Jump to content

Алоис Хаба

Возможно, в 1957 году

Алоис Хаба (21 июня 1893 — 18 ноября 1973) — чешский композитор , теоретик музыки и педагог. Он принадлежит к важным первооткрывателям современной классической музыки и крупным композиторам микротональной музыки, особенно использующей четвертьтоновую гамму, хотя он использовал и другие, такие как шестые тона (например, в 5-м, 10-м и 11-м струнных квартетах), пятый тон . -тоны (Шестнадцатый струнный квартет) и двенадцатые тона . обсуждал систему «трехчетвертного тона» (см. трехчетвертный бемоль и нейтральную секунду ). Из других микротональных концепций он в своих теоретических работах [ 1 ] [ 2 ] [ не удалось пройти проверку ] но в этой настройке он использовал гаммы в некоторых частях своих сочинений. За свою плодотворную карьеру Хаба написал три оперы, огромную коллекцию камерной музыки, включающую 16 струнных квартетов, фортепианные, органные и хоровые пьесы, несколько оркестровых произведений и песен. [ 3 ] Он также сконструировал специальные клавишные и деревянные духовые инструменты , способные играть четвертьтоновые гаммы. [ 4 ]

Алоис Хаба родился в небольшом городке Визовице в Моравской Валахии , в семье из 10 детей. Когда ему было пять лет, выяснилось, что у него абсолютный слух . Он и его семья часто играли и исполняли родные валашские народные песни, активно участвовали в церковном пении и народно-музыкальных представлениях. В школе Алоис очень заинтересовался музыкальными аспектами чешского языка, прежде всего высотой звука , ритмом , акцентом , динамикой и тембром речи. В 1908 году поступил в педагогическое училище в Кромержиже , где у него начал развиваться интерес к чешской национальной музыке, анализируя произведения Бедржиха Сметаны . Уже в то время он узнал из своих учебников, что европейская музыкальная система не была единственной в мире и что даже в некоторой европейской музыке в прошлом использовались иные гаммы, чем те, которые использовались в его время. Поэтому он начал развивать свою собственную точку зрения по этому вопросу. После окончания учебы он устроился на работу учителем в Биловице, небольшом городке недалеко от Венгерская (ныне словацкая ) граница. Одновременно он продолжал собственные музыкальные занятия и в 1913 году написал свои первые сочинения, проявив нежелание «следовать правилам», которых он придерживался всю свою жизнь. Габа был недоволен местечковой жизнью, и в 1914 году он переехал в Прагу и стал учеником -неоромантика композитора Витезслава Новака . Здесь его интересовали анализ творчества Клода Дебюсси , Макса Регера Александра Скрябина и Рихарда Штрауса , а также гармонизация моравской , народной музыки.

Во время Первой мировой войны служил в австрийской армии на русско-итальянском фронте с 1915 до начала 1918 года, когда был переведен в Вену , где работал в музыкальном отделе Австро-Венгерского военного министерства . Там он почти сразу стал учеником Франца Шрекера , который выявил его более радикальные тенденции. В это время Хаба написал свою первую четвертьтоновую пьесу « Сюита» , состоящую из трех фуг четвертьтоновой системы, написанную для двух фортепиано, настроенных на четверть тона друг от друга. Оставшись в Вене после войны, Хаба посещал концерты, организованные Арнольда Шенберга , Verein für musikalische Privataufführungen и находился под особым влиянием «атематического» стиля, использованного Шенбергом в его Erwartung . Первые публикации его сочинений включали Струнный квартет № 2, его первое крупное четвертьтоновое произведение, написанное в 1920 году. В то время его давняя дружба с Хансом Эйслером , с которым он разделял политические убеждения (Хаба стал ярым коммунистом на этот раз), а также музыкальные мнения – начались.

Хаба добился своего первого успеха как композитор в Берлине, где он последовал за своим учителем Шрекером в конце 1920 года. Он опубликовал свой первый теоретический трактат (на чешском языке) - небольшой буклет Harmonické základy čtvrttónové soustavy (Основы гармоники четвертьтоновой системы). В 1923 году он встретил Ферруччо Бузони , который пропагандировал систему шестого тона и призвал Хабу продолжить свою работу в области микротональности. В том же году Хаба начал пытаться основать школу микротональной музыки, но когда нацисты начали приходить к власти в Германии, он подвергся нападению и был изгнан из Берлина. Он вернулся в Прагу и сумел устроиться преподавателем мастерских в Пражской консерватории .

Четвертьтоновый рояль (1924 г.) конструкции Хабы, построенный фирмой Förster; Состоит из двух независимых корпусов, имеет три мануала (доп. короткая клавиша/четверть тона выше/нормальная).
(экспонируется в Чешском музее музыки ) [ 5 ]
Шестая фисгармония (1937 г.) конструкции Хабы, построенная фирмой Förster; он оснащен тройной тростью, тремя мануалами, двумя коленными рычагами и шестью регистрами.
(экспонируется в Чешском музее музыки ) [ 5 ]

В июле 1923 года на фестивале современной музыки в Донауэшингене квартет Амар-Хиндемита исполнил четвертьтоновый струнный квартет № 3 Хабы. Его имя стало появляться рядом с другими представителями авангардных музыкантов его поколения и, благодаря ему, Чехословакии. стала одной из первых стран-членов Международного общества современной музыки . В это время Хаба написал несколько теоретических статей о микротональности, атематизме и церковных модусах. В 1925 году он написал свой крупный теоретический труд « Новая гармония-учебник диатонической, хроматической, четвертной, третьей, шестой и двенадцатой тоновых систем» (при необходимости см.: диатоническая , хроматическая ). Он спроектировал и построил два четвертьтоновых фортепиано к началу 1924 года и третье в 1925 году. В 1927 году чешский филиал фабрики немецкой фортепианной фирмы Förster в северочешском Йиржиков городе August построил для него шестую фисгармонию с узором. в основном по проекту Бузони.

После премьеры своей четвертьтоновой оперы «Матка» («Мать») в 1931 году, представившей практически атематическую концепцию, Хаба стал лидером чешской модернистской музыки и стал всемирно известным как один из самых важных композиторов- авангардистов . В этой опере также используются два четвертьтоновых кларнета и две четвертьтоновые трубы , построенные специально для этого произведения. В 1934 году он написал оперу «Новая земля » в двенадцатитоновой системе . Атематические конструкции, свойственные его творчеству, появились и позднее в опере «Пржиджи краловстви тве » (1940), написанной в шестом тональном строе. [ 6 ] Во всех трех операх Хаба выразил свою смелую социалистическую точку зрения, которая уже в то время вызвала споры. Например, постановка «Новой Земли» (сюжет которой посвящен Голодомору в Украине и тому, как Голодомор в украинском селе побеждается путем обобществления производства ) и основание колхоза «Новая Земля». Национальным театром в Праге в 1936 году пришлось отменить вмешательством Министерства культуры как коммунистическую и просоветскую пропаганду .

В 1933 году, когда Йозеф Сук стал директором Пражской консерватории, Хаба стал профессором и основал кафедру четвертьтоновой и шестой тоновой музыки. Здесь он имел большое влияние на своих многочисленных учеников. В начале 1930-х годов было написано, пожалуй, самое важное оркестровое произведение Хабы - симфоническая фантазия Cesta života («Путь жизни»). 1930-е годы также сформировали политическую позицию и жизненную философию Хабы. Его сильное чувство социальной ответственности нашло интеллектуальную основу в антропософском учении Рудольфа Штайнера .

В 1939 году немецкие нацисты оккупировали Чехословакию и запретили исполнение произведений Хабы. В 1941 году они закрыли Пражскую консерваторию и запретили ему преподавать. Во время войны Хаба написал продолжение своей «Теории гармонии» , завершил, как уже упоминалось, шеститоновую оперу (которая так и не была создана) и задумал построить двенадцатитоновую фисгармонию.

После Второй мировой войны он возобновил преподавание и занял несколько административных должностей. На рубеже сороковых и пятидесятых годов творчество Алоиса Хабы подверглось влиянию коммунистического режима в Чехословакии, став переходно упрощенным, гораздо более «тематическим» и тональным , а также устанавливающим тексты, проецирующие коммунистическую идеологию . Тем не менее он не смог избавиться от ярлыка «формалиста», наклеенного на него марксистской эстетикой .

В 1953 году его отправили на пенсию, но, по его собственным словам, только тогда он обрел настоящую творческую свободу. В 1957 году он был назначен почетным членом ISCM. Когда Хаба вернулся к своему стилю, он продолжил свои экспериментальные музыкальные исследования, кульминацией которых в 1960-х годах стало использование пятых тонов в его Шестнадцатом струнном квартете в 1967 году. Премьера этого произведения состоялась в том же году на фестивале ISCM в Праге, где он исполнил Квартет Новака.

Хаба был плодовитым композитором и продолжал сочинять почти до конца своей жизни. Он преподавал и оказал влияние на многих музыкантов. Помимо последователей в своей стране, Хаба привлекал студентов из южнославянских стран ( Словении , Сербии , Болгарии ), Литвы , Турции и других стран. Пражская консерватория в целом пользовалась международной репутацией, и большая заслуга в этом принадлежит контактам и новаторским усилиям Алоиза Хабы. Несмотря на эти факты, он умер в относительной безвестности в Праге в 1973 году.

Концепция

[ редактировать ]

Хаба был убежден, что четвертьтоновая музыка станет значительным обогащением европейского музыкального языка. Как он неоднократно заявлял, именно подлинная народная музыка его родного края привела его к идее обогатить европейский музыкальный язык меньшими интервалами, чем полутона, которые обычны в европейской подлинной народной музыке.

Именно такими словами Алоис Хаба представил концерт произведений, написанных им самим и его учениками 13 марта 1945 года в Муниципальной библиотеке в Праге:

Часто достаточно просто поднять вершину мелодии всего на полтона, четверть тона или шестой тон, просто продлить или сократить определенный отрывок на одну долю, просто оживить или перестроить ритм — будет достаточно, чтобы добиться некоторого эффекта. удовлетворительная музыкальная выразительность. Эта работа подобна полировке драгоценного камня. Идеальная полировка повышает его ценность. И только умение проводить такую ​​шлифовку гарантирует композиторам совершенство в творчестве и уверенность в способности оценивать свое и чужое творчество.

Все три области деятельности Алоиса Хабы – сочинение, преподавание и организация – демонстрируют одну из его фундаментальных характеристик: смелость войти на территорию, куда до сих пор никто не осмеливался зайти. Хаба не был каким-то «фанатиком микроинтервалов», как иногда думают. Он предлагал своим ученикам этот путь, но никогда не заставлял их идти по нему. Он был примером музыкальной настойчивости, и хотя всемирный универсальный музыкальный язык, который он стремился создать, оказался утопией , его значение для развития музыки ХХ века не имеет себе равных. [ 7 ]

Работает

[ редактировать ]

Всего сочинения Алоиса Хабы насчитывают 103 опуса, большинство из которых представляют собой различные виды камерной музыки . Среди наиболее важных — его струнные квартеты , которые документируют и демонстрируют развитие его стиля. Помимо четвертей, Хаба использовал шестые тона в своих струнных квартетах №№. в 5, 10 и 11, а также в «Шести пьесах для шестотоновой фисгармонии или струнного квартета» (1928), «Дуэте для шеститональных скрипок» (1937), « Царство твое придет », шестотонной музыкальной драме в семи сценах. (1937–42), Сюита в шестых тонах для скрипки соло (1955) и Сюита в шестых тонах для виолончели соло (1955). Подробный обзор смотрите в полном списке композиций . [ 8 ]

Репрезентативные записи

[ редактировать ]
  • Полные струнные квартеты (4 компакт-диска, Bayer Records, Германия, 2006 г.) в исполнении чешского ансамбля Stamic Quartet .
  • Четыре фуги для органа в составе альбома Алоис Габа / Милослав Кабелач / Ян Гора / Петр Чех – Полное собрание сочинений для органа (Vixen, Чехия, 2001, компакт-диск)
  • Полные нонеты . Чешский Нонет ( Супрафон , Чехия, 1995)
  • Чешская музыка ХХ века: Алоис Габа – Камерная музыка . Квартет Сук и Чешский Нонет (Прага, Франция, 1993)
  • Мать в исполнении оркестра, хора и солистов Пражского национального театра (Супрафон, Чехословакия, 1966, 1980 и 1982 - 2 пластинки; компакт-диск) [ 9 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Майлз Ли Скиннер, «К четвертьтоновому синтаксису: анализ избранных произведений Блэквуда, Хабы, Айвза и Вышнеградского», докторская дисс. (Буффало: Государственный университет Нью-Йорка в Буффало, 2006 г.; Анн-Арбор: ProQuest/UMI, 2007 г.), стр. 15. Архивировано 5 апреля 2016 г. в Wayback Machine .
  2. ^ Патрисия Стрэндж и Аллен Стрэндж , Современная скрипка: расширенные методы исполнения ( Беркли , Лос-Анджелес и Лондон : University of California Press , 2001), стр. 165 .
  3. ^ Любомир Спурный и Иржи Выслужил, Алоис Хаба: Каталог музыки и произведений , пер. Пол Виктор Кристиансен (Прага: Koniasch Latin Press, 2010).
  4. ^ Дэвид Юэн, Мир музыки двадцатого века ( Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси : Прентис Холл , 1968). [ нужна страница ]
  5. ^ Jump up to: а б Богуслав Чижек. «Четвертьтоновые и шестотонные музыкальные инструменты, созданные по эскизам Алоиса Хабы» . Музыкалии (1–2/2013). Журнал Чешского музея музыки: 43 52 .
  6. ^ Редакторы Британской энциклопедии, « Алоис Хаба: чешский композитор », Британская энциклопедия Online (по состоянию на 12 сентября 2016 г.).
  7. ^ Власта Рейтерова, « Алоис Хаба », сайт Чешского радио (по состоянию на 12 сентября 2016 г.).
  8. ^ Джо Монзо, «Алоис Хаба - Список произведений», адаптированный в 1999 году Иржи Вислузилом, Алоис Хаба: zivot a dilo , Прага, 1974.
  9. ^ "Алоис Хаба" (дискография) , Discogs (по состоянию на 12 сентября 2016 г.).

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Алоис Хаба: Гармония диатонической, хроматической, четвертной, третьей, шестой и двенадцатой тоновых систем: Теоретическая часть. Книги по запросу, 2008. ISBN   978-38-37001-43-3 .
  • Алоис Хаба: Гармония диатонической, хроматической, четвертной, третьей, шестой и двенадцатой тоновых систем: Практическая часть. Книги по запросу, 2008. ISBN   978-38-37001-44-0 .
  • Власта Рейтерова и Любомир Спурный: Алоис Габа (1893–1973): между традицией и новаторством . Прага: Koniasch Latin Press, 2014. ISBN   978-80-87773-08-6 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: de8249f1aab01a209544b334801018b6__1717685040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/de/b6/de8249f1aab01a209544b334801018b6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Alois Hába - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)