Jump to content

Дух Земли (игра)

«Дух земли» ) ( Erdgeist ) — пьеса драматурга немецкого ( 1895 Франка Ведекинда . Это первая часть его пьес «Лулу»; второй - «Ящик Пандоры» (1904), оба изображают общество, «раздираемое требованиями похоти и жадности». [1] В немецком фольклоре эрдгейст « гном , впервые описанный в Гете » Фаусте (1808). Вместе с «Ящиком Пандоры » пьеса Ведекинда легла в основу немого фильма «Ящик Пандоры» (1929) с Луизой Брукс в главной роли и оперы «Лулу» Альбана Берга (1935, премьера состоялась посмертно в 1937 году).

В оригинальной рукописи, датируемой 1894 годом, драма «Лулу» состояла из пяти актов и имела подзаголовок «Чудовищная трагедия». Впоследствии Ведекинд разделил произведение на две пьесы: «Дух Земли» (нем. Erdgeist , впервые напечатано в 1895 г.) и «Ящик Пандоры» (нем. Die Büchse der Pandora , впервые исполнено в 1904 г.). Премьера « Духа земли» состоялась в Лейпциге 25 февраля 1898 года в постановке Карла Гейне с самим Ведекиндом в роли доктора Шена. Известно, что Ведекинд черпал вдохновение как минимум из двух источников: пантомимы «Лулу» Фелисьена Шампсаура , которую он видел в Париже в начале 1890-х годов, и сексуальных убийств Джека -Потрошителя в Лондоне в 1888 году. [2] Персонаж Лулу, возможно, также был частично вдохновлен знаменитой танцовщицей/куртизанкой Лолой Монтес , женщиной скромного происхождения, которая создала экзотическую личность.

В прологе персонажи драмы представлены «Укротителем животных», как если бы они были существами из бродячего цирка. Сама Лулу описывается как «настоящее животное, дикое, красивое животное» и «первичная форма женщины».

Когда начинается действие пьесы, богатый газетный издатель доктор Шен спас Лулу от жизни на улице вместе с ее предполагаемым отцом, мелким преступником Шигольхом. Доктор Шен взял Лулу под свое крыло, дал ей образование и сделал своей любовницей. Однако, желая найти для себя более выгодную в социальном отношении партию, он выдал ее замуж за медика доктора Голла.

В первом акте доктор Голл привел Лулу, чтобы Шварц нарисовал ее портрет. Оставшись с ним наедине, Лулу соблазняет художника. Когда доктор Голл возвращается, чтобы противостоять им, он падает в обморок от сердечного приступа со смертельным исходом.

Во втором акте Лулу вышла замуж за художника Шварца, который с помощью Шена добился славы и богатства. Однако она остается любовницей Шена. Желая избавиться от нее перед предстоящей женитьбой на светской красавице Шарлотте фон Зарников, Шен сообщает Шварцу о ее распутном прошлом. Шварц потрясен до глубины души и «гильотинирует» себя бритвой.

В третьем акте Лулу появляется как танцовщица в ревю, ее новой карьере способствует сын Шона Альва, который теперь также увлечен ею. Доктор Шен вынужден признать, что находится в ее плену. Лулу заставляет его разорвать помолвку с Шарлоттой.

В четвертом акте Лулу теперь замужем за доктором Шеном, но изменяет ему с несколькими другими людьми (Шигольх, Альва, цирковой артист Родриго Кваст и лесбиянка графиня Гешвиц). Обнаружив это, Шен сует ей в руку револьвер, призывая покончить с собой. Вместо этого она использует его, чтобы застрелить Шона, при этом объявляя его единственным мужчиной, которого она когда-либо любила. Она заключена в тюрьму за свое преступление.

Ее побег из тюрьмы с помощью графини Гешвиц и последующая карьера вплоть до ее смерти от рук Джека Потрошителя в Лондоне являются предметом сиквела « Ящик Пандоры» . Сейчас в театральных постановках принято ставить обе пьесы вместе, в сокращенной форме, под названием «Лулу» .

Пьеса вызвала широкий спектр интерпретаций: от тех, кто считает ее женоненавистнической, до тех, кто считает Ведекинда предвестником освобождения женщин. [3] Центральное место в этих противоречивых прочтениях занимает неоднозначная фигура самой Лулу. Можно утверждать, что она воплощает не столько «первичную форму женщины» (расплывчатое и субъективное понятие), сколько восприятие – в частности, мужское восприятие – этой «первичной формы». Примечательно, что мы никогда не узнаем настоящего имени Лулу, а только имена, навязанные ей чередой любовников. [4] Для Шигольха она — «Лулу», бесполое имя, напоминающее самую раннюю речь детей; Примечательно, что Лулу канонически всего около 15 лет, когда начинается драма. [5] Для Шёна она — «Миньон», имя загадочной девушки из « Гете Ученичества Вильгельма Мейстера» , которая с покорной верностью преследует героя. Для Шварца она — Ева , первая мать человечества, но также предполагаемая виновница (в библейском повествовании) нашего уничтожения. Каждый мужчина, находящийся в безопасности в патриархальном обществе, для которого она является потенциальным оскорблением, находит в ней то, что он хочет видеть; тем временем ее собственные потребности остаются неясными. Ключевым сценическим реквизитом на протяжении всей пьесы (и ее продолжения) является портрет Лулу работы Шварца, на котором она изображена в костюме Пьеро . Связывая свою героиню с этой «наивной, комической, но в то же время жалкой» фигурой, Ведекинд напоминает зрителям о ее «существенной уязвимости». [6]

Адаптации

[ редактировать ]

Пьеса была экранизирована дважды: в 1923 году Леопольдом Джесснером с Астой Нильсен в главной роли . [7] и Валериана Боровчика для французского телевидения в 1980 году с Энн Беннант в главной роли. [8] В настоящее время его адаптирует для комиксов Джон Линтон Роберсон. [9] Две пьесы Лулу были объединены для немого фильма «Ящик Пандоры» (1929) и Альбана Берга оперы «Лулу» (1937). Итальянская версия режиссера Марио Миссироли была снята в 1980 году со Стефанией Сандрелли в главной роли . Также в 1980 году Майкл Файнгольд адаптировал пьесу «Лулу» для Американского репертуарного театра . [10] В 2011 году музыканты Лу Рид и Metallica выпустили Lulu — сборник песен, написанных Ридом на основе двух пьес Лулу. [11]

Примечания

  1. ^ Статья «Франк Ведекинд» в Banham 1998, стр. 1189-1190).
  2. ^ Финни 1989, с. 80
  3. ^ Льюис 1997, с. 29
  4. ^ Финни 1989, с. 89
  5. ^ Пауэрс, Стеф. 2023. The Wales Arts Review , «LULU Альбана Берга: упадок, распад и мифы о свободе ».
  6. ^ Скрин 1989, с. 89
  7. ^ Эрджейст, "1923"
  8. ^ Лулу, "1980"
  9. ^ Роберсон, Джон Линтон. "Лулу"
  10. ^ Клей, Кэролайн (23 декабря 1980 г.). «Мягко убивая меня: «Лулу» сбивает их с ног в Лебе» . Бостон Феникс . 9 (52).
  11. ^ Интервью с Лу Ридом: «Возможно, это лучшее, что когда-либо было сделано»

Библиография

  • Бэнхэм, Мартин, изд. 1998. Кембриджский путеводитель по театру. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN   0-521-43437-8 .
  • Финни, Гейл. 1989. Женщины в современной драме: Фрейд, феминизм и европейский театр на рубеже веков . Итака и Лондон: Издательство Корнельского университета. ISBN   0-8014-2284-1 .
  • Льюис, Уорд Б. 1997. Иронический диссидент: Фрэнк Ведекинд глазами его критиков . Колумбия, Южная Каролина: Камден Хаус. ISBN   1-57113-023-3 .
  • Скрин, Питер. 1989. Гауптманн, Ведекинд и Шницлер (Современные драматурги Макмиллана). Лондон: Макмиллан. ISBN   0-333-43530-3 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 398f3f00fb7e2e212bd6d06c5111b6b8__1708311720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/39/b8/398f3f00fb7e2e212bd6d06c5111b6b8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Earth Spirit (play) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)