Иоганн Йозеф Фукс

Иоганн Йозеф Фукс (англ. Немецкий: [ˈjoːhan ˈjoːzɛf ˈfʊks] ; в. 1660 — 13 февраля 1741) — австрийский композитор, теоретик музыки и педагог эпохи позднего барокко . а трактат о контрапункте Его самая устойчивая работа - это не музыкальная композиция , Gradus ad Parnassum , который стал единственной наиболее влиятельной книгой о палестринском стиле эпохи Возрождения полифонии . [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]Точная дата рождения Фукса неизвестна. [ 2 ] Он родился в крестьянской семье в Хиртенфельде , Штирия , Австрия. О его молодости известно относительно мало, но, скорее всего, он ездил в соседний Грац на уроки музыки. В 1680 году его приняли в иезуитский университет Фердинандеум, где проявился его музыкальный талант. [ 3 ] С 1685 по 1688 год он служил органистом в Санкт-Морице в Ингольштадте . [ 2 ] Где-то в этот период он, должно быть, совершил поездку в Италию, о чем свидетельствует сильное влияние Корелли и болонских композиторов на его творчество того времени.
К 1690-м годам он был в Вене и привлек внимание императора Леопольда I сочиненными им мессами; император был достаточно впечатлен ими, чтобы помочь ему в его карьере после этого момента. В 1698 году Леопольд нанял его придворным композитором. [ 4 ] Фукс снова отправился в Италию, где учился в Риме в 1700 году; Возможно, именно здесь он приобрел почитание Палестрины, которое имело столь важное значение для музыкальной педагогики.
Фукс стал Хофкапельмейстером (главным музыкантом Венской Хофмузиккапелле ) в 1715 году вместе с Антонио Кальдарой в качестве его заместителя-капельмейстера и Ф.Б. Конти в качестве придворного композитора. [ 5 ]
Фукс служил Леопольду I до смерти последнего, а после этого еще двум императорам Габсбургов: Иосифу I и Карлу VI , оба продолжали нанимать его на высокие посты при дворе. Фукс был известен как композитор на протяжении всего этого периода и выделялся среди своих современников как самый высокопоставленный композитор Священной Римской империи. [ 6 ] Однако позже, в 18 веке, эта слава постепенно затмилась, когда стиль барокко вымер. Хотя его музыка до недавнего времени так и не завоевала популярность, его мастерство контрапункта оказало влияние на бесчисленное количество композиторов благодаря его трактату Gradus ad Parnassum (1725). Гайдн во многом научился контрапункту, читая его, и рекомендовал его молодому Бетховену . [ 7 ] У Моцарта была копия, которую он комментировал. [ 8 ]
Шаги к Парнасу
[ редактировать ]
Gradus ad Parnassum («Ступеньки или восхождение на гору Парнас») — теоретический и педагогический труд, написанный Фуксом на латыни в 1725 году и переведенный на немецкий язык Лоренцем Кристофом Мицлером в 1742 году. Фукс посвятил его императору Карлу VI.
Работа разделена на две большие части. В первой части Фукс представляет краткое изложение теории Musica Speculativa, или анализа интервалов как пропорций между числами. Этот раздел построен в простом лекционном стиле и рассматривает музыку с чисто математической точки зрения, в теоретической традиции, восходящей через работы теоретиков эпохи Возрождения к древним грекам. Фукс объясняет, что интервалы в точных математических пропорциях приводят к увеличению и уменьшению полутонов , а также упоминает, что некоторые органисты добавляли дополнительные клавиши (разделяли половинки для использования меньших и больших полутонов), но добавление дополнительных клавиш на клавиатуре было проблематичным, и для по этой причине они разделили каждую ноту на « zwei gleiche Theile » (две равные части), в результате чего получилась одинаковая темпераментность. Он продолжает:
Но поскольку мы выяснили, что в цифрах это невозможно, то уху помогли, отняв почти незаметную часть одной части и прибавив ее к другой. [ 9 ]
[Поскольку опыт подсказывал нам, что с помощью цифр этого сделать нельзя, то на помощь было призвано ухо, отбирающее из одной ноты почти необнаружимое количество и добавляющее его к остальным.]
Работы Мерсенна , Цицерона и Аристотеля входят в число нескольких ссылок, цитируемых Фуксом в этом разделе.
Вторая часть, посвященная Musica Pratica, представляет собой раздел этого трактата, где автор излагает свои инструкции по контрапункту , фуге , двойному контрапункту, краткий очерк о музыкальном вкусе, а также свои идеи по сочинению духовной музыки , написанию в а капелла и в стиль речитативо . Эта часть представляет собой диалог между мастером (Алоизий, по латыни Луиджи, который должен представлять идеи Палестрины) и учеником Иосифом Флавием, который представляет самого Фукса, признанного поклонника Палестрины. Вначале Фукс заявляет о своей цели: «изобрести простой метод, с помощью которого новичок сможет шаг за шагом прогрессировать и достигать мастерства в этом искусстве». [ 10 ] и высказывает свое мнение о современной практике: «Меня не остановят ни самые ярые ненавистники школы, ни испорченность времени». [ 10 ] Он также утверждает, что теория без практики бесполезна. [ 11 ] таким образом в своей книге упор делается на практику, а не на теорию.
Хотя Gradus ad Parnassum известен как источник термина « контрапункт видов », Фукс не был первым, кто изобрел эту идею. В 1610 году Джироламо Дирута , композитор венецианской школы , опубликовал «Il Transilvano» , в котором полифонический стиль эпохи Возрождения был представлен как ряд типов: одна нота против одной ноты, две ноты против одной ноты, приостановки и так далее. Работы Фукса повторяли некоторые работы Дируты, возможно, по совпадению, поскольку неизвестно, была ли у него копия.
В видовом контрапункте, как указано в Fux, ученик должен освоить написание контрапункта для каждого вида, прежде чем переходить к следующему. Виды расположены по порядку, примечание к примечанию; две ноты против одной; четыре ноты против одной; лигатура или подвесы (одна нота против одной, но со смещением на половину стоимости ноты); и витиеватый контрапункт, в котором свободно сочетаются остальные виды. После того как все виды освоены на два голоса, виды проходятся снова в три голоса, а затем в четыре голоса. (Иногда в современных учебниках по контрапунктам третий и четвертый виды меняются местами, при этом приостановки преподаются перед четырьмя нотами против одной.) Фукс выразил намерение добавить разделы о том, как писать контрапункт для более чем четырех частей, указав, что правила в этой области должны были «менее строго соблюдаться». Однако, сославшись на плохое здоровье из-за подагры и возраста, он решил завершить книгу в ее нынешнем виде. [ 12 ]
Современное образование по контрапункту во многом обязано Gradus ad Parnassum , и Фукс представил идеи с такой ясностью и целенаправленностью, что как последующие, так и современные тексты по контрапункту продолжают цитировать его работы, от книги Альбрехтсбергера ( Grundliche Anweisung zur Komposition ) до примеров 20-го века, таких как как книга Кнуда Йеппесена ( Контрапункт: Полифонический вокальный стиль шестнадцатого века ). Более того, Gradus ad Parnassum является примечательным историческим документом, поскольку он четко очерчивает стилистическое различие всей эпохи барокко между античным и сакральным стилем и более современным и в значительной степени светским стилем. [ 3 ]
Фукса Латинское издание «Gradus ad Parnassum» 1725 года, переведенное Лоренцем Кристофом Мизлером , — единственная сохранившаяся книга личной библиотеки теоретических трудов И.С. Баха. [ 13 ] Поскольку Мизлер был учеником И.С. Баха, музыковед Кристоф Вольф предположил, что Бах, возможно, сыграл некоторую роль в том, чтобы убедить Мизлера перевести трактат. [ 14 ]
Работает
[ редактировать ]Помимо написания Gradus ad Parnassum , Фукс также написал множество священных и светских произведений. Композиции Фукса были каталогизированы Людвигом Риттером фон Кёхелем, который также каталогизировал произведения Моцарта. [ 15 ]
Священные композиции
[ редактировать ]Священные произведения Фукса включают мессы (такие как Missa canonica, Missa Corporis Christi, ), реквиемы , оратории (в том числе Santa Dimpna, Infanta d'Irlanda, K 300a (1702), Il Fonte della Salute, K 293 (1716)), литании , Оформление вечерни , мотеты , градуалы, предложения Марии , антифоны . (состоит из 21 настройки Alma Redemptoris mater , 22 настроек Ave Retina , 9 Retina coeli и 17 настроек Salve reginа ), настроек текста «Sub Tuum Praesidium», гимнов (многие из которых утеряны), последовательностей, вступлений , гимны причастия, немецкие священные песни (все утеряны) и другие священные произведения. [ 2 ]
Некоторые из масс Фукса (наряду с Кальдарой и другими) использовали канон (подражательный контрапункт в его самой строгой форме) как композиционный прием, один из характерных признаков античного стиля . Другие признаки стиля antico включают большие ноты (целые, половинные или четвертные). [ 14 ]
Однако, хотя большинство связывают Фукса с сочинением в стиле антико , называя его «австрийской Палестриной», из-за его трактата Gradus ad Parnassum он также обладал способностью сочинять в стиле модерн , что проявляется в его ораториях. такие как Санта-Димпна, Инфанта д'Ирландия . Например, во многих частях второй половины «Санта-Димпны» используется форма арии да капо , а восемь (сохранившихся) арий демонстрируют барочную концепцию «аффекта», о чем свидетельствуют вокальная колоратура и инструментальные фигуры. [ 16 ]
Фукс вместе с другими композиторами, такими как Хофер, Бибер и Кальдара, создал солидный репертуар католической церковной музыки на юге Германии и в Австрии, несмотря на присутствие более известной протестантской церковной музыки в северной Германии. [ 17 ]
Светские композиции
[ редактировать ]Помимо духовных произведений, Фукс был композитором вокальной и инструментальной музыки. Среди его произведений 19 опер , 29 партит , 10 ораторий и около 80 месс. [ 8 ] Инструментальные сочинения Фукса включают 50 церковных сонат, Concentus musico-instrumentalis (1710) и клавишные произведения. [ 3 ] Композиции Фукса для клавира включают пять партит, 20-минутное каприччио, чаккону, прелюдию и фугу арпеджио, арию пассаджиату и набор из двенадцати менуэтов. [ 18 ]
Concentus musico-instrumentalis — цикл из семи партит, написанных для деревянных духовых , медных и струнных инструментов . Этот цикл, опубликованный в 1701 году, предназначался Иосифу, королю Рима. Его космополитическую смесь французских, итальянских и немецких движений, а также его праздничные характеристики можно найти в клавишных сюитах Фукса, которые сильно украшены и в которых преобладают высокие частоты. [ 2 ] Большинство итальянских опер того периода были сосредоточены на сольной арии. Принимая во внимание, что в операх Фукса используется ансамбль сольных певцов, а в больших ариях часто используется концертирующий сольный инструмент. Акцент Фукса на контрапунктических структурах был консервативным и представлял собой старый способ обращения с музыкальной текстурой. [ 3 ]
Ранние оперы Фукса демонстрируют характеристики конца 17 века, такие как использование отрывков ариозо в речитативах . Его стиль – это прежде всего сочетание его предпочтения контрапунктических фактур, яркого владения вокальной и инструментальной риторикой и итальянским орнаментом, а также красочного использования партитуры облигато. По сравнению с его итальянскими современниками именно манипулирование Фуксом арией да капо представляет его исключительное чувство драмы в музыке : его музыкальное сопровождение, текстура и мотивно-тематическая интеграция позволяют возникнуть индивидуальному стилю, в то время как идеализированные страсти Affektenlehre достигают драматизма. жизнь. [ 2 ]
Хофтеатре Премьера большинства его драматических опер состоялась в Венском ; в противном случае указано ниже. Список 19 опер Фукса: [ 3 ]
- Монархическая судьба, театральный фестиваль (18 февраля 1700; музыка не сохранилась)
- Neo-exoriens фосфор, т.е. нео-экзориенс и принц-инфулатус Меллиценсис , опера латинской школы (1701; музыка не сохранилась)
- L'offendere per amare ovvera La Telesilla , музыкальная драма (25 июня 1702 г.; музыка не сохранилась)
- Драматическая поэма «Милосердие Августа» (15 ноября 1702 г.; музыка не сохранилась)
- Хуло Асканио ре д'Альба , драматическая поэма (19 марта 1708 г.)
- Пульхерия , драматическая поэма (21 июня 1708 г.)
- Месяц март, посвященный Марсу , сочинение для музыки (19 марта 1709 г.)
- Gli osequi della note , сочинение для музыки (15 июля 1709 г.)
- Десятый подвиг Геракла, или Поражение Гериона в Испании , пастырско-героическая композиция (1 окт. 1710 г.)
- Дафна в лавре , композиция для камерной (1 октября 1714 г.)
- Орфей и Эвридика , камерное сочинение для музыки (1 октября 1715 г.)
- Анжелика - победительница театрального фестиваля Альчина (14 сентября 1716 г.)
- Диана плачата , камерная композиция (19 ноября 1717 г.)
- Элиза , театральный фестиваль музыки (Лаксенбург, 28 августа 1719 г.)
- Психея , камерная пьеса для музыки (19 ноября 1720 г.)
- Женитьба Авроры» (6 октября 1722 г.) Театрализованный музыкальный фестиваль «
- Констанция и Крепость , театральный фестиваль (Прага, 28 августа 1723 г.) — его выдающаяся опера.
- Juno placata , театральный фестиваль музыки (19 ноября 1725 г.)
- Корона Арианны , театральный фестиваль (28 августа 1731 г.)
Праздничная опера «Констанца и Фортецца» («Постоянство и сила») на либретто Пьетро Париати (1665–1733) была самой заметной оперой Фукса. Его дважды показывали в специально построенном театре под открытым небом в Пражском Граде по случаю коронации Карла VI как короля Богемии в 1723 году. Декорацию разработал придворный театральный архитектор Джузеппе Галли-Бибиена (1696–1756). Это произведение считается праздничной коронационной оперой, поскольку оба исполнения этой оперы состоялись за несколько дней до коронации Карла VI как короля Богемии и его супруги Елизаветы Кристины как королевы. Речь шла о двойной праздничной функции этой оперы – коронации Карла VI и дне рождения Елизаветы Кристины. [ 19 ]
Избранная дискография
[ редактировать ]- Дрезденский альбом. Йоханнес Прамсолер . Ансамбль Дидро. (Audax Records ADX 13701)
- Concentus musico Instrumentalis...1701. Concentus Musicus Vienna, Николаус Арнонкур (Teldec 8.42171 XH, 244 690 2) [ 20 ]
- Concentus musico Instrumentalis...1701 K352 – 358. Neue Hofkapelle Graz, Люсия Фройхофер и Михаэль Хелл (CPO 777 980-2)
- Кайзерреквием К51-53 . Клеменчич-консорт, Рене Клеменчич (Arte Nova 74321 27777 2) [ 21 ]
- Полное собрание музыки для клавесина . Исполняет Филиппо Эмануэле Равицца. ( Блестящая классика 95189)
- Алла Турка . Маттиас Мауте, Моника Маух и ансамбль Caprice. ( АТМА Классик ACD2 2347) [ 22 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Фукс, Манн и Эдмундс 1965 , стр. я.
- ^ Jump up to: а б с д и Хохраднер, Томас; Уайт, Гарри (2001). «Фукс, Иоганн Йозеф». Гроув Музыка онлайн . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.49235 . ISBN 9781561592630 .
- ^ Jump up to: а б с д и Слонимский, Николас ; Кун, Лаура; Макинтайр, Деннис. «Фукс, Иоганн Йозеф» . Биографический словарь музыкантов Бейкера . Проверено 3 октября 2020 г. - через Encyclepedia.com.
- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- ^ Хубер, Матис. «Кем был Иоганн Йозеф Фукс?» . Стириарте . Проверено 3 октября 2020 г. .
- ^ Рауш, Александр. «Джей Джей Фукс» . Фьюкс онлайн . Проверено 3 октября 2020 г. .
- ^ Ноттебом, Густав (1872). Бетховениана . Лейпциг: Й. Ритер-Бидерманн.
- ^ Jump up to: а б «Иоганн Йозеф Фукс» . энциклопедия Британская
- ^ Фукс, Иоганн Йозеф (1742). Gradus ad Parnassum . Лейпциг: Мизлер . п. 52. Полное название — Gradus ad Parnassum или введение в регулярное музыкальное произведение: новым, определенным способом, который никогда прежде не выявлялся в таком ясном порядке .
- ^ Jump up to: а б Фукс, Манн и Эдмундс 1965 , с. 17.
- ^ Фукс, Манн и Эдмундс 1965 , стр. 18.
- ^ Фукс, Манн и Эдмундс 1965 , стр. 128.
- ^ Байсвенгер, Кирстен (1992). Музыкальная библиотека Иоганна Себастьяна Баха . Кассель; Нью-Йорк: Наездник на медведе.
- ^ Jump up to: а б Ланг, Пол Генри (октябрь 1969 г.). «Редакция». Музыкальный ежеквартальный журнал . 55 (4): 545–548. JSTOR 740857 .
- ^ Вочорн, Питер (5 июля 2017 г.). Изольда Альгримм, Вена и возрождение старинной музыки . Рутледж. ISBN 9781351561976 .
- ^ Уайт, Гарри М. (май 1985 г.). «Ирландский святой в восемнадцатом веке – Вена: Иоганн Фукс и «Волгарская оратория» ». Обзор Мейнута . 12 : 51–57. JSTOR 20556992 .
- ^ Бекманн-Коллиер, Эйми (апрель 1991 г.). «Сакральная хоровая музыка в классическую эпоху». Хоровой журнал . 31 (9): 5–8. JSTOR 23548117 .
- ^ Уокер, Уэйн С. (19 ноября 2019 г.). «Иоганн Йозеф Фукс и Musica Imperiale» . WalkerHomeSchoolBlog . Проверено 3 октября 2020 г. .
- ^ Спачилова, Яна; Вача, Степан (2009). «Новый взгляд на исполнение оперы Фукса «Констанца и Фортецца» в Праге в 1723 году». Музыка в искусстве . 34 (1/2): 44–72. JSTOR 41818581 .
- ^ Concentus musico Instrumentalis--: 1701 (Музыкальный компакт-диск, 1989) . ОСЛК 36141870 .
- ^ «Иоганн Джозеф Фукс: Реквием - Рене Клеменчич, супруга Клеменчича | Информация о выпуске» . Вся музыка .
- ^ «Alla turca acd22347 [MS]: Обзоры классических компакт-дисков - октябрь 2007 г. MusicWeb-International» .
Источники
- Фукс, Иоганн Йозеф; Манн, Альфред ; Эдмундс, Джон (1965). Исследование контрапункта из книги Иоганна Йозефа Фукса Gradus ad parnassum . Нью-Йорк: WW Нортон. ISBN 0-393-00277-2 . OCLC 494781 . ЛЦК МТ40 F83 1965 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Альбрехтсбергер, Иоганн Георг (1790). Подробная инструкция по составу . Лейпциг: Иоганн Готтлоб Иммануэль Брайткопф.
- Антоничек, Теофил; Дерек Билз; Леон Ботштейн ; Рудольф Кляйн; Харальд Герц (2001). «Вена (нем. Vienna)». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.29326 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- Фукс, Иоганн Йозеф (1966). Оценка до Парнаса Памятники музыки и музыкальной литературы. Нью-Йорк: Братья Броуд. Факсимиле венского издания 1725 года.
- Джеппесен, Кнуд (1992) [1939]. Контрапункт: полифонический вокальный стиль шестнадцатого века . Перевод Хейдона, Глена . с новым предисловием Альфреда Манна . Нью-Йорк: Дувр. ISBN 0-486-27036-Х .
- Крусберген, Виллем ; Круикшанк, Эндрю (октябрь 2015 г.). «Цитаты XVIII века, касающиеся темперамента И.С. Баха» (PDF) (2-е изд.). Кейптаун . Проверено 15 ноября 2015 г. (Глава «Иоганн Йозеф Фукс»)
- Лоренц, Майкл (8 сентября 2016 г.). «Фукс-документы» . Вена . Проверено 15 ноября 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]медиафайлы, связанные с: Иоганном Йозефом Фуксом Викискладе есть
- Бесплатные партитуры Иоганна Йозефа Фукса в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Бесплатные партитуры Иоганна Йозефа Фукса в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- 1660 рождений
- 1741 смертей
- Композиторы-классики XVIII века
- Австрийские музыканты-мужчины XVIII века
- Писатели XVIII века на латыни
- Писатели-мужчины XVIII века
- Австрийцы XVIII века
- Австрийские композиторы эпохи барокко
- Австрийские композиторы-мужчины-классики
- Австрийские теоретики музыки
- Композиторы из Граца
- Ученые Палестрины