Jump to content

Франц Шрекер

Франц Шрекер
Шрекер, гр. 1911 год
Рожденный ( 1878-03-23 ​​) 23 марта 1878 г.
Умер 21 марта 1934 г. ( 1934-03-21 ) (55 лет)
Берлин
Образование Венская консерватория
Занятия
  • Дирижер
  • Композитор
  • Либреттист
  • Академический преподаватель
Организации

Франц Шрекер (первоначально Шрекер ; [1] [2] 23 марта 1878 — 21 марта 1934) — австрийский композитор , дирижёр , либреттист, педагог и администратор. [3] [4] Первоначально композитор опер , Шрекер разработал стиль, характеризующийся эстетической множественностью (смесь романтизма , натурализма , символизма , импрессионизма , экспрессионизма и Neue Sachlichkeit ), тембральными экспериментами, стратегиями расширенной тональности и концепцией тотального музыкального театра в повествовании 20-го века. Музыка века .

Годы становления

[ редактировать ]

Он родился как Франц Шреккер в Монако , старший сын чешского еврейского придворного фотографа Игнаца Франца Шреккера (германизированного от Игнаца Фуренца , первоначально Исака ), [1] и его жена Элеонора фон Клоссманн. [1] был членом католической аристократии Штирии который . Он вырос во время путешествий по половине Европы и после ранней смерти отца семья переехала из Линца в Вену (1888), где в 1892 году с помощью стипендии Шрекер поступил в Венскую консерваторию . Начав с занятий на скрипке у Сигизмунда Бахриха и Арнольда Розе , [5] [6] он перешел в класс композиции Роберта Фукса , получив диплом композитора в 1900 году. Его первым успехом было исполнение Интермеццо для струнных, соч. » была закончена в 1902 году , Его первая опера «Фламмен но не была поставлена ​​в постановке.

Начало карьеры

[ редактировать ]

Шрекер начал дирижировать в 1895 году, когда он основал Verein der Musikfreunde Döbling. В 1907 году он сформировал Венский филармонический хор, которым дирижировал до 1920 года: среди его многочисленных премьер были Цемлинского «Псалом XXIII» и Шёнберга «Фриде на Эрдене» и «Песни Гурре» . Шрекер и другие композиторы, такие как Шенберг и Землянский, оказали влияние на движение модерн , которое включало в себя незападные стили, вдохновленные Древним Египтом и Дальним Востоком. [4]

Его « пантомима » Der Geburtstag der Infantin , заказанная танцовщицей Гретой Визенталь и ее сестрой Эльзой для открытия Кунстшау 1908 года, впервые привлекла внимание к его развитию как композитора. Успех предприятия был настолько велик, что Шрекер написал для двух сестер еще несколько танцевальных произведений, включая Der Wind , Valse lente и Ein Tanzspiel (Rokoko) .

Успех в опере

[ редактировать ]

В ноябре 1909 года состоялась бурная премьера сложной оркестровой интерлюдии (под названием Nachtstück ) из оперы «Ферн Кланг» — оперы, над которой он работал с 1903 года. В 1912 году первое исполнение всей оперы Франкфуртской оперой укрепило его славу. В том же году режиссер Вильгельм Бопп предложил Шрекеру временное место преподавателя в Консерватории, где учился Шрекер, ныне Венской музыкальной академии . В начале 1913 года он был назначен ординарным профессором . [7] Шрекер написал собственные либретти для всех своих зрелых опер. [4]

Этот прорыв знаменует собой десятилетие большого успеха композитора. Его следующая опера, Das Spielwerk und die Prinzessin , премьера которой состоялась одновременно во Франкфурте и Вене 15 марта 1913 года, была принята менее хорошо (впоследствии произведение было переработано как одноактная «Мистериум» под названием просто Das Spielwerk в 1915 году), но Скандал, вызванный этой оперой в Вене, только сделал имя Шрекера более известным.

Шрекер на литографии Генриха Готцелига, ок. 1922 год

Начало Первой мировой войны прервало успех композитора, но с премьерой его оперы Die Gezeichneten во Франкфурте 25 апреля 1918 года Шрекер вышел в первые ряды современных оперных композиторов. [8] Первое выступление Der Schatzgräber во Франкфурте 21 января 1920 года стало кульминацией его карьеры. Камерная симфония , написанная на основе двух опер для факультета Венской академии в 1916 году, быстро вошла в репертуар и сегодня остается наиболее часто исполняемым произведением Шрекера.

В марте 1920 года он был назначен директором Высшей школы музыки в Берлине , а в период с 1920 по 1932 год он давал обширные уроки музыки по различным предметам у Бертольда Гольдшмидта , Алоиса Хабы , Яши Хоренштейна , Юлиуса Бюргера , Эрнста Кренека , Артура Родзинского , Стефана Вольпе. Зденка Тихарих и Грета фон Цириц Среди его учеников .

Конец карьеры

[ редактировать ]

Слава и влияние Шрекера достигли своего пика в первые годы Веймарской республики , когда он был самым исполняемым из ныне живущих оперных композиторов после Рихарда Штрауса . Упадок его творческой карьеры начался со смешанного приема, оказанного Иррелоэ в Кельнской опере в 1924 году под руководством Отто Клемперера , и провала « Der Singende Teufel» , данного в Берлине в 1928 году под руководством Эриха Кляйбера .

Политические события и распространение антисемитизма также сыграли свою роль, оба из которых ознаменовали конец карьеры Шрекера. Демонстрации правого толка омрачили премьеру «Шмида фон Гента» в Берлине в 1932 году, а давление национал-социалистов вынудило отменить запланированную во Фрайбурге премьеру «Христофора» в 1933 году (в конце концов, работа была исполнена там в 1978 году). Наконец, в июне 1932 года Шрекер потерял должность директора Музыкальной школы в Берлине, а в следующем году — должность профессора композиции в Академии искусств.

За свою жизнь он прошел путь от того, что его провозглашали будущим немецкой оперы, до того, что его считали ненужным композитором и маргинализировали как педагога. [3] После инсульта . в декабре 1933 года он умер в Берлине 21 марта 1934 года, за два дня до своего 56-летия

Хотя Шрекер находился под влиянием таких композиторов, как Рихард Штраус и Рихард Вагнер , его зрелый стиль демонстрирует весьма индивидуальный гармонический язык, который, хотя и в целом тональный, но отличается хроматическими и политональными пассажами. Шрекер также черпал музыкальное вдохновение у своего близкого друга Арнольда Шенберга, используя стиль экспрессионизма. [4]

Третий рейх запретил музыку Шрекера, как и многих других композиторов еврейского происхождения. Его ранняя смерть в 1934 году в возрасте 55 лет, а также запрет нацистов помешали музыке Шрекера распространиться за пределы немецкоязычной Европы. [4]

Репутация сегодня

[ редактировать ]

После десятилетий безвестности репутация Шрекера в немецкоязычном мире и в Соединенных Штатах начала значительно восстанавливаться. В 2005 году на Зальцбургском фестивале была представлена ​​незаконченная постановка « Die Gezeichneten» под управлением Кента Нагано (и снята на видео), а Еврейский музей в Вене представил выставку, посвященную его жизни и творчеству. Новые постановки « Der Ferne Klang» были поставлены в Государственной опере Унтер-ден-Линден в Берлине и Цюрихской опере в 2010 году, а также в небольших оперных театрах Германии. «Иррелоэ» была исполнена в Народной опере в Вене в 2004 году, в Боннской опере в ноябре 2010 года, затем впервые была поставлена ​​во Франции в Лионской национальной опере в марте 2022 года. В 2010 году опера Шрекера была впервые поставлена ​​в США. : Die Gezeichneten в Опере Лос-Анджелеса ; а через несколько месяцев появился второй: Der Ferne Klang во время фестиваля Bard Summerscape. Шекера Австралийский композитор, пианист и дирижер Дэвид Стэнхоуп включил «Прелюдию к драме» в свою запись «Высокие маки» TP274. Дэвид Стэнхоуп выступает на концерте с Сиднейским симфоническим оркестром : «Прелюдия к драме Франца Шрекера» и «Симфонические танцы» Рахманинова .

Избранные произведения

[ редактировать ]

Оркестровые произведения

[ редактировать ]
  • 1896: Песня о любви для струнного оркестра и арфы (утрачена)
  • 1899: Скерцо (неопубликовано)
  • 1899: Симфония ля минор, соч. 1 (не опубликовано, последняя часть утеряна)
  • 1900: Интермеццо для струнного оркестра, соч. 8 (позже включен в « Романтическую сюиту »)
  • 1900: Скерцо для струнного оркестра.
  • 1902–1903: Эккехард : Симфоническая увертюра, соч. 12
  • 1903: Романтическая сюита, ​​соч. 14
  • 1904: Фантастическая увертюра, соч. 15
  • 1906–1907: Nachtstück (из оперы Der Ferne Klang )
  • 1908–1910: Der Geburtstag der Infantin : Танец-пантомима для камерного оркестра по мотивам оперы Оскара Уайльда « День рождения инфанты».
  • 1908: Праздничный вальс и вальс-интермеццо.
  • 1908: Ложная весна
  • 1908–1909: Танцевальная игра (рококо).
  • 1913: Прелюдия к драме
  • 1916: Камерная симфония
  • 1909/1922: Пять песен для низкого голоса с оркестром (Т: «Арабские ночи» , Эдит Ронспергер)
  • 1922: Симфоническая интерлюдия (из оперы «Шацгребер »)
  • 1923: День рождения Инфанты : Сюита для большого оркестра.
  • 1923/1927: On Eternal Life для сопрано и оркестра (Т: Уолт Уитмен )
  • 1928: Кляйне-сюита для небольшого оркестра
  • 1929–1930: Четыре небольшие пьесы для большого оркестра.
  • 1932–1933: Жена Интаферна : Мелодрама для ораторов и оркестра (Т: Эдуард Штукен)
  • 1933: Венгерская рапсодия № 2 ( Лист ) - в переложении для оркестра
  • 1933: Прелюдия к большой опере «Мемнон».

Хоровая музыка

[ редактировать ]
  • 1900: Псалом 116 для трехголосного женского хора, оркестра и органа, соч. 6
  • 1902: Schwanensang для смешанного хора и оркестра, соч. 11 (Т: Дора Лин)

Камерная музыка

[ редактировать ]
  • 1898: Соната для скрипки и фортепиано.
  • 1909: Der Wind для кларнета, валторны, скрипки, виолончели и фортепиано.

Основной издатель: Universal Edition.

Примечания

  1. ^ Jump up to: а б с «Шрекер, Франц» (на немецком языке). Немецкая биография. 21 марта 1934 года . Проверено 28 марта 2023 г.
  2. ^ «Шрекер (Шрекер), пара» . musiklexikon.ac.at (на немецком языке) . Проверено 28 марта 2023 г.
  3. ^ Jump up to: а б Джонсон, Аарон Дж. (2008). «Франц Шрекер» . Фонд ОРЕЛ .
  4. ^ Jump up to: а б с д и Хаас, Майкл (18 июня 2013 г.). Запрещенная музыка: еврейские композиторы, запрещенные нацистами . Издательство Йельского университета. ISBN  978-0-300-15430-6 .
  5. ^ «Программа концерта Шрекера» . Архивировано из оригинала 20 декабря 2007 года.
  6. ^ Роберж, Марк-Андре (январь 1983 г.). «Франц Шрекер (1878–1934): от славы к возрождению через забвение» (PDF) . Сонансы .
  7. ^ Хейли, стр. 55–57.
  8. ^ Челестини, стр. 214 - 222
  9. ^ «Уставший, кузнец попадает в рай» на Kultiversum.de. Проверено 5 апреля 2013 г.

Источники

  • Селестини, Федерико (2010). роль «женщины и Красота, гротеск « » . В Селестини, Федерико; Доршель, Андреас (ред.). Работаем над каноном . Вена: Универсальное издание. ISBN  978-3-7024-6967-2 . (На немецком языке)
  • Хейли, Кристофер (1993). Франц Шрекер, 1878–1934: культурная биография . Архив Кубка. ISBN  978-0-521-39255-6 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 66e6b5658727222369baf3b19bf13da5__1721368500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/66/a5/66e6b5658727222369baf3b19bf13da5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Franz Schreker - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)