Алоис Хаба
Алоис Хаба (21 июня 1893 — 18 ноября 1973) — чешский композитор , теоретик музыки и педагог. Он принадлежит к важным первооткрывателям современной классической музыки и крупным композиторам микротональной музыки, особенно использующей четвертьтоновую гамму, хотя он использовал и другие, такие как шестые тона (например, в 5-м, 10-м и 11-м струнных квартетах), пятый тон . -тоны (Шестнадцатый струнный квартет) и двенадцатые тона . обсуждал систему «трехчетвертного тона» (см. трехчетвертный бемоль и нейтральную секунду ). Из других микротональных концепций он в своих теоретических работах [ 1 ] [ 2 ] [ не удалось пройти проверку ] но в этой настройке он использовал гаммы в некоторых частях своих сочинений. За свою плодотворную карьеру Хаба написал три оперы, огромную коллекцию камерной музыки, включающую 16 струнных квартетов, фортепианные, органные и хоровые пьесы, несколько оркестровых произведений и песен. [ 3 ] Он также сконструировал специальные клавишные и деревянные духовые инструменты , способные играть четвертьтоновые гаммы. [ 4 ]
Жизнь
[ редактировать ]Алоис Хаба родился в небольшом городке Визовице в Моравской Валахии , в семье из 10 детей. Когда ему было пять лет, выяснилось, что у него абсолютный слух . Он и его семья часто играли и исполняли родные валашские народные песни, активно участвовали в церковном пении и народно-музыкальных представлениях. В школе Алоис очень заинтересовался музыкальными аспектами чешского языка, прежде всего высотой звука , ритмом , акцентом , динамикой и тембром речи. В 1908 году поступил в педагогическое училище в Кромержиже , где у него начал развиваться интерес к чешской национальной музыке, анализируя произведения Бедржиха Сметаны . Уже в то время он узнал из своих учебников, что европейская музыкальная система не была единственной в мире и что даже в некоторой европейской музыке в прошлом использовались иные гаммы, чем те, которые использовались в его время. Поэтому он начал развивать свою собственную точку зрения по этому вопросу. После окончания учебы он устроился на работу учителем в Биловице, небольшом городке недалеко от Венгерская (ныне словацкая ) граница. Одновременно он продолжал собственные музыкальные занятия и в 1913 году написал свои первые сочинения, проявив нежелание «следовать правилам», которых он придерживался всю свою жизнь. Габа был недоволен местечковой жизнью, и в 1914 году он переехал в Прагу и стал учеником -неоромантика композитора Витезслава Новака . Здесь его интересовали анализ творчества Клода Дебюсси , Макса Регера Александра Скрябина и Рихарда Штрауса , а также гармонизация моравской , народной музыки.
Вена
[ редактировать ]Во время Первой мировой войны служил в австрийской армии на русско-итальянском фронте с 1915 до начала 1918 года, когда был переведен в Вену , где работал в музыкальном отделе Австро-Венгерского военного министерства . Там он почти сразу стал учеником Франца Шрекера , который выявил его более радикальные тенденции. В это время Хаба написал свою первую четвертьтоновую пьесу « Сюита» , состоящую из трех фуг четвертьтоновой системы, написанную для двух фортепиано, настроенных на четверть тона друг от друга. Оставшись в Вене после войны, Хаба посещал концерты, организованные Арнольда Шенберга , Verein für musikalische Privataufführungen и находился под особым влиянием «атематического» стиля, использованного Шенбергом в его Erwartung . Первые публикации его сочинений включали Струнный квартет № 2, его первое крупное четвертьтоновое произведение, написанное в 1920 году. В то время его давняя дружба с Хансом Эйслером , с которым он разделял политические убеждения (Хаба стал ярым коммунистом на этот раз), а также музыкальные мнения – начались.
Берлин
[ редактировать ]Хаба добился своего первого успеха как композитор в Берлине, где он последовал за своим учителем Шрекером в конце 1920 года. Он опубликовал свой первый теоретический трактат (на чешском языке) - небольшой буклет Harmonické základy čtvrttónové soustavy (Основы гармоники четвертьтоновой системы). В 1923 году он встретил Ферруччо Бузони , который пропагандировал систему шестого тона и призвал Хабу продолжить свою работу в области микротональности. В том же году Хаба начал пытаться основать школу микротональной музыки, но когда нацисты начали приходить к власти в Германии, он подвергся нападению и был изгнан из Берлина. Он вернулся в Прагу и сумел устроиться преподавателем мастерских в Пражской консерватории .
Прага
[ редактировать ]
(экспонируется в Чешском музее музыки ) [ 5 ]

(экспонируется в Чешском музее музыки ) [ 5 ]
В июле 1923 года на фестивале современной музыки в Донауэшингене квартет Амар-Хиндемита исполнил четвертьтоновый струнный квартет № 3 Хабы. Его имя стало появляться рядом с другими представителями авангардных музыкантов его поколения и, благодаря ему, Чехословакии. стала одной из первых стран-членов Международного общества современной музыки . В это время Хаба написал несколько теоретических статей о микротональности, атематизме и церковных модусах. В 1925 году он написал свой крупный теоретический труд « Новая гармония-учебник диатонической, хроматической, четвертной, третьей, шестой и двенадцатой тоновых систем» (при необходимости см.: диатоническая , хроматическая ). Он спроектировал и построил два четвертьтоновых фортепиано к началу 1924 года и третье в 1925 году. В 1927 году чешский филиал фабрики немецкой фортепианной фирмы Förster в северочешском Йиржиков городе August построил для него шестую фисгармонию с узором. в основном по проекту Бузони.
После премьеры своей четвертьтоновой оперы «Матка» («Мать») в 1931 году, представившей практически атематическую концепцию, Хаба стал лидером чешской модернистской музыки и стал всемирно известным как один из самых важных композиторов- авангардистов . В этой опере также используются два четвертьтоновых кларнета и две четвертьтоновые трубы , построенные специально для этого произведения. В 1934 году он написал оперу «Новая земля » в двенадцатитоновой системе . Атематические конструкции, свойственные его творчеству, появились и позднее в опере «Пржиджи краловстви тве » (1940), написанной в шестом тональном строе. [ 6 ] Во всех трех операх Хаба выразил свою смелую социалистическую точку зрения, которая уже в то время вызвала споры. Например, постановка «Новой Земли» (сюжет которой посвящен Голодомору в Украине и тому, как Голодомор в украинском селе побеждается путем обобществления производства ) и основание колхоза «Новая Земля». Национальным театром в Праге в 1936 году пришлось отменить вмешательством Министерства культуры как коммунистическую и просоветскую пропаганду .
В 1933 году, когда Йозеф Сук стал директором Пражской консерватории, Хаба стал профессором и основал кафедру четвертьтоновой и шестой тоновой музыки. Здесь он имел большое влияние на своих многочисленных учеников. В начале 1930-х годов было написано, пожалуй, самое важное оркестровое произведение Хабы - симфоническая фантазия Cesta života («Путь жизни»). 1930-е годы также сформировали политическую позицию и жизненную философию Хабы. Его сильное чувство социальной ответственности нашло интеллектуальную основу в антропософском учении Рудольфа Штайнера .
В 1939 году немецкие нацисты оккупировали Чехословакию и запретили исполнение произведений Хабы. В 1941 году они закрыли Пражскую консерваторию и запретили ему преподавать. Во время войны Хаба написал продолжение своей «Теории гармонии» , завершил, как уже упоминалось, шеститоновую оперу (которая так и не была создана) и задумал построить двенадцатитоновую фисгармонию.
После Второй мировой войны он возобновил преподавание и занял несколько административных должностей. На рубеже сороковых и пятидесятых годов творчество Алоиса Хабы подверглось влиянию коммунистического режима в Чехословакии, став переходно упрощенным, гораздо более «тематическим» и тональным , а также устанавливающим тексты, проецирующие коммунистическую идеологию . Тем не менее он не смог избавиться от ярлыка «формалиста», наклеенного на него марксистской эстетикой .
В 1953 году его отправили на пенсию, но, по его собственным словам, только тогда он обрел настоящую творческую свободу. В 1957 году он был назначен почетным членом ISCM. Когда Хаба вернулся к своему стилю, он продолжил свои экспериментальные музыкальные исследования, кульминацией которых в 1960-х годах стало использование пятых тонов в его Шестнадцатом струнном квартете в 1967 году. Премьера этого произведения состоялась в том же году на фестивале ISCM в Праге, где он исполнил Квартет Новака.
Хаба был плодовитым композитором и продолжал сочинять почти до конца своей жизни. Он преподавал и оказал влияние на многих музыкантов. Помимо последователей в своей стране, Хаба привлекал студентов из южнославянских стран ( Словении , Сербии , Болгарии ), Литвы , Турции и других стран. Пражская консерватория в целом пользовалась международной репутацией, и большая заслуга в этом принадлежит контактам и новаторским усилиям Алоиза Хабы. Несмотря на эти факты, он умер в относительной безвестности в Праге в 1973 году.
Концепция
[ редактировать ]Хаба был убежден, что четвертьтоновая музыка станет значительным обогащением европейского музыкального языка. Как он неоднократно заявлял, именно подлинная народная музыка его родного края привела его к идее обогатить европейский музыкальный язык меньшими интервалами, чем полутона, которые обычны в европейской подлинной народной музыке.
Именно такими словами Алоис Хаба представил концерт произведений, написанных им самим и его учениками 13 марта 1945 года в Муниципальной библиотеке в Праге:
Часто достаточно просто поднять вершину мелодии всего на полтона, четверть тона или шестой тон, просто продлить или сократить определенный отрывок на одну долю, просто оживить или перестроить ритм — будет достаточно, чтобы добиться некоторого эффекта. удовлетворительная музыкальная выразительность. Эта работа подобна полировке драгоценного камня. Идеальная полировка повышает его ценность. И только умение проводить такую шлифовку гарантирует композиторам совершенство в творчестве и уверенность в способности оценивать свое и чужое творчество.
Все три области деятельности Алоиса Хабы – сочинение, преподавание и организация – демонстрируют одну из его фундаментальных характеристик: смелость войти на территорию, куда до сих пор никто не осмеливался зайти. Хаба не был каким-то «фанатиком микроинтервалов», как иногда думают. Он предлагал своим ученикам этот путь, но никогда не заставлял их идти по нему. Он был примером музыкальной настойчивости, и хотя всемирный универсальный музыкальный язык, который он стремился создать, оказался утопией , его значение для развития музыки ХХ века не имеет себе равных. [ 7 ]
Работает
[ редактировать ]Всего сочинения Алоиса Хабы насчитывают 103 опуса, большинство из которых представляют собой различные виды камерной музыки . Среди наиболее важных — его струнные квартеты , которые документируют и демонстрируют развитие его стиля. Помимо четвертей, Хаба использовал шестые тона в своих струнных квартетах №№. в 5, 10 и 11, а также в «Шести пьесах для шестотоновой фисгармонии или струнного квартета» (1928), «Дуэте для шеститональных скрипок» (1937), « Царство твое придет », шестотонной музыкальной драме в семи сценах. (1937–42), Сюита в шестых тонах для скрипки соло (1955) и Сюита в шестых тонах для виолончели соло (1955). Подробный обзор смотрите в полном списке композиций . [ 8 ]
Репрезентативные записи
[ редактировать ]- Полные струнные квартеты (4 компакт-диска, Bayer Records, Германия, 2006 г.) в исполнении чешского ансамбля Stamic Quartet .
- Четыре фуги для органа в составе альбома Алоис Габа / Милослав Кабелач / Ян Гора / Петр Чех – Полное собрание сочинений для органа (Vixen, Чехия, 2001, компакт-диск)
- Полные нонеты . Чешский Нонет ( Супрафон , Чехия, 1995)
- Чешская музыка ХХ века: Алоис Габа – Камерная музыка . Квартет Сук и Чешский Нонет (Прага, Франция, 1993)
- Мать в исполнении оркестра, хора и солистов Пражского национального театра (Супрафон, Чехословакия, 1966, 1980 и 1982 - 2 пластинки; компакт-диск) [ 9 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Майлз Ли Скиннер, «К четвертьтоновому синтаксису: анализ избранных произведений Блэквуда, Хабы, Айвза и Вышнеградского», докторская дисс. (Буффало: Государственный университет Нью-Йорка в Буффало, 2006 г.; Анн-Арбор: ProQuest/UMI, 2007 г.), стр. 15. Архивировано 5 апреля 2016 г. в Wayback Machine .
- ^ Патрисия Стрэндж и Аллен Стрэндж , Современная скрипка: расширенные методы исполнения ( Беркли , Лос-Анджелес и Лондон : University of California Press , 2001), стр. 165 .
- ^ Любомир Спурный и Иржи Выслужил, Алоис Хаба: Каталог музыки и произведений , пер. Пол Виктор Кристиансен (Прага: Koniasch Latin Press, 2010).
- ^ Дэвид Юэн, Мир музыки двадцатого века ( Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси : Прентис Холл , 1968). [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б Богуслав Чижек. «Четвертьтоновые и шестотонные музыкальные инструменты, созданные по эскизам Алоиса Хабы» . Музыкалии (1–2/2013). Журнал Чешского музея музыки: 43 – 52 .
- ^ Редакторы Британской энциклопедии, « Алоис Хаба: чешский композитор », Британская энциклопедия Online (по состоянию на 12 сентября 2016 г.).
- ^ Власта Рейтерова, « Алоис Хаба », сайт Чешского радио (по состоянию на 12 сентября 2016 г.).
- ^ Джо Монзо, «Алоис Хаба - Список произведений», адаптированный в 1999 году Иржи Вислузилом, Алоис Хаба: zivot a dilo , Прага, 1974.
- ^ "Алоис Хаба" (дискография) , Discogs (по состоянию на 12 сентября 2016 г.).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Алоис Хаба: Гармония диатонической, хроматической, четвертной, третьей, шестой и двенадцатой тоновых систем: Теоретическая часть. Книги по запросу, 2008. ISBN 978-38-37001-43-3 .
- Алоис Хаба: Гармония диатонической, хроматической, четвертной, третьей, шестой и двенадцатой тоновых систем: Практическая часть. Книги по запросу, 2008. ISBN 978-38-37001-44-0 .
- Власта Рейтерова и Любомир Спурный: Алоис Габа (1893–1973): между традицией и новаторством . Прага: Koniasch Latin Press, 2014. ISBN 978-80-87773-08-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Список работ
- Спурный, Любомир (11 февраля 2016 г.). «Алоис Хаба - Бузони называл его Али-Баба...» (на чешском языке). Архивировано из оригинала 29 февраля 2016 года.
- Сайт Центра Алоиса Хабы
- 1893 рождения
- 1973 смерти
- Композиторы-классики XX века
- Чешские музыканты-мужчины ХХ века
- Музыковеды 20 века
- Чешские композиторы-классики
- Чешские оперные композиторы
- Чешские музыковеды
- Композиторы-авангардисты
- Микротональные композиторы
- Чешские оперные композиторы-мужчины
- Чешские музыкальные преподаватели
- Теоретики музыки
- Выпускники Пражской консерватории
- Академический состав Пражской консерватории
- Выпускники Венского университета музыки и исполнительских искусств
- Люди из Визовице
- Ученики Франца Шрекера
- Ученики Витезслава Новака