Иван Вышнеградский
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|

Иван Александрович Вышнеградский [n 1] ( США : / v ɪ ʃ n ə ˈ ɡ r ɑː d s k i / vish-ne- GROD -skee ; 14 мая [ OS 2 мая] 1893 — 29 сентября 1979) — русский композитор , прежде всего известный своими микротональными композициями, в том числе четвертьтоновой гаммой (24-тет: 50 центов), используемой в его пьесах для двух фортепиано в четверть тона. Он также использовал гаммы до 72 делений (в основном третьего (18-тет: 66,6 цента ) , шестого (36-тет: 33,3 цента ) и двенадцатого тона (72-тет: 16,6 цента )). Большую часть жизни, начиная с 1920 года, Вышнеградский прожил в Париже . [1]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Иван Вышнеградский родился в Санкт-Петербурге 4 мая 1893 года. Его отец был банкиром, а мать писала стихи. Его дед был знаменитым математиком, занимавшим пост министра финансов с 1888 по 1892 год. После получения степени бакалавра Вышнеградский поступил в математическую школу. Он посещал курсы гармонии , композиции и оркестровки (1911–1915) под руководством Николая Соколова , профессора Санкт-Петербургской академии . В 1912 году он поступил на юридический факультет.
Музыкальная карьера
[ редактировать ]Вышнеградского Первое публичное исполнение «Анданте религиозного и погребального» состоялось в Павловском театре под руководством Асланова, в присутствии Сезара Кюи . В конце концерта Кюи поздравил его «за умеренность». [ Эта цитата нуждается в цитировании ]
В 1916 году Вышнеградский сочинил «День Брамы» (который позже станет «Днем существования ») для рассказчика, полного оркестра и смешанного хора ad libitum . В 1917 году, накануне революции , [ нужны разъяснения ] Вышнеградский закончил юридическое образование. В ноябре умер его отец. Иван придерживался идеалов русской революции и сочинил «Красное Евангелие» , опус 8. В 1919 году он разработал свой первый проект по нотации двенадцатых тонов.
В следующем году Вышнеградский с семьей переехал в Париж. Дом Плейеля изготовил для него пианино с пневматической передачей, но оно его не вполне удовлетворило (1921). Вышнеграский хотел построить настоящее четвертьтоновое фортепиано и думал, что сможет это сделать только в Германии. Он заказал у Штраубе четвертьтоновую фисгармонию типа Мёллендорф . В 1922 и 1923 годах он посетил несколько возрождений в Германии, где встретил Р. Штейна, Алоиса Хабу , Й. Магера и В. Мёллендорфа. В следующем году он женился на Элен Бенуа и у них родился сын Дмитрий (1924, позже Дмитрий Вишени, который использовал псевдоним Жак Деметр ). Вышнеградский и Бенуа развелись в 1926 году.
Он заказал у Ферстера четвертьтоновое фортепиано (1927). Квартет Вандель исполнил Прелюдию и Фугу, опус 15. В 1929 году в Париж прибыло фортепиано, изготовленное Ферстером. Он встретил Люсиль Маркову (Гайден), свою будущую жену. Он также опубликовал « Руководство по четвертьтоновой гармонии» (1932). В 1934 году он сочинил «Двадцать четыре прелюдии во всех тонах хроматической гаммы, диатонизированные тринадцатью звуками» , для двух фортепиано в четверть тона (1934).
25 января 1937 года он посетил первый концерт, полностью посвященный его музыке. Он познакомился с Оливье Мессианом , а позже с Анри Дютийе и Клодом Баллифом . Он записал медленную часть Симфонии «Так говорил Заратустра» для четырех фортепиано в четверть тона.
В 1942 году Вышнеградский был арестован немцами и переведен в Компьень , где оставался два месяца. Его жена (американской национальности) также была арестована и переведена в Виттель .
11 ноября 1945 года Жизель Пейрон и Мади Соважо, сопрано, Лили Фабрег, альт, Иветта Гримо, Ивонна Лорио , Пьер Булез и Серж Нигг , фортепиано дали концерт произведений Вышнеградского. Заболев туберкулезом , он отдыхал в санатории Сен-Мартен-дю-Тертр. В 1947 году Андре Сурис дал в Бельгии премьеру Симфонии «Так говорил Заратустра» для четырех фортепиано в Брюсселе. В 1951 году Пьер Булез, Иветта Гримо, Клод Хельффер и Ина Марика исполнили « Второй симфонический фрагмент» , опус 24, в Париже. The Revue Musicale опубликовало специальный выпуск об Иване Вышнеградском и Николасе Обухове .
В 1977 году Мартин Жост организовала концерт на Radio France . В Канаде Брюс Мэзер сделал то же самое. В 1978 году Александр Мира во главе филармонического оркестра Радио Франции исполнил « День существования» . Иван Вышнеградский был приглашен DAAD в качестве композитора-резидента в Берлине. Он не смог поехать по состоянию здоровья. Радио Франции заказало ему струнное трио.
Вышнеградский умер в возрасте 86 лет в Париже 29 сентября 1979 года. Его сын Дмитрий, известный профессионально как Жак Деметр , был влиятельным сторонником и историком блюзовой музыки. [2]
Вышнеградский появляется в Пола Остера романе «Запертая комната» (1986), входящем в «Нью-йоркскую трилогию» , в художественном рассказе о встрече Остера с композитором в молодости в Париже. [3]
Работает
[ редактировать ]
|
|
Записи
[ редактировать ]- Иван Вышнеградский: Так говорил Заратустра, опус 17. Моника Хаас, Ина Марика, Эдуард Штемпфли, Макс Фреденбург, фортепиано под руководством композитора. LP, 78 об/мин, 1938 год, L'Oiseau-Lyre Editions.
- Иван Вышнеградский: Размышление на 2 темы из Дня Бытия опус 7, Прелюдия и фуга опус 21, Двадцать четыре прелюдии опус 22 (отрывки), Третий симфонический фрагмент опус 32, Этюд на волшебном звуковом квадрате опус 40, Этюд на вращающемся части опус 45, Прелюдия и этюд опус 48, Интервью композитора с Робертом Пфайфером. С. Билье, М. Жосте, Жан-Франсуа Хейссер , Ж. Кернер, фортепиано, Ж. Видеркер, виолончель под управлением М. Декуста. Block Editions, Берлин, 2 LP, EB 107/108.
- Фортепианный дуэт. Иван Вышнеградский: Концертный этюд опус 19, Фуга опус 33, Интеграция опус 49. Брюс Мэзер: Соната для двух фортепиано. Бенгт Хамбреус: Карильон. Брюс Мэзер и Пьеретта Ле Паж, фортепиано. Записи Университета Макгилла 77002.
- Музыка для трёх фортепиано в шестых тонах. Иван Вышнеградский: Диалог в трех опусах 51, Композиция опус 46, Прелюдия и фуга опус 30. Брюс Мэзер: Поэма бреда. Джек Беренс: Аспекты. Луи-Филипп Пеллетье, Поль Хельмер, Франсуа Кутюр, фортепиано под руководством Брюса Мэзера. Записи Университета Макгилла 83017.
- Иван Вышнеградский: Vingt-quatre Preludes opus 22, Integrations opus 49. Генриетта Пуч-Роже и Кадзуоки Фуджи, фортепиано. Fontec Records, Токио, FOCD 3216.
- Между клавишами, микротональные шедевры ХХ века. Чарльз Айвс: Три четвертьтона пьесы для двух пьес, Иван Вышнеградский: Размышление о двух темах со дня существования, опус 7, транскрипция для фагота и фортепиано Джонни Рейнхарда, Гарри Партч: Янки-дудл-фэнтези, Джон Кейдж: Сонаты и интерлюдии для Подготовленное фортепиано, Ансамбль Американского фестиваля микротональной музыки, реж. Джонни Рейнхард, Ньюпорт Классик, NPD 85526.
- Иван Вышнеградский : Струнный квартет №1, опус 13, Струнный квартет №2, опус 18, Струнный квартет №3, опус 38бис, Композиция для струнного квартета опус 43, Трио для струнных опус 53. Квартет Ардитти . Edition Block, Берлин, CD-EB 201
- Посвящение Ивану Вышнеградскому: Прозрачности I опус 36, Прозрачности II опус 47, Композиция в четверть тонах для квартета Martenot ondes, Космос опус 29. Серж Провост Эйн Хорн. Брюс Мэтер Икем. Жан Лорандо, волны, Пьеретта Лепаж, Брюс Мэтер, Марк Куру, Франсуа Кутюр, Поль Хельмер, фортепиано, Ансамбль волн Мартено де Монреаль. Новая регистрационная компания, SNE-589-CD
- Иван Вышнеградский: Этюды о вращательных движениях опус 45с, Соната для альта и фортепиано опус 34, Диалог посмертный опус, Этюды плотностей и объемов опус 39бис, Две песни на тему Ницше опус 9, Дифирамб опус 12. Жак Бона, бас-баритон, Теодор Коман , альт, Сильвен Бийе, Мартин Жост, Жерар Фреми , Ив Ро, фортепиано и Ансамбль 2e2m под руководством Поля Мефано. Коллекция 2е2м.
- Лирические аспекты нашего века. Мартин Гелланд, скрипка, и Леннарт Валлин, фортепиано. Отмар Шек: Соната для скрипки и фортепиано, опус 22. Иван Вышнеградский: Chant douloreux, опус 6, для скрипки и фортепиано. Пойте ноктюрн, опус 11 (Клаус-Георг Поль и Юте Гарейс, фортепиано à quarts de ton). Аллен Сапп: And the Bombers Went Home для скрипки и фортепиано. Вилли Буркхард: Соната для скрипки и фортепиано опус 78. Рихард Штраус: Аллегретто для скрипки и фортепиано. Ханнс Елинек: Тен Заме Ксениен, опус 32, для скрипки и фортепиано. Дитер Акер: Соната для скрипки соло. Венские современные мастера, ВММ 2017
- 50 лет Фонду Гюйгенса-Фоккера . Питер Шат: Коллажи для 31-тонального органа. Хенк Бадингс: Соната 3 для двух скрипок, Серия небольших звуковых пьес. Иван Вышнеградский: Ультрахроматический этюд. Йос Цвааненбург: Щебет Херувимов. Рафаэль Рейна: Продолжайте… Клаустрофобия. Фонд Гюйгенса-Фоккера, 1999.
- Красное Евангелие. Иван Вышнеградский: Красное Евангелие опус 8, Две песни на тему Ницше опус 9, Две русские песни опус 29, Рихарду Вагнеру опус 26. Брюс Мэзер: Крик, который продлится до моря, Шерсть света. Мишель Дюшарм, бас-баритон, Пьеретта Лепаж и Брюс Мэзер, фортепиано, настроенные в четверть тона. Новая регистрационная компания, SNE-647-CD.
- День существования, исповедь жизни перед жизнью для оркестра, хора и чтеца ad libitum, шииин 4 CD 2009 .
Сочинения
[ редактировать ]- Освобождение звука (на русском языке). Накануние. Берлин, 7 января 1923 года.
- Освобождение ритма . Накануни, Берлин, 18 и 25 марта 1923 года.
- Некоторые соображения по поводу использования четвертей тонов в музыке . Мюзикл «Монд», Париж, 30 июня 1927 года.
- Четвертьтональная музыка, ее возможности и органические источники , Pro Musica Quarterly, Нью-Йорк, 19 октября 1927 г., стр. 19–31.
- Музыка и пансонорство . La revue Musicale IX, Париж, декабрь 1927 г., стр. 143.
- Мануэль д'гармония à quarts de ton , мюзикл La Sirène, Париж, 1932, переиздан Эд. Макс Эшиг, Париж, 1980 г. Английский перевод со звуковой реализацией, опубликованный Underwolf Editions, Нью-Йорк, 2017 г. ISBN 978-0-692-88374-7 .
- Этюд по гармонии наложением кварт . Ле Менестрель, 12 июня 1935 г., стр. 125 и 19 июня 1935 г., стр. 133.
- Четвертьтоновая музыка и ее практическая реализация . Музыкальное ревю 171, 1937.
- Загадка современной музыки . La Revue d'esthetics, январь-март 1949 г., стр. 67–85 и апрель-июнь 1949 г., стр. 181–205.
- Предисловие к трактату о гармонии наложенными четвертями . Полифония 3, 1949, стр. 56.
- Проблемы ультрахроматизма . Полифония 9–10, 1954, стр. 129–142.
- Фортепиано Дж. Каррильо . Гид по концертам и пластинкам, Париж, 19 января 1959 года.
- Электронный континуум и удаление переводчика . Cahiers d'études de Radio Télévision, Париж, апрель 1958 г., стр. 43–53.
- Ультрахроматизм и неоктавиантные пространства , La Revue Musicale № 290–291, стр. 71–141, Эд Ришар-Масс, Париж, 1972.
- Закон пансонорита (Рукопись, 1953 г.), Ред. Контрешам, Женева, 1996. Предисловие Паскаля Критона под редакцией Франка Енджеевского . ISBN 2-940068-09-7 .
- Диалектическая философия музыкального искусства (Рукопись, 1936), Ред. L'Harmattan, Париж, 2005, под редакцией Франка Енджеевского. ISBN 2-7475-8578-6 .
Источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Русский: Ива́н Алекса́ндрович Вышнеградский ; Также транслитерируется как Вышнеградский , Вышнеградский , Вишнеградский , Вишнеградский или Вишнеградский (после эмиграции во Францию он использовал «Вышнеградский» в качестве написания своей фамилии).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ « Иван Вышнеградский. Архивировано 10 декабря 2013 года в Wayback Machine », Voix Nouvelles [Новые голоса]. (на французском языке)
- ^ Валери Гент, «Жак Деметр: открытие историка блюза в семье», ValGhent.com , 28 декабря 2013 г. Проверено 25 июня 2020 г.
- ^ Лойенбергер, Сюзанна. «Космонавт Микротонов» . bka.ch (на швейцарском верхненемецком языке) . Проверено 1 сентября 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Клод Баллиф, Иван Вышнеградский: Гармония вечера . Премьер-министр Иван Вышнеградский, Париж, Марс, 1985 г., стр. 9–22.
- Барбара Бартельмес, пространство и звук. Музыкально-теоретическая работа Ивана Вышнеградского . Кандидатская диссертация, 1991.
- Люсиль Гайден, Иван Вышнеградский . Франкфорт, Питерс, 1973.
- Франк Енджеевский, Иван Вышнеградский и микротональная музыка , доктор философии, Парижский университет I, Пантеон-Сорбонна, 2000 г., 565 страниц.
- Дмитрий Вишней, Заметки о Красном Евангелии Ивана Вышнеградского , Cahier du CIREM, № 14–15, 1990, стр. 186–223.
- Иржи Выслоузил, Иван Вышнеградский, капитулянты забытых музыкальных авангардов . Opus Musicum I, Брно, 1969, стр. 30–40.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Диссертация Майлза Скиннера на тему « Прелюдии», соч. 22 для двух фортепиано, настроенных с разницей в четверть тона
- М. Болье: Циклические структуры и линейное голосоведение в музыке Ивана Вышнеградского
- Статья «Иван Вышнеградский: микротоналист и мистик»
- Рецензия Саймона Каммингса на английский перевод « Руководства по четвертьтоновой гармонии» .
- Статья Ноя К. (редактора) и Рози К. (переводчика) об английском переводе Руководства по четвертьтоновой гармонии