Бертольд Гольдшмидт

Бертольд Гольдшмидт (18 января 1903 — 17 октября 1996) — немецкий еврейский композитор , проведший большую часть своей жизни в Англии. Подавление его творчества со стороны нацистской Германии , а также пренебрежение, с которым многие критики -модернисты в других странах отвергали его «анахроничный» лиризм, загнали композитора в дикую природу на многие годы, прежде чем он получил возрождение в последнее десятилетие своей жизни.
Жизнь
[ редактировать ]Гольдшмидт родился в Гамбурге , Германия, в 1903 году. Его музыкальная карьера началась всерьез во времена расцвета Веймарской республики . Во время изучения философии в Гамбургском университете вдохновил его итальянский композитор Ферруччо Бузони на написание музыки. В 1922 году Гольдшмидт поступил в Берлинскую Высшую школу музыки и присоединился к Франца Шрекера , классу композиции где среди его однокурсников были Эрнст Кренек , Алоис Хаба , Феликс Петрик и Яша Хоренштейн . Он также изучал дирижирование, играл внештатно в Берлинском филармоническом оркестре , а в 1923 году тренировал хор на берлинской премьере Шенберга Арнольда «Гурре-Лидер» . В 1925 году Гольдшмидт добился своего первого крупного успеха со своей «Пассакальей» , соч. 4, что принесло ему престижную премию Мендельсона . Провозглашенный одной из самых ярких надежд поколения молодых композиторов, Гольдшмидт преждевременно достиг апогея своей карьеры с премьерой оперы « Der gewaltige Hahnrei» в Мангейме в 1932 году.
Этот триумф случился накануне захвата Германии нацистами , который быстро уничтожил средства к существованию Гольдшмидта. Как и многие еврейские композиторы (и другие композиторы, которых считали подрывающими германскую чистоту Третьего рейха ), Гольдшмидт был осужден как « дегенеративная музыка режимом ». Гольдшмидту не было места в музыкальной жизни Германии, поскольку исполнение его произведений было запрещено, а ему запрещено дирижировать оркестрами. Гольдшмидт начал зарабатывать на жизнь, давая уроки игры на фортепиано , прежде чем окончательно покинуть страну по совету офицера СС и эмигрировать в Англию в 1935 году.
Во время Второй мировой войны Гольдшмидт работал на BBC и в 1944–47 годах был музыкальным директором ее немецкой службы. Работая дирижером, Гольдшмидт также сочинял такие произведения, как Ciaccona Sinfonica, концерты для скрипки, виолончели и кларнета, а также оперу Беатриче Ченчи . Отношение англичан к музыке Гольдшмидта в целом было безразличным. Несмотря на то, что «Беатрис Ченчи» опера Ченчи» « , основанная на пьесе Перси Биши Шелли 1819 года , получила первую премию на оперном конкурсе Фестиваля Британии 1951 года , Ковент-Гарден отказался ставить постановку. Пренебрегаемый музыкальным истеблишментом, Гольдшмидт решил отказаться от оригинальной композиции в 1958 году. В течение следующих шести лет он сотрудничал с Дериком Куком над созданием исполнительского издания Густава Малера Десятой симфонии . 13 августа 1964 года на Променаде Гольдшмидт дирижировал Лондонским симфоническим оркестром на мировой премьере исполнения Кука.
В последние годы жизни Гольдшмидта возобновился интерес к композиторам так называемой «дегенеративной музыки». В 1983 году, чтобы отметить 80-летие Гольдшмидта, друг и дирижер Бернард Киф устроил прогон (на сегодняшний день единственное выступление в Великобритании) сцен из « Der gewaltige Hahnrei» в Музыкальном колледже Тринити в Лондоне. На этом представлении присутствовал Дэвид Дрю , что привело к издательскому сотрудничеству с Boosey & Hawkes . Это возрождение привело к выступлениям его работ в США и Германии, появлению новых записей и восстановлению ряда утерянных рукописей. Его опера «Беатриче Ченчи» , отвергнутая в 1951 году, была представлена концертно в 1988 году и полностью поставлена в 1994 году.
Гольдшмидт возобновил сочинение музыки в 1982 году с Квартетом кларнетов и написал свою последнюю работу, « Два ноктюрна» , незадолго до своей смерти в возрасте 93 лет. Среди чемпионов его творчества — дирижеры Саймон Рэттл , Шарль Дютуа и Бернар Киф; скрипачка Шанталь Жюйе ; Мандельринга струнный квартет ; и звукозаписывающие компании Largo и Decca .
Он умер в Лондоне в 1996 году в возрасте 93 лет.
Работает
[ редактировать ]Оперы
[ редактировать ]- Насильственный блуд , соч. 14 (1929–30). Музыкальная трагикомедия в трёх действиях.
- Беатрис Ченчи (1949–50). Опера в трёх действиях по пьесе 1819 года «Ченчи» . Перси Биши Шелли
Оркестровые произведения
[ редактировать ]- Пассакалья, соч. 4 (1925)
- Увертюра: Комедия ошибок (1925/28)
- Сюита, соч. 5 (1927)
- Партита, соч. 9 (1927)
- Могучий рогоносец : Сюита, соч. 14а (1933)
- Военный марш , соч. 20 (1932) для оркестра или духового оркестра (позже вошедшего в Chronica )
- Симфоническая Чакона (1936)
- Хроника (1938/58/86)
- Польская танцевальная сюита (1939–40)
- Греческая сюита (1940–41)
- Проснитесь, голос командует (1947) - Баха хорал Проснитесь, голос зовет нас , в переложении для оркестра
- Концерт для скрипки с оркестром (1952/55)
- Концерт для виолончели (1953)
- Концерт для кларнета (1953–54)
- Интрада (1985) для оркестра или духового оркестра (позже вошла в Chronica )
- Рондо «Рю дю Роше» для скрипки с оркестром (1994–95)
Камерные работы
[ редактировать ]- Струнный квартет № 1, соч. 8 (1925–26)
- Струнный квартет № 2 (1936)
- Колядки для струнного трио (1948)
- Кларнет-квартет (1982–83)
- Фортепианное трио (1985)
- Струнный квартет № 3 (1988–89)
- Berceuse для скрипки и альта (1990)
- Ретроспектр для струнного трио (1991)
- Фантазия для гобоя, виолончели и арфы (1991)
- Каприччио для скрипки соло (1991–92)
- Струнный квартет № 4 (1992)
- Диалог с Корделией для кларнета и виолончели (1993)
- Encore, une Meditation Agité для скрипки и фортепиано (1993)
- Рондо «Рю дю Роше» для скрипки и фортепиано (1994–95)
Вокальные произведения
[ редактировать ]- Две песни Моргенштерна, соч. 27 для голоса и фортепиано или струнного трио (1933, аранж. 1992)
- Три песни, соч. 24 для колоратурного сопрано и фортепиано (1933–34)
- Два псалма, соч. 34 для высокого голоса и струнного оркестра (1935)
- Есть Верфлосене . Песня кабаре для голоса и фортепиано (1942)
- Песня Беатрис для сопрано и фортепиано (1949)
- Время голоса и фортепиано (1943)
- Никодим, он был черным за голос без сопровождения (1948)
- «Благородная солдатская жена» для баритона и ксилофона (1948)
- Облака для голоса и фортепиано или оркестра (1950)
- Старые корабли для голоса и фортепиано (1952)
- Средиземноморские песни для тенора с оркестром (1957–58)
- Les petits adieux для баритона и оркестра (1994)
- Deux nuits для сопрано и оркестра (1995–96)
Хоровые произведения
[ редактировать ]- Последняя глава , соч. 15 (1930–31) для динамика, хора, ударных и фортепиано (первое исполнение 1984 г.)
- Белсатзар (1985) для хора без сопровождения
Фортепианные произведения
[ редактировать ]- Соната для фортепиано, соч. 10 (1926)
- Каприччио, соч. 11 (1927) (написано для Зденки Тихарич )
- Военный марш , соч. 20 (1932)
- Вариации на тему песни палестинского пастыря , соч. 32 (1934)
- Маленькая легенда (1923/57)
- Из балета (1938/57)
- Скерцо (1922/58)
Основной издатель: Boosey & Hawkes
Внешние ссылки
[ редактировать ]Биографии из:
- Бузи и Хоукс , издатель многих работ Гольдшмидта.
- База данных классических композиторов
- Сони Классик
- «Шутки потерянного композитора» Нормана Лебрехта
- Появление на дисках Desert Island 13 ноября 1994 г.
- Список композиторов-эмигрантов в Великобритании
Ссылки
[ редактировать ]- Оксфордский национальный биографический словарь
- 1903 рождения
- 1996 смертей
- Композиторы-классики XX века
- Концертная группа композиторов
- Немецкие композиторы-классики
- Еврейские композиторы-классики
- Немецкие композиторы-мужчины-классики
- Немецкие композиторы XX века
- Британские композиторы-классики
- Немецкие дирижеры ХХ века (музыка)
- Британские дирижеры ХХ века (музыка)
- Немецкие мужчины-дирижеры (музыка)
- Британские мужчины-дирижеры (музыка)
- Английские композиторы XX века
- Британские музыканты-мужчины 20-го века
- Еврейские эмигранты из нацистской Германии в Соединенное Королевство
- Люди Би-би-си
- Выпускники Гамбургского университета
- Выпускники Берлинского университета искусств
- Лауреаты премии Мендельсона
- Композиторы из Гамбурга