Фолиа
La Folía (испанский) или Follies (английский), также известный как folies d'Espagne (французский), La Follia (итальянский) и Folia (португальский), является одной из старейших запоминающихся европейских музыкальных тем или, как правило, основного материала. мелодичный , из композиции , в записи. Тема существует в двух версиях, называемых ранними и поздними листами , причем чем раньше, тем быстрее.



История
[ редактировать ]Из-за музыкальной формы, стиля и этимологии названия было высказано предположение, что мелодия возникла как танец в середине или конце пятнадцатого века на всем Пиренейском полуострове , либо в Португалии , либо на территории старого Королевства Леон . или, может быть, в Королевстве Валенсия .
Эпитет «Фолия» имеет в музыке несколько значений.
В западной классической музыке представлены как «ранняя Фолиа», которая может принимать разные формы, так и более известная «поздняя Фолиа» (также известная как «Фолия» с двойным l в Италии , «Folies d'Espagne» во Франции и « Фаронель»). 's Ground » в Англии ). Недавние исследования показывают, что происхождение структуры фолии лежит в применении определенного композиционного и импровизационного метода к простым мелодиям в минорном ладу. Таким образом, суть «ранней Фолиа» заключалась не в конкретной теме или фиксированной последовательности аккордов, а скорее в композиционно-импровизационном процессе, который мог порождать эти последовательности аккордов. [3] «Более поздняя Фолиа» представляет собой стандартную последовательность аккордов (iVi-VII / III-VII-[i или VI]-V / iVi-VII / III-VII-[i или VI7]-V[4-3sus]-i) и обычно в качестве начальной темы обычно используется стандартная или «стандартная» мелодия, медленная сарабанда трехметровым размером. Эта тема обычно появляется в начале и конце данной композиции «листа», служа «подставками для книг» для набора вариаций, внутри которых могут меняться как мелодическая линия, так и даже размер. В свою очередь, письменные наборы вариаций «позднего Фолиа» могут содержать разделы, состоящие из более свободно структурированной музыки, даже в виде частичной или чистой импровизации (практика, которую можно сравнить по структурной концепции, хотя она сильно отличается по музыкальному материалу). к исполнению двенадцатитактового блюза и другим стандартным последовательностям аккордов, ставшим обычным явлением в двадцатом веке.)
Некоторые источники сообщают, что Жан-Батист Люлли был первым композитором, который формализовал стандартную последовательность аккордов и мелодическую линию. [4] [5] Другие источники отмечают, что последовательность аккордов, в конечном итоге связанная с «более поздней Фолией», появилась в музыкальных источниках почти за столетие до первого документированного использования названия «Фолиа». В конце XV - начале XVI веков наблюдался прогресс в вокальном репертуаре, обнаруженном как в итальянских («Canzoniere di Montecassino», «Canzoniere di Perugia» и в репертуаре frottola ), так и в испанских источниках (в основном в «Canzoniere di Montecassino», «Canzoniere di Perugia» и в репертуаре frottola). Cancionero Musical de Palacio », а несколько лет спустя — в репертуаре ensaladas ).
Структура
[ редактировать ]
Структура «Позднего фолия» в тональности соль минор , тональности, которая часто используется для «поздней фолии»; по одному аккорду на такт, за исключением предпоследнего каденциального такта.
Основная последовательность аккордов из 16 тактов: [1]
Гм (я) | Д 7 (V 7 ) | Гм (я) | Ф (VII) | Bb (III) | Ф (VII) | Гм (я) | Д 7 (V 7 ) |
Гм (я) | Д 7 (V 7 ) | Гм (я) | Ф (VII) | Bb (III) | Ф (VII) | Gm (я) D 7 (V 7 ) | Гм (я) |
Историческое значение
[ редактировать ]На протяжении трёх столетий его использовали в своих произведениях более 150 композиторов. Первые публикации на эту тему датируются серединой XVI века, но, вероятно, она намного старше. В пьесах театра эпохи Возрождения в Португалии, в том числе в произведениях Жиля Висенте , фолия упоминается как танец, исполняемый пастухами или крестьянами. Возможное португальское происхождение было приписано трактату 1577 года De musica libri septem» Франсиско де Салинасу « . [8] Однако одним из старейших листов является лист «Родриго Мартинеса», написанный анонимным автором, уже зарегистрированный в Cancionero de Palacio (1470-1500) в Испании, который включает в себя многочисленные песни и темы времен католических монархов .
Жан-Батист Люлли вместе с Филидором Старшим [1] в 1672 году, Арканджело Корелли в 1700 году, Марин Марэ в 1701 году, Алессандро Скарлатти в 1710 году, Антонио Вивальди в его Опусе 1 № 12 1705 года, Франческо Джеминиани в его Concerto Grosso № 12 (который, по сути, был частью сборника прямых транскрипций скрипичных сонат Корелли), Георг Фридрих Гендель в «Сарабанде» своей Клавишной сюиты ре минор HWV 437 1727 года и Иоганн Себастьян Бах в «Крестьянской кантате» 1742 года, как полагают, выделяют эту повторяющуюся тему «позднего» листа в блестящий способ. К.П.Е. Бах составил набор из 12 вариаций для клавишных на мелодию (H.263). «26 вариаций на тему «Фолиа»» Антонио Сальери для оркестра, написанные в конце его карьеры, — одно из лучших его произведений. Генри Перселл в книге «Королева фей» , впервые исполненной в 1692 году, включал мелодию, похожую на «Кончерто Гроссо № 12» Франческо Близнецов/Арканджело Корелли; 12 концертов Корелли были опубликованы в 1714 году, хотя существует упоминание Георга Мюффа 1681 года о том, что он слышал композиции этой «итальянской скрипки Орфея» «с чрезвычайным удовольствием и полным восхищения».
В XIX веке балет в первом акте « Les Abencérages » (1813) Луиджи Керубини основан на «Фолиа», Ференц Лист включил версию «Фолиа» в свою «Испанскую рапсодию» , а Людвиг ван Бетховен кратко процитировал ее во второй части своей «Испанской рапсодии». Пятая симфония . Альфредо Казелла использовал эту тему в качестве основы для своих «Вариаций на Чаконе» .
«Ла Фолиа» снова вернула интерес композиторов в 1930-е годы благодаря Сергею Рахманинову с его «Вариациями на тему Корелли» в 1931 году и Мануэлем Марией Понсе с его «Вариациями на тему «Испанской фолии» и фугой для гитары» .
Мелодия Фолиа также оказала влияние на скандинавскую народную музыку. Говорят [ ВОЗ? ] что около половины старых шведских мелодий основаны на «Ла Фолиа». Во многих шведских народных мелодиях можно обнаружить общую структуру, похожую на структуру Фолиа. Старые народные мелодии (19 века или старше), не имеющие этой структуры, часто происходят из некоторых частей Швеции с небольшим влиянием высших классов или других стран. [ сомнительно – обсудить ] " Sinclairvisan " настроен на эту мелодию, как и "Välment sorgesyn", нет. 5b из Карла Майкла Беллмана » « Песни Фредмана . [9]
Заключительная часть Force Majeure группы электронной музыки Tangerine Dream построена на более поздней прогрессии La Follia и конкретно упоминается в пятом треке из их работы 2014 года Josephine The Mouse Singer под названием «La Folia Арканджело Корелли». Он также используется в песнопении Тэзе «Laudate Dominum». [10] Основная тема Вангелиса » « Покорения рая намеренно напоминает ритмическую парадигму la folia. Последовательность аккордов также используется в песне Бритни Спирс « Oops!... I Did It Again », 2000. Folia широко используется в альбоме Макса Рихтера 2017 года Three Worlds: Music from Woolf Works . [11]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Хадсон, Ричард (январь – июнь 1973 г.). «Мелодии Фолиа». Acta Musicologica . 45 (1): 98–119. дои : 10.2307/932224 . ISSN 0001-6241 . JSTOR 932224 .
- ^ Перейти обратно: а б Симпсон, Кристофер (1665), цитируется в Эссес, Морис (1992). Танцевальные и инструментальные различия в Испании 17-го и начала 18-го веков . Том. 1. Стуйвесант, Нью-Йорк: Pendragon Press. п. 572. ИСБН 0945193084 .
- ^ Фиорентино, Джузеппе (2013). «Фолия»: Происхождение гармоничных схем между устной традицией и письменной передачей . DeMusica 17. Кассель: Издание Reichenberger. ISBN 9783937734996 .
- ^ Полл, Дженнифер (2007). Кэти Бербериан и музы музыки . Вуври, Швейцария: Amoris Imprint. п. 263. ИСБН 9781847538895 . «Одной из самых ранних известных инструментальных постановок была композиция Люлли « Air des Hautbois» , написанная в 1672 году для Bande des Hautbois ».
- ^ Мэзер, Бетти Банг (1987). Танцевальные ритмы французского барокко: пособие для исполнения . Музыка – стипендия и выступления. Блумингтон: Издательство Университета Индианы. п. 239. ИСБН 0253316065 . «Самый ранний инструментальный куплет стандартной формы — это тот, с которого начинается аранжировка Люллия 1670 года для Людовика XIV…»
- ^ Апель, Вилли (1969). Гарвардский музыкальный словарь , стр.323. ISBN 978-0-674-37501-7 .
- ^ Рэндел, Дон Майкл (1999). Гарвардский краткий словарь музыки и музыкантов , стр.236. ISBN 978-0-674-00084-1 .
- ^ «(...) vt показан в вульгарном языке, который португальцы называют Follias, с таким размером размера и с такой манерой пения, какой она есть». (Глава 6, стр. 308 ).
- ^ «Какие версии более позднего Фолиа были записаны, расшифрованы или записаны?» . folias.nl . Проверено 13 апреля 2018 г.
- ^ «Мелодия: ХВАЛА ГОСПОДА (Бертье)» . Гимнари.орг .
- ^ Солис, Хосе (18 апреля 2017 г.). «Макс Рихтер о том, как музыка помогает ему понять мир» . ПопМатерс . Архивировано из оригинала 26 апреля 2017 года . Проверено 4 июля 2017 г.
В качестве основы я решил использовать исторический материал, а именно испанскую мелодию XVI века «Ла Фолиа», которую я подверг тем же трансформациям, которые Орландо претерпевает в романе … ДНК «Ла Фолиа» путешествует во времени в Орландо музыке
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фолиа - Музыкальный собор
- Ла Фолиа (1490–1701) - Жорди Саваль и др. - Алия Вокс 9805 [1]
- Altre Follie (1500–1750), Гесперион XXI, Хорди Саваль - Алия Вокс 9844 [2]
- «Новый мир» – «Креольские фолии», «Непрерывный ансамбль Теммбембе», Королевская капелла Каталонии, «Гесперион XXI», реж. Хорди Саваль - Алия Вокс AVSA9876 [3]
- Возможное происхождение Фолиа Канарских островов (на испанском языке)
- Список партитур на основе Фолиа из Музыкальной библиотеки Петруччи.
- Джон А. Райс, «Ла фолия в Вене конца восемнадцатого и начала девятнадцатого века»