Jump to content

Кристоф Граупнер

Кристоф Граупнер
Рожденный 23 января [ OS 13 января] 1683 г.
Умер 25 июня 1767 г. ( 1767-06-25 ) (86 лет)
Образование Лейпцигский университет
Занятия
Организации двор Эрнеста Луи, ландграфа Гессен-Дармштадта
Работает
Подпись

Кристоф Граупнер (23 января [ OS 13 января] 1683 – 10 мая 1760) был немецким композитором и клавесинистом музыки позднего барокко , современником Иоганна Себастьяна Баха , Георга Филиппа Телемана и Георга Фридриха Генделя .

Граупнер родился в Хартмансдорфе недалеко от Кирхберга в Саксонии и получил свое первое музыкальное образование от своего дяди, органиста по имени Николаус Кюстер. Граупнер поступил в университет , где изучал право (как и многие композиторы того времени), а затем завершил музыкальное обучение у Иоганна Кунау , кантора Thomasschule Лейпцигский (школы Святого Фомы).

В 1705 году Граупнер покинул Лейпциг, чтобы играть на клавесине в оркестре Оперы на Генземаркте в Гамбурге под руководством Райнхарда Кайзера вместе с Георгом Фридрихом Генделем , тогда еще молодым скрипачом. Помимо игры на клавесине, Граупнер сочинил в Гамбурге шесть опер, некоторые из них в сотрудничестве с Кайзером, популярным композитором опер в Германии.

Покровитель Кристофа Граупнера: ландграф Эрнст Людвиг Гессен-Дармштадтский.

В 1709 году Граупнер принял должность при дворе Гессен-Дармштадта придворного оркестра , а в 1711 году стал Хофкапельмейстером (придворным капельмейстером). Остаток своей карьеры Граупнер провел при дворе в Гессен-Дармштадте, где в его основные обязанности входило обеспечение музыки для придворной часовни. Он писал музыку почти полвека, с 1709 по 1754 год, пока ослеп . Он умер в Дармштадте шесть лет спустя.

Граупнер и Бах

[ редактировать ]

Граупнер непреднамеренно сыграл ключевую роль в истории музыки. Неустойчивое финансовое положение в Дармштадте в 1710-е годы привело к сокращению музыкальной жизни. Оперный театр был закрыт, а у многих придворных музыкантов была задолженность по зарплате (в том числе и у Граупнера). После многих попыток получить зарплату, а также имея нескольких детей и жену, которую нужно было содержать, в конце 1722 года Граупнер подал заявление в канторат в Лейпциге . Телеманн был первым кандидатом на эту должность, но отказался от него после того, как добился повышения зарплаты в Гамбурге. Граупнер под видом семейной поездки отправился в Лейпциг и представил там Магнификат (GWV 1172/22, Graupner Werkverzeichnis), выполненный в стиле своего учителя, наставника и бывшего держателя Лейпцигского кантората Кунау. [1] прослушивание Граупнера, на котором он представил кантаты Aus der Tiefen rufen wir (GWV 1113/23a) и Lobet den Herrn alle Heiden 17 января 1723 года состоялось (GWV 1113/23b). Его действий было достаточно, чтобы обеспечить ему эту должность, и три дня спустя совет Лейпцига написал покровителю Граупнера (ландграфу Эрнсту Людвигу Гессен-Дармштадтскому ) с просьбой освободить его. [1] Однако Эрнст Людвиг настоял на том, чтобы Граупнер остался в Дармштадте. В результате последующего урегулирования просроченная зарплата Граупнера была выплачена полностью, его зарплата была увеличена; и он останется в штате, даже если его Капелла будет уволена. Поскольку Граупнер отказался от участия в канторате в Лейпциге, следующий кандидат на прослушивание (7 февраля 1723 года), некто Иоганн Себастьян Бах эту должность получил .

Услышав, что Бах был выбран Лейпцигом, 4 мая 1723 года Граупнер любезно написал городскому совету Лейпцига, уверяя их, что Бах «музыкант, столь же сильный в игре на органе, как и в церковных произведениях и капеллах». человек, который «будет честно и правильно выполнять возложенные на него функции». [2]

Опус Граупнера и современные издания

[ редактировать ]

Граупнер был трудолюбивым и плодовитым человеком. В его каталоге около 2000 сохранившихся произведений, в том числе 113 симфоний , 85 увертюр (сюит), 44 концертов , 8 опер , 1418 религиозных и 24 светских кантат , 66 сонат и 57 клавесинных партит . [3] Почти все рукописи Граупнера хранятся в Университетской и Государственной библиотеке Дармштадта .

Граупнер писал для экзотических комбинаций инструментов, включая гобой д'амур , флейту д'амур и виолу д'амур . Более половины его симфоний требуют духовых инструментов и литавр , при этом около 25 симфоний требуют от 3 до 4 литавр, одна (симфония соль мажор GWV 611) - 5 литавр, а другая, симфония фа мажор (GWV 566), была написана для 6 литавр. Особой специальностью Граупнера был аккомпанирующий хорал. Его огромное чувство оригинальности и творчества привело к тому, что он сочинил большое количество весьма контрастных хоралов, используя относительно небольшое количество мелодий. Действительно, четверть из 1312 хоралов, которые он сочинил в своих 1356 кантатах для воскресных и праздничных дней литургического календаря, основана всего на шести мелодиях. [4]

Безвестность

[ редактировать ]

После его смерти работы Граупнера оказались в безвестности по ряду причин. Его рукописи стали объектом длительной судебной тяжбы между его наследниками и правителями Гессен-Дармштадта . Окончательное решение суда отказало поместью Граупнер в праве собственности на нотные рукописи. Наследникам не удалось получить разрешение на продажу или публикацию его произведений, и они остались недоступными для публики. Более того, последующие резкие изменения в музыкальных стилях снизили интерес к музыке Граупнера. Однако есть и положительная сторона: захват ландграфом музыкального поместья Граупнера обеспечил ему выживание в целом . Судьба не была благосклонна, например, к музыкальному наследию И.С. Баха. Еще одним фактором, который способствовал посмертной безвестности Граупнера, было то, что, в отличие от Баха, у Граупнера было очень мало учеников, кроме Иоганна Фридриха Фаша, которые могли бы продолжить его музыкальное наследие.

Как резюмировал критик Дэвид Вернье, Граупнер - «одна из тех несчастных жертв судьбы и обстоятельств - современник Баха, Генделя, Телемана и т. д., которым по большей части - и несправедливо - пренебрегают». [5]

повторное открытие

[ редактировать ]
Титульный лист либретто оперы

Музыка Граупнера переживает возрождение, во многом благодаря исследовательским усилиям многих музыковедов , исполнителей и дирижеров.

В начале 20 века исследования начались с Виллибальдом Нагелем изучения симфоний Граупнера . В 1920-х годах Фридрих Ноак опубликовал свое исследование кантат Граупнера. Беренрайтер опубликовал несколько симфоний и увертюру в 1950-х годах. [8] В начале 1980-х Майрон Розенблюм отредактировал четыре симфонии для масштабного Барри Брука проекта «Симфония, 1720–1840: Комплексное собрание партитур» (Нью-Йорк: Гарланд, 1979–85), 60 томов. В 1988 году было опубликовано исследование Граупнера Освальда Билла с несколькими статьями таких экспертов Граупнера, как Питер Кан (о симфониях), Джоанна Кобб Бирманн (музыканты и зарплаты в Дармштадте), а также исходные документы о придворной жизни в Дармштадте. . Три диссертации были очень важны для исследования Граупнера: исследование Х. Катлером Фоллом кантат «Страсти» , исследование Рене Шмидта « Рождественских кантат» и исследование Вернона Уикера сольных басовых кантат. Кристоф Гросспитч опубликовал обширное исследование увертюр Граупнера в 1994 году.

Несмотря на все эти исследования, широкой публике было доступно относительно мало записей. Ситуация изменилась в 1998 году, когда Герман Макс записал компакт-диск с работами Граупнера на лейбле CPO . Монреальская клавесинистка Женевьева Соли наткнулась на рукопись Граупнера в библиотеке Бейнеке Йельского университета в 2000 году и начала исполнять и записывать его произведения. Граупнер «всегда был на острие своего времени и очень новаторским в своих идеях гармонии, нотной записи и использования инструментов», как отметил Соли. «Вы должны принять во внимание его различные стили в зависимости от реального периода и идей, которые он был заинтересован в развитии в тот момент. Размер каталога создает дополнительные трудности в этом отношении, потому что другой композитор мог бы писать так же долго. , но на ум приходит только один стиль : хотя он сочинял в течение более короткого периода, его стиль всегда был четко определен». [9]

В 2021 году Brilliant Classics выпустила набор из 14 компакт-дисков с полной музыкой Граупнера для клавесина в исполнении Фернандо Де Лука .

был опубликован тематический каталог инструментальной музыки Граупнера (Освальд Билл и Кристоф Гросспитч, редакторы) В апреле 2005 года издательством Carus-Verlag . Планируется каталогизировать вокальную музыку Граупнера.В 2010 году бельгийский дирижер и музыковед Флориан Хейерик опубликовал в Интернете цифровой GWV инструментальных и вокальных произведений с возможностью поиска. [10]

Работает

[ редактировать ]
Кристофа Граупнера Кантата ко дню рождения ландграфа Эрнста Людвига , декабрь 1726 г.

Избранная дискография

[ редактировать ]

Инструментальная музыка

[ редактировать ]
  • Граупнер: Кантата, Соната, Увертюра. Исполняют Элен Плуфф, Женевьев Соли, Шанталь Ремийяр, Изабель Боззини, Ингрид Шмитхюзен и L'Ensemble des Idées Heureuses под управлением Женевьевы Соли (Analekta 23180)
  • Граупнер: Chalumeax - Концерты, увертюры и сонаты. Ars Antiqua Austria, Гунар Летцбор; Исполняется на исторически воспроизведенных инструментах. (Вызов Классики CC72539).
  • Граупнер: Оркестровые произведения. Новая Страваганза. Дирижер Зигберт Рампе (MD+G Gold 34111212)
  • Граупнер: Увертюры GWV 420 и 421. Antichi Strumenti ( Stradivarius 3661472)
  • Граупнер: Увертюра, Трио, Симфония. Новая Страваганза. Зигберт Рампе (дирижёр). (МД+Г Золото 3411252)
  • Граупнер: Партиты для клавесина, том 1–6. Исполняет Женевьева Соли (Аналекта 23109, 23164, 23181, 29116, 29118, 29119)
  • Разное: Виртуозные концерты на литаврах. Камерный оркестр Дрезденской филармонии. Александр Петр дирижёр. (Наксос 8557610)

Смешанные программы

[ редактировать ]
  • Граупнер: Инструментальная и вокальная музыка. Исполняют Ингрид Шмитюзен, Матье Люсье, Элен Плуфф, Женевьева Соли и L'Ensemble des Idées Heureuses под управлением Женевьевы Соли (Analekta 23162)
  • Граупнер: Увертюры и кантата. Маленький концерт. Герман Макс, дирижер. (СПО 999592)

Вокальная музыка

[ редактировать ]
  • Граупнер: Рождественские кантаты. «Маленький концерт», Герман Макс CPO
  • Граупнер: Рождественская оратория , 9 рождественских кантат (2 компакт-диска, Ricercar 307, [11] 2010), Флориан Хейерик, Ex Tempore, Мангеймский придворный оркестр
  • Граупнер: Крещенские кантаты Все, что делает Бог, сделано хорошо, Он — мой свет , GWV 1114/43; Пробудитесь, Хайден , GWV 1111/34; Волны воды в море большие , GWV 1115/35; Все, что делает Бог, сделано хорошо; Его воля остается справедливой , GWV 1114/30; Господь Бог есть солнце и щит , GWV 1114/54. Андреа Лорен Браун (сопрано), Кай Вессель (контратенор), Георг Поплуц (тенор), Доминик Вернер (бас), Кирххаймер БахКонсорт, Сиркка-Лииза Каакинен-Пилх (дирижер) (CPO 555 146–2, 2017).
  • Граупнер: Страстные кантаты. «Куда идет Иисус» Антон-Веберн-Хор Фрайбург, Ensemble Concerto Grosso, Ганс Михаэль Бойерле . Карус Верлаг.
  • Граупнер: Сольные и диалоговые кантаты «Иисус есть и остается моей жизнью» GWV 1107/12; Бог умер за нас GWV 1152/16; Вот, блажен человек, которого Бог наказывает GWV 1162/09; На этот раз это игра тщеславия GWV 1165/09; Сладкий конец всей боли GWV 1166/20. С Мари-Луизой Вернебург (сопрано), Домиником Вернером (бас), Кирххаймером БахКонсортом, Рудольфом Лутцем (дирижер). (ЦПО 555-215-2, 2018 г.).
  1. ^ Перейти обратно: а б Кристоф Граупнер, придворный музыкальный руководитель в Дармштадте, 1709-1760 гг . Питер Анзель, Освальд Билл. Майнц: Шотт. 1987. ISBN  3-7957-1329-3 . OCLC   20631751 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  2. ^ Кристоф Вольф, Иоганн Себастьян Бах: Образованный музыкант , WW Norton & Company , Нью-Йорк и Лондон, 2000, стр. 224.
  3. ^ Первая музыка! в 2007 году начал публиковать серию современных партитур для некоторых произведений Граупнера, увертюр, симфоний и ежегодных циклов кантат.
  4. ^ «База данных хоралов Graupner / База данных хоралов» .
  5. ^ Дэвид Вернье, Обзор L'Ensemble des Idéesheureux, Женевьева Соли: Кристоф Граупнер, Analekta 2-3162. Архивировано 5 июня 2011 года в Wayback Machine , Classics Today.
  6. ^ «Кристоф Граупнер — Мои вздохи, мои жалобы — GWV 1154/09b (Оцифрованная рукопись)» . Дармштадтский университет и государственная библиотека . Проверено 22 ноября 2021 г.
  7. ^ «Кристоф Граупнер — Кто под зонтиком высочайшим — GWV 1120/51 (Оцифрованная рукопись)» . Дармштадтский университет и государственная библиотека . Проверено 22 ноября 2021 г.
  8. ^ например, Граупнер, Кристоф (1683-1760): Концерт для гобоя, струнных и бассо континуо фа мажор, ISMN M-006-00921-3; Граупнер, Кристоф (1683–1760): Увертюра для блокфлейты-альта, струнных и бассо континуо фа мажор, ISMN M-006-01111-7; Граупнер, Кристоф 1683–1760): Соната до мажор, M-2021-0644-0. Bärenreiter Music Publishers. Архивировано 22 июля 2007 г. в Wayback Machine.
  9. ^ Режан Ботаж, Женевьев Соли - Любовь с первой ноты! , Музыкальная сцена , 6 декабря 2003 г.
  10. ^ GWV-онлайн
  11. ^ Бюро347 и Снежная Шапка. «Рождественская оратория вне мира» . outhere-music.com . Проверено 24 сентября 2019 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fbc32007724a1ec9e7133428c9728b49__1721708520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fb/49/fbc32007724a1ec9e7133428c9728b49.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Christoph Graupner - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)