Гармоническая музыка
The Harmonice Musices Odhecaton (Сто песен гармонической музыки, [1] также известный просто как Odhecaton ) — антология полифонических светских песен, изданная Оттавиано Петруччи в 1501 году в Венеции. Это первая книга о полифонической музыке , когда-либо напечатанная подвижным шрифтом . (Печать простых букв подвижным шрифтом была возможна с 1470-х годов.) [2] « Одекатон» оказал огромное влияние как на издательское дело в целом, так и на распространение франко-фламандского музыкального стиля.
Фон
[ редактировать ]Видя деловой потенциал в печати нот , в 1498 году Петруччи получил эксклюзивную 20-летнюю лицензию на всю полиграфическую деятельность, связанную с музыкой, в любой точке Венецианской республики . Три года спустя, в 1501 году, он выпустил свою первую антологию, состоящую из 96 светских песен, в основном полифонических французских шансонов , для трёх-четырёх голосовых партий, назвав её Harmonice musices odhecaton . Для этого произведения он напечатал две части в правой части страницы и две части в левой, чтобы четыре певца или инструменталиста могли читать с одного листа. Этот шрифт, вероятно, был разработан, вырезан и отлит Франческо Гриффо и Джакомо Унгаро, оба в то время находились в Венеции. [3] В сборник вошла музыка некоторых из самых известных композиторов того времени, в том числе Иоганна Окегема , Жоскена де Пре , Антуана Брумеля , Антуана Буснуа , Александра Агриколы , Якоба Обрехта , Хейна ван Гизегема . Многие из содержащихся в нем произведений (как это часто бывает в рукописях и старопечатных сборниках) анонимны.
Книгу редактировал Петр Кастелланус, доминиканский монах, который был маэстро ди капелла Сан -Джованни и Паоло . [4] Включение композиторов в эту знаменитую коллекцию во многом повысило их известность, поскольку гравюры и технологии должны были распространиться по Европе в ближайшие десятилетия.
использовалась В Одекатоне техника тройного оттиска, при которой сначала печатался нотный стан, затем текст, а затем ноты. Большинство из 96 произведений хотя и были написаны в виде песен, но не были снабжены текстом, а значит, для многих из них предназначалось инструментальное исполнение. Тексты большинства из них можно найти в других рукописных источниках или более поздних публикациях. [5]
Первое издание Одекатона ( Harmonice Musices Odhecaton A ) не сохранилось полностью, и точная дата публикации неизвестна, но оно включает посвящение, датированное 15 мая 1501 года. Второе и третье издания были напечатаны 14 января 1503 года и 25 мая 1504 г. соответственно. В каждом исправлено несколько ошибок предыдущих изданий. Петруччи опубликовал еще две антологии, Canti B и Canti C , в 1502 и 1504 годах соответственно. [6]
Публикация Петруччи не только произвела революцию в распространении музыки: она способствовала тому, что франко-фламандский стиль стал международным музыкальным языком Европы в следующем столетии, поскольку, хотя Петруччи и работал в Италии, он в основном выбирал для включения в свой сборник музыку франко-фламандских композиторов. Одекатон . , а также в нескольких его следующих публикациях [7] Несколько лет спустя он опубликовал несколько книг о родной итальянской фроттоле , популярном песенном стиле, который был предшественником мадригала , но включение франко-фламандских композиторов в его многочисленные публикации сыграло решающую роль в распространении музыкального языка.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Бурман, Стэнли . «Петруччи, Оттавиано (деи)», Grove Music Online, изд. Дин Рут (по состоянию на 29 марта 2014 г.), (доступ по подписке). Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine.
- Бурман, Стэнли, Элеонора Селфридж-Филд и Дональд В. Краммел. « Печать и издание нот» , Grove Music Online, изд. Дин Рут (по состоянию на 29 марта 2014 г.), (доступ по подписке). Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine.
- Глисон, Гарольд и Уоррен Беккер. Музыка в средние века и эпоху Возрождения (Очерки музыкальной литературы, серия I). Блумингтон, Индиана: Frangipani Press, 1986. ISBN 0-89917-034-X
- Harmonice Musices Odhecaton A , изд. Хелен Хьюитт и Изабель Поуп (литературные тексты). Кембридж, Массачусетс: Средневековая академия Америки, 1942.
- Риз, Густав . Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN 0-393-09530-4
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Amherst Early Music опубликовала исполнение «Одекатона» в спиральном переплете , которое лежит ровно и не содержит переворотов страниц.
- Факсимиле Harmonice Musices Odhecaton Оттавиано Петруччи : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур