Месса до мажор, К. 220 «Воробей»
Короткая месса до мажор | |
---|---|
"Воробей" | |
Месса В. А. Моцарта | |
![]() Зальцбургский собор, возможно, был первым местом проведения мессы. | |
Каталог | KК. 220 /196б |
Движения | 6 |
Вокал | САТБ Хор и солисты |
Инструментальный |
|
( Месса Воробья нем. Spatzenmesse ) — месса до мажор К. 220/196b, Месса № 9, [ 1 ] Короткая месса №. 5, [ 2 ] сочиненный Вольфгангом Амадеем Моцартом в 1775 или 1776 году в Зальцбурге. Месса иногда называется Missa Brevis et Solemnis , потому что она коротка по простой структуре, как Missa Brevis , но празднично исполнена, как Missa Solemnis, с духовыми инструментами и литаврами в дополнение к четырем солистам, струнным и органу. Возможно, впервые оно было исполнено 7 апреля 1776 года на пасхальной мессе в Зальцбургском соборе . Это прозвище происходит от фигурок скрипок в «Осанне», которые напоминают щебетание птиц.
Фон
[ редактировать ]Месса могла быть совершена 7 апреля 1776 года во время празднования Пасхи в Зальцбургском соборе . Согласно письму Моцарта, копия, возможно, была передана в аренду монастырю Хайлигенкройц в следующем году. [ 3 ] Месса получила прозвище Spatzenmesse ( «Воробьевая месса») из-за «скрипичных фигур в Осаннане» Санктуса . [ 4 ] повторяется после Бенедикта , который «напоминает щебетание птиц». [ 5 ]
Месса Воробья — одна из серии из пяти месс, написанных Моцартом в 1775–1776 годах (или, возможно, 1775–1777 годах), все они исполнены на трубах кларина и, следовательно, в «трубной тональности» до мажор. [ 6 ] [ 7 ] Карл Гейрингер отмечает, что К. 220 была одной из моделей, которые Франц Ксавер Зюссмайр Моцарта использовал при завершении Реквиема . [ 8 ]
Структура и оценка
[ редактировать ]Композиция короткая по продолжительности, как Missa Brevis. Моцарт даже не включает в себя обычно ожидаемые фугальные заключения к «Глории» и «Кредо». [ 5 ] Он богато оркестрован в виде торжественной мессы для четырех солистов ( сопрано , альт , тенор , бас ), четырехголосного хора ( SATB ), двух труб , трех тромбонов , литавр , струнных и органа , причем последний обеспечивает фигурный бас для большинства продолжительности. Поэтому мессу иногда называют Missa Brevis et Solemnis. [ 6 ]
Сеттинг Латинского Ордена Мессы состоит из шести частей. В следующей таблице частей голоса, маркировка, тональность и размеры взяты из хоровой партитуры.
Нет. Часть Это начинается Вокал Маркировка Ключ Время 1 Кирие Кирие САТБ Аллегро До мажор 2 Глория Глория САТБ + солисты Аллегро До мажор 3
43 Я считаю Я считаю САТБ + солисты Аллегро До мажор И он воплотился САТБ Анданте И он снова воскрес САТБ Аллегро 4 Святой Святой САТБ Анданте До мажор 3
4Небеса полны САТБ Аллегро Осанна САТБ Аллегро 5 Благословенный Благословенный солисты Анданте соль мажор Осанна САТБ Аллегро До мажор 6 Агнус Деи Агнус Деи САТБ + солисты Адажио До мажор 3
4Дай нам мир САТБ Аллегро
По примеру Йозефа Гайдна (например, в Николаимессе ) [ 9 ] и Михаэля Гайдна , Моцарт в этой мессе вспоминает музыку Кирие в Dona nobis , то, что Франц Ксавер Зюссмайр сделал в своем завершении Реквиема Моцарта. [ 5 ] Реквием содержит почти буквальную цитату из этой мессы в Requiem aeternam . [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Где-то в 1978 году .
- ^ Хамфрис 1990 .
- ^ Эйзен и Киф 2006 , с. 274.
- ^ Анон. 1990 , с. 11.
- ^ Jump up to: а б с Бейер 1991 .
- ^ Jump up to: а б Эйзен и Киф 2006 , с. 271–272, 274.
- ^ Лейзингер 2013 .
- ^ Лэндон и Митчелл 1956 .
- ^ Харц 1905 .
- ^ Лето .
Библиография
Результаты
- Мисса до мажор, KV 220 (196b) : Партитура в новом издании Моцарта
- Missa brevis до мажор, K. 220/196b : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
Книги
- Анон. [АБ] (1990). «К. 220 Missa brevis до мажор, 'Воробей' (K 6 196b)» . В Заславе, Нил ; Каудери, Уильям (ред.). Полный Моцарт: Путеводитель по музыкальным произведениям Вольфганга Амадея Моцарта . Нью-Йорк: WW Norton. ISBN 9780393028867 .
- Бейер, Франц (1991). "Предисловие". Missa brevis et solemnis до мажор для солистов, хора, оркестра и органа (Воробьевая месса) . Висбаден, Мюнхен: Breitkopf & Härtel.
- Эйзен, Клифф ; Киф, Саймон , ред. (2006). Кембриджская энциклопедия Моцарта . ISBN 9781139448789 .
- Харц, Дэниел (1905). Гайдн, Моцарт и венская школа: 1740–1780 . Нью-Йорк: WW Нортон. п. 652.
- Хамфрис, Дэвид (1990). «Священная музыка». В Лэндоне, Х. К. Роббинс (ред.). Сборник Моцарта: Путеводитель по жизни и музыке Моцарта . Нью-Йорк: Ширмер. ISBN 9780028713212 .
- Лэндон, ХК Роббинс ; Митчелл, Дональд (1956). Спутник Моцарта . п. 373 .
- Лейзингер, Ульрих (2013). «Копия Гайдна си-минорной мессы и мессы до минор Моцарта: венские традиции си-минорной мессы». В Томите, Йо; Ливер, Робин А.; Смачный, Ян (ред.). Изучение мессы си минор Баха . Издательство Кембриджского университета. п. 236. ИСБН 978-1-107-00790-1 .
- Сенн, Уолтер (1978). Новое издание Моцарта I/1/Отд. 1/2: Массы Том 2, Критический отчет . п. б/1. ISBN 9781139448789 .
- Саммер, Дж. Хоровые шедевры от Баха до Бриттена: размышления дирижера . Роуман и Литтлфилд. п. 28.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Грин, Джонатан Д. (2002). Руководство для дирижера по хорово-оркестровым произведениям классического периода . Том. 1: Гайдн и Моцарт. Нью-Йорк: Scarecrow Press. п. 28. ISBN 978-0810842069 .
- Хьюз, Розмари (1974). Гайдн . Лондон: Дж. М. Дент.
- Райс, Джон А. (июнь 2006 г.). «Добавление птиц к «Воробьевой мессе» Моцарта: аранжировка для детских инструментов Пауля Враницкого» . Хоровой журнал . 46 (12): 22–32. ISSN 0009-5028 . JSTOR 23556459 . Проверено 1 марта 2024 г.
- Шенбек, Лоуренс (1996). Йозеф Гайдн и классическая хоровая традиция . Чапел-Хилл, Северная Каролина: Hinshaw Music.