Береза освобождена
Береза освобождена | |
---|---|
Священное действие Моцарта В.А. | |
![]() Моцарт в 1777 году работы неизвестного художника. | |
Перевод | Освобождение Бетулии |
Либреттист | Пьетро Метастазио |
Язык | итальянский |
На основе | Юдифь и Олоферн |
La Betulia liberata ( «Освобождение Бетулии ») — либретто Пьетро Метастазио , которое первоначально было заказано императором Карлом VI и положено на музыку Георгом Ройтером Младшим в 1734 году. Впоследствии оно было написано целых 30 композиторами, в том числе Никколо Джоммелли ( 1743), Игнац Хольцбауэр (1752), Флориан Леопольд Гассман (1772), [ 1 ] Йозеф Шустер (1787 г.) и наиболее известный Вольфганг Амадей Моцарт (1771 г.).
обстановка Моцарта
[ редактировать ]Произведения Моцарта наиболее известны хотя бы потому, что произведения композитора подвергаются более тщательному изучению. Написанный в марте-июле 1771 года, когда Моцарту было 15 лет, K. 118 (74c) представляет собой 140-минутную azione Sacra на текст Метастазио, прослеживающую историю Юдифи, обезглавливающей Олоферна, из библейской Книги Юдифи . Он был заказан в марте 1771 года Джузеппе Хименесом, принцем Арагона , когда Моцарт и его отец Леопольд возвращались домой в Зальцбург из своего первого путешествия в Италию . Это единственная оратория, написанная Моцартом. Две его части состоят из шестнадцати арий с сольными или хоровыми партиями, написанных для солистов, хора и оркестра . не исполнявшаяся при жизни Моцарта, «La Betulia liberata», стилистически сформирована на основе произведений Леонардо Лео и Иоганна Адольфа Хассе .
Среди недавних громких выступлений в постановке Моцарта - одно на Зальцбургском фестивале 2006 года под управлением Кристофа Поппена в рамках серии M22, организованной Бернхардом Фляйшером для исполнения всех опер Моцарта (и единственной оратории) на Зальцбургском фестивале 2006 года. Выступление было записано и впоследствии выпущено на DVD. (См. раздел «Записи» ниже.) В 2010 году постановки Моцарта и Джоммелли исполнялись бок о бок на фестивалях «Уитсан» в Зальцбурге и Равенне под руководством Риккардо Мути .
Роли
[ редактировать ]- Озия, князь Ветулии ( тенор )
- Юдифь, вдова Манассии ( высокая )
- Амиталь, дворянка Израиля ( сопрано )
- Ахиор, князь аммонитян ( бас )
- Кабри и Карми, вожди народа (сопрано)
- Вифуляне (хор)
Структура
[ редактировать ]Первая часть
- Увертюра
- Речитатив: Люди Бетулии (Озии)
- Ария №1: Величайшая ошибка из всех ошибок (Озия)
- Речитатив: А на что нам надеяться? (Кабри, Амиталь)
- Ария №2: Но какая добродетель не уступает (Кабри)
- Речитатив: Уже древние воспоминания (Озия, Кабри, Амиталь)
- Ария №3: У тебя нет сердца (Амиталь)
- Речитатив: И на какой мир ты надеешься (Озия, Амиталь, припев)
- Ария с припевом №4: Pietà, se irate sei (Озия, припев)
- Речитатив: Кто она, кто какой источник рассветает (Кабри, Амиталь, Озия, Джудитта)
- Ария №5: Тоже бесплодна (Джудитта)
- Речитатив: О мудрый, о святой (Озия, Кабри, Джудитта)
- Ария с припевом №6: Pietà, se irate sei (Озия, припев)
- Речитатив: Синьор, к вам приходит Карми (Кабри, Амиталь, Карми, Озия, Ахиор)
- Ария №7: Ужасная внешность (Ачиор)
- Речитатив: Ti consola, Achior (Озия, Кабри, Ахиор, Джудитта)
- Ария №8: Я беспомощно рожаю и не боюсь (Джудитта)
- Припев №9: О чудо! О, чудо! (Припев)
Вторая часть
- Речитатив: Слишком плохо соответствует (Ахиор, Озия)
- Ария №10: Если Бог хочет тебя видеть (Озия)
- Речитатив: Я в замешательстве (Ахиор, Озия, Амиталь)
- Ария №11: Этот рулевой в сильный шторм (Амиталь)
- Речитатив: Долго не длится (Озия, Амиталь, хор, Кабри, Джудитта, Ахиор)
- Ария №12: Возвращение узника (Джудитта)
- Речитатив: Джудитта, Озия, люди, друзья (Ахиор)
- Ария №13: Я просто обожаю тебя (Ачиор)
- Речитатив: О твоей победе (Озия, Амиталь)
- Ария №14: Слишком много настоящей трусости (Амиталь)
- Речитатив: Насколько вы заботитесь о нас (Кабри, Карми, Озия, Амиталь)
- Ария №15: Те движения, которые ты чувствуешь (Карми)
- Речитатив: Сегуанси или Карми (Озия, Амиталь, Кабри, Ачиор, Джудитта)
- Ария с припевом №16: Хвала великому Богу (Джудитта, хор)
Записи
[ редактировать ]- 1952 - Элизабет Шварцкопф (Амиталь), Мириам Пираццини (Джудитта), Чезаре Валлетти (Озия), Борис Кристофф (Ачиор), Луиджия Винченти (Кабри/Карми) - Туринский оркестр и хор RAI , Марио Росси - CD Opera d'Oro (радио) трансляция из Турина 30 мая 1952 г.).
- 1977 - Кари Лёваас (Амиталь), Биргит Финнила (Джудитта), Клаас Х. Аншё (Озия), Зигфрид Фогель (Ахиор), Кейт Гамберуччи (Кабри), Урсула Рейнхардт-Кисс (Карми) - Rundfunkchor Berlin , Kammerorchester Berlin , Витрио Негрито – 3 пластинки Philips Records (первая полная запись).
- 1979 - Илеана Котрубаш (Амиталь), Ханна Шварц (Джудитта), Питер Шрайер (Озия), Вальтер Берри (Ахиор), Габриэле Фукс (Кабри), Маргарита Циммерманн (Карми) - Зальцбургский камерный хор, Оркестр Моцартеум Зальцбург , Леопольд Хагер - 3 Пластинки Deutsche Grammophon (позже переизданы в 1991 году как часть 22 тома The Complete Mozart Edition ) .
- 1991 - Линда Рассел (Амиталь), Глория Бандителли (Джудитта), Эрнесто Паласио (Озия), Петтери Саломаа (Ахиор), Катерина Трогу Рёрих (Кабри), Сабина Маккули (Карми) - Хор Центра старинной музыки Падуи, Палата Падуи Оркестр, Питер Мааг - 2 компакт-диска Denon Records (позже переизданные как часть Brilliant Classics » серии «Полное собрание сочинений Моцарта ).
- 2006 — Юлия Кляйтер (Амиталь), Марияна Миянович (Джудитта), Джереми Овенден (Озия), Франц-Йозеф Зелиг (Ахиор), Ирена Беспаловайте (Кабри), Дженнифер Джонстон (Ками) — Концертная ассоциация Хор Венской государственной оперы , Мюнхенский камерный оркестр , Кристоф Поппен - 2 DVD-диска Deutsche Grammophon (часть проекта Deutsche Grammophon по записи всех существующих оперных произведений Моцарта с Зальцбургского фестиваля под названием M22, отражающих 22 записанных произведения).
- 2013 - Марелиз Гербер (Амиталь), Марго Ойтцингер (Джудитта), Кристиан Ценкер (Озия), Маркус Вольперт (Ахиор), Ульрике Хофбауэр (Кабри), Барбара Краус (Карми) - L'Orfeo Barockorchester , Мичи Гейгг - 2 SACD Challenge Classics .
- 2020 – Сандрин Пиау (Амиталь), Тереза Иерволино (Джудитта), Пабло Бемш (Озия), Науэль Ди Пьеро (Акиор), Аманда Форсайт (Кабри/Карми) – Chœur de Chambre Accentus, Les Talens Lyriques , Кристоф Руссе – 2 компакт-диска Aparté .
Настройки других композиторов
[ редактировать ]Антонио Сальери в 1820 году переработал Флориана Леопольда Гассмана » «La Betulia liberata , сократив некоторые речитативы и арии и добавив дополнительные хоры, взятые из других сочинений Гассмана. [ 2 ] [ 3 ]
Будучи учеником Антонио Сальери , Франц Шуберт в ноябре 1812 года поставил «Te Solo Adoro», арию Анкиора из второй части, в качестве упражнения на композицию для четырех голосов. [ 4 ] Упражнение было впервые опубликовано в 1940 году и снова внесено в каталог под номером D. 34 в New Schubert Edition в 1986 году. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джордж Р. Хилл; Джошуа Косман (2001). «Гассманн, Флориан Леопольд». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.10717 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- ^ La Betulia liberata (Гассманн, Флориан Леопольд) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- ^ Хеттрик, Джейн Шаткин; Райс, Джон А. (2001). «Сальери, Антонио». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.24378 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- ^ Отто Эрих Дойч , Вернер Адерхольд и другие (ред.) Новое издание Шуберта ; Серия VIII: Добавки ; Том 4: Франц Шуберт: Тематический список его произведений в хронологическом порядке Bärenreiter , 1978. ISBN 9783761805718 , стр. 27–28.
- ^ Альфред Манн (ред.) Новое издание Шуберта ; Серия VIII: Приложение, том 2: Шуберта Studien Bärenreiter , 1986. №. 39
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Betulia liberata : партитура и критический отчет (на немецком языке) в Neue Mozart-Edition.
- La Betulia liberata : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Франца Шуберта , с исправлениями Антонио Сальери . Автограф "Te Solo Adoro" для SATB (D 34) на сайте schubert-online.at Австрийской академии наук (OAW)