Ксенгармоническая музыка

Ксенгармоническая музыка — это музыка, в которой используется система настройки , отличная от 12-тональной равнотемперированной шкалы. Его назвал Айвор Даррег , от греческого «Ксенос» ( греч. ξένος ), что означает «иностранец» и «гостеприимный» . Он заявил, что он «предназначался для включения только интонации и таких темпераментов , как 5-, 7- и 11-тональные системы, а также действительно- микротональные системы с более высокими номерами, насколько это возможно». [1]
Джон Чалмерс, автор книги «Разделы тетрахорда» , писал: «Обратной стороной этого определения является то, что музыка, которая может исполняться в 12-тональной равной темперации без значительной потери своей индивидуальности, не является истинно микротональной ». [2] Таким образом, ксенгармоническую музыку можно отличить от двенадцатитоновой равнотемперированной музыки, а также от использования интонаций и равных темпераментов по использованию незнакомых интервалов, гармоний и тембров .
Теоретики, кроме Чалмерса, считают ксенгармонические и нексенгармонические понятия субъективными. Эдвард Фут в своих программных примечаниях для 6 степеней тональности ссылается на различия в своей реакции на настройки, которые он использует, такие как Кирнбергер и ДеМорган, от «шокирующих» до «слишком тонких, чтобы сразу заметить», говоря, что «[ Темпераменты — это новая территория для ушей 20-го века. Для начинающего слушателя может показаться шокирующим услышать, как гармония меняет «цвет» во время модуляций, или она слишком тонкая, чтобы ее можно было сразу заметить». [3]
Диатоническая ксенгармоническая музыка
[ редактировать ]Музыка также может иметь большую часть знакомой территории двенадцатитоновой музыки, но при этом содержать ксенгармонические особенности. Например, Исли Блэквуд , автор книги «Структура узнаваемых диатонических строев» (1985), написал множество этюдов в равнотемперированных системах в диапазоне от 12 до 24 тонов. Эти этюды выявляют связи и сходства с двенадцатитональной музыкой, а также различные ксенгармонические характеристики, отраженные в «Двенадцати микротональных этюдах для электронных музыкальных носителей» .
О своем 16-тоновом этюде Блэквуд писал: [4]
Эту настройку лучше всего рассматривать как комбинацию четырех переплетенных уменьшенных септаккордов. Поскольку 12-нотную настройку можно рассматривать как комбинацию трех уменьшенных септаккордов, очевидно, что эти две настройки имеют общие элементы. Самая очевидная разница в том, как звучат и работают эти две настройки, заключается в том, что трезвучия в 16-нотной настройке, хотя и узнаваемы, слишком диссонируют, чтобы служить окончательной гармонией в каденциях. Однако тональность по-прежнему может быть установлена путем последовательностей измененных субдоминантных и доминантных гармоний, и этюд основан главным образом на этом свойстве. Используемая основная гармония согласных представляет собой минорное трезвучие с добавленной малой септимой.
Даррег объясняет: «Я придумал термин «ксенгармоника» для обозначения всего, что не похоже на 12-тоновую равнотемперированную музыку». [5]
Настройки, инструменты и композиторы
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2015 г. ) |
Музыка, использующая гаммы или настройку, отличную от 12-тональной равнотемперированной, может быть классифицирована как ксенгармоническая музыка. Сюда входят и другие равные деления октавы и гаммы, основанные на расширенной справедливой интонации .
Настройки, полученные из частичных или обертонов физических объектов с негармоническим спектром или серией обертонов, таких как стержни, зубцы, пластины, диски, сфероиды и камни, иногда являются основой исследования ксенгармоник. Уильям Колвиг , работавший с композитором Лу Харрисоном, создал тубулонг — набор ксенгармонических трубок. [6]
Электронная музыка, составленная с использованием произвольно выбранных ксенгармонических гамм, была исследована в альбоме Radionics Radio: An Album of Musical Radionic Thought Frequency (2016) британского композитора Дэниела Уилсона , который сочинял композиции с использованием частотных диапазонов, представленных пользователями веб-приложения , воспроизводившего радионику. электронное звуковое оборудование, использовавшееся оксфордской лабораторией Де Ла Варра в конце 1940-х годов. [7] Элейн Уокер (композитор) — музыкант-электронщик, который пишет ксенгармоническую музыку, создавая новые типы музыкальных клавишных. [8]
Непифагорейскую гамму, использованную Робертом Шнайдером из The Apples in Stereo и основанную на последовательности логарифмов , можно считать ксенгармонической, так же как и Энни Госфилд, намеренно «расстроенную» музыку основанную на семплере, с использованием несистематических строев и работы других композиторов, включая Элоди Лаутен , Венди Карлос , Айвора Даррега и Пола Эрлиха . [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Даррег, Айвор (май 1974 г.). «Ксенгармонический вестник № 2» . Архивировано из оригинала 5 февраля 2012 года . Проверено 13 января 2007 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Чалмерс, Джон Х. (1993). Разделы тетрахорда: пролегомен к построению музыкальных гамм , ч.1. Музыка Лягушачьего Пика. ISBN 9780945996040 .
- ^ Фут, Эдвард (2001). «Шесть градусов тональности хорошо темперированного фортепиано - ноты на компакт-диске» . Страница фортепиано в Великобритании .
- ^ Блэквуд, Исли. «Блэквуд: Микротональные композиции» .
- ^ Роберт Смит, Роберт Уилхайт. Звук: выставка звуковой скульптуры, приборостроения и акустически настроенных пространств : Институт современного искусства Лос-Анджелеса, 14 июля – 31 августа 1979 г., Project Studios 1, Нью-Йорк, 30 сентября – 18 ноября 1979 г.
- ^ Халуска, Ян (2003). Математическая теория тональных систем , с.284 . Марсель Деккер. ISBN 9788088683285 .
- ^ Уилсон, Дэниел (2016). «Радионика по отношению к акустике (примечания к компакт-диску в Radionics Radio: альбом музыкальных частот радионических мыслей )» . Суб Роза .
- ^ Уокер, Элейн (3 августа 2017 г.). «Что такое ксенгармоническая музыка?» . Новая музыка США . Проверено 11 августа 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сетарес, Уильям (2004) Настройка, тембр, спектр, масштаб . ISBN 3-540-76173-X .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Микротональность - Интернет (на испанском языке)
- Микротональная музыка на компакт-диске
- Домашняя страница Уильяма Сетареса
- Xenharmonic Wiki , ранее находившаяся в Wikispaces
- Ксенгармонический Альянс
- Барбьери, Патрицио. Энгармонические инструменты и музыка, 1470-1900 гг . (2008) Латина, Il Levante Libreria Editrice
- Микротональные композиции Blackwood Исли Блэквуда и Джеффри Каста на iTunes включают фанфары в 19-EDO . Также включает 16 нот Андантино как первый из двенадцати этюдов этого сборника.
- микротональное фортепианное произведение Ноя Джордана