Мине-хаха, или О телесном воспитании молодых девушек
Мине-Ха-ха, или О телесном воспитании молодых девушек (нем. Mine-Haha или Über die Physical Education of Young Girls ) — новелла немецкого драматурга Франка Ведекинда , впервые опубликованная в окончательном виде в 1903 году.
Сюжет
[ редактировать ]Повесть представляет собой автобиографическую рукопись, переданную редактору 84-летней учительницей на пенсии Хеленой Энгель незадолго до того, как она покончила жизнь самоубийством. Сама «рукопись» описывает причудливое обучение и социализацию молодой девушки Хидаллы в двух интернатах: первом совместном, втором женском. В возрасте семи лет Хидаллу помещают в ящик, похожий на гроб, и переносят в «парк», место одновременно идиллическое и герметично закрытое высокими стенами, где она проводит следующие семь лет, изучая только гимнастику, танцы и музыку. . Режим жестко иерархичен: старшие девочки контролируют и обучают младших, цель состоит в том, чтобы научиться «думать бедрами». Преступление строго наказывается. «Парк» финансируется за счет поступлений от театра, где девочки должны каждый вечер выступать в «пантомимах» взрослого характера, которых они не понимают. В какой-то момент прибывает делегация «дам», чтобы выбрать девушек для неопределенных задач, но Хидаллу не выбирают. С наступлением менструации Хидалле и ее сверстникам приходится сесть на поезд метро во внешний мир, где они соединяются с мальчиками своего возраста. На этом этапе «рукопись» обрывается.
Прием
[ редактировать ]Критик Элизабет Боа предположила, что эту историю можно прочитать как минимум тремя способами. В первом дети живут в утопии, альтернативном детстве, где «телесная культура чувств противопоставляется разуму как источнику иллюзий». [ 1 ] Второе прочтение антиутопично: «кошмарный мир жесткого контроля», навязанный самими детьми. [ 2 ] Третий способ - рассматривать это как «гротескную сатиру на то, как на самом деле воспитываются девочки». [ 3 ] Английский переводчик «Майн-Хаха» Филип Уорд указывает на двусмысленное отношение Ведекинда к феминистскому движению того времени , на его склонность к вуайеризму и биологическому эссенциализму, конфликтующую с его радикальными идеями об образовании и браке: «Мы приветствуем проницательность Ведекинда, хотя, возможно, и беспокоимся о его мотивации в достижении этого». [ 4 ] Эту работу с оговорками похвалил Лев Троцкий . [ 5 ] Теодор В. Адорно поместил его наряду с Эдгара Аллана » « Пимом По в число «величайших произведений» «фантастического искусства». [ 6 ] Совсем недавно певица Марианна Фейтфулл описала это как «сказку, которая превращается в нечто гораздо более гротескное - психосексуальную экспрессионистскую басню». [ 7 ]
Титул Майн-Ха-ха — это германизированная форма « Миннехаха », имени возлюбленного Гайаваты в «Песне о Гайавате» Генри Уодсворта Лонгфелло .
Киноадаптации
[ редактировать ]- Невинность (2004) - режиссер Люсиль Хаджихалилович
- Прекрасное искусство любви (2005) - режиссер Джон Ирвин
Примечания
[ редактировать ]Цитируемые работы
[ редактировать ]- Адорно, Теодор В. 1997. Эстетическая теория , транс Роберта Халлота-Кентора. Лондон: Атлон. ISBN 0-485-30069-9 .
- Боа, Элизабет. 1987. Сексуальный цирк: Театр подрывной деятельности Ведекинда . Оксфорд и Нью-Йорк: Бэзил Блэквелл. ISBN 0-631-14234-7 .
- Верная, Марианна . 2008. Воспоминания, мечты и размышления . Лондон и Нью-Йорк: Harper Perennial. ISBN 0-00-724581-5 .
- Уорд, Филип. 2010. «Введение». В: Франк Ведекинд, Майн-Ха-ха, или о телесном воспитании молодых девушек . Лондон: Книги Геспера. ISBN 1-84391-455-7 .