22 равный темперамент
В музыке 22 равных темперамента , называемые 22-TET, 22- EDO или 22-ET, представляют собой темперированную гамму, полученную путем деления октавы на 22 равных шага (равных соотношения частот). Каждый шаг представляет собой соотношение частот 22 √ 2 или 54,55 цента ( ).
При композиции с 22-ET необходимо учитывать множество соображений. Учитывая лимит в 5 , существует разница между 3 квинтами и суммой 1 кварты и 1 большой трети. Это означает, что, начиная с C, есть две А — одна в 16 шагах, другая в 17 шагах. Также существует разница между мажорным тоном и минорным тоном. В до мажоре вторая нота (D) будет отстоять на 4 шага. Однако в ля миноре, где ля на 6 ступеней ниже до, четвертая нота (D) будет на 9 ступеней выше ля, то есть на 3 ступени выше до. Поэтому при переключении с до мажора на ля минор нужно немного изменить ноту ре. примечание. Эти несоответствия возникают потому, что, в отличие от 12-ET , 22-ET не смягчает синтонную запятую 81/80, а вместо этого преувеличивает ее размер, отображая ее в один шаг.
В 7-пределе септимальную минорную септиму (7/4) можно отличить от суммы квинты (3/2) и малой трети (6/5), а септимальную субмалую терцию (7/6) можно отличить от суммы квинты (3/2) и малой терции (6/5). отличается от малой терции (6/5). Это отображение смягчает септимальную запятую 64/63, что позволяет 22-ET функционировать как «суперпифагорейская» система, где четыре сложенные друг на друга квинты приравниваются к семеричной мажорной терции (9/7), а не к обычной пентальной терции 5/. 4. Эта система во многих отношениях является «зеркальным отражением» септимального среднего тона : системы митонов настраивают квинту-бемоль так, что интервалы в 5 являются простыми, а интервалы в 7 — сложными, суперпифагорейские системы имеют квинту, настроенную диез, так что интервалы в 7 являются простыми, а интервалы в 7 — сложными. интервалы 5 сложные. Энгармоническая структура также обратная: диезы острее бемолей, что похоже на пифагорейскую настройку (и, как следствие, равнотемперированную ), но в большей степени.
Наконец, 22-ET имеет хорошее приближение к 11-й гармонике и фактически представляет собой наименьшую равнотемперированную гармонику, совместимую в 11-пределе .
Конечным эффектом является то, что 22-ET позволяет (и в некоторой степени даже заставляет) исследовать новую музыкальную территорию, сохраняя при этом превосходные приближения к общепринятым созвучиям.
История и использование
[ редактировать ]Идея разделения октавы на 22 шага одинакового размера, по-видимому, возникла у теоретика музыки девятнадцатого века Р.Х.М. Бозанкета . Вдохновленный использованием 22-тонального неравномерного деления октавы в теории музыки Индии , Бозанке отметил, что 22-тональное равное деление способно воспроизводить музыку с 5-лимитным диапазоном с приемлемой точностью. [1] В этом за ним в двадцатом веке последовал теоретик Хосе Вюршмидт , который отметил это как возможный следующий шаг после 19 равных темпераментов , и Дж. Мюррей Барбур в его обзоре истории настройки « Настройка и темперамент» . [2] Среди современных сторонников равного темперамента есть теоретик музыки Пауль Эрлих .
Обозначения
[ редактировать ]22-EDO можно записать несколькими способами. Первая, «Обозначение взлетов и падений» , [3] использует стрелки вверх и вниз, записанные в виде курсора и строчной буквы «v», обычно шрифтом без засечек. Одна стрелка равна одному эдостепу. В названиях нот стрелки идут первыми, чтобы облегчить наименование аккордов. В результате получается следующая хроматическая гамма:
C, ^C/D ♭ , vC ♯ /^D ♭ , C ♯ /vD,
D, ^D/E ♭ , vD ♯ /^E ♭ , D ♯ /vE, E,
Ф, ^F/G ♭ , vF ♯ /^G ♭ , F ♯ /vG,
Г, ^Г/А ♭ , вГ ♯ /^А ♭ , Г ♯ /вА,
А, ^А/В ♭ , вА ♯ /^В ♭ , А ♯ /vB, B, C
Пифагорейский минорный аккорд с 32/27 на C до сих пор называется Cm и пишется C – E ♭ –G. Но минорном аккорде с 5-лимитным пределом в используется верхняя минорная 3-я 6/5 и пишется C–^E ♭ –G. Этот аккорд называется C^m. Сравните с ^Cm (^C–^E ♭ –^G).
Во втором, четвертьтоновом обозначении , вместо стрелок вверх и вниз используются полудиез и полубемоль:
Однако аккорды и некоторые энгармонические эквиваленты сильно отличаются от 12-EDO. Например, хотя трезвучие до минор с 5 лимитами обозначается как C – E ♭ –G , трезвучия до мажор теперь обозначаются как C – E. –G вместо C–E–G , а трезвучие ля минор теперь называется A–C. –E, хотя трезвучие ля мажор по-прежнему равно A–C ♯ –E . Кроме того, в то время как основные секунды, такие как C–D, разделены, как и ожидалось, на 4 четверти тона, второстепенные секунды, такие как E–F и B–C, составляют 1 четверть тона, а не 2. Таким образом, E ♯ теперь эквивалентно F. вместо F, F ♭ эквивалентно E вместо E F эквивалентно E , а E эквивалентно F . Более того, нота на одну квинту выше B - это не ожидаемая F ♯ , а скорее F. или Г , и нота, которая на одну квинту ниже F, теперь будет B вместо Б ♭ .
Третий, Porcupine Notation, не вводит новых случайностей, но существенно меняет написание аккордов (например, мажорное трезвучие с 5 лимитами теперь называется C – E ♯ –G ♯ ). Кроме того, энгармонические эквиваленты 12-EDO больше не действительны. В результате получается следующая хроматическая гамма:
С, С ♯ , Д ♭ ,Д, Д ♯ , Е ♭ ,Э, Е ♯ , Ж ♭ ,Ж, Ж ♯ , Г ♭ ,Г, Г ♯ , Г /А , А ♭ ,А, А ♯ , Б ♭ ,Б, Б ♯ , С ♭ , С
Размер интервала
[ редактировать ]В таблице ниже приведены размеры некоторых общих интервалов в 22 равномерных темпераментах. Интервалы, показанные на заштрихованном фоне, например, септимальные тритона, расстроены более чем на 1/4 шага (приблизительно 13,6 цента) по сравнению с точными соотношениями, которые они аппроксимируют.
Название интервала | Размер (шаги) | Размер (центов) | МИДИ | Просто соотношение | Просто (центов) | МИДИ | Ошибка (центов) |
---|---|---|---|---|---|---|---|
октава | 22 | 1200 | 2:1 | 1200 | 0 | ||
мажорная седьмая | 20 | 1090.91 | 15:8 | 1088.27 | + | 2.64||
септимальная минорная седьмая | 18 | 981.818 | 7:4 | 968.82591 | + | 12.99||
17:10 широкий мажорный шестой | 17 | 927.27 | 17:10 | 918.64 | + | 8.63||
мажорная шестая | 16 | 872.73 | 5:3 | 884.36 | −11.63 | ||
идеальная пятая часть | 13 | 709.09 | 3:2 | 701.95 | + | 7.14||
семеричный тритон | 11 | 600.00 | 17:12 | 603.00 | − | 3.00||
тритон | 11 | 600.00 | 45:32 | 590.22 | + | 9.78||
семимальный тритон | 11 | 600.00 | 7:5 | 582.51 | +17.49 | ||
11:8 широкий четвертый | 10 | 545.45 | 11:8 | 551.32 | − | 5.87||
375-я субгармоника | 10 | 545.45 | 512:375 | 539.10 | + | 6.35||
15:11 широкий четвертый | 10 | 545.45 | 15:11 | 536.95 | + | 8.50||
идеальная четвертая | 9 | 490.91 | 4:3 | 498.05 | − | 7.14||
семеричная супермажорная треть | 8 | 436.36 | 22:17 | 446.36 | −10.00 | ||
семеричная большая треть | 8 | 436.36 | 9:7 | 435.08 | + | 1.28||
уменьшенная четвертая | 8 | 436.36 | 32:25 | 427.37 | + | 8.99||
недесятичная большая треть | 8 | 436.36 | 14:11 | 417.51 | +18.86 | ||
главная треть | 7 | 381.82 | 5:4 | 386.31 | − | 4.49||
недесятичная нейтральная треть | 6 | 327.27 | 11:9 | 347.41 | −20.14 | ||
семеричная верхняя треть | 6 | 327.27 | 17:14 | 336.13 | − | 8.86||
малая треть | 6 | 327.27 | 6:5 | 315.64 | +11.63 | ||
семеричная дополненная секунда | 5 | 272.73 | 20:17 | 281.36 | − | 8.63||
дополненная секунда | 5 | 272.73 | 75:64 | 274.58 | − | 1.86||
семимальная малая треть | 5 | 272.73 | 7:6 | 266.88 | + | 5.85||
семимерный целый тон | 4 | 218.18 | 8:7 | 231.17 | −12.99 | ||
уменьшенная треть | 4 | 218.18 | 256:225 | 223.46 | − | 5.28||
семеричная большая секунда | 4 | 218.18 | 17:15 | 216.69 | + | 1.50||
целый тон , мажорный тон | 4 | 218.18 | 9:8 | 203.91 | +14.27 | ||
целый тон, минорный тон | 3 | 163.64 | 10:9 | 182.40 | −18.77 | ||
нейтральная секунда , большая десятичная дробь | 3 | 163.64 | 11:10 | 165.00 | − | 1.37||
1125-я гармоника | 3 | 163.64 | 1125:1024 | 162.85 | + | 0.79||
нейтральная секунда, меньшая десятичная дробь | 3 | 163.64 | 12:11 | 150.64 | +13.00 | ||
семеричный диатонический полутон | 2 | 109.09 | 15:14 | 119.44 | −10.35 | ||
диатонический полутон , просто | 2 | 109.09 | 16:15 | 111.73 | − | 2.64||
17-я гармоника | 2 | 109.09 | 17:16 | 104.95 | + | 4.13||
Указательный палец арабской лютни | 2 | 109.09 | 18:17 | 98.95 | +10.14 | ||
семеричный хроматический полутон | 2 | 109.09 | 21:20 | 84.47 | +24.62 | ||
хроматический полутон , просто | 1 | 54.55 | 25:24 | 70.67 | −16.13 | ||
семеричный третий тон | 1 | 54.55 | 28:27 | 62.96 | − | 8.42||
недесятичный четверть тона | 1 | 54.55 | 33:32 | 53.27 | + | 1.27||
семимильная четверть тона | 1 | 54.55 | 36:35 | 48.77 | + | 5.78||
уменьшенная секунда | 1 | 54.55 | 128:125 | 41.06 | +13.49 |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бозанке, RHM «Об индийском разделении октав с дополнениями к теории высших порядков» ( архивировано 22 октября 2009 г.), Proceedings of the Royal Society vol. 26 (с 1 марта 1877 г. по 20 декабря 1877 г.) Тейлор и Фрэнсис, Лондон, 1878 г., стр. 372–384. (Воспроизведено в Тагоре, Суриндро Мохуне, Индуистская музыка от разных авторов , санскритская серия Чоукхамба, Варанаси, Индия, 1965).
- ^ Барбур, Джеймс Мюррей, Настройка и темперамент, исторический обзор , Ист-Лансинг, издательство Michigan State College Press, 1953 [c1951].
- ^ " Ups_and_downs_notation " на Xenharmonic Wiki . Доступ 12 августа 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Эрлих, Пол, «Настройка, тональность и двадцатидвухтоновый темперамент» , Уильям А. Сетарес .
- Канон Пахельбеля в 22edo (MIDI) , Герман Миллер