Оттавиано Петруччи
Оттавиано Петруччи ( Фоссомброне , 18 июня 1466 — Венеция , 7 мая 1539) — итальянский печатник. Его «Harmonice Musices Odhecaton» , сборник шансонов, напечатанный в 1501 году, обычно ошибочно принимают за первый сборник нот, напечатанный подвижным шрифтом . На самом деле эта награда принадлежит римского печатника Ульриха Хана «Missale Romanum» 1476 года. [1] Тем не менее, более поздние работы Петруччи были экстраординарными из-за сложности его белых мензуральных обозначений и небольшого размера шрифта, и он действительно напечатал первую книгу полифонии, используя подвижный шрифт . [2] Он также опубликовал многочисленные произведения самых уважаемых композиторов эпохи Возрождения , в том числе Жоскена де Пре и Антуана Брумеля .
Жизнь
[ редактировать ]Он родился в Фоссомброне (Пезаро) и, вероятно, получил образование в Урбино . Около 1490 года он отправился в Венецию , чтобы научиться печатному делу, а в 1498 году обратился к дожу с просьбой предоставить ему исключительное право печатать ноты в течение следующих 20 лет. Вполне вероятно, что это право было предоставлено, поскольку до 1520 года не было известно никаких образцов нотных изданий других венецианских типографий. В 1501 году он выпустил свою первую нотную книгу, 96 шансонов, под названием Harmonice musices odhecaton A (иногда называемую «Одекатон»). ), который является самым ранним известным примером печатной полифонической музыки. В последующие годы он продолжал совершенствовать свою технику, выпуская новые издания и переиздания каждые несколько месяцев до 1509 года, когда его деятельность была прервана войной Камбрейской лиги против Венеции ; он уехал из города в Фоссомброне, где возобновил свою деятельность в качестве печатника.
Находясь в папском государстве, Петруччи подал заявку на получение патента у Папы на исключительное право на печать нот, который был предоставлен на несколько лет; однако Папа отменил патент, когда Петруччи не смог создавать клавишную музыку, и вместо этого предоставил его одному из конкурентов Петруччи в Риме. В 1516 году папские войска разграбили Фоссомброне, а Петруччи в течение трёх лет ничего не печатал: скорее всего, его оборудование было уничтожено. Конкурент, отнявший у Петруччи привилегию печати в Риме, Андреа Антико , также взял на себя его типографский бизнес в Венеции в 1520 году. В 1520-х годах Петруччи, похоже, зарабатывал на жизнь управлением бумажной фабрикой.
В 1536 году он вернулся в Венецию по просьбе местных властей и помогал им печатать греческие и латинские тексты.
Значение
[ редактировать ]Всего известно 61 музыкальное издание Петруччи. Безусловно, самым плодотворным периодом его жизни для публикации музыки был период между 1501 и 1509 годами, в течение которого он опубликовал три тома шансонов ( «Одекатон первым был »), 16 книг месс , пять книг мотетов , 11 антологий песен. фроттол и шесть книг нот для лютни. Последняя публикация датирована 1520 годом. [3]
Петруччи не был первым нотным типографом в Европе - ряд литургических произведений с нотной гравюрой на дереве был напечатан до 1500 года, причем первое, Constance Gradual , Ульриха Хана было напечатано около 1473 года, а произведения с использованием подвижного шрифта были напечатаны, начиная с Missale Romanum в 1476 году. Однако он был первым, кто начал массово печатать, и первым, кто напечатал полифоническую музыку, и качество его печатных изданий было выдающимся.
Техника Петруччи требовала трех отпечатков; каждый нотный лист пропускался через печатную машину один раз для нотоносцев , один раз для музыки и один раз для слов. Петруччи добился большого успеха в этом предприятии; его публикации весьма точны и прекрасно оформлены. Однако другие принтеры, использующие этот метод, иногда слегка смещают отпечатки, что может привести к тому, что ноты будут печататься слишком высоко или слишком низко на нотоносце, что будет крайне неправильно для исполнителей. Метод Петруччи вскоре был заменен нововведениями, приписываемыми Пьеру Аттеньяну , который разработал и популяризировал метод печати с одним оттиском в 1528 году.
Печать нот сделала возможным развитие первого по-настоящему международного музыкального стиля после объединения григорианского пения в 9 веке. Печатная музыка перемещалась по Европе во время миграции франко-фламандских композиторов из своих родных мест в современных Нидерландах в Италию , Германию , Испанию , Польшу и другие страны; полифонический стиль франко-фламандского языка стал международным языком с более поздними региональными вариациями.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Джошуа Ф. Дрейк , «Случайность и закономерности: повторяющиеся тексты в гравюрах Петруччи», доклад, представленный на Ежегодной музыкальной конференции Средневековья и Возрождения, Йена, Германия, июль 2003 г. Аннотация
- Гарольд Глисон и Уоррен Беккер, Музыка в средние века и эпоху Возрождения (Очерки музыкальной литературы, серия I). Блумингтон, Индиана. Франжипани Пресс, 1986. ISBN 0-89917-034-X
- Стэнли Бурман , Оттавиано Петруччи: Каталог Raisonné , Оксфорд, Oxford University Press, 2006. vi+1285 стр. ISBN 0-19-514207-1
- Д. У. Краммель и Стэнли Сэди, нотная печать и издательство . Нью-Йорк, Нортон, 1990.
- Стэнли Бурман, Петруччи в Фоссомброне: исследование печати старинной музыки со специальным упоминанием Мотетти де ла Корона (1514–1519) , Лондон, Лондонский университет, 1976.
- Мартин Пикер, «Оттавиано Петруччи», Дональд В. Краммель, «Печать и издательство музыки», Словарь музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN 0-393-09530-4