Фибо

Фроттола ( произносится [ˈfrɔttola] ; множественное число frottole ) — преобладающий тип итальянской популярной светской песни конца пятнадцатого — начала шестнадцатого века. Это был самый важный и распространенный предшественник мадригала . Пиком активности в составе фроттолы стал период с 1470 по 1530 годы, после чего форма была заменена мадригалом.
Хотя «фроттола» является общим термином, можно выделить несколько подкатегорий, как и следовало ожидать от музыкальной формы, которая использовалась примерно сто лет и сохраняла огромную популярность более половины этого времени. Чаще всего фроттола представляет собой композицию для трех или четырех голосов (чаще к концу периода), причем самый верхний голос содержит мелодию: возможно, использовалось инструментальное сопровождение. обычно В стихотворении используется схема рифмы ABBA для рипресы (репризы) и строфа CDCDDA или CDCDDEEA, хотя между подтипами фроттолы есть большие различия. Скорее всего, поэтические формы произошли от баллат четырнадцатого века , хотя музыка демонстрирует поразительное упрощение по сравнению с практикой конца четырнадцатого века.
В музыкальном плане фроттола избегает контрапунктической сложности, отдавая предпочтение гомофоническим фактурам, четким и повторяющимся ритмам и узкому мелодическому диапазону. Он был важным предшественником не только мадригала, но и гораздо более поздних практик эпохи барокко , таких как монодия , поскольку он предполагает аккордовый аккомпанемент, имеет мелодию в самом высоком голосе и демонстрирует раннее чувство того, что позже переросло в функциональную гармонию. .
О исполнительской практике известно очень мало. Современные издания иногда рассчитаны на несколько голосов, с лютневой табулатурой или без нее; иногда партитуры на клавиатуре сохраняются. Фроттоле, возможно, исполнялись сольным голосом с лютни аккомпанементом — конечно, Маркетто Кара , возможно, исполнял их таким образом при дворе Гонзаги , о чем свидетельствует его известность как лютниста, певца и композитора фроттоле — и они также могли исполняться другие комбинации певцов и инструментов.
Самыми известными композиторами фроттолы были Бартоломео Тромбончино и Маркетто Кара, хотя некоторые популярные светские сочинения Жоскена (например, Скарамелла и « Эль Грилло ») являются стилистически фроттолами, хотя и не по названию.
Фроттола оказала значительное влияние не только на мадригал, но и на французский шансон, который также имел тенденцию быть легкой, танцевальной и популярной формой. Многие французские композиторы того периода уехали в Италию, чтобы работать при аристократических дворах или в папской часовне в Риме. Находясь в Италии, они познакомились с фроттолой и включили кое-что из услышанного в свои родные светские композиции.
Композиторы
[ редактировать ]Среди композиторов фроттолы:
- Франческо д'Ана
- Джованни Брокко
- Антонио Каприоли
- Маркетто Кара
- Джакомо Фольяно
- Лодовико Фольяно
- Эразм Стоун
- Филипп Лурано
- Россино Мантовано
- Микеле Пезенти
- Бартоломео Тромбончино
- Микеле Висентино
За исключением Тромбончино и Кары, которые были чрезвычайно известны, о большинстве этих композиторов известно очень мало; во многих случаях сохранились только их имена, и то потому, что Петруччи , известный венецианский издатель, включил их имена в сборники, содержащие их музыку.
Ссылки
[ редактировать ]- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ( ISBN 0-393-09530-4 )
- Словарь музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980 г. ( ISBN 1-56159-174-2 )
- Новый Гарвардский музыкальный словарь , изд. Дон Рэндел. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета, 1986. ISBN 0-674-61525-5