Фильм, являющийся общественным достоянием
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Общественным достоянием считается фильм, который не защищен авторским правом . Фильм может не иметь защиты авторских прав по разным причинам, но часто это происходит после окончания срока действия авторских прав. Поскольку срок действия авторских прав зависит от страны , некоторые фильмы могут быть общественным достоянием в одной стране, но не в другой. Например, фильм «Метрополис» стал общественным достоянием США в 2023 году, но в соответствии с действующим законодательством ЕС об авторском праве фильм останется под защитой авторских прав в Германии и остальной части Европейского Союза до конца 2046 года, через 70 лет после смерти Фрица Ланга. [1]
Из-за относительно более короткой истории кино по сравнению с другими художественными средствами общее количество фильмов в общественном достоянии меньше. Однако многие фильмы стали общественным достоянием, поскольку истек срок действия авторских прав или они были намеренно выпущены их создателями.
Фильм, являющийся общественным достоянием, по странам
[ редактировать ]Япония
[ редактировать ]В 2004 году Япония продлила срок защиты авторских прав на фильмы с 50 до 70 лет. Однако фильмы, выпущенные до 1971 года, остаются под защитой авторских прав до 38 лет после смерти режиссера. [2] [3]
В июле 2006 года по иску компании Paramount Pictures Окружной суд Токио постановил, что фильмы, выпущенные до 1954 года, находятся в общественном достоянии Японии. [4]
В 2008 году после иска Тохо по поводу распространения Акиры Куросавы фильмов Высокий суд по интеллектуальной собственности постановил, что авторские права на фильмы, выпущенные до 1971 года, будут восстановлены, если режиссер умрет менее 38 лет назад. [5]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]В США фильмы, опубликованные до 1978 года, охраняются авторским правом в течение 95 лет. Все кинофильмы, снятые и показанные до 1929 года, бесспорно, являются общественным достоянием в Соединенных Штатах . Эта дата каждый год будет сдвигаться на один год вперед, а это означает, что фильмы, выпущенные в 1929 году, станут общественным достоянием в первый день Нового 2025 года, фильмы 1930 года — в первый день Нового 2026 года и так далее. Все охраняемые авторским правом произведения, созданные государственными служащими США в рамках выполнения своих служебных обязанностей, с момента их создания находятся в общественном достоянии. Статус работ, выполняемых подрядчиками, зависит от условий их договора. Органы власти штата или местные органы власти, которые могут или не могут заявлять об авторских правах на свои произведения, в зависимости от законов штата.
- Примеры фильмов, находящихся в общественном достоянии в США
- «Ночь живых мертвецов» стала общественным достоянием сразу после выпуска из-за неправильного уведомления об авторских правах.
- «Страх и желание» стали общественным достоянием после того, как авторские права на них не были продлены.
- «Крылья» (фильм 1927 года) , первый фильм, получивший премию «Оскар» за лучший фильм , стал достоянием общественности в 2023 году, после окончания его 95-летнего срока действия.
Восстановление авторских прав после Уругвайского раунда
[ редактировать ]Другая проблема конкретно касается авторских прав на иностранные произведения в США. Соглашения Уругвайского раунда об авторском праве привели к тому, что Конгресс США вновь ввел авторские права на некоторые объекты, которые попали в общественное достояние (в разделе 514 Закона URAA ), начиная с 1996 года.
В ходе изменений, внесенных как во внутреннее законодательство США, так и в международные соглашения об авторском праве за последние два десятилетия, авторские права на некоторые произведения, ставшие общественным достоянием, были восстановлены в США, а на многие другие впервые была введена новая защита авторских прав. время. Это было оспорено на том основании, что произведения, оказавшиеся в общественном достоянии, не могут вернуться под защиту авторских прав – это конституционный вопрос. Колеблющийся ход судебных решений по этому вопросу вызвал путаницу: многие важные произведения (например, « Третий человек » ) меняли статус несколько раз за короткий период.
В частности, от холдинга, опубликованного 3 апреля 2009 г., до отмены 21 июня 2010 г., повторное введение авторских прав не разрешалось. Этот короткий период наступил после того, как в 2001 году американское дело «Голан против Гонсалеса» было пересмотрено в деле «Голан против Холдера », в котором было установлено, что формулировка «ограниченного по времени» пункта об авторском праве Конституции США не исключает распространения защиты авторских прав на произведения, ранее находившиеся в общественное достояние. [6]
Первоначально судья Бэбкок постановил, что Первая поправка не применима к возобновлению иностранных исков об авторских правах. Это решение последовало традиции, поскольку Первая поправка (которая защищает от подавления свободы слова со стороны правительства) всегда считалась не имеющей преимущественную силу над предыдущим положением об авторских правах (авторские права обычно принадлежат частным лицам, а не правительству США). Впоследствии Бэбкок отменил свое решение по рекомендации суда более высокой инстанции о том, что такой акт органа правительства (Конгресса) изменил традиционную интерпретацию авторского права и должен подлежать проверке Первой поправкой. Это изменение само по себе было отменено по апелляции и упрощенному решению, вынесенному правительству.Постановление Бэбкока о том, что «в Соединенных Штатах этот свод законов включает основополагающий принцип, согласно которому работа в общественном достоянии остается в общественном достоянии. Удаление произведений из общественного достояния нарушило корыстные интересы истцов согласно Первой поправке», - поэтому больше не применяется. В 2012 году Верховный суд США Решение на Голанах подтвердило способность Конгресса восстанавливать авторские права на произведения, являющиеся общественным достоянием, на основании международного договора.
Обратите внимание, что восстановленные , субтитровые и дублированные версии фильмов сами по себе могут быть защищены авторским правом , даже если другие элементы фильма находятся в общественном достоянии. Таким образом, даже если фильм датирован 1915 годом и как таковой не подлежит защите авторских прав в Соединенных Штатах Америки, версия 2004 года с новыми визуальными или звуковыми элементами (включая добавление новой записи музыки к немому фильму) сама по себе может считаться имеет право на авторские права 2004 года на эти новые элементы. Специальные функции и упаковка сами по себе защищены авторскими правами.
См. также
[ редактировать ]- Список фильмов в общественном достоянии в США
- Список длины авторских прав стран
- Общественное достояние
- Музыка, являющаяся общественным достоянием
- День общественного достояния
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «§ 65 UrhG — Einzelnorm» . www.gesetze-im-internet.de . Проверено 29 апреля 2023 г.
- ^ «Аргумент в пользу распространения охраны авторских прав на кинематографические произведения» . Архивировано из оригинала 4 февраля 2008 года . Проверено 14 марта 2008 г.
- ^ «HDR Япония» . Архивировано из оригинала 29 сентября 2011 года . Проверено 14 марта 2008 г.
- ^ «Paramount Pictures - Японский суд постановил, что фильмы, выпущенные до 1953 года, являются общественным достоянием - Contactmusic News» . Contactmusic.com. 12 июля 2006 г. Проверено 5 декабря 2010 г.
- ^ «Журнал BeatRoute - Ежемесячный источник искусства и развлечений Западной Канады - Архивы - Кино - Куросава, император кино» . Beatroute.ca. Архивировано из оригинала 7 мая 2009 года . Проверено 5 декабря 2010 г.
- ^ Голаны против Холдера , 565 US 302 (2012).