Полнотоновая шкала
Качества | |
---|---|
Количество классов шага | 6 |
Форте номер | 6-35 |
Дополнить | 6-35 |

В музыке целотоновая гамма — это гамма , в которой каждая нота отделена от соседних интервалом целого тона . В двенадцатитоновой равнотемперированной гамме есть только две дополняющие друг друга целотоновые гаммы: шестинотные или гексатонические . Единую целотоновую гамму также можно рассматривать как «шеститоновую равную темперацию».
В полнотоновой шкале нет ведущего тона , и поскольку все тона находятся на одинаковом расстоянии друг от друга, «ни один тон не выделяется, [и] шкала создает размытый, нечеткий эффект». [2] Этот эффект особенно подчеркивается тем, что все трезвучия, построенные на тонах такой гаммы, являются дополненными трезвучиями . Действительно, все шесть тонов целотоновой гаммы можно просто сыграть с помощью двух дополненных трезвучий, корни которых отстоят друг от друга на большую секунду. Поскольку симметричны цельнотоновые гаммы , они не дают сильного впечатления от тоники или тональности .
Возможны только две трезвучия, обе дополненные, и... все инверсии звучат одинаково. Все «прогрессии» имеют тенденцию иметь один и тот же тональный характер. То, что человек слышит, — это центры тонов , а не тоники, и только тогда, когда они подчеркнуты [подчеркнуты], например, при повторении или длительности. Нельзя отрицать, что небольшое количество возможных различных интервалов (только четные полутоновые интервалы: 2, 4, 6, 8, 10) и неэквивалентных аккордов, имеющихся в полнотоновой гамме, приводят к мягкому, нейтральному звучанию, которого недостает. в тональном контрасте... С 1930-х годов... полнотоновая гармония... стала одной из банальностей "голливудского стиля ".
Композитор Оливье Мессиан назвал целотоновую гамму своим первым способом ограниченного транспонирования . Композитор и теоретик музыки Джордж Перл полнотоновой шкалы называет интервальный цикл 2, или C2. Поскольку возможны только две позиции полнотоновой гаммы (т. е. полнотоновую гамму можно транспонировать только один раз), то это либо C2 0 или С2 1 . По этой причине шкала целых тонов также максимально ровна и может считаться сгенерированной совокупностью .
Благодаря этой симметрии гексахорд , состоящий из целотоновой гаммы, не различим при инверсии или более чем одной транспозиции. Таким образом, многие композиторы использовали один из «почти цельнотоновых» гексахордов, «индивидуальные структурные различия которого можно увидеть как результат только разницы в «локации» или размещении полутона внутри целотоновой серии. " [4] Александра Скрябина является Мистический аккорд ярким примером: он представляет собой целотоновую гамму с одной нотой, поднятой на полутон ; это изменение позволяет получить большее разнообразие ресурсов посредством транспозиции. [5]
Классическая музыка
[ редактировать ]В 1662 году Иоганн Рудольф Але написал мелодию на стихи Франца Иоахима Бурмейстера « Es ist genug » (Довольно), начав ее с четырех нот целотоновой гаммы на четыре слога. [ нужны разъяснения ] Иоганн Себастьян Бах выбрал хорал для завершения своей кантаты O Ewigkeit, du Donnerwort , BWV 60 , состоящей из четырех частей. Первые четыре меры показаны ниже.
Моцарт также использовал гамму в своей «Музыкальной шутке» для струнных и духовых инструментов. [6]

В XIX веке русские композиторы пошли дальше в мелодических и гармонических возможностях гаммы, часто для изображения зловещего; Примерами могут служить концовки увертюр к опере « Глинки Руслан и Людмила» и Бородина » «Князь Игорь , тема Полководца в Даргомыжского » «Каменном госте . Дальнейшие примеры можно найти в произведениях Римского-Корсакова : музыка морского царя в «Садко» , а также в «Шехерезаде» . Ниже показана вступительная тема « Шехерезады» , которая представляет собой «просто нисходящую цельнотоновую гамму с диатоническими обрезками». [8] Ноты в целотоновой гамме выделены.
(Некоторые короткие фортепианные пьесы, написанные полностью в целотонной гамме, см. № 1, 6 и 7 из » В. А. Ребикова «Празднества ( Une fête ), соч. 38 , 1907 г.)
Х. К. Коллес называет «детством целотоновой гаммы» музыку Берлиоза и Шуберта во Франции и Австрии, а затем русских Глинки и Даргомыжского. [9] Клод Дебюсси , находившийся под влиянием русских, наряду с другими композиторами- импрессионистами широко использовал целотоновые гаммы. Voiles Дебюсси , вторая пьеса в первой книге «Прелюдий» , почти полностью находится в пределах одной целотоновой гаммы. [10] [11] Меры открытия показаны ниже.
Использование Яначеком гаммы в начале второй части его «Синфониетты» , по словам Уильяма У. Остина, «совершенно иное». Яначека Остин пишет: «Свободный хроматизм никогда надолго не теряет связи с диатонической гаммой. Хотя целотоновая гамма заметна в большей части его музыки после 1905 года, когда он столкнулся с Дебюсси, она служит просто для того, чтобы сочетать мотивы с увеличенными аккордами . То же самое мотивы возвращаются от цельного тона к диатонической гамме, не подчеркивая контраста». [12] первые такты второй части Симфониетты Ниже показаны .

Джакомо Пуччини использовал целотоновые гаммы, а также пентатонические гаммы в своей опере 1904 года «Мадам Баттерфляй» , чтобы имитировать музыкальные стили Восточной Азии.
Первая из » Альбана Берга открывается « Семи ранних песен цельнотоновым отрывком как в оркестровом сопровождении, так и в вокальной линии, входящей в такт позже. [13] Берг также цитирует упомянутую выше хоральную постановку Баха в своем Скрипичном концерте . Последние четыре ноты 12-тонового ряда , которые использовал Берг, — это B, C ♯ , E ♭ и F, которые вместе с первой нотой G составляют пять из шести нот гаммы.)
Бела Барток также использует целотоновые гаммы в своем пятом струнном квартете . [14] Ферруччо Бузони использовал полнотоновую гамму в правой части «Прелюдиетто, Фугетта и Эсерцицио» своей «Молодости » , а Ференц Лист использовал эту технику еще в 1831 году в « Grande Fantaisie sur La clochette» . [15]
Джаз
[ редактировать ]Некоторые ранние примеры использования гаммы в джазовом сочинении можно найти в Бикса Байдербеке «В тумане» Дона Редмана (1928) и «Песнь травки» (1931). В 1958 году Гил Эванс записал аранжировку, придающую яркую окраску «резким цельнотональным линиям». [16] оригинала Редмана. Уэйна Шортера Композиция « JuJu » (1965), [17] отличается интенсивным использованием целотоновой гаммы, а песня Джона Колтрейна «One Down, One Up» (1965) построена на двух дополненных аккордах, расположенных в той же простой структуре, что и его более ранняя мелодия « Impressions ». [18]
Однако это лишь наиболее яркие примеры использования этой гаммы в джазе. В огромном количестве джазовых мелодий, включая многие стандарты, также используются дополненные аккорды и соответствующие им гаммы, обычно для создания напряжения в оборотах или в качестве замены доминирующего септаккорда . Например, Г 7 дополненный 5-й доминантный аккорд , в котором тона измененной гаммы G будут работать перед разрешением до C 7 , аккорд замены тритона , например D ♭ 9 или Д ♭ 7 ♯ 11 часто используется, в котором D ♭ будут работать тона цельнотоновой гаммы / G, при этом заостренная 11-я степень представляет собой G, а сглаженная 7-я ступень - это C ♭ , энгармонический эквивалент B, мажорной трети в доминантном аккорде G.
Арт Татум и Телониус Монк — два пианиста, которые широко и творчески использовали полнотоновую гамму. Монка « Четыре в одном » (1948) [19] и «Тринкл-Тинкл» (1952). [20] являются прекрасными примерами этого.
Ярким примером полнотоновой гаммы, которая проникла в поп-музыку, являются второй и четвертый такты вступления песни Стиви Уандера 1972 года « You Are the Sunshine of My Life ». [21]
Незападная музыка
[ редактировать ]Рага использует те же интервалы , Сахера в классической музыке хиндустани что и целотоновая гамма. Устад Мехди Хасан исполнил эту рагу. [ нужна ссылка ] Гоприя — соответствующий карнатический рагам.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Поршень, Уолтер (1987/1941). Гармония , с. 490. 5-е издание, переработанное Марком Девото. WW Нортон, Нью-Йорк/Лондон. ISBN 0-393-95480-3 .
- ^ Камен, Роджер (2008). Музыка: Признательность , Шестое краткое издание, стр.308. ISBN 978-0-07-340134-8 .
- ^ Поршень (1987/1941), с. 492.
- ^ Шмальфельдт, Джанет (1983). Воццек Берга: гармонический язык и драматический замысел , стр.48. ISBN 0-300-02710-9 .
- ^ «Эволюция двенадцатинотной музыки», с. 56. Оливер Сосед. Труды Королевской музыкальной ассоциации , 81-я сессия (1954–1955), стр. 49–61.
- ^ Розен, Чарльз (январь 1995 г.). Романтическое поколение . Кембридж, Массачусетс, стр. 556 . ISBN 0674779339 . ОСЛК 31710528 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Поршень (1987/1941), с. 491. Анализ поршня vii тот 7 как В тот
9 (с отсутствующим/предполагаемым корнем) и не включает макроанализ. - ^ Авраам, Джеральд. «Целотоновая гамма в русской музыке», с. 602, The Musical Times , том. 74, нет. 1085. (Июль 1933 г.), стр. 602–604.
- ^ «Детство по шкале целых тонов», стр. 17-19. ХК Коллес. Музыкальные времена , том. 55, нет. 851. (1 января 1914 г.), стр. 16–20.
- ^ Бенвард и Сакер (2009). Музыка в теории и практике: Том II , с. 246. Издание восьмое. ISBN 978-0-07-310188-0 .
- ^ Бенвард и Сакер (2003). Музыка: В теории и практике, Том. я , с. 39. Издание седьмое. ISBN 978-0-07-294262-0 .
- ^ Остин, Уильям В. (1966). Музыка ХХ века: от Дебюсси до Стравинского . Нью-Йорк: WW Нортон. п. 81 . ISBN 0393097048 . OCLC 504195 .
- ^ Берг (1928), Семь ранних песен, Вена, Universal Edition
- ^ Купер, Дэвид (1996). Барток: Концерт для оркестра . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 70 . ISBN 0521480043 . OCLC 32626039 .
- ^ Джереми Николас, «Любя Листа», Limelight , апрель 2011 г., стр. 50
- ^ Харрисон, Макс (1960) «Гил Эванс: Аранжировщик как рекомпозитор», статья в Jazz Monthly , февраль.
- ^ Уэйн Шортер Джазовая игра, Милуоки, Хэл Леонард
- ^ Впечатления (ноты, 1991) из «Музыки Джона Колтрейна» , Милуоки, Хэл Леонард
- ^ Четыре в одном от Карденаса, С. и Сиклера, Д. (ред.) Thelonious Monk Fakebook , Милуоки, Хэл Леонард.
- ^ «Тринкл-Тинкл» от Карденаса, С. и Сиклера, Д. (ред.) Thelonious Monk Fakebook , Милуоки, Хэл Леонард.
- ^ Эверетт, Уолтер (2008). Основы рока: от «Синих замшевых туфель» до «Сюиты: Джуди Голубые глаза» . Издательство Оксфордского университета . п. 174. ИСБН 9780199718702 .