Jump to content

Ксенгармоническая музыка

Ксенгармоничность включает интервалы большие, чем в 12-тет (<12-тет), а микротональность включает интервалы меньшие, чем в 12-тет (>12-тет). Играть

Ксенгармоническая музыка — это музыка, в которой используется система настройки , отличная от 12-тональной равнотемперированной шкалы. Его назвал Айвор Даррег , от греческого «Ксенос» ( греч. ξένος ), что означает «иностранец» и «гостеприимный» . Он заявил, что он «предназначался для включения только интонации и таких темпераментов , как 5-, 7- и 11-тональные системы, а также действительно- микротональные системы с более высокими номерами, насколько это возможно». [1]

Джон Чалмерс, автор книги «Разделы тетрахорда» , писал: «Обратной стороной этого определения является то, что музыка, которая может исполняться в 12-тональной равной темперации без значительной потери своей индивидуальности, не является истинно микротональной ». [2] Таким образом, ксенгармоническую музыку можно отличить от двенадцатитоновой равнотемперированной музыки, а также от использования интонаций и равных темпераментов по использованию незнакомых интервалов, гармоний и тембров .

Теоретики, кроме Чалмерса, считают ксенгармонические и нексенгармонические понятия субъективными. Эдвард Фут в своих программных примечаниях для 6 степеней тональности ссылается на различия в своей реакции на настройки, которые он использует, такие как Кирнбергер и ДеМорган, от «шокирующих» до «слишком тонких, чтобы сразу заметить», говоря, что «[ Темпераменты — это новая территория для ушей 20-го века. Для начинающего слушателя может показаться шокирующим услышать, как гармония меняет «цвет» во время модуляций, или она слишком тонкая, чтобы ее можно было сразу заметить». [3]

Диатоническая ксенгармоническая музыка

[ редактировать ]

Музыка также может иметь большую часть знакомой территории двенадцатитоновой музыки, но при этом содержать ксенгармонические особенности. Например, Исли Блэквуд , автор книги «Структура узнаваемых диатонических строев» (1985), написал множество этюдов в равнотемперированных системах в диапазоне от 12 до 24 тонов. Эти этюды выявляют связи и сходства с двенадцатитональной музыкой, а также различные ксенгармонические характеристики, отраженные в «Двенадцати микротональных этюдах для электронных музыкальных носителей» .

О своем 16-тоновом этюде Блэквуд писал: [4]

Эту настройку лучше всего рассматривать как комбинацию четырех переплетенных уменьшенных септаккордов. Поскольку 12-нотную настройку можно рассматривать как комбинацию трех уменьшенных септаккордов, очевидно, что эти две настройки имеют общие элементы. Самая очевидная разница в том, как звучат и работают эти две настройки, заключается в том, что трезвучия в 16-нотной настройке, хотя и узнаваемы, слишком диссонируют, чтобы служить окончательной гармонией в каденциях. Однако тональность по-прежнему может быть установлена ​​путем последовательностей измененных субдоминантных и доминантных гармоний, и этюд основан главным образом на этом свойстве. Используемая основная гармония согласных представляет собой минорное трезвучие с добавленной малой септимой.

Даррег объясняет: «Я придумал термин «ксенгармоника» для обозначения всего, что не похоже на 12-тоновую равнотемперированную музыку». [5]

Настройки, инструменты и композиторы

[ редактировать ]

Музыка, использующая гаммы или настройку, отличную от 12-тональной равнотемперированной, может быть классифицирована как ксенгармоническая музыка. Сюда входят и другие равные деления октавы и гаммы, основанные на расширенной справедливой интонации .

Настройки, полученные из частичных или обертонов физических объектов с негармоническим спектром или серией обертонов, таких как стержни, зубцы, пластины, диски, сфероиды и камни, иногда являются основой исследования ксенгармоник. Уильям Колвиг , работавший с композитором Лу Харрисоном, создал тубулонг — набор ксенгармонических трубок. [6]

Электронная музыка, составленная с использованием произвольно выбранных ксенгармонических гамм, была исследована в альбоме Radionics Radio: An Album of Musical Radionic Thought Frequency (2016) британского композитора Дэниела Уилсона , который сочинял композиции с использованием частотных диапазонов, представленных пользователями веб-приложения , воспроизводившего радионику. электронное звуковое оборудование, использовавшееся оксфордской лабораторией Де Ла Варра в конце 1940-х годов. [7] Элейн Уокер (композитор) — музыкант-электронщик, который пишет ксенгармоническую музыку, создавая новые типы музыкальных клавишных. [8]

Непифагорейскую гамму, использованную Робертом Шнайдером из The Apples in Stereo и основанную на последовательности логарифмов , можно считать ксенгармонической, так же как и Энни Госфилд, намеренно «расстроенную» музыку основанную на семплере, с использованием несистематических строев и работы других композиторов, включая Элоди Лаутен , Венди Карлос , Айвора Даррега и Пола Эрлиха . [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Даррег, Айвор (май 1974 г.). «Ксенгармонический вестник № 2» . Архивировано из оригинала 5 февраля 2012 года . Проверено 13 января 2007 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  2. ^ Чалмерс, Джон Х. (1993). Разделы тетрахорда: пролегомен к построению музыкальных гамм , ч.1. Музыка Лягушачьего Пика. ISBN   9780945996040 .
  3. ^ Фут, Эдвард (2001). «Шесть градусов тональности хорошо темперированного фортепиано - ноты на компакт-диске» . Страница фортепиано в Великобритании .
  4. ^ Блэквуд, Исли. «Блэквуд: Микротональные композиции» .
  5. ^ Роберт Смит, Роберт Уилхайт. Звук: выставка звуковой скульптуры, приборостроения и акустически настроенных пространств : Институт современного искусства Лос-Анджелеса, 14 июля – 31 августа 1979 г., Project Studios 1, Нью-Йорк, 30 сентября – 18 ноября 1979 г.
  6. ^ Халуска, Ян (2003). Математическая теория тональных систем , с.284 . Марсель Деккер. ISBN   9788088683285 .
  7. ^ Уилсон, Дэниел (2016). «Радионика по отношению к акустике (примечания к компакт-диску в Radionics Radio: альбом музыкальных частот радионических мыслей . Суб Роза .
  8. ^ Уокер, Элейн (3 августа 2017 г.). «Что такое ксенгармоническая музыка?» . Новая музыка США . Проверено 11 августа 2022 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 27ce9b4ac86a7981ec46e23bad7dcf99__1704077520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/27/99/27ce9b4ac86a7981ec46e23bad7dcf99.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Xenharmonic music - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)