Стратегия ЕС для Южного Кавказа
Стратегия ЕС для Южного Кавказа | |
---|---|
![]() | |
Ратифицирован | 20 мая 2010 г. |
Расположение | Страсбург , Франция |
По заказу | Европейский парламент |
Предмет | Отношения между Южным Кавказом и Европейским Союзом |
Официальный сайт | |
www.europarl.europa |
Стратегия ЕС для Южного Кавказа – это долгосрочная стратегия, направленная на создание безопасной политической, экономической и социальной среды вблизи восточных границ Европейского Союза . Это цель Европейской политики соседства и предстоящей программы Восточного партнерства . [1]
Фон
[ редактировать ]8 декабря 2009 года Совет ЕС по иностранным делам подтвердил свое намерение способствовать стабильности, сотрудничеству, процветанию, демократии и хорошему управлению во всем регионе Южного Кавказа , в том числе посредством программ технической помощи. Впоследствии был составлен и обсужден обширный доклад. Предложение было принято 17 марта 2010 года Комитетом Европейского парламента по международной торговле и 8 апреля 2010 года Комитетом Европейского парламента по промышленности, исследованиям и энергетике . Предложение было принято большинством голосов Европейского парламента 20 мая 2010 года. [2]
Стратегия
[ редактировать ]
Учитывая, что региону Южного Кавказа угрожают конфликты в Абхазии , Южной Осетии и Нагорном Карабахе , политика ЕС в отношении региона сосредоточена, прежде всего, на поиске долгосрочных решений этих конфликтов и обеспечении мира и стабильности в регионе. [3] Стратегия также поддерживает продолжающуюся экономическую и политическую интеграцию трех стран Южного Кавказа с ЕС. Стратегия подчеркивает необходимость подписания Соглашения об ассоциации с DCFTA как способа содействия экономическому развитию, усиления региональной интеграции, увеличения торговли и искоренения бедности. Стратегия подтверждает важность Парламентской ассамблеи Евронест как важнейшего многостороннего механизма интенсивного межпарламентского диалога между Европейским парламентом и восточными партнерами ЕС, включая Армению, Азербайджан и Грузию, с целью приближения этих стран к ЕС. Наконец, в отчете поддерживается долгосрочное участие ЕС и других организаций, таких как Организация Черноморского экономического сотрудничества , в регионе как средство стимулирования трансграничного сотрудничества, поддержания мира и уважения прав человека , а также достижения устойчивого роста и развития. процветание. [2]
Потенциальное членство в ЕС
[ редактировать ]
В докладе подтверждены перспективы углубления двусторонних отношений со странами Южного Кавказа путем установления новых договорных отношений в форме Соглашений об ассоциации. ЕС ожидает, что реализация соглашений об ассоциации Арменией, Азербайджаном и Грузией ускорит процесс экономической и политической интеграции с ЕС. Стратегия также подчеркивает геополитическую важность региона для ЕС и то, что развитию сотрудничества со странами Южного Кавказа следует уделять первоочередное внимание. [2] Стратегия также призывает Европейскую комиссию заключить соглашения о свободной торговле со всеми тремя странами Южного Кавказа.
Подход ЕС к грузинскому конфликту
[ редактировать ]ЕС подтверждает свою безоговорочную поддержку суверенитета , территориальной целостности и нерушимости международно признанных границ Грузии и призывает Россию уважать их; призывает власти Грузии предпринять дальнейшие усилия для достижения урегулирования внутренних конфликтов Грузии в Абхазии и Южной Осетии.
ЕС серьезно обеспокоен использованием этнических чисток в качестве прелюдии к российским признание югоосетинской и абхазской государственности; с удовлетворением отмечает, что международное сообщество по-прежнему едино в своем неприятии односторонней декларациинезависимость; призывает Россию выполнить свои обязательства по Соглашению о прекращении огня отвести свои войска на позиции, которые они занимали до начала августовской войны 2008 года, и прекратить блокирование доступа МНЕС Грузии в Южную Осетию и Абхазию; ЕС подчеркивает важность защиты безопасности и прав этнических грузин, все еще проживающих в отколовшихся регионах, содействия уважению права перемещенных лиц на возвращение в безопасных и достойных условиях, достижения уменьшения характера «железного занавеса» де-факто границ и получение возможностей для ЕС и других международных игроков по оказанию помощи людям в двух регионах; подчеркивает необходимость более четко определенных краткосрочных и среднесрочных целей в этом отношении. [4]
Подход ЕС к нагорно-карабахскому конфликту
[ редактировать ]В настоящее время ЕС занимает ограниченную позицию в отношении нагорно-карабахского конфликта. Однако ЕС неоднократно призывал к долгосрочному решению конфликта. [5]
В своей резолюции «Стратегия для Южного Кавказа» ЕС призывает стороны активизировать свои усилия по мирным переговорам с целью урегулирования, проявить более конструктивную позицию и отказаться от предпочтений по увековечению статус-кво, созданного силой и без каких-либо усилий. международная легитимность, создавая тем самым нестабильность и продлевая страдания пострадавшего от войны населения; осуждает идею военного решения и тяжелые последствия уже примененной военной силы и призывает обе стороны избегать любых дальнейших нарушений соглашения о прекращении огня 1994 года .
ЕС серьезно обеспокоен тем, что сотни тысяч беженцев и вынужденных переселенцев , покинувших свои дома во время или в связи с войной в Нагорном Карабахе, остаются перемещенными и лишены своих прав, включая право на возвращение, права собственности и право на личную безопасность; призывает все стороны однозначно и безоговорочно признать эти права, необходимость их скорейшей реализации и скорейшего решения этой проблемы с соблюдением принципов международного права; требует в этой связи вывода армянских войск со всех оккупированных территорий Азербайджана, сопровождаемого развертыванием международных сил, которые будут организованы в соответствии с Уставом ООН для обеспечения необходимых гарантий безопасности в переходный период, что обеспечит безопасность населения Нагорного Карабаха и позволить перемещенным лицам вернуться в свои дома и дальнейшие конфликты, вызванные бездомностью . предотвратить [6]
Деятельность ЕС по поддержке демократизации, надлежащего управления и верховенства закона
[ редактировать ]Поддержка надлежащего управления, верховенства закона и демократизации былапостоянно определяется в качестве основного приоритета в основных политических документах во всех трех странах.страны. В страновых отчетах, подготовленных Европейской комиссией В 2005 году политические вопросы, вопросы верховенства закона и прав человека были отмечены какобласти, где реформы должны быть заметно усилены и где сотрудничествос ЕС должно развиваться для всех трех кавказских стран. Они быливпоследствии определенные в качестве основных приоритетов в Планах действий, подписанных с Армения , Азербайджан и Грузия в 2006 году. [3]
Политика ЕС подчеркивает, что демократизация, хорошее управление, политический плюрализм, верховенство закона, права человека и основные свободы имеют первостепенное значение для определения будущих отношений Армении, Азербайджана и Грузии с ЕС; призывает страны возобновить усилия по полной реализации Планов действий ЕПС и призывает Комиссию продолжать оказывать им помощь в таких усилиях; обеспокоен ограниченным прогрессом, достигнутым странами региона Южного Кавказа в этой области, как показано в отчетах Комиссии за 2009 год и отражено в Совета Европы рекомендациях ; приветствует начало диалога по правам человека между ЕС, Грузией и Арменией и предлагает Азербайджану и ЕС завершить обсуждение эквивалентной структуры сотрудничества.
Последние события
[ редактировать ]В июле 2021 года Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель заявил, что ЕС следует активнее участвовать в кавказском регионе и стремиться к дальнейшему укреплению экономического и политического сотрудничества в этом регионе. Министры иностранных дел ЕС из Австрии, Литвы и Румынии посетили Армению, Азербайджан и Грузию по поручению Высоких представителей. Делегация, возглавляемая специальным представителем Европейского Союза Тойво Клааром, встретилась с лидерами всех трех стран Южного Кавказа. Делегация подчеркнула, что ЕС будет играть более активную роль в разрешении конфликтов в странах Восточного соседства. Делегаты также подтвердили важность Восточного партнерства в сближении трех партнеров с ЕС. В свою очередь, лидеры каждой страны-партнера выразили признательность за визит ЕС и подчеркнули свою готовность сотрудничать с ЕС в вопросах регионального экономического развития и что они ценят роль ЕС в содействии примирению и разрешению конфликтов. [7]
6 октября 2022 года премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Азербайджана Ильхам Алиев встретились на саммите Европейского политического сообщества в Праге, пытаясь разрешить затянувшийся нагорно-карабахский конфликт и недавний пограничный кризис между Арменией и Азербайджаном . По итогам встречи было заявлено, что обе стороны договорились о развертывании миссии под руководством Европейского Союза , которая будет размещена на армянской стороне их общей границы сроком на два месяца, начиная с октября 2022 года. [8] [9] Заявленная цель миссии - «укрепить доверие и посредством своих отчетов внести вклад в работу пограничных комиссий» по делимитации границы между двумя сторонами.
См. также
[ редактировать ]- Отношения Армения-Европейский Союз
- Ассоциация Трио
- Отношения Азербайджана и Европейского Союза
- Европейская интеграция
- Международные отношения Европейского Союза
- Отношения Грузии и Европейского Союза
- Постсоветские конфликты
- Потенциальное расширение Европейского Союза
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Приняты тексты – Необходимость стратегии ЕС для Южного Кавказа – четверг, 20 мая 2010 г.» . www.europarl.europa.eu .
- ^ Jump up to: а б с КИРИЛОВ, Евгений. «Отчет о необходимости стратегии ЕС для Южного Кавказа | A7-0123/2010 | Европейский парламент» . www.europarl.europa.eu .
- ^ Jump up to: а б Делькур, Лор (1 июня 2011 г.). « «Приближение Южного Кавказа к Европе – достижения и проблемы в реализации ЕПС» » – через www.academia.edu.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Комитет иностранных дел, ПРОЕКТ ОТЧЕТА о стратегии ЕС на Южном Кавказе (2009/2216 (INI)» (PDF) .
- ^ «[Мнение] ЕС и Нагорный Карабах: подход «лучше, чем ничего»» . EUobserver .
- ^ «Резолюция Европейского парламента от 20 мая 2010 года о необходимости стратегии ЕС для Южного Кавказа (2009/2216(INI)) - Армения | ReliefWeb» .
- ^ «Почему нам нужно больше участия ЕС на Южном Кавказе | Веб-сайт ЕСВД» .
- ^ «Заявление по итогам четырехсторонней встречи президента Алиева, премьер-министра Пашиняна, президента Макрона и президента Мишеля, 6 октября 2022 года» . www.consilium.europa.eu .
- ^ «Лидеры Армении и Азербайджана согласились на проведение гражданской миссии ЕС вдоль границы» . РадиоСвободная Европа/РадиоСвобода .