Лука Антонио Предьери

Лука Антонио Предьери (13 сентября 1688 — 3 января 1767) — итальянский композитор и скрипач. Член известной семьи музыкантов, Предьери родился в Болонье и работал там с 1704 года. В 1737 году он переехал в Вену , в конечном итоге став капельмейстером при императорском дворе Габсбургов в 1741 году, и занимал эту должность десять лет. В 1765 году он вернулся в родной город, где и умер два года спустя в возрасте 78 лет. Плодовитый оперный композитор, он также был известен своей духовной музыкой и ораториями . Хотя к концу его жизни его оперы были в значительной степени забыты, а большая часть их партитур утеряна, отдельные арии, а также некоторые из его духовных произведений все еще исполняются и записываются.
Жизнь
[ редактировать ]
Сын Витале Предьери и Марии Менцани, Предьери родился в Болонье в известной семье музыкантов, в которую входили органист и композитор Джакомо Мария Предьери (1611–1695), певец Антонио Предьери (1650–1710), певец и композитор Анджело Предьери (1655). –1731), певец и композитор Джакомо Чезаре Предьери (1671–1753). Он учился игре на скрипке у Абондио Бини и Томмазо Витали , а также на контрапункте у Джакомо Чезаре Предьери, Анджело Предьери и Джакомо Антонио Перти . Записано, что он был альтистом в оркестре базилики Сан-Петронио в Болонье в возрасте 16 лет, а затем служил там скрипачом с 1706 по 1711 год. [ 1 ] К 1715 году он сочинил свою первую ораторию « Санти Чиприано и Джустина» ( «Святые Киприан и Иустина» ) и пять опер, первая из которых — «Партенопа » [ 2 ] открыл театр Марсильи-Росси 28 октября 1710 года. Композиции Предьери позволили ему получить назначение в Филармоническую академию Болоньи в 1716 году. В 1723 году он был избран ее Principe (буквально «принц», но традиционное название Академии для ее председателя). [ 3 ] Помимо своих обязанностей в Академии, Предьери служил маэстро ди капелла (музыкальным руководителем) в различных церквях Болоньи, включая Сан-Паоло-Маджоре , Мадонну ди Гальера , Санта-Мария-делла-Вита и, наконец, собор Сан-Пьетро . К моменту отъезда из Болоньи в 1737 году он написал 25 опер, пять ораторий, множество произведений церковной музыки и несколько светских инструментальных произведений.
Предьери стал известен в Вене благодаря исполнению там своих опер « Amor Prigioniero» в 1731 году и « Il sogno di Scipione» , впервые исполненных в 1735 году в рамках празднования дня рождения императора Карла VI . [ 4 ] После смерти Антонио Кальдары в декабре 1736 года Иоганн Фукс (в то время капельмейстер Карла VI) пригласил Предьери в Вену в качестве своего помощника. Предьери прибыл туда в конце 1737 года и в 1739 году был официально назначен вице-капельмейстером - должность, которую ранее занимал Кальдара. После смерти Фукса в 1741 году он принял на себя обязанности капельмейстера, хотя официальный титул использовал только в 1746 году. Во время своего пребывания в Вене он сочинил еще несколько опер, часто исполнявшихся по особым случаям при императорском дворе, две оратории, Stabat Mater и многие другие произведения духовной музыки. Предьери ушел с поста капельмейстера в 1751 году, но сохранил свой титул и зарплату до конца своего пребывания в Вене, хотя Георг Ройтер . его обязанности взял на себя [ 5 ] В 1765 году он вернулся в родную Болонью, где и умер 3 января 1767 года в возрасте 78 лет.
Работает
[ редактировать ]По словам музыковеда Анны Шнебелен, духовная музыка Предьери продемонстрировала его «мастерство вокальной полифонии и полихорального письма», а сочиненные им в Вене оперы на тексты Метастазио и Джованни Пасквини отличались тщательно поставленными речитативами и ариями с впечатляющей динамической окраской. [ 1 ] Императорский двор в Вене широко использовал трубы в торжественных случаях и нанял 14 придворных трубачей. Как и его предшественники при дворе, Фукс и Кальдара , венские оперы и оратории Предьери содержали то, что Тревор Герберт описал как «захватывающие партии высокой трубы, превосходящие все остальные где-либо с точки зрения диапазона и технической сложности». [ 6 ] Пример этого можно увидеть в арии «Pace una volta» из его оперы 1740 года «Зенобия» . [ 7 ]
К концу жизни Предьери его оперы больше не исполнялись, их заменили реформы жанра, инициированные Джоммелли и поддержанные Глюком . Большинство партитур его опер и ораторий утеряны или сохранились лишь во фрагментах. Сегодня его самым известным сочинением является Stabat Mater, написанный им в Вене, но он также сочинил множество других произведений церковной музыки, как для хора, так и для сольного голоса, а также ряд светских кантат и инструментальных пьес, партитуры которых сохранились. . Некоторые из его произведений получили современные издания, в том числе его Скрипичный концерт си минор, Stabat Mater и ария «Pace una volta». [ 8 ] Ниже приводится список основных работ Предьери. [ 9 ]
Оперы и оратории
[ редактировать ]- Оперы
- Партенопа (Партенопа), [ 2 ] либретто Сильвио Стампильи , премьера которого состоялась в Болонье, Театр Марсильи-Росси, 28 октября 1710 года, к открытию театра (партитура утеряна)
- Добродетель в триумфе или sia La Griselda (Триумф добродетели, или Гризельда ) музыкальная драма в трех действиях, либретто Томазо Станцани по мотивам Апостола Зенона , премьера в Болонье, Театр Марсильи-Росси, 18 октября 1711 года (партитура утрачена, кроме арии " Делай со мной, что хочешь»).
- Ла Джудитта ( Юдит ), либретто Франческо Сильвани , премьера Анкона , театр Ла Фениче, 1713 (партитура утеряна)
- Луций Папирус , в либретто Антонио Сальви , премьера которого состоялась Пратолино, Вилла Медичи , 1714 год; исполнялся в Риме в том же году и в Венеции в 1715 году (партитура утеряна, за исключением 4 арий) [ 10 ]
- Астарта , либретто Апостоло Зенона и Пьетро Париати, премьера в Риме, Театр Капраника , 1715 г. (партитура утеряна)
- Il Crazy for Politics , либретто Джованни Баттисты Джаноли, премьера в Ливорно , Театр Сан-Себастьяно, 1717 г. (партитура утеряна)
- Дуэль любви и мести , игривая драма в трех действиях, либреттист Франческо Сальви, премьера Ливорно, Театр Сан-Себастьяно, 1718 г. (партитура утеряна) [ 11 ]
- La fede ne' tradimenti (Вера среди предательства), либретто Джироламо Джильи , премьера во Флоренции, Театро делла Пергола , 1718 г. (партитура утеряна)
- Меропа ( Merope ), либретто Апостоло Зенона и Пьетро Париати, премьера в Ливорно, Театр Сан-Себастьяно, 1718 г. (партитура утеряна)
- Анагильда , либретто Джироламо Джильи, премьера в Турине , Театр Кариньяно, 1719 г. (партитура утеряна)
- «Триумф добродетели» , либретто Франческо Пекори, премьера во Флоренции, Театр делла Пергола, 1719 г. (партитура утеряна)
- Триумф Сулеймана, или Величайший триумф — это победить самого себя , либретто Франческо Пекори, премьера во Флоренции, Театро делла Пергола, лето 1719 года (партитура утеряна)
- Притворное безумие Дианы , пасторальная драма в 3-х действиях, либретт неизвестен, премьера Флоренция, Театро делла Пергола, 1719; также выступал в Венеции и Вене в 1748 году (партитура утеряна) [ 12 ]
- Астарто , либретто Апостоло Дзено и Пьетро Париати, музыкальная драма в 3-х действиях, премьера Флоренция, Театр делла Пергола, 1720 г. (партитура утеряна)
- Тито Манлио ( Титус Манлий ), либретто Маттео Нориса , премьера во Флоренции, Театр делла Пергола, 1720 г. (партитура утеряна)
- «Софонисба » на либретто Франческо Сильвани состоялась премьера в Риме, театр Алиберт , 1722 год с Фаринелли в главной роли. (партитура потеряна, кроме арии «Помни, о прекрасная, тот милый взгляд твой»)
- Сципион ( Сципион ), либретто Апостоло Зенона, премьера Рима, Театр Алиберт, 1724 год, с Фаринелли в роли Салонице (партитура потеряна, за исключением 3 арий)
- «Цезарь в Египте» , либретто Джакомо Франческо Буссани, премьера в Риме, Театр Капраника, 1728 г. (партитура утеряна, за исключением 4 арий)
- Астианатте ( Астианакс ), либретто Антонио Сальви, премьера «Алессандрия» , Театр Солери, осень 1729 года (партитура утеряна)
- Эврин , либретто Клаудио Никола Стампы, Милан, Teatro Regio Ducale , 1729; переработано как Сирбаче , премьера Пистойи , Teatro degli Accademici dei Risvegliati, 2 июля 1730 г. (партитура утеряна)
- Эцио ( Аэций ), либретто Метастазио , премьера в Милане, Teatri Regio Ducal, 1730 (партитура утеряна)
- Алессандро нелл'Инди ( «Александр в Индии»), либретто Метастазио, премьера в Милане, Teatro Regio Ducale, 1731 г. (партитура утеряна)
- Сципион Младший ( Сципион Младший ), либретто, приписываемое Джованни Франческо Бортолотти, премьера в Венеции, театр Сан-Джованни Гризостомо , 19 ноября 1731 года с Антонио Бернакки в главной роли. [ 13 ]
- Узник Амор ( Амор в тюрьме), либретто Метастазио, премьера в Вене, 1732 г.
- Il Sogno di Scipione (Сон Сципиона ), театральное действо в 1 действии, либретто Метастазио, впервые исполнено в 1735 году во время празднования дня рождения императора Карла VI , возрождено в 1739 году.
- Зоя , либретто Франческо Сильвани, переработанное из его La forza delsanguin , премьера в Венеции, театр Сан-Кассиано , 10 ноября 1736 года (партитура утеряна) [ 14 ]
- «Изъяснение наилучших пожеланий» , либретто Джованни Клаудио Пасквини, премьера в Лаксенбурге 3 мая 1738 года.
- Мир между добродетелью и красотой , либретто Метастазио, премьера в Вене, 15 октября 1738 года.
- Персей ( «Персей» ), камерная партия , либретто Джованни Клаудио Пасквини, премьера в Вене, 4 ноября 1738 года.
- на землю , Астрея умилостивлена, или Счастье возвращается festa di camera , либретто Метастазио, премьера в Вене, 28 августа 1739 года
- Зенобия ( «Зенобия» ), либретто Метастазио, первая постановка, Вена, дворец Фаворита, 28 августа 1740 г.
- Armida placata ( Армида умиротворена), пастиччио (составлено в сотрудничестве с Вагенсейлем , Хассе , Бонно и Абосом ), либретто Джованни Амброджо Мильявакка , премьера состоялась в Вене в 1750 году по случаю дня рождения императрицы Елизаветы Кристины.
- Оратории
- Святые мученики Киприан и Иустина ( Святые Киприан и Иустина , мученики) Болонья, церковь Санта-Мария-делла-Вита, первое исполнение 17 марта 1712 года (партитура утеряна)
- L'Adamo , ( Адам ) текст Джироламо Мелани, впервые исполнено в Болонье, церковь Мадонны ди Гальера, 1723 г. (партитура утеряна)
- Падение Иерусалима , первое исполнение Болонья, церковь Санта-Мария-делла-Вита, 1-й четверг Великого поста , 1727 г. (партитура утеряна)
- Сан-Пеллегрино Лациози ( Святой Перегрин Лациози ), впервые исполненный в Болонье, церковь Мадонны ди Гальера, 1729 год; также исполнялся в Ченто как «Чудеса распятия в обращении С. Пеллегрино Лациози» , 1734 г.
- Иисус в храме , первое исполнение Болонья, церковь Санта-Мария-делла-Вита, 31 марта 1735 г. (партитура утеряна)
- Il Sacrificio d'Abramo (Жертвоприношение Авраама ), текст Франчески Менцони-Джусти, впервые исполнено в Вене, 1738 г.
- Исаак, фигура Искупителя впервые , исполнен в Вене, 12 февраля 1740 года.
Духовная музыка
[ редактировать ]В дополнение к следующему, Предьери также написал множество других месс и частей мессы, антифонов и псалмов для церквей в Болонье и для императорского двора в Вене. [ 15 ]
- Stabat Mater ( хор SATB , 2 скрипки, альт, виолончель, контрабас и органное континуо)
- Оплакивание Страстной недели : Великая среда (сопрано и континуальный бас), Великий четверг (альт и континуальный бас), Страстная пятница (сопрано и континуальный бас).
- Мотеты : Сладкая чума , Над звездами Вот и настал день , в моем сердце , Труба поет (все для голоса соло и оркестра)
- Te Deum (хор и оркестр SATB)
- Гимн : Inno alla Beata Vergine Maria (хор и оркестр SATB)
- Ave Maris Stella (хор и оркестр SATB; 3 версии, написанные в 1738, 1740, 1746 годах)
- Магнификат (хор и оркестр САТБ; 3 версии, написанные в 1739, 1740, 1746 годах)
- Месса к празднику Святого Франциска; хор SATB, 2 трубы, 2 скрипки и 2 тромбона, 1746 г.;
- Рождественская месса; хор SATB, трубы и скрипки, составленный в 1747 году;
Светская музыка
[ редактировать ]- Концерт си минор для скрипки и струнного оркестра. [ 15 ]
- Кантаты : «Тот ручей, что разбивается между камнями» и «Теперь, когда Лидию обожают».
- Ария : «Меня беспокоят двойные муки»
- Сонаты для клавесина соль мажор, до мажор и ре мажор.
- Симфония си-бемоль мажор
Записи
[ редактировать ]Предьери Два Плача для сольного голоса и бассо континуо можно услышать в «Барочных ноктюрнах для литургии Страстной недели» в исполнении ансамбля La Flora (Bongiovanni Records). «Pace una volta», ария для сопрано и соло трубы из его оперы «Зенобия», была записана Кэтлин Бэттл и Уинтоном Марсалисом для их альбома Baroque Duet (Sony Classical). [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Jump up to: а б Шнобелен (2001)
- ^ Jump up to: а б Королева Партенопа, сирена и легендарная основательница Неаполя.
- ^ Шнобель (2001); Годт и Райс (2010), с. 277
- ^ Эйзен и Киф (2006) стр.462
- ^ Шнобелен (2001); Картер (1990), стр. 65 и 68.
- ^ Герберт (1997) стр. 91
- ^ Jump up to: а б Маккантс (2004), с. 33
- ^ Скрипичный концерт си минор был опубликован Хугом (Цюрих, 1964); Stabat Mater издательства Mannheim Editions (Нью-Йорк, 2009 г.); «Pace una volta» У.Г. Хааса (Кельн, 2002 г.)
- ^ Если не указано иное, взято из Schnoebelen (2001) и Casaglia (2005).
- ^ Селфридж-Филд (2007) с. 320
- ↑ Возможно, также исполнялась в Венеции в 1725 году как Gli sdegni cangiati in amore . См. Селфридж-Филд (2007), с. 379
- ^ Селфридж-Филд (2007), стр. 511-512.
- ^ Селфридж-Филд (2007) с. 426
- ^ Селфридж-Филд (2007) с. 450
- ^ Jump up to: а б Список взят из каталогов Biblioteca Nazionale Braidense в Милане и Австрийской национальной библиотеки в Вене.
- Источники
- Картер, Стюарт (1990). «Тромбон Облигато в венских ораториях барокко» , Журнал Исторического духового общества , Vol. 2, выпуск 1, стр. 52–77.
- Казалья, Герардо (2005). « Лука Антонио Предьери » . Альманах Герардо Казальи (на итальянском языке) .
- Эйзен, Клифф и Киф, Саймон П. (2006). Кембриджская энциклопедия Моцарта . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-85659-0
- Годт, Ирвинг и Райс, Джон А. (2010). Марианна Мартинес: женщина-композитор в Вене Моцарта и Гайдна . Университет Рочестера Пресс. ISBN 1-58046-351-7
- Герберт, Тревор (1997). Кембриджский спутник духовых инструментов . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-56522-7
- Маккантс, Клайд Т. (2004). Американские оперные певцы и их записи: критические комментарии и дискографии . МакФарланд. ISBN 0-7864-1952-0
- Шнобелен, Энн (2001). «Predieri» в Стэнли Сэди (ред.) Словарь музыки и музыкантов New Grove , том 20. Словари Гроува. ISBN 1-56159-239-0
- Селфридж-Филд, Элеонора (2007). Новая хронология венецианской оперы и родственных жанров, 1660–1760 гг. , Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-4437-8
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Бесплатные партитуры Луки Антонио Предьери ( Stabat Mater и концерт для скрипки, опубликованные в Concerto a cinque ) в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Работы Луки Антонио Предьери и о нем на WorldCat
- Список партитур рукописей Луки Антонио Предьери, хранящихся в итальянских библиотеках из Национальной библиотеки Брайденсе в Милане.