Jump to content

Лука Антонио Предьери

Лука Антонио Предьери

Лука Антонио Предьери (13 сентября 1688 — 3 января 1767) — итальянский композитор и скрипач. Член известной семьи музыкантов, Предьери родился в Болонье и работал там с 1704 года. В 1737 году он переехал в Вену , в конечном итоге став капельмейстером при императорском дворе Габсбургов в 1741 году, и занимал эту должность десять лет. В 1765 году он вернулся в родной город, где и умер два года спустя в возрасте 78 лет. Плодовитый оперный композитор, он также был известен своей духовной музыкой и ораториями . Хотя к концу его жизни его оперы были в значительной степени забыты, а большая часть их партитур утеряна, отдельные арии, а также некоторые из его духовных произведений все еще исполняются и записываются.

Дядя и учитель Предьери, Джакомо Чезаре Предьери.

Сын Витале Предьери и Марии Менцани, Предьери родился в Болонье в известной семье музыкантов, в которую входили органист и композитор Джакомо Мария Предьери (1611–1695), певец Антонио Предьери (1650–1710), певец и композитор Анджело Предьери (1655). –1731), певец и композитор Джакомо Чезаре Предьери (1671–1753). Он учился игре на скрипке у Абондио Бини и Томмазо Витали , а также на контрапункте у Джакомо Чезаре Предьери, Анджело Предьери и Джакомо Антонио Перти . Записано, что он был альтистом в оркестре базилики Сан-Петронио в Болонье в возрасте 16 лет, а затем служил там скрипачом с 1706 по 1711 год. [ 1 ] К 1715 году он сочинил свою первую ораторию « Санти Чиприано и Джустина» ( «Святые Киприан и Иустина» ) и пять опер, первая из которых — «Партенопа » [ 2 ] открыл театр Марсильи-Росси 28 октября 1710 года. Композиции Предьери позволили ему получить назначение в Филармоническую академию Болоньи в 1716 году. В 1723 году он был избран ее Principe (буквально «принц», но традиционное название Академии для ее председателя). [ 3 ] Помимо своих обязанностей в Академии, Предьери служил маэстро ди капелла (музыкальным руководителем) в различных церквях Болоньи, включая Сан-Паоло-Маджоре , Мадонну ди Гальера , Санта-Мария-делла-Вита и, наконец, собор Сан-Пьетро . К моменту отъезда из Болоньи в 1737 году он написал 25 опер, пять ораторий, множество произведений церковной музыки и несколько светских инструментальных произведений.

Предьери стал известен в Вене благодаря исполнению там своих опер « Amor Prigioniero» в 1731 году и « Il sogno di Scipione» , впервые исполненных в 1735 году в рамках празднования дня рождения императора Карла VI . [ 4 ] После смерти Антонио Кальдары в декабре 1736 года Иоганн Фукс (в то время капельмейстер Карла VI) пригласил Предьери в Вену в качестве своего помощника. Предьери прибыл туда в конце 1737 года и в 1739 году был официально назначен вице-капельмейстером - должность, которую ранее занимал Кальдара. После смерти Фукса в 1741 году он принял на себя обязанности капельмейстера, хотя официальный титул использовал только в 1746 году. Во время своего пребывания в Вене он сочинил еще несколько опер, часто исполнявшихся по особым случаям при императорском дворе, две оратории, Stabat Mater и многие другие произведения духовной музыки. Предьери ушел с поста капельмейстера в 1751 году, но сохранил свой титул и зарплату до конца своего пребывания в Вене, хотя Георг Ройтер . его обязанности взял на себя [ 5 ] В 1765 году он вернулся в родную Болонью, где и умер 3 января 1767 года в возрасте 78 лет.

Работает

[ редактировать ]

По словам музыковеда Анны Шнебелен, духовная музыка Предьери продемонстрировала его «мастерство вокальной полифонии и полихорального письма», а сочиненные им в Вене оперы на тексты Метастазио и Джованни Пасквини отличались тщательно поставленными речитативами и ариями с впечатляющей динамической окраской. [ 1 ] Императорский двор в Вене широко использовал трубы в торжественных случаях и нанял 14 придворных трубачей. Как и его предшественники при дворе, Фукс и Кальдара , венские оперы и оратории Предьери содержали то, что Тревор Герберт описал как «захватывающие партии высокой трубы, превосходящие все остальные где-либо с точки зрения диапазона и технической сложности». [ 6 ] Пример этого можно увидеть в арии «Pace una volta» из его оперы 1740 года «Зенобия» . [ 7 ]

К концу жизни Предьери его оперы больше не исполнялись, их заменили реформы жанра, инициированные Джоммелли и поддержанные Глюком . Большинство партитур его опер и ораторий утеряны или сохранились лишь во фрагментах. Сегодня его самым известным сочинением является Stabat Mater, написанный им в Вене, но он также сочинил множество других произведений церковной музыки, как для хора, так и для сольного голоса, а также ряд светских кантат и инструментальных пьес, партитуры которых сохранились. . Некоторые из его произведений получили современные издания, в том числе его Скрипичный концерт си минор, Stabat Mater и ария «Pace una volta». [ 8 ] Ниже приводится список основных работ Предьери. [ 9 ]

Оперы и оратории

[ редактировать ]
Оперы
  • Партенопа (Партенопа), [ 2 ] либретто Сильвио Стампильи , премьера которого состоялась в Болонье, Театр Марсильи-Росси, 28 октября 1710 года, к открытию театра (партитура утеряна)
  • Добродетель в триумфе или sia La Griselda (Триумф добродетели, или Гризельда ) музыкальная драма в трех действиях, либретто Томазо Станцани по мотивам Апостола Зенона , премьера в Болонье, Театр Марсильи-Росси, 18 октября 1711 года (партитура утрачена, кроме арии " Делай со мной, что хочешь»).
  • Ла Джудитта ( Юдит ), либретто Франческо Сильвани , премьера Анкона , театр Ла Фениче, 1713 (партитура утеряна)
  • Луций Папирус , в либретто Антонио Сальви , премьера которого состоялась Пратолино, Вилла Медичи , 1714 год; исполнялся в Риме в том же году и в Венеции в 1715 году (партитура утеряна, за исключением 4 арий) [ 10 ]
  • Астарта , либретто Апостоло Зенона и Пьетро Париати, премьера в Риме, Театр Капраника , 1715 г. (партитура утеряна)
  • Il Crazy for Politics , либретто Джованни Баттисты Джаноли, премьера в Ливорно , Театр Сан-Себастьяно, 1717 г. (партитура утеряна)
  • Дуэль любви и мести , игривая драма в трех действиях, либреттист Франческо Сальви, премьера Ливорно, Театр Сан-Себастьяно, 1718 г. (партитура утеряна) [ 11 ]
  • La fede ne' tradimenti (Вера среди предательства), либретто Джироламо Джильи , премьера во Флоренции, Театро делла Пергола , 1718 г. (партитура утеряна)
  • Меропа ( Merope ), либретто Апостоло Зенона и Пьетро Париати, премьера в Ливорно, Театр Сан-Себастьяно, 1718 г. (партитура утеряна)
  • Анагильда , либретто Джироламо Джильи, премьера в Турине , Театр Кариньяно, 1719 г. (партитура утеряна)
  • «Триумф добродетели» , либретто Франческо Пекори, премьера во Флоренции, Театр делла Пергола, 1719 г. (партитура утеряна)
  • Триумф Сулеймана, или Величайший триумф — это победить самого себя , либретто Франческо Пекори, премьера во Флоренции, Театро делла Пергола, лето 1719 года (партитура утеряна)
  • Притворное безумие Дианы , пасторальная драма в 3-х действиях, либретт неизвестен, премьера Флоренция, Театро делла Пергола, 1719; также выступал в Венеции и Вене в 1748 году (партитура утеряна) [ 12 ]
  • Астарто , либретто Апостоло Дзено и Пьетро Париати, музыкальная драма в 3-х действиях, премьера Флоренция, Театр делла Пергола, 1720 г. (партитура утеряна)
  • Тито Манлио ( Титус Манлий ), либретто Маттео Нориса , премьера во Флоренции, Театр делла Пергола, 1720 г. (партитура утеряна)
  • «Софонисба » на либретто Франческо Сильвани состоялась премьера в Риме, театр Алиберт , 1722 год с Фаринелли в главной роли. (партитура потеряна, кроме арии «Помни, о прекрасная, тот милый взгляд твой»)
  • Сципион ( Сципион ), либретто Апостоло Зенона, премьера Рима, Театр Алиберт, 1724 год, с Фаринелли в роли Салонице (партитура потеряна, за исключением 3 арий)
  • «Цезарь в Египте» , либретто Джакомо Франческо Буссани, премьера в Риме, Театр Капраника, 1728 г. (партитура утеряна, за исключением 4 арий)
  • Астианатте ( Астианакс ), либретто Антонио Сальви, премьера «Алессандрия» , Театр Солери, осень 1729 года (партитура утеряна)
  • Эврин , либретто Клаудио Никола Стампы, Милан, Teatro Regio Ducale , 1729; переработано как Сирбаче , премьера Пистойи , Teatro degli Accademici dei Risvegliati, 2 июля 1730 г. (партитура утеряна)
  • Эцио ( Аэций ), либретто Метастазио , премьера в Милане, Teatri Regio Ducal, 1730 (партитура утеряна)
  • Алессандро нелл'Инди ( «Александр в Индии»), либретто Метастазио, премьера в Милане, Teatro Regio Ducale, 1731 г. (партитура утеряна)
  • Сципион Младший ( Сципион Младший ), либретто, приписываемое Джованни Франческо Бортолотти, премьера в Венеции, театр Сан-Джованни Гризостомо , 19 ноября 1731 года с Антонио Бернакки в главной роли. [ 13 ]
  • Узник Амор ( Амор в тюрьме), либретто Метастазио, премьера в Вене, 1732 г.
  • Il Sogno di Scipione (Сон Сципиона ), театральное действо в 1 действии, либретто Метастазио, впервые исполнено в 1735 году во время празднования дня рождения императора Карла VI , возрождено в 1739 году.
  • Зоя , либретто Франческо Сильвани, переработанное из его La forza delsanguin , премьера в Венеции, театр Сан-Кассиано , 10 ноября 1736 года (партитура утеряна) [ 14 ]
  • «Изъяснение наилучших пожеланий» , либретто Джованни Клаудио Пасквини, премьера в Лаксенбурге 3 мая 1738 года.
  • Мир между добродетелью и красотой , либретто Метастазио, премьера в Вене, 15 октября 1738 года.
  • Персей ( «Персей» ), камерная партия , либретто Джованни Клаудио Пасквини, премьера в Вене, 4 ноября 1738 года.
  • на землю , Астрея умилостивлена, или Счастье возвращается festa di camera , либретто Метастазио, премьера в Вене, 28 августа 1739 года
  • Зенобия ( «Зенобия» ), либретто Метастазио, первая постановка, Вена, дворец Фаворита, 28 августа 1740 г.
  • Armida placata ( Армида умиротворена), пастиччио (составлено в сотрудничестве с Вагенсейлем , Хассе , Бонно и Абосом ), либретто Джованни Амброджо Мильявакка , премьера состоялась в Вене в 1750 году по случаю дня рождения императрицы Елизаветы Кристины.
Оратории
  • Святые мученики Киприан и Иустина ( Святые Киприан и Иустина , мученики) Болонья, церковь Санта-Мария-делла-Вита, первое исполнение 17 марта 1712 года (партитура утеряна)
  • L'Adamo , ( Адам ) текст Джироламо Мелани, впервые исполнено в Болонье, церковь Мадонны ди Гальера, 1723 г. (партитура утеряна)
  • Падение Иерусалима , первое исполнение Болонья, церковь Санта-Мария-делла-Вита, 1-й четверг Великого поста , 1727 г. (партитура утеряна)
  • Сан-Пеллегрино Лациози ( Святой Перегрин Лациози ), впервые исполненный в Болонье, церковь Мадонны ди Гальера, 1729 год; также исполнялся в Ченто как «Чудеса распятия в обращении С. Пеллегрино Лациози» , 1734 г.
  • Иисус в храме , первое исполнение Болонья, церковь Санта-Мария-делла-Вита, 31 марта 1735 г. (партитура утеряна)
  • Il Sacrificio d'Abramo (Жертвоприношение Авраама ), текст Франчески Менцони-Джусти, впервые исполнено в Вене, 1738 г.
  • Исаак, фигура Искупителя впервые , исполнен в Вене, 12 февраля 1740 года.

Духовная музыка

[ редактировать ]

В дополнение к следующему, Предьери также написал множество других месс и частей мессы, антифонов и псалмов для церквей в Болонье и для императорского двора в Вене. [ 15 ]

  • Stabat Mater ( хор SATB , 2 скрипки, альт, виолончель, контрабас и органное континуо)
  • Оплакивание Страстной недели : Великая среда (сопрано и континуальный бас), Великий четверг (альт и континуальный бас), Страстная пятница (сопрано и континуальный бас).
  • Мотеты : Сладкая чума , Над звездами Вот и настал день , в моем сердце , Труба поет (все для голоса соло и оркестра)
  • Te Deum (хор и оркестр SATB)
  • Гимн : Inno alla Beata Vergine Maria (хор и оркестр SATB)
  • Ave Maris Stella (хор и оркестр SATB; 3 версии, написанные в 1738, 1740, 1746 годах)
  • Магнификат (хор и оркестр САТБ; 3 версии, написанные в 1739, 1740, 1746 годах)
  • Месса к празднику Святого Франциска; хор SATB, 2 трубы, 2 скрипки и 2 тромбона, 1746 г.;
  • Рождественская месса; хор SATB, трубы и скрипки, составленный в 1747 году;

Светская музыка

[ редактировать ]
  • Концерт си минор для скрипки и струнного оркестра. [ 15 ]
  • Кантаты : «Тот ручей, что разбивается между камнями» и «Теперь, когда Лидию обожают».
  • Ария : «Меня беспокоят двойные муки»
  • Сонаты для клавесина соль мажор, до мажор и ре мажор.
  • Симфония си-бемоль мажор

Предьери Два Плача для сольного голоса и бассо континуо можно услышать в «Барочных ноктюрнах для литургии Страстной недели» в исполнении ансамбля La Flora (Bongiovanni Records). «Pace una volta», ария для сопрано и соло трубы из его оперы «Зенобия», была записана Кэтлин Бэттл и Уинтоном Марсалисом для их альбома Baroque Duet (Sony Classical). [ 7 ]

Примечания
  1. ^ Jump up to: а б Шнобелен (2001)
  2. ^ Jump up to: а б Королева Партенопа, сирена и легендарная основательница Неаполя.
  3. ^ Шнобель (2001); Годт и Райс (2010), с. 277
  4. ^ Эйзен и Киф (2006) стр.462
  5. ^ Шнобелен (2001); Картер (1990), стр. 65 и 68.
  6. ^ Герберт (1997) стр. 91
  7. ^ Jump up to: а б Маккантс (2004), с. 33
  8. ^ Скрипичный концерт си минор был опубликован Хугом (Цюрих, 1964); Stabat Mater издательства Mannheim Editions (Нью-Йорк, 2009 г.); «Pace una volta» У.Г. Хааса (Кельн, 2002 г.)
  9. ^ Если не указано иное, взято из Schnoebelen (2001) и Casaglia (2005).
  10. ^ Селфридж-Филд (2007) с. 320
  11. Возможно, также исполнялась в Венеции в 1725 году как Gli sdegni cangiati in amore . См. Селфридж-Филд (2007), с. 379
  12. ^ Селфридж-Филд (2007), стр. 511-512.
  13. ^ Селфридж-Филд (2007) с. 426
  14. ^ Селфридж-Филд (2007) с. 450
  15. ^ Jump up to: а б Список взят из каталогов Biblioteca Nazionale Braidense в Милане и Австрийской национальной библиотеки в Вене.
Источники
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2ae43f115a77fe0a6eba9466624f5ad5__1712802720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2a/d5/2ae43f115a77fe0a6eba9466624f5ad5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Luca Antonio Predieri - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)