Отношения Монако и Европейского Союза
![]() | |
![]() Евросоюз |
![]() Монако |
---|
Отношения между Княжеством Монако и Европейским Союзом (ЕС) в основном осуществляются через Францию . Благодаря этим отношениям Монако напрямую участвует в определенных политиках ЕС . Монако является неотъемлемой частью таможенной территории ЕС и зоны НДС , поэтому применяет большинство мер по акцизным сборам и НДС . [ 1 ] Монако граничит с одним государством-членом ЕС: Францией . Однако эти отношения не распространяются на внешнюю торговлю. Преференциальные торговые соглашения между ЕС и третьими странами применяются только к товарам, происходящим с таможенной территории – Монако не может заявлять в этом отношении о своем происхождении из ЕС. [ 1 ]
Монако является де-факто членом Шенгенской зоны (его границы и таможенная территория считаются частью Франции) и официально использует евро в качестве единственной валюты. Он использует евро по соглашению с ЕС и Францией, и ЕС разрешил ему чеканить свои собственные монеты . Монако использует евро, поскольку раньше его валюта была привязана к французскому франку в соотношении 1:1 . [ 1 ]
Монако и Европейский Союз также заключили соглашения о применении законодательства Сообщества к фармацевтическим препаратам, косметической продукции и медицинским приборам (это соглашение вступило в силу 1 мая 2004 г.); и о налогообложении сбережений (в силе с 1 июля 2005 г.). [ 1 ]
Будущая интеграция
[ редактировать ]
Членство Монако в ЕС маловероятно, поскольку, помимо своего размера, в отличие от конституционных монархий в ЕС, принц Монако обладает значительными исполнительными полномочиями, а не является просто номинальным главой. [ нужна ссылка ]
Монако вступило в Совет Европы в 2004 году. [ 2 ] шаг, который потребовал от него пересмотреть свои отношения с Францией, которая ранее имела право назначать различных министров. Это рассматривалось как часть общего движения в сторону Европы. [ 3 ]
В ноябре 2012 года, после того как Европейского Союза призвал к оценке отношений ЕС с суверенными европейскими микрогосударствами Андоррой Совет , Монако и Сан-Марино, которые он назвал «фрагментированными», [ 4 ] Европейская комиссия опубликовала отчет, в котором излагаются варианты их дальнейшей интеграции в ЕС. [ 5 ] В отличие от Лихтенштейна , который является членом Европейской экономической зоны (ЕЭЗ) через Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ) и Шенгенское соглашение, отношения с этими тремя государствами основаны на ряде соглашений, охватывающих конкретные вопросы. В отчете рассматриваются четыре альтернативы текущей ситуации: 1) отраслевой подход с отдельными соглашениями с каждым государством, охватывающими всю область политики, 2) всеобъемлющее многостороннее Рамочное соглашение об ассоциации (FAA) с тремя государствами, 3) членство в ЕЭЗ и 4) Членство в ЕС. Комиссия утверждала, что секторальный подход не решает основные проблемы и по-прежнему неоправданно усложняется, в то время как членство в ЕС было отменено в ближайшем будущем, поскольку «институты ЕС в настоящее время не адаптированы к вступлению в ЕС таких небольших стран». Остальные варианты — членство в ЕЭЗ и ФАУ со штатами — оказались жизнеспособными и были рекомендованы Комиссией. В ответ Совет потребовал продолжить переговоры с тремя микрогосударствами о дальнейшей интеграции и подготовить к концу 2013 года отчет с подробным описанием последствий двух жизнеспособных альтернатив и рекомендаций о том, как действовать дальше. [ 6 ]
Поскольку членство в ЕЭЗ в настоящее время открыто только для членов ЕАСТ или ЕС, для того, чтобы микрогосударства присоединились к ЕЭЗ, не становясь членами ЕС, требуется согласие существующих государств-членов ЕАСТ. В 2011 году Йонас Гар Стёре , тогдашний министр иностранных дел Норвегии , которая является государством-членом ЕАСТ, заявил, что членство в ЕАСТ/ЕЭП для микрогосударств не является подходящим механизмом для их интеграции во внутренний рынок из-за различий в требованиях со стороны крупных стран, таких как как Норвегия, и предположили, что для них лучше подойдет упрощенная ассоциация. [ 7 ] Эспен Барт Эйде , преемник Стёре, отреагировал на отчет Комиссии в конце 2012 года, задав вопрос, обладают ли микрогосударства достаточными административными возможностями для выполнения обязательств членства в ЕЭЗ. Однако он заявил, что Норвегия открыта для возможности членства в ЕАСТ микрогосударств, если они решат подать заявку, и что страна еще не приняла окончательного решения по этому вопросу. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] Паскаль Шафхаузер, советник миссии Лихтенштейна при ЕС, заявил, что Лихтенштейн, еще одно государство-член ЕАСТ, готов обсудить членство в ЕЭЗ микрогосударств при условии, что их присоединение не будет препятствовать функционированию организации. Однако он предложил рассмотреть возможность прямого членства в ЕЭЗ для микрогосударств, не входящих как в ЕАСТ, так и в ЕС. [ 10 ]
18 ноября 2013 года Комиссия ЕС опубликовала свой отчет, в котором пришел к выводу, что «участие малых стран в ЕЭЗ в настоящее время не считается жизнеспособным вариантом по политическим и институциональным причинам», но что соглашения об ассоциации были более осуществимый механизм интеграции микрогосударств во внутренний рынок, желательно посредством единого многостороннего соглашения со всеми тремя государствами. [ 12 ] В декабре 2014 года Совет Европейского Союза одобрил начало переговоров по такому соглашению. [ 13 ] и начались они в марте 2015 года. [ 14 ] К сентябрю 2023 года переговоры между ЕС и Монако зашли в тупик и, следовательно, были приостановлены; некоторые источники предполагают связь со спорами по поводу финансового надзора и отмывания денег, [ 15 ] другие источники предполагают, что тупиковая ситуация возникла из-за неразрешимых разногласий по поводу политики Монако по предоставлению предпочтений своим гражданам (и, в некоторой степени, гражданам Франции), что противоречило принципу ЕС о недискриминации по признаку гражданства. [ 16 ] Переговоры по соглашению продолжались без участия Монако, и ЕС, Андорра и Сан-Марино достигли соглашения по тексту в декабре 2023 года до официального одобрения институтами ЕС и правительствами Андорры и Сан-Марино. [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Батлер, Грэм (2023). «Правовые отношения Европейского Союза с Княжеством Монако» . Обзор европейских иностранных дел . 28 (3): 259–282. дои : 10.54648/eerr2023021 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Отношения ЕС с Монако , Европейская служба внешних связей , сентябрь 2011 г.
- ^ «Справочная информация: Монако» . Государственный департамент . Март 2006 года.
- ^ «Монако принято в Совет Европы» . Европейский навигатор (первоначально опубликовано в Tageblatt ). 6 октября 2004 г.
- ^ «Заключения Совета по отношениям ЕС со странами ЕАСТ» (PDF) . Совет Европейского Союза . 14 декабря 2012 г. Проверено 1 апреля 2013 г.
- ^ «Сообщение Комиссии Европейскому парламенту, Совету, Европейскому экономическому и социальному комитету регионов – Отношения ЕС с Княжеством Андорра, Княжеством Монако и Республикой Сан-Марино – Варианты более тесной интеграции с ЕС» . 2012.
- ^ «Заключения Совета об отношениях ЕС с Княжеством Андорра, Республикой Сан-Марино и Княжеством Монако» (PDF) . Совет Европейского Союза . 20 декабря 2012 г. Архивировано из оригинала (PDF) 17 мая 2013 г. Проверено 1 апреля 2013 г.
- ^ «Норвегия говорит нет новым микрогосударствам в ЕЭЗ» . 19 мая 2011 г. Проверено 6 апреля 2013 г.
- ^ «Введение в заседание Европейской комиссии Стортинга» . Министерство иностранных дел Норвегии . 28 января 2013 г. Проверено 1 апреля 2013 г.
- ^ «Эйде: Лучше уже не будет» . 21 декабря 2012 г. Архивировано из оригинала 13 апреля 2013 г. Проверено 1 апреля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Ольберг Ундхейм, Ева (08 декабря 2012 г.). «Правительство открыто для обсуждения членства микрогосударств в ЕЭЗ» (на норвежском языке) . Проверено 6 апреля 2013 г.
- ^ «Норвегия закрывает двери в Сан-Марино» (PDF) . Сан-Марино Трибьюн. 03.01.2013. п. 7. Архивировано из оригинала (PDF) 7 марта 2014 г. Проверено 6 апреля 2013 г.
- ^ «Отношения ЕС с Княжеством Андорра, Княжеством Монако и Республикой Сан-Марино: варианты их участия во внутреннем рынке» . Европейская комиссия . 18 ноября 2013 г. Проверено 20 ноября 2013 г.
- ^ «Совет принимает мандат на переговоры по соглашениям об ассоциации с Андоррой, Монако и Сан-Марино» (PDF) . Совет Европейского Союза . 16 декабря 2014 г. Проверено 22 декабря 2014 г.
- ^ «ЗАПИСАННЫЙ HRVP Федерика МОГЕРИНИ проводит церемонию по случаю начала переговоров по соглашению(ям) об ассоциации с Княжеством Андорра, Княжеством Монако и Республикой Сан-Марино» . Европейская комиссия . 18 марта 2015 г. Проверено 18 марта 2015 г.
- ^ Брентон, Ханна (15 сентября 2023 г.). «ЕС приостанавливает торговые переговоры с Монако после предупреждения финансовых органов» . ПОЛИТИКА . Проверено 28 января 2024 г.
- ^ Карпентер, Эльза (06 декабря 2023 г.). «Какие «красные линии» вынудили приостановить действие соглашения Монако-ЕС?» . Жизнь Монако . Проверено 28 января 2024 г.
- ^ «Комиссия приветствует завершение переговоров по Соглашению об ассоциации с Андоррой и Сан-Марино» . Европейская комиссия . 12 декабря 2023 г. Проверено 28 января 2024 г.