Грета Визенталь
Грета Визенталь | |
---|---|
Рожденный | Вена, Австро-Венгрия | 9 декабря 1885 г.
Умер | 22 июня 1970 г. Вена, Австрия | (84 года)
Национальность | австрийский |
Альма-матер | Венская государственная опера |
Известный | Экстатический современный танец [1] |
Заметная работа | Хореография к балету «Голубой Дунай» |
Супруг (а) | Эрвин Ланг 1910, див. 1923 год Нильс Сильфвершельд 1923, разное. 1927 год |
Родственники | Эльза (сестра, танцевала с ней) |
Грета Визенталь (9 декабря 1885 — 22 июня 1970) — австрийская танцовщица, актёр, хореограф и преподаватель танцев. Она превратила венский вальс из основного блюда бального зала в дико экстатический танец . Она обучалась в Венской придворной опере , но оставила свой собственный, более выразительный подход, создавая балеты на музыку Франца Шрекера , Клеменса фон Франкенштейна и Франца Зальмхофера , а также танцуя в своем собственном стиле под вальсы Иоганна Штрауса II. . Она считается ведущей фигурой современного танца в Австрии.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Грета Визенталь родилась в Вене 9 декабря 1885 года в семье художника Франца Визенталя и его жены Розы (урожденной Ратковской). У нее было пять сестер и брат. [2] В десять лет она поступила в балетную школу Придворной оперы в Вене, как и ее сестра Эльза, а с 1901 по 1907 год работала там танцовщицей. В 1907 году дирижер и композитор Густав Малер дал ей главную роль Фенеллы в «Муэтте де Портичи» , обойдя балетмейстера Йозефа Хассрейтера; возникший скандал заставил Малера уйти в отставку. [3] [2]
Карьера
[ редактировать ]что в Придворной опере нет артистизма, и разработала свой собственный подход к Венскому вальсу Штрауса Визенталь чувствовала , и вальсам Шопена . [4] [5] [6] связан с Венского сецессиона . группой художников и новаторов [2] Ее драматический и восторженный [1] хореография сделала ее ведущей фигурой в австрийском танце. [4] [2] [7] Мерил Кейтс из The New York Times охарактеризовала свой подход как «кружащееся, эйфорическое движение и подвешенные дуги тела». [4] Фонд Малера описал эффект ее хореографии как «распущенные волосы и развевающиеся платья». [2] Она назвала свой подход «сферическим танцем», включающим повороты и вытягивания туловища, рук и ног по горизонтальной оси, в отличие от более вертикальных вращений ее современниц Айседоры Дункан и Рут Сен-Дени , которыми в то время также восхищались в Вене. Вращение было основным элементом ее танца. [4] Историк культуры Элис X. Джордж сказала, что это превращение венского вальса из бального стандарта в авангардную форму искусства на открытом воздухе наэлектризовало город. [4]
В 1908 году Визенталь привела своих сестер Берту и Эльзу в венское кабаре «Фледермаус» , ярким событием которой стало ее соло «Дунайские вальсы» ( Donauwalzer ) в исполнении » Иоганна Штрауса II « На прекрасном голубом Дунае . [4] Они переехали в Берлин, работая там до 1910 года в Немецком театре . [2] [5]
Они гастролировали как по Германии, так и по всему миру, привезя свой танец в Мюнхен (Театр Художника, 1909). [2] Лондон ( Ипподром 1909 г.), [4] Париж ( Театр Водевиль ), [2] и Нью-Йорк (1912, Зимний театр), где они были тепло приняты. [4] Она поставила хореографию и сыграла главную роль в пантомимной пьесе « Сумурун» 1910 года в берлинском театре «Каммершпиль» в постановке Макса Рейнхардта по сценарию Фридриха Фрекса ; более сложная постановка отправилась в Лондон в 1911 году и в Нью-Йорк в 1912 году. [8] Критики неоднократно отмечали ее деликатность движений, обаяние и женственность. Однако ведущая балерина Иоланта Сейфрид , танцевавшая произведения Визенталя в конце 20 века, отмечала, что крошечные движения менее подходят для большой сцены Венской государственной оперы . [4]
В 1912–1914 годах она была ведущей танцовщицей в трех фильмах «Серия Греты Визенталь»: «Кадра Сафа» , «Дочь Эрлконига» и «Золотая муха» . [2] После паузы в карьере во время Первой мировой войны в 1919 году она открыла собственную школу танца. [2]
В 1927 году она сыграла главную роль в собственном балете Der Taugenicchts in Wien («Бездельник в Вене») в Венской государственной опере. Она продолжала давать танцевальные представления в Вене и гастролировать. Однако ее выступления по возвращении в Нью-Йорк в 1933 году показались критикам устаревшими. [2] [4] В 1934 году она стала профессором Академии музыки и исполнительских искусств в Вене, а в 1945 году стала там руководителем художественного танца. [2]
- Визенталь танцует Иоганна Штрауса II «Весенние голоса» . Раскрашенная вручную иллюстрация Лео Раута , 1910 г.
- Танцовщица, картина Хьюго Эрфурта , 1928 год.
Семейная жизнь и наследие
[ редактировать ]Визенталь женился на Эрвине Ланге в июне 1910 года и развелся в 1923 году. В том же году она вышла замуж за шведского врача Нильса Сильфвершельда и развелась в 1927 году. У нее родился сын Мартин. [2] В 1938 году она помогла еврейским друзьям, в том числе танцовщице Лили Кальдерон-Шпитц, поехать в Великобританию, чтобы избежать нацистских преследований . [1]
Похоронена на Центральном кладбище в Вене. В Австрии ее почитают как пионера современного танца , где ее хореография пережила эпоху Возрождения конца 20-го века. [4] [2] В 2020 году в статье на Tanz.at Гунхильд Оберцаухер-Шюллер описала свой танец как «вечно присутствующий». [9]
В 1981 году улица в венском районе Фаворитен была названа в ее честь Визентальгассе. [10]
Работы созданы
[ редактировать ]Балет
[ редактировать ]- 1908: День рождения инфанты («День рождения инфанты» Оскара Уайльда ; музыка Франца Шрекера ) [11]
- 1916: Die Bee («Пчела»; музыка Клеменса фон Франкенштейна ) [12]
- 1930: Ни на что не годный в Вене («Бездельник в Вене»; музыка Франца Зальмхофера ) [13]
Книги
[ редактировать ]- 1919: Восхождение , автобиография [14]
- 1951: Иффи: Роман о танцовщице («Иффи: Роман танцовщицы») [2]
Фильмография
[ редактировать ]- 1913: Иностранная девушка [15]
- 1914: Золотая муха [2]
- 1914: Эрлкёнига Дочь [2]
- 1914: Кадра Сафа («Шейх Кадра Сафа») [2]
- 1919: художника Мечта [15]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Аморт, Андреа (21 июня 2020 г.). « Потрепанные непоколебимы»: Переписка между Гретой Визенталь и Лили Кальдерон-Шпиц» (на немецком языке). Венского музея Журнал . Проверено 28 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р «Грета Визенталь (1885–1970)» . Фонд Малера. 6 января 2015 года . Проверено 28 декабря 2020 г.
- ^ де Лагранж, Анри-Луи (2007). Густав Малер. 3. Вена: триумф и разочарование (1904–1907) . Издательство Оксфордского университета. стр. 620–625. ISBN 978-0193151604 . OCLC 916615081 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Кейтс, Мерил (24 декабря 2020 г.). «Танцуя сама: Когда вальс пошел соло» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 28 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Грета Визенталь» . Оксфордский справочник . 2020 . Проверено 28 декабря 2020 г.
- ^ Франке, Верена (4 апреля 2019 г.). «Женщины в движении: «Все танцует» в театральном музее — это новый взгляд на венскую танцевальную современность» . Wiener Zeitung (на немецком языке) . Проверено 29 декабря 2020 г.
- ^ Оберцаухер-Шюллер, Гунхильд (6 июня 2001 г.). «Визенталь, сестры» [Сестры Визенталь] (на немецком языке). Австрийский музыкальный словарь онлайн . Проверено 28 декабря 2020 г.
- ^ Топфер, Карл (30 июня 2019 г.). «Немецкая пантомима: Макс Рейнхардт: Пантомимическое величие» . Карл Топфер . Проверено 6 января 2022 г.
- ^ Оберцаухер-Шюллер, Гунхильд (24 июня 2020 г.). « Свободный и несвязанный в страстных ритмах » (на немецком языке). tanz.at. Проверено 29 декабря 2020 г.
- ^ «Кратко отмечено» [В письме]. Wiener Zeitung (на немецком языке). 18 мая 2006 года . Проверено 6 января 2022 г.
Кстати, в Вене уже есть Визентальгассе, в Фаворитене. С 1981 года он носит имя танцовщицы Греты Визенталь (1885-1970).
- ^ Хейли, Кристофер (1993). Франц Шрекер: Культурная биография . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521392556 .
- ^ Визенталь, Грета; Франкенштейн, Клеменс фон (1919). Пчела. Пантомима в десяти картинах Греты Визенталь. Музыка Клеменса фон Франкенштейна. Оп. 37 [ Пчела. Пантомима в десяти сенсах Греты Визенталь. Музыка Клеменса фон Франкенштейна. Оп. 37. ] (на немецком языке). Берлин: Издательство «Три маски».
- ^ « Бездельник в Вене» (на немецком языке). Оперный театр. 7 июня 1930 года . Проверено 6 января 2022 г.
Венский балет в шести картинах Греты Визенталь. Музыка Франца Зальмхофера. Постановка и хореография Греты Визенталь. Ни на что не годные: госпожа Визенталь
- ^ Визенталь, Грета (1919). Climb: из жизни танцовщицы ( The на немецком языке). Берлин: Эрнст Ровольт Верлаг . ОСЛК 2846278 .
- ^ Jump up to: а б «Визенталь, Грета» . Специализированная информационная служба по исполнительскому искусству . Проверено 6 января 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- Аморт, Андреа : «Свободный танец в межвоенной Вене» В: Межвоенная Вена. Культура между традицией и современностью . Ред. Дебора Холмс и Лиза Сильверман. Нью-Йорк, Камден Хаус, 2009, стр. 117–142.
- Брандштеттер, Габриэле и Оберцаухер-Шюллер, Гунхильд : Диалект венского модернизма. Танец Греты Визенталь. Кизер, Мюнхен, 2009 г.
- Фидлер, Леонард М.; Долго, Мартин. Грета Визенталь: красота языка тела в танце . Резиденция Верлаг, Зальцбург и Вена, 1985 год.
- Хубер-Визенталь, Рудольф: Сестры Визенталь . 1934 год.
- Колб, Александра: Исполнительская женственность. Танец и литература в немецком модернизме . Оксфорд: Питер Лэнг, 2009.
- Преннер, Ингеборг: Грета Визенталь. Основатель нового танцевального стиля. Кандидатская диссертация, Вена, 1950 г.
- Вицманн, Р. (ред.) Новый язык тела, Г. Визенталь и ее танец, 18 мая 1985 г. – 23 февраля 1986 г. , Каталог выставки, Исторический музей, Вена , 1985.