Бартоломео Тромбончино
Бартоломео Тромбончино (ок. 1470 — 1535 или позже) — итальянский композитор среднего Возрождения . Он главным образом известен как композитор фроттола ; он главным образом печально известен тем, что убил свою жену. Он родился в Вероне и умер в Венеции или недалеко от нее .
Жизнь
[ редактировать ]Подробности его ранней жизни немногочисленны и разрозненны, как это свойственно большинству композиторов того времени, но, скорее всего, он вырос в Мантуе и в письме упоминает, что был родом из Вероны . Примерно до 1500 года он жил и работал в Мантуе, хотя время от времени совершал поездки в соседние города, такие как Феррара , Эсте , Виченца , Милан и Павия , особенно когда он был в беде. Он бежал из города в 1495 году по неизвестным причинам и вернулся позже в том же году; в 1499 году он убил свою жену, когда обнаружил ее на месте преступления, но, в отличие от Джезуальдо сто лет спустя, он, возможно, пощадил этого человека (источники в этой детали противоречивы). Любопытно, что его, кажется, снова и снова прощали за его проступки, но он снова покинул Мантую «без разрешения и по подлым причинам», как говорится в письме одного из членов семьи Гонзага , его работодателей. Его композиторское мастерство, вероятно, снискало к нему любовь Изабеллы д'Эсте , одной из великих покровительниц искусств того времени; эта связь, возможно, помогла ему добиться прощения за различные убийства и проступки.
С 1502 года Тромбончино работал у еще более печально известной Лукреции Борджиа в Ферраре, где он писал музыку для знаменитой посредника ее богатого двора и, что наиболее важно, для ее свадьбы с Альфонсо д'Эсте . Где-то до 1521 года он переехал в Венецию , где, скорее всего, провел остаток своей жизни, по-видимому, в гораздо более спокойных обстоятельствах.
Музыка и влияние
[ редактировать ]Несмотря на его бурную, беспорядочную и, возможно, преступную жизнь, большая часть его музыки представляет собой легкую текущую форму фроттолы , предшественника мадригала . Он был тромбонистом , о чем свидетельствует его имя, и иногда работал в этом качестве; однако он, по-видимому, не писал строго инструментальной музыки (или ничего не сохранилось). Он также написал несколько серьезных духовных произведений: «Семнадцать хвал» и постановку , мотет « Плача Иеремии» . Стилистически священные произведения типичны для более консервативной музыки начала 16 века, в которой используется неимитационная полифония поверх cantusfirmus , чередующаяся по частям с более гомофоническими текстурами или с неукрашенной равнинной песней . Его фроттолы , безусловно, самая большая и наиболее исторически значимая часть его произведений (всего 176), более разнообразны, чем у другого известного фроттолиста Маркетто Кара , и они также имеют тенденцию быть более полифоническими , чем это типично для большинства фроттол . того времени; таким образом они предвосхищают мадригал, первые сборники которого начали издаваться ближе к самому концу жизни Тромбончино, и в городе, где он жил (например Вердело «Primo libro di Madrigali» 1533 года, изданная в Венеции). Основные различия между поздними фроттолами Тромбончино и ранними мадригалами заключались не столько в музыке, сколько в структуре задаваемого ими стиха.
Поэзия Тромбончино, как правило, принадлежала самым известным писателям того времени; он поставил Петрарку , Галеотто , Санназаро и другие; он даже включил стихотворение Микеланджело « Come haro dunque ardire», которое было частью сборника «Тромбончино», опубликованного в 1518 году.
Источники
[ редактировать ]- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ( ISBN 0-393-09530-4 )
- Словарь музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980 г. ( ISBN 1-56159-174-2 )