Музыкальная шутка
Музыкальная шутка (нем. Ein musikalischer Spaß ) K. 522 ( дивертисмент для двух валторн фа мажор и струнного квартета ) — сочинение Вольфганга Амадея Моцарта ; он внес его в свой Verzeichnis aller meiner Werke ( Каталог всех моих произведений ) 14 июня 1787 года. Комментаторы высказали мнение, что цель произведения сатирическая - что «[его] гармонические и ритмические оплошности служат пародии на работы некомпетентных композиторов». [1] - хотя неизвестно, что сам Моцарт раскрыл свои истинные намерения.
Начало четвертой части хорошо известно в Британии как музыкальная тема телерепортажа шоу BBC о « Лошадь года» . [2] [3]
Английское имя
[ редактировать ]Название «Музыкальная шутка», возможно, является плохой передачей немецкого оригинала: Spaß не обязательно означает шутку, для которой, слово Scherz скорее всего, было бы использовано . По мнению Фрица Шпигля , более точным переводом было бы « Некоторые музыкальные развлечения» . [3] [4] Иногда упоминаемые прозвища Dorfmusikantensextett («секстет деревенских музыкантов») и Bauernsinfonie («фермерская симфония») были добавлены после смерти Моцарта; эти имена высмеивают музыкантов больше, чем неумелых композиторов. [5]
Структура и композиционные элементы
[ редактировать ]
Пьеса состоит из четырех частей и занимает около 20 минут.
- Аллегро ( сонатная форма ), фа мажор
- Менуэт и трио фа мажор (трио си ♭ мажор )
- Кантабиле адажио, до мажор
- Престо ( форма сонаты рондо ), фа мажор
К композиционным комедийным приемам относятся: [5]
- второстепенные доминанты, заменяющие необходимые субдоминантные аккорды;
- раздоры в рогах;
- параллельные квинты
- цельнотоновые гаммы в верхнем регистре скрипки;
- неуклюжая оркестровка , подкрепляющая тонкую мелодическую линию тяжелым монотонным аккомпанементом в последней части;
- переход к неправильным тональностям для структуры сонатной формы (первая часть, например, никогда не удается модулировать доминанту, а вместо этого просто прыгает туда после нескольких неудачных попыток);
- начало медленной части не в той тональности ( соль мажор вместо до мажор);
- жалкая попытка фугато , тоже в последней части.
Произведение примечательно одним из самых ранних известных применений политональности (хотя и не самым ранним, поскольку оно предшествовало Генриха Игнаца Франца Бибера ) «Батталии» , создающим жест полного краха в финале. Это может быть сделано для того, чтобы создать впечатление сильно расстроенной игры на струнных, поскольку только валторны заключают тоническую тональность . Нижние струны ведут себя так, как будто тоника стала B ♭ , а скрипки и альты переключаются на соль мажор, ля мажор и ми ♭ мажор соответственно.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сэди, Стэнли (1980). «Вольфганг Амадей Моцарт». Словарь музыки и музыкантов New Grove . Лондон: Макмиллан. п. [ нужна страница ] .
- ^ «Моцарт – Музыкальная шутка» . Классический ФМ . Проверено 22 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джордж Гамильтон (13 августа 2017 г.). «Музыкальное развлечение, подходящее для недели конных выставок» . Ирландская независимая газета . Проверено 22 марта 2024 г.
- ^ [Без названия разговор] (Радиопередача). Радио Би-би-си 3 . Октябрь 1981 года. [ нужна полная цитата ]
- ^ Перейти обратно: а б Ирвинг Годт (24 октября 2018 г.) [1 октября 1986 г.]. «Настоящая шутка Моцарта» . Музыкальный симпозиум колледжа . Проверено 22 марта 2024 г. Обширный анализ с источниками.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Музыкальное развлечение : партитура и критический отчет (на немецком языке) в издании «Новый Моцарт» .
- Музыкальное развлечение в проекте Mutopia
- Музыкальное развлечение : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Анимированная партитура на YouTube , Деннис Брэйн , Нил Сандерс (валторна); Мануг Парикян (скрипка); Лондонский филармонический оркестр , Гвидо Кантелли
- Обсуждение заведомо плохого контрапункта Моцарта в этом произведении на YouTube