Алессандро Нелл'Инди (Метастазио)




Алессандро нелл'Инди ( букв. « Александр в Индии » ) [ 1 ] — либретто в трёх действиях Пьетро Метастазио . Его ставили на музыку около девяноста раз. [ 2 ] во-первых, Леонардо Винчи , премьера версии которого состоялась в Риме 2 января 1730 года. [ 1 ] [ 3 ] Либретто было четвертым из пяти, написанных Метастазио для Театра дамы в Риме между 1727 и 1730 годами. [ 4 ] Работа была посвящена претенденту Стюарта на британский престол Джеймсу Фрэнсису Эдварду Стюарту , проживавшему тогда в Риме. [ 3 ]
«Алессандро нелл’Инди» стал второй по популярности работой Метастазио после «Артасерса» . Оба были написаны для сезона Римского карнавала. [ 5 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]Либретто рассказывает историю индийской кампании и Александра Македонского его победы над царем Пором в 326 году до нашей эры в битве при Гидаспе . После битвы два короля помирились, и Александр оставил Пора правителем своего королевства. Действие происходит на берегу Гидаспа, где на одном берегу реки стоит лагерь Александра, а на другом — резиденция Клеофиды. [ 1 ] [ 4 ]
Роли
- Александр Македонский ( Александр Великий ), премьера Рафаэле Синьорини
- Поро ( Порус ), индийский король, любитель Клеофиды, премьера Джованни Карестини
- Клеофида ( Клеофис ), индийская королева и возлюбленная Пора, премьера Джачинто Фонтана , также известного как « Фарфаллино »
- Эриссена , сестра Пороса, премьера Джузеппе Аппиани
- Гандарте , друг и генерал Поруса, который любит Эриссену, премьера Франческо Толве
- Тимаген ( Коэн ), генерал и тайный враг Александра, премьера Джованни Антонио Таффи
Следующее краткое изложение сюжета основано на сеттинге Карла Генриха Грауна в его опере 1774 года «Алессандро и Поро» . [ цифровой 1 ]
Акт 1
[ редактировать ]Индийский лагерь после поражения Пора
В конце увертюры слышна воинственная музыка и грохот орудий. Когда открывается занавес, видно, как индийские солдаты бегут от войск Алессандро. Индийский король Поро пытается остановить их бегство, но, не сумев этого сделать, пытается покончить с собой. Однако ему мешает его генерал Гандарте, напоминающий ему возлюбленную Клеофиду. Однако Поро считает, что она вступила в отношения с Алессандро. Чтобы защитить своего короля, Гандарте предлагает обменяться одеждой, и с этого момента Поро появляется как Асбит, а Гандарте как Поро. Чуть позже Асбит/Поро после короткой драки арестован Тимагеном. Входит Алессандро и приказывает не проливать ненужной крови. Тимагена уходит, чтобы передать приказ солдатам. После того, как Асбите/Поро представлен Алессандро как друг Поро, Алессандро освобождает его и просит сказать Поро, что все, что ему нужно было сделать, это подчиниться, чтобы обеспечить мир. Он также дарит ему в подарок свой меч. Поро принимает это, но клянется Алессандро использовать это против него самого. [ цифровой 1 ]
Тимагене приходит с пленницей Эриссеной, сестрой Поро, которую ему передали два индейца. Алессандро в ужасе от этого поступка. Он приказывает связать двух предателей и передать Поро. Несмотря на совет Тимагена, Эриссену немедленно отпускают. После того, как Алессандро уходит, Эриссена рассказывает Тимагене, насколько Алессандро ее впечатлил. Тимагене, который положил глаз на саму Эриссену, начинает ревновать. [ цифровой 1 ]
Место, окруженное тенистыми деревьями
Поро рассказывает о победе Алессандро Клеофиде, которую считает любовницей Алессандро. Клеофида, однако, уверяет его в своей неизменной любви и просит доверять ей. Он клянется никогда больше не ревновать. Однако, когда Клеофида спрашивает только что прибывшую Эриссену, говорил ли о ней Алессандро, его ревность тут же вспыхивает вновь. Клеофида отправляется в лагерь Алессандро. Хотя Эриссена советует Поро довериться Клеофиде, он хочет последовать за ней. Гандарте прибывает. Он заметил, что Тимагене — враг Алессандро и поэтому еще имеет надежду на победу. Он также советует Поро не следовать за Клеофидой. Поро все равно уходит. Когда Эриссена восхищается Гандарте Алессандро, он указывает, что Поро уже пообещал ее ему. [ цифровой 1 ]
Большая открытая палатка с видом на лагерь Алессандро и резиденцию Клеофиды на другом берегу Гидаспа.
Клеофида пересекает Гидасп, чтобы доставить дары Алессандро. Он отвергает их, поскольку не принимает подарков от друзей и требует лишь верности от вассалов. Тимагене объявляет о прибытии Асбита/Поро, который хочет поговорить с ним в присутствии Клеофида. Асбите/Поро объясняет, что Поро не считает себя побежденным и отвергает предложение мира. Клеофида пытается умилостивить Алессандро и приглашает его в свою резиденцию, чтобы узнать истинные намерения Поро. Она уверена, что Асбит неправильно понял Поро. Однако Асбит уверяет ее, что он очень хорошо знает намерения Поро, и предупреждает Алессандро о Клеофиде, которая когда-то любила Поро, а теперь изменила ему. Чтобы наказать Поро за возобновившуюся ревность, Клеофида признается в любви Алессандро. Алессандро обещает ей дружбу, но не свое сердце. Он уходит, и Поро примиряется с Клеофидой. [ цифровой 1 ]
Акт 2
[ редактировать ]Комната во дворце Клеофиды
Поро и Гандарте планируют захватить мост через Гидасп, рассчитывая на поддержку Тимагены. Когда Эриссена сообщает о прибытии Алессандро, Поро снова думает о предполагаемой измене Клеофиды. Гандарте советует ему забыть ее и уходит. Хотя Эриссена хотела бы снова увидеть Алессандро, Поро отсылает ее. Он намерен избегать Клеофида и предвкушает победу над Алессандро. [ цифровой 1 ]
У моста через Гидасп, с греческим лагерем на дальнем берегу.
Под воинственную музыку Алессандро и Тимагене переходят мост с частью своей армии. Клеофида выходит к ним навстречу со своей свитой и дружелюбно приветствует его. Приветствие прерывается звуками выстрелов, когда Поро атакует. Алессандро и Тимагене спешат к мосту.
Атака была отбита Алессандро. Клеофида умоляет убегающего Поро не оставлять ее, но только когда она угрожает броситься в реку и, наконец, обещает ему женитьбу, он сдается. При приближении врага Поро вытаскивает свой кинжал, чтобы убить и Клеофиду, и себя, но Алессандро выхватывает это от него. Чтобы оправдать свои действия, Асбит/Поро хочет раскрыть свою истинную личность, но его прерывает прибытие Тимагена. Тимагена сообщает, что солдаты обвиняют в засаде Клеофиду и требуют ее крови. Однако, поскольку Асбит/Поро сам берет на себя вину, Алессандро арестовывает его и передает Тимагене. Клеофида тщетно умоляет Алессандро освободить его. Тимагена отправляет Клеофиду в свой дворец, и она просит его передать Поро, чтобы тот оставался стойким. Тимагене вручает Асбиту/Поро письмо, в котором уверяет его, что он не виноват в провале нападения. Поро уходит. Тимагене надеется, что его козни против Алессандро в конечном итоге увенчаются успехом. [ цифровой 1 ]
Комната во дворце Клеофиды
Клеофида сообщает Гандарте, что Поро намеревался убить ее из любви. Приходит Алессандро, и Гандарте прячется. Алессандро сообщает Клеофиду, что ему не удалось успокоить гнев своих солдат, и Клеофид готов умереть мученической смертью. Чтобы спасти ее, Алессандро предлагает жениться на ней. Поскольку Клеофида этого не хочет, Гандарте, который все еще одет как Поро, выходит из укрытия и предлагает себя в жертву, чтобы спасти Клеофиду. Алессандро настолько впечатлен этим благородством, что передает ему Клеофида и обещает освободить и Асбита. Он уходит. Приходит Эриссена и сообщает, что Поро бросился в Гидасп и погиб. Эриссена советует отчаявшейся Клеофиде бежать. [ цифровой 1 ]
Акт 3
[ редактировать ]Крытая колоннада в дворцовом саду
Эриссена встречает Поро, который считается мертвым, но сообщение о его смерти было распространено Тимагеном только для его собственной защиты после того, как он освободил его. Поро теперь планирует устроить засаду на Алессандро в саду и хочет, чтобы Тимагене заманила его туда. Чтобы доказать, что Тимагене на его стороне, Поро передает Эриссене свое письмо. После ухода Поро прибывают сначала Клеофид, а затем Алессандро. Алессандро пытается убедить Клеофиду бежать. Однако теперь она желает принять его предложение руки и сердца. Алессандро просит ее встретиться с ним в храме и уходит. [ цифровой 1 ]
Алессандро возвращается с двумя охранниками и сообщает Эриссене, что Тимагене обнаружил запланированную засаду. Эриссена считает, что Тимагена предала ее, и передает письмо Алессандро Тимагене как доказательство своей невиновности. Теперь, когда предательство Тимагены раскрыто, Алессандро отсылает Эриссену, чтобы он мог подумать. [ цифровой 1 ]
Алессандро спрашивает Тимагене, что бы он сделал, если бы его предал друг. Когда Тимаген отвечает, что в таком случае пощады не будет, Алессандро показывает ему компрометирующее письмо. Тимагена умоляет о пощаде. Алессандро готов простить его, если он сохранит верность в будущем. Он уходит. [ цифровой 1 ]
Асбит/Поро приходит поговорить с Тимагеном о запланированной засаде, но Тимаген больше не хочет иметь к этому никакого отношения. Он уходит, а Гандарте и Эриссена приходят в Поро. Эриссена рассказывает ему о предстоящей свадьбе Клеофиды и Алессандро. Поро уходит. Эриссена просит Гандарте помочь Поро. [ цифровой 1 ]
Храм Вакха с горящим погребальным костром
Входят Алессандро и Клеофида со своей свитой. несколько вакханок Перед ними идут и храмовый священник с горящими факелами. Поро наблюдает за происходящим издалека. Когда Алессандро берет за руку Клеофиду, она объясняет, что это час ее смерти, а не свадьбы. По местному обычаю, вдова должна следовать за своим мужем после смерти. Она хочет поспешить к горящему костру, но ее удерживает Алессандро. Тимагене приводит в плен Гандарте, которого он все еще считает Поро. Клеофида делает еще одну попытку броситься в огонь. Поро, не в силах вынести ее страданий, выходит, раскрывается и просит у нее прощения. Он готов принять любое наказание, которое назначит Алессандро. Алессандро, однако, прощает всех и возвращает Поро королевство вместе с женой и свободой. Взамен Поро награждает Гандарте за стойкость рукой своей сестры Эриссены, а Алессандро дарит ему в дар землю за Гангом. Опера заканчивается хором восхваления славы Алессандро. [ цифровой 1 ]
Фон
[ редактировать ]История Александра Македонского встречи с Пором и битвы при Гидаспе изложена во многих исторических источниках, особенно в пятой книге « Арриана » Анабасиса , отрывке Юстина из двенадцатой книги « Помпея Трога. » Истории Филиппиков , Квинт Курций Руф « История Александра Великого» и глава «Александр-Цезарь» из « Жизнеописаний параллелей Плутарха » . [ 1 ] [ 3 ]
В дополнение к этим классическим источникам Метастазио также мог использовать более поздние драматические трактовки. К ним относятся пьеса 1648 года «Порус или рождение Александра» Клода Бойера, а также Жана Расина 1665 года «Александр великий» . Обе эти версии, как и Метастазио, привнесли в историю тему любви. Есть и другие сходства с Доменико Давида 1691 года « L'amante eroe» , положенным на музыку Марка Антонио Зиани и исполненным в Венеции. Дэвид уже предоставил модель для первого либретто Метастазио «Сифас, re di Numidia» . [ 1 ] [ 3 ]
Метастазио ввел несколько новых элементов в историю Александра и Поруса в «Алессандро нель'Инди» . Во-первых, он представил Пору мотив ревности, создав напряжение между ним и Клеофидой, которого не было в более ранних работах. Он также представил нового персонажа Тимагена, а вместе с ним и мотив мести. [ 3 ]
Либретто представляет собой типичный пример иерархии ролей в опере примерно 1730 года. Наверху находится правитель, здесь Алессандро. Ему противостоит первая пара влюбленных Клеофида и Поро. Этим фигурам подчиняется вторая пара, Эриссена и Гандарте, и предатель Тимагене. Каждый человек воплощает свой тип характера. Великодушный Алессандро противостоит коварной Тимагене, а пары также дополняют друг друга своими контрастными главными чертами: ревнивый Поро сочетается с верной Клеофидой, надежный Гандарте с кокетливой Эриссеной. [ 6 ] [ 1 ]
Адаптации
[ редактировать ]Другие важные настройки либретто включали работы Иоганна Адольфа Хассе , Луиджи Гатти и Джованни Пачини . Адаптация Хассе была названа «Клеофид», чтобы отразить ту выдающуюся роль, которую она придала роли героини, которую сыграла жена Хассе Фаустина Бордони . трактовка Георга Фридриха Генделя 1731 года ( «Поро» Особое восхищение вызвала ). Чтобы удовлетворить вкусы лондонской публики, он сократил речитатив; первые четыре сцены второго акта также были вырезаны, чтобы продвинуть действие вперед. Гендель заменил различные арии в тексте Метастазио новыми, которые, по его мнению, имели большую драматическую выразительность. Более того, поскольку баритон, который должен был играть Тимагену, Джованни Коммано, не был сильным певцом, Гендель вырезал большую часть материала, который должен был петь в своей роли. [ 3 ] : 122–125
Версия Генделя была исполнена не менее 27 раз в Гамбургской опере Gänsemarkt под названием «Триумф щедрости и верности, или КЛЕОФИДА, королева Индии» с немецким переводом речитатива Кристофа Готлиба Венда . [ 7 ] [ 8 ]
Метастазио также создал сокращенную версию либретто в 1753 году для своего друга Фаринелли (Карло Броски). [ 1 ] [ 2 ]
Настройки на музыку
[ редактировать ]Следующие композиторы использовали либретто как основу для оперы:
Год | Композитор | Премьера (примечания) | Первое исполнение |
---|---|---|---|
1729 | Леонардо Винчи | 2 января 1730 года, Театр делле Дам, Рим. [ 9 ] [ 4 ] [ 10 ] Также выступал на Карнавале 1731 года в Театре Сан-Себастьяно в Ливорно ( пастиччо ); Карнавал 1732 года в Театро Модерно в Реджо-Эмилии; 29 января 1732 г. в Театре Кокомеро во Флоренции (столовая); Карнавал 1733 года в Театре Академии дельи Эрранти в Брешии; переработка для Карнавала 1734 года в Театре Пасколини в Урбино; переработано для карнавала 1735 года в Хофтеатре Мюнхена (с музыкой Иоганна Адольфа Хассе и, вероятно, Джованни Баттисты Феррандини ); переработка для Карнавала 1736 года в Театре Дукале в Парме; 1740 г. в Театре Лукки. [ цифровой 2 ] [ цифровой 3 ] | Рим |
1731 | Лука Антонио Предьери | Карнавал 1731 года, Театр Реджо Дукале, Милан. [ 11 ] [ цифровой 4 ] | Милан |
1731 | Никола Антонио Порпора | Карнавал 1731 года, Реджио , Турин. [ 12 ] как Поро | Турин |
1731 | Георг Фридрих Гендель → Нарезка |
2 февраля 1731 г., Королевский театр. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] в роли Поро, re dell'Indie с английским переводом Хамфриса; 1732 г. в Гамбурге как «Триумф щедрости и верности», или КЛЕОФИДА, королева Индии с немецким переводом речитатива Кристофа Готлиба Венда и речитативов Георга Филиппа Телемана ; для летней ярмарки 1732 года в Опернхаусе на Хагенмаркте , Брауншвейг, как Поро эд Алессандро ; переработанный с музыкой Джованни Альберто Ристори и Леонардо Винчи 8 декабря 1736 года в Ковент-Гардене в Лондоне. [ цифровой 5 ] [ цифровой 6 ] [ цифровой 7 ] [ цифровой 8 ] [ цифровой 9 ] | Лондон |
1731 | Иоганн Адольф Хассе → Клеофид |
13 сентября 1731 г., Придворный театр. [ 16 ] [ 17 ] Либретто адаптировано Микеланджело Боккарди как Клеофис или Клеофида ; пересматривался несколько раз; также выступал под своим первоначальным названием Alessandro nell'Indie ; 1737 год, Феррара, декорация Антонио Вивальди ; [ 18 ] другие выступления до 1777 года в Венеции, Неаполе, Граце, Клагенфурте, Вероне, Братиславе, Флоренции, Лукке и Берлине. [ цифровой 10 ] [ цифровой 11 ] | Дрезден |
1732 | Франческо Манчини | Карнавал 1732 года, Театр Сан-Бартоломео [ 19 ] [ 20 ] [ цифровой 12 ] | Неаполь |
1732 | Джованни Баттиста Пескетти | 30 января 1732 года, Театр Сант-Анджело . [ 21 ] [ 22 ] [ цифровой 13 ] | Венеция |
1733 | Антонио Биони | Карнавал 1733 года, Театр в Бальхаусе. [ 23 ] | Бреслау |
1734 | Гаэтано Мария Скьяси | 20 февраля 1734 г., Театр Формальяри. [ 24 ] [ цифровой 14 ] также в 1736 году в Академии да Триндаде в Лиссабоне. | Болонья |
1734 | Маттео Луккини | Новый театр Малой Страны [ 25 ] | Прага |
1736 | Эджидио Дуни (авторство сомнительно) | Карнавал 1736 года, Общественный театр [ 26 ] | Блюдо |
1736 | Доменико Сарро | 4 ноября 1736 г., Варфоломеевский театр. [ 27 ] также для карнавала 1743 года в театре Сан-Карло в Неаполе. | Неаполь |
1738 | Бальдассаре Галуппи | Карнавал 1738 года, Teatro Regio Ducale Nuovo [ 28 ] [ цифровой 15 ] первая версия; также 1752 г. в Штутгарте и 1755 г. в Мюнхене. | Мантуя |
1738 | Франческо Корселли | 9 мая 1738 года, Королевский театр Буэн-Ретиро. [ 29 ] [ цифровой 16 ] на свадьбу короля Неаполя Карла и Марии Амалии Саксонской. | Мадрид |
1739 | анонимный | 1739, Театр Пьяцца, Виченца. [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] дальнейшие представления анонимных настроек или пастиччо в 1741 году в Эрлангене; Лето 1741 г. в Новом театре в Братиславе; 28 января 1748 г. в Театре Кокомеро во Флоренции; Осень 1750 года в Общественном театре в Сассуоло ; 14 апреля 1752 г. в Театре Кокомеро во Флоренции; 13 октября 1761 года в Королевском театре на Хеймаркете в Лондоне; 21 мая 1786 года в Театре дельи Интрепиди во Флоренции. | Виченца |
1740 | Аннибале Пио Фабри | Январь 1740 г., Графский театр. [ 34 ] | Лиссабон |
1742 | Джузеппе Фердинандо Бривио | Карнавал 1742 года, Театр Реджо Дукале [ 35 ] | Милан |
1743 | Франческо Антонио Уттини | 1743 [ 36 ] | Генуя |
1743 | Никколо Джоммелли | 26 декабря 1743 года, Театр Бонакосси. [ 37 ] [ цифровой 17 ] первая версия | Феррара |
1744 | Дэвид Перес | Карнавал 1744 года, Театр Фальконе [ 38 ] [ цифровой 18 ] первая версия, также 23 января 1752 года в Королевском театре Дукале в Милане. | Генуя |
1744 | Карл Генрих Граун | 21 декабря 1744 г., Королевская придворная опера. [ 39 ] [ цифровой 1 ] [ цифровой 19 ] в роли Алессандро э Поро ; новая постановка 1784 г. | Берлин |
1744 | Кристоф Виллибальд Глюк | 26 декабря 1744 г., Театр Реджио. [ 40 ] как Поро ; сохранились только Симфония, четыре арии и дуэт. | Турин |
1745 | Пьетро Кьярини | Карнавал 1745 года, Филармония [ 41 ] | Верона |
1746 | Пьетро Пеллегрини | 1746, Новый театр, Брешия [ 42 ] | Брешия |
1747 | Джироламо Абос | Июль и август 1747 года, Театр Ла Фениче, Анкона. [ 43 ] [ цифровой 20 ] также осенью 1750 года в Театре Лукки. | Анкона |
1748 | Георг Кристоф Вагенсейль | 17 июля 1748 г., Бургтеатр. [ 44 ] немецкий перевод | Вена |
1749 | Паоло Скалабрини | 1749, Королевский театр. [ 45 ] | Копенгаген |
1750 | Джованни Марко Рутини | Карнавал 1750 года, Театр ан дер Коцен , Прага [ 46 ] [ 47 ] | Прага |
1750 | Джузеппе Сколари | Карнавал 1750 года, Театр Пьяцца, Виченца [ 48 ] также 23 мая 1759 года в Театре Вендрамин ди Сан-Сальваторе в Венеции. | Виченца |
1752 | Игнацио Фиорилло | 1752, Оперный театр на Хагенмаркте , Брауншвейг. [ 49 ] | Брансуик |
1752 | Джачинто Кальдерара | 1752 г., Дворец маркиза Солерио, Алессандрия. [ 50 ] [ 51 ] | Александрия |
1752 | Гаэтано Латилья | около 26 декабря 1752 года, Театр Сан-Кассиано ; [ 52 ] также содержал музыку других композиторов | Венеция |
1753 | Джузеппе Скарлатти | 12 мая 1753 г., Публичный театр. [ 53 ] | Реджо-Эмилия |
1754 | Джузеппе Сантарелли | 1754 [ 54 ] | Терни |
1754 | Иоганн Фридрих Агрикола | Карнавал 1754 года, Королевская придворная опера [ 55 ] как Клеофида | Берлин |
1754 | Бальдассаре Галуппи | 20 января 1754 г., Театр Сент-Чарльз. [ 56 ] вторая версия | Неаполь |
1755 | Бальдассаре Галуппи | Карнавал 1755 г. [ 56 ] [ цифровой 21 ] третья версия; также в День Вознесения 1755 года в Театре Сан-Самуэле в Венеции; адаптирован 12 октября 1755 г. в Мюнхене; другие выступления в последующие годы в Брешии, Лоди, Флоренции, Виченце и Падуе. | Парма |
1755 | Дэвид Перес | 31 марта 1755 г., Опера ду Тежу. [ 57 ] [ 58 ] второй вариант, к открытию оперного театра; также 1764 г. в Кадисе | Лиссабон |
1755 | Франческо Араха | 18.–29. Декабрь 1755 года, Эрмитажный театр. [ 59 ] [ цифровой 22 ] 1759 год в Ораниенбауме | Санкт-Петербург |
1758 | Никколо Пиччинни | 21 января 1758 г., Аргентинский театр. [ 60 ] первая версия, также летом 1762 года в Театре Санта-Чечилия в Палермо. | Рим |
1759 | Игнац Хольцбауэр | Карнавал 1759 года, Театр Реджо Дукале [ 61 ] | Милан |
1760 | Никколо Джоммелли | 11 февраля 1760 г., Театр Герцоглишес. [ 62 ] вторая версия; адаптировано Жоау Кордейру да Силва 6 июня 1776 года в Лиссабоне | Штутгарт |
1761 | Дэниел Даль Барба | Карнавал 1761 года, Филармонический театр. [ 63 ] | Верона |
1761 | Джузеппе Сарти | Осень 1761 года, Королевский театр. [ 64 ] первая версия; адаптирован в июне 1766 года для театра Нуово в Падуе. | Копенгаген |
1761 | Джоаккино Кокки | 13 октября 1761 г., Королевский театр. [ 65 ] | Лондон |
1762 | Иоганн Кристиан Бах | 20 января 1762 года, Театр Сент-Чарльз. [ 66 ] также Карнавал 1778 года в Театре в Лоди. | Неаполь |
1762 | Томмасо Траэтта | 29 апреля 1762 г., Публичный театр. [ 67 ] | Реджо-Эмилия |
1763 | Джован Гуальберто Брунетти | Карнавал 1763 года, Общественный театр [ 68 ] | Пиза |
1763 | Антонио Саккини | Вознесенская ярмарка 1763 года, Театр Сан-Сальваторе. [ 69 ] первая версия; также Карнавал 1766 года в Королевском театре в Турине. | Венеция |
1764 | Доменико Фискетти | Карнавал 1764 года, Театр ан дер Коцен. [ 70 ] [ 71 ] | Прага |
1764 | Грегорио Широли | 31 мая 1764 г., Муниципальный театр. [ 72 ] [ цифровой 23 ] также Карнавал 1774 года в Академии дельи Интронати в Сиене. | Болонья |
1766 | Джан Франческо де Майо | 5 ноября 1766 г., Придворный театр. [ 73 ] Либретто в адаптации Маттиа Верази. | Мангейм |
1768 | Иоганн Готлиб Науманн | не выполнено; сочинено для театра Сан-Бенедетто. [ 74 ] | Венеция |
1768 | Луиджи Гатти | 24 июня 1768 года, Королевский театр Дукале Веккьо. [ 75 ] | Мантуя |
1768 | Антонио Саккини | Лето 1768 года, Театр Сан-Карло. [ 76 ] вторая версия; также Карнавал 1771 года в Театре Сан-Себастьяно в Ливорно; Карнавал 1773 года в Театре Нобили в Перудже. | Неаполь |
1769 | Фердинандо Бертони | Весна 1769 года, Театр Фальконе. [ 77 ] также 26 декабря 1770 года в театре Сан-Бенедетто в Венеции. | Генуя |
1769 | Ян Антонин Кожелух | Зима 1769 года, Королевский театр. [ 78 ] | Прага |
1772 | Паскуале Анфосси | 7 января 1772 года, Аргентинский театр. [ 79 ] [ цифровой 24 ] также 4 ноября 1772 года в Театре делла Пергола во Флоренции. | Рим |
1773 | Джованни Паизиелло | 26 декабря 1773 г., Придворный театр. [ 80 ] | Модена |
1774 | Никколо Пиччинни | 12 января 1774 г., Театр Сент-Чарльз. [ 81 ] вторая версия; также 26 декабря 1776 года в театре «Пергола» во Флоренции; также 12 января 1792 года в театре Святого Чарльза в Неаполе. | Неаполь |
1774 | Доменико Корри | 3 декабря 1774 г., Королевский театр. [ 82 ] Либретто в адаптации Джована Гуальберто Боттарелли. | Лондон |
1775 | Карло Игнацио Монца | 28 января 1775 г. Театр Реджио Дукале. [ 83 ] также 1776 г. в Александрии | Милан |
1775 | Джакомо Руст | Вознесение 1775 года, Театр Сан-Самуэле [ 84 ] [ цифровой 25 ] | Венеция |
1778 | Луиджи Марескальки | 27 мая 1778 года, Театр Сан-Бенедетто. [ 85 ] | Венеция |
1778 | Майкл Мортеллари | 22 июля 1778 г., Академия Интронатов. [ 86 ] также осенью 1783 года в Публичном театре в Лукке. | Сиена |
1778 | Мельхиорре де Винченти или Джузеппе де Винченти | Октябрьская ярмарка 1778 года, Гражданский театр, Алессандрия. [ 87 ] [ 88 ] | Александрия |
1779 | Антонио Калегари | Карнавал 1779 года, Филармонический театр. [ 89 ] | Верона |
1781 | Доменико Чимароза | 11 февраля 1781 года, Аргентинский театр. [ 90 ] | Рим |
1784 | Луиджи Керубини | Апрель 1784 года, Teatro Regio Ducale Nuovo. [ 91 ] два акта; также Карнавал 1786 года в Teatro della Nobile Associazione в Кремоне; Осень 1788 года в Армянском театре в Ливорно. | Мантуя |
1785 | Винченцо Кьяваччи | 1785, Театр Сант-Агостино. [ 92 ] [ 93 ] | Генуя |
1785 | Франческо Бьянки | 28 января 1785 года, Театр Сан-Бенедетто. [ 94 ] Дальнейшие выступления до 1795 года в Триесте, Эстерхазе, Вероне, Болонье, Бергамо, Венеции и Удине. | Венеция |
1787 | Луиджи Карузо | Карнавал 1787 года, Женский театр [ 95 ] также Карнавал 1791 года в театре Сан-Самуэле в Венеции; 1796 г., Театр Сан-Джакомо на Корфу; 24 июня 1800 года в театре Сан-Карло в Неаполе. | Рим |
1787 | Джузеппе Сарти | Зима 1787 года, Театр Санта-Чечилия. [ 96 ] [ цифровой 26 ] вторая версия | Палермо |
1788 | Анджело Тарки | Карнавал 1788 года, Театр Ла Скала [ 97 ] [ цифровой 27 ] также 1789 г. в Королевском театре в Лондоне; Лето 1791 года в адаптации Карло Франческо Бадини как «Дворец Алессандро в Сиене»; Осень 1791 г. в Ливорно; другие версии 20 января 1798 года в Королевском театре в Турине и в январе 1802 года в Театре делла Пергола во Флоренции. | Милан |
1789 | Пьетро Алессандро Гульельми | 4 ноября 1789 года, Театр Сан-Карло. [ 98 ] [ цифровой 28 ] | Неаполь |
1800 | Франческо Ньекко | 1800, Театр Утвержденных [ 99 ] | Ливорно |
1811 | Иоганн Петер Риттер | 26 декабря 1811 г., Суд и Национальный театр. [ 100 ] Большая героическая опера в 2-х действиях, либретто в свободной адаптации Георга Кристиана Ремера в роли Александра в Индии (Die Macedonier am Indus) | Мангейм |
1824 | Джованни Пачини → Александр в Индии |
29 сентября 1824 г., Театр Сент-Чарльз. [ 101 ] [ цифровой 29 ] Либретто в адаптации Джованни Шмидта ; также 26 декабря 1826 года в театре Ла Скала в Милане; 1827 г., Театр Каролино в Палермо; 19 января 1828 года в театре Ла Фениче в Венеции. | Неаполь |
Последние выступления и записи
[ редактировать ]- Иоганн Кристиан Бах : 2000: Выступление в Замковом театре Сан-Суси в Потсдаме, Академия старинной музыки в Берлине . [ 102 ]
- Бальдассаре Галуппи : 2015: Выступление в театре Майнфранкен в Вюрцбурге . [ 103 ]
- Георг Фридрих Гендель : 1956, 1957 и 1959: Выступление на Генделевском фестивале в Галле , также записано Фестивальным оркестром Генделя в Галле. [ 15 ] 1994: Концертное выступление в Опере Монте-Карло , записано на компакт-диске Europa Galante . [ 15 ] 2006: Исполнение в Немецком театре Геттингена , запись на компакт-диске Akademie für Alte Musik Berlin . [ 15 ]
- Иоганн Адольф Хассе : 1986/1992: CD. Cappella Coloniensis , Рейнский хор . [ 17 ] 1994: Концертное выступление в Театре Шатле в Париже, Концертхаусе Вены и в Монтрё. Les Arts Florissants, Leitung: Уильям Кристи. [ 17 ] 2005–2009: Выступал в Опере Земпера , Дрезден. Хор Дрезденской государственной оперы и Государственная капелла. [ 17 ]
- Джан Франческо де Майо : 2008: Выступление в Национальном театре Мангейма , запись на компакт-диске. Оркестр Национального театра Мангейма. [ 104 ]
- Джованни Пачини : 2007: CD. Лондонский филармонический оркестр , Хор Джеффри Митчелла. [ 105 ]
- Леонардо Винчи : трансляция Arte TV байройтской постановки «Алессандро нель Инди» 2022 года
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- онлайн-версия либретто (итальянский)
- краткое содержание сюжета версии Джованни Пачини
- краткое изложение сюжета версии Иоганна Адольфа Хассе
Цифровые версии
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Итальянско-немецкое либретто для декорации Карла Генриха Грауна, Берлин, 1784 год , цифровая копия в Staatsbibliothek zu Berlin .
- ↑ Либретто сеттинга Леонардо Винчи, Рим, 1730 год, в Интернет-архиве .
- ^ Партитура в постановке Леонардо Винчи в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур .
- ^ Либретто постановки Предьери в Международном музее и музыкальной библиотеке .
- ^ Итальянско-английское либретто по мотивам Генделя в Интернет-архиве .
- ^ Итальянско-немецкое либретто на тему Генделя, Брауншвейг, 1732 год, в Мюнхенском центре оцифровки .
- ^ Немецкое либретто на постановку Генделя, Гамбург, 1732 год, в Берлинской государственной библиотеке .
- ↑ Партитура сеттинга Генделя, Лондон, 1731 год, в Фонде Дома Генделя .
- ↑ Партитура в постановке Генделя, издание Chrysander, Лейпциг, 1880 г., в Мюнхенском центре оцифровки .
- ^ Итальянско-немецкое либретто сеттинга Иоганна Адольфа Хассе, Дрезден, 1731 год , в Мюнхенском центре оцифровки .
- ↑ Партитура сеттинга Хассе. Архивировано 22 декабря 2019 г. в Wayback Machine в Саксонской государственной и университетской библиотеке Дрездена .
- ^ Итальянское либретто постановки Манчини в Мюнхенском центре оцифровки .
- ^ Итальянское либретто постановки Пескетти в Мюнхенском центре оцифровки .
- ^ Итальянское либретто по мотивам Скьясси в Международном музее и музыкальной библиотеке .
- ^ Итальянское либретто постановки Галуппи в Международном музее и музыкальной библиотеке .
- ^ Итальянско-испанское либретто по мотивам Корселли (Google Книги).
- ^ Итальянское либретто по мотивам Джоммелли в Международном музее и музыкальной библиотеке .
- ^ Итальянское либретто на тему Переса в Интернет-архиве .
- ^ Партитура Грауна в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур .
- ^ Итальянское либретто постановки Абоса в Международном музее и музыкальной библиотеке .
- ^ Итальянское либретто постановки Галуппи в Международном музее и музыкальной библиотеке .
- ^ Итальянское либретто сеттинга Арайи в Геттингенском центре оцифровки .
- ^ Итальянское либретто на тему Скироли в Международном музее и музыкальной библиотеке .
- ↑ Итальянское либретто обстановки Анфосси в Библиотеке Конгресса .
- ^ Итальянское либретто в стиле Руста в Международном музее и музыкальной библиотеке .
- ^ Итальянское либретто постановки Сарти в Международном музее и музыкальной библиотеке .
- ^ Итальянское либретто сеттинга Тарки в Мюнхенском центре оцифровки .
- ^ Итальянское либретто по мотивам Гульельми в Международном музее и музыкальной библиотеке .
- ^ Итальянское либретто по мотивам Пачини в Международном музее и музыкальной библиотеке .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Невилл, Дон (2002). «Алессандро нелл'Инди (либретто)» . oxfordmusiconline.com . Гроув Музыка онлайн. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.O006359 . ISBN 978-1-56159-263-0 . Проверено 25 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Марта Фельдман (05 октября 2010 г.). Опера и суверенитет: трансформация мифов в Италии восемнадцатого века . Издательство Чикагского университета. п. 232. ИСБН 978-0-226-04454-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Колин Тиммс; Брюс Вуд (2017). Музыка в лондонском театре от Перселла до Генделя . Издательство Кембриджского университета. стр. 116–125. ISBN 978-1-107-15464-3 .
- ^ Jump up to: а б с Каммингс, Грэм (1982–1983). «Воспоминания и воспоминания в трех ранних декорациях «Алессандро Нелл» Инди» Метастазио ». Труды Королевской музыкальной ассоциации . 109 : 80–104. дои : 10.1093/jrma/109.1.80 . JSTOR 766137 .
- ^ Каммингс, Грэм (2017). » Метастазио «8 – От « Алессандро Генделя к «Поро» : смена драматических акцентов» . В Тиммсе, Колин; Вуд, Брюс (ред.). Музыка в лондонском театре от Перселла до Генделя . Издательство Кембриджского университета. стр. 114–125. дои : 10.1017/9781316650813.010 . ISBN 9781316650813 . Проверено 25 декабря 2019 г.
- ^ Силке Леопольд : Гендель. Оперы. Bärenreiter-Verlag, Кассель, 2009 г., ISBN 978-3-7618-1991-3 , С. 60 и далее.
- ^ Бернд Базельт: Тематически-систематический справочник. Сцена работает. В: Вальтер Эйзен (ред.): Справочник Генделя: Том 1. Немецкое музыкальное издательство, Лейпциг, 1978, ISBN 3-7618-0610-8 (переиздание без изменений, Кассель, 2008 г., ISBN 3-7618-0610-8 ), стр. 353 и далее.
- ^ Карин Зауфт: Примечания к программе Генделя: Поро. Ландестеатр Галле/С. 1981.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Винчи)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ Алессандро Нелл'Инди (Леонардо Винчи) , Operabaroque.fr , по состоянию на 23 января 2015 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Предиери)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Пора» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Поро, ре дель Инди» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ Джонатан Китс: Гендель: Человек и его музыка , S. 179 ( онлайн , Google Книги).
- ^ Jump up to: а б с д Поре (Георг Фридрих Гендель) , Operabaroque.fr , по состоянию на 23 января.
- ^ «Клеофид» . corago.unibo.it . Проверено 28 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д Клеофида (Иоганн Адольф Хассе) , Operabaroque.fr , по состоянию на 23 января.
- ^ Рейнхард Штром: Оперы Антонио Вивальди. Лео С. Ольшки, Флоренция, 2008 г., ISBN 978-88-222-5682-9 , группа II, S. 596 и далее.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Манчини)» . corago.unibo.it . Проверено 28 декабря 2019 г.
- ↑ Алессандро Нелл'Инди (Франческо Манчини) , Operabaroque.fr , по состоянию на 23 января 2015 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Пескетти)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ Алессандро Нелл'Инди (Джованни Паттиста Пескетти) , Operabaroque.fr , по состоянию на 23 января 2015 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Биони)» . corago.unibo.it . Проверено 28 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Скьяси)» . corago.unibo.it . Проверено 28 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Луккини)» . corago.unibo.it . Проверено 28 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Дюни)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Сарро)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Галуппи)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Корселли)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро Нелл'Инди (anon1)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (anon2)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (anon3)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (anon4)» . corago.unibo.it . Проверено 2 января 2020 г.
- ^ «Алессандро Нелл'Инди (Фабри)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Бривио)» . corago.unibo.it . Болонский университет . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Уттини)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Джомелли)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Перес 1-я версия)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро и Поро» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 года .
- ^ «Поро» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Кьярини)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро нель Инди (Пеллегрини)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Абос)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Вагенсейль, Георг Кристоф» . Operaone.de . Проверено 2 января 2020 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Скалабрини)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Рутини)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ Алессандро Нелл'Инди (Джованни Марко Рутини) на премьере! Премьеры оперы и оратории , Стэнфордский университет, по состоянию на 2 января 2020 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Сколари)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ Алессандро Нелл'Инди (Игнацио Фиорилло) на премьере! Премьеры оперы и оратории , Стэнфордский университет, по состоянию на 2 января 2020 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Кальдерара)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ Алессандро Нелл'Инди (Джачинто Кальдерара) на премьере! Премьеры оперы и оратории , Стэнфордский университет, по состоянию на 2 января 2020 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Латилья)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Дж. Скарлатти)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ Алессандро Нелл'Инди (Джузеппе Сантарелли) на премьере! Премьеры оперы и оратории , Стэнфордский университет, по состоянию на 2 января 2020 г.
- ^ «Клеофид (Агрикола)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Алессандро нелл'Инди (Галуппи)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ Блихманн, Диана (2019). «Водные символы в декорациях Алессандро Нелл'Инди : исследование Индии португальцами и политическая пропаганда в Лиссабонской королевской придворной опере в 1755 году». Музыка в искусстве: Международный журнал музыкальной иконографии . 44 (1–2): 139–168. ISSN 1522-7464 .
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Перес, 2-я версия)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Арайа)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Пиччинни)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро Нелл'Инди (плотник)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Джомелли)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Даль Барба)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Сарти)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Кокки, Джоаккино» . оперон.де . Проверено 2 января 2020 г.
- ^ «Алессандро Нель Инди (И. К. Бах)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Траэтта)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Брунетти)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Саккини)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «L'Alessandro nell'Indie (Свистки)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ Алессандро Нелл'Инди (Доменико Фискьетти) на премьере! Премьеры оперы и оратории , Стэнфордский университет, по состоянию на 3 января 2020 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Скироли)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (де Майо)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Науманн)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Гатти)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Саккини)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Бертони)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Кожелух)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Анфосси)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Паизиелло)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Пиччинни)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Корри)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Монца)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Ржавчина)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Марескальки)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Мортеллари)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (де Винченти)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ Алессандро Нелл'Инди (Джузеппе де Винченти) на премьере! Премьеры оперы и оратории , Стэнфордский университет, по состоянию на 2 января 2020 г.
- ^ «Алессандро Нелл'Инди (Калегари)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Чимароза)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Керубини)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Кьяваччи)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ Алессандро Нелл'Инди (Винченцо Кьяваччи) на премьере! Премьеры оперы и оратории , Стэнфордский университет, по состоянию на 2 января 2020 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Бьянки)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Карузо)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Сарти)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Тарчи)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Гульельми)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро нелл'Инди (Некко)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ Александр в Индии (Питер Риттер) на премьере! Премьеры оперы и оратории , Стэнфордский университет, по состоянию на 2 января 2020 г.
- ^ «Алессандро Нелл'Инди (Пачини)» . corago.unibo.it . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ Oper im Radio 2000 на euro-opera.de , по состоянию на 1 января 2020 г.
- ^ Пакольт, Удо. «Вюрцбург: Алессандро нелл'Инди Бальдассаре Галуппи» . onlinemerker.com . Онлайн-флаг . Проверено 28 декабря 2019 г.
- ^ «Алессандро (Маттиа Верази по мотивам Пьетро Метастазио, Алессандро» . operone.de . Проверено 2 января 2020 г. ).
- ^ Пачини: Алессандро Нелл'Инди - Дэвид Парри, Брюс Форд, Дженнифер Лармор, Лондонский филармонический оркестр на AllMusic