Дух Земли (игра)
«Дух земли» ) ( Erdgeist ) — пьеса драматурга немецкого ( 1895 Франка Ведекинда . Это первая часть его пьес «Лулу»; второй - «Ящик Пандоры» (1904), оба изображают общество, «раздираемое требованиями похоти и жадности». [1] В немецком фольклоре эрдгейст « — гном , впервые описанный в Гете » Фаусте (1808). Вместе с «Ящиком Пандоры » пьеса Ведекинда легла в основу немого фильма «Ящик Пандоры» (1929) с Луизой Брукс в главной роли и оперы «Лулу» Альбана Берга (1935, премьера состоялась посмертно в 1937 году).
В оригинальной рукописи, датируемой 1894 годом, драма «Лулу» состояла из пяти актов и имела подзаголовок «Чудовищная трагедия». Впоследствии Ведекинд разделил произведение на две пьесы: «Дух Земли» (нем. Erdgeist , впервые напечатано в 1895 г.) и «Ящик Пандоры» (нем. Die Büchse der Pandora , впервые исполнено в 1904 г.). Премьера « Духа земли» состоялась в Лейпциге 25 февраля 1898 года в постановке Карла Гейне с самим Ведекиндом в роли доктора Шена. Известно, что Ведекинд черпал вдохновение как минимум из двух источников: пантомимы «Лулу» Фелисьена Шампсаура , которую он видел в Париже в начале 1890-х годов, и сексуальных убийств Джека -Потрошителя в Лондоне в 1888 году. [2] Персонаж Лулу, возможно, также был частично вдохновлен знаменитой танцовщицей/куртизанкой Лолой Монтес , женщиной скромного происхождения, которая создала экзотическую личность.
Сюжет
[ редактировать ]В прологе персонажи драмы представлены «Укротителем животных», как если бы они были существами из бродячего цирка. Сама Лулу описывается как «настоящее животное, дикое, красивое животное» и «первичная форма женщины».
Когда начинается действие пьесы, богатый газетный издатель доктор Шен спас Лулу от жизни на улице вместе с ее предполагаемым отцом, мелким преступником Шигольхом. Доктор Шен взял Лулу под свое крыло, дал ей образование и сделал своей любовницей. Однако, желая найти для себя более выгодную в социальном отношении партию, он выдал ее замуж за медика доктора Голла.
В первом акте доктор Голл привел Лулу, чтобы Шварц нарисовал ее портрет. Оставшись с ним наедине, Лулу соблазняет художника. Когда доктор Голл возвращается, чтобы противостоять им, он падает в обморок от сердечного приступа со смертельным исходом.
Во втором акте Лулу вышла замуж за художника Шварца, который с помощью Шена добился славы и богатства. Однако она остается любовницей Шена. Желая избавиться от нее перед предстоящей женитьбой на светской красавице Шарлотте фон Зарников, Шен сообщает Шварцу о ее распутном прошлом. Шварц потрясен до глубины души и «гильотинирует» себя бритвой.
В третьем акте Лулу появляется как танцовщица в ревю, ее новой карьере способствует сын Шона Альва, который теперь также увлечен ею. Доктор Шен вынужден признать, что находится в ее плену. Лулу заставляет его разорвать помолвку с Шарлоттой.
В четвертом акте Лулу теперь замужем за доктором Шеном, но изменяет ему с несколькими другими людьми (Шигольх, Альва, цирковой артист Родриго Кваст и лесбиянка графиня Гешвиц). Обнаружив это, Шен сует ей в руку револьвер, призывая покончить с собой. Вместо этого она использует его, чтобы застрелить Шона, при этом объявляя его единственным мужчиной, которого она когда-либо любила. Она заключена в тюрьму за свое преступление.
Ее побег из тюрьмы с помощью графини Гешвиц и последующая карьера вплоть до ее смерти от рук Джека Потрошителя в Лондоне являются предметом сиквела « Ящик Пандоры» . Сейчас в театральных постановках принято ставить обе пьесы вместе, в сокращенной форме, под названием «Лулу» .
Прием
[ редактировать ]Пьеса вызвала широкий спектр интерпретаций: от тех, кто считает ее женоненавистнической, до тех, кто считает Ведекинда предвестником освобождения женщин. [3] Центральное место в этих противоречивых прочтениях занимает неоднозначная фигура самой Лулу. Можно утверждать, что она воплощает не столько «первичную форму женщины» (расплывчатое и субъективное понятие), сколько восприятие – в частности, мужское восприятие – этой «первичной формы». Примечательно, что мы никогда не узнаем настоящего имени Лулу, а только имена, навязанные ей чередой любовников. [4] Для Шигольха она — «Лулу», бесполое имя, напоминающее самую раннюю речь детей; Примечательно, что Лулу канонически всего около 15 лет, когда начинается драма. [5] Для Шёна она — «Миньон», имя загадочной девушки из « Гете Ученичества Вильгельма Мейстера» , которая с покорной верностью преследует героя. Для Шварца она — Ева , первая мать человечества, но также предполагаемая виновница (в библейском повествовании) нашего уничтожения. Каждый мужчина, находящийся в безопасности в патриархальном обществе, для которого она является потенциальным оскорблением, находит в ней то, что он хочет видеть; тем временем ее собственные потребности остаются неясными. Ключевым сценическим реквизитом на протяжении всей пьесы (и ее продолжения) является портрет Лулу работы Шварца, на котором она изображена в костюме Пьеро . Связывая свою героиню с этой «наивной, комической, но в то же время жалкой» фигурой, Ведекинд напоминает зрителям о ее «существенной уязвимости». [6]
Адаптации
[ редактировать ]Пьеса была экранизирована дважды: в 1923 году Леопольдом Джесснером с Астой Нильсен в главной роли . [7] и Валериана Боровчика для французского телевидения в 1980 году с Энн Беннант в главной роли. [8] В настоящее время его адаптирует для комиксов Джон Линтон Роберсон. [9] Две пьесы Лулу были объединены для немого фильма «Ящик Пандоры» (1929) и Альбана Берга оперы «Лулу» (1937). Итальянская версия режиссера Марио Миссироли была снята в 1980 году со Стефанией Сандрелли в главной роли . Также в 1980 году Майкл Файнгольд адаптировал пьесу «Лулу» для Американского репертуарного театра . [10] В 2011 году музыканты Лу Рид и Metallica выпустили Lulu — сборник песен, написанных Ридом на основе двух пьес Лулу. [11]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Статья «Франк Ведекинд» в Banham 1998, стр. 1189-1190).
- ^ Финни 1989, с. 80
- ^ Льюис 1997, с. 29
- ^ Финни 1989, с. 89
- ^ Пауэрс, Стеф. 2023. The Wales Arts Review , «LULU Альбана Берга: упадок, распад и мифы о свободе ».
- ^ Скрин 1989, с. 89
- ^ Эрджейст, "1923"
- ^ Лулу, "1980"
- ^ Роберсон, Джон Линтон. "Лулу"
- ^ Клей, Кэролайн (23 декабря 1980 г.). «Мягко убивая меня: «Лулу» сбивает их с ног в Лебе» . Бостон Феникс . 9 (52).
- ^ Интервью с Лу Ридом: «Возможно, это лучшее, что когда-либо было сделано»
Библиография
- Бэнхэм, Мартин, изд. 1998. Кембриджский путеводитель по театру. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-43437-8 .
- Финни, Гейл. 1989. Женщины в современной драме: Фрейд, феминизм и европейский театр на рубеже веков . Итака и Лондон: Издательство Корнельского университета. ISBN 0-8014-2284-1 .
- Льюис, Уорд Б. 1997. Иронический диссидент: Фрэнк Ведекинд глазами его критиков . Колумбия, Южная Каролина: Камден Хаус. ISBN 1-57113-023-3 .
- Скрин, Питер. 1989. Гауптманн, Ведекинд и Шницлер (Современные драматурги Макмиллана). Лондон: Макмиллан. ISBN 0-333-43530-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Аудиокнига Earth Spirit, являющаяся общественным достоянием, на LibriVox