Jump to content

Сиротская работа

Произведение -сирота — это произведение, охраняемое авторским правом которого , правообладатели точно не определены или с которыми невозможно связаться. Иногда имена авторов или правообладателей известны, но связаться с ними невозможно, поскольку не удается найти дополнительные подробности. [1] Произведение может стать бесхозным из-за того, что правообладатели не знают о своем владении , или из-за их кончины (например, умерших людей или несуществующих компаний), а установление наследования оказалось невозможным. [2] В других случаях всестороннее и тщательное исследование не позволяет определить авторов, создателей или составителей произведения. С 1989 года количество сиротских произведений в США резко возросло, поскольку некоторые произведения публикуются анонимно, передача прав не требует публичного раскрытия, а регистрация не является обязательной. В результате статус многих произведений в отношении того, кому принадлежат какие права, остается неизвестным общественности, даже когда эти права активно используются авторами или другими правообладателями. [3]

Степень [ править ]

Точные данные о произведениях, неизвестных авторам, недоступны, хотя библиотеки, архивы и музеи хранят их огромное количество. По данным исследования, проведенного в апреле 2009 года, в коллекциях организаций государственного сектора Великобритании находилось около 25 миллионов сиротских произведений. [2] К примерам сиротских произведений относятся фотографии, на которых не указан фотограф, например фотографии из научных экспедиций и исторические изображения, старинные записи народной музыки, малоизвестные романы и другая литература. [1] Программное обеспечение , которое становится бесхозным, обычно называется заброшенным ПО . В 2015 году Компьютерный музей Берлина подсчитал, что около 50% их коллекции видеоигр состоит, по крайней мере, частично из сирот. [4] Депонирование исходного кода может предотвратить бесхозное использование программного обеспечения, но применяется редко.

Влияние [ править ]

В странах, законы которых прямо не разрешают использование произведений неизвестных авторов, произведения неизвестных авторов не доступны для законного использования кинематографистами, архивистами, писателями, музыкантами или телеведущими. Поскольку правообладатели не могут быть идентифицированы и обнаружены для получения разрешения, исторические и культурные записи, такие как кадры из исторических фильмов, фотографии и звукозаписи, не могут быть юридически включены в современные произведения в таких странах (если только такое включение не квалифицируется как добросовестное использование ). [5] Публичные библиотеки , образовательные учреждения и музеи, которые оцифровывают старые рукописи, книги, звукозаписи и фильмы, могут отказаться от оцифровки сиротских произведений или сделать сиротские произведения доступными для публики. [5] опасаясь, что вновь появившийся правообладатель может подать на них в суд о возмещении ущерба. [1]

Причины [ править ]

По мнению Нила Нетанеля, увеличение количества произведений, неизвестных авторам, является результатом двух факторов: (1) сроков действия авторских прав и (2) того, что авторские права автоматически предоставляются без регистрации или продления. продления [5] Лишь часть старых произведений, защищенных авторским правом, доступна публике. Нетанель утверждает, что у правообладателей «нет стимула поддерживать произведение в обращении» или иным образом предоставлять доступ к своему вышедшему из печати контенту, если только они не надеются заработать на этом больше денег, чем путем создания новых произведений или участия в более прибыльной деятельности. [5] Некоторые произведения намеренно публикуются таким образом, что они становятся произведениями-сиротами (или наделяются определенными правами на них «правами сирот»). В частности, все анонимно опубликованные произведения по определению являются произведениями-сиротами, независимо от того, какой доход они приносят своим авторам за счет рекламы или других средств. Авторы произведений неизвестных авторов утверждают, что эти способы публикации и получения доходов от произведений неизвестных авторов растут и особенно привлекательны для «информаторов, лиц, сообщающих информацию, писателей на спорные или стигматизированные темы, а также писателей, которые опасаются преследований или возмездия, если их «раскроют». или может быть идентифицирован или обнаружен». [6]

Особенности по странам [ править ]

Канада [ править ]

Канада создала дополнительную схему лицензирования в соответствии с разделом 77 Закона об авторском праве , которая позволяет Совету по авторскому праву Канады выдавать лицензии на использование опубликованных произведений от имени неопределяемых правообладателей после того, как потенциальный лицензиар «предпринял разумные усилия по обнаружению [обладатели] авторских прав». [7] По состоянию на июнь 2023 года Советом выдано 321 такая лицензия. [8] и отклонил 36 заявлений. [9]

Европейский Союз [ править ]

Европейская комиссия (ЕК), исполнительный орган Европейского Союза (ЕС), в 2007 году подготовила отчет о цифровом сохранении произведений, неизвестных и вышедших из печати. [10]

4 июня 2008 г. европейские представители музеев, библиотек, архивов, аудиовизуальных архивов и правообладателей подписали Меморандум о взаимопонимании. [11] призыв к принятию закона о произведениях сирот, поддержанного правообладателями, который помог бы учреждениям культуры оцифровывать книги, фильмы и музыку, авторы которых неизвестны, делая их доступными для общественности в Интернете. [10] В 2009 году Стратегический альянс контента и Фонд коллекций опубликовали отчет. [2] о масштабах и влиянии неизвестных произведений и их влиянии на предоставление веб-услуг населению.

В октябре 2012 года Европейский Союз принял Директиву 2012/28/EU о сиротских произведениях. [12] Это относится к произведениям-сиротам, которые были созданы в ЕС в виде печатных произведений (книг, журналов, журналов и газет), кинематографических и аудиовизуальных произведений, фонограмм , а также произведений, встроенных или включенных в другие произведения или фонограммы (например, изображения в книге). . При определенных условиях директива может также применяться к неопубликованным произведениям (например, письмам или рукописям). [13] подпадают ли бесхозные программы и видеоигры Брошенные программы ») под определение аудиовизуальных произведений . Ученые спорят о том, [14]

На принятие Директивы повлияло исследование состояния законодательства об интеллектуальной собственности в Соединенном Королевстве, названное « Обзор Харгривса интеллектуальной собственности и роста» . Джеймс Бойл , один из экспертов, с которыми консультировался журнал Review, признал директиву «началом», но высказал критику результирующей политики: [15]

Короче говоря, эта схема является в значительной степени институциональной, этатистской и негибкой. Его положения действительно могут использоваться только образовательными учреждениями и учреждениями культурного наследия, только в некоммерческих целях, а длительные и дорогостоящие положения о лицензировании предназначены для защиты денежных интересов – почти наверняка – несуществующих правообладателей. ЕС, похоже, никогда не осознавал идею о том, что граждане также должны иметь доступ к сиротским произведениям для целей, которые почти наверняка не представляют угрозы для любого живого правообладателя.

К 2018 году, через шесть лет после принятия директивы, около 6000 произведений были внесены в созданный ею реестр произведений-сирот. [16] Критики назвали низкие цифры доказательством того, что «подход ЕС к сиротским произведениям неоправданно сложен и не способен адекватно решить проблему, которую он пытается решить», а именно, обеспечить возможность массовой оцифровки. [17]

Соединенное Королевство [ править ]

29 октября 2014 года Ведомство интеллектуальной собственности (IPO) запустило онлайн-схему лицензирования произведений неизвестных авторов. [18] [19] Она отличается от директивы ЕС (которая больше не применяется в Великобритании). [20] в нескольких аспектах, например, разрешив подавать произведения кому угодно, а не только культурным учреждениям, в то же время взимая регистрационные и лицензионные сборы. [16] Пресс-релиз IPO был озаглавлен «Великобритания открывает доступ к 91 миллиону произведений, авторы которых неизвестны», но четыре года спустя было выдано только 144 лицензии, охватывающие 877 произведений. [16] В полночь 31 декабря 2020 года, после окончания переходного периода Брексита и когда Великобритания вышла из ЕС, исключение о сиротских произведениях, перенесенное из Директивы ЕС, было удалено из законодательной базы Великобритании и перестало применяться. Наоми Корн, доктор философии из Эдинбургского университета, в настоящее время анализирует влияние этого нормативного изменения.

США [ править ]

Другие страны [ править ]

Венгрия , [21] Индия , [22] Япония , [23] Саудовская Аравия , [24] и Южная Корея [25] установили варианты государственного лицензирования сиротских произведений.

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: а б с Боргман, Кристин Л. (2007). Стипендия в эпоху цифровых технологий: информация, инфраструктура и Интернет . МТИ Пресс. п. 108 . ISBN  978-0-262-02619-2 .
  2. ^ Jump up to: а б с С холода: оценка масштабов «сиротских работ» и их влияния на предоставление услуг населению, Наоми Корн (PDF) . JISC Collections Trust. Апрель 2009. с. 9. Архивировано из оригинала (PDF) 18 ноября 2009 г. Проверено 6 июля 2020 г.
  3. ^ Национальный союз писателей (5 марта 2021 г.). «Комментарии NWU по проекту обсуждения Закона об авторском праве в цифровой форме (DCA) 2021 года» (PDF) .
  4. ^ Майер, Хенрике (2015). «Игры как культурное наследие. Проблемы авторского права для сохранения (сиротских) видеоигр в ЕС» (PDF) . ДЖИПИТЕК . Берлинский университет Гумбольдта . п. 127 . Проверено 18 января 2016 г. По оценкам Компьютерного музея в Берлине, около 50% их коллекции состоит, по крайней мере, из частичных сирот.
  5. ^ Jump up to: а б с д Нетанель, Нил (2008). Парадокс авторского права . Издательство Оксфордского университета, США. п. 200. ИСБН  978-0-19-513762-0 .
  6. ^ Национальный союз писателей (5 марта 2021 г.). «Комментарии NWU по проекту обсуждения Закона об авторском праве в цифровой форме (DCA) 2021 года» (PDF) .
  7. ^ Закон об авторском праве , RSC, 1985 г., c. С-42, с. 77 , получено 7 июня 2023 г. с веб-сайта Justice Laws.
  8. ^ «Неустановленные владельцы авторских прав» . Совет по авторским правам Канады. 2023 . Проверено 7 июня 2023 г.
  9. ^ «Неустановленные владельцы авторских прав» . Совет по авторским правам Канады . Проверено 7 июня 2023 г.
  10. ^ Jump up to: а б «Отчет о сохранности цифровой информации, произведениях, неизвестных и вышедших из печати, отдельных вопросах реализации» . Европейская комиссия. 18 апреля 2007 г. Проверено 9 июня 2007 г.
  11. ^ «Инициатива цифровых библиотек – Экспертная группа высокого уровня (HLEG) | Европа – Информационное общество» . Ec.europa.eu . Проверено 20 апреля 2013 г.
  12. ^ «Директива 2012/28/ЕС» . Ec.europa.eu . Проверено 20 апреля 2013 г.
  13. ^ «Памятка – Сиротские произведения – FAQ» . europa.eu . Европейская комиссия . Проверено 27 мая 2014 г.
  14. ^ Майер, Хенрике (2015). «Игры как культурное наследие. Проблемы авторского права для сохранения (сиротских) видеоигр в ЕС» (PDF) . ДЖИПИТЕК . Берлинский университет Гумбольдта . п. 120 . Проверено 18 января 2016 г.
  15. ^ «(Когда) возможна реформа авторского права? Уроки обзора Харгривза» Джеймса Бойла (2015), также в: Окедиджи, Рут Л., изд. (30 марта 2017 г.). Авторское право в эпоху ограничений и исключений . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1-316-56526-1 .
  16. ^ Jump up to: а б с Мартинес, Мериса; Террас, Мелисса (13 мая 2019 г.). « «Не принято»: система лицензирования произведений сирот в Великобритании и как кризис авторских прав в секторе культурного наследия ограничивает доступ к цифровому контенту» . Открытая библиотека гуманитарных наук . 5 (1):36. дои : 10.16995/ол.335 . hdl : 20.500.11820/4b54f86f-11a9-4835-bffa-6eb998863bd1 . ISSN   2056-6700 .
  17. ^ Зейнстра, Мартен (16 февраля 2016 г.). «Исследование: Директива о произведениях-сиротах не работает для массовой оцифровки» . Международная Коммуникационная Ассоциация . Проверено 4 января 2020 г.
  18. ^ «Подать заявку на получение лицензии на использование сиротского произведения» . www.gov.uk. ​IPO правительства Великобритании . Проверено 29 октября 2014 г.
  19. ^ «Миллионы невидимых «сиротских» произведений искусства будут выставлены на выставку», Адам Шерви], The Independent , 29 октября 2014 г.
  20. ^ «Сиротские произведения и учреждения культурного наследия» .
  21. ^ LXXVI 1999 г. Закон № LXXVI 1999 г. об авторском праве (Закон LXXVI, §§ 41/A–41/K) (на венгерском языке). Национальное собрание Венгрии. 1999 . Проверено 22 сентября 2020 г.
  22. ^ Ст. 31a Закона Индии об авторском праве.
  23. ^ Ст. 67 Закона Японии об авторском праве.
  24. ^ Ст. 16 Закона об авторском праве Саудовской Аравии.
  25. ^ Закон Южной Кореи об авторском праве, ст. 47.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9c2ef030fa03288396d0751588183c51__1714023000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9c/51/9c2ef030fa03288396d0751588183c51.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Orphan work - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)