Jump to content

Франц Ксавьер Вольфганг Моцарт

Франц Ксавьер Вольфганг Моцарт
Франц Ксавер Вольфганг Моцарт (1825)
Рожденный ( 1791-07-26 ) 26 июля 1791 г.
Вена , Эрцгерцогство Австрийское
Умер 29 июля 1844 г. ) ( 1844-07-29 ) ( 53 года
Карлсбад , Королевство Богемия
Родители) Вольфганг Амадей Моцарт
Констанция Моцарт

Франц Ксавер Вольфганг Моцарт (26 июля 1791 – 29 июля 1844), также известный как Вольфганг Амадей Моцарт-младший , был младшим из шести детей, рожденных Вольфгангом Амадеем Моцартом и его женой Констанцией , и младшим из двух выживших детей его родителей. [1] Он был композитором , пианистом , дирижером и педагогом позднего классического периода, чей музыкальный стиль относился к раннему романтизму , находившемуся под сильным влиянием зрелого стиля его отца. Он знал Франца Шуберта и Роберта Шумана , оба очень уважали его.

Биография

[ редактировать ]

Франц Ксавер Вольфганг Моцарт родился в Вене, за четыре месяца и десять дней до смерти отца. Хотя он был крещен Францом Ксавером Моцартом, в семье его всегда называли Вольфгангом. [2] Он получил превосходное музыкальное образование у Антонио Сальери и Иоганна Непомука Гуммеля , а также изучал композицию у Иоганна Георга Альбрехтсбергера и Сигизмунда фон Нейкомма . [3] Он научился играть на фортепиано и скрипке. Как и его отец, он начал сочинять в раннем возрасте. «В апреле 1805 года тринадцатилетний Вольфганг Моцарт дебютировал в Вене на концерте в Театре Ан дер Вин ». [4]

Двое выживших сыновей Вольфганга Амадея и Констанции Моцарт: Франц Ксавер Вольфганг (слева) и Карл Томас (справа); картина Ганса Хансена , Вена, 1800 г.

Вольфганг стал профессиональным музыкантом и пользовался умеренным успехом как педагог, так и исполнитель. В отличие от своего отца, он был замкнутым человеком и склонен к самоуничижению. Он постоянно недооценивал свой талант и боялся, что все, что он создаст, будет сравниваться с тем, что сделал его отец.

Нуждаясь в деньгах, в 1808 году он отправился в Лемберг (ныне Львов ), где давал уроки музыки дочерям польского графа Виктора Баворовского. Хотя оплата была хорошей, Франц чувствовал себя одиноким в городе Подкамине, недалеко от Рогатина , поэтому в 1809 году он принял предложение другого польского аристократа, императорского камергера , графа фон Янишевского, обучать своих дочерей музыке в городе Бурштын . Помимо преподавания, он давал местные концерты, исполняя свои произведения и произведения своего отца. Эти концерты знакомили его с важными людьми Галичины .

После двух лет в Бурштыне он в 1813 году переехал в Лемберг (Львов), где 25 лет преподавал (с учениками, в том числе Жюли фон Вебенау , урожденной Барони-Кавалькабо) и давал концерты. С 1826 по 1829 год он дирижировал хором Святой Цецилии, состоявшим из 400 певцов-любителей. своего отца В 1826 году он дирижировал Реквиемом во время концерта в Украинском греко-католическом соборе Святого Георгия . Из этого хора он создал музыкальное братство Святой Цецилии и, таким образом, первую музыкальную школу в Лемберге. Он не оставлял выступлений и в 1819–1821 годах путешествовал по Европе. В 1819 году давал концерты в Варшаве , Эльбинге и Данциге ( Гданьске ).

В 1820-х годах Моцарт был одним из 50 композиторов, написавших вариацию на тему Антона Диабелли для второй части Vaterländischer Künstlerverein . Часть I была посвящена 33 вариациям Бетховена , которые получили самостоятельную идентичность как его «Вариации Диабелли», соч. 120. Примерно в это же время Моцарт познакомился с Шубертом, и они стали близки до смерти Шуберта в 1828 году.

уехал в Вену, а затем в Зальцбург, где был назначен капельмейстером Моцартеума В 1838 году Моцарт . С 1841 года преподавал пианисту Эрнсту Пауэру . Моцарт умер от рака желудка 29 июля 1844 года в городе Карлсбад (ныне Карловы Вары ), где и был похоронен.

Как и его брат, он не был женат и бездетен. Его завещание исполнила Жозефина де Барони-Кавалькабо (1788–1860), давняя покровительница, которой он посвятил свою сонату для виолончели. [3]

Тень отца нависала над ним даже после смерти. следующая эпитафия была высечена На его надгробии : «Пусть имя его отца будет его эпитафией, поскольку почитание его было сутью его жизни».

Работы по жанру

[ редактировать ]

У Франца Ксавера Вольфганга было относительно небольшое количество произведений (количество его опусов достигло всего 30), и после 1820 года он, кажется, почти полностью отказался от сочинения; в частности, есть 11-летний перерыв (с 1828 по 1839 год), когда он вроде бы ничего не написал. Тем не менее, записи его музыки можно найти и сегодня. Он писал в основном камерную и фортепианную музыку, наиболее крупными его произведениями являются два фортепианных концерта .

Оркестровые произведения

  • Симфония
  • Увертюра ре мажор

концертанте

  • Концерт для фортепиано с оркестром № 1 до мажор, соч. 14 (1808 г., опубликовано в 1811 г.)
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 2 ми-бемоль мажор, соч. 25 (1818)

Два фортепианных концерта несколько различаются. Первый концерт мог бы сойти за одно из поздних произведений его отца (К. 550 и выше), за исключением юношеского энтузиазма и фортепианной тесситуры , которая была расширена в 1795 году, сразу после смерти Моцарта-старшего. Второй концерт более современен 1810-м годам с более виртуозной фортепианной партией, намекающей на то, что младший Моцарт развивал свой собственный стиль.

Камерные работы

  • Фортепианный квартет соль минор, соч. 1 (опубликовано в 1802 г.) [3]
  • Соната для скрипки и фортепиано си-бемоль мажор, соч. 7
  • 6 пьес для флейты и 2 валторн, соч. 11
  • Соната для скрипки и фортепиано фа мажор, соч. 15
  • Соната для виолончели или скрипки и фортепиано ми мажор, соч. 19 (опубликовано в 1820 г.) [3]
  • Рондо ми минор для флейты и фортепиано

Фортепианные произведения

  • Вариации на тему менуэта из оперы «Дон Жуан» , соч. 2
  • Соната для фортепиано соль мажор, соч. 10
  • Шесть меланхолических полонезов для фортепиано, соч.
  • Четыре меланхолических полонеза для фортепиано, соч.
  • Пять вариаций на тему романса из оперы Меюля « Жозеф » , соч. 23 (изд. 1820 г.) (до 1994 г. ошибочно приписывался молодому Листу , S147a)
  • Два лака для фортепиано, соч.
  • Вальс Диабелли - V28 (В 1820-х годах Франц Ксавер Вольфганг Моцарт был одним из 50 композиторов, написавших вариацию на тему Антона Диабелли для второй части Vaterländischer Künstlerverein )

Хоровые и вокальные произведения

  • Кантата к 73-летию со дня рождения Йозефа Гайдна, FXWM I:2 [5]
  • Кантата «Первый весенний день» для соло, хора и оркестра, соч. 28
  • «Фестчор» к открытию памятника Моцарту в Зальцбурге, соч. 30 (1840)
  • Песни в сопровождении фортепиано
    • 8 немецких песен, соч. 5
    • 6 песен, соч. 9
    • 6 песен, соч. 21
    • 3 немецких песни, соч. 27
    • Восторг
    • В отцовских покоях отдыхал
    • серенада
    • Память
    • И Эмма («Далеко в туманной серой дали»)

Работает по номеру опуса

[ редактировать ]
  • Опус 1: Фортепианный квартет соль минор (1802 г. н. э.)
  • Опус 2: Вариации фа мажор на менуэт из «Последнего Дон Жуана» В. А. Моцарта (1805)
  • Опус 3: Вариации ля мажор
  • Опус 4: Рондо фа мажор
  • Опус 5: 8 немецких песен.
    • Нет. 1 – Одиночество
    • Нет. 2 – Фортепиано
    • Нет. 3 – Самый веселый
    • Нет. 4 – От греч.
    • Нет. 5 – Песня могильщика
    • Нет. 6 – Моя девочка
    • № 7 – Мэйлид
    • Нет. 8 – Секрет
  • Опус 6: Вариации фа мажор.
  • Опус 7: Соната для скрипки и фортепиано си-бемоль мажор.
  • Опус 8: Вариации соль минор
  • Опус 9: 6 песен
    • Нет. 1 – Любящая девушка
    • Нет. 2 – Хрупким красивым людям
    • Нет. 3 – Нет!
    • Нет. 4 – Бабочка на незабудке
    • Нет. 5 – Оплакивание Луны
    • № 6 – Эрнтелид
  • Опус 10: Соната для фортепиано соль мажор, FXWM VII: 8 (июль 1807 г.)
  • Опус 11: 6 пьес для флейты и двух валторн.
  • Опус 12: Романс: Песня, Отец отдыхал чертоги
  • Опус 13: Ария-буффа из оперы В. А. Моцарта «Исполняющий обязанности директора».
  • Опус 14: Концерт № 1 для фортепиано с оркестром до мажор (1808–1811 гг.).
  • Опус 15: Соната для скрипки и фортепиано фа мажор.
  • Опус 16:7 Вариации ре мажор по мотивам Кориолано Джузеппе Никколини (1813)
  • Опус 17:6 Меланхолические полонезы ( Шесть меланхолических полонезов ) (1811–14)
  • Опус 18: 7 вариаций ре минор на русскую мелодию (1809–1820 гг.)
  • Опус 19: Соната для виолончели (или скрипки) и фортепиано ми мажор (опубликовано в 1820 году в Лейпциге Петерса)
  • Опус 20: Вариации на русскую тему.
  • Опус 21: 6 песен.
    • Нет. 1 – С французского Ж. Ж. Руссо
    • Нет. 2 – Вздох
    • Нет. 3 – Восхищение
    • Нет. 4 – Тебе
    • Нет. 5 – К ручьям
    • № 6 – Поцелуй
  • Опус 22:4 Меланхолические полонезы ( Четыре меланхолических полонеза ) (1815–1818)
  • Опус 23: Пять вариаций на тему романа из Меуля » « Жозефа (28 октября 1816 г., опубликовано в 1820/24 г.). Посвящается Жозефине Барони-Кавалькабо. (До 1994 года работа приписывалась молодому Листу – пяти или девяти лет на момент публикации – и носила каталожный номер S147a)
  • Опус 24: Ан Эмма («Далеко в туманной серой дали»)
  • Опус 25: Концерт № 2 для фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор (1818 г.), Премьера в Лемберге, 17 декабря 1818 г.
  • Опус 26:2 Меланхолические полонезы (1824)
  • Опус 27: 3 немецкие песни.
    • Нет. 1 – К вечерней звезде
    • Нет. 2 – Поиск
    • Нет. 3 – Ночная песня Берты
  • Опус 28: Первая весна, кантата для солистов хора и оркестра, Ангелы Божии возвещают Рождественскую песнь (аранж. отрывок из дуэта кантата ор. 28)
  • Опус 29: Весенняя поздравительная песня.
  • Опус 30: Фестхор к открытию памятника Моцарту в Зальцбурге (1840 г.)

Без опуса

  • Рондо фа мажор (1802)
  • Кантата к 73-летию Йозефа Гайдна (1805 г.)
  • Марш соль мажор для фортепиано, FXWM VII: 9 (февраль 1809 г.)
  • Лендлер соль мажор для фортепиано, FXWM VII: 19 (сентябрь 1810 г.)
  • Немецкий танец ре минор для фортепиано, FXWM VII: 23 (1812)
  • Немецкий танец соль минор для фортепиано, FXWM VII: 24 (1812)
  • Фантазия ля мажор, для фортепиано на тему русской песни «Чем тебя я огорщила» и краковяка, FXWM VII: 30 (1815)
  • Андантино ля мажор для фортепиано, FXWM VII: 41 (август 1841 г.)
  • Часть сонаты для флейты и фортепиано ми минор («Рондо»)
  • Симфония
  • Память
  • серенада

Неправильная атрибуция муки

[ редактировать ]

Пять вариаций Франца Ксавера Моцарта на романс из оперы Меюля « Жозеф» , соч. 23, был опубликован в 1820 году. Но до 1994 года произведение ошибочно приписывалось молодому Листу : в рукописи произведения ошибочно отмечалось, что это «par le jeune Liszt» (молодого Листа). Работа была добросовестно опубликована Neue Liszt-Ausgabe в 1990 году и внесена в каталог как Лист S147a. Исследователь Листа Лесли Ховард столь же добросовестно записал это произведение в 1992 году для своей серии записей полной музыки Листа для фортепиано соло (для диска под названием «Молодой Лист »). Но вскоре после этого Ховард написал в примечаниях к выпуску диска:

С тех пор было установлено, что атрибуция ложна и что произведение написано пером сына Моцарта Франца Ксавера и было опубликовано как его опус 23 в 1820 году. Но поскольку произведение остается неизвестным и незарегистрированным, как и подавляющее большинство произведений FX Моцарта. , и поскольку почерк не сильно отличается от некоторых других произведений из этой коллекции, было решено не отказываться от него. [6]

Памятники

[ редактировать ]

на площади Евгении Маланюки установлен памятник Францу Ксаверу Вольфгангу Моцарту Во Львове .

  1. Старшим был Карл Томас Моцарт (21 сентября 1784 — 31 октября 1858), который был прекрасным пианистом и долгое время подумывал стать профессиональным музыкантом. Вместо этого он поступил на государственную службу в Австрии и умер, неженатый, в Милане.
  2. ^ Майкл Лоренц : «Записанные документы Моцарта» , Вена, 2012 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д «Биография Дивокса» . Архивировано из оригинала 10 июля 2011 года . Проверено 28 июня 2008 г.
  4. ^ Эйзен, Клифф ; Киф, Саймон П. (2006). «Гайдн, (Франц) Йозеф» . Кембриджская энциклопедия Моцарта . Издательство Кембриджского университета. п. 214. ИСБН  978-0-521-85659-1 .
  5. Мысль была давно потеряна, но найдена снова в 2018 году, см. Ульрих Лейзингер: У меня великое имя… Об обнаружении кантаты Франца Ксавера Вольфганга Моцарта, которая считалась утерянной. В: Библиотека 1/2019, Журнал государственных библиотек Берлина и Мюнхена, стр. 17–19, staatsbibliothek-berlin.de . Учебник см. в Австрийской национальной библиотеке.
  6. Примечания на обложке к книге «Молодой Лист» , Лесли Ховард, с. 2
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1b2c0a9dd0376b82e6dbdde2935b74d0__1720742040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1b/d0/1b2c0a9dd0376b82e6dbdde2935b74d0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Franz Xaver Wolfgang Mozart - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)