Андреа Антико

Андреа Антико (также Андреа Антико да Монтона , Античо , Антикво ) (ок. 1480 — после 1538) был музыкальным печатником, редактором, издателем и композитором эпохи Возрождения, родившимся в Венецианской республике , Истрии. [ 1 ] рождения, действовал в Риме и Венеции . [ 2 ] Он был первым печатником духовной музыки в Риме и первым конкурентом венецианца Оттавиано Петруччи , который считается первым значительным печатником нот.
Жизнь
[ редактировать ]Антико родился в Монтоне, Истрия, Венецианская республика (сегодня Мотовун в Хорватии ). Его этническая принадлежность неизвестна; В Монтоне пятнадцатого века проживало смешанное население, состоящее из итальянцев и хорватов. [ 3 ] О его молодости пока мало документов, но, возможно, он действовал в епархии Паренцо (ныне Пореч ) в Истрии , основываясь на папском письме 1516 года, в котором он назывался «клириком епархии Паренцо, ныне Пореч». живущий в Риме». [ 4 ] Его первая публикация датируется 1510 годом и представляет собой сборник фроттолов . Как и Петруччи, чей аналогичный «Одекатон» появился восемью годами ранее в Венеции, он начал с публикации популярной светской музыки.
В 1513 году он добился папских привилегий на печать нот в Папской области ; это была первая такая привилегия, предоставленная ему, и вскоре после этого ему было предоставлено исключительное право печатать органные табулатуры . Это сделало его конкурентом Петруччи, имевшего аналогичные привилегии в Венецианской республике (право печатать органные табулатуры в папских государствах изначально принадлежало Петруччи, но, поскольку он их не печатал, папа передал их Антико). [ 5 ] К праву на печать было добавлено десятилетнее авторское право, хотя многие перепечатки с пластин и блоков Антико, некоторые из которых были сделаны до истечения срока действия авторских прав, не всегда приписывались ему. [ 4 ]
Находясь в Риме, Антико работал в финансовом партнерстве с Оттавиано Скотто, а также пользовался услугами печатника Антонио Джунта. Антико оставался в Риме до 1518 года, переехав в Венецию, где в 1520 году начал работать печатником. В период с 1520 по 1522 год он работал в партнерстве с Лукой Антонио Джунтой. Чем он занимался между 1522 и 1533 годами, еще не установлено, но свою полиграфическую деятельность он возобновил в 1533 году, все еще в Венеции, на этот раз работая в качестве сотрудника Оттавиано Скотто, своего предыдущего сотрудника из Рима. Было высказано предположение, что Антико провел годы с 1522 по 1533 год в Лионе , возможно, работая там со знаменитым печатником Жаком Модерном , который также был из Истрии.
Последняя публикация Антико, сборник мотетов для четырёх голосов Адриана Уилларта , датирована 1539 годом, и о жизни Антико после этого года не известно никакой информации.
Работа и влияние
[ редактировать ]В отличие от Петруччи, который использовал подвижный шрифт и технику множественного оттиска, Антико делал гравюры на дереве. Хотя эта технология была старше, чем подвижный шрифт, и ее было сложнее подготовить, она позволяла получать высококачественные отпечатки, выполненные прекрасным мастером, а Antico был признан одним из лучших принтеров по дереву того времени. [ 6 ]
Одна из его публикаций римского периода, Liber quindecim Missarum от 9 мая 1516 года, содержала мессы Жоскена де Пре , Пьера де ла Рю , Антуана Брумеля , Жана Мутона , Антуана де Февена и Маттеуса Пипелара . Это была первая духовная музыка, опубликованная в самом Риме (Петруччи опубликовал духовную музыку в Венеции более десяти лет назад). Антико рассказал Папе Льву X в посвящении, что он потратил три года на кропотливую подготовку гравюр на дереве для этой публикации. Художником-графиком, ответственным за дизайн титульной страницы, а также за многочисленные иллюстрации в Liber quindecim Missarum и других изданиях, вероятно, был Джованбаттиста Колумба. [ 4 ]
Находясь в Венеции, он опубликовал множество музыкальных произведений, в том числе фроттол Бартоломео Тромбончино и Маркетто Кара в аранжировке для голоса и лютни; французские мотеты и шансоны; мотеты, в том числе сборник произведений Уилларта ; и некоторые из первых книг мадригалов, в том числе сборники Филиппа Вердело и Жака Аркадельта .
Антико также был композитором и иногда включал в свои публикации собственную фроттолу, подписывая их «Андреа Античо DM». Они выполнены в легком, довольно простом и гомофонном музыкальном стиле.
В популярных СМИ
[ редактировать ]Ансамбль старинной музыки «Ренессанс» исполняет и записывает постановку его фроттолы в рамках программ « Путешествие по Далмации » и «Музыка Старой Адриатики» . [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- Мартин Пикер: «Андреа Антико», Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 29 декабря 2006 г.), (доступ по подписке). Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine.
- Станислав Туксар: «Хорватия: §I. Художественная музыка, Средневековье и Возрождение», Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 8 июля 2007 г.), (доступ по подписке). Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine.
- Х. Эдмунд Пул (I), Дональд В. Краммель (II), «Печать и издательство нот» (I, II). Словарь музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN 0-393-09530-4
Примечания
[ редактировать ]- ^ Мартин Пикер, Гроув онлайн. Пикер пишет: «Итальянский резчик по дереву, редактор, издатель и композитор хорватского происхождения. К его имени часто добавляют место его рождения [Монтона]…»
- ^ Станислав Туксар, Grove online
- ^ МЫ Спехар, «Андреа Антико или Андрия Мотовунжанин? Нерешенный вопрос идентичности в венецианском музыкальном издательстве шестнадцатого века». Журнал хорватских исследований, XXXI (1990), 76–86.
- ^ Jump up to: а б с Пикер, Гроув
- ^ Риз, с. 156
- ^ Пул, Гроув
- ^ «Центр старинной музыки «Ренессанс» Белград» . Архивировано из оригинала 4 декабря 2013 г. Проверено 29 октября 2012 г.