Коммерческое использование произведений с авторским левом
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Коммерциализация с произведений авторским левом отличается от патентованных произведений. В экономике основное внимание, как правило, уделяется коммерциализации других дефицитных товаров и дополнительных товаров, а не самих бесплатных произведений. Один из способов заработать деньги на произведениях с авторским левом — продавать консультации и поддержку пользователям произведения. [1] Как правило, ожидается, что финансовая прибыль будет намного ниже в бизнес-модели, использующей только произведения с авторским левом, чем в бизнесе, использующем запатентованные произведения. [2] [ мнение ] [ нужен лучший источник ] Другой способ — использовать произведение с авторским левом в качестве обычного инструмента или компонента для предоставления услуги или продукта. Телефоны Android , например, включают ядро Linux с авторским левом. В отличие от бизнес-моделей, которые коммерциализируют только произведения с авторским левом, предприятия, занимающиеся запатентованными продуктами, могут зарабатывать деньги за счет эксклюзивных продаж, единоличного и передаваемого права собственности. [ нужна ссылка ] и судебные права [ нужна ссылка ] над работой, хотя некоторые считают эти методы монополистическими и неэтичными, например, методы Движения за свободное программное обеспечение. [ нужна ссылка ] и Движение за свободную культуру [ нужна ссылка ] .
Внутреннее использование [ править ]
Предприятия и правительства могут получить выгоду и сократить расходы, используя программное обеспечение с авторским левом внутри компании. См., например, внедрение Linux .
Развитие [ править ]
Опираясь на существующее бесплатное программное обеспечение, предприятия могут сократить затраты на разработку. При использовании программного обеспечения с авторским левом у бизнеса будет тот недостаток, что продажа лицензий редко возможна (поскольку любой может распространять копии без финансовых затрат), но у бизнеса будет преимущество, заключающееся в том, что его конкуренты не смогут включить эту улучшенную версию в свою программу. продукт, а затем распространять его без того, чтобы конкурент также предоставлял авторские модификации первоначальному дистрибьютору, тем самым избегая проблемы безбилетника .
Copyleft позволяет программистам-волонтерам и организациям чувствовать себя вовлеченными и вносить свой вклад в программное обеспечение, а также быть уверенными, что любые будущие производные останутся для них доступными, и что их вклад является частью более широкой цели, такой как разработка ядра операционной системы (ОС). Программное обеспечение с авторским левом ясно дает понять намерение никогда не злоупотреблять и не скрывать какие-либо предоставленные знания. Copyleft также гарантирует, что все участвующие программисты и компании не смогут создавать проприетарные версии, тем самым получая коммерческое преимущество перед другими.
Некоторые утверждают, что инвестиции в исследования и разработки бизнес-моделей, использующих произведения с авторским левом, являются слабыми. [ нужна ссылка ] , не имея эксклюзивных прав на прибыль, полученную в результате. С экономической точки зрения авторское лево считается единственным механизмом, способным конкурировать с фирмами-монополистами, которые полагаются на финансовую эксплуатацию законов об авторском праве, товарных знаках и патентах.
Распространение [ править ]
У коммерческих дистрибьюторов дистрибутивов Linux (таких как Red Hat и Mandriva ) могли быть взлеты и падения. [ нужна ссылка ] найти успешную конструкцию (или бизнес-модель ) для создания такого бизнеса, но со временем было показано, что это возможно. [ нужна ссылка ] основывать бизнес на коммерческих услугах, связанных с произведениями, защищенными авторским левом.
Один известный [ мнение ] Примером может служить Mandrake, которая была одной из первых компаний, добившихся успеха на фондовом рынке после краха значительной части рынка ИТ в начале 21 века. Им также удалось убедить правительственные органы перейти на другую работу. [ нужна ссылка ] на Mandriva , дистрибутив Linux, который они разработали и поддерживали. Mandriva подала заявление об административном конкурсе в начале 2015 года и была ликвидирована 22 мая 2015 года. [3] Дистрибутив Mandriva Linux продолжает существовать как OpenMandriva Lx . Известные форки включают Mageia Linux и ROSA Linux .
Однако, за исключением некоторых заметных исключений, таких как операционные системы, одобренные Фондом свободного программного обеспечения как соответствующие GNU FSDG (Руководство по распространению свободных систем), [4] большинство проектов по распространению Linux не стремятся активно ограничить количество распространяемого проприетарного программного обеспечения или ограничить распространение несвободных лицензий в связи с дистрибутивами, которые разрабатываются и поддерживаются.
Пока примеров мало [ нужна ссылка ] малых и средних предприятий, рискнувших совершить такой скачок ради своего основного бизнеса . UserLinux , проект, созданный Брюсом Перенсом , поддержал появление такого малого бизнеса, основанного на свободном программном обеспечении , то есть компьютерных программах с авторским левом или иным образом свободно лицензируемых компьютерных программах. На веб-сайте UserLinux были представлены некоторые тематические исследования и истории успеха таких предприятий. [5] Однако по мере того, как Canonical Ltd. и Ubuntu набирали популярность, проект UserLinux так и не выпустил никакого программного обеспечения и в конечном итоге был заброшен.
Искусство [ править ]
Предоставление коммерческих услуг для художественных произведений с авторским левом на практике сложнее, чем при разработке программного обеспечения. [ нужна ссылка ] . Публичные выступления можно считать одними из немногих. [ нужна ссылка ] возможности предоставления таких услуг.
Музыкальная индустрия возражала против программного обеспечения для однорангового обмена файлами, но Electronic Frontier Foundation (EFF) дал несколько предложений по решению этой проблемы. [6] [ нужны дальнейшие объяснения ]
Противники концепции авторских опубликованных произведений считают, что сравнение опубликованных произведений и материальной собственности вводит в заблуждение. [ нужна ссылка ] Предоставление кому-либо физического объекта приводит к потере владения и контроля над этим предметом и может потребовать запроса чего-то взамен, оплаты или бартера, в отличие от того, когда кто-то дает кому-то идею, он ничего не теряет и не должен ничего просить взамен. .
Часто художественные произведения с авторским левом могут рассматриваться как выполняющие (вспомогательную) рекламную функцию, продвигая другие произведения того же художника (художников), которые могут или не могут быть собственностью. Художники, придерживающиеся бескомпромиссного авторского лева на всю свою художественную продукцию, могли бы, помимо услуг и консультаций, вернуться к своего рода покровительству (иногда рассматриваемому как ограничение творческой свободы). [ мнение ] ), или к другим источникам дохода, не связанным с их художественным творчеством (и, таким образом, в основном ограничивающим время, которое они могут посвятить художественному творчеству). Меньшее, что можно сказать, это то, что авторское лево в искусстве имеет тенденцию удерживать созданное таким образом искусство как можно дальше от коммерческой арены. [ мнение ] - что некоторые считают внутренней позитивной целью. [ нужна ссылка ]
Некоторые артисты, такие как Girl Talk и Nine Inch Nails , используют лицензии с авторским левом, такие как лицензия Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike, которые не допускают коммерческого использования. Таким образом, они могут продавать произведения, которые они изобрели, без необходимости конкурировать с другими, продающими копии тех же произведений. Однако некоторые утверждают, что лицензия Attribution-NonCommercialShareAlike не является настоящим авторским левом, поскольку она не сохраняет свободу пользователей произведения, поскольку некоммерческое ограничение делает произведение собственностью. [7]
Если искусство с авторским левом имеет большую аудиторию со скромными средствами или небольшую аудиторию со значительными богатствами, акт выпуска искусства может быть выставлен на продажу. См. Протокол уличного артиста . Этот подход можно использовать для выпуска новых работ или для повторного лицензирования запатентованных работ как произведений с авторским левом, например, Blender .
См. также [ править ]
- Бизнес-модели для программного обеспечения с открытым исходным кодом
- Экономика с открытым исходным кодом
- Одноранговое производство на основе общин
Ссылки [ править ]
- ^ Карл М. Попп (2015). Лучшие практики коммерческого использования программного обеспечения с открытым исходным кодом . Нордерштедт, Германия: BOD. ISBN 978-3738619096 .
- ^ Открытый исходный код и коммерческое программное обеспечение: почему несвободное программное обеспечение никуда не денется . 14 октября 2005 г.
- ^ Майкл, Ларабель (26 мая 2015 г.). «Прощай, Мандрива, ее ликвидируют» . Фороникс . Проверено 26 мая 2015 г.
- ^ «Бесплатные дистрибутивы GNU/Linux» . Операционная система GNU . Фонд свободного программного обеспечения.
- ^ Case_Studies на userlinux.com (архив 2007 г.)
- ^ «Предложения EFF по одноранговому обмену музыкальными файлами» . Архивировано из оригинала 30 августа 2008 г. Проверено 4 декабря 2016 г.
- ^ «Некоммерческое Sharealike не имеет авторского лева» . 24 февраля 2008 г.