Франк Ведекинд
Франк Ведекинд | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Бенджамин Франклин Ведекинд 24 июля 1864 г. |
Умер | 9 марта 1918 г. | ( 53 года
Занятие | Драматург |
Родственники | Эрика Ведекинд (сестра) Дуглас Адамс (правнук) |
Семья | Ведекинд цур Хорст |
Подпись | |
![]() |

Бенджамин Франклин Ведекинд (24 июля 1864 — 9 марта 1918) — немецкий драматург . Считается, что его работы, часто критикующие буржуазные взгляды (особенно в отношении секса), предвосхищают экспрессионизм и оказали влияние на развитие эпического театра . [1]
В англоязычном мире до 2006 года Ведекинд был наиболее известен благодаря циклу «Лулу», сериалу из двух пьес — Erdgeist (« Дух Земли» , 1895) и Die Büchse der Pandora ( «Ящик Пандоры» , 1904), в центре которого — молодая танцовщица. /авантюристка загадочного происхождения. В 2006 году его ранняя пьеса «Frühlings Erwachen» ( «Весеннее пробуждение» , 1891) стала широко известна благодаря бродвейской музыкальной адаптации.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Бенджамин Франклин Ведекинд родился 24 июля 1864 года в Ганновере , Германская Конфедерация , по адресу Große Aegidienstraße 13 (сегодня: Friedrichswall 10). Его мать была швейцаркой и забеременела им в Сан-Франциско . У его отца, немца, был швейцарский замок, в котором Ведекинд вырос после того, как семья покинула Ганновер в 1872 году. До Первой мировой войны , когда он был вынужден получить немецкий паспорт, он был американским гражданином и путешествовал по Европе. [2] Большую часть своей взрослой жизни он прожил в Мюнхене , хотя в 1886 году некоторое время работал в рекламе в фирме по производству супов Maggi в Швейцарии. [3]
Поработав в бизнесе и цирке, Ведекинд стал актером и певцом. В этом качестве он получил широкое признание как главная звезда сатирического кабаре Die elf Scharfrichter («Одиннадцать палачей»), основанного в 1901 году. [4] Ведекинд оказал большое влияние на традицию немецкой сатирической литературы для театра, проложив путь сатирикам-кабаре Курту Тухольскому , Вальтеру Мерингу , Иоахиму Рингельнацу и Эриху Кестнеру, среди других, которые после смерти Ведекинда оживили культуру Веймара . Республика ; «все яростные социальные критики, которые использовали прямую, острую сатиру как лучшее средство атаки и написали большую часть своих всегда понятных легких стихов для декламации или пения». [5] В 34 года, отбыв девятимесячное тюремное заключение за оскорбление величества (благодаря публикации в «Симплициссимусе» некоторых своих сатирических стихотворений), Ведекинд стал драматургом (читателем и монтажником) в мюнхенском Шаушпильхаусе . [6]
Его сексуальная жизнь была беспорядочной, он часто посещал проституток, заразившись сифилисом . Он также наслаждался платоническим женским обществом и держал под контролем свои склонности к гомосексуализму и садизму . [2] У него был роман с Фридой Уль , женой драматурга Августа Стриндберга , родившей ему ребенка, шведско-австрийского журналиста и писателя Фридриха Стриндберга . [7] В 1906 году он женился на австрийской актрисе Тилли Ньюс, которая была на 22 года младше его, и стал строго моногамным. Его отношения с женой были неспокойными: Ведекинд был склонен к ревности и чувствовал необходимость поддерживать напряженную творческую и сексуальную активность, чтобы доставить ей удовольствие. У них было две дочери, Памела и Кадиджа. [8] но его ревность привела к тому, что его жена попыталась развестись и покончить жизнь самоубийством. [2]
Ближе к концу жизни Ведекинд перенес аппендэктомию и сразу же снова начал действовать, что привело к грыже . Его врач отказался немедленно оперировать, но Ведекинд настоял, и осложнения после операции привели к его смерти в возрасте 53 лет 9 марта 1918 года. [2]
Тилли Ведекинд продолжала сниматься в таких фильмах, как « Путешествующие люди» , и была романтически связана с писателем Готфридом Бенном . [8] В 1969 году, в возрасте 83 лет, она опубликовала на немецком языке автобиографию Lulu: Die Rolle meines Lebens («Лулу: Роль моей жизни»). [9]
Правнуком Ведекинда был английский писатель Дуглас Адамс . [10]
Работает
[ редактировать ]Первая крупная пьеса Ведекинда, «Frühlings Erwachen» ( «Весеннее пробуждение» , 1891), посвященная сексуальности и половому созреванию некоторых молодых немецких студентов, вызвала скандал, поскольку содержала сцены гомоэротизма , подразумевавшую групповую мужскую мастурбацию, настоящую мужскую мастурбацию, садомазохизм между мальчики-подростки и девочки, изнасилования и самоубийства , а также упоминания об абортах .
Пьесы «Лулу» Erdgeist ( «Дух Земли» , 1895) и Die Büchse der Pandora ( «Ящик Пандоры» , 1904), вероятно, были его самыми известными произведениями до адаптации «Весеннего пробуждения» в 2006 году . Первоначально задуманные как одна пьеса, эти две пьесы рассказывают непрерывную историю сексуально соблазнительной молодой танцовщицы, которая поднимается в обществе благодаря своим отношениям с богатыми мужчинами, но позже впадает в бедность и проституцию. [11] Откровенное изображение сексуальности и насилия в этих пьесах, включая лесбиянство и встречу с Джеком-Потрошителем (роль, которую Ведекинд сыграл в оригинальной постановке), [12] раздвинул границы того, что в то время считалось приемлемым на сцене. Карл Краус помог Ведекинду поставить его в Вене. [13]
Der Kammersänger («Придворный певец», 1899) представляет собой одноактное исследование характера известного оперного певца, который принимает в своем гостиничном номере несколько нежеланных гостей.
В «Франциске » (1910) главная героиня, молодая девушка, инициирует фаустовский договор с Дьяволом, продав свою душу за знание того, что значит жить жизнью мужчины (полагая, что у мужчин, похоже, есть все преимущества). .
Ряд работ Ведекинда был переведен на английский язык Сэмюэлем Аткинсом Элиотом-младшим.
Список основных работ
[ редактировать ]- Пробуждение , весны 1891 год.
- Эрджейст ( Дух Земли , 1895)
- Die Kammersänger ( Придворный певец или Тенорист , 1899) [одноактная пьеса]
- Der Marquis von Keith ( Маркиз Кейт , 1901)
- Мине-Хаха, или О телесном воспитании молодых девушек (1903) [новелла]
- Король Николо, или Такова жизнь ( King Nicolo, или Такова жизнь , 1902)
- Ящик Пандоры ( Ящик Пандоры , 1904)
- Хидалла, или Бытие и Имение ( Hidalla, или Бытие и Имение , 1905)
- Тотентанц ( «Танец смерти» , 1905); позднее название «Tod und Teufel» (Смерть и Дьявол)
- Музыка ( Музыка , 1906)
- Замок Веттерштайн ( Castle Wetterstein , 1910 г.)
- Франциска (1912)
- Бисмарк (1916)
- Геракл ( «Геракл» , 1917)
Адаптации
[ редактировать ]Пьесы «Лулу» легли в основу Г.В. Пабста знаменитого немого фильма «Ящик Пандоры» (1929) с Луизой Брукс в главной роли в роли Лулу, а также Альбана Берга « оперы Лулу» (1937), которая считается одним из шедевров опера двадцатого века. [14] Валериан Боровчик снял на основе этих пьес свой фильм 1980 года «Лулу » . Пьесы были адаптированы в комиксах Джона Линтона Роберсона, опубликованных в 2013 и 2020 годах. [15] Они также легли в основу альбома Lulu 2011 года , созданного в результате сотрудничества рок-музыканта Лу Рида и хэви-метал- группы Metallica . [16]
«Идалла» использовалась в качестве источника для либретто Франца Шрекера , которое должно было быть поставлено Александром фон Цемлинским , но позже установлено самим Шрекером в 1915 году как опера Die Geziehen . [17]
«Дер Каммерзенгер» был адаптирован композитором Хьюго Вейсгаллом для его англоязычной оперы «Тенор» .
Ведекинда Символистская новелла «Мине-Ха-ха, или О телесном воспитании молодых девушек» (1903) легла в основу фильмов «Невинность» (2004) Люсиль Хаджихалилович и «Изобразительное искусство любви » (2005) Джона Ирвина .
В 2006 году «Frühlings Erwachen» был адаптирован в успешный бродвейский мюзикл «Весеннее пробуждение» .
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ См. Банхэм (1998) и Уиллетт (1959). В своих «Диалогах Мессингкауфа » Брехт цитирует Ведекинда, наряду с Бюхнером и Валентином , как «главных людей, оказавших на него влияние» в ранние годы: «он», пишет Брехт о себе в третьем лице, «также видел, как писатель Ведекинд исполнял свои собственные произведения в стиль, который он развил в кабаре, Ведекинд работал певцом баллад , он аккомпанировал себе на лютне ». (1965, 69).
- ^ Jump up to: а б с д Саймон, Джон (18 ноября 1990 г.). «Как секс убил Фрэнка Ведекинда» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 11 августа 2014 г.
- ^ Уиллетт (1959, 98n).
- ^ См. Бэнхэм (1998) и Уиллетт (1959, 87).
- ^ Уиллетт (1959, 87).
- ^ Уиллетт (1959, 87, 106).
- ^ Мейер, Майкл. Стриндберг: Биография , Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1987, стр. 363.
- ^ Jump up to: а б «Тилли Ведекинд» . IMDB .
- ^ «DER SPIEGEL 47/1969 — Брак и Атлас» . Spiegel.de. 17 ноября 1969 г. Проверено 11 августа 2014 г.
- ^ MJ Симпсон (2004), Автостопом: Биография Дугласа Адамса , Джастина, Чарльза и компании, стр. 7.
- ^ Мюллер, Карл Р. (2000). "Введение". Франк Ведекинд: Четыре главные пьесы . Том. 1. Лайм, Нью-Гэмпшир : Смит и Краусс.
- ^ Уиллетт (1959, 73n).
- ^ Брю, Саша; Мартенс, Гюнтер (2006). Изобретение политики в европейском авангарде (1906–1940) . стр. 52–3.
- ^ Хэрвуд, граф. Полная оперная книга Коббе , Нью-Йорк: Патнэм, 1987. стр.875.
- ^ Роберсон, Джон Линтон. "Лулу"
- ^ «Лу Рид и Металлика — Лулу» . Loureedmetallica.com . Проверено 11 августа 2014 г.
- ^ «Les Stigmatisés: Фестиваль Les Jard» . Опера-Лион . Архивировано из оригинала 26 февраля 2017 года . Проверено 3 июля 2017 г.
Библиография
- Бэнхэм, Мартин, изд. 1998. «Ведекинд, Франк». В Кембриджском путеводителе по театру. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-43437-8 . п. 1189-1190.
- Боа, Элизабет. 1987. Сексуальный цирк: Театр подрывной деятельности Ведекинда . Оксфорд и Нью-Йорк: Бэзил Блэквелл. ISBN 0-631-14234-7 .
- Брехт, Бертольт . 1965. Диалоги Мессингкауфа . Пер. Джон Уиллетт. Бертольт Брехт: Пьесы, поэзия, проза Сер. Лондон: Метуэн, 1985. ISBN 0-413-38890-5 .
- Мюллер, Карл Р. 2000. Знакомство с Франком Ведекиндом: Четыре основные пьесы, Том 1 . Лайм, Нью-Гэмпшир: Смит и Краус.
- Уиллетт, Джон. 1967. Театр Бертольта Брехта: исследование в восьми аспектах. Третья рев. ред. Лондон: Метуэн, 1977. ISBN 0-413-34360-X .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Фрэнком Ведекиндом, на Викискладе?
- Работы Франка Ведекинда в Project Gutenberg
- Работы Франка Ведекинда или о нем в Internet Archive
- Работы Фрэнка Ведекинда в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- 1864 рождения
- 1918 смертей
- Пьесы Франка Ведекинда
- Немецкие драматурги и драматурги XIX века.
- Немецкие актеры-мужчины XIX века
- Немецкие певцы XIX века
- Немецкие писатели-мужчины XIX века
- Немецкие драматурги и драматурги XX века.
- Немецкие актеры-мужчины 20-го века
- Немецкие музыканты-мужчины 20-го века
- Немецкие писатели-мужчины XX века
- Похороны в мюнхенском Вальдфридхофе.
- Немецкие писатели-экспрессионисты
- Немецкие драматурги и драматурги-мужчины
- Немецкие актеры мужского пола
- Немецкие пьесы экранизированы
- Модернистский театр
- Люди из Королевства Ганновер
- Писатели из Ганновера