Александр Хакеншмид
Александр Хакеншмид | |
---|---|
![]() Александр Хаммид на скриншоте из короткометражного фильма «Сети дня» (1943). | |
Рожденный | 17 декабря 1907 г. |
Умер | 26 июля 2004 г. (96 лет) |
Национальность | Чешский (1907–1942) Американец (1942–2004) |
Род занятий | Кинорежиссер , фотограф , оператор , монтажер |
Супруг | Майя Дерен (1942–1947) Хелла Хильда Хейман (1948–1992; ее смерть) |
Александр Хакеншмид , [ 1 ] Александр Зигфрид Джордж Хакеншмид , позже известный как Александр Хаммид (17 декабря 1907, Линц — 26 июля 2004, Нью-Йорк ) — чешско -американский фотограф , кинорежиссёр , оператор и монтажёр . Он иммигрировал в США в 1938 году и стал участвовать в американском авангардном кино. Он наиболее известен по трем фильмам: «Кризис» (1939), «Сети дня» (1943) и «Быть живым!» (1964). Он снял «Сети дня» с Майей Дерен , на которой он был женат с 1942 по 1947 год. Его второй брак был с фотографом Хеллой Хейман , которая также сотрудничала с Хаммидом и Дерен в нескольких фильмах. [ 2 ]
Он выиграл премию Оскар 1965 года за лучший документальный фильм (короткометражный фильм) за фильм «Быть живым!» (1964), режиссером которого он был совместно с Фрэнсисом Томпсоном . [ 3 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Родился в Линце , Австро-Венгрия, в семье школьного учителя. [ 4 ] он изменил свое имя на Александр Хаммид, когда стал гражданином Соединенных Штатов в 1942 году. Он наиболее известен своей работой в документальном кино как режиссер, оператор и монтажер.
Карьера
[ редактировать ]Согласно биографии Хакеншмида Ярослава Анделя, в 1930 году Хакеншмид создал свой первый фильм Bezúčelná procházka ( Бесцельная прогулка ), который положил начало движению авангардного кино в Чехословакии. В том же году он организовал выставку новой чешской фотографии в Авентинской Мансарде — выставку художников издательства «Авентинум» в Праге — и первый показ европейских авангардных фильмов в кинотеатре «Котва» в Праге. Он сотрудничал с иллюстрированным еженедельником Pestrý týden , а также опубликовал ряд статей о фотографии и кино, в которых сформулировал новую эстетику обеих областей. [ 5 ]
Прежде чем эмигрировать из Чехословакии, Хакеншмид работал на киностудии Бати в Злине , основанной Яном Антонином Батей в 1930-х годах, который нанимал молодых кинематографистов и художников для разработки современных фильмов, в первую очередь для рекламы. Работая там, Хакеншмид снял множество рекламных и документальных фильмов. Одним из самых известных стал четырехминутный рекламный ролик шин Bata под названием The Highway Sings . Созданный совместно с режиссером Эльмаром Клосом и оператором Яном Лукасом в 1937 году, он представлял собой авангардный монтаж автомобильных шин в движении. [ 6 ]
В конце 1930-х годов он сотрудничал с американским кинорежиссером Гербертом Клайном над полнометражным документальным фильмом «Кризис» (1939) и переехал в США, где познакомился и женился на Майе Дерен . Вместе они сняли экспериментальный фильм «Сети дня» (1943), в котором режиссеры сыграли двух главных героев. [ 7 ] Он также снял документальные фильмы «Забытая деревня» (1941), «Долина Теннесси» (1944) и «Лучшее завтра» (1945). Хаммид также снял 22-минутный короткометражный фильм «Частная жизнь кошки» (1947). Этот короткометражный фильм был частично повествовательным, частично документальным о кошках и их повседневной жизни. Фильм начинается с двух кошек, самца и самки. Самка в конечном итоге оплодотворяется котом-самцом и начинает искать убежище, когда рожает котят. В фильме подробно показано, как она рожает пятерых котят.
В 1944 году он снял документальный фильм с участием дирижера Артуро Тосканини « Гимн народов» , снятый Управлением военной информации . Он также появился в Майи Дерен » « На суше 15-минутном немом экспериментальном фильме (1944). Его документальный фильм «Библиотека Конгресса» (1945) был номинирован на премию «Оскар» за лучший короткометражный документальный фильм. В 1950-х и 1960-х годах Хаммид снимал документальные фильмы. В 1951 году Хакеншмид и Джан Карло Менотти совместно сняли киноверсию оперы Менотти «Медиум» .
Хаммид снял свой последний фильм « Быть живым!» (1964), для показа на Всемирной выставке в Нью-Йорке 1964 года . В 1965 году фильм получил премию Оскар за лучший короткометражный документальный фильм.
Хаммид работал в партнерстве с режиссером Фрэнсисом Томпсоном более 25 лет, продюсируя множество «собственных» документальных фильмов, а также несколько фильмов для широкой аудитории. Одним из самых известных из них является первый IMAX фильм в формате «Летать!». (1976), премьера которого состоялась в Смитсоновского института ( Национальном музее авиации и космонавтики NASM) на торжественном открытии музея 1 июля 1976 года. Созданный совместно с MacGillivray Freeman Films, он продолжает регулярно показываться в кинотеатре Air and Space. Музей.
За годы работы в компании «Фрэнсис Томпсон, Инк.» Хаммид принял участие в создании нескольких других ранних фильмов в формате IMAX. Грэм Фергюсон , соучредитель корпорации IMAX (выступая на поминальной службе Фрэнсиса Томпсона в 2004 году), вспоминал, как он хотел, чтобы Хаммид и Томпсон сняли первые коммерческие фильмы IMAX из-за их обширной работы над более ранними крупномасштабными многоэкранными фильмами, включая « Будь живым! (который получил «Оскар» после показа на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1964 году), «Мы молоды» (на шести экранах для Всемирной ярмарки/Экспо 67 в Монреале в 1967 году) и США (за Hemisfair в Сан-Антонио в 1969 году).
Смерть
[ редактировать ]Хаммид умер в июле 2004 года в своей на Манхэттене квартире . Ему было 96. [ 8 ]
Наследие
[ редактировать ]Австрийский кинорежиссер Мартина Кудлачек сняла документальный фильм « Бесцельная прогулка: Александр Хаммид» (1996), основанный на его жизни и творчестве. [ 9 ] В 2006 году МоМА организовал выставку фильмов-памяти под названием «Александр Хаммид: Мемориальный салют» на основе своих киноархивов. [ 4 ]
сохранились В киноархиве Академии « Артуро Тосканини: дирижерская музыка» Джузеппе Верди и «Библиотека Конгресса» Александра Хакеншмида. [ 10 ]
Фильмография
[ редактировать ]Директор
[ редактировать ]- Бесцельная прогулка (1930)
- Пражский Град (1932)
- Кризис (1939)
- Забытая деревня (1941)
- Сети дня (1943)
- Долина Теннесси (1944)
- Частная жизнь кота (1944)
- Гимн Наций (1944)
- Библиотека Конгресса (1945)
- Лучшее завтра (1945)
- Брак сегодня (1950)
- Злой мальчик (1950)
- О мужчинах и музыке (1951)
- Джентльмен в комнате 6 (1951)
- Власть среди мужчин (1959)
- Быть живым! (1964)
- США (1968)
- Летать! (1976)
Редактор
[ редактировать ]- Грабитель (1931)
- Зем спиева (1933, Земля поет)
- И жизнь продолжается (1935)
- Кризис (1939)
- Фотограф (1948)
- Медиум (1951)
- Чудо на Яве (1956)
- Выход (1957)
- Быть живым! (1964)
См. также
[ редактировать ]- Книга : Майкл Омаста (ред.): Дань Саше (Вена: SYNEMA, 2002) (немецкий/английский)
- Документальный фильм : Бесцельная прогулка: Александр Хаммид (1996, 48 минут), режиссер Мартина Кудлачек
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кэтрин Л. Шаттак (8 августа 2004 г.). «Александр Хаммид, 96 лет, режиссер, известный многими стилями» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 24 августа 2014 г.
- ^ «Александр Хакеншмид — Моноскоп» . сайт monoskop.org . Проверено 10 июля 2020 г.
- ^ «1965 (38-я премия Оскар)» . База данных Academy Awards® — AMPAS . Архивировано из оригинала 1 июля 2012 г. Проверено 24 августа 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Александр Хаммид: Мемориальный салют» . МоМА . 24–26 февраля 2006 г. Проверено 24 августа 2014 г.
- ^ «Александр Хакеншмид» . Шаден.com .
- ^ Марта Филипова (28 февраля 2020 г.). «Произведение месяца, февраль 2020 г.: «Шоссе поет» Эльмара Клоса, Яна Лукаса и Александра Хакеншмида (1937)» . Непрерывность/Разрыв: искусство и архитектура Центральной Европы 1918–1939 гг . Проверено 12 апреля 2021 г.
- ^ «МоМА | Майя Дерен. Сетки дня. 1943» . www.moma.org . Проверено 22 апреля 2021 г.
- ^ Шаттук, Кэтрин Л. (8 августа 2004 г.). «Александр Хаммид, 96 лет, режиссер, известный многими стилями» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 5 июля 2024 г.
- ^ Бесцельная прогулка: Александр Хаммид на IMDb
- ^ «Сохранившиеся проекты» . Киноархив Академии .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Биография и фильмы Александра Хаммида» . Архивировано из оригинала 06 апреля 2015 г. Проверено 24 августа 2014 г.
- Пионер чешского авангарда Александр Хакеншмид (Хаммид) умер в статье на Радио Прага, 96.
- Александр Хаммид на IMDb
- Частная жизнь кота (1947) в Интернет-архиве
- Подробности о полете на MacGillivray Freeman Films
- История компании Бата
- 1907 рождений
- 2004 смертей
- Чешские фотографы
- Американские режиссеры-экспериментаторы
- Американские режиссеры-документалисты
- Чехословацкие эмигранты в США
- Люди из Линца
- Американские киноредакторы
- Американские кинематографисты
- Редакторы документальных фильмов
- Режиссеры лауреатов премии Оскар за лучший короткометражный документальный фильм
- Чешские кинорежиссеры
- Чешские режиссеры-экспериментаторы