Jump to content

Моцарт и масонство

Собрание масонской ложи во времена Моцарта, которое когда-то считалось изображающим ложу самого Моцарта. [1] Картина маслом (1789 г.), Венский музей.

Последние семь лет своей жизни Вольфганг Амадей Моцарт был масоном . Масонский орден сыграл важную роль в его жизни и творчестве.

Ложи Моцарта

[ редактировать ]

14 декабря 1784 года Моцарт был принят учеником в венскую масонскую ложу под названием «Zur Wohltätigkeit» («Благотворение»). [2] 7 января 1785 года он получил звание научного сотрудника, а «вскоре после этого» стал мастером-масоном. [2] Моцарт также присутствовал на собраниях другой ложи, называвшейся «Zur wahren Eintracht» («Истинное согласие»). По словам Отто Эриха Дойча , эта ложа была «самой большой и аристократической в ​​Вене. ... Моцарта, как лучшего из музыкальных «Братьев», приветствовали во всех ложах». Его возглавил натуралист Игнац фон Борн . [3]

Собственная ложа Моцарта «Zur Wohltätigkeit» была объединена с двумя другими в декабре 1785 года в рамках Имперской реформы масонства ( Freimaurerpatent , «Масонский указ») от 11 декабря 1785 года, и, таким образом, Моцарт стал принадлежать к ложе под названием «Zur Neugekrönten Hoffnung». (Новая Венценосная Надежда). [4]

По крайней мере, насколько нам говорят сохранившиеся масонские документы, Моцарт пользовался большим уважением среди своих собратьев-масонов. Многие из его друзей были масонами.

Во время своего визита в Вену в 1785 году отец Моцарта Леопольд также стал масоном. [5]

Масонская идеология и масонская музыка

[ редактировать ]
Эскиз сцены к опере Моцарта «Волшебная флейта» немецкого архитектора Карла Фридриха Шинкеля , ок. 1815 г., с масонской символикой.

Позиция Моцарта в масонском движении, по мнению Мейнарда Соломона , заключалась в рядах рационалистов, вдохновленных Просвещением, в отличие от членов, ориентированных на мистицизм и оккультизм. [6] Эту рационалистическую фракцию Кэтрин Томсон идентифицирует как Иллюминатов , масонскую группу, основанную баварским профессором канонического права Адамом Вейсгауптом , который также был другом Моцарта. [7] Иллюминаты и масоны-рационалисты поддерживали вдохновленные Просвещением гуманистические взгляды, предложенные французскими философами Жан-Жаком Руссо и Дени Дидро . Например, они утверждали, что социальный статус не совпадает с благородством духа, но что люди низкого класса могут быть благородными по духу так же, как благороднорожденные могут быть подлыми. Эта точка зрения появляется в операх Моцарта; например, в «Женитьбе Фигаро» , опере по пьесе Пьера Бомарше (еще одного масона), низкородный Фигаро — герой, а граф Альмавива — хам. [8]

Масоны использовали музыку в своих церемониях (см. Масонская музыка ) и переняли гуманистические взгляды Руссо на значение музыки. «Цель музыки на [масонских] церемониях — распространять добрые мысли и единство среди членов», чтобы они могли «объединиться в идее невинности и радости», — писал Л. Ф. Ленц в современном издании масонских песен. Музыка должна «прививать чувства человечности, мудрости и терпения, добродетели и честности, верности друзьям и, наконец, понимания свободы». [9]

Эти взгляды предполагают музыкальный стиль, совершенно непохожий на стиль Галанта , который доминировал в то время. Музыка в стиле Галант обычно была мелодичной с гармоническим сопровождением, а не полифонической; а мелодическая линия часто была богато украшена трелями, пробежками и другими виртуозными эффектами. Стиль, пропагандируемый масонскими взглядами, был гораздо менее виртуозным и без прикрас. Стиль композиции Моцарта часто называют «гуманистическим», и он соответствует масонскому взгляду на музыку. [10]

Музыка масонов содержала музыкальные фразы и формы, несущие определенное семиотическое значение. Например, церемония масонского посвящения начиналась с того, что кандидат трижды постучал в дверь, чтобы попросить о входе. В музыкальном плане это выражается пунктирной фигурой:

к опере Моцарта «Волшебная флейта» , намекая на открытие степени масонского мастера-масона. Эта фигура появляется в увертюре [11] По словам Кэтрин Томсон, [11] есть много других примеров конкретных музыкальных символов, взятых из масонских обрядов, которые появляются в сочинениях Моцарта. К ним относятся использование подвесов для обозначения дружбы и братства, использование трехчастной гармонии, чтобы подчеркнуть особое значение числа три в масонстве, а также специальные ритмы и гармонии для обозначения силы духа и других качеств.

Несмотря на эти проявления масонства в музыке и деятельности Моцарта, некоторые ученые ставят под сомнение личную приверженность Моцарта масонской идеологии. Питер Пауль Фукс отмечает, что Моцарт был набожным католиком, религия, которая угрожала масонам отлучением от церкви. [12] «Моцарта стилистически и, вероятно, лично тянули в разные стороны. Мало свидетельств того, что эта напряженность его беспокоила…», — пишет он. [13] Однако в своей книге «Моцарт и Просвещение» Николас Тилль демонстрирует, что первоначальная ложа Моцарта «Zur Wohltätigkeit» («В благотворительности») была реформистско-католической ложей, следующей принципам итальянского либерального богослова Людовико Муратори и, в частности, была привержена католическому идеалу благотворительность. А музыковед Дэвид Дж. Бух отмечает, что многие музыкальные приемы Моцарта, отождествляемые с масонством, имеют прецеденты и в немасонской музыке. [14] Например, три ноты, берущие свое начало из французского жанра «мервейе», появляются уже в музыкальном театре начала XVIII века. Три аккорда увертюры можно найти во многих других сценических произведениях XVIII века, таких как » Траэтты «Армида » Газзаниги и «Цирцея , операх, не имеющих никакой связи с масонством.

Список масонских сочинений Моцарта

[ редактировать ]

Ниже приводится список сохранившихся произведений, сочиненных Моцартом для исполнения на собраниях масонов.

  • Песня для тенора и фортепиано, хвалебный гимн торжественной Иоанновской ложе: «О священные узы дружбы между истинными братьями», К 148/125h, (1772).
  • Кантата для двух теноров, мужского хора и оркестра «Dir, Seele des Weltalls» , К. 429/468а (фрагмент, завершенный М. Стадлером ) (1783)
  • Песня для тенора и фортепиано «Песня для путешествия подмастерья: На новую ступень», К. 468, «для использования при устройстве новых подмастерьев» (1785)
  • Кантата для тенора, мужского хора и оркестра Die Maurerfreude («Радость масона») К. 471 (1785)
  • Масонская похоронная музыка ( Maurerische Trauermusik ), K. 477/479a (1785), для оркестра, написанная для настоящих масонских похорон.
  • Две песни для тенора, мужского хора и органа, прозвучавшие на церемониях открытия и закрытия ложи в Австрии «Zur Neugekrönten Hoffnung»:
    • Об открытии масонской ложи: «Verfließet Today, возлюбленные братья» , К. 483 (1786)
    • В конце масонской ложи: «Вы, наши новые вожди» , К. 484 (1786)
  • Маленькая немецкая кантата под названием « Умрите вы, чтите неизмеримых творцов вселенной» , для тенора и фортепиано, для использования на собраниях «Колонии друзей природы», К. 619 (1791).
  • Маленькая масонская кантата под названием « Громко » для двух теноров , провозглашайте нашу радость баса, мужского хора и оркестра, К. 623 (1791).
  • Песня для мужского хора и оркестра "Laßt uns mit geschlungen Händen", K. 623a, ("для закрытия ложи" и предполагаемый финальный припев к K. 623) (1791; авторство не установлено)

Считается , что сюжет и музыка его оперы «Волшебная флейта» также имеют сильное масонское влияние.

Список товарищей-масонов

[ редактировать ]

Ниже приводится неполный список членов семьи, покровителей и коллег, которые были масонами.

Дед Моцарта Иоганн Георг, переплетчик, вырос в большой семье Моцартов в Аугсбурге, в доме деда Иоганна Давида Моцарта. Давид и его дети были выдающимися архитекторами и мастерами - каменщиками Аугсбургской гильдии (в отличие от спекулятивных масонов). [17] Но в этот период существовало тесное родство между оперативными и спекулятивными организациями.

Примечания

[ редактировать ]
  1. Также было высказано предположение, что Вольфганг Амадей Моцарт изображен справа, сидящим рядом со своим другом Эмануэлем Шиканедером. Тот факт, что двое мужчин носят золотой квадрат (эксклюзивный знак отличия председателя и первого руководителя), исключает такую ​​идентификацию. Обсуждение этих ошибок см. у Михаэля Лоренца: «Новые результаты исследования Театра ауф дер Виден и Эмануэля Шиканедера», Wiener History Sheets , 4/2008, (Вена: Ассоциация истории города Вены, 2008), стр. 15–36
  2. ^ Перейти обратно: а б Соломон 1995, 321
  3. ^ Deutsch 1965, 231. В книге Дойча записаны посещения Моцартом "Zur True Eintracht", сохраненные в записях посещаемости ложи.
  4. ^ Соломон 322
  5. ^ Немецкий 1965 г.
  6. ^ Соломон 1995, 327.
  7. ^ Томсон (1977) с. 14.
  8. ^ Томсон (1977) с. 107.
  9. ^ цитируется в Thomson (1977), стр. 41.
  10. ^ Томсон (1977) с. 60.
  11. ^ Перейти обратно: а б Томсон (1977) с. 42
  12. ^ Корп, Эдвард (2011). Стюарты в Италии, 1719-1766 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 224. ИСБН  9780521513272 .
  13. ^ Питер Пауль Фукс «Резолюция Моцарта и масонства: Просвещение и стойкость контрреформации» в «Фартуке быка: Эстетическая теория масонского искусства и материальной культуры». Александрия: Ассоциация масонских искусств, 2015.
  14. ^ Дэвид Дж. Бух: Волшебные флейты и зачарованные леса , Издательство Чикагского университета, 2008.
  15. ^ Deutsch (1965, 236): «[11 февраля 1785 года] Гайдн был принят в ложу «Согласие»; но, поскольку он больше никогда там не появлялся, он так и не прошел стадию ученика».
  16. ^ Браунберенс 1990, 318.
  17. ^ «Семья художников Моцарта» . Архивировано из оригинала 23 июля 2011 года . Проверено 10 мая 2011 г.
  • Браунберенс, Фолькмар (1990). Моцарт в Вене . Нью-Йорк: Гроув и Вайденфельд.
  • Дойч, Отто Эрих (1965). Моцарт: Документальная биография . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета.
  • Соломон, Мейнард (1995). Моцарт: Жизнь . ХарперКоллинз.
  • Томсон, Кэтрин (1977). Масонская нить в Моцарте . Лондон: Лоуренс и Уишарт. ISBN   0853153817 .
  • Тилль, Николас (1992). Моцарт и Просвещение , Лондон: Фабер
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9f433df9d70117748b31b1d23762826f__1698882300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9f/6f/9f433df9d70117748b31b1d23762826f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mozart and Freemasonry - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)