Композиционный метод Моцарта.

Ученые давно изучали, как Вольфганг Амадей Моцарт создавал свои произведения. Взгляды XIX века на эту тему часто основывались на романтической, мифологизирующей концепции процесса композиции. Более поздние исследования решают эту проблему путем систематического изучения заверенных писем и документов и пришли к совершенно другим выводам.
Подход Моцарта к композиции
[ редактировать ]Сохранившееся письмо Моцарта своему отцу Леопольду (31 июля 1778 г.) указывает на то, что он считал композицию активным процессом:
Вы знаете, что я, так сказать, погружаюсь в музыку, что думаю о ней целый день, что мне нравится экспериментировать, учиться, размышлять.
Из одних только этих слов нельзя вполне определить, был ли подход Моцарта к композиции сознательным методом или более вдохновенным и интуитивным.
Эскизы
[ редактировать ]Моцарт часто писал к своим сочинениям эскизы , от небольших фрагментов до обширных набросков. Хотя многие из них были уничтожены вдовой Моцарта Констанцей , [ 1 ] Сохранилось около 320 эскизов и набросков, охватывающих около 10 процентов творчества композитора. [ 1 ]
Ульрих Конрад , знаток эскизов, [ 2 ] описывает хорошо отработанную систему зарисовок, которую использовал Моцарт, основанную на изучении сохранившихся документов. Обычно самые «примитивные» наброски написаны небрежным почерком и представляют собой лишь отрывки музыки. Более сложные эскизы охватывают наиболее заметные музыкальные линии (мелодическую линию и часто бас), оставляя другие линии для заполнения позже. Так называемый «черновик партитуры» находился в достаточно развитом состоянии, чтобы Моцарт мог считать его завершенным и поэтому внести его (после 1784 года) в личный каталог, который он назвал Verzeichnüss aller meiner Werke («Каталог всех моих произведений»). . Однако в черновой вариант партитуры вошли не все ноты: оставалось конкретизировать внутренние голоса, дополнить гармонию. Они были добавлены для создания законченной партитуры, написанной разборчивым почерком. [ 3 ]
Эта процедура имеет смысл в другом письме, которое Моцарт написал Леопольду, обсуждая свою работу в Мюнхене над оперой « Идоменей» (30 декабря 1780 г.), где Моцарт отличает «сочиненное» от «написанного»:
Я должен закончить [писать это письмо] сейчас, потому что мне приходится писать с головокружительной скоростью — все уже составлено, — но еще не написано.
По мнению Конрада, Моцарт завершил «черновик партитуры» произведения, но ему еще нужно было создать законченную, окончательную версию.
Из сохранившихся эскизов ни один не предназначен для сольных клавишных произведений. Конрад предполагает, что «Импровизация [в которой Моцарт был высококвалифицированным; см. ниже] или фактическая попытка реализовать особенно сложные творческие возможности могли бы в этих случаях компенсировать отсутствие эскизов». [ 4 ]
Использование клавиатуры
[ редактировать ]Моцарт иногда использовал клавиатуру для разработки своих музыкальных мыслей. Об этом можно судить по его письмам и другим биографическим материалам. [ 5 ] Например, 1 августа 1781 года Моцарт написал своему отцу Леопольду о своих условиях проживания в Вене, куда он недавно переехал:
Моя комната, в которую я переезжаю, уже готовится — я сейчас собираюсь нанять клавиатуру, потому что не могу там жить, пока она не будет доставлена, тем более, что мне нужно писать прямо сейчас, а ее нет. нельзя терять ни минуты. [ 6 ]
Конрад цитирует аналогичное письмо, написанное из Парижа, в котором указывается, что Моцарт сочинял музыку не там, где он остановился, а посетил другой дом, чтобы одолжить там клавишный инструмент. Подобные свидетельства можно найти в ранних биографиях, основанных на воспоминаниях Констанции Моцарт . [ 7 ]
С другой стороны, по разным данным, Моцарт действительно мог сочинять без клавиатуры. Немецкий музыковед Герман Аберт в своей книге процитировал первого биографа Моцарта Франца Ксавера Ниметчека , который первоначально писал: «Он никогда не подходил к клавишам, когда сочинял музыку». Жена Моцарта, Констанция, также заявила то же самое и добавила, что он «пробовал часть только после того, как она была закончена». [ 8 ]
Незавершенные работы
[ редактировать ]Около 150 сохранившихся произведений Моцарта являются неполными, что составляет примерно четверть от общего количества сохранившихся произведений. [ 1 ] Можно показать (например, путем проверки водяных знаков или чернил) ряд завершенных работ как завершение фрагментов, которые долгое время оставались незавершенными. К ним относятся фортепианные концерты К. 449 , К. 488 , К. 503 и К. 595 , а также Концерт для кларнета К. 622.
Неизвестно, почему так много работ осталось незавершенными. В ряде случаев исторические данные показывают, что то, что Моцарт считал возможностью для исполнения или продажи, испарилось в процессе сочинения. [ 9 ] Браунберенс (1990) отмечает: «Большинство произведений... были написаны по заказу или с расчетом на конкретное исполнение, если не для собственного использования композитора. Моцарт часто подчеркивал, что он никогда не подумает о написании чего-то, для чего не было такой возможности. Действительно, едва ли ни одно его произведение не было написано для определенного случая или хотя бы для использования в собственных концертах». [ 10 ]
Импровизация
[ редактировать ]Моцарт, очевидно, обладал потрясающей способностью «сочинять на месте»; то есть импровизировать за клавиатурой. Эта способность проявилась у него еще в детстве, как вспоминал бенедиктинский священник Плацид Шарль:
Уже на шестом году жизни он играл сложнейшие пьесы для фортепиано собственного изобретения. Он пробежал октаву , которую не могли охватить его короткие мизинцы, с поразительной скоростью и поразительной точностью. Стоило только дать ему первый пришедший на ум сюжет для фуги или изобретения : он развивал его причудливыми вариациями и постоянно меняющимися отрывками столько, сколько хотелось; он мог часами импровизировать на какую-нибудь тему, и эта игра в фантазии была его величайшей страстью. [ 11 ]
Композитор Андре Гретри вспоминал:
Однажды в Женеве я встретил ребенка, который умел играть во все, что попадалось на глаза. Его отец сказал мне перед собравшейся компанией: «Чтобы не осталось никаких сомнений в таланте моего сына, напишите для него завтра очень трудную часть Сонаты». Я написал ему Аллегро ми-бемоль; сложный, но неприхотливый; он сыграл ее, и все, кроме меня, поверили, что это чудо. Мальчик не остановился; но, следуя модуляциям, он заменил написанное мной некоторыми отрывками... [ 12 ]
Встреча Гретри и молодого Моцарта, по-видимому, произошла в 1766 году. [ 13 ]
Будучи подростком, побывав в Италии, Моцарт дал концерт в Венеции (5 марта 1771 г.). По словам свидетеля, «опытный музыкант дал ему тему фуги, которую он разрабатывал более часа с такой наукой, ловкостью, гармонией и должным вниманием к ритму, что даже самые большие ценители были изумлены». [ 14 ]
Моцарт продолжал импровизировать публично, будучи взрослым. Например, весьма успешный концерт 1787 года в Праге , на котором состоялась премьера его «Пражской симфонии», завершился получасовой импровизацией композитора. [ 15 ] Другие примеры см. « Путешествие Моцарта в Берлин» и «Дора Сток» .
Импровизация как способ сэкономить время
[ редактировать ]Браунберенс предполагает, что по крайней мере в одном случае Моцарт уложился в срок, просто не записывая часть музыки и вместо этого импровизируя во время выступления перед публикой. Очевидно, это относится и к Фортепианому концерту D, K. 537 , премьера которого состоялась 24 февраля 1788 года. В этом произведении вторая часть открывается сольным отрывком пианиста. В партитуре музыки с автографом (написанной композитором) примечания указаны следующим образом:

Браунберенс и другие ученые приходят к выводу, что Моцарт не мог начать часть с совершенно неукрашенной мелодической линии и вместо этого импровизировал подходящий аккомпанемент для левой руки. Подобные отрывки встречаются на протяжении всего концерта.
Произведение было опубликовано только в 1794 году, через три года после смерти Моцарта, и издатель Иоганн Андре нашел другого композитора (личность которого неизвестна), чтобы заполнить недостающие отрывки; эти интерполяции стали стандартом производительности. [ 16 ]
Память о Моцарте
[ редактировать ]Моцарт, судя по всему, обладал превосходной музыкальной памятью, хотя, вероятно, и не той квази-чудесной способностью, которая вошла в легенды. В частности, отмеченное выше использование клавишных инструментов и эскизов для сочинения не было бы необходимо композитору, обладавшему сверхчеловеческой памятью. Различные анекдоты свидетельствуют о способностях Моцарта к памяти.
Две скрипичные сонаты породили анекдоты о том, что Моцарт исполнял партию фортепиано на премьере по памяти, а под музыку играл только скрипач. Это справедливо для Сонаты для скрипки G, K. 379/373а, где Моцарт писал в письме Леопольду (8 апреля 1781 г.), что выписал партию скрипки за час накануне выступления. [ 17 ] «но для того, чтобы иметь возможность закончить ее, я написал только аккомпанемент Брунетти, а свою собственную партию сохранил в голове». [ 18 ] Сохранилась аналогичная история, касающаяся Сонаты для скрипки си-бемоль, K. 454, исполненной перед императором в Кернтнертортеатре 29 апреля 1784 года. [ 19 ]
Можно задаться вопросом, помнил ли в этих случаях Моцарт всю клавиатурную партию, ноту за нотой. Учитывая независимое свидетельство (выше) о его способности заполнять пробелы посредством импровизации, может показаться, что Моцарт мог бы сделать то же самое, исполняя сонаты для скрипки.
Другой пример мощной памяти Моцарта касается его предполагаемого запоминания и транскрипции «Мизерере» Грегорио Аллегри в Сикстинской капелле в 14-летнем возрасте. [ 20 ] И здесь различные факторы свидетельствуют о большом мастерстве Моцарта, но не о сверхчеловеческом чуде. Рассматриваемое произведение несколько повторяется, в нем чередуются одни и те же четыре и пять частей, и Мейнард Соломон предположил, что Моцарт, возможно, видел другую копию раньше, но добавил, что он «определенно обладал способностью записать Мизерере по памяти». [ 21 ] Более того, Моцарт, возможно, уже слышал это произведение, когда был в Лондоне в 1764–1765 годах, и поэтому вспомнил его, когда услышал в Риме. [ 22 ]
виды 19 века
[ редактировать ]Конрад описывает взгляды, которые были распространены в период изучения Моцарта в XIX веке. [ 23 ] В частности, «сочинение музыки… мифологизировалось как творческий акт». В XIX веке композиционный процесс Моцарта рассматривался как форма «импульсивной и импровизационной композиции… почти вегетативного акта творчества». [ 24 ] Конрад утверждает, что XIX век также мифологизировал способности Моцарта в области музыкальной памяти.
Письмо Рохлица
[ редактировать ]Важным источником более ранних концепций относительно метода композиции Моцарта были работы издателя начала XIX века Фридриха Рохлица . Он распространял анекдоты о Моцарте, которые долгое время считались достоверными, но, согласно более поздним исследованиям, теперь подвергаются большому сомнению. [ 25 ] Среди прочего Рохлиц опубликовал письмо: [ 26 ] якобы написанный Моцартом, но теперь считающийся мошенническим, [ 27 ] относительно его метода композиции. Это письмо было воспринято как свидетельство двух моментов, которые современные ученые считают сомнительными. Одна из них — это идея, которую Моцарт сочинил в своего рода пассивном умственном процессе, позволяя идеям просто прийти к нему:
Когда я как бы совсем сам, совсем один и весел; скажем, поездка в карете, или прогулка после хорошей еды, или ночью, когда я не могу спать; именно в таких случаях мои идеи текут лучше всего и обильнее. Откуда и как они приходят, я не знаю и не могу заставить их. Те мысли, которые мне нравятся, я сохраняю в... памяти и привык, как мне сказали, напевать их про себя. Если я продолжу в том же духе, мне вскоре придет в голову, как я могу использовать тот или иной кусок так, чтобы приготовить из него хорошее блюдо, то есть в соответствии с правилами контрапункта, с особенностями различные инструменты и т. д. [ 28 ]
Поддельное письмо Рохлица также использовалось в более раннем исследовании для подтверждения (очевидно ложной) истории, которую Моцарт мог сочинить, полностью полагаясь на свою память, без использования клавиатуры или эскизов:
Все это воспламеняет мою душу, и, если меня не беспокоить, мой предмет расширяется, становится систематизированным и определенным, и целое, хотя оно и длинное, остается почти законченным и завершенным в моем сознании, так что я могу обозреть его, как прекрасная картина или красивая статуя, с первого взгляда. И я не слышу в своем воображении части последовательно, а слышу их как бы все сразу... Когда я приступаю к записи своих мыслей, я достаю из мешочка своей памяти, если можно так использовать фраза, то, что ранее было собрано в нее, таким образом, как я упомянул. По этой причине закрепление на бумаге совершается достаточно быстро, ибо все, как я уже сказал, уже закончено; и на бумаге оно редко отличается от того, что было в моем воображении.
Содержание письма Рохлица было передано такими авторитетами, как математик Анри Пуанкаре и музыкант Альбер Лавиньяк. [ 29 ] и оказал большое влияние на популярный взгляд на композиционный процесс Моцарта. И уже в 1952 году в сборнике статей симпозиума, посвященного творческому процессу, это письмо воспроизводится, хотя и с предупреждением, что «подлинность этого письма остается под вопросом». [ 30 ]
Но хотя оно оказало влияние на исторические концепции Моцарта, в последнее время это письмо не рассматривалось как точное описание композиционного процесса Моцарта. [ 31 ] С другой стороны, все еще нет оснований предполагать, что даже если бы Рохлиц действительно подделал письмо, он хотел бы исказить то, что он знал о реальной композиционной практике Моцарта, так же, как он не хотел бы исказить его почерк. Более того, в прямое подтверждение версии Рохлица первый биограф Моцарта в сотрудничестве с женой Моцарта привел соответствующее описание того, как Моцарт сочинял:
Моцарт писал все с легкостью и быстротой, которые, может быть, на первый взгляд могли показаться небрежностью или поспешностью; и во время письма он ни разу не дошел до клавира. Его воображение представляло всю работу, когда она попадала к нему, ясно и живо. ... В тихом ночном покое, когда никакое препятствие не мешало его душе, сила его воображения загорелась самой оживленной деятельностью и развернула все богатство тонов, которое природа вложила в его дух... Только человек, слышавший в такие времена Моцарта, знает глубину и весь диапазон его музыкального гения: свободный и независимый от всех забот его дух мог воспарить в дерзком полете к высшим областям искусства. [ 32 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Соломон 1995 , с. 310
- ^ Соломон 1995 опирается на свою книгу «Метод композиции Моцарта: исследования партитур с автографами, эскизы и черновики» («Метод композиции Моцарта: исследования партитур с автографами, эскизы и черновики»), Göttingen 1992.
- ^ Источник этого абзаца: Конрад 2006 , с. 103
- ^ Конрад 2006 , с. 104.
- ↑ Об этом говорят авторы веб-сайта Корнелльского университета «Моцарт и клавишная культура его времени», который также предлагает цифровые изображения рассматриваемых букв. См . «Яркие письма» .
- ^ Цитируется по Конраду 2006 , с. 102
- ^ Прод’Омм, Ж.-Г. (1927). «ЖЕНА МОЦАРТА: КОНСТАНЦИ ВЕБЕР» . Музыкальный ежеквартальный журнал . XIII (3): 384–409. дои : 10.1093/mq/XIII.3.384 . ISSN 0027-4631 .
- ^ Аберт, Герман (1 января 2007 г.). В. А. Моцарт Издательство Йельского университета. п. 824. ИСБН 978-0-300-07223-5 .
- ^ См. Конрад 2006 , с. 106 например.
- ^ Браунберенс (1990 , 147). То же самое утверждает Заслав 1994 .
- ^ Немецкий 1965 , с. 512.
- ^ Цитируется в Deutsch 1965 , с. 477
- ^ Немецкий 1965 , с. 477. Дойч, похоже, уверен в том, что, хотя Гретри не называет ребенка, которого он слышал, на самом деле это был Моцарт.
- ^ Цитируется по Соломону 1995 , с. 543
- ^ Соломон 1995 , с. 419.
- ^ Этот раздел основан на материалах Braunbehrens (1990 , 5–7). Подробнее о неполной фортепианной партии в этом концерте см. соответствующий раздел статьи энциклопедии.
- ^ Соломон 1995 , с. 309. Ирвинг 2006 , с. 474, предполагает, что нет уверенности в том, что К. 379/373а была именно той сонатой, о которой говорил Моцарт.
- ^ цитируется по Соломону 1995 , с. 309
- ^ Ирвинг 2006 , с. 474.
- ^ Высказывались сомнения в правдивости этой истории. см . в разделе «Мизерере (Аллегри)#История» . Дополнительную информацию
- ^ Соломон 1995 , с. 5.
- ^ Криссохоидис, Илиас (2010). «Лондонская Моцартиана: спорный возраст Вольфганга и ранние исполнения «Мизерере» Аллегри» . Музыкальные времена . 151 (1911): 83–89. ISSN 0027-4666 . JSTOR 20721620 .
- ^ Конрад 2006 .
- ^ Цитаты из Конрада 2006 , стр. 100–101.
- ^ Киф 2006 .
- ↑ Общая музыкальная газета за 1815 год, т. 1, с. 17, стр. 561–566; Конрад 2006 , с. 101
- ^ Веб -сайт Корнеллского университета «Моцарт и клавишная культура его времени» предлагает изображение оригинальной опубликованной версии письма, а также одну из основных причин, по которой оно считается мошенническим: на нем Моцарт говорит: «Письмо, которое я написал». к моему тестю, чтобы просить руки моей теперешней жены»; Констанцы Моцарт, Отец Фридолин Вебер, умер еще до того, как Моцарт начал за ней ухаживать. См . «Поддельное письмо» .
- ↑ Письмо цитируется в том виде, в каком оно опубликовано в Zaslaw 1994 .
- ^ Лавиньяк, Альбер (1902). Музыкальное образование . п. 290.
- ^ Брюстер Гизели (редактор), Творческий процесс: симпозиум , University of California Press, 1952, стр. 34
- ^ Конрад 2006 , с. 101.
- ^ Нимечек 1798 , стр. 54–55.
Источники
- Браунберенс, Фолькмар (1990). Моцарт в Вене: 1781–1791 . Нью-Йорк: Гроув Вайденфельд.
- Дойч, Отто Эрих (1965). Моцарт: Документальная биография . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
- Ирвинг, Джон (2006). «Сонаты». В Клиффе Эйзене ; Саймон П. Киф (ред.). Кембриджская энциклопедия Моцарта . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Киф, Саймон П. (2006). «Рохлиц, (Иоганн) Фридрих». В Клиффе Эйзене ; Саймон П. Киф (ред.). Кембриджская энциклопедия Моцарта . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Конрад, Ульрих (2006). «Композиционный метод». В Клиффе Эйзене; Саймон П. Киф (ред.). Кембриджская энциклопедия Моцарта . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Нимечек, Франц (1798). Жизнь капельмейстера КК Вольфганга Готлиба Моцарта, описанная по первоисточникам (на немецком языке).
- Соломон, Мейнард (1995). Моцарт: Жизнь . Нью-Йорк: Харпер Многолетник.
- Заслав, Нил (1994). «Моцарт как рабочий». У Джеймса М. Морриса (ред.). О Моцарте . Издательство Кембриджского университета. Влиятельное утверждение практичности мотивов Моцарта в композиции, критикующее старые концепции как романтизированные и нереалистичные.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Конрад, Ульрих «Как Моцарт занимался сочинением музыки: новый взгляд» в информационном бюллетене Американского общества Моцарта , том VIII, номер 2 (27 августа 2004 г.) (английский перевод обзора в его книге 1992 г.)
- Конрад, Ульрих (1992) «Творческий метод Моцарта», Геттинген: Вандехук и Рупрехт. (Трактаты Академии наук в Геттингене, филолого-исторический класс, 3-й выпуск, том 201)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Список всех моих произведений (Тематический каталог Моцарта) , Британская библиотека.