Франц Ксавьер Вольфганг Моцарт
Франц Ксавьер Вольфганг Моцарт | |
---|---|
![]() Франц Ксавер Вольфганг Моцарт (1825) | |
Рожденный | Вена , Эрцгерцогство Австрийское | 26 июля 1791 г.
Умер | 29 июля 1844 г. Карлсбад , Королевство Богемия | ( 53 года
Родители) | Вольфганг Амадей Моцарт Констанция Моцарт |
Франц Ксавер Вольфганг Моцарт (26 июля 1791 – 29 июля 1844), также известный как Вольфганг Амадей Моцарт-младший , был младшим из шести детей, рожденных Вольфгангом Амадеем Моцартом и его женой Констанцией , и младшим из двух выживших детей его родителей. [1] Он был композитором , пианистом , дирижером и педагогом позднего классического периода, чей музыкальный стиль относился к раннему романтизму , находившемуся под сильным влиянием зрелого стиля его отца. Он знал Франца Шуберта и Роберта Шумана , оба очень уважали его.
Биография
[ редактировать ]Франц Ксавер Вольфганг Моцарт родился в Вене, за четыре месяца и десять дней до смерти отца. Хотя он был крещен Францом Ксавером Моцартом, в семье его всегда называли Вольфгангом. [2] Он получил превосходное музыкальное образование у Антонио Сальери и Иоганна Непомука Гуммеля , а также изучал композицию у Иоганна Георга Альбрехтсбергера и Сигизмунда фон Нейкомма . [3] Он научился играть на фортепиано и скрипке. Как и его отец, он начал сочинять в раннем возрасте. «В апреле 1805 года тринадцатилетний Вольфганг Моцарт дебютировал в Вене на концерте в Театре Ан дер Вин ». [4]

Вольфганг стал профессиональным музыкантом и пользовался умеренным успехом как педагог, так и исполнитель. В отличие от своего отца, он был замкнутым человеком и склонен к самоуничижению. Он постоянно недооценивал свой талант и боялся, что все, что он создаст, будет сравниваться с тем, что сделал его отец.
Нуждаясь в деньгах, в 1808 году он отправился в Лемберг (ныне Львов ), где давал уроки музыки дочерям польского графа Виктора Баворовского. Хотя оплата была хорошей, Франц чувствовал себя одиноким в городе Подкамине, недалеко от Рогатина , поэтому в 1809 году он принял предложение другого польского аристократа, императорского камергера , графа фон Янишевского, обучать своих дочерей музыке в городе Бурштын . Помимо преподавания, он давал местные концерты, исполняя свои произведения и произведения своего отца. Эти концерты знакомили его с важными людьми Галичины .
После двух лет в Бурштыне он в 1813 году переехал в Лемберг (Львов), где 25 лет преподавал (с учениками, в том числе Жюли фон Вебенау , урожденной Барони-Кавалькабо) и давал концерты. С 1826 по 1829 год он дирижировал хором Святой Цецилии, состоявшим из 400 певцов-любителей. своего отца В 1826 году он дирижировал Реквиемом во время концерта в Украинском греко-католическом соборе Святого Георгия . Из этого хора он создал музыкальное братство Святой Цецилии и, таким образом, первую музыкальную школу в Лемберге. Он не оставлял выступлений и в 1819–1821 годах путешествовал по Европе. В 1819 году давал концерты в Варшаве , Эльбинге и Данциге ( Гданьске ).
В 1820-х годах Моцарт был одним из 50 композиторов, написавших вариацию на тему Антона Диабелли для второй части Vaterländischer Künstlerverein . Часть I была посвящена 33 вариациям Бетховена , которые получили самостоятельную идентичность как его «Вариации Диабелли», соч. 120. Примерно в это же время Моцарт познакомился с Шубертом, и они стали близки до смерти Шуберта в 1828 году.
уехал в Вену, а затем в Зальцбург, где был назначен капельмейстером Моцартеума В 1838 году Моцарт . С 1841 года преподавал пианисту Эрнсту Пауэру . Моцарт умер от рака желудка 29 июля 1844 года в городе Карлсбад (ныне Карловы Вары ), где и был похоронен.
Как и его брат, он не был женат и бездетен. Его завещание исполнила Жозефина де Барони-Кавалькабо (1788–1860), давняя покровительница, которой он посвятил свою сонату для виолончели. [3]
Тень отца нависала над ним даже после смерти. следующая эпитафия была высечена На его надгробии : «Пусть имя его отца будет его эпитафией, поскольку почитание его было сутью его жизни».
Работы по жанру
[ редактировать ]У Франца Ксавера Вольфганга было относительно небольшое количество произведений (количество его опусов достигло всего 30), и после 1820 года он, кажется, почти полностью отказался от сочинения; в частности, есть 11-летний перерыв (с 1828 по 1839 год), когда он вроде бы ничего не написал. Тем не менее, записи его музыки можно найти и сегодня. Он писал в основном камерную и фортепианную музыку, наиболее крупными его произведениями являются два фортепианных концерта .
Оркестровые произведения
- Симфония
- Увертюра ре мажор
концертанте
- Концерт для фортепиано с оркестром № 1 до мажор, соч. 14 (1808 г., опубликовано в 1811 г.)
- Концерт для фортепиано с оркестром № 2 ми-бемоль мажор, соч. 25 (1818)
Два фортепианных концерта несколько различаются. Первый концерт мог бы сойти за одно из поздних произведений его отца (К. 550 и выше), за исключением юношеского энтузиазма и фортепианной тесситуры , которая была расширена в 1795 году, сразу после смерти Моцарта-старшего. Второй концерт более современен 1810-м годам с более виртуозной фортепианной партией, намекающей на то, что младший Моцарт развивал свой собственный стиль.
Камерные работы
- Фортепианный квартет соль минор, соч. 1 (опубликовано в 1802 г.) [3]
- Соната для скрипки и фортепиано си-бемоль мажор, соч. 7
- 6 пьес для флейты и 2 валторн, соч. 11
- Соната для скрипки и фортепиано фа мажор, соч. 15
- Соната для виолончели или скрипки и фортепиано ми мажор, соч. 19 (опубликовано в 1820 г.) [3]
- Рондо ми минор для флейты и фортепиано
Фортепианные произведения
- Вариации на тему менуэта из оперы «Дон Жуан» , соч. 2
- Соната для фортепиано соль мажор, соч. 10
- Шесть меланхолических полонезов для фортепиано, соч.
- Четыре меланхолических полонеза для фортепиано, соч.
- Пять вариаций на тему романса из оперы Меюля « Жозеф » , соч. 23 (изд. 1820 г.) (до 1994 г. ошибочно приписывался молодому Листу , S147a)
- Два лака для фортепиано, соч.
- Вальс Диабелли - V28 (В 1820-х годах Франц Ксавер Вольфганг Моцарт был одним из 50 композиторов, написавших вариацию на тему Антона Диабелли для второй части Vaterländischer Künstlerverein )
Хоровые и вокальные произведения
- Кантата к 73-летию со дня рождения Йозефа Гайдна, FXWM I:2 [5]
- Кантата «Первый весенний день» для соло, хора и оркестра, соч. 28
- «Фестчор» к открытию памятника Моцарту в Зальцбурге, соч. 30 (1840)
- Песни в сопровождении фортепиано
- 8 немецких песен, соч. 5
- 6 песен, соч. 9
- 6 песен, соч. 21
- 3 немецких песни, соч. 27
- Восторг
- В отцовских покоях отдыхал
- серенада
- Память
- И Эмма («Далеко в туманной серой дали»)
Работает по номеру опуса
[ редактировать ]- Опус 1: Фортепианный квартет соль минор (1802 г. н. э.)
- Опус 2: Вариации фа мажор на менуэт из «Последнего Дон Жуана» В. А. Моцарта (1805)
- Опус 3: Вариации ля мажор
- Опус 4: Рондо фа мажор
- Опус 5: 8 немецких песен.
- Нет. 1 – Одиночество
- Нет. 2 – Фортепиано
- Нет. 3 – Самый веселый
- Нет. 4 – От греч.
- Нет. 5 – Песня могильщика
- Нет. 6 – Моя девочка
- № 7 – Мэйлид
- Нет. 8 – Секрет
- Опус 6: Вариации фа мажор.
- Опус 7: Соната для скрипки и фортепиано си-бемоль мажор.
- Опус 8: Вариации соль минор
- Опус 9: 6 песен
- Нет. 1 – Любящая девушка
- Нет. 2 – Хрупким красивым людям
- Нет. 3 – Нет!
- Нет. 4 – Бабочка на незабудке
- Нет. 5 – Оплакивание Луны
- № 6 – Эрнтелид
- Опус 10: Соната для фортепиано соль мажор, FXWM VII: 8 (июль 1807 г.)
- Опус 11: 6 пьес для флейты и двух валторн.
- Опус 12: Романс: Песня, Отец отдыхал чертоги
- Опус 13: Ария-буффа из оперы В. А. Моцарта «Исполняющий обязанности директора».
- Опус 14: Концерт № 1 для фортепиано с оркестром до мажор (1808–1811 гг.).
- Опус 15: Соната для скрипки и фортепиано фа мажор.
- Опус 16:7 Вариации ре мажор по мотивам Кориолано Джузеппе Никколини (1813)
- Опус 17:6 Меланхолические полонезы ( Шесть меланхолических полонезов ) (1811–14)
- Опус 18: 7 вариаций ре минор на русскую мелодию (1809–1820 гг.)
- Опус 19: Соната для виолончели (или скрипки) и фортепиано ми мажор (опубликовано в 1820 году в Лейпциге Петерса)
- Опус 20: Вариации на русскую тему.
- Опус 21: 6 песен.
- Нет. 1 – С французского Ж. Ж. Руссо
- Нет. 2 – Вздох
- Нет. 3 – Восхищение
- Нет. 4 – Тебе
- Нет. 5 – К ручьям
- № 6 – Поцелуй
- Опус 22:4 Меланхолические полонезы ( Четыре меланхолических полонеза ) (1815–1818)
- Опус 23: Пять вариаций на тему романа из Меуля » « Жозефа (28 октября 1816 г., опубликовано в 1820/24 г.). Посвящается Жозефине Барони-Кавалькабо. (До 1994 года работа приписывалась молодому Листу – пяти или девяти лет на момент публикации – и носила каталожный номер S147a)
- Опус 24: Ан Эмма («Далеко в туманной серой дали»)
- Опус 25: Концерт № 2 для фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор (1818 г.), Премьера в Лемберге, 17 декабря 1818 г.
- Опус 26:2 Меланхолические полонезы (1824)
- Опус 27: 3 немецкие песни.
- Нет. 1 – К вечерней звезде
- Нет. 2 – Поиск
- Нет. 3 – Ночная песня Берты
- Опус 28: Первая весна, кантата для солистов хора и оркестра, Ангелы Божии возвещают Рождественскую песнь (аранж. отрывок из дуэта кантата ор. 28)
- Опус 29: Весенняя поздравительная песня.
- Опус 30: Фестхор к открытию памятника Моцарту в Зальцбурге (1840 г.)
Без опуса
- Рондо фа мажор (1802)
- Кантата к 73-летию Йозефа Гайдна (1805 г.)
- Марш соль мажор для фортепиано, FXWM VII: 9 (февраль 1809 г.)
- Лендлер соль мажор для фортепиано, FXWM VII: 19 (сентябрь 1810 г.)
- Немецкий танец ре минор для фортепиано, FXWM VII: 23 (1812)
- Немецкий танец соль минор для фортепиано, FXWM VII: 24 (1812)
- Фантазия ля мажор, для фортепиано на тему русской песни «Чем тебя я огорщила» и краковяка, FXWM VII: 30 (1815)
- Андантино ля мажор для фортепиано, FXWM VII: 41 (август 1841 г.)
- Часть сонаты для флейты и фортепиано ми минор («Рондо»)
- Симфония
- Память
- серенада
Неправильная атрибуция муки
[ редактировать ]Пять вариаций Франца Ксавера Моцарта на романс из оперы Меюля « Жозеф» , соч. 23, был опубликован в 1820 году. Но до 1994 года произведение ошибочно приписывалось молодому Листу : в рукописи произведения ошибочно отмечалось, что это «par le jeune Liszt» (молодого Листа). Работа была добросовестно опубликована Neue Liszt-Ausgabe в 1990 году и внесена в каталог как Лист S147a. Исследователь Листа Лесли Ховард столь же добросовестно записал это произведение в 1992 году для своей серии записей полной музыки Листа для фортепиано соло (для диска под названием «Молодой Лист »). Но вскоре после этого Ховард написал в примечаниях к выпуску диска:
С тех пор было установлено, что атрибуция ложна и что произведение написано пером сына Моцарта Франца Ксавера и было опубликовано как его опус 23 в 1820 году. Но поскольку произведение остается неизвестным и незарегистрированным, как и подавляющее большинство произведений FX Моцарта. , и поскольку почерк не сильно отличается от некоторых других произведений из этой коллекции, было решено не отказываться от него. [6]
Памятники
[ редактировать ]на площади Евгении Маланюки установлен памятник Францу Ксаверу Вольфгангу Моцарту Во Львове .
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Старшим был Карл Томас Моцарт (21 сентября 1784 — 31 октября 1858), который был прекрасным пианистом и долгое время подумывал стать профессиональным музыкантом. Вместо этого он поступил на государственную службу в Австрии и умер, неженатый, в Милане.
- ^ Майкл Лоренц : «Записанные документы Моцарта» , Вена, 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Биография Дивокса» . Архивировано из оригинала 10 июля 2011 года . Проверено 28 июня 2008 г.
- ^ Эйзен, Клифф ; Киф, Саймон П. (2006). «Гайдн, (Франц) Йозеф» . Кембриджская энциклопедия Моцарта . Издательство Кембриджского университета. п. 214. ИСБН 978-0-521-85659-1 .
- ↑ Мысль была давно потеряна, но найдена снова в 2018 году, см. Ульрих Лейзингер: У меня великое имя… Об обнаружении кантаты Франца Ксавера Вольфганга Моцарта, которая считалась утерянной. В: Библиотека 1/2019, Журнал государственных библиотек Берлина и Мюнхена, стр. 17–19, staatsbibliothek-berlin.de . Учебник см. в Австрийской национальной библиотеке.
- ↑ Примечания на обложке к книге «Молодой Лист» , Лесли Ховард, с. 2
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Бесплатные партитуры Франца Ксавера Вольфганга Моцарта в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- «WA Mozart Sohn» , подробная информация о жизни и творчестве Франца Ксавера Вольфганга Моцарта (на немецком языке)
- Lyubov Kianovska: Franz Xaver Wolfgang Mozart and Lviv] " Любовь Кияновская: Франц Ксавер Вольфганг Моцарт и Львов" [ Й. , no. 29, 2003 (в Russian)
- 1791 рождений
- 1844 смерти
- Австрийцы XIX века
- Композиторы-классики XIX века
- Классические пианисты XIX века
- клавишники XIX века
- Музыканты-мужчины XIX века
- Композиторы для фортепиано
- Австрийские композиторы классического периода
- Австрийские классические пианисты
- Австрийские композиторы-мужчины-классики
- Австрийские композиторы-романтики
- Смертность от рака желудка
- Австрийские классические пианисты-мужчины
- Семья Моцартов
- Музыканты из Вены
- Ученики Антонио Сальери
- Ученики Иоганна Георга Альбрехтсбергера