Защита интеллектуальной собственности шрифтов
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2015 г. ) |
Гарнитуры , шрифты и их глифы вызывают вопросы интеллектуальной собственности в авторском праве , товарных знаках, патентах на промышленные образцы и связанных с ними законах. Статус авторских прав на шрифт и любой файл шрифта, описывающий его в цифровом виде, варьируется в зависимости от юрисдикции. В Соединенных Штатах формы шрифтов не подлежат авторскому праву, но могут быть защищены патентом на образец (хотя он редко подается, первый когда-либо выданный патент США на образец был выдан на шрифт). [1] Гарнитуры могут быть защищены в других странах, включая Великобританию , Германию и Францию , с помощью охраны промышленных образцов, которая аналогична авторскому праву или патенту на промышленный образец в том, что они защищают абстрактные формы. Кроме того, в США и некоторых других странах компьютерные шрифты , цифровое воплощение фигур в виде векторных контуров, могут быть защищены авторским правом на компьютерный код, который их создает. Название шрифта также может быть защищено как товарный знак.
Авторское право [ править ]
Германия [ править ]
В 1981 году Западная Германия приняла Gesetz zum Wiener Abkommen vom 12. июня 1973 года über den Schutz typographischer Schriftzeichen und ihre Internationale Hinterlegung («Закон о Венском соглашении 1973 года о защите шрифтов и их международного депозита», также известный как Schriftzeichengesetz ). или «Закон о шрифтах»), согласно которому шрифт изначально защищен законодательством Германии об авторском праве в течение 10 лет с момента первой публикации. По истечении первоначального десятилетнего периода правообладатель может заплатить пошлину за продление статуса авторского права еще на один дополнительный 15-летний период. Согласно немецкому законодательству, каждый шрифт оказывается в общественном достоянии не более чем через 25 лет с момента первой публикации, после чего его также можно бесплатно оцифровать в компьютерный шрифт , что само по себе имеет гораздо более высокий статус защиты авторских прав в Германии. закон, чем аналоговые шрифты, поскольку по закону он классифицируется как компьютерная программа.
Название ) за определенную плату, что, как и цифровой шрифт, также имеет гораздо более высокий статус защиты авторских прав , шрифта можно отдельно зарегистрировать в качестве товарного знака ( Wortmarke чем сам аналоговый шрифт. Если название шрифта является товарным знаком, ни один другой шрифт не может носить то же имя, включая цифровые клоны аналогового шрифта.
Ирландия [ править ]
Ирландский закон об авторском праве распространяется на шрифты. Как и закон Соединенного Королевства (см. ниже), Ирландская Республика разрешает использование шрифта в обычном процессе печати. Срок охраны – 15 лет с момента первой публикации. [2]
Израиль [ править ]
Суды в Израиле признали авторские права на шрифт Хадасса Анри Фридлендера на срок, превышающий 48 лет, что исключило несанкционированную оцифровку Masterfont с рынка. [3]
Япония [ править ]
Закон Японии об авторском праве не предусматривает, что шрифты будут охраняться в Японии авторским правом на том основании, что они функционируют в первую очередь как средство передачи информации, а не как призыв к эстетическому восприятию. [4]
Россия [ править ]
Закон об авторском праве в России имеет правовой вакуум , поскольку советское интеллектуальное наследие сочетается с отсутствием специального законодательного регулирования шрифтов. Это создало противоположную ситуацию: все шрифты имеют авторские права, а платежи можно взимать по действующему законодательству. По данным российского юридического бюро Юрьева, как минимум 99 судебных угроз со стороны дизайн-студии Лебедева касались использования шрифтов, произведенных студией в России, без оплаты. [5]
Южная Корея [ править ]
Верховный суд Южной Кореи постановил, что шрифты не защищены авторским правом, поскольку они функционируют в первую очередь как средство передачи информации. [6]
Швейцария [ править ]
Закон об авторском праве Швейцарии не содержит специального закона о защите шрифтов. До сих пор юрисдикция очень неохотно предоставляла какую-либо правовую охрану шрифтам в Швейцарии . Однако отказ в защите не является обязательным, поскольку теоретически шрифты могут охраняться как на основании закона об авторском праве, так и на основании закона о промышленных образцах. [7] Кроме того, название шрифта может быть защищено товарным знаком.
Соединенное Королевство [ править ]
В 1916 году Англия признала авторские права на шрифты, но защищала только дизайн со всеми буквами в определенном порядке. [8] Действующий закон Великобритании об авторском праве, принятый в 1989 году, прямо касается авторских прав на дизайн шрифтов. [9] Английское законодательство считает, что шрифты защищены авторским правом, но оно распространяется на шрифты только в течение 25 лет с момента первой публикации и не распространяется на их использование типографами. [9]
США [ править ]
Шрифты не могут быть защищены авторским правом в Соединенных Штатах. Идея о том, что шрифты не могут быть защищены авторским правом в Соединенных Штатах, была черным буквенным законом с момента введения Кодекса федеральных правил , глава 37, разд. 202.1(е) в 1992 году. [10] Юридический прецедент, согласно которому шрифты не подлежат защите в соответствии с законодательством США об авторском праве, был установлен еще до этого в 1978 году в деле Eltra Corp. против Рингера . Однако шрифты могут быть защищены патентом на образец, а компьютерные программы, реализующие шрифты, могут быть защищены авторским правом.
Гарнитуры и формы их букв считаются утилитарными объектами, общественная полезность которых перевешивает любой частный интерес в защите их творческих элементов в соответствии с законодательством США, но компьютерная программа, которая используется для отображения гарнитуры, файла шрифта [а] компьютерных инструкций на предметно-ориентированном языке программирования могут охраняться авторским правом. В 1992 году Бюро авторских прав США установило, что цифровые контурные шрифты содержат элементы, которые можно защитить как программное обеспечение. [13] если исходный код файла шрифта «содержит достаточное количество оригинального авторства». [14] С тех пор Управление приняло регистрацию авторских прав на цифровые векторные шрифты, такие как PostScript Type 1, TrueType и OpenType. [15] форматировать файлы. Поскольку в Соединенных Штатах компьютерные программы охраняются как литературные произведения, программа файла шрифта может иметь право на защиту авторских прав в США только в том случае, если исходный код компьютерных инструкций в файле был написан человеком; Из-за популярности современных удобных для пользователя программ для редактирования цифровых шрифтов этот метод создания файла шрифта сейчас встречается довольно редко. [ нужна ссылка ]
Исторически отсутствие защиты шрифтов восходит как минимум к 1976 году. В 1988 году Бюро регистрации авторских прав опубликовало отчет под названием « Политическое решение о защите авторских прав на цифровые шрифты» . [16] в котором поясняется: «Решение по делу Eltra Corp. против Рингера явно соответствует намерениям Конгресса. Вопрос о том, следует ли защищать дизайн шрифтов авторским правом, был рассмотрен и конкретно отклонен Конгрессом при принятии Закона об авторском праве 1976 года. В отчете Палаты представителей 1976 года говорится, что : «Шрифт» можно определить как набор букв, цифр или других символических символов, формы которых связаны повторяющимися элементами дизайна, последовательно применяемыми в системе обозначений, и предназначены для воплощения в изделиях, внутренняя утилитарная функция которых заключается в использовании. при составлении текста или других понятных комбинаций символов Комитет не считает дизайн шрифта, как он определен, «изобразительным, графическим или скульптурным произведением», охраняемым авторским правом, в значении настоящего законопроекта и применения разделительной линии. в разделе 101 [HR Reg. № 1476, 94-й Конгресс, 2-я сессия 5 (1976 г.)].
Помимо отклонения авторских прав на дизайн шрифтов, Конгресс отложил принятие решения о более ограниченной форме защиты в соответствии с предлагаемым законодательством об декоративных дизайнах. Раздел II законопроекта о пересмотре авторских прав 1976 года, принятого Сенатом, мог бы защитить дизайн шрифтов, но Палата представителей сомневалась в ограниченной форме защиты. Следовательно, прошла только редакция авторских прав. [HR Рег. № 1476 на 50 и 55]. Законодательство о дизайне еще не принято, и Конгресс решил не включать дизайн шрифтов в определение изобразительных, графических или скульптурных произведений, содержащееся в Законе об авторском праве». [17]
Согласно разделу 906.4 Сборника практики Бюро авторских прав США , типографика и каллиграфия сами по себе не могут быть защищены авторским правом. [18]
Патенты на промышленные образцы [ править ]
Во многих странах шрифты могут быть защищены патентом на образец (автоматически, путем регистрации или путем некоторой комбинации этих способов). Патент на промышленный образец является самой сильной системой защиты, но самой редкой. Это единственный юридический прецедент в США, который защищает фактический дизайн (дизайн отдельных форм букв) шрифта. [19] Семейство шрифтов Lucida входило в группу, которая ранее была защищена патентом на промышленный образец. [19]
Еще один яркий пример – Европейский Союз. [20] где автоматическая защита (без регистрации) истекает через три года и может быть продлена (путем регистрации) до 25 лет. [21]
В 1981 году Германия приняла специальное расширение ( Schriftzeichengesetz ) к закону о патентах на промышленные образцы ( Geschmacksmustergesetz ) для защиты образцов шрифтов. Это также позволяет регистрировать шрифты как образцы. [ нужна ссылка ]
В США разрешены патенты на дизайн шрифтов. Фактически, самый первый патент на дизайн, выданный в США ( патент США D1 ) в 1842 году, был на шрифт, разработанный Джорджем Брюсом . В настоящее время срок действия патентов на промышленные образцы в США составляет 15 лет с даты выдачи (ранее — 14 лет).
Товарные знаки [ править ]
Названия отдельных шрифтов могут быть защищены товарным знаком . Это самая слабая форма защиты, поскольку защищается только имя шрифта. Например, буквы, составляющие зарегистрированный товарный знак шрифт Palatino, можно скопировать, но имя необходимо изменить. [19]
В 1995 году URW++ участвовал в судебном процессе с Monotype Corporation за клонирование их шрифтов и присвоение им имени, начинающегося с тех же трех букв. Поскольку сами формы шрифтов не могут быть защищены авторским правом в Соединенных Штатах, иск был сосредоточен на нарушении прав на товарный знак . Суд США постановил, что товарные знаки Monotype являются «причудливыми» и не имеют описательной ценности реальных продуктов. Однако он также решил, что URW намеренно вводит общественность в заблуждение, поскольку «похищение первой части известного товарного знака и добавление к нему бесполезного суффикса является методом браконьерства товарного знака, давно осуждаемым судами». Суд издал судебный запрет, запрещающий URW использовать выбранные ими имена. [22]
Лицензирование [ править ]
Базовый стандарт использования цифровых шрифтов, защищенных авторским правом, заключается в том, что лицензия требуется для каждого отдельного шрифта, используемого на компьютере, или, в случае предприятий, по одной на каждое предприятие. [19] По лицензии шрифты обычно лицензируются только для использования на одном компьютере. В этих лицензионных соглашениях с конечными пользователями (EULA) обычно указывается, что шрифты можно использовать только на компьютерах, имеющих действующую лицензию. [19] Эти шрифты нельзя использовать на нескольких компьютерах или передавать другим. Эти лицензии можно получить тремя способами: непосредственно у авторов шрифтов (например, Adobe ), как часть более крупного пакета программного обеспечения (например, Microsoft Office ) или путем покупки или загрузки шрифта из авторизованного источника. [19]
Такие лицензии обычно применяются только к самому файлу шрифта (который представляет собой компьютерную программу), а не к форме шрифта, на которую может распространяться патент на образец.
Лицензии на шрифты с открытым исходным кодом включают Стандартную общественную лицензию GNU с исключением шрифтов , лицензию на открытые шрифты SIL и лицензию на шрифты Ubuntu .
Судебные разбирательства [ править ]
С 1993 по 1995 год Bitstream Inc. и четыре другие компании успешно подали в суд на SWFTE за нарушение авторских прав. [19] SWFTE использовала специальные компьютерные программы, чтобы взять шрифты других создателей шрифтов, преобразовать их и дать им новые имена. [19] Дело касалось того факта, что SWFTE использовала программное обеспечение Bitstream для создания этих новых шрифтов. [19]
Дело Adobe Systems, Inc. против Southern Software, Inc. помогло четко разграничить защиту интеллектуальной собственности на шрифт и гарнитуру. [19] SSI использовала программу FontMonger для копирования и переименования шрифтов Adobe и других компаний. [19] Они предполагали безопасность от судебного преследования, поскольку напрямую скопировали точки, определяющие формы, из шрифтов Adobe, но внесли небольшие изменения во все точки, чтобы они не были технически идентичными. [19] Тем не менее было установлено, что компьютерный код был скопирован. [19] [23]
21 января 2016 г. [24] Компания Font Brothers подала иск против Hasbro , утверждая, что Hasbro без разрешения использовала шрифт «Generation B» для своего продукта My Little Pony . Font Brothers заявила, что Hasbro отказалась удовлетворить ее запрос на получение лицензии. Он также требует возмещения существенного ущерба из-за потери дохода из-за этого злоупотребления и требует суда присяжных для решения этого вопроса. [25]
Совсем недавно компания Berthold LLC подала в суд на Target Corporation за предполагаемое нарушение лицензионного соглашения о шрифтах. Berthold LLC против Target Corp. , № 1:17-cv-07180 (ND Ill.). В иске утверждалось, что Target передала Calango, дизайнерской фирме, которую наняла Target, копии программного обеспечения шрифтов Бертольда без разрешения. [26] В 2018 году дело было прекращено с предубеждением . [27]
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ «Патент №: US0D0000001» . Ведомство США по патентам и товарным знакам . 9 ноября 1842 года . Проверено 23 ноября 2014 г.
- ^ Закон об авторском праве и смежных правах, 2000 г. (Ирландия), §§ 84–85. Irishstatutebook.ie, по состоянию на 31 января 2013 г.
- ^ Миша Белецкий. « Хадасса Фридлендер ». Типографика , 9 мая 2016 г. Доступ 21 сентября 2019 г.
- ↑ Яги против Касива Шобо К.К. , II-1 Chosakuken Hanreishu 8 (9 марта 1979 г., Окружной суд Токио) ( Дело о дизайне шрифта ), цитируется в Карьяла, Деннис С.; Сугияма, Кейджи (осень 1988 г.). «Фундаментальные концепции японского и американского авторского права». Американский журнал сравнительного права . 36 (4): 613, 625–26. дои : 10.2307/840277 . JSTOR 840277 .
- ^ "Юридическое бюро Юрьева - Шрифт как объект авторского права" . Juryev.ru . Retrieved 19 January 2017 .
- ^ Верховный суд Южной Кореи 94누5632.
- ^ «Валентин Бланк — Шрифтшуц» . Vblank.ch . Проверено 19 января 2017 г.
- ^ «Стефенсон, Блейк и компания против Гранта, Легроса и компании», 115 LTR 666, 61 Sol. J. 55 (1916), перепечатано в EJ MacGillivray, Дела об авторских правах 1911-1916 326-329 (1969), aff' d 116 LTR 268 (1917), отмечено в 13 Eng. и Empire Digest 68, 68-69. Суд признал, что дизайн шрифта защищен авторским правом в соответствии с действовавшим на тот момент Законом об авторском праве 1911 года, Законом о внесении поправок и консолидации. Закон об авторском праве, 1911, 1 и 2 Geo. 5, ch. 46 (англ.), однако, суд постановил, что авторские права защищают только дизайн в целом, со всеми буквами. Воплощение их ответчиком в собственный шрифт, в отличие от воспроизведения рисунка с буквами в том же порядке, было признано не нарушающим авторские права, MacGillivray, см. выше, 327-28». Терренс Дж. Кэрролл, Защита дизайнов шрифтов: предложение об авторском праве , 10 Санта-Клара, компьютеры и высокие технологии. ЖЖ 139, 169, н.181.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Закон об авторском праве, промышленных образцах и патентах 1988 г. (c. 48), § 54 (Англия), Legislation.gov.uk
- ^ 57 Федеральный регистр. 6202, см. https://www.federalregister.gov/citation/57-FR-6202 и https://archives.federalregister.gov/issue_slice/1992/2/21/6201-6203.pdf#page=2 . «Раздел 202.1(e) добавлен в следующей редакции: * * * * * (e) Шрифт как шрифт».
- ^ «шрифт» . Викисловарь . 21 июля 2022 г.
- ^ Бюро авторских прав США. «Циркуляр 33: Произведения, не охраняемые авторским правом» (PDF) . авторское право.gov .
- ^ «Регистрация компьютерных программ, генерирующих шрифты», 57 Fed. Рег. 6201 (21 февраля 1992 г.), воспроизведено в объявлении Бюро авторских прав США ML-443. Архивировано 7 ноября 2012 г. на Wayback Machine.
- ^ Сборник практик Бюро регистрации авторских прав США, третье издание, §723, «Компьютерные программы, генерирующие шрифт, шрифт или штрих-коды», стр. 53, https://copyright.gov/comp3/chap700/ch700-literary-works.pdf# страница=53
- ^ «ВебВояж» .
- ^ «Уведомление о политическом решении относительно защиты авторских прав на цифровые шрифты» (PDF) . Авторское право.gov . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 19 января 2017 г.
- ^ Бюро авторских прав (29 сентября 1988 г.). «Решение о политике в отношении авторских прав на цифровые шрифты» (PDF) . Федеральный реестр . 53 (189). Управление Федерального реестра : 38110–38113. ISSN 0097-6326 . OCLC 436630761 .
- ^ «Сборник практик Бюро регистрации авторских прав США, § 906.4 («Начертание шрифта, шрифт, надписи, каллиграфия и типографский орнамент»)» (PDF) . Бюро авторских прав США . 22 декабря 2014 г. с. 13. Архивировано из оригинала (PDF) 23 декабря 2014 года . Проверено 22 декабря 2014 г.
Как правило, гарнитура, шрифт, леттеринг, каллиграфия и типографский орнамент не подлежат регистрации.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Голтни, Виктор (31 октября 2003 г.). «Подробности о лицензировании и защите шрифтов» . Сил Интернэшнл и ЮНЕСКО . Проверено 23 октября 2010 г.
- ^ [1] Архивировано 6 апреля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ [2] Архивировано 6 апреля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Лоуренс Д. Грэм (1999). Юридические баталии, сформировавшие компьютерную индустрию . Издательская группа Гринвуд. стр. 47–48. ISBN 978-1-56720-178-9 .
- ^ Adobe Systems, Inc. против Southern Software, Inc.. Архивировано 22 мая 2010 г. в Wayback Machine , № C 95-20710, 1998 г., расст. LEXIS 1941 (ND Cal. 2 февраля 1998 г.).
- ^ «Font Brothers, Inc., против Hasbro, Inc» (PDF) . Torrentfreak.com . Проверено 19 января 2017 г.
- ^ « На My Little Pony подали в суд за использование пиратского шрифта — TorrentFreak» . ТоррентФрик .
- ^ https://storage.courtlistener.com/recap/gov.uscourts.ilnd.344822/gov.uscourts.ilnd.344822.45.0.pdf [ пустой URL PDF ]
- ^ https://storage.courtlistener.com/recap/gov.uscourts.ilnd.344822/gov.uscourts.ilnd.344822.59.0.pdf [ пустой URL PDF ]