Директива о бесхозных произведениях
директива Европейского Союза | |
![]() | |
Заголовок | Директива о бесхозных произведениях |
---|---|
Сделано | Европейский Парламент и Совет |
Сделано под | Статья 53(1), 62 и 114 |
на журнал Ссылка | L299, 27 октября 2012 г., стр. 1–8. |
История | |
Дата создания | 25 октября 2012 г. |
Вступление в силу | 29 октября 2014 г. |
Дата реализации | 30 октября 2014 г. |
Действующее законодательство |
Директива 2012/28/EU — это директива Европейского парламента и Европейского совета, принятая 25 октября 2012 года и касающаяся определенных видов использования произведений сирот . [ 1 ] Поэтому ее часто называют Директивой о произведениях-сиротах (OWD). [ 2 ]
Директива устанавливает общие правила оцифровки и онлайн-демонстрации произведений-сирот. [ 1 ] После завершения тщательного поиска произведение может быть зарегистрировано в реестре произведений-сирот Ведомства интеллектуальной собственности Европейского Союза. Регистрация произведения в этой базе данных дает право на определенные разрешенные виды использования этого произведения учреждениями культурного наследия. Только такие учреждения имеют право внести в реестр осиротевшее произведение. [ 3 ] Если владелец авторских прав заявит об этом позже, он имеет право прекратить использование произведения учреждением и потребовать уплату ретроактивного лицензионного сбора.
Требования директивы к тщательному поиску подверглись критике как обременительные и неработоспособные.
Основа
[ редактировать ]Сиротские произведения — это произведения, такие как книги, газетные статьи или фильмы, которые могут быть защищены авторским правом , но правообладатель которых не может быть найден. Значительная часть коллекций европейских культурных учреждений представляет собой произведения сирот (например, по оценкам Британской библиотеки, 40 процентов ее коллекций, защищенных авторским правом, а это в общей сложности 150 миллионов произведений, являются произведениями сирот). [ 4 ] Произведения-сироты не доступны для легального использования кинематографистами, архивистами, писателями, музыкантами и телеведущими. Публичные библиотеки, образовательные учреждения и музеи, которые оцифровывают старые рукописи, книги, звукозаписи и фильмы, могут отказаться от оцифровки произведений сирот или сделать произведения сирот доступными для публики. [ 5 ] опасаясь, что вновь появившийся правообладатель может подать на них в суд о возмещении ущерба. [ 6 ]
ЕС разработал крупномасштабные программы оцифровки (такие как Europeana ), и для того, чтобы эти программы были успешными, необходимо установить общие правила обращения с сиротскими произведениями. [ 4 ]
К началу 2016 года, более чем через три года после принятия директивы, в реестре сиротских произведений содержалось всего 1435 произведений, что критики назвали доказательством того, что «подход ЕС к сиротским произведениям неоправданно сложен и не позволяет адекватно решить проблему, которую он пытается решить». », а именно: обеспечение возможности массовой оцифровки. [ 7 ] Спустя шесть лет, в 2018 году, их число достигло 6000. [ 3 ]
Работы, подпадающие под действие Директивы
[ редактировать ]Эта директива применяется к следующим сиротским произведениям, созданным в ЕС:
- печатная продукция (книги, журналы, журналы и газеты)
- кинематографические и аудиовизуальные произведения
- фонограммы
- произведения, встроенные или включенные в другие произведения или фонограммы (например, изображения в книге)
При определенных условиях директива может также применяться к неопубликованным произведениям (например, письмам или рукописям). [ 4 ] том, подпадают ли потерянные программы и видеоигры под определение аудиовизуальных произведений . Спорным остается вопрос о [ 8 ]
Функция
[ редактировать ]Директива содержит положения о том, как выявлять сиротские произведения. Организация, желающая оцифровать рассматриваемое произведение, должна провести тщательный поиск его правообладателя. В этом поиске следует полагаться на такие источники, как базы данных и реестры, такие как ARROW. [ 9 ] для текстовых и графических работ. реестр фильмов-сирот. В настоящее время ведется [ когда? ] разработан ACE – Ассоциацией европейских киноархивов и синематек в рамках проекта FORWARD. [ 10 ] В рамках проекта EnDOW также были разработаны рекомендации и инструменты тщательного поиска. [ 11 ] К 2017 году его инструмент для тщательного поиска был доступен в 20 государствах-членах Европейского Союза. [ 12 ] Примерно в то же время исследование, проведенное исследователями EnDOW, предупредило, что «отсутствие иерархической достоверности соответствующих источников для тщательного поиска делает очистку прав неопределенным» и что «только свободный доступ к иерархическим источникам сделает усердный поиск работоспособным». [ 13 ] Во время принятия директивы в 2012 году предполагалось, что другие сектора разработают аналогичные информационные базы данных. [ 4 ]
Директива также устанавливает, что если в результате поиска не будет установлена личность или местонахождение правообладателя, произведение официально признается произведением-сиротой. Этот статус будет действителен на всей территории Европейского Союза , что означает, что организация сможет сделать его доступным онлайн во всех государствах-членах. Директива также предусматривала создание единого европейского реестра всех признанных произведений-сирот, который будет создан и управляться EUIPO , Ведомством интеллектуальной собственности Европейского Союза, базирующимся в Аликанте . [ 4 ] Эта база данных была запущена в октябре 2014 года как общедоступная онлайн-платформа. [ 14 ]
Произведения, идентифицированные как произведения неизвестных авторов, могут быть использованы организациями-бенефициарами для достижения целей, связанных с их миссией, связанной с общественными интересами. Им будет разрешено заключать государственно-частные партнерства с коммерческими операторами и получать доходы от использования сиротских произведений для покрытия затрат на оцифровку. [ 4 ]
В соответствии с этой директивой вновь появившийся правообладатель может заявить о своих авторских правах и тем самым прекратить статус сиротского произведения. [ 4 ] и имеет право на лицензионные сборы от учреждения культуры за использование произведения, пока оно находилось в статусе сироты. [ 3 ]
На принятие Директивы повлияло исследование состояния законодательства об интеллектуальной собственности в Соединенном Королевстве, названное « Обзор Харгривса интеллектуальной собственности и роста» . Джеймс Бойл , один из экспертов, с которыми консультировался журнал Review, признал директиву «началом», но высказал критику результирующей политики: [ 15 ]
Короче говоря, эта схема является в значительной степени институциональной, этатистской и негибкой. Его положения действительно могут использоваться только образовательными учреждениями и учреждениями культурного наследия, только в некоммерческих целях, а длительные и дорогостоящие положения о лицензировании предназначены для защиты денежных интересов – почти наверняка – несуществующих правообладателей. ЕС, похоже, никогда не осознавал идею о том, что граждане также должны иметь доступ к сиротским произведениям для целей, которые почти наверняка не представляют угрозы для любого живого правообладателя.
Выполнение
[ редактировать ]Датой реализации было 30 октября 2014 года.
Реализация в Великобритании
[ редактировать ]До OWD в 2012 году был опубликован ряд исследований, призванных пролить свет на вопросы, касающиеся сиротских произведений. [ 16 ]
- 2006: Обзор интеллектуальной собственности Гауэрса
- 2009: Объединенный комитет информационных систем (JISC) / Наоми Корн Ин из отчета Cold.
- 2011: Британская библиотека / ARROW (Доступные реестры информации о правах и произведения, авторы которых неизвестны). в поисках новых ландшафтов. Отчет Барбары Стрэттон
- 2011: Цифровые возможности , Ян Харгривз
- 2012: Ведомства интеллектуальной собственности Великобритании об оценке воздействия сиротских произведений Отчет
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Сиротские произведения» . Европейская комиссия . Проверено 27 мая 2014 г.
- ^ «Комиссар Барнье приветствует окончательное принятие Советом Директивы о бесхозных произведениях» . Европейская Комиссия - Европейская Комиссия . Европейская комиссия. 2012 . Проверено 13 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Мартинес, Мериса; Террас, Мелисса (13 мая 2019 г.). « «Не принято»: система лицензирования произведений сиротских произведений в Великобритании и как кризис авторских прав в секторе культурного наследия ограничивает доступ к цифровому контенту» . Открытая гуманитарная библиотека . 5 (1):36. дои : 10.16995/ол.335 . hdl : 20.500.11820/4b54f86f-11a9-4835-bffa-6eb998863bd1 . ISSN 2056-6700 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Памятка – Сиротские произведения – Часто задаваемые вопросы» . europa.eu . Европейская комиссия. 4 октября 2012 года . Проверено 27 мая 2014 г.
- ^ Нетанель, Нил (2008). Парадокс авторского права . Издательство Оксфордского университета, США. п. 200. ИСБН 978-0-19-513762-0 .
- ^ Боргман, Кристин Л. (2007). Стипендия в эпоху цифровых технологий: информация, инфраструктура и Интернет . МТИ Пресс. п. 108 . ISBN 978-0-262-02619-2 .
- ^ Зейнстра, Мартен (16 февраля 2016 г.). «Исследование: Директива о произведениях-сиротах не работает для массовой оцифровки» . Международная Коммуникационная Ассоциация . Проверено 4 января 2020 г.
- ^ Майер, Хенрике (2015). «Игры как проблемы авторского права на культурное наследие для сохранения (сиротских) видеоигр в ЕС» (PDF) . ДЖИПИТЕК . Берлинский университет Гумбольдта . п. 120 . Проверено 18 января 2016 г.
- ^ «О Стрелке | Стрелке» . Архивировано из оригинала 15 июля 2017 года . Проверено 26 апреля 2020 г. .
- ^ "Дом" . проект-forward.eu .
- ^ «EnDOW — Профиль проекта Heritage Plus — Портал наследия» . www.heritageportal.eu . Архивировано из оригинала 14 мая 2018 года.
- ^ Маурицио (22 декабря 2017 г.). «Список источников для усердного поиска в 20 европейских странах» . усердный поиск . Проверено 4 января 2020 г.
- ^ Маурицио (19 июня 2017 г.). «Отчет: Только свободный доступ к иерархизированным источникам сделает «Духовный поиск» работоспособным» . усердный поиск . Проверено 4 января 2020 г.
- ^ «База данных сиротских произведений запущена» . euipo.europa.eu . 27 октября 2014 года . Проверено 4 января 2020 г.
- ^ «(Когда) возможна реформа авторского права? Уроки обзора Харгривза» Джеймса Бойла (2015), также в: Окедиджи, Рут Л., изд. (30 марта 2017 г.). Авторское право в эпоху ограничений и исключений . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-316-56526-1 .
- ^ Мартинес, Мериса; Террас, Мелисса (2019). « «Не принято»: система лицензирования произведений сиротских произведений в Великобритании и как кризис авторских прав в секторе культурного наследия ограничивает доступ к цифровому контенту» . Открытая гуманитарная библиотека . 5 (1). дои : 10.16995/olh.335 . hdl : 20.500.11820/4b54f86f-11a9-4835-bffa-6eb998863bd1 . ISSN 2056-6700 . S2CID 182941857 . Проверено 11 июня 2022 г.