Франц Шрекер
Франц Шрекер | |
---|---|
![]() Шрекер, гр. 1911 год | |
Рожденный | |
Умер | 21 марта 1934 г. Берлин | (55 лет)
Образование | Венская консерватория |
Занятия |
|
Организации |
Франц Шрекер (первоначально Шрекер ; [1] [2] 23 марта 1878 — 21 марта 1934) — австрийский композитор , дирижёр , либреттист, педагог и администратор. [3] [4] Первоначально композитор опер , Шрекер разработал стиль, характеризующийся эстетической множественностью (смесь романтизма , натурализма , символизма , импрессионизма , экспрессионизма и Neue Sachlichkeit ), тембральными экспериментами, стратегиями расширенной тональности и концепцией тотального музыкального театра в повествовании 20-го века. Музыка века .
Годы становления
[ редактировать ]Он родился как Франц Шреккер в Монако , старший сын чешского еврейского придворного фотографа Игнаца Франца Шреккера (германизированного от Игнаца Фуренца , первоначально Исака ), [1] и его жена Элеонора фон Клоссманн. [1] был членом католической аристократии Штирии который . Он вырос во время путешествий по половине Европы и после ранней смерти отца семья переехала из Линца в Вену (1888), где в 1892 году с помощью стипендии Шрекер поступил в Венскую консерваторию . Начав с занятий на скрипке у Сигизмунда Бахриха и Арнольда Розе , [5] [6] он перешел в класс композиции Роберта Фукса , получив диплом композитора в 1900 году. Его первым успехом было исполнение Интермеццо для струнных, соч. » была закончена в 1902 году , Его первая опера «Фламмен но не была поставлена в постановке.
Начало карьеры
[ редактировать ]Шрекер начал дирижировать в 1895 году, когда он основал Verein der Musikfreunde Döbling. В 1907 году он сформировал Венский филармонический хор, которым дирижировал до 1920 года: среди его многочисленных премьер были Цемлинского «Псалом XXIII» и Шёнберга «Фриде на Эрдене» и «Песни Гурре» . Шрекер и другие композиторы, такие как Шенберг и Землянский, оказали влияние на движение модерн , которое включало в себя незападные стили, вдохновленные Древним Египтом и Дальним Востоком. [4]
Его « пантомима » Der Geburtstag der Infantin , заказанная танцовщицей Гретой Визенталь и ее сестрой Эльзой для открытия Кунстшау 1908 года, впервые привлекла внимание к его развитию как композитора. Успех предприятия был настолько велик, что Шрекер написал для двух сестер еще несколько танцевальных произведений, включая Der Wind , Valse lente и Ein Tanzspiel (Rokoko) .
Успех в опере
[ редактировать ]В ноябре 1909 года состоялась бурная премьера сложной оркестровой интерлюдии (под названием Nachtstück ) из оперы «Ферн Кланг» — оперы, над которой он работал с 1903 года. В 1912 году первое исполнение всей оперы Франкфуртской оперой укрепило его славу. В том же году режиссер Вильгельм Бопп предложил Шрекеру временное место преподавателя в Консерватории, где учился Шрекер, ныне Венской музыкальной академии . В начале 1913 года он был назначен ординарным профессором . [7] Шрекер написал собственные либретти для всех своих зрелых опер. [4]
Этот прорыв знаменует собой десятилетие большого успеха композитора. Его следующая опера, Das Spielwerk und die Prinzessin , премьера которой состоялась одновременно во Франкфурте и Вене 15 марта 1913 года, была принята менее хорошо (впоследствии произведение было переработано как одноактная «Мистериум» под названием просто Das Spielwerk в 1915 году), но Скандал, вызванный этой оперой в Вене, только сделал имя Шрекера более известным.

Начало Первой мировой войны прервало успех композитора, но с премьерой его оперы Die Gezeichneten во Франкфурте 25 апреля 1918 года Шрекер вышел в первые ряды современных оперных композиторов. [8] Первое выступление Der Schatzgräber во Франкфурте 21 января 1920 года стало кульминацией его карьеры. Камерная симфония , написанная на основе двух опер для факультета Венской академии в 1916 году, быстро вошла в репертуар и сегодня остается наиболее часто исполняемым произведением Шрекера.
В марте 1920 года он был назначен директором Высшей школы музыки в Берлине , а в период с 1920 по 1932 год он давал обширные уроки музыки по различным предметам у Бертольда Гольдшмидта , Алоиса Хабы , Яши Хоренштейна , Юлиуса Бюргера , Эрнста Кренека , Артура Родзинского , Стефана Вольпе. — Зденка Тихарих и Грета фон Цириц Среди его учеников .
Конец карьеры
[ редактировать ]Слава и влияние Шрекера достигли своего пика в первые годы Веймарской республики , когда он был самым исполняемым из ныне живущих оперных композиторов после Рихарда Штрауса . Упадок его творческой карьеры начался со смешанного приема, оказанного Иррелоэ в Кельнской опере в 1924 году под руководством Отто Клемперера , и провала « Der Singende Teufel» , данного в Берлине в 1928 году под руководством Эриха Кляйбера .
Политические события и распространение антисемитизма также сыграли свою роль, оба из которых ознаменовали конец карьеры Шрекера. Демонстрации правого толка омрачили премьеру «Шмида фон Гента» в Берлине в 1932 году, а давление национал-социалистов вынудило отменить запланированную во Фрайбурге премьеру «Христофора» в 1933 году (в конце концов, работа была исполнена там в 1978 году). Наконец, в июне 1932 года Шрекер потерял должность директора Музыкальной школы в Берлине, а в следующем году — должность профессора композиции в Академии искусств.
За свою жизнь он прошел путь от того, что его провозглашали будущим немецкой оперы, до того, что его считали ненужным композитором и маргинализировали как педагога. [3] После инсульта . в декабре 1933 года он умер в Берлине 21 марта 1934 года, за два дня до своего 56-летия
Хотя Шрекер находился под влиянием таких композиторов, как Рихард Штраус и Рихард Вагнер , его зрелый стиль демонстрирует весьма индивидуальный гармонический язык, который, хотя и в целом тональный, но отличается хроматическими и политональными пассажами. Шрекер также черпал музыкальное вдохновение у своего близкого друга Арнольда Шенберга, используя стиль экспрессионизма. [4]
Третий рейх запретил музыку Шрекера, как и многих других композиторов еврейского происхождения. Его ранняя смерть в 1934 году в возрасте 55 лет, а также запрет нацистов помешали музыке Шрекера распространиться за пределы немецкоязычной Европы. [4]
Репутация сегодня
[ редактировать ]После десятилетий безвестности репутация Шрекера в немецкоязычном мире и в Соединенных Штатах начала значительно восстанавливаться. В 2005 году на Зальцбургском фестивале была представлена незаконченная постановка « Die Gezeichneten» под управлением Кента Нагано (и снята на видео), а Еврейский музей в Вене представил выставку, посвященную его жизни и творчеству. Новые постановки « Der Ferne Klang» были поставлены в Государственной опере Унтер-ден-Линден в Берлине и Цюрихской опере в 2010 году, а также в небольших оперных театрах Германии. «Иррелоэ» была исполнена в Народной опере в Вене в 2004 году, в Боннской опере в ноябре 2010 года, затем впервые была поставлена во Франции в Лионской национальной опере в марте 2022 года. В 2010 году опера Шрекера была впервые поставлена в США. : Die Gezeichneten в Опере Лос-Анджелеса ; а через несколько месяцев появился второй: Der Ferne Klang во время фестиваля Bard Summerscape. Шекера Австралийский композитор, пианист и дирижер Дэвид Стэнхоуп включил «Прелюдию к драме» в свою запись «Высокие маки» TP274. Дэвид Стэнхоуп выступает на концерте с Сиднейским симфоническим оркестром : «Прелюдия к драме Франца Шрекера» и «Симфонические танцы» Рахманинова .
Избранные произведения
[ редактировать ]Оперы
[ редактировать ]- Пламя , соч. 10 (1901/02)
- Далекий звук (1903–1910)
- Игрушка и принцесса (1908; 1909–1912); переработано как Das Spielwerk (1915)
- Отмеченные (1911; 1913–1915)
- Кладоискатель (1915–1918)
- Иррелоэ (1919–1922)
- Поющий дьявол (1924; 1927–1928)
- Христофор (или Видение оперы) (1925–1929)
- Кузнец Гента (1929–1932) [9]
Оркестровые произведения
[ редактировать ]- 1896: Песня о любви для струнного оркестра и арфы (утрачена)
- 1899: Скерцо (неопубликовано)
- 1899: Симфония ля минор, соч. 1 (не опубликовано, последняя часть утеряна)
- 1900: Интермеццо для струнного оркестра, соч. 8 (позже включен в « Романтическую сюиту »)
- 1900: Скерцо для струнного оркестра.
- 1902–1903: Эккехард : Симфоническая увертюра, соч. 12
- 1903: Романтическая сюита, соч. 14
- 1904: Фантастическая увертюра, соч. 15
- 1906–1907: Nachtstück (из оперы Der Ferne Klang )
- 1908–1910: Der Geburtstag der Infantin : Танец-пантомима для камерного оркестра по мотивам оперы Оскара Уайльда « День рождения инфанты».
- 1908: Праздничный вальс и вальс-интермеццо.
- 1908: Ложная весна
- 1908–1909: Танцевальная игра (рококо).
- 1913: Прелюдия к драме
- 1916: Камерная симфония
- 1909/1922: Пять песен для низкого голоса с оркестром (Т: «Арабские ночи» , Эдит Ронспергер)
- 1922: Симфоническая интерлюдия (из оперы «Шацгребер »)
- 1923: День рождения Инфанты : Сюита для большого оркестра.
- 1923/1927: On Eternal Life для сопрано и оркестра (Т: Уолт Уитмен )
- 1928: Кляйне-сюита для небольшого оркестра
- 1929–1930: Четыре небольшие пьесы для большого оркестра.
- 1932–1933: Жена Интаферна : Мелодрама для ораторов и оркестра (Т: Эдуард Штукен)
- 1933: Венгерская рапсодия № 2 ( Лист ) - в переложении для оркестра
- 1933: Прелюдия к большой опере «Мемнон».
Хоровая музыка
[ редактировать ]- 1900: Псалом 116 для трехголосного женского хора, оркестра и органа, соч. 6
- 1902: Schwanensang для смешанного хора и оркестра, соч. 11 (Т: Дора Лин)
Камерная музыка
[ редактировать ]- 1898: Соната для скрипки и фортепиано.
- 1909: Der Wind для кларнета, валторны, скрипки, виолончели и фортепиано.
Основной издатель: Universal Edition.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Jump up to: а б с «Шрекер, Франц» (на немецком языке). Немецкая биография. 21 марта 1934 года . Проверено 28 марта 2023 г.
- ^ «Шрекер (Шрекер), пара» . musiklexikon.ac.at (на немецком языке) . Проверено 28 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Джонсон, Аарон Дж. (2008). «Франц Шрекер» . Фонд ОРЕЛ .
- ^ Jump up to: а б с д и Хаас, Майкл (18 июня 2013 г.). Запрещенная музыка: еврейские композиторы, запрещенные нацистами . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-15430-6 .
- ^ «Программа концерта Шрекера» . Архивировано из оригинала 20 декабря 2007 года.
- ^ Роберж, Марк-Андре (январь 1983 г.). «Франц Шрекер (1878–1934): от славы к возрождению через забвение» (PDF) . Сонансы .
- ^ Хейли, стр. 55–57.
- ^ Челестини, стр. 214 - 222
- ^ «Уставший, кузнец попадает в рай» на Kultiversum.de. Проверено 5 апреля 2013 г.
Источники
- Селестини, Федерико (2010). роль «женщины и Красота, гротеск « » . В Селестини, Федерико; Доршель, Андреас (ред.). Работаем над каноном . Вена: Универсальное издание. ISBN 978-3-7024-6967-2 . (На немецком языке)
- Хейли, Кристофер (1993). Франц Шрекер, 1878–1934: культурная биография . Архив Кубка. ISBN 978-0-521-39255-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Франца Шрекера в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Франц Шрекер - Жизнь, работа и цитаты
- Тайны грота «Die Gezeichneten» («Отмеченные») Франца Шрекера, исполненные на Зальцбургском фестивале 2005 года, вызвали негодование у критика Питера Хагманна.
- Список работ (немецкий)
- Deutsche Musik der Gegenwart (немецкий) - эссе критика Пауля Беккера 1922 года о месте Франца Шрекера в современной немецкой музыке ( архивировано 3 марта 2016 года в Wayback Machine )
- Фонда Франца Шрекера Официальный сайт
- 1878 рождений
- 1934 смерти
- Австрийцы XIX века
- Композиторы-классики XIX века
- Музыканты-мужчины XIX века
- Австрийские композиторы ХХ века
- Австрийские музыканты-мужчины ХХ века
- Австрийские люди 20-го века
- Композиторы-классики XX века
- Австрийские эмигранты в Монако
- Австрийские оперные композиторы
- Австрийцы чешско-еврейского происхождения
- Австрийцы еврейского происхождения
- Австрийские композиторы-романтики
- Австрийские оперные композиторы-мужчины
- Композиторы из Линца
- Ученики Роберта Фукса