Сиротский фильм
Сиротские кинофото – это кинопроизведение , от которого отказался его владелец или правообладатель . Этот термин также иногда может относиться к любому фильму, подвергшемуся пренебрежению.
История
[ редактировать ]Точное происхождение термина «сиротский фильм» неясно. Однако к 1990-м годам киноархивисты обычно использовали этот разговорный оборот для обозначения фильмов, оставленных их владельцами. К концу десятилетия эта фраза стала основной метафорой сохранения фильмов сначала в Соединенных Штатах, а затем и во всем мире. [1]
Определение
[ редактировать ]Историки и архивисты определяют этот термин как в узком, так и в широком смысле. В отчете Библиотекаря Конгресса США « Сохранение фильмов» за 1993 год было предложено первое определение. В качестве категории так называемых сиротских произведений к сиротским фильмам относятся фильмы, «у которых нет ни явных правообладателей, ни коммерческого потенциала», чтобы платить за их сохранение. [2] Однако гораздо более широкая группа произведений подпадает под категорию «сирот», когда этот термин расширяется и включает в себя всевозможные фильмы, которыми пренебрегли. Пренебрежение может быть физическим (испорченный отпечаток фильма), коммерческим (неизданный фильм), культурным (цензурированные кадры), историческим (забытая постановка времен Первой мировой войны) или техническим (кадры из телевизионных рекламных роликов и сериалов или музыкальных клипов).
Эта более широкая концепция обычно иллюстрируется списком потерянных жанров. В книге «Переосмысление сохранения пленки: национальный план » (1994 г.) [3] Библиотекарь Конгресса назвал кинохронику, реалити-шоу, немое кино, экспериментальные произведения, домашнее кино, независимые игровые и документальные фильмы, политическую рекламу, любительские кадры, а также рекламные, образовательные и промышленные фильмы культурно значимыми сиротами. К этому Национальный фонд сохранения фильмов добавляет анимацию, этнические фильмы, антропологические кадры и фрагменты. (См. «Что такое фильмы-сироты» .)
В течение десятилетия этот эпитет был принят учеными и педагогами. Например, в книге «Опыт кино: введение» (2004) Тимоти Корриган и Патрисия Уайт включили раздел о фильмах-сиротах, определяя их просто как «любые фильмы, которые сохранились, но не имеют коммерческих интересов для оплаты расходов на их сохранение». ." [4]
Если определить таким образом, то больше фильмов остаются сиротами, чем нет. Многие из них точнее назвать «отснятыми материалами», т. е. записями, снятыми на целлулоид, но не предназначенными для законченных произведений или театральных релизов. Миллионы футов домашних фильмов и отрывков из кинохроники превосходят количество кинопленки, использованной для создания всех художественных фильмов, когда-либо выпущенных голливудскими студиями.
Движение
[ редактировать ]Возрождающийся интерес к этим фильмам обусловлен их ценностью как культурных и исторических артефактов. Документалисты, режиссеры, историки, кураторы, коллекционеры и ученые объединили усилия с архивистами, потому что они считают сиротами не только исторические документы, но и свидетельства альтернативной, подавленной, меньшинственной или забытой истории.
С 1999 года сотни этих преданных собираются на проводимый раз в два года Симпозиум фильмов о сиротах . Во введении к антологии Mining the Home Movie (2008) Карен Ишизука и Патриция Циммерманн оценивают влияние этих симпозиумов:
В 1999 году историк кино Дэн Стрейбл и несколько других междисциплинарных преподавателей Университета Южной Каролины инициировали симпозиум по фильмам-сиротам, который собрал вместе архивистов, историков кино, художников, кураторов и других специалистов для обсуждения и показа работ в строгом научном контексте. Симпозиум фильмов о сиротах I назывался «Сироты бури: спасение фильмов о сиротах в эпоху цифровых технологий» и проводился в сентябре 1999 года. Второй симпозиум фильмов о сиротах «Документирование 20-го века» проводился в марте 2001 года; Третий симпозиум фильмов для детей-сирот «Звук/Музыка/Голос: прослушивание фильмов для детей-сирот» в сентябре 2002 г.; и Симпозиум фильмов о сиротах IV «Местоположение: место и регион в забытых фильмах» в марте 2004 года. Эти четыре симпозиума послужили основой для новых исследований и кураторской деятельности и способствовали повышению внимания к делу фильмов о сиротах. Они также предоставили значительный академический и кураторский контекст для исследований любительского кино. Симпозиумы фильмов-сирот, а также важное присутствие сиротских, любительских и малогабаритных фильмов в Ассоциации архивистов движущихся изображений на протяжении 1990-х годов и позже предполагают объединение различных международных и региональных движений для более внимательного изучения этих второстепенных кинотеатров. . [5]
После пятого симпозиума по фильмам-сиротам («Наука, промышленность и образование»), состоявшегося в Университете Южной Каролины (март 2006 г.), Нью-Йоркский университет взялся за проект, включив его в состав Департамента кинематографических исследований и его архивирования движущихся изображений и Магистерская программа по сохранению в Школе искусств Тиш . Дети-сироты 6, 7 и 8 произошли в Нью-Йорке. Симпозиум 2008 года был посвящен забытым фильмам и видео, созданным, о, против и под «государством». В выпуске 2010 года «Движущиеся картинки по всему миру» выступили докладчики из 17 стран. В 2012 году Музей движущегося изображения в Квинсе стал одним из организаторов восьмого симпозиума «Сделано, чтобы убеждать». Девятый и десятый симпозиумы проходили в крупных учреждениях за пределами Нью-Йорка. Нидерландский институт кино EYE провел в Амстердаме фильм «Сироты 9» («Будущее устаревания», 2014), собрав участников из 30 стран. Организация «Сироты 10» («Звук», 2016 г.) собралась в кампусе Паккарда Библиотеки Конгресса по сохранению аудиовизуальных материалов в Калпепере, штат Вирджиния.
В 2001 году представители этих академических и архивных профессий начали называть «движение фильмов-сирот». Как написала ученый-архивариус Кэролайн Фрик, некоторые из наиболее активных участников называют себя «сиротами», страстными сторонниками спасения, изучения и показа забытого кино. В 2004 году визуальный антрополог Эмили Коэн написала, что творческий и интеллектуальный фермент движения представляет собой «Манифест орфанистов». [6]
Если говорить более прагматично, то в Соединенных Штатах растущее влияние группы повлияло на дискурс и политику реформы авторского права, присоединившись к более широкому движению за реформу СМИ. Примеры этого включают дело Верховного суда 2003 года «Элдред против Эшкрофта» и отчет Бюро регистрации авторских прав о произведениях-сиротах за 2006 год . В сентябре 2008 года Сенат США принял законопроект (S.2913) «ограничивающий судебные средства правовой защиты в делах о нарушении авторских прав, связанных с произведениями неизвестных авторов», но Палата представителей отложила рассмотрение этой меры.
Хотя представители авторских прав в США ограничивают свое обсуждение более узким определением «сироты» (произведение, правообладатель которого не установлен или правообладатель которого невозможно установить), более широкая концепция — фильм-сирота как заброшенный объект — продолжает использоваться на международном уровне. Киноархивисты, работающие совершенно отдельно в разных странах, уже десять лет используют метафору сирот. В Cinemateca de Cuba, например, термин «huérfanos» использовался для концептуализации утраченных и заброшенных произведений кубинской истории кино, ее «orfandad». Нидерландский музей кино сохраняет и программирует серию неопознанных фрагментов фильмов «Bits & Pieces», своих «подкидышей». Китайский киноархив в Пекине также использует переводимую метафору фильма-сироты. [7]
Еще одним свидетельством международного интереса к фильмам-сиротам стало объявление режиссером Мартином Скорсезе о создании Всемирного фонда кино (WCF) на Каннском кинофестивале 2007 года. В сообщениях прессы говорилось, что WCF сохранит «сиротские» фильмы. Однако к 2008 году в заявлении о миссии WCF говорилось только о «заброшенных» фильмах, а не о сиротах, поскольку фонд помогает финансировать сохранение менее известных театральных фильмов, которые остаются в законной собственности какой-либо стороны. Фонд мирового кино В 2013 году сам фонд был переименован в Проект мирового кино, который курируется Фондом кино Скорсезе, созданным в 1990 году.
В апреле 2008 года Международная федерация киноархивов (FIAF) одобрила «Декларацию о добросовестном использовании и доступе» , в которой говорилось: «FIAF поддерживает усилия по разъяснению правового статуса «сиротских» кинофильмов и связанных с ними рекламных и исторических материалов с целью сохранение и публичный доступ». Вскоре после этого, 4 июня 2008 г., Европейский Союз объявил о подписании нового «Меморандума о взаимопонимании» по сиротским произведениям. Заявление было сделано в рамках Инициативы ЕС по цифровым библиотекам. В число подписантов вошли ключевые учреждения, занимающиеся архивированием движущихся изображений, и представители правообладателей: Association Des Cinematheques Europeennes – Ассоциация европейских киноархивов и синематек , Британская библиотека , Альянс европейских кинокомпаний, Европейская федерация реализаторов аудиовизуальных фильмов , Международная федерация ассоциаций производителей аудиовизуальных материалов. De Films и Международная федерация кинопрокатчиков. [8] В 2010 году Ассоциация европейских киноархивов и синематек провела опрос среди своих членов, чтобы оценить масштабы фильмов-сирот. Согласно этому опросу, более 210 000 фильмов, хранящихся в европейских киноархивах, считаются потерянными. [9] В октябре 2012 года ЕС принял Директиву о произведениях неизвестных авторов 2012/28/EU , которая юридически разрешает (онлайн) использование произведений неизвестных авторов по всей Европе при условии, что ранее был проведен поиск правообладателя. В настоящее время Европейский Союз решает вопросы авторского права, доступа и сохранения в рамках трехлетнего проекта (2013–2016 гг.) FORWARD по созданию реестра фильмов-сирот. Проект, получивший официальное название «Рамка общеевропейского реестра аудиовизуальных произведений, неизвестных», направлен на создание упрощенного процесса определения статуса прав на произведения с движущимися изображениями. См. Project-FORWARD.eu .
См. также
[ редактировать ]- Сиротские произведения
- Фильм, являющийся общественным достоянием
- Сохранение пленки
- Ассоциация архивистов движущихся изображений
- Техасский архив движущихся изображений
- Алан Смити
- Заброшенное ПО
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Грегори Луков, «Политика приютов: рост и влияние метафоры «фильмов-сирот» на современную практику сохранения», доклад, представленный на симпозиуме Университета Южной Каролины «Сироты шторма: спасение фильмов-сирот в эпоху цифровых технологий». ", 23 сентября 1999 г. http://www.sc.edu/filmsymposium/archive/orphans2001/lukow.html . Еще в октябре 1950 года журнал Industrial Marketing назвал 16-миллиметровые фильмы для промышленных продаж фильмами-сиротами. Эксперт по реставрации Роберт Гитт использовал эту метафору еще в 1992 году, имея в виду фильмы, кинохронику и кинескопы немого времени. Роберт Эпштейн, «Добыча золота старых фильмов Голливуда», Los Angeles Times , 16 июля 1992 г., стр. Ф1.
- ^ Сохранение фильмов 1993: Исследование текущего состояния сохранности американских фильмов: отчет библиотекаря Конгресса , Аннетт Мелвилл и Скотт Симмон, Вашингтон, округ Колумбия: NFPB/LOC, 1993. https://www.loc.gov/ фильм/study.html
- ^ Переосмысление сохранения фильмов: национальный план; Рекомендации Библиотекаря Конгресса по результатам консультаций с Национальным советом по сохранению фильмов , координируются Аннетт Мелвилл и Скоттом Симмоном, Вашингтон, округ Колумбия: NFPB/LOC, 1994. https://www.loc.gov/film/plan.html
- ^ Тимоти Корриган и Патрисия Уайт, Опыт кино: Введение (Бостон: Бедфорд/Сент-Мартин, 2004), 391–98. Они добавляют к списку фильмов, созданных правительством, жанры-сироты, цитируя «Что вы должны знать о биологической войне » (1952). Этот фильм можно просмотреть в цифровом формате по адресу https://archive.org/details/WhatYouS1952 как часть коллекции Прелингера. «эфемерных фильмов». Коллекционер-активист Рик Прелингер — один из тех, кто несет наибольшую ответственность за повышение осведомленности о фильмах-сиротах.
- ^ Карен Л. Ишизука и Патрисия Р. Циммерманн, ред. Mining the Home Movie: Раскопки в истории и воспоминаниях (Беркли: University of California Press, 2008), 12–13.
- ^ Кэролайн Фрик, Нация восстановления: архивы кинофильмов и «американское» кинонаследие , докторская дисс. Техасский университет в Остине, 2005 г., Библиотека штата Юта в Остине. PDF-файл. Архивировано 4 июня 2011 г. в Wayback Machine и в книге Фрика «Спасение кино: политика сохранения» (Oxford University Press, готовится к публикации); Эмили Коэн, «Манифест сирот: фильмы-сироты и политика воспроизводства», американский антрополог (декабрь 2004 г.), 719–31.
- ^ Дэн Стрейбл, «Роль фильмов-сирот в архиве 21 века», Cinema Journal 46.3 (весна 2007 г.): 124–28.
- ^ "Извини" .
- ^ «Обследование сиротских произведений ACE | Ассоциация европейских кинематографистов» . Архивировано из оригинала 11 ноября 2014 г. Проверено 11 августа 2014 г.
Библиография
[ редактировать ]- Аш, Марк. «Три вопроса Каллену Галлахеру о симпозиуме по фильмам о сиротах», журнал L, 22 января 2010 г.
- Бойл, Джеймс и др. Доступ к фильмам-сиротам , переданный в Бюро авторских прав Центром изучения общественного достояния юридического факультета Университета Дьюка, март 2005 г.
- Дилан Кейв (2008). « «Рожденный цифровым» - вырастил сироту?: Приобретение цифровых медиа через аналоговую парадигму». Движущееся изображение . 8 : 1–13. дои : 10.1353/mov.0.0002 . S2CID 191967115 .
- Черчи Усай, Паоло . «Что такое фильм-сирота? Определение, обоснование, противоречие». Доклад, представленный на симпозиуме «Сироты бури: спасение фильмов-сирот в эпоху цифровых технологий», Университет Южной Каролины, 23 сентября 1999 г. Стенограмма доступна по адресу http://www.sc.edu/filmsymposium/archive/orphans2001/usai. HTML
- Паоло Черчи Усаи (2009). «Все ли (аналоговые) фильмы «сироты»?: Доцифровая оценка» . Движущееся изображение . 9 : 1–18. дои : 10.1353/mov.0.0028 .
- Коффи, Лиз (2003). «Сироты бури III: Слушаем фильмы для сирот». Движущееся изображение . 3 (2): 128–132. дои : 10.1353/mov.2003.0023 . S2CID 191491354 .
- Коэн, Эмили (2004). «Манифест сирот: фильмы-сироты и политика воспроизводства». Американский антрополог . 106 (4): 719–731. дои : 10.1525/aa.2004.106.4.719 .
- Каллум, Пол. «Сироты! Учёные и любители объединяются, чтобы спасти фильм-сироту», LA Weekly , 26 апреля 2001 г.
- де Клерк, Нико. «Проектирование дома. «Фильмы для сирот» в творчестве Густава Дойча / Проектирование дома: фильмы для сирот в творчестве Густава Дойча». В Густаве Дойче, изд. Вильбирг Брайнин-Донненберг и Михаэль Лебенштайн (Вена: SYNEMA, 2009): 113–22.
- Фишман, Стивен. Общественное достояние: как найти и использовать произведения, музыку, искусство и многое другое , не защищенные авторским правом, 3-е изд. Беркли, Калифорния: Ноло, 2006.
- Фрик, Кэролайн (2008). «За пределами Голливуда: расширение наследия с помощью фильма «Сирота»». Международный журнал исследований наследия . 14 (4): 319–331. дои : 10.1080/13527250802155828 . S2CID 143785649 .
- Фрик, Кэролайн. «Спасение кино: политика сохранения» (Oxford University Press, 2010).
- Голдсмит, Лео. «Приключения в заповеднике: отчет с 7-го симпозиума фильмов о сиротах», Moving Image Source, 10 июня 2010 г.
- Хорак, Ян-Кристофер. (2006). «Предисловие редактора». Движущееся изображение . 6 (2): vi–x. дои : 10.1353/mov.2007.0006 . S2CID 201783292 .
- Хорак, Ян-Кристофер (2005). «Странный случай падения Иерусалима: сироты и киноидентификация». Движущееся изображение . 5 (2): 26–49. дои : 10.1353/mov.2005.0029 . S2CID 191463772 .
- Джонс, Жанна. Прошлое — движущаяся картина: сохранение двадцатого века в кино . Гейнсвилл: Университетское издательство Флориды, 2012. См. главу 3 с подзаголовком «Сироты и культурные войны».
- Кей, Оливия Лори (2010). «Собрание сирот: очерки фильмов и архивов в век информации» (PDF) . Журнал медиапрактики . 11 (3): 253–266. дои : 10.1386/jmpr.11.3.253_1 . S2CID 191598793 .
- Либби, Дженн. «Фильмы о подкидышах: Сироты 5: Наука, промышленность и образование», Afterimage (май/июнь 2006 г.): 11.
- Лонго, Регина. (2007). «Пятый симпозиум фильмов для детей-сирот: наука, промышленность и образование». Движущееся изображение . 7 : 92–94. дои : 10.1353/mov.2007.0024 . S2CID 194009607 .
- Мюссер, Чарльз (2014). «Открытие Union Films и его архивов» . Кинотеатры . 24 (2–3): 125–160. дои : 10.7202/1025151ар .
- Мюссер, Чарльз. Предисловие к «Боевым картинкам: история бокса и раннего кино» , Дэн Стрейбл (Калифорнийский университет Press, 2008), x – xvi.
- «Сирот больше нет: эфемерные фильмы и американская культура», выпуск журнала популярного кино и телевидения 37 (осень 2009 г.), изд. Элизабет Хеффельфингер и Хайде Солбриг.
- Девин Оргерон (2008). «Отчет конференции: Сироты захватывают Манхэттен: 6-й симпозиум фильмов о сиротах, проводимый раз в два года, 26–29 марта 2008 г., Нью-Йорк». Киножурнал . 48 (2): 114–118. дои : 10.1353/cj.0.0086 .
- «Курс «Фильмы-сироты» по показу восьми забытых работ в Гильдии», Los Angeles Times, 23 ноября 1979 г.
- Авторские произведения и массовая оцифровка: препятствия и возможности , Berkeley Technology Law Journal 27.3 (2012): 1251-1550.
- Прелингер, Рик. Полевое руководство по спонсируемым фильмам . Сан-Франциско: Национальный фонд сохранения фильмов, 2006.
- Прелингер, Рик. «О достоинствах ранее существовавшего материала», блог Black Oyster Catcher , 30 мая 2007 г. Переиздано как «Манифест Прелингера: о достоинствах ранее существовавшего материала», Commons Приложение блога , 23 февраля 2010 г.; и в журнале «Содержание» №. 5 (2013).
- Прелингер, Рик, с Рейган Келли. «Панорама Эфемера», Векторы: Журнал культуры и технологий на динамичном языке , том. 2.
- Руффино, Пол. «Фильмы-сироты: пренебрежение фестивальными драгоценностями – забытые фильмы», Комиссия по кинематографии OC , февраль 2012 г., www.orphanfilms.org
- Шварц, Эрик Дж.; Уильямс, Мэтт. (2007). «Доступ к произведениям неизвестных авторов: закон об авторском праве, сохранение и политика». Киножурнал . 46 (2): 139–145. дои : 10.1353/cj.2007.0017 .
- Стрейбл, Дэн (2013). «Сиротское кино». Оксфордские библиографии . дои : 10.1093/обо/9780199791286-0064 .
- Стрейбл, Дэн. (2007). «Роль сиротских фильмов в архиве XXI века». Киножурнал . 46 (3): 124–128. дои : 10.1353/cj.2007.0031 .
- Стрейбл, Дэн. «Сохранение, изучение и показ: история симпозиума фильмов для сирот». В Ежегоднике кинофестивалей 5: Архивные кинофестивали . Под редакцией Алекса Марлоу-Манна (Сент-Эндрюс, Великобритания: Исследования кино Сент-Эндрюса, 2013), 163–76.
- Дэн Стрейбл (2009). «Состояние сиротских фильмов: введение редактора» . Движущееся изображение . 9 . дои : 10.1353/mov.0.0024 .
- Тайнс, Тери. «*Густав Дойч и искусство найденных видеозаписей». Первоначально для Reframe (блог Института кино Tribeca), 6 мая 2009 г. footage.html Доступ через веб-сайт режиссера .
- Ван Гомпель, Стеф; Гугенгольц, П. Бернт (2010). «Проблема сиротских произведений: загадка авторского права при оцифровке крупномасштабных аудиовизуальных архивов и способы ее решения». Популярное общение . 8 : 61–71. дои : 10.1080/15405700903502361 . S2CID 144805153 .
- Уилсон, Рэйчел. «Движущиеся картинки по всему миру: 7-й симпозиум фильмов для детей-сирот», Senses of Cinema, 55 (2010).
- Зибелл Манн, Сара. «Размышление о сироте, через симпозиум Университета Южной Каролины», Информационный бюллетень AMIA 47 (зима 2000 г.), 30, 33.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Веб-сайты симпозиума фильмов о сиротах в Нью-Йоркском университете (факультет кинематографии, Школа искусств Тиш) [1] и в Университете Южной Каролины (программа исследований кино и медиа, Колледж искусств и наук) [2] , в том числе «Что такое сиротский фильм?» http://www.sc.edu/filmsymposium/orphanfilm.html . На этих сайтах размещены аудио- и видеозаписи выступлений на симпозиумах.
- Коллекция симпозиума фильмов о сиротах , Интернет-архив. Создано 3 мая 2010 г.; последнее обновление: 4 июля 2022 г. Аудиовизуальная документация, созданная на Симпозиуме фильмов для детей-сирот, а также различные короткометражные фильмы и видео для детей-сирот.
- Национальный фонд сохранения фильмов
- Веб-сайт «Сиротские произведения» Ассоциации европейских киноархивов и синематек
- Сайт проекта ФОРВАРД
- Подкаст Orphaned Entertainment — обзоры фильмов, являющихся общественным достоянием, и фильмов о сиротах — https://www.orphanedentertainment.com