Отношения Ирака и Европейского Союза
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
![]() | |
![]() Евросоюз |
![]() Ирак |
---|
Отношения Ирака и Европейского Союза (ЕС) – это международные отношения между Ираком и ЕС . Отношения были напряженными с начала 1990-х годов, но сейчас постепенно улучшаются. В Брюсселе Ирак в основном считался подпадающим под зону ответственности США, независимо от тесных экономических связей между некоторыми европейскими государствами и Ираком Саддама Хусейна до введения режима международных санкций или участия пяти европейских стран в возглавляемой США вторжение и оккупация страны. [ 1 ] Если в вступление Турции ЕС состоится, Ирак будет граничить с Европейским Союзом .
Фон
[ редактировать ]Различия в подходах Европы и США к проблеме Ирака начали проявляться в 1990-е годы. [ 2 ] Этот период после изгнания Ирака из Кувейта в 1991 году характеризовался политикой сдерживания. Однако наряду с этой политикой Соединенные Штаты стали все активнее участвовать в защите демократии в арабских государствах - процесс, не имеющий аналогов в Европе. Медленный переход Вашингтона от политики сдерживания к политике смены режима достиг важной вехи в 1998 году, когда администрация Клинтона приняла Закон об освобождении Ирака . Никакого параллельного движения в Европе не произошло.
Европейская оппозиция политике смены режима в Ираке привела к тому, что в Европе практически не обсуждался вопрос о том, как может выглядеть постсаддамовский Ирак. также наблюдалась выраженная настороженность В континентальной Европе в отношении иракской оппозиции. Даже конференцию по вопросу демократии в Ираке в декабре 2002 года пришлось перенести из Брюсселя в Лондон из-за деликатности этой темы для континентальных европейцев. В Великобритании, стране, наиболее близкой к Соединенным Штатам по Ираку, отношения между иракскими оппозиционерами и официальными кругами были немногочисленными.
Европы Общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ) возникла после Маастрихтского договора в 1993 году. В 1999 году ОВПБ укрепилась посредством создания должности ее верховного представителя. Иракский кризис стал самым серьёзным испытанием, с которым до сих пор приходилось сталкиваться ОВПБ. Ирак, однако, увидел, что ЕС не может действовать как единое целое. Скорее, приближение реального кризиса привело к расколу основных держав ЕС; с Францией и Германией, выступающими против планов вторжения в Ирак под руководством США; и Великобритания твердо встала на сторону Америки и направила войска для вторжения. [ 2 ] Другие европейские страны придерживались той или иной позиции, многие из которых внесли свой вклад в многонациональные силы в Ираке .
Разногласия в подходе к войне в Ираке 2003 года
[ редактировать ]Обеспокоенность по поводу амбиций режима Саддама Хусейна и возможности того, что Ирак скрывает аспекты своей программы создания оружия массового уничтожения (ОМУ) от инспекционных групп Организации Объединенных Наций, была общей для Соединенных Штатов и всех государств-членов Европейского Союза . На основе этой общей озабоченности 9 ноября 2002 года была принята резолюция 1441 Совета Безопасности , с появлением единства внутри ЕС. Однако уже были заметны свидетельства различной ориентации стран ЕС на применение силы.
Франция и Германия
[ редактировать ]Во Франции и Германии готовность открыто порвать с Вашингтоном по этому вопросу была особенно заметна с самого начала. Администрация США отметила и была возмущена использованием популистской антивоенной риторики тогдашнего канцлера Германии Герхарда Шредера в его заявке на переизбрание в сентябре 2002 года. Это был первый признак новой атмосферы взаимного нетерпения и раздражения между США и некоторые страны Западной Европы . министра обороны США Дональда Рамсфелда Часто цитируемые комментарии , сделанные в это время, разграничивали «Старую Европу» (Францию и Германию) и «Новую Европу» (страны Центральной Европы ), которые больше симпатизировали позиции Америки по вопросу Ирак подтвердил позицию взаимной подозрительности, возникшую между администрацией США и правительствами Франции и Германии.
Поскольку в первые месяцы 2003 года военные действия стали выглядеть все более и более неизбежными, президент Франции Жак Ширак стал главным выразителем мнения, что инспекторам ООН по вооружениям нужно больше времени для поиска в Ираке запрещенного оружия. Он поддержал просьбу главного инспектора ООН по ядерному оружию Мохамеда Эль-Барадеи о продлении «на несколько месяцев». Президент Франции отметил, что его страна тесно координирует свои позиции с Германией. Германия действительно выразила свое несогласие с голосованием Совета Безопасности ООН по военным действиям и, в отличие от Франции, дала понять, что будет выступать против любого запроса на поддержку военных действий со стороны ООН.
Желание Франции выступать в качестве противовеса Соединенным Штатам на международной арене является неизменной чертой международных отношений. Германия, однако, была одной из наиболее проамериканских стран в Европе, и поэтому ее возникающее противодействие позиции США по Ираку было более удивительным. Это можно рассматривать как аспект растущего стремления Берлина играть независимую, напористую роль в международных делах в соответствии с собственным общественным мнением, а также очень глубокого скептицизма в Европе относительно причин войны с Ираком.
Великобритания и Испания
[ редактировать ]Противником возникающего франко-германского альянса против войны были страны, представляющие как «Старую», так и «Новую» Европу, по терминологии госсекретаря Рамсфелда. Что касается первой категории, то и премьер-министр Великобритании Тони Блэр , и премьер-министр Испании Хосе Мария Аснар твердо разделяли точку зрения США относительно предполагаемой опасности, которую представляет Ирак. Со стороны обоих этих людей было явное негодование по поводу того, что они считали своевольным поведением французского президента, и тем смыслом, в котором его поведение, казалось, подразумевало ситуацию естественного французского лидерства в Европе.
Блэр уделял больше внимания, чем Соединенные Штаты, необходимости четкого международного мандата для действий в отношении Ирака и был ведущим голосом в аргументах в пользу принятия второй резолюции Совета Безопасности ООН до того, как будут предприняты какие-либо дальнейшие шаги. Эта позиция была жизненно важной с точки зрения внутреннего положения британского премьер-министра, но на практике она лишь обострила различия между позициями Великобритании и Франции, сделав менее вероятной возможность совместного европейского ответа.
Раскол между Великобританией и Францией по иракскому вопросу ярко выявил две совершенно разные позиции относительно роли Европы в мировых делах. Таким образом, в целом позицию Франции и Германии поддержали Бельгия, Греция, Люксембург и нейтральные государства, такие как Ирландская Республика . [ 2 ] В то же время в атлантистском углу, помимо Великобритании, находились Испания, Италия, Нидерланды, а также Португалия и Дания. [ 2 ] Поддержка центральноевропейскими и балтийскими государствами-членами ЕС позиции США, заявленная в феврале 2003 года, вызвала гнев французов и привела к знаменитому высказыванию президента Ширака о том, что правительства этих стран
Эти различные позиции не остались только на декларативном уровне. Поскольку второй резолюции ООН не последовало, Великобритания вместе с Испанией, Польшей, Италией и Нидерландами направила войска для вторжения в Ирак . [ 2 ] Таким образом, война продолжалась без второй резолюции ООН. [ 2 ] желаемого Великобританией и при открытом противодействии Франции и Германии. Эти последние страны оказались в маловероятном союзе с Россией по поводу войны. [ 2 ]
Политика ЕС и европейских государств в отношении Ирака после вторжения
[ редактировать ]Политика и дипломатия
[ редактировать ]После вторжения и разрушения режима Саддама Хусейна первоначальная позиция, занятая Францией как главным западным противником войны, заключалась в быстром прекращении американской и британской оккупации и, вместо нее, создании Администрация ООН в Ираке. Последующая неспособность Соединённых Штатов и их союзников найти иракское оружие массового уничтожения, из-за которого велась война, сформировала важный фон для последующей позиции Франции и Германии. Было отмечено, что Франция и другие европейские страны были более заинтересованы в участии ООН в Ираке, чем сама ООН.
Французы также резко критиковали политические меры, принятые Соединенными Штатами после войны. 5 апреля 2003 года министр иностранных дел Франции Доминик де Вильпен резко высказался о планах США по восстановлению послевоенного Ирака. Министр иностранных дел Франции раскритиковал США за выдачу контрактов американским компаниям. Ирак, по его словам, не следует рассматривать как «рай для захватчиков» или пирог, к которому каждый может прикоснуться. Заявления де Вильпена были сделаны на совместной пресс-конференции с Германии и России министрами иностранных дел и свидетельствуют об атмосфере гнева и подозрительности, порожденной войной.
Для Франции и ее антивоенных союзников вопрос быстрого восстановления суверенитета Ирака и прекращения американской оккупации с самого начала имел первостепенное значение. Для Великобритании, лидера провоенной фракции среди европейских стран, самой острой дипломатической проблемой после войны было предотвращение дальнейшего ухудшения отношений между США и ЕС . У британцев была своя критика действий США в отношении оккупации в первые месяцы. Были разногласия с Соединенными Штатами по поводу военной тактики: британские наблюдатели критиковали действия 3-й пехотной дивизии в Багдаде , и особенно действия команды под командованием генерала Джея Гарнера , который в течение короткого периода управлял послевоенным Ираком. Несмотря на эти опасения, размещение британских войск в Ираке оставалось самым значительным после участия Соединенных Штатов.
официально передал власть 28 июня 2004 года глава КПА Пол Бремер временному иракскому правительству, которое возглавил Айяд Алави . Передача произошла тайно, на фоне продолжающегося мятежа и кровопролития в Ираке.
Франция снова возглавила атаку в своей резкой критике новых механизмов, возникших после июня 2004 года. Французы критиковали состав нового правительства, которое, по их мнению, не представляло собой достаточного отклонения от предыдущей администрации, возглавляемой США.
С июня 2004 года можно увидеть начало более общего осторожного возобновления взаимодействия стран ЕС с новым Ираком. В стратегическом документе, подготовленном ЕС в том же месяце, рекомендовалось активное взаимодействие Европы с новым иракским правительством. Документ предусматривал, что ЕС пригласит Ирак присоединиться к Стратегическому партнерству ЕС для Средиземноморья и Ближнего Востока. Он также рекомендовал, чтобы страны ЕС присоединились к усилиям по принятию Ирака во Всемирную торговую организацию и чтобы ЕС восстановил отношения благоприятствования торгового партнера с Багдадом.
Основная разделительная линия в европейских взглядах на Ирак проходила между Францией и Германией, с одной стороны, и Великобританией, Польшей и Испанией, с другой. Более мелкие нейтральные страны тогда имели тенденцию присоединяться к Франции и Германии, а ряд новых государств-членов были с Великобританией, Польшей и Испанией. Однако в середине 2004 года, после поражения Хосе Марии Аснара на выборах Испанской социалистической рабочей партии Хосе Луис Родригес Сапатеро из Испании фактически перешёл в другой лагерь. Сапатеро объявил о своем намерении вывести войска своей страны из Ирака. Испания направила войска численностью 1400 человек. Сапатеро, демонстрируя свою верность французскому взгляду на события в Ираке, первоначально заявил, что, возможно, он был бы готов к тому, чтобы испанские войска остались в рамках решения проблемы Ирака под руководством ООН. Поскольку этого явно не было в перспективе, он отдал приказ об их выводе, который начался 20 апреля 2004 г. и завершился в течение шести недель.
Объявление 22 ноября 2004 г. о выборах в Ираке сыграло еще одну важную роль в медленном и осторожном возобновлении участия европейских стран. Нидерланды, которые поддержали войну и председательствовали в ЕС в 2004 году, стремились оказать практическую помощь в выборах. Была отправлена миссия с намерением изучить возможность участия европейских наблюдателей в выборах в Ираке.
В преддверии выборов госсекретарь США Колин Пауэлл публично выразил надежду, что Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), сыгравшая важную роль в наблюдении за выборами на Украине , возьмет на себя аналогичные задачи в Ираке. Этого не произошло, однако ответственность за международный надзор за выборами 30 января взяла на себя сравнительно небольшая группа из 35 сотрудников ООН. Европейская комиссия пожертвовала сумму в 31,5 миллиона евро на подготовку к выборам, которая включала программу обучения иракских наблюдателей за избирательным процессом и направление трех европейских экспертов в Багдад для работы с миссией ООН. Небольшой размер этой группы объяснялся проблемной ситуацией с безопасностью в Ираке. Кроме того, специальная за избирательным процессом следила из Иордании группа под названием «Международная миссия по выборам в Ираке» из-за опасений, связанных с ситуацией с безопасностью. В эту миссию входили члены из Великобритании, но не из другой страны ЕС.
Выборы были признаны успешными, и была создана модель подлинной, но ограниченной европейской поддержки политического процесса в Ираке, от которой не было существенных отклонений в последующих знаковых событиях в Ираке. Таким образом, участие ЕС в референдуме по конституции заключалось в вкладе в размере 20 миллионов евро в конституционный процесс, который снова был направлен через органы ООН, работающие над референдумом . Успешное проведение референдума приветствовалось европейскими правительствами и Еврокомиссией. Однако прямое участие Европы не было особенностью процесса референдума.
Политика «невмешательства» Франции, Германии и стран, выступавших против войны, казалась им оправданной неспособностью вернуть стабильность в Ирак после свержения Саддама Хусейна. Дальнейший выход из проамериканского лагеря произошел в 2006 году. Выборы в Италии в мае 2006 года привели к власти коалицию под названием « Союз» . Новый премьер-министр Романо Проди в своей первой речи в парламенте после победы выступил с резкой критикой войны в Ираке. Он назвал это «серьезной ошибкой», которая может спровоцировать войну на Ближнем Востоке. Проди объявил о своем намерении вывести Италия из Ирака 2700 военнослужащих. Это, вместе со значительным сокращением польского контингента в Ираке , оставило Соединенные Штаты и их британских союзников практически в одиночестве в попытках выполнить свои обязательства в Ираке.
Европейские экономические отношения с Ираком
[ редактировать ]Европейское финансирование и помощь в восстановлении Ирака были ограничены. И снова ключевым фактором здесь стало сопротивление основных европейских стран вторжению. На конференции доноров в Мадриде в октябре 2003 года, вскоре после вторжения, на восстановление Ирака было выделено 33 миллиарда долларов. Из этой суммы полностью 20 миллиардов долларов поступило из США, 5 миллиардов долларов было пожертвовано Японией, а 1 миллиард долларов - Великобританией. Франция отказалась внести какой-либо вклад. В общей сложности другие страны-члены ЕС пожертвовали 1,5 миллиарда долларов. Европейский уровень помощи новому Ираку остался на скромном уровне. Европейская комиссия как орган пожертвовала 518,5 миллиона евро . Индивидуальные вклады варьировались в зависимости от позиции страны по отношению к войне, но в целом оставались низкими.
В ноябре 2004 года деликатный вопрос государственного долга Ирака был рассмотрен в соглашении между новым правительством Ирака и государствами-членами Парижского клуба . Был согласован план крупного сокращения долга, который позволит снизить долг на 80 процентов в течение трех этапов, связанных с соблюдением Ираком стандартной программы Международного валютного фонда .
Что касается торговли с Ираком, Соединенные Штаты являются его основным торговым партнером, на долю которых приходится 40,7 процента от общего объема торговли. [ 2 ] На втором месте ЕС с 20,7 процента. [ 2 ] ЕС также является вторым по величине экспортером в Ирак. Что касается импорта, то по мере роста добычи нефти в Ираке соответственно увеличился и экспорт энергоносителей в Европу. Ирак сейчас занимает десятое место среди крупнейших поставщиков энергоносителей в Европу. Однако на долю Ирака приходится лишь 1,4 процента от общего объема европейского импорта энергоносителей. Таким образом, предстоит пройти долгий путь, прежде чем объем торговли восстановится до уровня, существовавшего до 1991 года. Торговля резко упала в 1991 году, а затем снова начала расти после начала программы «Нефть в обмен на продовольствие» в 1997 году. К 2001 году на долю ЕС приходилось 33,3 процента общей торговли и 55 процентов импорта Ирака, после чего она начала снижаться. снова. [ 2 ]
Таким образом, европейское экономическое взаимодействие с Ираком увеличивается, и можно ожидать, что оно будет продолжать расти в зависимости, в конечном итоге, от уровня стабильности в Ираке. Однако европейская помощь на восстановление Ирака была скромной, и здесь важны политические факторы. Страны, выступавшие против войны, не хотели вносить значительный вклад в восстановление Ирака в процессе, который они считали принципиально нелегитимным. Отказ Франции сделать какое-либо пожертвование на конференции в Мадриде в октябре 2003 года является, пожалуй, самым ярким примером этого.
См. также
[ редактировать ]- Список тем, связанных с Европейским Союзом
- Международные отношения Европейского Союза
- Отношения третьих стран с Европейским Союзом
- Евро-Средиземноморская зона свободной торговли
- Международные отношения Ирака
- Миссия ООН по содействию Ираку
- Участие Польши во вторжении в Ирак в 2003 году
- Иракская диаспора в Европе
- Отношения Ирака и Великобритании
- Иракско-американские отношения
Внешние отношения Ирака со странами-членами ЕС
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фуско, Флавия (22 марта 2021 г.). «Десекьюритизация и изменение приоритетов отношений между ЕС и Ираком» . Институт международных отношений . Проверено 29 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Спайер, Джонатан . (Опубликовано Центром GLORIA, Междисциплинарный центр, Герцлия, июнь 2007 г.) «Европа и Ирак: тестовый пример общей внешней политики и политики безопасности» . meria.idc.ac.il. Архивировано из оригинала 5 мая 2009 г. Проверено 21 февраля 2009 г.
- ^ Сковгаард, финн. «Президент Жак Ширак заявил лидерам 10 восточноевропейских государств, некоторые из которых собирались вступить в ЕС в 2004 году, что они упустили хорошую возможность промолчать и вели себя по-детски». «Мастера Европы» . skovgaard.org. Архивировано из оригинала 15 апреля 2013 г. Проверено 21 февраля 2009 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Отношения ЕС с Ираком - Веб-сайт Европейской Комиссии
- Делегация Европейской комиссии в Ираке (на английском и арабском языках)