Моцарт и масонство

Последние семь лет своей жизни Вольфганг Амадей Моцарт был масоном . Масонский орден сыграл важную роль в его жизни и творчестве.
Ложи Моцарта
[ редактировать ]14 декабря 1784 года Моцарт был принят учеником в венскую масонскую ложу под названием «Zur Wohltätigkeit» («Благотворение»). [2] 7 января 1785 года он получил звание научного сотрудника, а «вскоре после этого» стал мастером-масоном. [2] Моцарт также присутствовал на собраниях другой ложи, называвшейся «Zur wahren Eintracht» («Истинное согласие»). По словам Отто Эриха Дойча , эта ложа была «самой большой и аристократической в Вене. ... Моцарта, как лучшего из музыкальных «Братьев», приветствовали во всех ложах». Его возглавил натуралист Игнац фон Борн . [3]
Собственная ложа Моцарта «Zur Wohltätigkeit» была объединена с двумя другими в декабре 1785 года в рамках Имперской реформы масонства ( Freimaurerpatent , «Масонский указ») от 11 декабря 1785 года, и, таким образом, Моцарт стал принадлежать к ложе под названием «Zur Neugekrönten Hoffnung». (Новая Венценосная Надежда). [4]
По крайней мере, насколько нам говорят сохранившиеся масонские документы, Моцарт пользовался большим уважением среди своих собратьев-масонов. Многие из его друзей были масонами.
Во время своего визита в Вену в 1785 году отец Моцарта Леопольд также стал масоном. [5]
Масонская идеология и масонская музыка
[ редактировать ]
Позиция Моцарта в масонском движении, по мнению Мейнарда Соломона , заключалась в рядах рационалистов, вдохновленных Просвещением, в отличие от членов, ориентированных на мистицизм и оккультизм. [6] Эту рационалистическую фракцию Кэтрин Томсон идентифицирует как Иллюминатов , масонскую группу, основанную баварским профессором канонического права Адамом Вейсгауптом , который также был другом Моцарта. [7] Иллюминаты и масоны-рационалисты поддерживали вдохновленные Просвещением гуманистические взгляды, предложенные французскими философами Жан-Жаком Руссо и Дени Дидро . Например, они утверждали, что социальный статус не совпадает с благородством духа, но что люди низкого класса могут быть благородными по духу так же, как благороднорожденные могут быть подлыми. Эта точка зрения появляется в операх Моцарта; например, в «Женитьбе Фигаро» , опере по пьесе Пьера Бомарше (еще одного масона), низкородный Фигаро — герой, а граф Альмавива — хам. [8]
Масоны использовали музыку в своих церемониях (см. Масонская музыка ) и переняли гуманистические взгляды Руссо на значение музыки. «Цель музыки на [масонских] церемониях — распространять добрые мысли и единство среди членов», чтобы они могли «объединиться в идее невинности и радости», — писал Л. Ф. Ленц в современном издании масонских песен. Музыка должна «прививать чувства человечности, мудрости и терпения, добродетели и честности, верности друзьям и, наконец, понимания свободы». [9]
Эти взгляды предполагают музыкальный стиль, совершенно непохожий на стиль Галанта , который доминировал в то время. Музыка в стиле Галант обычно была мелодичной с гармоническим сопровождением, а не полифонической; а мелодическая линия часто была богато украшена трелями, пробежками и другими виртуозными эффектами. Стиль, пропагандируемый масонскими взглядами, был гораздо менее виртуозным и без прикрас. Стиль композиции Моцарта часто называют «гуманистическим», и он соответствует масонскому взгляду на музыку. [10]
Музыка масонов содержала музыкальные фразы и формы, несущие определенное семиотическое значение. Например, церемония масонского посвящения начиналась с того, что кандидат трижды постучал в дверь, чтобы попросить о входе. В музыкальном плане это выражается пунктирной фигурой:

к опере Моцарта «Волшебная флейта» , намекая на открытие степени масонского мастера-масона. Эта фигура появляется в увертюре [11] По словам Кэтрин Томсон, [11] есть много других примеров конкретных музыкальных символов, взятых из масонских обрядов, которые появляются в сочинениях Моцарта. К ним относятся использование подвесов для обозначения дружбы и братства, использование трехчастной гармонии, чтобы подчеркнуть особое значение числа три в масонстве, а также специальные ритмы и гармонии для обозначения силы духа и других качеств.
Несмотря на эти проявления масонства в музыке и деятельности Моцарта, некоторые ученые ставят под сомнение личную приверженность Моцарта масонской идеологии. Питер Пауль Фукс отмечает, что Моцарт был набожным католиком, религия, которая угрожала масонам отлучением от церкви. [12] «Моцарта стилистически и, вероятно, лично тянули в разные стороны. Мало свидетельств того, что эта напряженность его беспокоила…», — пишет он. [13] Однако в своей книге «Моцарт и Просвещение» Николас Тилль демонстрирует, что первоначальная ложа Моцарта «Zur Wohltätigkeit» («В благотворительности») была реформистско-католической ложей, следующей принципам итальянского либерального богослова Людовико Муратори и, в частности, была привержена католическому идеалу благотворительность. А музыковед Дэвид Дж. Бух отмечает, что многие музыкальные приемы Моцарта, отождествляемые с масонством, имеют прецеденты и в немасонской музыке. [14] Например, три ноты, берущие свое начало из французского жанра «мервейе», появляются уже в музыкальном театре начала XVIII века. Три аккорда увертюры можно найти во многих других сценических произведениях XVIII века, таких как » Траэтты «Армида » Газзаниги и «Цирцея , операх, не имеющих никакой связи с масонством.
Список масонских сочинений Моцарта
[ редактировать ]Ниже приводится список сохранившихся произведений, сочиненных Моцартом для исполнения на собраниях масонов.
- Песня для тенора и фортепиано, хвалебный гимн торжественной Иоанновской ложе: «О священные узы дружбы между истинными братьями», К 148/125h, (1772).
- Кантата для двух теноров, мужского хора и оркестра «Dir, Seele des Weltalls» , К. 429/468а (фрагмент, завершенный М. Стадлером ) (1783)
- Песня для тенора и фортепиано «Песня для путешествия подмастерья: На новую ступень», К. 468, «для использования при устройстве новых подмастерьев» (1785)
- Кантата для тенора, мужского хора и оркестра Die Maurerfreude («Радость масона») К. 471 (1785)
- Масонская похоронная музыка ( Maurerische Trauermusik ), K. 477/479a (1785), для оркестра, написанная для настоящих масонских похорон.
- Две песни для тенора, мужского хора и органа, прозвучавшие на церемониях открытия и закрытия ложи в Австрии «Zur Neugekrönten Hoffnung»:
- Об открытии масонской ложи: «Verfließet Today, возлюбленные братья» , К. 483 (1786)
- В конце масонской ложи: «Вы, наши новые вожди» , К. 484 (1786)
- Маленькая немецкая кантата под названием « Умрите вы, чтите неизмеримых творцов вселенной» , для тенора и фортепиано, для использования на собраниях «Колонии друзей природы», К. 619 (1791).
- Маленькая масонская кантата под названием « Громко » для двух теноров , провозглашайте нашу радость баса, мужского хора и оркестра, К. 623 (1791).
- Песня для мужского хора и оркестра "Laßt uns mit geschlungen Händen", K. 623a, ("для закрытия ложи" и предполагаемый финальный припев к K. 623) (1791; авторство не установлено)
Считается , что сюжет и музыка его оперы «Волшебная флейта» также имеют сильное масонское влияние.
Список товарищей-масонов
[ редактировать ]Ниже приводится неполный список членов семьи, покровителей и коллег, которые были масонами.
- Йозеф Гайдн – друг и коллега (присутствовал только на одной встрече) [15]
- Джозеф Ланге – зять жены Моцарта
- Князь Лихновский – друг и покровитель
- Леопольд Моцарт — отец
- Михаэль фон Пухберг – друг и кредитор денег
- Готфрид ван Свитен - покровитель [16]
- Анджело Солиман – королевский слуга и масонский лидер
- Антон Стадлер – друг и коллега (кларнетист)
- Отто Генрих фон Гемминген-Хорнберг – друг, брат и основатель ложи Wohlarbeit (Благотворительность)
- Эмануэль Шиканедер – либреттист «Волшебной флейты»
Дед Моцарта Иоганн Георг, переплетчик, вырос в большой семье Моцартов в Аугсбурге, в доме деда Иоганна Давида Моцарта. Давид и его дети были выдающимися архитекторами и мастерами - каменщиками Аугсбургской гильдии (в отличие от спекулятивных масонов). [17] Но в этот период существовало тесное родство между оперативными и спекулятивными организациями.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Также было высказано предположение, что Вольфганг Амадей Моцарт изображен справа, сидящим рядом со своим другом Эмануэлем Шиканедером. Тот факт, что двое мужчин носят золотой квадрат (эксклюзивный знак отличия председателя и первого руководителя), исключает такую идентификацию. Обсуждение этих ошибок см. у Михаэля Лоренца: «Новые результаты исследования Театра ауф дер Виден и Эмануэля Шиканедера», Wiener History Sheets , 4/2008, (Вена: Ассоциация истории города Вены, 2008), стр. 15–36
- ^ Перейти обратно: а б Соломон 1995, 321
- ^ Deutsch 1965, 231. В книге Дойча записаны посещения Моцартом "Zur True Eintracht", сохраненные в записях посещаемости ложи.
- ^ Соломон 322
- ^ Немецкий 1965 г.
- ^ Соломон 1995, 327.
- ^ Томсон (1977) с. 14.
- ^ Томсон (1977) с. 107.
- ^ цитируется в Thomson (1977), стр. 41.
- ^ Томсон (1977) с. 60.
- ^ Перейти обратно: а б Томсон (1977) с. 42
- ^ Корп, Эдвард (2011). Стюарты в Италии, 1719-1766 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 224. ИСБН 9780521513272 .
- ^ Питер Пауль Фукс «Резолюция Моцарта и масонства: Просвещение и стойкость контрреформации» в «Фартуке быка: Эстетическая теория масонского искусства и материальной культуры». Александрия: Ассоциация масонских искусств, 2015.
- ^ Дэвид Дж. Бух: Волшебные флейты и зачарованные леса , Издательство Чикагского университета, 2008.
- ^ Deutsch (1965, 236): «[11 февраля 1785 года] Гайдн был принят в ложу «Согласие»; но, поскольку он больше никогда там не появлялся, он так и не прошел стадию ученика».
- ^ Браунберенс 1990, 318.
- ^ «Семья художников Моцарта» . Архивировано из оригинала 23 июля 2011 года . Проверено 10 мая 2011 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Браунберенс, Фолькмар (1990). Моцарт в Вене . Нью-Йорк: Гроув и Вайденфельд.
- Дойч, Отто Эрих (1965). Моцарт: Документальная биография . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета.
- Соломон, Мейнард (1995). Моцарт: Жизнь . ХарперКоллинз.
- Томсон, Кэтрин (1977). Масонская нить в Моцарте . Лондон: Лоуренс и Уишарт. ISBN 0853153817 .
- Тилль, Николас (1992). Моцарт и Просвещение , Лондон: Фабер
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Масонская музыка Моцарта , официальный сайт Великой Ложи Британской Колумбии и Юкона.