Кристоф Граупнер
Кристоф Граупнер | |
---|---|
Рожденный | 23 января [ OS 13 января] 1683 г. |
Умер | 25 июня 1767 г. | (86 лет)
Образование | Лейпцигский университет |
Занятия |
|
Организации | двор Эрнеста Луи, ландграфа Гессен-Дармштадта |
Работает | |
Подпись | |
![]() |
Кристоф Граупнер (23 января [ OS 13 января] 1683 – 10 мая 1760) был немецким композитором и клавесинистом музыки позднего барокко , современником Иоганна Себастьяна Баха , Георга Филиппа Телемана и Георга Фридриха Генделя .
Жизнь
[ редактировать ]Граупнер родился в Хартмансдорфе недалеко от Кирхберга в Саксонии и получил свое первое музыкальное образование от своего дяди, органиста по имени Николаус Кюстер. Граупнер поступил в университет , где изучал право (как и многие композиторы того времени), а затем завершил музыкальное обучение у Иоганна Кунау , кантора Thomasschule Лейпцигский (школы Святого Фомы).
В 1705 году Граупнер покинул Лейпциг, чтобы играть на клавесине в оркестре Оперы на Генземаркте в Гамбурге под руководством Райнхарда Кайзера вместе с Георгом Фридрихом Генделем , тогда еще молодым скрипачом. Помимо игры на клавесине, Граупнер сочинил в Гамбурге шесть опер, некоторые из них в сотрудничестве с Кайзером, популярным композитором опер в Германии.

В 1709 году Граупнер принял должность при дворе Гессен-Дармштадта придворного оркестра , а в 1711 году стал Хофкапельмейстером (придворным капельмейстером). Остаток своей карьеры Граупнер провел при дворе в Гессен-Дармштадте, где в его основные обязанности входило обеспечение музыки для придворной часовни. Он писал музыку почти полвека, с 1709 по 1754 год, пока ослеп . Он умер в Дармштадте шесть лет спустя.
Граупнер и Бах
[ редактировать ]Граупнер непреднамеренно сыграл ключевую роль в истории музыки. Неустойчивое финансовое положение в Дармштадте в 1710-е годы привело к сокращению музыкальной жизни. Оперный театр был закрыт, а у многих придворных музыкантов была задолженность по зарплате (в том числе и у Граупнера). После многих попыток получить зарплату, а также имея нескольких детей и жену, которую нужно было содержать, в конце 1722 года Граупнер подал заявление в канторат в Лейпциге . Телеманн был первым кандидатом на эту должность, но отказался от него после того, как добился повышения зарплаты в Гамбурге. Граупнер под видом семейной поездки отправился в Лейпциг и представил там Магнификат (GWV 1172/22, Graupner Werkverzeichnis), выполненный в стиле своего учителя, наставника и бывшего держателя Лейпцигского кантората Кунау. [1] прослушивание Граупнера, на котором он представил кантаты Aus der Tiefen rufen wir (GWV 1113/23a) и Lobet den Herrn alle Heiden 17 января 1723 года состоялось (GWV 1113/23b). Его действий было достаточно, чтобы обеспечить ему эту должность, и три дня спустя совет Лейпцига написал покровителю Граупнера (ландграфу Эрнсту Людвигу Гессен-Дармштадтскому ) с просьбой освободить его. [1] Однако Эрнст Людвиг настоял на том, чтобы Граупнер остался в Дармштадте. В результате последующего урегулирования просроченная зарплата Граупнера была выплачена полностью, его зарплата была увеличена; и он останется в штате, даже если его Капелла будет уволена. Поскольку Граупнер отказался от участия в канторате в Лейпциге, следующий кандидат на прослушивание (7 февраля 1723 года), некто Иоганн Себастьян Бах эту должность получил .
Услышав, что Бах был выбран Лейпцигом, 4 мая 1723 года Граупнер любезно написал городскому совету Лейпцига, уверяя их, что Бах «музыкант, столь же сильный в игре на органе, как и в церковных произведениях и капеллах». человек, который «будет честно и правильно выполнять возложенные на него функции». [2]
Опус Граупнера и современные издания
[ редактировать ]Граупнер был трудолюбивым и плодовитым человеком. В его каталоге около 2000 сохранившихся произведений, в том числе 113 симфоний , 85 увертюр (сюит), 44 концертов , 8 опер , 1418 религиозных и 24 светских кантат , 66 сонат и 57 клавесинных партит . [3] Почти все рукописи Граупнера хранятся в Университетской и Государственной библиотеке Дармштадта .
Граупнер писал для экзотических комбинаций инструментов, включая гобой д'амур , флейту д'амур и виолу д'амур . Более половины его симфоний требуют духовых инструментов и литавр , при этом около 25 симфоний требуют от 3 до 4 литавр, одна (симфония соль мажор GWV 611) - 5 литавр, а другая, симфония фа мажор (GWV 566), была написана для 6 литавр. Особой специальностью Граупнера был аккомпанирующий хорал. Его огромное чувство оригинальности и творчества привело к тому, что он сочинил большое количество весьма контрастных хоралов, используя относительно небольшое количество мелодий. Действительно, четверть из 1312 хоралов, которые он сочинил в своих 1356 кантатах для воскресных и праздничных дней литургического календаря, основана всего на шести мелодиях. [4]
Безвестность
[ редактировать ]После его смерти работы Граупнера оказались в безвестности по ряду причин. Его рукописи стали объектом длительной судебной тяжбы между его наследниками и правителями Гессен-Дармштадта . Окончательное решение суда отказало поместью Граупнер в праве собственности на нотные рукописи. Наследникам не удалось получить разрешение на продажу или публикацию его произведений, и они остались недоступными для публики. Более того, последующие резкие изменения в музыкальных стилях снизили интерес к музыке Граупнера. Однако есть и положительная сторона: захват ландграфом музыкального поместья Граупнера обеспечил ему выживание в целом . Судьба не была благосклонна, например, к музыкальному наследию И.С. Баха. Еще одним фактором, который способствовал посмертной безвестности Граупнера, было то, что, в отличие от Баха, у Граупнера было очень мало учеников, кроме Иоганна Фридриха Фаша, которые могли бы продолжить его музыкальное наследие.
Как резюмировал критик Дэвид Вернье, Граупнер - «одна из тех несчастных жертв судьбы и обстоятельств - современник Баха, Генделя, Телемана и т. д., которым по большей части - и несправедливо - пренебрегают». [5]
повторное открытие
[ редактировать ]
Музыка Граупнера переживает возрождение, во многом благодаря исследовательским усилиям многих музыковедов , исполнителей и дирижеров.
В начале 20 века исследования начались с Виллибальдом Нагелем изучения симфоний Граупнера . В 1920-х годах Фридрих Ноак опубликовал свое исследование кантат Граупнера. Беренрайтер опубликовал несколько симфоний и увертюру в 1950-х годах. [8] В начале 1980-х Майрон Розенблюм отредактировал четыре симфонии для масштабного Барри Брука проекта «Симфония, 1720–1840: Комплексное собрание партитур» (Нью-Йорк: Гарланд, 1979–85), 60 томов. В 1988 году было опубликовано исследование Граупнера Освальда Билла с несколькими статьями таких экспертов Граупнера, как Питер Кан (о симфониях), Джоанна Кобб Бирманн (музыканты и зарплаты в Дармштадте), а также исходные документы о придворной жизни в Дармштадте. . Три диссертации были очень важны для исследования Граупнера: исследование Х. Катлером Фоллом кантат «Страсти» , исследование Рене Шмидта « Рождественских кантат» и исследование Вернона Уикера сольных басовых кантат. Кристоф Гросспитч опубликовал обширное исследование увертюр Граупнера в 1994 году.
Несмотря на все эти исследования, широкой публике было доступно относительно мало записей. Ситуация изменилась в 1998 году, когда Герман Макс записал компакт-диск с работами Граупнера на лейбле CPO . Монреальская клавесинистка Женевьева Соли наткнулась на рукопись Граупнера в библиотеке Бейнеке Йельского университета в 2000 году и начала исполнять и записывать его произведения. Граупнер «всегда был на острие своего времени и очень новаторским в своих идеях гармонии, нотной записи и использования инструментов», как отметил Соли. «Вы должны принять во внимание его различные стили в зависимости от реального периода и идей, которые он был заинтересован в развитии в тот момент. Размер каталога создает дополнительные трудности в этом отношении, потому что другой композитор мог бы писать так же долго. , но на ум приходит только один стиль : хотя он сочинял в течение более короткого периода, его стиль всегда был четко определен». [9]
В 2021 году Brilliant Classics выпустила набор из 14 компакт-дисков с полной музыкой Граупнера для клавесина в исполнении Фернандо Де Лука .
был опубликован тематический каталог инструментальной музыки Граупнера (Освальд Билл и Кристоф Гросспитч, редакторы) В апреле 2005 года издательством Carus-Verlag . Планируется каталогизировать вокальную музыку Граупнера.В 2010 году бельгийский дирижер и музыковед Флориан Хейерик опубликовал в Интернете цифровой GWV инструментальных и вокальных произведений с возможностью поиска. [10]
Работает
[ редактировать ]- Список церковных кантат Кристофа Граупнера
- Список камерных пьес Кристофа Граупнера
- Список концертов Кристофа Граупнера
- Список пьес для клавесина Кристофа Граупнера
- Список оркестровых сюит Кристофа Граупнера
- Список симфоний Кристофа Граупнера
Оперы
[ редактировать ]- Дидона, королева Карфагена ( сингшпиль , 1707)
- Il fido amico, или Верный друг Геркулеса и Тесея (1708 г.)
- L'amore ammalato, Обидная любовь, или Антиох и Стратоника (1708)
- Беллерофонт (1708 г.)
- Дело Великого Судьи в Израиле (1709 г.)
- безымянная опера (1709)
- Береника и Лусилла (1710)
- Телемах (1711 г.)
- Констанция побеждает обман (1715)
- Адонис (1719)
Избранная дискография
[ редактировать ]Инструментальная музыка
[ редактировать ]- Граупнер: Кантата, Соната, Увертюра. Исполняют Элен Плуфф, Женевьев Соли, Шанталь Ремийяр, Изабель Боззини, Ингрид Шмитхюзен и L'Ensemble des Idées Heureuses под управлением Женевьевы Соли (Analekta 23180)
- Граупнер: Chalumeax - Концерты, увертюры и сонаты. Ars Antiqua Austria, Гунар Летцбор; Исполняется на исторически воспроизведенных инструментах. (Вызов Классики CC72539).
- Граупнер: Оркестровые произведения. Новая Страваганза. Дирижер Зигберт Рампе (MD+G Gold 34111212)
- Граупнер: Увертюры GWV 420 и 421. Antichi Strumenti ( Stradivarius 3661472)
- Граупнер: Увертюра, Трио, Симфония. Новая Страваганза. Зигберт Рампе (дирижёр). (МД+Г Золото 3411252)
- Граупнер: Партиты для клавесина, том 1–6. Исполняет Женевьева Соли (Аналекта 23109, 23164, 23181, 29116, 29118, 29119)
- Разное: Виртуозные концерты на литаврах. Камерный оркестр Дрезденской филармонии. Александр Петр дирижёр. (Наксос 8557610)
Смешанные программы
[ редактировать ]- Граупнер: Инструментальная и вокальная музыка. Исполняют Ингрид Шмитюзен, Матье Люсье, Элен Плуфф, Женевьева Соли и L'Ensemble des Idées Heureuses под управлением Женевьевы Соли (Analekta 23162)
- Граупнер: Увертюры и кантата. Маленький концерт. Герман Макс, дирижер. (СПО 999592)
Вокальная музыка
[ редактировать ]Кантаты
[ редактировать ]- Граупнер: Рождественские кантаты. «Маленький концерт», Герман Макс CPO
- Граупнер: Рождественская оратория , 9 рождественских кантат (2 компакт-диска, Ricercar 307, [11] 2010), Флориан Хейерик, Ex Tempore, Мангеймский придворный оркестр
- Граупнер: Крещенские кантаты Все, что делает Бог, сделано хорошо, Он — мой свет , GWV 1114/43; Пробудитесь, Хайден , GWV 1111/34; Волны воды в море большие , GWV 1115/35; Все, что делает Бог, сделано хорошо; Его воля остается справедливой , GWV 1114/30; Господь Бог есть солнце и щит , GWV 1114/54. Андреа Лорен Браун (сопрано), Кай Вессель (контратенор), Георг Поплуц (тенор), Доминик Вернер (бас), Кирххаймер БахКонсорт, Сиркка-Лииза Каакинен-Пилх (дирижер) (CPO 555 146–2, 2017).
- Граупнер: Страстные кантаты. «Куда идет Иисус» Антон-Веберн-Хор Фрайбург, Ensemble Concerto Grosso, Ганс Михаэль Бойерле . Карус Верлаг.
- Граупнер: Сольные и диалоговые кантаты «Иисус есть и остается моей жизнью» GWV 1107/12; Бог умер за нас GWV 1152/16; Вот, блажен человек, которого Бог наказывает GWV 1162/09; На этот раз это игра тщеславия GWV 1165/09; Сладкий конец всей боли GWV 1166/20. С Мари-Луизой Вернебург (сопрано), Домиником Вернером (бас), Кирххаймером БахКонсортом, Рудольфом Лутцем (дирижер). (ЦПО 555-215-2, 2018 г.).
Оперы
[ редактировать ]- Граупнер: Антиох и Стратоника . Кристиан Иммлер (Антиох), Хана Блажикова (Стратоника), Гарри ван дер Камп (Селевк), Сунхэ Им (Миртения), Шерезаде Пантаки (Элления), Аарон Шиэн (Деметриус), Джесси Блумберг (Исихий/Обер-священник), Ян Кобов (Негродорус). Бостонского фестиваля старинной музыки Оркестр , директора Пол О'Детт и Стивен Стаббс (CPO 555369–2, выпущен в 2021 г.).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Кристоф Граупнер, придворный музыкальный руководитель в Дармштадте, 1709-1760 гг . Питер Анзель, Освальд Билл. Майнц: Шотт. 1987. ISBN 3-7957-1329-3 . OCLC 20631751 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Кристоф Вольф, Иоганн Себастьян Бах: Образованный музыкант , WW Norton & Company , Нью-Йорк и Лондон, 2000, стр. 224.
- ^ Первая музыка! в 2007 году начал публиковать серию современных партитур для некоторых произведений Граупнера, увертюр, симфоний и ежегодных циклов кантат.
- ^ «База данных хоралов Graupner / База данных хоралов» .
- ^ Дэвид Вернье, Обзор L'Ensemble des Idéesheureux, Женевьева Соли: Кристоф Граупнер, Analekta 2-3162. Архивировано 5 июня 2011 года в Wayback Machine , Classics Today.
- ^ «Кристоф Граупнер — Мои вздохи, мои жалобы — GWV 1154/09b (Оцифрованная рукопись)» . Дармштадтский университет и государственная библиотека . Проверено 22 ноября 2021 г.
- ^ «Кристоф Граупнер — Кто под зонтиком высочайшим — GWV 1120/51 (Оцифрованная рукопись)» . Дармштадтский университет и государственная библиотека . Проверено 22 ноября 2021 г.
- ^ например, Граупнер, Кристоф (1683-1760): Концерт для гобоя, струнных и бассо континуо фа мажор, ISMN M-006-00921-3; Граупнер, Кристоф (1683–1760): Увертюра для блокфлейты-альта, струнных и бассо континуо фа мажор, ISMN M-006-01111-7; Граупнер, Кристоф 1683–1760): Соната до мажор, M-2021-0644-0. Bärenreiter Music Publishers. Архивировано 22 июля 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Режан Ботаж, Женевьев Соли - Любовь с первой ноты! , Музыкальная сцена , 6 декабря 2003 г.
- ^ GWV-онлайн
- ^ Бюро347 и Снежная Шапка. «Рождественская оратория вне мира» . outhere-music.com . Проверено 24 сентября 2019 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Graupner GWV-online - цифровой каталог работ Graupner со встроенным поисковым интерфейсом.
- Домашняя страница Общества Кристофа Граупнера
- "Английский" . Общество Кристофа Граупнера . 11 сентября 1944 года . Проверено 23 июля 2024 г.
- Произведения Кристофа Граупнера в Симфонии Орфеи
- Бесплатные партитуры Кристофа Граупнера в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- 1683 рождения
- 1760 смертей
- Композиторы-классики XVIII века
- Немецкие композиторы XVIII века.
- Немецкие музыканты-мужчины XVIII века
- немецкие слепые
- Композиторы для клавесина
- Слепые классические музыканты
- Немецкие композиторы эпохи барокко
- Немецкие оперные композиторы
- Немецкие оперные композиторы-мужчины
- Люди из Цвикау (район)
- Люди из электората Саксонии