку зрения без помощи зеркал и перемещалась бы, как ее глаза, в пространстве. Согласно самой ранней заметке к программе, она описывает «Сети после полудня» следующим образом:
Этот фильм посвящен внутренним переживаниям человека. В нем не фиксируется событие, свидетелем которого могли бы стать другие лица. Скорее, он воспроизводит способ, которым подсознание человека будет развивать, интерпретировать и превращать, казалось бы, простой и случайный инцидент в критический эмоциональный опыт.
На земле (1944)
[ редактировать ]
Дерен снимал фильм « На земле» в Порт-Джефферсоне и Амагансетте, штат Нью-Йорк. Летом 1944 года Взяв в большей степени точку зрения психолога-эколога, Дерен «экстериализирует скрытую динамику внешнего мира… как если бы я отошел от беспокойства о жизни рыбы, к заботе о море, которая определяет характер рыбы и ее жизнь». [37] Майя Дерен вымывается на берегу пляжа и взбирается на кусок коряги, который ведет в комнату, освещенную люстрами, и к одному длинному столу, заполненному курящими мужчинами и женщинами. Кажется, что она невидима для людей, поскольку беспрепятственно ползет по столу; ее тело снова плавно переходит в новый кадр, ползая сквозь листву; следование потоку воды на камнях; преследовал человека через ферму к больному в постели, через ряд дверей и, наконец, выскочил наружу на скале. Она сжимается в широком кадре, отходя дальше от камеры, вверх и вниз по песчаным дюнам, а затем лихорадочно собирая камни на берегу. Выражение ее лица кажется растерянным, когда она видит двух женщин, играющих в шахматы на песке. Она пробегает всю сцену назад, и из-за прыжков кажется, что она двойник или «двойник», где ее прежнее «я» видит свое другое «я», бегущее по сцене. Некоторые из ее движений контролируемы, что предполагает театральность, танцовщицу, в то время как некоторые имеют почти анималистическую чувствительность, когда она ползает в, казалось бы, чужой среде. Это один из фильмов Дерен, в котором основное внимание уделяется исследованию героиней своей собственной субъективности в ее физическом окружении, как внутри, так и за пределами ее подсознания, хотя по сравнению с другими ее фильмами он имеет такое же аморфное качество.
Этюд хореографии для камеры (1945)
[ редактировать ]
Весной 1945 года она сделала «Этюд по хореографии для камеры », который, по словам Дерен, был «попыткой выделить и прославить принцип силы движения». [37] Композиции и различная скорость движения в кадре дополняют и взаимодействуют с тщательным монтажом Дерена, а также с различной скоростью и движениями пленки, создавая танец, который, по словам Дерен, может существовать только в кино. Воодушевленная тем, что динамика движения больше, чем что-либо еще в фильме, Майя ввела совершенно новое значение слова «география», поскольку движение танцора превосходит идеи времени и пространства и манипулирует ими. [37]
«Для Дерен не требуется перехода между местом снаружи (например, лесом, парком или пляжем) и внутренней комнатой. Одно действие может выполняться в разных физических пространствах, как в «Этюде хореографии для камеры» ( 1945), и таким образом сшивает вместе слои реальности, тем самым предполагая непрерывность между различными уровнями сознания». [39]
продолжительностью чуть менее трех минут «Этюд хореографии для камеры» представляет собой фрагмент, изображающий тщательно продуманное исследование человека, который танцует в лесу, а затем, кажется, телепортируется внутрь дома из-за того, насколько непрерывны его движения от одного место к следующему. Монтаж прерывистый, прерывистый, показывает разные ракурсы и композиции, и даже с замедленными частями Дерену удается сохранять качество прыжка плавным и, казалось бы, непрерывным. Хореография идеально синхронизирована: он плавно появляется во внутреннем дворе, а затем возвращается в открытое, естественное пространство. Он показывает движение от природы к границам общества и обратно к природе. Фигура принадлежит танцовщице и хореографу Тэлли Битти , последнее движение которой — прыжок через экран обратно в мир природы. Дерен и Битти познакомились через Кэтрин Данэм, Дерен была ее помощницей, а Битти была танцовщицей в ее труппе. [40] Стоит отметить, что Битти активно сотрудничал с Дереном в создании этого фильма, поэтому в титрах фильма он упоминается вместе с Дереном. [34] У фильма также есть подзаголовок «Па-де-де», танцевальный термин, обозначающий танец между двумя людьми или, в данном случае, сотрудничество Дерен и Битти. [34]
«Этюд хореографии для камеры» был одним из первых экспериментальных танцевальных фильмов, опубликованных в New York Times, а также в журнале Dance Magazine. [34]
Ритуал в преображенном времени (1946)
[ редактировать ]В своем четвертом фильме Дерен отметила в «Анаграмме» , что, по ее мнению, особое внимание следует уделить уникальным возможностям времени и что форма в целом должна быть ритуальной. «Ритуал в преображенном времени» начался в августе и был завершен в 1946 году. Он исследовал страх быть отвергнутым и свободу выражения в отказе от ритуала, рассматривая детали, а также более широкие идеи о природе и процессе изменений. Главные роли исполнили сама Дерен и танцоры Рита Кристиани и Фрэнк Уэстбрук. [41]
Размышление о насилии (1948)
[ редактировать ]Дерена «Размышление о насилии» было написано в 1948 году. В исполнении Чао-Ли Чи стирается грань между насилием и красотой. Это была попытка «абстрагировать принцип продолжающейся метаморфозы», найденный в «Ритуале в трансфигурированном времени», хотя Дерен чувствовал, что она не была столь успешной в ясности этой идеи из-за ее философского веса. [37] В середине фильма эпизод перематывается, образуя цикл фильма.
Критика Голливуда
[ редактировать ]На протяжении 1940-х и 1950-х годов Дерен критиковал Голливуд за его художественную, политическую и экономическую монополию над американским кино. Она заявила: «Я делаю свои картины за то, что Голливуд тратит на помаду», раскритиковав количество денег, потраченных на производство. Она также заметила, что Голливуд «стал серьезным препятствием на пути определения и развития кино как творческой формы изобразительного искусства». Она выступила против стандартов и практики голливудской киноиндустрии. [42] Дерен говорит о свободе независимого кино:
Творческая свобода означает, что режиссеру-любителю никогда не придется жертвовать визуальным драматизмом и красотой ради потока слов... неустанной деятельности и объяснений сюжета... и не ожидается, что любительская постановка принесет прибыль от огромных инвестиций, удержать внимание огромной и разношерстной аудитории в течение 90 минут... Вместо того, чтобы пытаться изобрести движущийся сюжет, используйте движение ветра или воды, детей, людей, лифтов, мячей и т. д., поскольку стихотворение может прославить эти движения. . И используйте свою свободу, чтобы экспериментировать с визуальными идеями; ваши ошибки не приведут к увольнению. [43]
Гаити и Воду
[ редактировать ]Когда Майя Дерен решила снять этнографический фильм на Гаити, ее раскритиковали за отказ от авангардного кино, в котором она сделала себе имя, но она была готова выйти на новый уровень как художница. [44] [45] Она изучала этнографические кадры Грегори Бейтсона на Бали в 1947 году и хотела включить их в свой следующий фильм. [4] В сентябре она развелась с Хаммидом и уехала на девять месяцев на Гаити. Грант стипендии Гуггенхайма в 1946 году позволил Дерен профинансировать свое путешествие и снять кадры для фильма, который посмертно стал «Божественными всадниками: Живые боги Гаити» . В 1954 году она совершила еще три поездки, чтобы документировать и записывать ритуалы гаитянского вуду .
Источником вдохновения для ритуального танца была Кэтрин Данэм, написавшая в 1939 году магистерскую диссертацию по гаитянским танцам, которую Дерен редактировал. Работая ассистентом Данэма, Дерен получила доступ к архиву Данэма, который включал 16-миллиметровые документы о танцах в Тринидаде и Гаити. Знакомство с этими документами побудило ее написать в 1942 году эссе под названием «Религиозная принадлежность в танцах». [46] После этого Дерен написала несколько статей о религиозной принадлежности в танцах перед своей первой поездкой на Гаити. [47] Вуду Дерен много часов снимала, записывала и фотографировала ритуал , но она также участвовала в церемониях. Она задокументировала свои знания и опыт вуду в книге «Божественные всадники: живые боги Гаити» (Нью-Йорк: Vanguard Press, 1953) под редакцией Джозефа Кэмпбелла , которая считается исчерпывающим источником по этому вопросу. Она описала, что ее влечение к церемониям владения Вуду, трансформации, танцам, играм, играм и особенно ритуалам проистекает из ее сильного чувства необходимости деконцентрировать наши мысли о себе, эго и личности. [9] В своей книге «Анаграмма идей об искусстве, форме и кино» она написала:
Ритуальная форма рассматривает человека не как источник драматического действия, а как несколько обезличенный элемент драматического целого. Целью такой деперсонализации является не разрушение личности; напротив, оно выводит его за рамки личного измерения и освобождает от специализации и ограничений личности. Он становится частью динамического целого, которое, как и все подобные творческие отношения, в свою очередь, наделяет его части определенным большим смыслом. [3]
Дерен сняла на свою камеру Bolex ритуалы вуду и людей, которых она встретила на Гаити, на расстоянии 18 000 футов. [48] Отснятый материал был включен в посмертный документальный фильм « Божественные всадники: Живые боги Гаити» , отредактированный и снятый в 1977 году (при финансовой поддержке друга Дерен Джеймса Меррилла ) ее бывшим мужем Тейджи Ито (1935–1982) и его женой Шерель. Винетт Ито (1947–1999). [49] [50] [51] Все оригинальные телеграфные записи, фотографии и заметки хранятся в коллекции Майи Дерен в Архивном исследовательском центре Говарда Готлиба Бостонского университета . Отснятый материал хранится в архиве Anthology Film Archives в Нью-Йорке.
Пластинка с некоторыми электронными записями Дерена была опубликована недавно созданной компанией Elektra Records в 1953 году под названием Voices of Haiti . Обложку альбома нарисовал Тейдзи Ито. [52]
Антропологи Мелвилл Херковиц и Гарольд Курландер признали важность « Божественных всадников », и в современных исследованиях его часто называют авторитетным голосом, при этом методология Дерена особенно хвалится, потому что «Вуду сопротивляется всем ортодоксальным взглядам, никогда не принимая поверхностные представления за внутреннюю реальность». [53]
В своей одноименной книге [54] Дерен использует написание вуду , объясняя: «В терминологии, титулах и церемониях вуду по-прежнему используются оригинальные африканские слова, и в этой книге они были написаны в соответствии с обычной английской фонетикой, чтобы как можно точнее передать гаитянский язык. Однако большинство песен, поговорок и даже некоторых религиозных терминов написаны на креольском языке , который в основном имеет французское происхождение (хотя он также содержит африканские, испанские и индийские слова). оно было написано так, чтобы указать как оригинальное французское слово, так и характерное креольское произношение». В свой словарь креольских слов Дерен включает слово «вудун», а в Краткий Оксфордский словарь английского языка. [55] обращает внимание на похожее французское слово Vaudoux.
Смерть
[ редактировать ]Дерен умер в 1961 году в возрасте 44 лет от кровоизлияния в мозг , которое было объяснено сочетанием недоедания и употребления наркотиков. [56] Ее состояние, возможно, также было ослаблено ее длительной зависимостью от амфетаминов и снотворных, прописанных Максом Джейкобсоном , врачом и деятелем искусства, известным своим щедрым назначением наркотиков. [9] который позже прославился как один из президента Джона Ф. Кеннеди врачей .
Ее прах был развеян в Японии на горе Фудзи . [ нужна ссылка ]
Наследие
[ редактировать ]Дерен была источником вдохновения для таких многообещающих режиссеров-авангардистов, как Кертис Харрингтон , Стэн Брэкейдж и Кеннет Энгер , которые подражали ее независимому и предпринимательскому духу. Ее влияние также можно увидеть в фильмах Кэроли Шнееманн , Барбары Хаммер и Су Фридрих . [20] В своей рецензии на известного режиссера-экспериментатора Дэвида Линча писатель «Внутреннюю империю » Джим Эмерсон сравнивает эту работу с «Сетками дня» , очевидно, любимым произведением Линча. [57]
Дерен был ключевой фигурой в создании нового американского кино, освещая личный, экспериментальный, андеграундный фильм. В 1986 году Американский институт киноискусства учредил премию Майи Дерен в честь независимых кинематографистов.
Легенда о Майе Дерен, Том. 1 Часть 2 состоит из сотен документов, интервью, устных рассказов, писем и автобиографических воспоминаний. [9]
Работы о Дерен и ее произведениях выпускались в различных СМИ:
- Дерен появляется как персонаж длинного повествовательного стихотворения «Меняющийся свет в Сандовере » (1976–1980) ее друга Джеймса Меррилла .
- В 1987 году Джо Энн Каплан сняла биографический документальный фильм о Дерен под названием « Призыв: Майя Дерен» (65 минут).
- В 1994 году британский Театр «Лошадь и бамбук» создал и гастролировал по Европе «Танец белой тьмы» - историю визитов Дерена на Гаити.
- В 2002 году Мартина Кудлачек сняла полнометражный документальный фильм о Дерен под названием « В зеркале Майи Дерен» ( Im Spiegel der Maya Deren ), в котором использовалась музыка Джона Цорна .
Фильмы Дерена также демонстрировались с недавно написанными альтернативными саундтреками:
- В 2004 году британская рок-группа Subterraneans подготовила новые саундтреки к шести короткометражным фильмам Дерена по заказу Королевского университета в Белфасте ежегодного кинофестиваля . At Land выиграл приз фестиваля за звуковой дизайн.
- В 2008 году португальская рок-группа Mão Morta подготовила новые саундтреки к четырем короткометражным фильмам Дерена по заказу ежегодного кинофестиваля Курташ-Вила-ду-Конде.
Награды и почести
[ редактировать ]- Стипендия Гуггенхайма, 1946 г.
- Международный Гран-при за авангардный фильм на Каннском кинофестивале (1947). [58]
- Творческая работа в кино (1947)
Фильмография
[ редактировать ]† | Обозначает посмертно освобожденный. |
Заголовок | Год | Кредиты | Примечания | Ссылка. | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Директор | Писатель | Продюсер | Редактор | ||||
Сетки дня | 1943 | Да | Да | Да | Да | совместно с Александром Хаммидом | [56] [59] |
Колыбель Ведьмы | 1944 | Да | Да | Нет | Нет | незавершенный | [56] |
На земле | 1944 | Да | Да | Нет | Нет | [56] | |
Этюд по хореографии для камеры | 1945 | Да | Нет | Нет | Нет | соло в главной роли Тэлли Битти | [56] |
Частная жизнь кота | 1947 | Да | Нет | Нет | Нет | Сотрудничество с Александром Хаммидом | [59] |
Ритуал в преображенном времени | 1946 | Да | Да | Да | Да | под редакцией Александра Хаммида | [56] |
Медитация о насилии | 1948 | Да | Да | Да | Нет | музыка Тейдзи Ито | [56] |
Медуза | 1949 | Да | Нет | Нет | Нет | незавершенный | [59] |
Ансамбль для сомнамбул | 1951 | Да | Да | Да | Нет | Семинар Общества кино Торонто; неизданный, незаконченный | [59] |
Самое око ночи | 1955 | Да | Да | Нет | Да | сотрудничество с Метрополитен-опера балетной школой | [33] [56] [59] [60] |
Сезон незнакомцев | 1959 | Да | Нет | Нет | Нет | также известный как Haiku Film Project , незаконченный | [59] |
Божественные всадники: живые боги Гаити | 1985 | Да | Нет | Нет | Нет | Оригинальные кадры, снятые Дереном (1947–1954); реконструкция Тейджи и Черел Ито | [56] |
Дискография
[ редактировать ]Виниловые пластинки
[ редактировать ]Год | Художник | Заголовок | Этикетка | Примечания |
---|---|---|---|---|
1953 | Майя Дерен | Голоса Гаити | Электра Рекордс | Дизайн [обложка]: Тейдзи Ито ; записано во время церемоний возле Круа-де-Миссион и Петион-Виль , Гаити. [61] |
1978 | Неизвестный | Безе и народные баллады Гаити | Лирикордовые диски | Записано Майей Дерен [62] |
1980 | Неизвестный | Божественные всадники: боги вуду Гаити | Лирикордовые диски | Записано Майей Дерен; дизайн [обложка]: Тейдзи Ито; аннотации: Черел Ито [63] |
Письменные работы
[ редактировать ]Чей был важным теоретиком кино.
- Ее наиболее читаемое эссе по теории кино, вероятно, - «Анаграмма идей об искусстве, форме и фильме» , основополагающий трактат Дерен, который заложил основу для многих ее идей о кино как форме искусства (Йонкерс, Нью-Йорк: Alicat Book Shop Press, 1946). ).
- Ее сборник сочинений был опубликован. [64] в 2005 году и разделен на три секции:
- Поэтика кино , в том числе: Любительское и профессиональное, Кино как форма искусства, Анаграмма идей об искусстве, форме и кино, Кинематография: творческое использование реальности.
- Кинопроизводство , в том числе: создание фильмов в новом измерении: время, креативный монтаж, планирование на глаз, приключения в творческом кинопроизводстве.
- Фильм в формате Medias Res , в том числе: «Письмо», «Магия — это новое», «Новые направления в киноискусстве», «Хореография для камеры», «Ритуал в преображенном времени», «Размышление о насилии», «Самое око ночи».
- «Божественные всадники: Живые боги Гаити» было опубликовано в 1953 году издательствами Vanguard Press (Нью-Йорк) и Thames & Hudson (Лондон), переиздано под названием «Боги вуду» издательством Paladin в 1975 году и снова под первоначальным названием издательством McPherson & Company. в 1998 году.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Запись о рождении в метрической книге Киевского раввината за 1917 год // ЦГИАК Украины. Ф. 1164. Оп. 1. Д. 161 (517 — по старой нумерации). Л. 73об–74. (russian)
- ↑ Во многих источниках указаны другие даты рождения: 29 апреля 1917 года.
- ^ Jump up to: а б Дерен, Майя (1946). Анаграмма идей об искусстве, форме и кино . Издательство книжного магазина Аликат.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кларк, Веве; Хадсон, Миллисент; Нейман, Катрина (1985). Мелтон, Холлис (ред.). Легенда о Майе Дерен: документальная биография и собрание сочинений. Том. 1, пт. 1. Подписи (1917-42) . Нью-Йорк: Киноархивы антологии/Кинокультура. ISBN 978-0-91168-914-3 .
- ^ Jump up to: а б Кларк, ВеВе А.; Хадсон, Миллисент; Нейман, Катрина (1988). Мелтон, Холлис (ред.). Легенда о Майе Дерен: документальная биография и собрание сочинений (изд. Том 1, часть вторая). Нью-Йорк: Архив фильмов атологии / Кинокультура. ISBN 0-911689-17-6 .
- ^ Jump up to: а б Николс 2001, с. 3
- ^ Николс 2001, с. 17
- ^ Суслов 2001, с. 120
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Николс, Билл, изд. (2001). Майя Дерен и американский авангард: включает полный текст «Анаграммы идей об искусстве, форме и кино» . Беркли: Издательство Калифорнийского университета . стр. 3–10, 268.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Брюс Р. Макферсон, «Предисловие», в книге « Основной Дерен: собрание сочинений о кино» Майи Дерен, изд. Брюс Р. Макферсон (Нью-Йорк: McPherson & Company, 2005), 8.
- ^ Литофф, Джуди Барретт (1994). Европейские женщины-иммигранты в Соединенных Штатах: Биографический словарь . Тейлор и Фрэнсис. п. 74. ИСБН 978-0-8240-5306-2 . Проверено 29 февраля 2020 г. - через GoogleBooks.
- ^ Джеймс, Джейми (2016). Гламур странностей: художники и последний век экзотики . Фаррар, Штраус и Жиру. п. 624. ИСБН 978-0-374-71132-0 . Проверено 29 февраля 2020 г. - через GoogleBooks.
- ^ Jump up to: а б Брюс Р. Макферсон, «Предисловие», в книге « Основной Дерен: собрание сочинений о кино» Майи Дерен, изд. Брюс Р. Макферсон (Нью-Йорк: McPherson & Company, 2005), 9.
- ^ «Майя Дерен» . Ответы.com . Архивировано из оригинала 4 мая 2014 года . Проверено 28 августа 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Зихерман, Барбара; Грин, Кэрол Херд (1980). Известные американские женщины: Современный период: Биографический словарь . Издательство Гарвардского университета. п. 187 . ISBN 978-0-674-62733-8 . Проверено 29 февраля 2020 г. - через GoogleBooks.
- ^ Бауэр, Лаура Л.С. (2018). Голливудские героини: самые влиятельные женщины в истории кино . АВС-КЛИО. стр. 109–110. ISBN 978-1-4408-3649-7 . Проверено 29 февраля 2020 г. - через GoogleBooks.
- ^ Брилл, Олаф (2016). Экспрессионизм в кино . Издательство Эдинбургского университета. п. 290. ИСБН 978-1-4744-0326-9 . Проверено 29 февраля 2020 г. - через GoogleBooks.
- ^ Билл Николс, «Введение», в книге « Майя Дерен и американский авангард» , изд. Билл Николс (Беркли и Лос-Анджелес, Калифорния: Калифорнийский университет Press, 2001), 3.
- ^ Jump up to: а б Броуди, Ричард (16 ноября 2022 г.). «Как Майя Дерен стала символом и чемпионкой американского экспериментального кино» . Житель Нью-Йорка . Проверено 21 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Бергер, Салли (2010). Батлер, Конни (ред.). «Наследие Майи Дерен». Современные женщины . Нью-Йорк: Музей современного искусства: 301.
- ^ Лерман, Лео (ноябрь 1943 г.). «Перед поездами». Мода .
- ^ Кларк, ВеВе; Ходсон, Миллисент; Нейман, Кэтрин (1988). Легенда о Майе Дерен: Том I, часть вторая, камеры (1942–47) . Нью-Йорк: Архив антологии фильмов / Кинокультура. стр. 136–40.
- ^ Майя Дерен. «Портрет Кэрол Джейнвей» . Проверено 29 августа 2020 г.
- ^ Майя Дерен. «Кэрол Джейнвей и скульптура Цадкина» .
- ^ Майя Дерен. «Кэрол Джейнвей» .
- ^ Дженссен, Виктория (2022). Искусство Кэрол Джейнвей: карьера в области плитки и керамики с Georg Jensen Inc. и Осипом Цадкиным на Манхэттене 1940-х годов . Фризен Пресс. стр. 27–29.
- ^ Бауэр, Лаура Л.С. (2018). Голливудские героини: самые влиятельные женщины в истории кино . АВС-КЛИО. стр. 109–110. ISBN 978-1-4408-3649-7 . Проверено 29 февраля 2020 г. - через GoogleBooks.
- ^ Jump up to: а б Прамаджоре, Мария (зима 1997 г.). «Перформанс и личность в авангарде США: случай Майи Дерен» (PDF) . Киножурнал . 36 (2). Издательство Техасского университета : 17–40. дои : 10.2307/1225773 . JSTOR 1225773 . S2CID 191363914 .
- ^ Рабиновиц, Лорен (1991). «Майя Дерен и американское авангардное кино». Точки сопротивления: женщины, власть и политика в нью-йоркском авангардном кино, 1934–1971 . Урбана, Иллинойс: Издательство Университета Иллинойса . стр. 49–91.
- ^ Сара Келлер, «Разочарованные кульминации: о дневных сетках Майи Дерен и колыбели ведьмы», Cinema Journal 52, вып. 3 (весна 2013 г.): 75.
- ^ Макдональд, Скотт (2010). Кино 16: Документы к истории киносообщества . Издательство Университета Темпл. п. 4. ISBN 978-1-4399-0530-2 . Проверено 29 февраля 2020 г. - через GoogleBooks.
- ^ «Майя Дерен | биография — американский режиссёр и актриса» . Britannica.com . Проверено 24 августа 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Коросси, Грузия (28 апреля 2017 г.). «Майя Дерен: семь фильмов, гарантирующих ее легенду» . Британский институт кино (BFI) . Проверено 2 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Дуркин, Ханна (2013). «Кинематографическое «Па-де-де»: Диалог между экспериментальным кинопроизводством Майи Дерен и черной балериной Тэлли Битти в «Этюде хореографии для камеры» (1945)» . Журнал американских исследований . 47 (2): 385–403. дои : 10.1017/S0021875813000121 . ISSN 0021-8758 . JSTOR 24485526 . S2CID 144363190 .
- ^ Николс, Билл; Дерен, Майя (31 октября 2001 г.). Майя Дерен и американский авангард: включает полный текст анаграммы идей об искусстве, форме и кино . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-22732-3 .
- ^ Геллер, Тереза Л. (2006). «Личное кино Майи Дерен: «Сети дня» и его критический прием в истории авангарда» . Биография . 29 (1): 140–158. ISSN 0162-4962 . JSTOR 23541020 .
- ^ Jump up to: а б с д и Кей, Карин; Пири, Джеральд, ред. (1977). «Письмо Джеймсу Карду Майи Дерен». Женщины и кино: критическая антология . Нью-Йорк: Даттон. ISBN 978-0-52547-459-3 .
- ^ Гадассик Алла (11 июля 2012 г.). «Сети дня (рецензия)» . Движущееся изображение . 12 (1): 139–142. дои : 10.1353/mov.2012.0015 . ISSN 1542-4235 . S2CID 191487240 .
- ^ Шперлинг, Сильвина (5 мая 2017 г.). «Ритуал в преображенном времени: Нарциса Хирш, суфийская поэзия, экстатические танцы и женский взгляд» . Международный журнал экранного танца . 3 . дои : 10.18061/ijsd.v3i0.5710 . ISSN 2154-6878 .
- ^ «Тэлли Битти» . Американский театр танца Элвина Эйли . 30 марта 2016 года . Проверено 2 декабря 2021 г.
- ^ Николс, Билл, изд. (2009). Майя Дерен и американский авангард . Издательство Калифорнийского университета. п. 141. ИСБН 978-0-52022-732-3 . Проверено 18 сентября 2017 г.
- ^ Хронология выставки MoMA 2010.
- ^ Дерен, Майя (1965). «Любитель против профессионала». Кинокультура (39): 45–46.
- ^ Салливан, Мойра (2001). «Этнографическое представление ритуалов и магии Майи Дерен на Гаити». Николс, Билл (ред.). Майя Дерен и американский авангард . Издательство Калифорнийского университета. стр. 207–229. ISBN 9780520227323 . Проверено 24 августа 2015 г.
- ^ Николс (2001), стр. 18. По словам Николса, «поднимая еще одно забытое измерение работы Майи Дерен, книга Мойры Салливан «Этнографическое представление ритуалов и магии на Гаити Майей Дерен» основана на первоисточнике из Архива Майи Дерен в Бостоне. и киноархивы антологии в Нью-Йорке».
- ^ Бернарди, Вито Ди (31 декабря 2018 г.). " "Непрерывное пробуждающее движение". Заметки о хореокинематизме Майи Дерен" . Танец и исследования. Лаборатория исследований, сочинений и видений (на итальянском языке). Священные Писания: 161–173. дои : 10.6092/issn.2036-1599/8852 . ISSN 2036-1599 .
- ^ Список этих статей можно найти в: Sullivan, 1997, стр. 199–218.
- ^ «Майя Дерен: семь фильмов, гарантирующих ее легенду» . Британский институт кино . Проверено 3 декабря 2021 г.
- ^ Салливан в Николсе (2001), стр. 207-229.
- ^ «Примечания к программе» с показа в Тихоокеанском киноархиве Калифорнийского университета в Беркли.
- ^ Паганопулос, М. (2011). «Архетип трансформации в киноритуалах Майи Дерен». В Хауке, Кристофер; Хокли, Люк (ред.). Юнг и фильм II . Рутледж. стр. 253–265.
- ^ «Мастер дискографии» . Электра Рекордс .
- ^ Косентино, изд., Священное искусство Вуду , стр.xii. Цитируется Салливаном в книге Николса (2001), стр. 225.
- ^ Дерен, М. (1975). Боги Вуду . Паладин. стр. 26 и 305. (Переиздание книги «Божественные всадники: живые боги Гаити ») .
- ^ Краткий Оксфордский словарь английского языка (3-е изд.). 1973. См. также: Гаитянский Вуду .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Хаслем, Венди (12 декабря 2002 г.). «Великие режиссёры: Майя Дерен» . Чувства кино (23) . Проверено 19 июня 2011 г.
- ^ Эмерсон, Джим. «Иди вглубь страны, молодая женщина! | Сканеры | Роджер Эберт» . www.rogerebert.com/ . Проверено 5 марта 2022 г.
- ^ Пейьер, Моник (2007). «Майя Дерен и социальные науки: когда экспериментальное кино использует документальное кино, чтобы противостоять реальности мира» . Компании (на французском языке). 2 (96): 41–50. дои : 10.3917/soc.096.0041 . ISSN 0765-3697 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж «В зеркале Майи Дерен» (PDF) . Фильмы «Дух времени» . Архивировано из оригинала (PDF) 6 июня 2013 года . Проверено 19 июня 2011 г.
- ^ «Самое око ночи» . Cinematheque.qc.ca . Синематека. Архивировано из оригинала 4 марта 2021 года . Проверено 18 июля 2019 г.
- ^ «Майя Дерен – Голоса Гаити» . Дискогс . Проверено 24 марта 2015 г.
- ^ «Бесе и народные баллады Гаити» . Дискогс . 1980 год . Проверено 24 марта 2015 г.
- ^ «Божественные всадники — боги вуду Гаити» . Discogs.com. 1980 год . Проверено 24 марта 2015 г.
- ^ Essential Deren: Сборник сочинений о кино . Макферсон и компания 2005. ISBN. 0-929701-65-8 . Проверено 24 августа 2015 г.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Броуди, Ричард (16 ноября 2022 г.). «Как Майя Дерен стала символом и чемпионкой американского экспериментального кино». Житель Нью-Йорка . Проверено 21 марта 2023 г.
- Дерен, Майя. Под редакцией Брюса Р. Макферсона. Нью-Йорк: McPherson & Company, 2005.
- Келлер, Сара. «Разочарованные кульминации: о дневных сетках Майи Дерен и колыбели ведьмы». Киножурнал 52, вып. 3 (весна 2013 г.): 75–98.
- Николс, Билл, изд. Майя Дерен и американский авангард . Беркли и Лос-Анджелес, Калифорния: Калифорнийский университет Press, 2001.
- Суслов, Кэтрин М. (2001). «Сама Майя Дерен». Николс, Билл (ред.). Майя Дерен и американский авангард . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0520227328 . Проверено 29 февраля 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Майя Дерен на IMDb
- Библиография Дерена (через Калифорнийский университет в Беркли)
- Мартина Кудлачек (режиссер фильма «В зеркале Майи Дерен») Роберта Гарднера БОМБА 81 / осень 2002 г.
- Коллекция Майи Дерен в Бостонского университета Архивном исследовательском центре Говарда Готлиба
- Божественные всадники (книга): отрывки
- Статья о Майе Дерен: семь фильмов, гарантирующих ее легенду
- Биография Майи Дерен из Архива еврейских женщин
- Журнал Массачусетского технологического института « Видеть невидимое: эксперименты Майи Дерен в кинематографическом трансе»
- Биография Майи Дерен из проекта MUSE
- Хаммер, Барбара. «Связывается с Майей Дерен». Онлайн на видео-лекциях Европейской аспирантуры, 2011 г. По состоянию на 28 января 2023 г. [1]
- 1917 рождений
- 1961 смертей
- Американские актрисы 20-го века
- Американские женщины-художницы 20-го века
- Американские писательницы XX века
- Американские женщины-режиссеры-экспериментаторы
- Американские танцовщицы
- Американские киноактрисы
- Режиссеры из Нью-Йорка
- Американский народ украинско-еврейского происхождения
- Американские практикующие вуду
- Американские женщины-режиссеры
- Американские евреи 20-го века
- Еврейские кинематографисты
- Теоретики кино
- Гаитянский Воду
- Американские актрисы еврейского происхождения
- Еврейские писательницы
- Американские художники-евреи
- Художники из Сиракуз, Нью-Йорк.
- Американские женщины-аниматоры
- Танцоры из Нью-Йорка (штат)
- Выпускники Международной школы Женевы